Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ СТОИМОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ'

ПРИНЦИПЫ СТОИМОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тазихина Татьяна Викторовна, Андрианова Юлия Викторовна, Попов Никита Алексеевич

Цель исследования. Настоящая статья посвящена обоснованию принципов стоимостно-ориентированного подхода к оценке инвестиционной привлекательности. Для достижения указанной цели определено понятие инвестиционной привлекательности в контексте экономических интересов современных инвесторов. Раскрыта сущность комплексного подхода к оценке инвестиционной привлекательности компании, базирующегося на определении стоимости бизнеса, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности. Выводы. В результате проведенного исследования были обоснованы следующие принципы комплексного подхода к оценке инвестиционной привлекательности: принцип многогранности и динамичности инвестиционной привлекательности; принцип взаимоувязанности инвестиционной привлекательности с инвестиционными целями субъектов инвестирования и стоимостно-ориентированными показателями; принцип увеличения значимости НМА, ОИС для развития современных компаний и повышения их инвестиционной привлекательности особенно в высокотехнологичных отраслях экономики принцип учета социально-экономических параметров и рисков, обусловленных зависимостью конкурентоспособности современной компании от реализации концепции социально-ответственного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тазихина Татьяна Викторовна, Андрианова Юлия Викторовна, Попов Никита Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF COST-BASED ASSESSMENT OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF COMPANIES

Purpose of research. This article is devoted to substantiating the principles of a cost-based approach to assessing investment attractiveness. To achieve this goal, the concept of investment attractiveness is defined in the context of the economic interests of modern investors. The article reveals the essence of a comprehensive approach to assessing the investment attractiveness of a company based on determining the value of business, intangible assets and intellectual property. Conclusions. As a result of the research, the following principles of an integrated approach to assessing investment attractiveness were substantiated: the principle of versatility and dynamism of investment attractiveness; the principle of interconnectedness of investment attractiveness with the investment goals of investment entities and cost-oriented indicators; the principle of increasing the importance of IA, OIS for the development of modern companies and increasing their investment attractiveness, especially in high-tech sectors of the economy the principle of taking into account socio-economic parameters and risks caused by the dependence of the competitiveness of a modern company on the implementation of the concept of socially responsible business.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ СТОИМОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ»

I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.00)

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 08.00.01

1.1. Принципы стоимостно-ориентированной оценки инвестиционной привлекательности компаний

©Тазихина Т. В.", ©Андрианова Ю. В.ь, ©Попов Н. А.11 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

ае-таН: [email protected] ье-таМ: [email protected] се-таМ: [email protected]

Аннотация. Цель исследования. Настоящая статья посвящена обоснованию принципов стоимостно-ориентированного подхода к оценке инвестиционной привлекательности. Для достижения указанной цели определено понятие инвестиционной привлекательности в контексте экономических интересов современных инвесторов. Раскрыта сущность комплексного подхода к оценке инвестиционной привлекательности компании, базирующегося на определении стоимости бизнеса, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности. Выводы. В результате проведенного исследования были обоснованы следующие принципы комплексного подхода к оценке инвестиционной привлекательности:

- принцип многогранности и динамичности инвестиционной привлекательности;

- принцип взаимоувязанности инвестиционной привлекательности с инвестиционными целями субъектов инвестирования и стоимостно-ориентированными показателями;

- принцип увеличения значимости НМА, ОИС для развития современных компаний и повышения их инвестиционной привлекательности особенно в высокотехнологичных отраслях экономики

- принцип учета социально-экономических параметров и рисков, обусловленных зависимостью конкурентоспособности современной компании от реализации концепции социально-ответственного бизнеса.

Ключевые слова: комплексный подход, инвестиционная привлекательность, интеллектуальная собственность, нематериальные активы, стоимость бизнеса.

Благодарности: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета на 2020 год.

Для цитирования: Тазихина Т. В., Андрианова Ю. В., Попов Н. А. Принципы стоимостно-ориентированной оценки инвестиционной привлекательности компаний // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 18-23.

Principles of cost-based assessment of investment attractiveness of companies

©T. V. Tazikhinaa, ©J. V. Andrianovab, ©N. A. Popovc Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

ae-mail: [email protected] be-mail: [email protected] ce-mail: [email protected]

Abstract. Purpose of research. This article is devoted to substantiating the principles of a cost-based approach to assessing investment attractiveness. To achieve this goal, the concept of investment attractiveness is defined in the context of the economic interests of modern investors. The article reveals the essence of a comprehensive approach to assessing the investment attractiveness of a company based on

determining the value of business, intangible assets and intellectual property. Conclusions. As a result of the research, the following principles of an integrated approach to assessing investment attractiveness were substantiated:

- the principle of versatility and dynamism of investment attractiveness;

- the principle of interconnectedness of investment attractiveness with the investment goals of investment entities and cost-oriented indicators;

- the principle of increasing the importance of IA, OIS for the development of modern companies and increasing their investment attractiveness, especially in high-tech sectors of the economy

- the principle of taking into account socio-economic parameters and risks caused by the dependence of the competitiveness of a modern company on the implementation of the concept of socially responsible business.

Keywords: comprehensive approach, investment attractiveness, intellectual property, intangible assets, business value.

Acknowledgments: The article is based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state task of the Financial University for 2020.

For citation: Tazikhina T. V., Andrianova J. V., Popov N. A. Principles of cost-based assessment of investment attractiveness of companies // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 18-23.

ВВЕДЕНИЕ

Существование и развитие организаций невозможны без постоянного потока инвестиций. Ограниченность собственных ресурсов, которые могут быть направлены на реализацию инвестиционных планов, вынуждает компании выходить на рынок капитала, где они сталкиваются с конкуренцией за дешевые деньги. Если раньше для принятия решений инвестору было достаточно проанализировать исключительно финансовые показатели организации - объем прибыли, величину рентабельности, структуру капитала - и на основе их определить инвестиционную привлекательность, то в настоящее время велика значимость проводимой экологической политики, социальной ответственности бизнеса, взаимоотношений со стейкхолдерами, работы с нематериальными активами. Перечисленные факторы наряду с высоким уровнем неопределенности текущей финансово-экономической ситуации позволяют предположить, что для объективной оценки инвестиционной привлекательности необходимо применять комплексный подход, учитывающий стоимостные показатели компании и интересы ключевых экономических субъектов.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЦЕЛИ

В зарубежной и отечественной практике отсутствует устоявшееся определение понятия «инвестиционная привлекательность»: оно уточняется исследователями в соответствии с про-

Экономические интересы

исходящей трансформацией бизнес-среды. В общем виде инвестиционную привлекательность можно охарактеризовать как мультипликативную характеристику, которая отражает преимущества и риски вложения ресурсов в объекты инвестирования, в том числе компании, с учетом субъективных ожиданий отдельных инвесторов (государственных и муниципальных органов власти, институциональных инвесторов, юридических и физических лиц).

Исходя из обозначенных выше особенностей, под инвестиционной привлекательностью компании авторами будет пониматься ее способность удовлетворять индивидуальные экономические интересы субъектов инвестиционных отношений.

Интересы субъектов инвестиционных отношений можно выразить через систему инвестиционных целей, которые, в свою очередь, возможно оцифровать через совокупность отдельных экономических показателей: систему показателей инвестиционной привлекательности. Для отдельных категорий инвесторов элементы такой системы показателей будут различны. Так, в таблицах 1 и 2, представлены консолидированные данные об экономических интересах различных групп инвесторов и основные группы традиционно используемых показателей в разрезе наиболее значимых участников рынка. Стоит, однако, обратить внимание, что инвестиционные цели под воздействием макроэкономической ситуации, конъюнктуры на отдельных рынках, экологической и эпидемиологической обстановки могут претерпевать изменения, что в итоге отразится на системе показателей инвестиционной привлекательности.

Таблица 1

различных групп инвесторов

Группа инвесторов Статус инвестора Экономические интересы и инвестиционные цели

Физические лица Миноритарные акционеры Рыночная стоимость акций компании объекта, лежащая в основе их рыночного курса, доходности и ликвидности.

Корпоративные инвесторы (все), в т. ч.: Миноритарные и мажоритарные акционеры, потенциальные поглощающие компании и компании-покупатели Симбиоз стоимостных, социальных и экологических метрик, в том числе: рост экономической и акционерной добавленных стоимостей (CEVA, SVA), определяющий конкурентные преимущества объекта инвестирования, долю рынка и перспективы по её сохранению и расширению степень эффективности компании-объекта инвестирования как механизма решения социальных и экологических проблем

банки Общие для всех корпоративных инвесторов интересы и инвестиционные цели, а также специфические цели, связанные с уровнем риска, ликвидностью и финансовой устойчивостью объекта инвестирования

Государственные образования Миноритарные и мажоритарные акционеры, покупатели. Доходность, получение финансово-экономических и контрольно-управленческих преференций, решение социальных и экологических вопросов.

Источник: составлено авторами

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №5,2020 Проблемы экономики и юридической практики 19

ISSN 2712-7605 (online)

Таблица 2

Показатели инвестиционной привлекательности компании для различных участников рынка

Участники рынка Показатели

Государство Влияние деятельности компаний на развитие территории, отрасли функционирования, смежных отраслей Социальная значимость бизнеса Экологические последствия деятельности

Инвестиционные фонды и корпорации Соотношение доходности и риска Доходность инвестированного капитала Доходность собственного капитала

Кредитно- финансовые институты Показатели ликвидности (текущая ликвидность, абсолютная ликвидность) Устойчивость доходов от основного вида деятельности

Источник: составлено авторами

Существенное влияние на оценочные системы инвестиционной привлекательности компании оказывает также иерархия экономических интересов всех субъектов инвестиционных отношений. В современном мире произошла диверсификация системы экономических интересов под воздействием двух основных тенденций: ускоряющихся темпов появления новейших технологий и средств коммуникации и обострения проблемы эффективного использования редких экономических ресурсов. Стремление получения высокой прибыли и рост доходности - традиционные интересы субъектов инвестиционных отношений - теперь граничат с пониманием необходимости обеспечения будущей конкурентоспособности объектов инвестирования, связанной с влиянием бизнеса на динамичную окружающую среду. Это означает, что в системе интересов инвесторов, а значит, и их инвестиционных целях, наряду с интересами по повышению стоимостных характеристик бизнеса возможно выделить интересы, связанные с развитием интеллектуальной составляющей, выполнением объектом инвестирования социальной роли и соблюдением экологических требований.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Комплексный подход, интегрирующий все описанные инвестиционные интересы, и соответствующий ему инструментарий оценки, с одной стороны, отражают постоянные инвестиционные интересы субъектов инвестиционных отношений, с другой - позволяют расширять первоначальную систему показателей актуальными метриками, отражающими изменение текущих условий деятельности. Таким, образом, с точки зрения авторов, оптимальным является подход к оценке инвестиционной привлекательности компании, который включает три основных компонента:

- стоимостной компонент, выражаемый через стоимость бизнеса компании и ее рост;

- интеллектуальный компонент, включающий стоимость нематериальных активов компании (НМА), объектов интеллектуальной собственности (ОИС) и результатов интеллектуальной деятельности (РИД);

- социально-экологический компонент, включающий социально-ответственное поведение бизнеса и влияние деятельности компании на экологическую обстановку.

Стоимостной компонент в предлагаемом комплексном подходе к оценке инвестиционной привлекательности, по мнению авторов, является основополагающим. Корректировка полученных стоимостных показателей на социально-экологические

риски компании, которая реализует стратегию социально ответственного бизнеса, является надстройкой. Первостепенная важность стоимостного компонента объясняется его способностью отражать успешность компании в разрезе основных видов деятельности - коммерческой, производственной, финансовой и управленческой, - что является обязательным при оценке инвестиционной привлекательности. Кроме того, стоимостной компонент через ставку дисконтирования учитывает риски инвестиций, включающие, в том числе, риск, связанный со структурой капитала.

Таким образом, рыночную стоимость компании (V,,,) можно определить по формуле 1.

Vm = a *

^ PV (CFn) + PV (TV)

+Ь * [М * Базовый показатель] + с * [А" — Об'], (1)

где PV (СРп) - текущая стоимость денежного потока п-го прогнозного периода;

PV (Т^) - текущая стоимость в постпрогнозном периоде;

М - рыночный мультипликатор;

А* - рыночная стоимость активов компании на дату оценки;

Об* - рыночная стоимость обязательств компании на дату оценки;

а, Ь, с - весовые коэффициенты, сумма которых равна единице.

Несмотря на то, что формула 1 является базовой (в практической деятельности встречается большое число ее модификаций), она хорошо иллюстрирует основные взаимосвязи при более детальном рассмотрении: для ее расчета применяется большое число текущих и прогнозных показателей, которые характеризуют деятельность компании со всех сторон (таблица 3).

Таблица 3

Взаимосвязь показателей стоимости и инвестиционных характеристик компании

№ п/п Показатели Инвестиционная характеристика

1 СР - денежный поток Результаты операционной и

ЕВ1Т - прибыль до выче- инвестиционной деятельностей

та процентов и налогов компании;

I - величина процентов Варианты оптимизации налого-

по кредитам и займам обложения

DI - величина новых

кредитов и займов

ЭР - объем платежей по

кредитам и займам

АТ - актуализированные

налоги

Ш" - гипотетические

налоги

САРЕХ - величина капи-

тальных вложений

AWC - изменение соб-

ственного оборотного

капитала

2 Rf - безрисковая ставка Уровень риска инвестирования в

доходности государственные долговые обязательства

3 Rm - среднерыночная Средний уровень риска инвести-

ставка доходности рования на определенном финансовом рынке

Таблица 3 (продолжение)

№ п/п Показатели Инвестиционная характеристика

4 Р - коэффициент вола- Уровень риска инвестирования в

тильности акций кон- конкретную компанию по срав-

кретной компании (бе- нению со среднерыночным

та-коэффициент) риском

5 г - ставка дисконтиро- Синтетический показатель рис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вания ков инвестирования в конкретную компанию

6 g - постоянные темпы Перспективы роста бизнеса в

роста постпрогнозном периоде

7 ТО - терминальная Ожидаемая величина стоимости,

стоимость которую будет генерировать бизнес в постпрогнозном периоде

8 М - рыночный мульти- Отражение оценки определен-

пликатор ных показателей компании рынком

9 А*; Об* - активы, обяза- Текущая рыночная стоимость

тельства активов и обязательств компании

10 S1-S5 - риски инвести- Специфические риски компании:

рования в конкретную риск, связанный с качеством

компанию на конкрет- управления компанией;

ную дату риск, связанный с диверсификацией деятельности компании; риск, связанный с размером бизнеса; риск, связанный с уровнем капитализации; риск, связанный с возможностью прогнозирования и т. д.

11 к - прогнозный период Длительность ожидаемого

(количество лет, кварта- успешного функционирования

лов, месяцев); бизнеса в обозримом будущем

п - порядковый номер

прогнозного периода

(года, квартала, месяца)

1 J. Ross. Intangible assets: A Hidden but crucial driver of company value. URL: https://www.visualcapitalist.com/intangible-assets-driver-company-value/ (дата обращения: 13.04.2020)

из таблицы 4, стоимость отдельных компаний на 100% сформирована НМА.

Таблица 4

ТОП-10 компаний с наибольшей стоимостью нематериальных активов по состоянию на 2018 г.

№ Наименование компании Сектор Стоимость нематериальных активов, млрд долл. Рыночная капитализация Доля нематериальных активов в EV

1 Microsoft Интернет и ПО 904 1 трлн. долл. 90%

2 Amazon Интернет и ПО 839 903 млрд долл. 93%

3 Apple Технологии и 1Т 675 874 млрд. долл. 77%

4 Alphabet Интернет и ПО 521 800 млрд. долл. 65%

5 Facebook Интернет и ПО 409 518 млрд долл. 79%%

6 AT&T Телекоммуникации 371 441 млрд долл. 84°%

7 Tencent Интернет и ПО 365 417 млрд долл. 88%

8 Johnson & Johnson Фармацевтика 361 359 млрд долл. 101%2

9 Visa Банкинг 348 348 млрд долл. 100%

1 0 Alibaba Интернет и ПО 344 400 млрд долл. 86%

Источник: составлено авторами

Из таблицы 3 видно, что стоимость, являясь интегральным показателем, учитывает большую часть факторов, характеризующих инвестиционную привлекательность компании, как с точки зрения преимуществ инвестирования, так и со стороны сопутствующих рисков. Также необходимо отметить, что при расчете стоимости компании и производных от нее показателей учитывается стоимость НМА и ОИС и генерируемые ими денежные потоки, что, в случае незначительной их доли в объеме инвестированного капитала, является еще одним неоспоримым преимуществом стоимостного подхода.

Второй компонент комплексного подхода к оценке инвестиционной привлекательности компании - интеллектуальный. Значение НМА, ОИС и РИД в настоящее время трудно переоценить: конкурентные преимущества компании из любой отрасли лежат именно в плоскости нематериальных активов.

Значимость НМА для бизнеса хорошо прослеживается при рассмотрении западных рынков и компаний. Так, в 2018 году совокупная стоимость нематериальных активов компаний, входящих в индекс Б&Р 500, достигла рекордного значения -21 триллион долларов США. За 43 года доля нематериальных активов в структуре стоимости компаний выросла в 4,9 раза (с 17% до 84%), что позволяет считать НМА одним из основных показателей инвестиционной привлекательности1. Как видно

Источник: составлено авторами на основании данных Brand Finance

Почти все компании, обладающие нематериальными активами с наибольшей стоимостью, относятся к сектору «Интернет и программное обеспечение», что говорит о высокой чувствительности сектора к результатам научно-исследовательской деятельности. Степень такой чувствительности для отдельной компании зависит от абсолютной величины рыночной стоимости НМА и от их доли в общем объеме инвестированного капитала (EV, Enterprise Value).

Российские организации в данной сфере являются отстающими: несмотря на поддержку со стороны государства (создание комитетов по интеллектуальной собственности при торгово-промышленных палатах регионов, призванных развивать рынок интеллектуальной собственности с целью повышения капитализации и пополнения оборотных средств участников рынка, а также увеличения балансовой стоимости компаний и валового регионального продукта), доля НМА в стоимости российских компаний остается незначительной. Кроме того, недостаток опыта управления нематериальными активами у менеджмента российских компаний приводит к тому, что большое количество представленных на Московской бирже корпораций недооценены3.

Отдельное внимание влиянию НМА на стоимость компании уделяется в работах ведущих зарубежных экономистов. Так, Р. С. Каплан и Д. П. Нортон при обосновании сбалансированной системы показателей (ССП) в своей работе «Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материаль-

Доля, равная 101%, обусловлена округлением

3 Нематериальные активы и интеллектуальная собственность корпорации: оценка и управление: учебник / [коллектив авторов; под ред. М.А. Федотовой, Т.В. Тазихиной]. — Москва: КНОРУС, 2018. — 58 с.

Проблемы экономики и юридической практики

21

ные» предприняли попытку внедрения нематериальных активов в стоимостно-ориентированное управление компанией. По мнению авторов, нематериальные активы - устойчивый источник создания стоимости 4.

Р. Норманн и Р. Рамирес разработали в рамках статьи «От цепочки создания стоимости к созвездию стоимости. Разработка интерактивной стратегии» модель «Миксер создания стоимости». В качестве уникальных активов, которые необходимы для достижения устойчивых конкурентных преимуществ компании, позволяющих бизнесу эффективно развиваться и функционировать в конкурентной среде, авторы рассматривают в первую очередь нематериальные активы (рисунок 1).

Как видно из рисунка 1, в модели первостепенное внимание уделяется нематериальным активам, которые авторы разделяют на идентифицируемые (отражаются на балансе компании) и неидентифицируемые (неотраженные в формах бухгалтерской отчетности). Неидентифицируемые нематериальные активы состоят из двух элементов:

1. Нематериальных компетенций, которые включают человеческий капитал - знания, опыт работников - и организационный капитал (организационную культуру);

2. Латентных способностей, представляющих собой активы, которые еще не используются компанией, однако имеют потенциал.

Рисунок 1. Модель «Миксер создания стоимости»

Источник: Норманн, Р. От цепочки создания стоимости к созвездию стоимости /Построение цепочки создания стоимости/Р. Норманн, Р. Рамирес; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -193 с.

Менеджеры компаний, воздействуя на составляющие «Миксера стоимости», могут влиять на стоимость компании как в сторону ее увеличения, так и в сторону обесценения. Таким образом, нематериальные активы и управление ими можно рассматривать как одну из ключевых составляющих стоимости компании и, соответственно, существенный фактор инвестиционный привлекательности.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования авторами были сформированы принципы применения комплексного подхода к оценке инвестиционной привлекательности компаний.

Принцип 1. Многогранность комплексного подхода к оценке инвестиционной привлекательности.

Изменчивость понятия «инвестиционная привлекательность», обусловлена: - Развитием экономики.

4 Kaplan R. S., Norton D.P., Strategy maps -converting intangible assets into tangible outcomes. - Harvard Business School Press: Boston MA.

- Изменением бизнес- среды.

- Изменением инвестиционных целей экономических субъектов.

Оценка инвестиционной привлекательности компании осуществляется на конкретную дату.

Учитываются инсайдерские и аутсайдерские факторы, влияющие на деятельность компании.

На актуальность результатов оценки влияют динамика экономического развития в анализируемый период, развитие бизнес-среды в которой функционирует анализируемая компания, деятельность самой компании. Актуальность оценки составляет не более 6 месяцев.

Принцип 2. Единство инвестиционной привлекательности компании с инвестиционными целями и экономическими интересами субъектов инвестирования.

Использование комплексных стоимостных показателей:

Рыночная стоимость бизнеса (может быть рассчитана наряду с инвестиционной и ликвидационной стоимостью).

Использование трех подходов к оценке с выведением итоговой величины.

Экономическая добавленная стоимость и ее разновидности (допустимо использование EV, рыночной капитализации компании).

Анализ проводится путём сравнения данных величин с рыночной стоимостью компании за несколько лет.

Принцип 3. Повышение значимости НМА и ОИС для развития современных компании и их влияния на рыночную стоимость.

Проведение дополнительной оценки рыночной стоимости НМА и ОИС в составе активов компании (метод чистых активов).

Влияние соотношения рыночной стоимости НМА и ОИС и рыночной стоимости компании на перспективы развития анализируемого бизнеса.

Принцип 4. Ограниченность показателей рыночной стоимости, их производных и аналогов.

Зависимость конкурентоспособности современных компаний от их социально-экономической ответственности, что не всегда объективно отражается в сравнении со среднеотраслевыми показателями прибыли и другими факторами.

Оценка социально-экологической ответственности компании как дополнительная качественная характеристика ее инвестиционной привлекательности.

Социальная ответственность компании оценивается с применением комплексного показателя корпоративной социальной ответственности компании (КСО).

КСО показателями ySG GDS, SDS и EDS, которые положительно коррелируют с показателями рыночной стоимости и капитализации.

Также отмечается отрицательная коррекция риска со всеми показателями стоимости.

Показатели КСО увеличивают стоимость компании в долгосрочной перспективе.

В российской практике проекты, приносящие ощутимый социальный эффект в нескольких направлениях общественного развития, реализуются исключительно компаниями с государственным участием.

Принцип 5. Комплексный подход к оценке инвестиционной привлекательности компании включает количественную (по рыночной стоимости) и качественную (социально-экологическая ответственность) оценку, итоговой величины которой является совокупность стоимостных и социально-экологических показателей, объединяемых в рейтинг ИПК.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,57%.

Рецензент: заведующий кафедрой оценочной деятельности и корпоративных финансов Негосударственного образовательного

частного учреждения «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», доктор экономических наук, профессор И.В. Косорукова

Список литературы:

Reference list:

1. Мерсер З., Хармс Т. Интегрированная теория оценки бизнеса / под научн. ред. В.М. Рутгайзера; М52 (пер. с англ. Л.И. Лопатников). - М.: Маросейка, 2008. - 288 с.

2. Нематериальные активы и интеллектуальная собственность корпорации: оценка и управление: учебник / [коллектив авторов; под ред. М.А. Федотовой, Т.В. Тазихиной]. — Москва: КНОРУС, 2018.

3. Норманн, Р. От цепочки создания стоимости к созвездию стоимости / Построение цепочки создания стоимости / Р. Норманн, Р. Рамирес; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 193 с.

4. Оценка инвестиционных проектов: теория и практика. 2-е изд., доп. и перераб.: учебное пособие для специалистов, аспирантов, магистрантов, студентов вузов / Т. Б. Малкова, О. А. Доничев. — Москва: РУСАЙНС, 2019. — 366 с.

5. Brealey R.A., Myers S.C. Principles of Corporate Finance. 12th edition / McGraw Hill Higher Education, 2017.

6. Kaplan R. S., Norton D.P., Strategy maps -converting intangible assets into tangible outcomes. - Harvard Business School Press: Boston MA.

7. Ross J. Intangible assets: A Hidden but crucial driver of company value. URL: https://www.visualcapitalist.com/intangible-assets-driver-company-value/ (дата обращения: 13.04.2020)

8. Spaniol M. J., Rowland N. J. The scenario planning paradox //Futu res. - 2018. - Т. 95. - С. 33-43.

1. Mercer Z., harms T. Integrated theory of business evaluation / under the scientific editorship Of V. M. Rutgizer; M52 (per. from English by L. I. Lopatnikov). - Moscow: Maroseyka, 2008. - 288 p.

2. Intangible assets and intellectual property of the Corporation: assessment and management: textbook /[team of authors; ed. by M. A. Fedotova, T. V. Tazikhina]. - Moscow: KNORUS, 2018.

3. Normann, R. From the value chain to the constellation of value / Building the value chain / R. Normann, R. Ramirez; TRANS. from English-M.: Alpina Business books, 2007. - 193 p.

4. Evaluation of investment projects: theory and practice. 2nd ed., add. and revised: a training manual for professionals, graduate students, undergraduates, students of higher educational institutions / T. B. Malkov, O. A. Donichev. - Moscow: RUSAINS, 2019. - 366 p.

5. Brealey R.A., Myers S.C. Principles of Corporate Finance. 12th edition / McGraw Hill Higher Education, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kaplan R. S., Norton D.P., Strategy maps -converting intangible assets into tangible outcomes. - Harvard Business School Press: Boston MA.

7. Ross J. Intangible assets: A Hidden but crucial driver of company value. URL: https://www.visualcapitalist.com/intangible-assets-driver-company-value/ (accessed: 13.04.2020)

8. Spaniol M. J., Rowland N. J. The scenario planning paradox / / Futures. - 2018. - Vol. 95. - Pp. 33-43.

Статья поступила в редакцию 09.09.2020, принята к публикации 30.09.2020 The article was received on 09.09.2020, accepted for publication 30.09.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Тазихина Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Андрианова Юлия Викторовна, кандидат экономических наук, доцент Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected] Попов Никита Алексеевич, специалист, Центр отраслевых исследований и консалтинга, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatyana V. Tazikhina, Cand. Sci. (Econ.), associate professor, Professor of the Department of corporate finance and corporate management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Julia V. Andrianova, Cand. Sci. (Econ.), associate professor of the Department of corporate finance and corporate management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Nikita A. Popov, research associate, Center for industry research and consulting, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №5,2020 Проблемы экономики и юридической практики 23

ISSN 2712-7605 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.