строI. ПРАВО 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
1.1.ПРИНЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ
Мархгейм Марина Васильевна, д.ю.н., профессор, профессор кафедры международного права и государство-ведения юридического факультета, Белгородский го-сударственный университет
Золотарев Михаил Павлович, аспирант, кафедра международного права и государствоведения юридического факультета, Белгородский государственный университет
Аннотация. В статье представлены результаты исследования содержательных особенностей принципов муниципального партнерства. Автором сформулирован состав заявленных принципов, а также дана их краткая характеристика.
Ключевые слова: муниципальное партнерство, принципы местного самоуправления, общие принципы организации системы органов местного самоуправления, субсидиарность
PRINCIPLES OF MUNICIPAL PARTNERSHIP: CONSTITUTIONAL AND LEGAL CONTENT AND TYPES
Markheim Marina Vasiljevna, doctor of low, professor, professor of international law and gosudarstvovedeniya Faculty of Law, Belgorod State University
Zolotarev, Mikhail Pavlovich, postgraduate student of international law and gosudarstvovedeniya Faculty of Law Belgorod State University
Annotation: The article presents the results of a study of meaningful singularities of principles of municipal partnerships. The author formulated the composition of the stated principles, but also gave them a brief description. Keywords: municipal partnership, the principles of local self-government, the general principles of organization of local self-government, subsidiarity
В российском государствоведении распространено выделение принципов правового регулирования отдельных комплексов общественных отношений вплоть до принципов, присущих правовому государству в целом. Естественно, что последние распространяются и на местное самоуправление. Вместе с тем муниципальное партнерство требует выделения самостоятельных, отдельных принципов организации. Ввиду отсутствия специально сформулированных принципов муниципального партнерства, обратимся в рамках данного исследования к законодательству и теории муниципального права для выявления таковых.
Итак, в муниципальном праве в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления1, которая закрепила необходимость признания принципов местного самоуправления внутренним законодательством, а где это осуществимо, и конституцией (ст. 2 Хартии), а также Конституцией РФ (ст. 72) , Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляются как общие принципы организации местного самоуправления, так, в частности, и принципы территориальных, финансово-экономических, организационных основ местного самоуправления. Однако необходимо отметить, что Федеральный закон № 131-ФЗ отказался от классификации принципов в какой-то одной статье. Принципы организации местного самоуправления отражены в содержании закона и в названиях некоторых глав и статей. Примечательно, что ни в ст. 2, раскрывающей содержание основных терминов и понятий, используемых в данном правовом акте, ни в его тексте не дается определения общих принципов организации местного самоуправления. Все это оставляет широкое поле для научных исследований проблематики общих принципов.
Существенное значение для раскрытия содержания понятия «общие принципы организации местного самоуправления» имеет позиция Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно рассматривал дела, непосредственно связанные с необходимостью толкования понятия «общие принципы местного самоуправления», с уяснением содержания конституционных норм о местном самоуправлении и норм федерального законодательства4.
Необходимость официального определения содержания понятия «общие принципы местного самоуправления» сложилась вскоре после принятия Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Однако Конституционный Суд РФ и в процессе рассмотрения дела о проверке конституционности положений п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изменениями от 22 апреля 1996 г.)5 не стал за-
1 Европейская хартия местного самоуправления (ЕТS № 122) принята в г. Страсбурге 15 октября 1985 г. // Дипломатический вестник. - 1998. - №10.
2 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.
3 Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.11.2010 г.) // Российская газета. -2003, 8 октября; Российская газета. - 2010, 10 ноября.
4 СЗ РФ. - 1996. - № 23. - Ст. 2811; 1997. - № 5. - Ст. 708.
5 Постановление Конституционного Суда РФ по этому делу от 30 мая 1996 г., особое мнение судьи Конституционного Суда РФ
Э.М. Аметистова, а также обстоятельные заключения экспертов -к.ю.н. Л.А. Ревенко и к.ю.н. А.А. Постникова // Городское управление. - 1996. - № 6. - С. 31-42; Постановление Конституционного Суда от 30 мая 1996 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организа-
ниматься поисками определения общих принципов, указав лишь, что они закреплены в Конституции РФ и Федеральном законе от 28 августа 1995 г.
В своем особом мнении судья Конституционного Суда Э.М. Аметистов, не согласившись с позицией Суда, утверждал, что для решения вопросов, поставленных заявителями по данному делу, следует прежде всего определить содержание и пределы понятия «общие принципы организации системы органов местного самоуправления». Автор особого мнения не согласился с тем, как в Постановлении Конституционного Суда РФ дается толкование п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ об «установлении общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления». Из Постановления следовало, что Конституционный Суд толковал указанный пункт ч. 1 ст. 72 Конституции в том смысле, что слова «системы органов» относятся только к органам государственной власти6. Э.М. Аметистов понимал эту формулировку, в том числе, как «общие принципы организации системы органов местного самоуправления».
На наш взгляд, приведенное особое мнение судьи Конституционного Суда, является объективным в толковании п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и подразумевает, что система органов местного самоуправления не исчерпывает проблему организации местного самоуправления, поскольку требуется еще законодательное закрепление функций государственных органов в отношении местного самоуправления и его территориальной организации, закрепление государственных гарантий и финансово-экономических условий местного самоуправления и др. Таким образом, полагаем, в целях целесообразно использовать формулировку общие принципы организации системы органов местного самоуправления. Думаем, она отражает и основные положения организации местного самоуправления, и указывает на сферы соприкосновения муниципальной власти с государственной. Поэтому из дальнейших теоретических разработок нам необходимо выявить принципы, которые будут входить в состав именно общих принципов организации системы органов местного самоуправления.
В юридической литературе проблематике принципов организации местного самоуправления (понятию, содержанию, классификации, пределам правового регулирования) уделяется значительное внимание7. Так, Ю.А. Дмитриев выделяет основные (общие) и частные (специальные) принципы. Под основными принципами он понимает исходные идеи, коренные начала, выражающие главное и решающее в организации и деятельности населения, формируемых им органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Частные принципы относятся им к отдельным сферам местного самоуправления8. Предложен-
ции местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля 1996 года)» // СЗ РФ. - 1996. - № 23. - Ст. 2811.
6 См.: Городское управление. - 1996. - № 6. - С. 36-39.
7 См.: Муниципальное право РФ / Под ред. Ю.А. Дмитриева. -М.: Профобразование, 2000; Фадеев В.И. Муниципальное право России. - М., 1994; Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. - М., 1999. - С. 146-169; Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в РФ // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. - М., 1998.
8 См.: Дмитриев Ю.А. Понятие, принципы, предмет и методы
муниципального права // Муниципальное право РФ / Под ред.
Ю.А. Дмитриева. - М.: Профобразование, 2000. - С. 10-11.
ная Ю.А. Дмитриевым классификация основных принципов включает: верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов; самостоятельность решения населением вопросов местного значения в интересах местного насе-населения; законность в организации и осуществлении местного самоуправления; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления; обязательность наличия предусмотренных законом органов местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами; неподчиненность одного муниципального образования другому; государственные гарантии и поддержка местного самоуправления; взаимодействие и сотрудничество в обеспечении жизнедеятельности населения органов местного самоуправления с органами государственной власти.
А.Н. Костюков полагает, что правомерно выделение трех групп принципов местного самоуправления: принципов, связанных с общими условиями осуществления местного самоуправления (соблюдение прав и свобод человека и гражданина; законность в организации и деятельности местного самоуправления; государственное гарантирование местного самоуправления); принципов, определяющих самостоятельность местного самоуправления (организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством; самостоятельность решения населением вопросов местного значения; соразмерность полномочий местного самоуправления материальнофинансовым ресурсам); принципов, закрепляющих формы осуществления населением права на местное самоуправление (многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; выборность органов и должностных лиц местного самоуправления; коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; гласность местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления)9. Данная классификация охватывает основные стороны организации местного самоуправления, но вот принципам территориальной организации местного самоуправления внимания уделено, к 10
сожалению, мало .
Основополагающими подходами, задающими параметры местного самоуправления и обеспечивающими необходимую меру единства местного самоуправления в масштабах Российской Федерации, считает принципы местного самоуправления И.В. Выдрин. Он сформулировал следующие принципы: признание местного самоуправления и его гарантированность Конституцией РФ, самостоятельность, независимость, ответственность местного самоуправления, недопустимость образования органов местного самоуправления органами государственной власти и их должностными лицами, судебная защита местного самоуправления11. В данной классификации автор акцентирует внимание в основном на принци-
9 См.: Муниципальное право России / Под ред. А.Н. Костюкова.
- М., 2007. - С. 84-90.
10 Карабасов С.Ю. Общие принципы организации местного самоуправления // Административное и муниципальное право. -2009. - № 3.
11 См.: Выдрин И.В. Муниципальное право России. - М., 2004. -С. 75-79.
пах организационно-правового характера. Иные аспекты местного самоуправления в данной классификации не отражены12.
В ходе научной полемики, исходя из положений п. «н» ст. 72 Конституции РФ, все больше внимания уделяется характеристике общих принципов организации местного самоуправления. Свою классификацию общих принципов предложили О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев. По их мнению, к общим принципам местного самоуправления относятся: а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения; б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; в) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; з) законность в организации и осуществлении местного самоуправления; и) гласность местного самоуправления; к) сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении; л) государственные гарантии местного самоуправления13.
Выделение основных (общих) принципов, по мнению
В.А. Баранчикова, позволяет превратить местное самоуправление в реальный институт народовластия, оформить структуру его органов, решить проблему вопросов местного значения в ее взаимосвязи с предметами ведения и компетенцией различных звеньев системы местного самоуправления, а также проблему гарантий осуществления населением своей власти на территории местного самоуправления. Он выделил следующие общие принципы местного самоуправления: население - главный субъект властеотношений в местном самоуправлении; право населения городских, сельских и иных поселений независимо от его численности на осуществление местного самоуправления; обеспечение двухзвенной системы муниципальных образований в местном самоуправлении; организационно-юридическое обособление местного самоуправления от органов государственной власти и функциональная связь между ними; многообразие форм организации местного самоуправления; соответствие полномочий местного самоуправления его материально-финансовым возможностям; законность в деятельности местного самоуправления; ответственность в системе местного самоуправления; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; государственные га-
14
рантии местного самоуправления14.
Следует признать, что не все из выделенных В.А. Баранчиковым общих принципов местного самоуправления выдержали проверку временем15. В частности, указанный им принцип права населения поселений на осуществление местного самоуправления независимо
12 Карабасов С.Ю. Общие принципы организации местного самоуправления // Административное и муниципальное право. -2009. - № 3.
13 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. -М., 2006. - С. 97-125.
14 См.: Баранчиков В.А. Муниципальное право. - М., 2000. - С. 47.
15 Карабасов С.Ю. Общие принципы организации местного са-
моуправления // Административное и муниципальное право. -2009. - № 3.
от его численности был закреплен в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 12). Теперь же Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» специально установил критерии численности населения поселений, соблюдение которых необходимо для организации местного самоуправления (ст. 11).
Исходя из представленных теоретических разработок, законодательных положений, а также судебной практики, полагаем, что содержание общих принципов организации системы органов местного самоуправления наиболее полно отражают следующие из них: верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; законность в организации и осуществлении местного самоуправления; организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством; государственные гарантии и поддержка местного самоуправления; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; неподчи-ненность одного муниципального образования другому; соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам; гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами; судебная защита местного самоуправления.
Также к общим принципам организации системы органов местного самоуправления, на наш взгляд, следует отнести субсидиарность. Обратим внимание, что современная российская Конституция не предусматривает такового в качестве права населения или органов местного самоуправления передавать вопросы местного значения органам государственной власти, в то время как органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Принцип субсидиарности заслуживает особого научного анализа в российском варианте. Считаем, принцип субсидиарности может и должен проявляться через корректировку вопросов местного значения. Если становится очевидным, что органы местного самоуправления повсеместно не справляются с решением того или иного вопроса местного значения, органы государственной власти обязаны взять решение этого вопроса на себя16. Соответственно этот вопрос должен быть изъят из перечня вопросов местного значения.
Не менее важно наделить органы местного самоуправления правом отказываться от выполнения отдельных государственных полномочий в случаях не-передачи материальных и финансовых средств.
Полагаем, что это не исчерпывающий перечень принципов, организующих муниципальное партнерство. На наш взгляд, должны быть выделены принципы, раскрывающие специфику заявленных правоотношений. В качестве таковых могут быть:
- полисубъектность (предполагает наличие не менее двух сторон в совместных согласованных действиях);
16 Султанов Е.Б. Иерархия конституционных принципов местного самоуправления в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 5.
- объединенность усилий и интересов субъектов в достижении поставленной цели;
- взаимодействие и сотрудничество органов местного самоуправления с иными публичными структурами, а также муниципальных образований между собой;
- согласованность взаимодействия, которая связывает в единое целое совместные действия субъектов муниципального партнерства. При этом, выступая в значении некоторого качества или состояния, этот принцип предполагает ряд соответствующих действий, в результате которых достигается цель, а именно само взаимодействие. К таким действиям в первую очередь следует отнести согласование совместных действий различных специальных субъектов по месту и времени, целям и задачам их осуществления. Кроме этого, принцип согласованного взаимодействия предполагает использование общих и дополняющих друг друга форм и методов реализации совместных действий ;
- принцип разграничения полномочий.
Подводя итоги проведенного исследования, полагаем, представленные общие принципы организации органов местного самоуправления и специальные принципы в совокупности составляют основу функционирования муниципального партнерства; позволяют полнее раскрыть сущностные проявления заявленного взаимодействия и сотрудничества, как своеобразной формы организации муниципальной власти.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета.
- 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.
2. Европейская хартия местного самоуправления (ЕТS № 122) принята в г. Страсбурге 15 октября 1985 г. // Дипломатический вестник. - 1998. - №10.
3. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.11.2010 г.) // Российская газета. - 2003, 8 октября; Российская газета. - 2010, 10 ноября.
4. Постановление Конституционного Суда от 30 мая 1996 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля 1996 года)» // СЗ РФ. - 1996. - № 23. - Ст. 2811.
5. Баранчиков В.А. Муниципальное право. - М., 2000.
6. Выдрин И.В. Муниципальное право России. - М., 2004.
7. Дмитриев Ю.А. Понятие, принципы, предмет и методы муниципального права // Муниципальное право РФ / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Профобразование, 2000.
8. Карабасов С.Ю. Общие принципы организации местного самоуправления // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 3.
9. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. -М., 2006.
10. Муниципальное право России / Под ред. А.Н. Костюкова. - М., 2007.
11. Муниципальное право РФ / Под ред. Ю.А. Дмитриева. -М.: Профобразование, 2000
12. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. - М., 1999. - С. 146-169.
17 Карабасов С.Ю. Общие принципы организации местного самоуправления // Административное и муниципальное право. -2009. - № 3.
13. Султанов Е.Б. Иерархия конституционных принципов местного самоуправления в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 5.
14. Фадеев В.И. Муниципальное право России. - М., 1994
15. Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в РФ // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. - М.,
1998.
Reference list:
1. The constitution of the Russian Federation: it is accepted by national voting on December, 12th, 1993 (taking into account the amendments brought by laws of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from December, 30th, 2008 № 6-FKZ and from December, 30th, 2008 № 7-FKZ)//the Russian newspaper. - 1993, on December, 25th; 2009, on January, 21 st.
2. The European charter of local government (ETS № 122) is accepted in Strasbourg on October, 15th, 1985//the Diplomatic bulletin. - 1998. - №10.
3. The federal law of the Russian Federation from October, 6th, 2003 № 131-FZ «About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation» (ред. From 11/3/2010)//the Russian newspaper. - 2003, on October, 8th; the Russian newspaper. - 2010, on November, 10th.
4. The decision of the Constitutional Court from May, 30th, 1996 № 13-P «On the case of check of constitutionality of point 1 of article 58 and point 2 of article 59 of the Federal law from August, 28th, 1995« About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation »(with changes from April, 22nd, 1996)»//СЗ the Russian Federation. - 1996. -№ 23. - item 2811.
5. Baranchikov V. A. The municipal right. - М, 2000.
6. Vidrin I.V.municipal the right of Russia. - М, 2004.
7. Dmitriev of JU.A.concept, principles, a subject and methods of the municipal right//the Municipal right of the Russian Federation / Under the editorship of JU.A.Dmitriev. - М: Professional formation, 2000.
8. Karabasov S.JU.general principles of the organization of local government//the Administrative and municipal right. - 2009. -№ 3.
9. Kutafin O. E, Fadeev V. I. The municipal right of the Russian Federation. - М, 2006.
10. The municipal right of Russia / Under the editorship of A.N.Kostyukov. - М, 2007.
11. The municipal right of the Russian Federation / Under the editorship of JU.A.Dmitriev. - М: Professional formation, 2000
12. Ovchinnikov I.I.local government in democracy system. - М,
1999. - With. 146-169.
13. Sultanov E.B. hierarch of the constitutional principles of local government in the Russian Federation//the Constitutional and municipal right. - 2009. - № 5.
14. Fadeev V. I. The municipal right of Russia. - М, 1994
15. Sheremet K.F.formation of legal base of local government in the Russian Federation//Local government: modern Russian experience of legislative regulation. - М, 1998.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Принципы муниципального партнерства: конституционно-правовое содержание и виды», подготовленную М.В. Мархгейм и М.П. Золотаревым
Современному муниципальному строительству в России свойственно муниципальное партнерство, рассматриваемое авторами как сотрудничество органов и организаций местного самоуправления с иными публичными и непубличными субъектами. Такое сотрудничество, по обоснованному мнению авторов, строится на основе ряда принципов, конституционноправовое содержание и виды которых внятно представлены в рецензируемой работе.
Авторам удалось предметно рассмотреть конституционно-правовую и муниципально-отраслевую доктрины в части, касающейся общих и специальных принципов правового регулирования муниципального партнерства, проанализировать соответствующее российское законодательство и определяющую его Конституцию Российской Федерации. Уделено необходимое внимание Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г.
В рецензируемой работе верно подчеркнуто, что для раскрытия содержания понятия «общие принципы организации местного самоуправления» существенное значение имеют правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно рассматривал дела, непосредственно связанные с толкованием понятия «общие принципы местного самоуправления», с уяснением содержания конституционных норм о местном самоуправлении и норм федерального законодательства.
Далее на основе анализа теоретических разработок, законодательных положений, а также судебной практики, авторами статьи сделан заслуживающий поддержки вывод, что содержание общих принципов организации системы органов местного самоуправления наиболее полно отражают следующие из них: верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; законность в организации и осуществлении местного самоуправления; организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством; государственные гарантии и поддержка местного самоуправления; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; неподчиненность одного муниципального образования другому; соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам; гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами; судебная защита местного самоуправления.
Отдельное внимание уделено принципу субсидиарности и осуществлен анализ его правового содержания в связи с муниципальным партнерством.
Рассмотрены также принципы, раскрывающие, по мнению авторов, специфику правоотношений по поводу муниципального партнерства. В их числе названы: полисубъектность; объединенность усилий и интересов субъектов в достижении поставленной цели; взаимодействие и сотрудничество органов местного самоуправления с иными публичными структурами, а также муниципальных образований между собой; согласованность взаимодействия; разграничение полномочий.
Подводя итоги, авторами сделан обоснованный вывод, что представленные общие принципы организации органов местного самоуправления и специальные принципы в совокупности составляют основу функционирования муниципального партнерства, позволяют полнее раскрыть сущностные проявления заявленного взаимодействия и сотрудничества, как своеобразной формы организации муниципальной власти.
Вышеизложенное дает основания рекомендовать статью «Принципы муниципального партнерства: конституционно-правовое содержание и виды», подготовленную профессором М.В. Мархгейм и аспирантом М.П. Золотаревым, к опубликованию.
д.ю.н. Е.Е. Тонков