УДК 378
Г. Я. Гревцева
ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Выделены закономерности и раскрыты принципы подготовки будущих специалистов к воспитательной работе. Даны ведущие характеристики профессиональной субкультуры будущего специалиста, а также эффективные формы проведения занятий.
Ключевые слова: закономерности, принципы, воспитание, гуманистическое воспитание, воспитательная работа
В условиях обновления всех сфер жизни современному специалисту необходимы не только глубокие и прочные знания и развитое мышление, но и умение применять их в измененной или нестандартной ситуации, способность творчески подойти к решению возникающих проблем.
Современный этап развития общества характеризуется глубинными переменами во всех сферах жизни, которые повлекли существенные изменения в педагогической теории и практике. Нестабильность сегодняшнего дня, социальная дифференциация общества, экономическая дезинтеграция, утрата духовно-нравственных ценностных ориентиров, деи-деологизация воспитательного процесса привели к обострению проблемы воспитания молодежи. Сложившаяся ситуация заставляет по-новому взглянуть на проблему подготовки студентов к воспитательной работе.
Педагог, воспитатель - посредник между обществом и растущим человеком, он устремлен в будущее, так как его деятельность ориентирована на формирование человека, чья активность развернется завтра, в изменившихся условиях.
Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки педагога-воспитателя заложен в трудах О. А. Абдуллиной, Н. И. Болдырева, И. В. Кузьминой, Н. Д. Левитова, В. С. Ильина, Н. Д. Никандрова [5], А. И. Пискунова, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина и др.
Логику и закономерность подготовки будущих педагогов к различным направлениям воспитательной работы в образовательных учреждениях раскрывают в своих исследованиях Е. И. Антипова, Н. Ф. Белокур, Н. А. Вахруше-ва, М. И. Волошина, Л. В. Лазарева, Р. А. Лит-
вак [4], С. В. Митросенко, О. П. Песоцкая, Н. А. Томин, Н. М. Яковлева [10] и др.
Осмысление процесса подготовки будущего специалиста к деятельности по реализации задач воспитания с позиций его закономерностей, анализ опыта работы, изучение содержания системы подготовки будущих специалистов к воспитательной работе позволили установить следующие закономерности: содержание подготовки будущих педагогов к деятельности по реализации задач воспитания детей определяется социальными, историческими условиями; эффективность процесса подготовки студентов зависит от их готовности к деятельности по осуществлению воспитания детей и подростков; степень активности профессиональной деятельности обусловлена наличием у студентов мотивов и потребностей. Выявленные закономерности дали возможность сформулировать ряд принципов, отражающих специфику подготовки будущего специалиста к деятельности по решению задач воспитания детей и подростков.
1. Принцип системности. Для успешной реализации данного принципа прежде всего важно учитывать, что изменение объекта в процессе подготовки студентов к воспитанию детей и подростков должно осуществляться с учетом его основных системных характеристик без нарушения внутреннего единства, целостности и структурных связей.
2. Принцип преемственности позволяет решить задачу обеспечения связей между компонентами процесса подготовки студентов на всех его этапах. Целостная педагогическая система преемственности включает преемственность целей, содержания, форм и методов, обеспечивающих качественную подготовку будущих специа-
131
листов. В соответствии с этим принципом необходимо построение четких логических схем внутренней динамики содержания как отдельных педагогических дисциплин, так и каждого отдельного этапа и всей общепедагогической подготовки в целом в соответствии с их образовательными и воспитательными целями и задачами. Это даст возможность определить существующую преемственность и динамику формирования ключевых педагогических понятий, решения важных воспитательных задач и выстроить логику процесса подготовки студентов к воспитательной работе.
Реализация этого принципа находит свое выражение в сохранении ранее полученных и усвоенных профессионально-педагогических знаний и умений, их видоизменении, обновлении (переосмыслении) и включении на основе установления взаимосвязей между старыми и новыми элементами знаний и умений, синтеза тех и других в единую, более совершенную и сложную систему.
3. Принцип интерактивности решает задачу обеспечения активного овладения ключевыми и специальными компетенциями на основе субъект-субъектного, личностно-личностного взаимодействия и максимального использования интерактивного обучения, которое предусматривает активизацию интеллектуальной мыслительной деятельности через осмысление учебного материала, рефлексию своей деятельности.
Реализация принципа интерактивности предполагает изменение роли обучающегося. Педагог - это тренер, модератор, тьютор, наставник, фасилитатор, консультант, участник и т. п. Обучающийся не объект воздействия, а субъект взаимодействия. Информация не цель, а средство освоения компетенций. Указанный принцип развивает рефлексивные умения за счет применения интерактивных форм обучения.
4. Принцип реализации обратной связи. При построении структуры процесса подготовки будущих специалистов необходимо предусматривать в каждом ее элементе критерии и уровни, определяющие эффективность данного элемента. Информационное обеспечение процесса подготовки студента характе-
ризует эффективность используемых технологий, форм, методов, средств.
5. Принцип целостности. Данный принцип определяет необходимость целостного подхода к выявлению эффективных средств, форм, методов процесса подготовки студентов к деятельности по реализации задач воспитания детей и подростков и обозначает его способность обеспечить единство мотивационно-целевого, содержательного, технологического, рефлексивно-оценочного компонентов технологии подготовки студентов к воспитанию детей и подростков.
6. Принцип индивидуализации. Проблема индивидуализации нами рассматривается, с одной стороны, как учет индивидуальных особенностей студентов, их интересов, возможностей, способностей, с другой - приспособление обучения к индивидуальным особенностям личности. Данный принцип предусматривает умственное развитие личности, в основе которого лежат компетенции и практический социальный опыт личности.
7. Рефлексивный принцип, по мнению В. Г. Рындак [9], требует максимальной ориентации на креативно-рефлексивное начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта рефлексивной деятельности.
Все рассмотренные выше принципы были положены нами в основу подготовки будущего специалиста к деятельности по воспитанию подрастающего поколения. Содержание, цель и задачи подготовки студентов к воспитательной работе определяются динамикой и уровнем развития российского общества. Можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента содержания. Первый основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным проблемам; важнейшие гражданско-нравственные ценности и качества личности. Только сформировав гражданскую позицию будущего специалиста, можно рассчитывать на успешное решение воспитательных задач в процессе профессиональной деятельности [см. также: 2]. Второй компонент предполагает более глубокую и последовательную работу по овладению инновационными технологиями.
132
Анализ педагогической литературы, диссертационных исследований последних десятилетий показал, что интерес к педагогическим технологиям, их широкому внедрению в практику вузовского образования существенно возрос. Это объясняется их ролью в образовательном процессе, значением в формировании педагогической компетентности, ориентацией на развитие творческой индивидуальности и направленностью на самостоятельную познавательную деятельность студентов.
Повышенный интерес к разработке новых технологий обучения вызван необходимостью приведения существующих теорий обучения в соответствие с требованиями современной практики подготовки специалистов, придания им операционного и инструментального характера с точки зрения современных целей и задач подготовки специалистов.
Остановимся на некоторых аспектах лично-стно-профессионального развития студентов. Первый - подготовка специалистов к эффективной реализации инновационных технологий воспитания и обучения. Технологии модерации, де-либерации, кейс-стади, анализа конкретных ситуаций, развития критического мышления через чтение и письмо, технология «портфолио», педагогической мастерской и другие предоставляют возможности для развития индивидуальности, имеют рефлексивную, личностно-деятельност-ную ориентацию, при этом воспитательные цели превалируют над обучающими. Данные технологии адекватны педагогическим целям. В центре технологий - личность. Например, для студентов старших курсов, прошедших педагогическую практику, участие в учебных мастерских может планироваться, и, если студентом теория вопроса освоена, его работа в мастерской значительно углубляет научное осмысление проблем воспитания, но не исключается и оснащение студента педагогическим опытом.
В последние годы активные формы проведения занятий (дебаты, деловые и ролевые игры, педагогические мастерские и др.) приобретают большую популярность, имеют значительный педагогический потенциал. В анкетах обратной связи студенты отмечают, что подобные формы
могут быть с успехом адаптированы к требованиям учебного занятия, классного часа, выступая и как элемент, и как форма организации любого воспитательного мероприятия.
Второй аспект - самостоятельная, исследовательская деятельность, которая ориентирует каждого на постоянное самообразование, самовоспитание, самосовершенствование. Основной смысл этого аспекта в том, что студент находится в постоянном поиске оптимального сочетания научных знаний и практики их использования. Выполнение конкретных действий, исполнение различных ролей, чувство ответственности - все это помогает внести определенные коррективы в программу самовоспитания. Студенты разрабатывают и защищают индивидуальные педагогические проекты, кластеры, интеллект-карты, область применения которых достаточно широка, они могут быть использованы для решения таких задач, как проведение презентаций, мозговых штурмов, планирование воспитательного мероприятия, самоанализ, разработка сложных воспитательных проектов, собственное воспитание, обучение, развитие и мн. др.
В проектной деятельности у студента появляется возможность не только овладеть индивидуальными способами усвоения знаний, выбрать собственный темп выполнения самостоятельной работы, но и включиться в совместную творческую деятельность, направленную на выполнение междисциплинарных или коллективных проектов. На наш взгляд, технология проектного обучения имеет высокий внутренний потенциал для развития самостоятельности, формирования профессиональных компетенций и личностных качеств будущего специалиста. «Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества», - считают авторы учебного пособия «Инновационные педагогические технологии» [3].
Наличие постоянной обратной связи со студентом в высшей школе - действенный стимул
133
совершенствования самостоятельной работы. Использование технологии портфеля как инструмента самооценки расширяет возможности самостоятельной работы и сотрудничества студента и преподавателя. Профессиональный портфель может служить инструментом как самооценки, так и оценки деятельности воспитателя во всем ее многообразии. Он может быть также средством или методической копилкой при подготовке к педагогической практике [6].
Интеллектуально-познавательная индивидуальная подготовка студентов к профессиональной деятельности будет эффективной, если будущий специалист станет не только ретранслятором учебной информации, но и ее созидателем. Подход к личности студента, ее индивидуальности предполагает гибкость и приспосабли-ваемость учебного процесса, его динамичность и вариативность, где каждый имеет право на реализацию своих возможностей, в том числе через самостоятельную работу. Самостоятельная работа подчинена становлению личностно значимых способов познания, имеет воспитательное значение, приучает студентов принимать на себя ответственность, самостоятельно решать учебные и профессиональные проблемы, находить конструктивные решения, способствует формированию гражданских качеств личности будущего учителя.
Рассуждая о подготовке специалиста новой формации, Т. А. Стефановская выделяет три равноценных стороны педагогической деятельности: воспитательную, обучающую и исследовательскую [7]. При этом в качестве ведущих характеристик профессиональной субкультуры будущего специалиста ученый выдвигает: коа-даптационное мастерство и мобильность; ме-диаобразованность; исследовательскую компетентность. Важно сформировать убеждение в необходимости творческого переосмысления теории и опыта, выработать умение анализировать и обобщать явления педагогической действительности, чтобы перенести в свою будущую деятельность все положительное, отказаться от того, что делает работу педагога, воспитателя малопродуктивной, мешает творческому подходу к делу.
Педагог XXI в. - это личность с устойчивой потребностью в профессиональном росте, развитыми гностическими умениями, гибким мышлением, индивидуальным стилем деятельности, умением ориентироваться в плюралистичном педагогическом знании. Для него характерна толерантность, мобильность, умение встать на позицию другого человека, видеть мир в целостности и единстве.
В гуманистической парадигме педагог всегда рассматривался и как воспитатель. Одновременно именно эта его функция подчас вызывает наибольшие нарекания. Еще К. Д. Ушинский писал: «Ничто не искоренит в нас твердой веры в то, что придет время, хотя может быть и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности» [8].
Воспитание, имея свою особую природу, требует и особых подходов к реализации специфических задач. Сущность гуманистического воспитания видится в отказе от моделирования личности как идеологического заказа, формы стандартов мышления, оценок и поведения, принятых какой-либо партией или социальной группой. Современное воспитание - это организация педагогических условий для саморазвития ребенка. Способность педагога в осуществлении воспитания детей и подростков в этом понимании определяется его позицией педагогической поддержки, самостановления ребенка в ценностно-смысловом взаимодействии, при котором сам педагог получает возможность обогащаться, профессионально взаимодействуя с воспитанником.
Современное воспитание рассматривается как социальное явление, его результат - деятельность. Н. М. Борытко выделяет три аспекта духовного бытия человека: социокультурный (выбор и осуществление культуросообразного образа жизни и поведения), индивидуальный (самостановление субъектом культурного процесса), сопричастное бытие вместе со значимыми другими и три ведущих воспитательных пространства: социальное (поле значений), субъектное (поле смыслов) и пространство взаимодействия (поле ценностей) [1, с. 6].
134
Сложившаяся ситуация требует коренного пересмотра концептуальной системы взглядов на профессиональную подготовку педагога к воспитательной деятельности. Педагогу сегодня должно быть присуще новое педагогическое мышление, ценностной установкой которого является превосходство индивидуальности над единомыслием, образовательных интересов личности - над стандартной учебной программой.
Ценностно-смысловые ориентации образуют содержательную сторону направленности личности, определяют характер трудовой деятельности педагога и выражают внутреннюю основу его отношения к действительности. Ценностное освоение деятельности педагога-воспитателя немыслимо без самооценки, самопознания и самоанализа (рефлексии) индивида, т. е. все три выделенных аспекта отражают три стороны единого процесса и должны быть детерминированы единой системой принципов.
Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя через формирование рефлексии, самооценки и самосознания как трех форм понимания педагогом своего профессионального бытия, по нашему мнению, обеспечивается соблюдением в профессионально-педагогической подготовке целостной системы трех принципов: рефлексивности (осмысление собст-
венного опыта), интерактивности (интерактивное взаимодействие субъектов воспитательного процесса) и проективного подхода, который обеспечивает профессионально-личностное самоопределение и самореализацию педагога. Самопроектирование собственного профессионального стиля, способов утверждения профессиональных ценностей в педагогической деятельности основано на выводах О. А. Абдуллиной, С. Г. Вер-шловского, А. В. Кирьяковой, А. К. Марковой и др. исследователей.
Дорога к демократическому обществу длинна, поэтому демократии нужно учиться сейчас, чтобы суметь влиять на демократические процессы, преодолеть культ вещей, увлечение наркотиками, нарушение законности, недоверие к общественной, гражданской деятельности, свою работу делать на совесть. Решая проблемы веры, убеждений, преемственности поколений, защиты молодежи от воинствующей бездуховности, возможно, мы сможем найти потерянную идею. В связи с этим важной задачей является личност-но-профессиональное развитие студентов как ценность в их подготовке к воспитательной работе. Мы должны быть готовы к деятельности по воспитанию юных граждан, способных возродить общество и дух нации, развить идею государственности, обращенную к человеку.
1. Борытко, Н. М. Теория и методика воспитания: семинар.-практ. занятия: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений и системы повышения квалификации работников образования / Н. М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Учитель, 2002. - 60 с.
2. Гревцева, Г. Я. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика: учеб. пособие / Г. Я. Гревцева, М. В. Циулина. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 300 с.
3. Инновационные педагогические технологии: модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / под ред. Е. В. Ивановой, Л. И. Косовой, Т. Ю. Аветовой. - Санкт-Петербург: Полиграф-С, 2004. - 160 с.
4. Литвак, Р. А. Подготовка студентов к инклюзивному образованию / Р. А. Литвак // Социальная педагогика. - 2014. - № 4. - С. 89-97.
5. Никандров, Н. Д. Воспитание и социализация проблемы гармонизации / Н. Д. Никандров // Проблемы современного образования. - 2011. - № 2. - С. 5-11.
6. Портфолио ученика, или Папка личных достижений: сб. / авт.-сост. Т. И. Тюляева. - Москва: Вентана-Граф. - 2008. - 160 с.
7. Стефановская, Т. А. Подготовка учителя XXI века (основания к созданию целостной концепции базового педагогического образования) / Т. А. Стефановская, О. В. Амосова // Вопросы педагогического образования: межвуз. сб. ст. - Иркутск: ИГЛУ, 2000. - Вып. 11. - С. 16-34.
8. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. - Москва: Просвещение, 1968. - 557 с.
9. Рындак, В. Г. Педагогика креативности: моногр. / В. Г. Рындак. - Москва: Университетская книга, 2012. - 284 с. 10. Яковлева, Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева. -
Челябинск: ЧГПИ, 1991. - 128 с. Сдано 15.11.2014
135
G. Grevtcseva
PRINCIPLES OF STUDENTS' PREPARATION TO EDUCATIONAL ACTIVITY
Abstract. The article highlights the patterns and principles disclosed preparation used in duschih specialists for educational work. Singled leading character and sticks of occupational subculture future specialist, and effective to the form of classes.
Keywords: laws, principles, education, humanistic education, educational work
References
1. Borytko, N. M. Teoriya i metodika vospitaniya: seminar.-prakt. zanyatiya [Theory and methods of educational activity: seminar.-tutorials] / N. M. Borytko; scient. ed. N. K. Sergeev. - Volgograd: Uchitel, 2002. - 60 p.
2. Grevtseva, G. Ya. Vospitanie grazhdanina i patriota [Education of a citizen and patriot: theory and practice] / G. Ya. Grevtseva, M. V. Tsiulina. - Chelyabinsk: Tsitsero, 2014. - 300 p.
3. Innovtsionnye pedagogicheskie tekhnologii: modulnoe posobie dla prepodavateley professionalnoy shkoly [In-novational pedagogical technologies: module textbook for teachers of vocational school] / edit. by E. V. Ivanova, L. I. Kosova, T. Yu. Avetova. - Saint-Petersburg: Poligraph-C, 2004. - 160 p.
4. Litvak, R. A. Training of students to inclusive education / R. A. Litvak // Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogy]. - 2014. - № 4. - P. 89-97.
5. Nikandrov, N. D. Education and socialization of harmonization problem / N. D. Nikandrov // Vospitanie i sotsializat-siya problemy garmonizatsii [Problems of modern education]. - 2011. - № 2. - P. 5-11.
6. Portfolio uchenika, ili Papka lichnykh dostizheniy [Portfolio of a pupil or file of personal achievements] / comp. by Y. I. Tyulyayeva. - Moscow: Vengana-Graf. - 2008. - 160 p.
7. Stefanovskaya, T. A. Training of a 21st century teacher (grounds for creation of a basic pedagogical education general concept) / T. A. Stefanovskaya, O. V. Amosova // Voprosy pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of pedagogical education]. - Irkutsk: IGLU, 2000. - Issue 11. - P. 16-34.
8. Ushinsky, K. D. Izbrannuye pedagogicheskiye proizvedeniya [Selected pedagogical works] / K. D. Ushinsky. -Moscow: Prosveshchenie, 1968. - 557 p.
9. Ryndak, V. G. Pedagogika kreativnosti [Pedagogy of creativity] / V. G. Ryndak. - Moscow: Universitetskaya kniga, 2012. - 284 p.
10. Yakovleva, N. M. Podgotovka studentov k tvorcheskoy vospitatelnoy deyatelnosti [Preparation of students to creative educational activity] / N. M. Yakovleva. - Chelyabinsk: ChGPI, 1991. -128 p.
Received 15.11.2014
136