СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
УДК 316.344.2 A.A. МАРАСАНОВА
ББК 60.526.1 ассистент Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected], [email protected]
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Описываются используемые на практике системы показателей уровня жизни населения, источники официальных данных о доходах и расходах населения; формулируются принципы оценки уровня жизни населения.
Ключевые слова: уровень жизни, оценка уровня жизни, принципы оценки.
Проведение эффективной социальной политики должно базироваться в том числе на оценке экономического положения населения и степени социального расслоения общества. В этой связи особое значение придается исследованию и оценке уровня жизни населения, который в конечном итоге выступает как критерий результативности социальной политики.
Целесообразно рассматривать категорию «уровень жизни населения» в узком и широком смысле. В узком смысле под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных потребностей. В широком смысле рассматриваемое понятие включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга населения, его здоровье, образование, природную среду обитания и т.д.1 Последнее отражает весь комплекс социально-экономических условий жизни общества, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, и чаще в таком случае употребляется термин «качество жизни». На характеристику уровня жизни в широком понимании данной категории ориентирована система государственной статистики РФ при сборе и анализе данных, касающихся уровня жизни населения страны.
Предпринимая попытку сблизить два представленных выше подхода, В.М. Жере-
бин и А.Н. Романов предлагают следующую формулировку понятия «уровень жизни»: это отношение уровня доходов к стоимости жизни вместе с определяемыми данным отношением характеристиками потребления и обеспеченности жизненными благами2.
На практике в целях комплексной оценки уровня и качества жизни населения Российской Федерации используются система показателей, разработанная в Методологических положениях по статистике Госкомстата РФ (1996 г.), и система «Основных показателей уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г.
Исходными показателями, применяемыми при расчетах социально-экономических индикаторов в официальных изданиях, а также используемыми в процессе бюджетирования, служат: располагаемый доход домашних хозяйств, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, расходы на конечное потребление домашних хозяйств, денежные доходы населения, денежные расходы и сбережения населения, среднедушевые денежные доходы, реальные располагаемые денежные доходы, среднемесячная начисленная заработная плата, средний размер назначенной месячной пенсии, покупательная способность денежных доходов населения, распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов, распределение общего объема
© АА. Марасанова, 2008
денежных доходов по различным группам населения, коэффициенты дифференциации доходов населения, коэффициент концентрации доходов населения (индекс Джинни), величина прожиточного минимума, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода3. Из числа названных можно выделить три группы социально-экономических показателей: показатели распределения и дифференциации населения по уровню доходов; показатели, характеризующие уровень и распределение низких доходов; баланс денежных доходов и расходов населения.
Однако, по мнению ученых-экономистов, описанная выше система показателей оценки уровня жизни населения недостаточно полно отражает состояние социальной сферы и окружающей среды, общий экономический рост, подходы к межрегиональным сравнениям и др., что обедняет полноту знания об уровне и качестве жизни. С этих позиций более оптимальной признается система показателей уровня жизни населения в условиях рыночной экономики, предложенная Минэкономики РФ4. В ней представлено 40 показателей, объединенных по следующим разделам: обобщающие показатели; доходы населения; потребление и расходы населения; денежные сбережения населения; накопленное имущество и жилище; социальная дифференциация населения; малообеспеченные слои населения.
Имеются и другие системы показателей оценки уровня жизни населения. Единой же, общепринятой системы показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения, в настоящее время не существует.
Основными источниками данных о доходах и расходах населения как основных показателях уровня жизни являются данные государственной и ведомственной статистики. Государственная статистика собирает информацию непосредственно от населения и домохозяйств при проведении выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних фирм, представляющих отчетность по труду и выплате заработной платы. Кроме того, проводятся периодические обследования задержки выплаты заработной платы по некоторым отраслям экономики, а также изучение дифференциации заработ-
ной платы по выборке фирм. Ведомственная статистика обобщает информацию о выплатах, произведенных населению, о платежах, от него полученных, на основе ведомственной отчетности5.
Следует помнить, что статистическая информация о доходах населения наименее достоверна из-за многообразия источников доходов, наличия неучитываемых доходов от теневой экономической деятельности, разрыва во времени между осуществленной деятельностью и ее оплатой, а также наличия не только денежной формы доходов, но и натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных льгот населению. Поэтому статистика все в большей степени сосредоточивает внимание на изучении расходов.
В проанализированной нами литературе, посвященной различным аспектам содержания и оценки уровня и качества жизни населения, не нашли отражения принципы оценки уровня жизни населения. Проведенный анализ понятий уровня и качества жизни населения, существующих систем показателей, их характеризующих, а также источников и методов сбора информации о доходах и расходах населения позволяет сформулировать принципы, свойственные используемой на практике системе оценки уровня жизни населения, а также принципы, которые, по нашему мнению, должны быть присущи оптимальной системе оценки уровня жизни населения. Ниже приведем нашу точку зрения на совокупность принципов оценки уровня жизни населения:
1. Принцип комплексности: он выражается в том, что оценка уровня жизни населения должна базироваться на системе показателей, характеризующих всю многогранность и многоаспектность изучаемой категории.
2. Взаимосвязь и взаимообусловленность показателей: данный принцип дополняет принцип комплексности и выражается в координации концепций уровня жизни населения и систем показателей, его оценивающих.
3. Систематическое измерение: принцип отражает основную черту системы замеров показателей уровня жизни населения и характеризует планомерность и мониторинговый характер процедур оценки.
4. Принцип нормативности: оценка
уровня жизни населения призвана решать
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
несколько задач, в том числе дать характеристику степени социального расслоения населения и выявить наименее обеспеченные его слои. В данном случае необходимым является формирование так называемых минимальных стандартов уровня жизни, в частности определение величины прожиточного минимума, денежной оценки минимальной потребительской корзины. В этом ключе принцип нормативности находит свое отражение и при обосновании минимальных размеров заработной платы, пенсий.
5. Учет региональной специфики: в силу значительного размера территории России и обусловленных этим фактором различий в географическом положении регионов и их климатических особенностей, уровня их экономического развития формируется специфика уровня жизни населения разных регионов. Неодинаковые условия проживания людей определяют различные потребности жителей разных регионов и способы удовлетворения этих потребностей. В Российской Федерации оценка уровня жизни населения осуществляется в разрезе субъектов Федерации и территорий, в них входящих. Также принцип учета региональной специфики находит отражение при формировании минимальных стандартов уровня жизни.
6. Учет социально-демографических характеристик населения: в частности, расчет объема продовольственной корзины, величины прожиточного минимума осуществляется для следующих социально-демографических групп: трудоспособное население, пенсионеры по возрасту и получающие пенсии по инвалидности, дети в возрасте до 16 лет.
7. Использование систем объективных и субъективных показателей оценки уровня жизни (сочетание социально-экономических и социологических показателей уровня жизни): официальные оценки уровня жизни населения базируются на системе объективных экономических показателей. В то же время оценка уровня жизни может осуществляться и на основе субъективных критериев посредством применения методов социологических исследований. Использование экономических показателей позволяет формальным образом оценить уровень жизни населения (по принципу «бедный — небед-
ный»), но не дает возможности выявить степень социальной депривации и эксклюзии населения, характеризующих субъективные показатели уровня жизни6. Представляется, что включение социологических индикаторов уровня жизни населения в систему официальных показателей обогатит последнюю, и во внимание будет приниматься более разносторонняя, комплексная совокупность показателей7.
8. Прогнозный потенциал: важной характеристикой системы показателей оценки уровня жизни должна быть возможность формулировать на их основе научно обоснованные прогнозы, касающиеся тенденций изменения жизненного уровня населения. Поскольку оценка жизненного уровня осуществляется органами статистики в режиме мониторинга, имеется возможность формирования на основе получаемых данных прогнозных показателей. С учетом предложения о включении социологических индикаторов уровня жизни населения в систему официальных показателей представляется, что прогнозная оценка должна формироваться с использованием не только данных статистического учета (рядов динамики объективных экономических показателей уровня жизни), но и социологических показателей. Такая система социологических индикаторов, обладающих прогнозными возможностями, может быть разработана по аналогии (по принципу) с системой оценки индексов потребительского поведения и социальных настроений (ИПН и ИСН соответственно). ИПН и ИСН были разработаны в Америке (а в настоящее время с успехом используются и в России) для оценки возможного поведения населения в ближайшем будущем. Они имеют сходные принципы построения и демонстрируют устойчивые прогнозные возможности.
Полагаем, что приведенные выше принципы должны быть положены в основу разработки как системы показателей, так и целостной методики оценки уровня и качества жизни населения.
Примечания
1 Социальная статистика: учеб. / под ред.
И.И. Елисеевой. М., 2003. С. 72.
2 Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. М., 2002. С. 18.
3 Методологические положения по статистике. М., 1996. С. 74.
4 Политика доходов и качество жизни населения / под ред. Н.А. Горелова. СПб., 2003. С. 82.
5 Социальная статистика. С. 97.
6 В частности, показатели доли россиян, находящихся в положении бедности, оцениваемые по результатам независимых социологических иссле-
дований и по данным официальной статистики в 2004—2007 гг., разнятся: социологи фиксируют, что уровень бедности по самооценкам респондентов примерно в 2 раза превышает официальные оценки Госкомстата РФ (Головачев В. Розовые очки чиновников // Труд. 2007. 10 февр.).
7 Например, рассчитываемый в США на основе социологических опросов индекс потребительских настроений входит в систему 12 важнейших официальных макроэкономических показателей страны.