СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК [б5.011+658.62.018]:330.131.52
Л. Н. АХТУЛОВА А. Л. АХТУЛОВ И. Ф. ИВАНОВА В. Ф. МАЛЫГИНА С. Т. ТАШМАГАМБЕТОВА
Омский государственный университет путей сообщения,
Тобольский индустриальный институт — филиал ТюмГНГУ
ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассмотрены некоторые рекомендации, которые помогут организациям разрабатывать и внедрять собственные методики оценки результативности систем менеджмента качества (СМК), предложена методика определения результативности процессов. Сформулированы основные задачи по оценке результативности СМК. Рассмотрен выбор критериев по их значимости.
Ключевые слова: процесс, результативность, эффективность, система менеджмента качества.
Необходимо понимать, что современная кон- дарственном и муниципальном управлении [3], в во-цепция менеджмента организации — это концепция енно-промышленном комплексе [4] и других сферах руководства управлением любым целенаправленным деятельности [5 — 7].
видом деятельности, позволяющая достигать успеха Современным организациям необходимо на-
не только в сфере производства [1, 2], но и в госу- учиться результативно использовать все возмож-
ности воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня конкурентоспособности, обеспечивая на всех этапах жизненного цикла постоянное улучшение деятельности.
Поэтому главной целью создания систем менеджмента качества является содействие в обеспечении удовлетворенности потребителей, то есть характеристики продукции должны удовлетворять потребности и ожидания, которые, как правило, отражают требования потребителей в нормативно-технической документации. Но так как потребности и ожидания постоянно меняются, то и организации испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, что приводит к необходимости совершенствования как продукции и процессов, так и деятельности в целом.
В настоящее время в мировой практике применяются различные системы менеджмента, но для успешной деятельности они должны обеспечивать возможность реализации ключевых принципов системного управления организацией, основанных на принципах менеджмента качества [8, 9].
Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества в настоящее время [10] стала основой постоянного улучшения с целью обеспечения удовлетворенности как потребителей, так и всех заинтересованных сторон, которая дает как организации, так и потребителям уверенность в способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.
Согласно [8, 9], применение принципов менеджмента качества не только обеспечивает непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков, что позволяет помочь организациям всех видов и размеров обеспечивать эффективное функционирование и оценивать результативность как систем менеджмента качества, так и деятельности организации в целом.
Таким образом, принципы, касающиеся общей эффективности и результативности организации, будут влиять на [10]:
— лояльность потребителей;
— долговременные и повторные деловые контакты и обращения;
— результаты работы, такие как доход и доля на рынке;
— гибкую и быструю реакцию на изменения рынка;
— затраты и количество циклов посредством результативного и эффективного использования ресурсов;
— выстраивание оптимальной цепи процессов, что позволяет достигать желаемого результата наилучшим образом;
— получение конкурентных преимуществ за счет улучшения возможностей организации;
— понимание и мотивацию в отношении целей и задач организации, а также участия в постоянном улучшении профессионализма работников;
— уверенность заинтересованных сторон в результативности и эффективности организации, подтвержденных выгодами и репутацией деятельности организации;
— способность создавать ценности как для организации, так и для поставщиков за счет гибкости
и быстроты совместной реакции на изменения рынка, оптимизируя затраты и ресурсы.
Таким образом, можно отметить, что в настоящее время «функциональный подход» в деятельности организации уже морально устарел и выбор процессного подхода к построению системы менеджмента становится очевидным. Так как применение «функционального подхода» предполагает распределение между структурными единицами организации функций, за ними закрепленных. Получается набор функций, которые часто бывают не взаимосвязанными. Сотрудники, успешно выполняя четко поставленные задачи, перестают видеть конечные результаты всей организации и осознавать свое место в общей цепочке. Процессный подход рассматривает организацию как совокупность процессов, преобразующих входы в выходы.
В соответствии с [8] «преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии».
Концепция внедрения системы менеджмента качества в организации на основе процессного подхода рассматривалась многими зарубежными и отечественными авторами [1, 5]. Причинами неудач являлось многое: и незаинтересованность высшего руководства, и формальное отношение к внедрению систем менеджмента качества, и сопротивление персонала нововведениям, и формальное внедрение процессного подхода.
Необходимо отметить ёще ряд факторов, которые влияют на результативность систем менеджмента качества при применении процессного подхода.
Важную роль в построении систем менеджмента качества играет такой фактор, как информационное обеспечение. В [8—10] рассмотрены принципы и практические решения организации информационного обеспечения, определены показатели, характеризующие информационную насыщенность процессов систем менеджмента качества.
Необходимо не только описать процессы, протекающие в организации, но и установить владельцев процессов. Ответственность за управление процессом должна быть закреплена только за одним сотрудником организации.
Построение моделей процессов [11], протекающих в организации, позволяют не только показать все составляющие элементы конкретного процесса (исходные данные, необходимые ресурсы, механизмы управления, получаемый результат на выходе), но и отразить последовательность действий. Каждый этап протекания какого-либо процесса мы можем отследить и вовремя принять предупреждающие и корректирующие мероприятия. Осуществление предупреждающих действий заблаговременно позволит избежать незапланированных затрат, а принятие корректирующих мероприятий позволит больше не повторять конкретной ошибки.
Грамотное применение информационных программ, моделирование и автоматизация процессов способствуют повышению результативности систем менеджмента качества.
Многие организации пренебрегают принципами менеджмента качества, описанными в [8, 9]. Но данные принципы составляют лишь «скелет» системы менеджмента. Значимость каждого принципа представлена в табл. 1.
Как видно из табл. 1, все принципы менеджмента влияют на функционирование системы менеджмента, каждый принцип выполняет свою задачу.
Таблица 1
Шкала значимости принципов менеджмента
Принцип Рейтинг Значимость
Ориентация на потребителя 1 0,20
Лидерство руководителя 3 0,20
Вовлечение персонала 2 0,20
Процессный подход 4 0,15
Системный подход 5 0,15
Постоянное улучшение 8 0,05
Принятие решений, основанных на фактах 6 0,05
Взаимовыгодные отношения с поставщиками 7 0,05
• = 1
8 принципов менеджмента качества
Информационные технологии
Добровольное
желание руководителя
Мотивация персонала
основе процессного подхода, напрямую зависит результат деятельности. Вовлечение сотрудников — процесс длительный и трудоемкий. Во многих российских организациях нелегко переломать мышление сотрудников, зачастую причиной этого является боязнь каких-либо изменений (новшеств), сопротивление к получению знаний в области менеджмента качества, страх перед новой системой работы и др. Руководителю необходимо разработать программу, которая поможет справиться со всеми трудностями и вовлечь сотрудников. В данном случае может использоваться такой инструмент, как мотивация персонала, ведь от результативного труда зависит успех организации.
Таким образом, добровольное принятие решения руководства и вовлечение персонала — необходимые условия реального внедрения процессного подхода.
В итоге можно утверждать, что на построение системы менеджмента качества на основе процессного подхода влияет много факторов [12]: и добровольная воля руководителя, и реализация принципов менеджмента качества, и информационные технологии, с помощью которых строятся модели процессов (рис. 1).
Повышение результативности системы менеджмента качества
Рис. 1. Блок-схема основных факторов при построении процессной модели системы менеджмента качества
Ориентация на потребителя — удовлетворить запросы и предугадать желания потребителя.
Лидерство руководителя — определение политики развития и миссии организации. Именно от лидера зависит реальное внедрение процессного подхода.
Вовлечение персонала. Персонал — основа организации, и от вовлечения персонала во взаимодействии процессов функционирования зависит успех организации.
Внедрить в организации процессный подход или формально описать процессы в стандартах организации (положениях, инструкциях) — выбор руководителя. Насколько истинным желанием руководства будет построить систему менеджмента качества на
Библиографический список
1. Ахтулова, Л. Н. Управление несоответствиями в серийных технологических процессах промышленного предприятия / Л. Н. Ахтулова, О. В. Дежурова, Д. А. Грюнер // Омский научный вестник. - 2009. - № 3 (83). - С. 149-153.
2. Ахтулова Л. Н. Идентификация процессов системы менеджмента качества промышленного предприятия / Л. Н. Ахтулова, А. М. Суртаев // Омский научный вестник. - 2009. -№ 1 (75). - С. 84-86.
3. Ахтулов, А. Л. Особенности разработки руководства по качеству для органа местного самоуправления / А. Л. Ах-тулов, Л. Н. Ахтулова, А. Ю. Кривун // Омский научный вестник. - 2013. - № 3 (119). - С. 56-58.
4. Ахтулов, А. Л. Система менеджмента качества как основа конкурентоспособности коммерческого банка / А. Л. Ахтулов, Е. Ю. Бирюкова // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2009. - № 4 (44). - С. 78-79.
5. Ахтулов, А. Л. Методика оценки качества процессов проектирования сложных технических устройств / А. Л. Ах-тулов, А. В. Леонова, Л. Н. Ахтулова // Омский научный вестник. - 2013. - № 3 (123). - С. 87-91.
6. Ахтулов, А. Л. Логистический аутсорсинг как основное направление обеспечения качества процесса цепей поставок в деятельности организации / А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, Н. А. Чанчибадзе, С. В. Лумпова // Омский научный вестник. — 2013. - № 2 (116). - С. 61-63.
7. Ахтулов, А. Л. Использование карт потока создания ценности как средство постоянного улучшения деятельности организации / А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, Т. И. Стадольская // Омский научный вестник. — 2013. — № 5 (122). — С. 40-46.
8. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М. : Стандартинформ, 2012. - 32 с.
9. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. - М. : Стандартинформ, 2012. - 36 с.
10. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качеств. - М. : Стандартинформ, 2011. - 46 с.
11. Ахтулова Л. Н. Алгоритм прогнозирования несоответствий в модели улучшения качества серийных процессов производства / Л. Н. Ахтулова, О. В. Дежурова // Омский научный вестник. - 2010. - № 1 (87). - С. 105-109.
12. Ахтулов, А. Л. Измерение результативности системы менеджмента качества как инструмент совершенствования деятельности организации / А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, А. Ю. Мустакова, С. Т. Ташмагамбетова // Омский научный вестник. - 2013. - № 1(117). - С. 132-136.
АХТУЛОВА Людмила Николаевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством» Омского государственного университета путей сообщений (ОмГУПС).
АХТУЛОВ Алексей Леонидович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры электроэнергетики Тобольского индустриального института — филиал Тюменского государственного нефтегазового университета; профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» ОмГУПС, действительный член Международной академии авторов научных открытий и изобретений и Академии проблем качества, почетный работник высшего профессионального образования.
ИВАНОВА Ирина Фёдоровна, аспирантка кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» ОмГУПС. МАЛЫГИНА Вера Фёдоровна, аспирантка кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» ОмГУПС. ТАШМАГАМБЕТОВА Сауле Тулегеновна, аспирантка кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» ОмГУПС. Адрес для переписки: аЫи!оу-а[email protected]
Статья поступила в редакцию 02.07.2014 г. © Л. Н. Ахтулова, А Л. Ахтулов, И Ф. Иванова, В. Ф. Малыгина, С. Т. Ташмагамбетова
УДК 338.465.2 С. В. КОНДРАТЮКОВ
С. С. СТАУРСКИЙ
Омская академия МВД России
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА_
Данная статья посвящена изучению особенностей деятельности частных охранных организаций в России. Авторы работы предлагают рассматривать деятельность частных охранных организаций в России как особый вид предпринимательства. Авторы работы отмечают основные положительные и отрицательные черты, присущие частной охранной организации, и особенности функционирования охранных организаций в современной России.
Ключевые слова: частные охранные организации, экономическая эффективность, конкурентоспособность, охранные услуги, особый вид предпринимательства.
Частная охранная организация, в соответствии с Гражданским законодательством, «имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» [1].
Именно в ней формируются экономические отношения по производству и продаже охранных
услуг, необходимых для защиты различных объектов от неблагоприятных воздействий.
В соответствии с основным законом, регламентирующим частную охранную деятельность [2], «в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном