Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
УДК 314.74
В. А. Зайцев*, Л. В. Жильская**
Принципы правового статуса мигрантов в Российской Федерации
В статье рассмотрены и сформулированы возможные предложения по совершенствованию российского законодательства в сфере регулирования правового положения мигрантов.
Ключевые слова: мигрант, конституционно-правовое регулирование, правовой статус.
V.A. Zaitsev*, L.V. Zhilskaya**. Principles of the migrants’ legal status in the Russian Federation. The author considers and formulates some possible proposals on improvement of the Russian laws in relation to regulation of the migrants’ legal position.
Keywords: migrant, constitutional and legal regulation, legal status.
В настоящее время Российская Федерация представляет собой один из крупнейших в мире центров, принимающих мигрантов, не только на территории постсоветского пространства, но и в мировом масштабе. Как считает И.С. Шойко, поток мигрантов объективно востребован в сложившихся экономических реалиях и будет востребован в еще больших масштабах в связи с демографической ситуацией [8]. Следует согласиться, что такое положение вещей обусловлено не только уменьшением численности населения на всей территории России, но и рядом других факторов, среди которых: более стабильное экономическое положение Российской Федерации по сравнению с другими странами бывшего СССР; «прозрачность» границ между государствами СНГ; наличие больших национальных диаспор. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация была и еще на долгое время останется принимающей страной.
Иммигранты составляют постоянно растущую часть населения страны. Согласно сведениям Федеральной миграционной службы, за 2010 г. на территорию Российской Федерации въехали более 13,6 млн. иностранных граждан, что превышает показатель аналогичного периода предыдущего года на 6,14 % (2009 г. — 12,8 млн чел.). Количество пересечений Государственной границы Российской Федерации превысило 24 млн. С территории Российской Федерации выехали свыше 9,7 млн. иностранных граждан (за аналогичный период прошлого года (далее — АППГ) — 9 млн, +7,81 %). На 31 декабря 2010 г. на территории Российской Федерации находились свыше 7 млн. иностранных граждан. Среди регионов Российской Федерации лидером по объему въезда иностранных граждан является Московская область, куда за 2010 г. въехали около 2,4 млн. иностранных граждан.
«Десятка» стран, из которых приезжает наибольшее количество иностранных граждан, остается фактически без изменений с 2009 г. Основные «поставщики» иностранных граждан — страны СНГ: Украина (20,9 % от общего числа въехавших), Узбекистан (13,51 %), Казахстан (10,47 %), Таджикистан (7,46 %), Азербайджан (5,59 %) и Молдова (5,07 %). Традиционным «лидером» среди стран дальнего зарубежья остается Китай.
В 2010 г. оформлено свыше 1,2 млн. разрешений на работу на 1170017 иностранных граждан. Примечательно, что численность въехавших в течение отчетного периода в Российскую Федерацию граждан Молдовы составила 19,38 % от общей численности населения страны исхода, граждан Таджикистана — 14,4 %. Численность прибывших в Российскую Федерацию граждан Армении составляет 2,99 % от общего числа въехавших, однако это 13,23 % от общей численности населения самой республики [10].
Необходимо отметить, что значительная часть мигрантов из государств, образованных на постсоветском пространстве, нацелена на постоянное проживание в России и последующее приобретение гражданства. Многие из тех, кто изначально прибывает с другой целью (например, работа), зачастую остаются здесь нелегально на несколько лет, превращаясь в незаконных мигрантов, чей правовой статус также требует более детальной законодательной проработки.
С учетом изложенного актуальность исследования проблематики правового статуса указанной категории лиц из республик некогда единого государства — СССР, не вызывает сомнения.
Несмотря на то, что их количество во всем мире значительно, что мигранты существенно влияют на демографическую и миграционную ситуацию в стране, в российском законодательстве до настоящего времени не определен в полной мере административно-правовой статус данной категории лиц, что представляется одной из серьезных проблем, существенно влияющих на характер и степень правовой защищенности указанных лиц.
* Зайцев, Василий Андреевич, адъюнкт кафедры конституционного и международного права. Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 198206, Санкт- Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
** Жильская, Людмила Валентиновна, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права. Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 198206, Санкт- Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Zaitsev, Vasily, post graduated of the department of constitutional and international law, Saint Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
** Zhilskаyа, Lyudmila, doctor of low sciences, professor of the department of constitutional and international law, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 4 марта 2012 года.
© Зайцев В.А., Жильская Л.В., 2012
5B
Поскольку п. «в» ст. 71 Конституции РФ предусматривает, что регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению Российской Федерации, административно-правовой статус незаконных мигрантов должен регулироваться именно централизованно, посредством разработки соответствующего федерального закона. Субъекты Российской Федерации на основании и во исполнение указанного правового акта должны сформировать свои программы по регулированию статуса мигрантов. Важно, чтобы они не носили исключительно декларативный характер, поэтому каждая из таких концепций в обязательном порядке должна быть согласована с заинтересованными органами, организациями и ведомствами (ФМС России, общественные объединения по защите прав мигрантов, органы местного самоуправления и т.п.).
Таким образом, представляется необходимым, во-первых, разработка дефинитивного определения достаточно широкого понятия — «мигрант», которое до настоящего времени не содержится ни в международном праве, ни в российской правовой доктрине, и, во-вторых, введение на основе указанного определения термина «незаконный мигрант». Единообразный подход к данным определениям, в свою очередь, значительно расширит возможности для правовой защиты лиц, прибывших в Российскую Федерацию.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 153 «О признании действительными до 1 июля 2009 года паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства», продлило действие указанных документов:
— для иностранных граждан, имевших гражданство СССР и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации на 1 июля 2002 г., и для лиц без гражданства, имевших гражданство СССР;
— для лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке по состоянию на 1 ноября 2002 г.
Таким образом, данное постановление распространялось лишь на правоотношения, возникшие с 1 января по 1 июля 2009 г. После этой даты паспорт гражданина бывшего СССР для данных категорий лиц перестал являться действительным, что создало для мигрантов, прибывших с территории бывших республик СССР, значительные трудности в легализации и определении их гражданского статуса на территории Российской Федерации. Кто эти люди на сегодняшний день для государства? Учитывая законодательно сформулированные определения «иностранный гражданин», «беженец», «вынужденный переселенец» и т.д., можно сделать вывод о том, что ни одна из данных категорий не охватывает сущности реального положения данных лиц в России. Исходя из изложенного, российское законодательство в сфере миграции нуждается в модернизации в части, касающейся разработки дефинитивного определения, характеризующего правовое положение лиц, чей статус не согласуется с вышеизложенными понятиями. В качестве такового можно предложить «лицо без определенного правового статуса», либо «лицо без определенного статуса гражданства». Таким образом, станет возможным разработка эффективных мер правовой защиты указанной категории лиц.
В частности, такого мнения придерживается И.Н. Гаврилова, выделяя «лиц, прибывших или находящихся на территории Российской Федерации с нарушением правил въезда или пребывания» [4].
Анализ ранее проводимых исследований данной тематики показывает, что современная юридическая доктрина знает два подхода к определению правового статуса незаконного мигранта.
Суть первого состоит в том, что те выходцы из других государств, которые прибыли или находятся на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка, правовым полем не охвачены. Согласно второму подходу, они также обладают определенными правами и обязанностями, за исключением тех ограничений, которые прямо указаны в законе. Обе точки зрения, несомненно, имеют право на существование, но общепризнанным принципам и нормам, регулирующим права человека, наиболее соответствует второй подход.
В данном контексте следует согласиться с мнением В.Е. Подшивалова, который утверждает, что нелегальные мигранты, несмотря на незаконность своего пребывания на территории иностранного государства, пользуются комплексом прав и гарантий, которые установлены государствами во исполнение их международных обязательств, вытекающих из универсальных и региональных международно-правовых норм о правах человека [6]. Таким образом, разработка категориальнопонятийного аппарата и принятие на федеральном уровне соответствующего закона о статусе мигрантов позволит заложить мощный фундамент, необходимый для урегулирования миграционной ситуации на всей территории Российской Федерации.
Думается, что наиболее ясно проблематика правового статуса мигрантов, в том числе с территории постсоветского пространства, может быть рассмотрена сквозь призму закрепленных в Конституции Российской Федерации принципов, а также общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
«Принцип есть основополагающая идея, начало, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения» [9].
По мнению Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, именно принципы показывают, обеспечивается ли в государстве равенство прав и свобод человека и гражданина, какова степень активности государства в деятельности по соблюдению и охране этих прав и свобод, признает ли оно в полной мере и полном объеме те права, которые соответствуют достигнутому обществом уровню материально-технического развития, существуют ли какие-либо границы в использовании прав и свобод, допускаются ли их ограничения, имеются ли у человека, в т.ч. прибывшего из другого государства — мигранта, законные механизмы для защиты своих прав и свобод. При характеристике принципов раскрывается их концептуальная сущность, заложенная в нормах Конституции Российской Федерации [2].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012
Однако следует учитывать, что практическая реализация принципов не всегда представляется возможной, т.к. они носят всеобъемлющий декларативный характер. Особенно явно это проявляется в сравнительно молодых отраслях права, в частности, в области миграционного законодательства Российской Федерации, которое в настоящее время переживает один из самых активных этапов своего становления.
Основываясь на логике классического разделения принципов конституционно-правового статуса на общие и специальные, рассмотрим наиболее ярко характеризующие статус мигрантов в России положения.
Главнейшей характеристикой, на наш взгляд, является, принцип равноправия. Содержание этого начала многогранно. Ст. 19 Конституции Российской Федерации выделяет три основных аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.
В рамках тематики правового статуса мигрантов особый интерес представляет равенство всех перед законом и судом, предполагающее, что предписания закона одинаково обязательны для всех его адресатов, что судебная защита доступна не только для граждан России, но и для лиц, прибывших из других государств, и для лиц, не определивших свое правовое положение.
При этом обязательное условие состоит в том, что суд должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не имеет права ставить во главу угла наличие либо отсутствие у участников процесса определенного статуса.
Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Конституции РФ установлено, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.
Однако каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, у людей неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни [8].
Особенные трудности, на наш взгляд, испытывают в данном случае прибывшие в Россию выходцы их стран бывшего СССР, т.к. в сознании многих поколений отложилось понимание всего постсоветского пространства как единого государства, не разделенного границами.
Законодательство закрепляет особые права для той или иной категории граждан (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.). Это ни в коем случае не может нарушить принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, т.к. вышеперечисленные категории в большей степени уязвимы и нуждаются в дополнительной защите.
Однако на практике тем же пенсионерам, инвалидам, участникам войны и лицам, к ним приравненным, не имеющим гражданства Российской Федерации (даже если они получили разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории России), не представляется возможным реализовать даже элементарные права на получение медицинской помощи в силу ряда положений действующего внутреннего законодательства.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.
Этот принцип получает правовое выражение в различных формах — и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности. Как общее начало правового статуса личности, указанный принцип закреплен и ряде статей Конституции РФ. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Следует отметить, что такого рода общие нормы являются новыми, их не было в последней редакции Конституции 1978 г.
Возникает вопрос, каким образом мигранты могут в условиях динамично изменяющегося внутреннего законодательства адекватно выстраивать свою правовую защиту и пользоваться всеми правами, декларированными во внутреннем законодательстве Российской Федерации?
Гарантом прав и свобод является Президент Российской Федерации. С другой стороны, в Конституции Российской Федерации предусмотрен такой орган, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (в т.ч. в субъектах). Кроме того, данную задачу осуществляют органы местного самоуправления, общественные объединения (общественно-консультативные советы при администрациях регионов, союзы мигрантов и т.п.). Например, в Нижегородской области действует региональная благотворительная общественная организация «Центр помощи мигрантам», при которой работает приемная, где осуществляется регистрация мигрантов, мониторинг их проблем и предоставляются юридические консультации.
На наш взгляд, это в полной мере соответствует общепризнанным мировым тенденциям в сфере урегулирования правового положения мигрантов, однако этого недостаточно, и такое положение вещей не позволяет мигрантам в полной мере осуществлять и при необходимости защищать свои права. Одним из возможных путей решения данной проблемы, по нашему мнению, будет учреждение в каждом субъекте Российской Федерации должности уполномоченного по правам мигрантов. Это позволит, во-первых, не допустить лоббирования интересов отдельных групп на территории каждого региона и, во-вторых, будет способствовать разработке действенной системы по предупреждению незаконной миграции.
Предпочтение при его назначении должно быть отдано натурализованному гражданину Российской Федерации в возрасте старше 35 лет, проживающему на территории субъекта более 5 лет, имеющему высшее юридическое образование и работавшему на должностях муниципальной либо государственной службы субъекта не менее 5 лет и т.п.
Создание такого единоличного правозащитного органа именно в каждом субъекте Российской Федерации продиктовано множественностью и самобытностью регионов России, своеобразием традиций и обычаев и многонациональным составом населения.
Освещая принципы конституционно-правового статуса личности, в частности, мигрантов, нельзя не обратить особого внимания на неотъемлемость прав и свобод человека и гражданина и невозможность (недопустимость) их ограничения.
В Конституции Российской Федерации закреплено, что не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55, ч. 2).
Предполагается также их непосредственное действие, а это определяет, в конечном счете, что канва издаваемых нормативных правовых и подзаконных нормативных актов всех уровней должна быть пронизана духом этого принципа, не умаляя права лиц, временно прибывших на территорию России. Таким образом, закрепленные в Конституции неотъемлемые составные части правового статуса человека и гражданина служат своеобразным ограничителем, когда тот или иной акт прямо или косвенно может воспрепятствовать реализации неотъемлемых прав и свобод.
Подводя итог изложенному, нужно особое внимание уделить принципу гуманизма, который, по нашему мнению, есть основная, пронизывающая все другие принципы, нить.
Он тесно связан с принципом уважения основных прав и свобод, который также регулируется нормами национального законодательства. Например, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации провозглашает: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Закрепление названных положений в нормах национального законодательства есть отражение одного из принципов современного международного права, а именно, принципа уважения прав человека и основных свобод, провозглашенного на международном уровне в таких документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ч. 2 ст. 29 и ст. 30) и Устав ООН. Отказ государства от распространения действия принципов гуманизма и уважения основных прав и свобод человека на отношения с участием иностранных граждан будет означать деградацию самого общества, неуважение человеческого достоинства» [1].
Немаловажной составляющей правового статуса нужно считать наличие у каждого лица не только прав, но и обязанностей. Основная часть обязанностей обращена прежде всего к гражданам России, но необходимо отметить, что любое другое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и находящееся на территории России, обязано соблюдать внутреннее законодательство. В отношении мигрантов, как и полноправных граждан России, ряд обязанностей одновременно можно считать и правом. Так, право на благоприятную окружающую среду, задекларированное в ст. 42 Конституции России, диктует обязанность абсолютно всех лиц не загрязнять её.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что правовое положение мигрантов в Российской Федерации даже при наличии пробелов в регулировании их статуса носит специальный характер и нуждается в значительной проработке и устранении огромного количества коллизий.
Специальный или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан. Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные действующим законодательством [3].
При этом стоит согласиться с мнением И.В. Пилюгиной о том, что регулирование статуса мигрантов тесно связано с проводимой миграционной политикой, а также особенностями, характерными для специального правового статуса. Однако, учитывая, что в настоящее время в Российской Федерации единая, четко проработанная концепция регулирования миграционных процессов отсутствует, возникает необходимость определенной стабилизации правового статуса и защиты мигрантов, законно находящихся на российской территории. Весьма важным является уяснение возможных пределов ограничения прав мигрантов, что особенно актуально в случае существенного ухудшения политической ситуации с государством гражданской принадлежности мигрантов — иностранных граждан» [7]. Ряд исследователей данной тематики, к примеру, Г.И. Галиахметова, подчеркивают, что «конституционно-правовой статус мигранта конкретизируется в статусах гражданина, иностранного гражданина и лица без гражданства» [5]. Возвращаясь к изложенному, с данным утверждением можно согласиться лишь отчасти, т.к. до настоящего времени практически во всех субъектах Российской Федерации есть категории лиц — в большинстве своем, выходцев из республик бывшего СССР, — правовой статус которых до настоящего времени остается неопределенным и нуждается в первую очередь в законодательном регулировании.
Таким образом, закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы правового статуса личности в полной мере могут быть отнесены и к такой категории населения, как мигранты. Они не только гарантируют соблюдение основных прав и свобод человека, но и определяют магистральное направление для развития ряда сравнительно молодых отраслей права, затрагивающих интересы лиц, находящихся на территории государства и не являющихся его гражданами (в частности, миграционное законодательство). Именно положения Конституции РФ благодаря своей универсальности и стабильности благоприятно влияют на сегодняшнюю ситуацию в сфере закрепления и защиты прав мигрантов и поддерживают баланс между частным и публичным интересом, не позволяя перейти незримую грань между демократией и произволом.
Подводя итоги, следует сделать вывод, что проблематика правового статуса мигрантов на настоящий момент в законодательстве Российской Федерации проработана недостаточно, о чем свидетельствует отсутствие сформулированных понятий «мигрант» и «незаконный мигрант», а также четкой системы миграционной политики.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
С учетом того, что в Российской Федерации отрасль миграционного законодательства находится на этапе становления и претерпевает динамичные изменения, в качестве первоочередного шага видится разработка закона о правовом положении мигрантов в Российской Федерации и создание на его основе системы правовой защиты указанной категории лиц посредством учреждения должности уполномоченного по правам мигрантов в каждом регионе России.
Список литературы
1. Авакъян, С. Л. Конституционное право России : учебный курс. — 2-е изд. — М.: Юристъ, 2007. — 719 с.
2. Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России : учебник. — 4-е изд. — М.: Проспект, 2009. — 608 с.
3. Маяузов, Н. И., Маёъко, А. В. Теория государства и права : учебник. — 2-е изд. — М.: Юристъ, 2009. — 541 с.
4. Гаврилова, И. Н. К проблеме государственной миграционной политики в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2007. — № 8. — С. 11—15.
5. Галиахметова, К. А. Конституционно-правовое регулирование положения мигрантов в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2006. — 236 с.
6. Подшивалов, В. Е. Международно-правовые проблемы предупреждения и пресечения незаконной миграции : дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2004. — 195 с.
7. Пилюгина, И. В. Конституционные основы правового регулирования статуса мигрантов в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2008. — 24 с.
8. Шойко, И. С. Правовой статус мигрантов в Российской Федерации и за рубежом. [Электронный документ]. — Режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo_31_9.htm. (дата обращения: 11.02.2012).
9. Постоянное Представительство Российской Федерации при СНГ (из выступлений президентов государств-участников СНГ на неформальном саммите 10.06.2007 в Санкт-Петербурге (по материалам пресс-служб). [Электронный документ]. — Режим доступа: http://www.cismission.mid.ru/iv8.html. (дата обращения: 11.02.2012).
10. Официальный сайт Росстата. [Электронный документ]. — Режим доступа: http://wwwgks.ru/ bgd/free/b10_00/IssWWWexe/Stg/d11/ 8-0.htm от 19 января 2011 г. (дата обращения: 11.02.2012г.).
УДК 342
С.В. Игнатьева*, И.В. Блинаюк**
Административная и налоговая ответственность за нарушение налогового законодательства
В статье рассмотрено становление законодательства об административной и налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Рассмотрен анализ нормативноправовых актов принятых в начале 90-х годов и новый этап в развитии законодательства о юридической ответственности в связи с принятием Кодекса об административных правонарушениях и Налогового кодекса. Обосновывается, что налоговая ответственность обладает специфическими признаками позволяющими рассматривать ее как самостоятельный вид юридической ответственности.
Ключевые слова: юридическая ответственность, административная ответственность, налоговая ответственность, налоговые правонарушения, признаки правонарушения.
S.V. Ignatyeva*, I.V.Blindyuk**. Administrative and tax responsibility for violation of the tax legislation. In article formation of the legislation on administrative and tax responsibility for violation of the legislation on taxes and fees is considered. The analysis of normative legal acts accepted in the early nineties and a new stage in development of the legislation on legal responsibility in connection with adoption of the Code about administrative offenses and the Tax code is considered. Locates that tax responsibility possesses specific signs allowing to consider it as an independent type of legal responsibility.
Keywords: legal responsibility, administrative responsibility, tax responsibility, tax offenses, offense signs.
Концепция юридической ответственности, выработанная отечественной правовой наукой, уже содержалась в законе СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР» [1]. Так, была предусмотрена
* Игнатьева, Светлана Викторовна, профессор кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
** Блиндюк, Ирина Владимировна, адъюнкт кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Ignatyeva, Svetlana Viktorovna, professor of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, doctor of jurisprudence, professor. Russia. 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
** Blindyuk, Irina Vladimirovna, associate chair of the administrative law University of St. Petersburg the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, ul. Pilyutova, 1. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 15 марта 2015 года © Игнатьева С.В., Блиндюк И.В., 2012