Конституционно-правовое регулирование положения мигрантов в Российской
Федерации
Constitutional - legal regulation of the status of migrants in the Russian Federation
Лунегова Виктория Александровна
Студент 1 курса Факультет юридический
Пермский государственный национальный исследовательский университет
г. Пермь, Россия E-mail: viktoriyalunegova@mail. ru
Lunegova Viktoriya Alexandrovna
Student 1 term Faculty of law Perm State National Research University
Perm, Russia E-mail: viktoriyalunegova@mail.ru
БаксановДаниил Эдуардович
Студент 1 курса Факультет юридический
Пермский государственный национальный исследовательский университет
E-mail: rvb59@mail.ru
Baksanov Daniil Eduardovich
Student 1 term Faculty of law Perm State National Research University
Perm, Russia E-mail: rvb59@mail.ru
Аннотация.
В статье исследуется правовая природа миграции, влияние миграционных процессов на миграционную политику Российской Федерации, рассмотрен ряд концепций, применяемых в рамках государственной миграционной политики, выявляется необходимость соблюдения конституционных принципов при изменении правовых актов, принимаемых в рамках выполнения миграционных задач и программ в региональных центрах.
Annotation.
The article examines the legal nature of migration, the impact of migration processes on the migration policy of the Russian Federation, examines a number of concepts used in the framework of the state migration policy, identifies the need to comply with constitutional principles when legal acts changing which adopted in the framework of migration tasks and programs in regional centers.
Ключевые слова: миграция, Конституция, государственно-правовое регулирование, Российская Федерация, миграционное законодательство, положение мигрантов.
Keywords: migration, the Constitution, state-legal regulation, the Russian Federation, migration legislation, the situation of migrants.
Активно развивающиеся миграционные процессы предопределяют развитие российского законодательства в рамках конституционно-правового регулирования положения мигрантов, проживающих в России. Миграция представляет собой процесс переселения людей внутри страны, обусловленный их внутренними потребностями, а также перемещение граждан в процессе въезда-выезда из страны, вызванное
какими-либо событиями. Мигрантами, как субъектами миграционного права, могут выступать как физические лица, перемещающиеся внутри страны, так и переселенцы, вынужденные покинуть место жительства в результате наступления событий чрезвычайного характера, а также прибывшие на время иностранцы в целях учебы, работы, проживания или убежища (беженцы).
С одной стороны, миграционный процесс иностранного контингента необходим для развития науки, спорта, культуры, экономики страны, так как мигрирующие в Россию квалифицированные кадры способны увеличить экономический и культурный потенциал страны. В целом, государство сможет применить зарубежный опыт квалифицированных кадров, обеспечивая тем самым потребности развивающейся экономики страны. Согласно статистическим данным количество иностранцев, прибывших в 2012 г. составило более 13,4 млн. человек, в свою очередь, миграционными службами было выдано около 1,3 млн. разрешений на работу иностранцам.
Правильное правовое регулирование миграционных потоков положительно влияет на демографическую ситуацию в государстве, а также на статистику относительно прироста рождаемости и снижение показателей смертности, в том числе, изменяется демография, так как за счет прибытия мигрантов сокращаются показатели убыли жителей РФ.
Однако вместе с позитивными факторами миграции наблюдаются и негативные явления, связанные с притоком в страну нелегальных мигрантов, создающих новые потребности общества в конституционно-правовом регулировании положений мигрантов, права которых мало защищены российским законодательством.
Как правило, в рамках регулирования миграционных процессов необходимо обеспечивать надлежащий учет переселенцев, вести демографический учет, брать во внимание социальные и экономические потребности, а также напряженность областных центров, разрабатывать региональные положения о правовом управлении миграционной политикой федеральных округов, краев и областей. Исходя из этого, необходимо ежемесячно проводить анализ происходящих демографических процессов, чтобы определить концептуальную основу иммиграционной политики государства, просчитать перспективы демографии и предвидеть последствия движения потоков мигрантов в Российскую Федерацию.
Для обеспечения регулирования миграционных потоков Федеральным Собранием принята за основу Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, которая определяет приоритетные задачи и цели в этой сфере.
Концепция демографической политики России, рассчитанная на период до 2025г., предопределяет основы демографических процессов и принципы, по которым строится вся демографическая политика в регионах. [1]
Так Концепции миграционной политики по отдельным областям РФ имеют целью увеличить прирост жителей за счет прибывших мигрантов, улучшить демографическое положение путем добровольного переселения внутренних переселенцев, а также российских граждан, проживающих за границей.
В рамках осуществления Концепций по миграционной политике обозначены этапы по усовершенствованию законодательства в области миграции; мониторятся показатели демографических процессов; принимаются программы, содействующие добровольному переселению в Россию иностранцев и граждан, разрабатываются мероприятия, согласованные с Концепциями российской государственной политики и государственными программами, ведется учет мигрантов-иностранцев исполнительными миграционными органами. Например, в период до 2025 г. предусмотрено создание плана внутренних региональных Концепций краев и областей РФ на базе государственной миграционной политики, которые устанавливают задачи для местных органов в пределах их компетенции.
В свою очередь, Министерство труда и соцзащиты приказом № 848н от 15.12.2017г. [2] установило квоты по субъектам РФ, которые предусматривают выдачу прибывшим иностранцам определенное количество виз, разрешений на работу или приглашений на въезд в РФ для осуществления трудовой деятельности. Таким образом, государство принудительно регулирует порядок проживания трудовых мигрантов.
По большому счету, правовое и трудовое положение иностранцев, проживающих в России, регулируется нормами ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [3], согласно которым закреплены общие и специальные принципы статуса иностранцев-мигрантов, определены их права и административная ответственность за несоблюдение законов.
В 2017 г. МВД России заявило о необходимости создания Миграционного кодекса, регламентирующего порядок взаимодействия мигрантов и представителей правоохранительных органов. [4] Создание кодекса предопределено возросшей потребностью в регулировании миграционных вопросов на местном уровне. Исходя из полученных сведений статистического анализа за 2017 г., органы внутренних дел применили меры административного воздействия в отношении 136 тыс. мигрантов, осуществивших нарушения законов и подзаконных актов. Кроме того, неутешительны данные о проживании в 2017 г. 3 млн. нелегальных мигрантов в России. В результате санкционных мер из страны было выдворено порядка 63 тыс. иностранцев, а в отношении 192 тыс. мигрантов вынесены постановления о запрете въезда в Россию. При этом МВД предлагает заменить уже существующее разрешение на временное проживание и вид на жительство единым документом для упрощения процедуры, так как поток мигрантов в России ежегодно растет: в настоящий период на миграционном учете находятся 14 млн. иностранных граждан, что составляет около 7% от общей численности населения страны.
В данной ситуации МВД планирует перенаправлять миграционные потоки, обеспечивая заселение Дальнего Востока и Байкальского региона, привлекая при этом дополнительные средства на развитие в регионах инфраструктуры, доступной медицины, надлежащего образования, оказание социальной и иной помощи переселенцам. В распоряжении министерства №515-р. от 28.03.2018г. предусмотрено содействие во Владимирскую область переселенцам, которые имеют профессии, востребованные в отраслях АПК, чтобы к 2022 г. увеличь приток квалифицированных специалистов во Владимирскую область до 600 единиц. [5]
В целом, для правового урегулирования положения иностранцев, проживающих в России, принят ФЗ №109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» [6], которым определены цели, принципы и содержание миграционного учета, установлены полномочия органов в области миграционного учета и ответственность субъектов законодательства за нарушения законодательства в сфере миграции.
Законом №111-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РФ" установлен четырехмесячный срок действия визы, предоставляемой на въезд в РФ в целях получения разрешения на временное проживание при наличии у иностранца разрешения МВД на временное проживание в России. [7] При этом следует отметить, что законодательство с области миграции выделяет отдельные типы граждан, которые въезжают на территорию РФ без визового разрешения или на основании туристической, трудовой, учебной, дипломатической или иного типа визы. Как правило, визовый режим предполагает легальный период пребывания иностранцев в России, а также устанавливает цель их пребывания, совокупность прав, обязанностей и условия ответственности мигрантов.
Порядок выезда и въезда граждан в Россию, а также перемещение граждан внутри страны регулируется международными договорами, Конституцией РФ, нормами ФЗ №114 «О порядке выезда и въезда в РФ», иными российскими законами. При этом международные нормы права имеют привилегированное значение над национальным правом, которое уступает при регулировании спорных вопросов нормам международных договоров.
Порядок пересечения российской границы при въезде или выезде из РФ установлен правилами Закона о Государственной границе РФ [8] и ФЗ №114. В данном случае установленные внутренним правом нормы, ограничивают права его субъектов, например, статьей 15 ФЗ-114 устанавливаются случаи ограничения в праве граждан на выезд из страны, если пограничной службой России будет установлено, что гражданин:
1) допускался к государственной тайне, особо важным или секретным сведениям;
2) находится на госслужбе в органах ФСБ;
3) заключил контракт, в котором содержится обязательство подписанта, предусматривающее запрет выезда из страны в течение определенного периода;
4) является призывником в вооруженные силы или является действующим военнослужащим;
5) предоставил о себе неверные данные при оформлении документов для выезда;
6) является подозреваемым/обвиняемым по уголовному делу, а также если он осужден за преступление;
7) имеет неисполненные обязательства по судебному решению.
При установлении обстоятельств, препятствующих выезду гражданина, пограничная служба вправе изъять паспорт субъекта и направить изъятый документ в уполномоченные органы.
В теоретическом понимании принципы конституционно-правового статуса иностранцев закреплены первично в главном законе страны - Конституции, а также в законах и иных нормативных актах, которые не могут противоречить конституционным принципам положения иностранных граждан. Конституционный принцип, провозглашенный в ст. 27 Конституции РФ, декларирует свободное передвижение лиц, находящихся на территории России на законных основаниях. Конституционное закрепление статуса личности иностранца на конституционном уровне позволяет судить об учредительном порядке задекларированных принципов. Конституционные принципы определяют статус личности иностранцев, которые являются незыблемыми на протяжении всего периода их пребывания, так как необоснованное или незаконное изменение их прав может повлечь нивелирование самого статуса иностранцев. Согласно ст. 2 ФЗ-114 гражданин российского государства не может быть лишен права на въезд в РФ, а выезд его из страны не производит для него или его супруга, близких родственников каких-либо негативных последствий, лишений прав.
Принципы конституционно-правового статуса личности иностранца можно классифицировать по субъекту: общие и специальные. Специальные принципы распространяются на мигрантов-иностранцев и на лиц, которые имеют особый статус, например, дипломатический. Также для иностранцев характерен конституционный принцип неотчуждаемости прав и свобод, который гарантирует неприкосновенность их прав и свобод и применение ограничения лишь в установленных законами случаях и в особом порядке. В целях защиты мигрантов от дискриминации и обеспечения для них равных условий, как и для иных граждан РФ, соблюдения их прав и свобод, Конституцией РФ закреплен принцип равноправия или юридического равенства субъектов. Таким образом, иностранцы, находящиеся законно на территории РФ, не могут быть ограничены в правах, предусмотренных Конституцией для своих граждан. В то же время российские граждане находятся под защитой и покровительством РФ во время нахождения за ее пределами.
Исходя из конституционных принципов правового положения мигрантов, возникает необходимость глубокого исследования изменений, вносимых в законодательство, касающихся миграционных правил и норм, в том числе для иностранцев. Также следует проводить анализ на предмет законности распоряжений ведомств и их органов относительно применения и внедрения новых механизмов регулирования миграционными процессами в целях недопущения их противоречия конституционным принципам правового положения мигрантов.
Список используемой литературы:
1. Концепция миграционной политики в Тульской области до 2025 года // Электронный источник: http://docs.cntd.ru/document/446100548.
2. Приказ N 848н от 15 декабря 2017 года "О распределении на 2018 год квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" // Электронный источник: https://migrantmedia.ru/migrationnoe-zakonodatelstvo-rf/prikaz-n-848n-ot-15-dekabrya-2017-goda-o-raspredelenii-na-2018-god-kvot-na-vydachu-razresheniy-na-rabotu/.
3. Федеральный закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) // Электронный источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/
4. Статья «МВД создаст миграционный кодекс» // Электронный источник: http://www1.kasparov.ru/material.php?id=5B 15101138725.
5. Распоряжение МВД России от 28 марта 2018 года №515-р «Об утверждении программы Владимирской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом» // Электронный источник: http://government.ru/docs/31876/.
6. Федеральный закон №109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 22.12.2014) // Электронный источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/.
7. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ // Электронный источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/
8. Федеральный закон №114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 31.12.2014, с изм. от 12.03.2015) // Электронный источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/.
9. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года // Электронный источник: http://www.constitution.ru/.
10. Федеральный закон №110 О внесении изменений в ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Электронный источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61570/.
11. Азаров Н.П. «Конституционно-правовое регулировании миграции в РФ» // Электронный источник: https://cyberleninka.ru/article/v/konstitutsionno-pravovoe-regulirovanie-migratsii-v-rossiyskoy-federatsii.
12. Горохов Д.Ю. «Конституционно-правовое регулирование миграционных процессов в РФ на современном этапе» // Электронный источник:
http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2011/abstracts/Gorokhov_DY.pdf.
13. Шойко И.С. «Правовой статус мигрантов в Российской Федерации и за рубежом» // Электронный источник: http://dpr.ru/pravo/pravo_31_9.htm.