О
<м
УДК 330.59(571.53) ББК 65-94(2Рос)
Б.Л. Токарский А.А. Марасанова
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ г. ИРКУТСКА
Отражены результаты социолого-статистического мониторинга уровня жизни населения; предложены направления его регулирования.
Ключевые слова: уровень жизни населения, оценка уровня жизни населения, регулирование уровня жизни населения.
B.L. Tokarskiy A.A. Marasanova ESTIMATION OF THE STANDARD OF LIVING IN IRKUTSK
The article demonstrates the results of sociological and statistic monitoring of living standard in Irkutsk, and suggests ways of its regulation.
Keywords: standard of living, standard of living estimation, regulation of living standard.
“O!
Определение стратегических направлений устойчивого развития территории должно принимать во внимание особенности экономического положения населения и степени социального расслоения общества. В этой связи особое значение придается исследованию и оценке уровня жизни населения, позволяющей сформировать интегральное представление о социально-экономическом положении населения.
Используемые в нашей стране подходы к оценке уровня жизни населения могут быть разделены на следующие группы: 1) оценка уровня жизни на основе широкого круга статистических показателей; 2) выборочное статистическое обследование бюджетов домашних хозяйств; 3) оценка уровня жизни на основе данных переписей населения; 4) оценка уровня жизни на основе социологических обследований населения. Каждый из подходов обладает определенными возможностями и ограничениями, в связи с чем для получения объективно обоснованной оценки необходима комбинация подходов к оценке жизненного уровня. Наиболее оптимальным нам видится сочетание методов статистического и социологического анализа уровня жизни населения.
Результаты статистического анализа уровня и качества жизни иркутян показали, что за период с 2004 по 2009 г. размер их но© Б.Л. Токарский, АА. Марасанова, 2010
©
<м
минальных доходов год от года увеличивался. Однако для малообеспеченных групп населения (это пенсионеры, работники сфер образования, оказания социальных и коммунальных услуг и другие представители социально-уязвимых категорий населения) рост их доходов не означал значительного улучшения уровня и качества жизни. Это связано с тем, что рост цен затрагивал сильнее всего сегмент продовольственных товаров, в сторону которых «сдвинута» структура личного потребления данных слоев населения, и инфляция попросту «съедала» увеличивавшиеся доходы (табл. 1). Также для исследуемого периода было характерно усиление степени социально-экономического расслоения населения. Так коэффициент дифференциации доходов за период 2003-2008 гг. увеличился с 14,9 до 16,7 [1, с. 99; 2, с. 51].
Таблица 1
Основные показатели уровня жизни населения г. Иркутска
Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Средняя заработная плата в экономике, р. 8 028 9 921 12 220 15 449 19 003,7* нет данных
в том числе на крупных и средних предприятиях 8 935 11 073 13 735 17 128 21 922,6 23 990,3
Индекс реальной заработной платы, % к аналогичному периоду прошлого года 110,5 114,4 113,8 111,7 121,5* нет данных
В том числе на крупных и средних предприятиях нет данных нет данных 113,6 112,2 109,5 97,6
Сводный индекс потребительских цен 110,6 108 109,1 112,2 114,9 108,0
В том числе по продовольственным товарам (декабрь, к декабрю предыдущего года) 112,4 108,1 111,1 115,6 118,6 106,2
Размер среднедушевого про-житочного минимума, в среднем за год, р. 2 621,8 2 876,7 3 284,3 3 752,3 4 560,5 5 188,0
* Данные за первое полугодие 2008 г. Составлено по: [3-8].
В 2009 г., впервые за исследуемый период, темп роста цен на продовольственные товары не превысил общего темпа роста цен,
©
<м
что связано с активными мерами, предпринимаемыми органами исполнительной власти по поддержанию низких цен на социально значимые продукты. В этом же году был зафиксирован самый низкий индекс реальной заработной платы: впервые за период не произошло роста реальной заработной платы.
Выявленные тенденции подтверждаются данными социологического мониторинга уровня жизни населения г. Иркутска за 2001-2009 гг., проведенного при участии авторов. Его результаты показали, что позитивные тенденции, характеризовавшие уровень жизни иркутян в 2001-2003 гг., стали проявляться менее отчетливо в 2006 г. (табл. 2, 3). Субъективные оценки горожан отразили, что в 2009 г. люди стали жить чуть хуже, стесненнее, чем в предыдущем периоде. В наибольшей степени такое положение дел отразилось на самых низкодоходных группах населения и тех, кто относится к социально уязвимым категориям.
Таблица 2
Оценка респондентами материального положения своей семьи, %
Вариант ответа В среднем по всем опрошенным
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2006 г. 2009 г.
Очень хорошее 0,9 2,3 0,8 0,9 2,2
Хорошее 17,1 16,4 22,4 13,9 14,7
Среднее 54,8 56,8 51,4 60,9 52,2
Плохое 22,9 19,3 19,9 20 19,3
Очень плохое 3,7 2,3 2,5 2,2 2,2
Затрудняюсь ответить 0,6 2,9 3,0 2,1 9,3
Изменение уровня дохода респондентов за прошедший год, %
Таблица 3
Вариант ответа В среднем по всем опрошенным
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2006 г. 2009 г.
Значительно повысился 3,1 2,1 2,1 1,4 1,6
Несколько повысился 30,6 32,2 27,5 30,4 15,0
Остался на прежнем уровне 40,6 41,2 54,5 45,6 37,7
Несколько понизился 17,9 14,5 6,7 16,8 23,5
Значительно понизился 5,9 4,2 5,5 3,4 13,2
Затрудняюсь ответить 1,9 5,8 3,8 2,5 9,0
Органами власти г. Иркутска осуществляется активная работа в целях поддержания достойного уровня жизни населения: разрабатываются и реализуются программы социально-экономическо-
О
<м
го развития; осуществляется работа по закреплению и реализации прав граждан в трудовой сфере (установлен минимальный размер заработной платы, предусмотрены меры по регулированию уровня заработной платы с целью установления оптимальных пропорций в оплате труда в организациях различных отраслей и форм собственности, реализуются программы содействия занятости населения и пр.); стимулируется развитие предпринимательской инициативы и самозанятости населения; реализуются программы социальной поддержки населения и пр. В табл. 4 отражены позитивные и негативные тенденции в формировании уровня жизни населения г. Иркутска.
Однако в целях реализации задач регулирования уровня жизни населения необходима разработка документа, определяющего стратегические приоритеты в данной сфере. Его предназначение должно состоять в обозначении долгосрочных стратегических целей в сфере повышения жизненного уровня населения и соответствующих им задач; определении направлений, в рамках которых необходимо осуществлять целенаправленную работу по регулированию уровня жизни населения; определении комплекса мероприятий, способствующих повышению уровня жизни.
Определяемые в рамках стратегического подхода цели, задачи, на-правления и мероприятия по повышению жизненного уровня населения должны быть сформулированы в соответствии с государственной политикой в сфере социального развития, а также должны быть согласованы с целями общего экономического и социального развития города и иметь возможность быть учтенными при разработке соответствующих планов муниципального и областного уровней. Благодаря этому должно быть обеспечено совпадение дробных фактических шагов с общей долгосрочной целью на разных уровнях управления.
Основной стратегической целью регулирования уровня жизни населения должно стать доведение его до стандартов развитых стран и обусловленное этим фактом преодоление бедности. В рамках стратегического регулирования уровня жизни иркутян могут быть предложены следующие направления действий:
- повышение размера реальных доходов населения;
- снижение удельного веса теневых доходов в структуре доходов горожан для формирования дееспособной системы государственного социального страхования;
- повышение эффективности системы социальной защиты населения;
- формирование социально ориентированного бюджета города;
- повышение уровня занятости населения;
©
<м
Таблица 4
Позитивные и негативные тенденции в формировании уровня жизни населения г. Иркутска
Фактор Тенденции
позитивные негативные
Уровень доходов населения - рост среднедушевых доходов населения; - номинальный размер средних доходов жителей г. Иркутска превышает областные и общероссийские показатели - невысокая покупательная способность доходов населения; - размер доходов отдельных категорий населения не превышает размера прожиточного минимума; - недостаточно высокий темп роста доходов населения; инфляция «съедает» реальные доходы населения; - наличие теневых форм выплаты заработной платы; наличие задолженности по оплате труда
Расходы населения - наличие различ-ных форм кредитования, в том числе ипотечного - снижение платежеспособного спроса насе-ления; - рост цен на товары и услуги вследствие инфляции; - постоянное увеличение платы за жилье и коммунальные услуги; - снижение объемов кредитования населения
Распределение населения по доходам - сокращение доли бедного населения - неравномерное распределение населения по доходам; усиливающаяся год от года дифференциация населения по доходам; - усиление иждивенческой нагрузки на трудоспособное население и его доходы; - отсутствие достаточной «прослойки» так называемого среднего класса
Прожи- точный минимум - с 2009 г. предусматривается увели-чение стандартов потребления отдельных непродовольственных товаров и услуг - регулярный рост прожиточного минимума, что свидетельствует об увеличении стоимости жизни; - размер прожиточного минимума не обеспечивает воспроизводственной функции
Разработка и реализация программ социально-экономического развития - принимаются и реализуются программы, направленные на социально-экономического развитие города, как комплексного, так и целевого характера - нечеткое обозначение того, как реализация программ способствует достижению генеральных целей развития города; - отсутствие взаимоувязки между реализуемыми программами; - индикаторы будущего состояние города слабообоснованы; - не осуществляется оценка эффективности реализации программ
О
<м
- организация системы информационного обеспечения управления социальными отношениями и трудом;
- содействие предпринимательской деятельности, развитию производства и привлечению инвестиций в экономику города;
- увеличение объемов жилищного строительства и формирование сектора социального жилья в городе;
- совершенствование параметров и структуры потребительской корзины и пр.
Реализация мероприятий по повышению уровня жизни населения в рамках перечисленных направлений должна привести к преодолению абсолютной бедности, способствовать преодолению бедности социальной, содействовать мобилизации и активизации собственных сил населения и созданию необходимых условий для этого и, следовательно, способствовать формированию достойного уровня жизни населения.
Список использованной литературы
1. Иркутская область. 70 лет. Юбилейное издание: стат. сб. / Иркутск-стат. — Иркутск, 2007.
2. Иркутская область: стат. сб. / Иркутскстат. — 2009.
3. Итоги социально-экономического развития города Иркутска за
2006 г.: информ.-справ. издание. — Иркутск: Изд-во «Облмашинформ»,
2007. — 104 с.
4. Итоги социально-экономического развития города Иркутска за
2007 г.: информ.-справ. издание. — Иркутск: Изд-во «Облмашинформ»,
2008. — 128 с.
5. Итоги социально-экономического развития города Иркутска за
2008 г. [Электронный ресурс]. — иБ.Ь: http://ramina.ru/esmi3/files/ admirVobzor_2008_god.doc (дата обращения: 20 мая 2009 г.).
6. Итоги социально-экономического развития города Иркутска за
2009 г. [Электронный ресурс]. — иБ.Ь: http://ramina.ru/esmi3/files/ admirk/sep2009.rar (дата обращения: 10 апр. 2010 г.).
7. Основные показатели социально-экономического развития Иркутска за 2004 г. [Электронный ресурс]. — и^Ь: http://ramina.ru/esmi3/files/ admirVsep04.doc (дата обращения: 20 нояб. 2008 г.).
8. Основные показатели социально-экономического положения г. Иркутска за 2005 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://ramina.ru/esmi3/ files/admirk/sep05.doc (дата обращения: 20 нояб. 2008 г.).
Bibliography (transliterated)
1. Irkutskaya oblast’. 70 let. Yubileinoe izdanie: stat. sb. / Irkutskstat. — Irkutsk, 2007.
2. Irkutskaya oblast’: stat. sb. / Irkutskstat. — 2009.
3. Itogi sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya goroda Irkutska za 2006 g.: inphorm.-sprav. izdanie. — Irkutsk: Izdvo «Oblmashinphorm», 2007. — 104 s.
О
<м
4. Itogi sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya goroda Irkutska za 2007 g.: inphorm.-sprav. izdanie. — Irkutsk: Izdvo «Oblmashinphorm», 2008. — 128 s.
5. Itogi sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya goroda Irkutska za 2008 g. [Elektronnyi resurs]. — URL: http://ramina.ru/esmi3/files/admirk/obzor_ 2008_god.doc (data obrashcheniya: 20 maya 2009 g.).
6. Itogi sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya goroda Irkutska za 2009 g.
[Elektronnyi resurs]. — URL: http://ramina.ru/esmi3/files/admirk/
sep2009.rar (data obrashcheniya: 10 apr. 2010 g.).
7. Osnovnye pokazateli sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Irkutska za 2004 g. [Elektronnyi resurs]. — URL: http://ramina.ru/esmi3/files/ admirk/sep04.doc (data obrashcheniya: 20 noyab. 2008 g.).
8. Osnovnye pokazateli sotsial’noekonomicheskogo polozheniya g. Irkutska za 2005 g. [Elektronnyi resurs]. — URL: http://ramina.ru/esmi3/ files/admirk/sep05.doc (data obrashcheniya: 20 noyab. 2008 g.).
Информация об авторах
Токарский Борис Леонидович — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Марасанова Анна Александровна — старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Authors
Tokarskiy Boris Leonidovich — Doctor of Economics, Professor, Chairholder, Chair of Sociology and Social Work, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].
Marasanova Anna Aleksandrovna — Senior Instructor, Chair of Sociology and Social Work, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].
“O!