Научная статья на тему 'Принципы построения абстрактной модели реализации деривационных возможностей языка'

Принципы построения абстрактной модели реализации деривационных возможностей языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

93
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Косаренко О. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы построения абстрактной модели реализации деривационных возможностей языка»

ВЕСТНИК ВГУ, Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 2005, № 2

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АБСТРАКТНОЙ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕРИВАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЯЗЫКА © 2005 О.Т. Косаренко

Воронежский государственный педагогический университет

В данной статье рассматриваются основные принципы построения абстрактной (теоретической) модели реализаций деривационных возможностей языка и выявляется степень соответствия теоретической модели словарной фиксации.

Материалом исследования послужили словообразовательные гнёзда с корнями вид-, гляд-, зир-/зр-, взятые из словарей ССРЯ [3] и СМРЯ [1]. Под словообразовательным гнездом понимаем упорядоченную отношениями производности совокупность слов, характеризующихся общностью корня (в плане содержания и в плане выражения) [3, 39-40].

Для построения модели абстрактного словообразовательного гнезда мы пользуемся графами, предложенными П. А. Соболевой [2]. Предполагается, что словообразовательные гнёзда порождаются многократным применением деривационных возможностей глагола, существительного, прилагательного и наречия к конкретным корням. В рамках нашего материала мы исследуем эти возможности и представляем их в виде исходных графов.

На основании анализа материала трех гнезд с корнями вид-, гляд-, зир-/зр- было получено 13 типовых деривационных пар (ГГ, ГС, ГП, ГН; СГ, СС, СП, СН; ПГ, ПС, ПП, ПН; НП), объединенных по тождеству части речи производящего в четыре исходных графа: отглагольный, отсубстантивный, отадъективный и отнаречный (графическое изображение см. на рис. 1, 2, 3, 4).

Наполнение рёбер графов несёт грамматическую информацию. Так, вертикальное ребро изображает субстантивирующий шаг (образование имён существительных), левонаправленное - глаголообразующий шаг, правонаправленное - адъективирующий шаг (образование прилагательных) и горизонтальное - адвербиализирующий шаг (образование наречий).

Рис. 1. Отглагольный исходный граф

Рис. 2. Отсубстантивный исходный граф.

Рис. 3. Отадъективный исходный граф.

Рис. 4. Отнаречный исходный граф.

Рассмотрим наполнение узлов четырёх исходных графов, в вершинах которых находятся глагол, существительное, прилагательное, наречие.

1. Отглагольный исходный граф:

ГГ: -ся; в-, вз-, воз-, вы-, до-, за-, на-, не-, о-, об-(обо-), пере-, пре-, при-, про-, по-, под-(подо-), раз-, с-, со-, у-; -ва-;

ГС: -0, -ак, -атель, -ец, -ик, -ин(а), -иц(а), -к(а), -лищ(е), -ни(е), -ок, -тай, -чик, -чиц(а), -щик, -щиц(а);

ГП: -анн(ый), -енн(ый), -н(ый), -нн(ый), -им(ый), -к(ий), -л(ый), -лив(ый), -

ов(ый/ой), -ев(ый), -чат(ый), -ущ(ий), -яч(ий);

ГН: -я.

2. Отсубстантивный исходный граф:

СГ: -ова(ть), -а(ть);

СС: -иц(е), -к(а), -ниц(а), -ств(о), -еств(о), -чик, -щин(а); не-;

СП: -н(ый), -ов(ый), -ск(ий), -еск(ий), -чат(ый);

СН: в-...-у.

3. Отадъективный исходный граф:

ПГ: -а(ть), -е(ть);

ПС: -есть, -ец, -ик, -иц(а), -j(e), -ость, -щин(а); -ый, -ое;

ПП: -ехонек, -ешенек; без-/бес-, не-;

ПН: -е, -о.

4. Отнаречный исходный граф:

НП: -шн(ый).

Абстрактная модель может быть получена путем полного перебора всех возможных окружений корня при ограниченном числе шагов деривации. Для построения модели абстрактного словообразовательного гнезда используем исходные графы деривационных возможностей глагола, существительного, прилагательного и наречия, т. к. считаем, что словообразовательные гнёзда в языке порождаются комбинированием исходных графов.

Следующий этап нашей работы состоял в том, что полученные исходные графы (отглагольный, отсубстантивный, отадъективный и отнаречный) были введены в ЭВМ (использовались стандартные возможности наличных текстовых редакторов Windows Word, функция автотекста) и с её помощью была сконструирована модель абстрактного словообразовательного гнезда глубиной в 2 шага деривации. При конструировании абстрактного гнезда были сформулированы некоторые внутренние ограничения: запрет на контактное удвоение одной и той же морфемы (хотя он и не абсолютен, как для префиксов, так и для суффиксов, однако исключения встречаются значительно реже, чем правило, и могут быть заданы списком); запрет на зияние на суффиксальном стыке; запрет на нарушение закона о возрастающей звучности слога.

Графическое изображение отглагольной модели абстрактного словообразовательного гнезда глубиной в два шага деривации представлено на рис. 5, а наполнение узлов этой модели (в количественном отношении) приведено в таблице 1.

Таблица 1.

Шаги деривации Узел Количество возможных реализаций

0 Г 5

ГГ 130

1 ГС 33

ГП 18

ГН 1

ГГГ 1920

ГГС 881

ГГП 334

ГГН 18

ГСГ 64

ГСС 256

2 ГСП 128

ГСН 6

ГПГ 36

ГПС 126

пт 72

ГПН 36

ГНП 2

Для выявления степени соответствия полученной абстрактной модели словарной фиксации мы представили реальные словообразовательные гнезда с корнями вид-, гляд-, зир-/зр- также в виде графов (см. рис. 6, 7, 8; данные о наполнении их узлов приведены в таблице 2). Затем провели сравнение наполнения узлов абстрактной модели и реальных словообразовательных гнезд (см. таблицу 3).

Рис. 6. Граф словообразовательного гнезда с корнем вид- (на 2 шага деривации).

Рис. 7. Граф словообразовательного гнезда с корнем гляд- (на 2 шага деривации)

Рис. 8. Граф словообразовательного гнезда с корнем зир-/зр- (на 2 шага деривации).

Таблица 2.

Шаги деривации Узел Количество реальных реализаций

вид- гляд- зир-/зр-

0 Г 3 2 1

ГГ 15 32 21

1 ГС 3 1 5

1 ГП 4 1 3

ГН 0 1 1

ГГГ 12 25 13

ГГС 9 27 21

ГГП 6 3 3

ГГН 0 0 0

ГСГ 0 0 0

ГСС 0 0 1

2 ГСП 1 0 0

ГСН 1 0 0

ГПГ 0 0 0

ГПС 4 1 2

ГПП 2 0 2

ГПН 1 0 1

ГНП 0 0 1

Таблица 3. Степень соответствия словообразовательных гнезд с корнями вид-, гляд-, зир-/зр- абстрактной модели (в %).

Шаги Узел Корень

деривации вид- гляд- зир-/зр- ирСДЙСС

0 Г 60 40 20 40

ГГ 11,5 24,6 16 17,3

ГС 9 3 15 9

1 ГП 22,2 5,5 16,6 12,73

ГН 0 100 100 66,66

Среднее 10,67 33,8 34,4 26,42

ГГГ 0,63 1,3 0,67 0,86

ГГС 1 3 2,3 2,5

ГГП 1,8 0,9 0,9 1,2

ГГН 0 0 0 0

Среднее 0,86 1,3 0,97 1,14

ГСГ 0 0 0 0

ГСС 0 0 0,4 0,13

2 ГСП 0,8 0 3,1 1,3

ГСН 16,6 0 0 5,5

Среднее 4,35 0 0,87 1,76

ГПГ 0 0 0 0

ГПС 3,2 0,8 1,6 1,8

ГПП 2,8 0 2,7 1,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГПН 2,7 0 2,7 1,8

Среднее 2,17 0,2 1,75 1,35

Среднее 6,95 9,4 14,8 10,42

При сопоставлении мы получили следующие результаты:

1. На первом шаге деривации процент реализации системных возможностей выше, чем на втором (Ср.: 1 шаг деривации - 26,42 % и 5,22 % - 2 шаг).

2. С наибольшей полнотой на 1 шаге деривации реализованы возможности корня зир- (14,8 %), второе место принадлежит корню гляд- (9,4 %), третье место - корню вид- (6,95 %).

3. На первом шаге деривации в русском языке наивысший процент реализации системных возможностей приходится на отглагольные наречия (66,66 %), на втором месте стоят отглагольные глаголы (17,3 %) и на третьем месте - отглагольные прилагательные (12,73 %).

4. На втором шаге деривации высокий процент реализации системных возможностей у отсубстантивных образований (1,76 %). Хотя у отглагольных и у отадъективных образований процент реализации системных возможностей не намного ниже (соответственно 1,14 % и 1,35 %). Самый высокий процент реализации системных возможностей наблюдается у отсубстантивных наречий (5,5 %), на 2-ом месте находятся отглагольные существительные (2,5 %) и на 3-ем месте -отадъективные существительные, отадъек-тивные прилагательные и отадъективные наречия (по 1,8 %).

Исследование деривационных возможностей словообразовательных гнезд привело к следующим выводам:

1. Оптимальная словообразовательная модель должна обладать свойствами полноты и конкретности.

Свойство полноты заключается в том, что модель порождает устойчивые традиционные, реально зафиксированные, лексемы.

Свойство конкретности проявляется в том, что модель не порождает заведомо невозможных в данном языке последовательностей морфем.

Если о полноте-неполноте модели можно судить по данным словарей, то о конкретности-абстрактности модели можно судить только опираясь на своё языковое чутьё.

2. Словообразовательная модель избранного фрагмента русского словаря обладает свойством полноты. Например, если количе-

ство предсказываемых моделью реализаций отсубстантивных глаголов на 2-ом шаге деривации - 64, то количество словарных фиксаций по корням: вид-, гляд-, зир-, т. е. количество порождаемых моделью слов больше, чем количество словарных фиксаций.

3. Словообразовательная модель обладает немалой степенью абстрактности и в силу этого не является оптимальной. Например, модель словообразовательного гнезда содержит такие слова: вид-ну-тай-ство, воз-гляд-а-нн-ый, при-пред-зр-ива-ть, но в реальных русских словообразовательных гнёздах с этими корнями таких слов нет, т.к. они невозможны.

Степень конкретности модели может быть повышена за счёт введения в неё дополнительных ограничений, изучение которых может послужить темой отдельного исследования.

Рецензент - В. Б. Кашкин

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецова А.И., Ефремова Т.В. Словарь морфем русского языка/А.И. Кузнецова, Т.В. Ефремова. - М.: Русский язык, 1986.

2. Соболева П.А. Словообразовательная полисемия и омонимия / П.А. Соболева. - М.: Наука, 1980.

3. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов. - М.: Русский язык, 1985. - Т. 1. - С. 38-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.