Научная статья на тему 'Принципы методологии создания теории-модели инновационной образовательной организации «Институт диалога культур»'

Принципы методологии создания теории-модели инновационной образовательной организации «Институт диалога культур» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЧЕСКИЙ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ANTHROPOCENTRISM THROUGH THE PROCESS OF DIALOGUE / SYSTEM OF VALUES / RELEVANT TO CULTURE / MEANINGFUL EDUCATION TECHNIQUES / THE SYSTEM APPROACH / MODEL AS THE GENERALIZABILITY / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Л. В.

Данная статья описывает принципы построения теории-модели образовательной организации в общественном климате России, возникшем при переходе от субъектно-объектных взаимоотношений к ценностно-смысловым. Предложена методология исследования, состоящая из семи принципов, которые являются основой организации истинно культуросообразного профессионального образования. Теория-модель Института диалога культур и её методологические инструменты могут быть использованы как для повышения квалификации специалистов иноязычного образования, так и других сфер, работающих или желающих выйти в область внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEVEN BASIC PRINCIPLES GOVERNING INSTITUTE RESEARCH METHODOLOGY APPLICABLE AS INNOVATIVE EDUCATION

The article describes seven principles governing research methodology within modern Russian society (education).The seven methodological tools guides the development of education procedures relevant to the Institute's system of it's values. The theoretical model of the Institute of Dialogue encourages applications to develop education techniques in intercultural education but it can be applied to increase the generalizability of the studies in other fields.

Текст научной работы на тему «Принципы методологии создания теории-модели инновационной образовательной организации «Институт диалога культур»»

определяющие рациональное содержание педагогической деятельности.

Особенности педагогического проектирования состоят в том, что оно включает совокупность целенаправленных действий, сопровождаемых поиском способов, средств и методов согласования ценностно-смыслового ядра личности педагога с субъективным миром участников образовательного процесса. Это состояние определяется декомпозицией педагогической ситуации на составляющие элементы. При этом цели по преобразованию ситуации формулируются педагогом как бы с позиции и в терминах ученика. Происходит выявление смыслов поведения в соединении с личностно значимыми компонентами мышления. В процессе проектирования происходит самообучение, или иначе - непроизвольное усвоение приемов рефлексии, обеспечивающих самопознание, саморазвитие и саморегуляцию. В значительной мере развитие рефлексии как способности обеспечивает понимание педагогической индивидуальности - во взаимосвязи и автономности «Я - действительного», «Я - идеального», «Я - в - глазах - других», « Я -для - других» [7].

Таким образом, в организации совместной деятельности педагогического коллектива кафедры педагогики и психологии и студентов музыкальных специализаций с опорой на этапы психолого-педагогической подготовки выделились следующие условия, способствующие формированию инновационного поведения:

1. направленность на формирование инновационного поведения - это процесс и результат совместного творчества педагогического коллектива высшей школы и студентов.

2. Инновации должны носить не спонтанный, а системный характер, т.е. обладать свойством широкого переноса.

Таким образом, формирование личностной активности у будущих педагогов-музыкантов с учетом влияния современных условий, направленности на формирование инновационного поведения может опираться на познавательную активность, формирование индивидуального стиля деятельности и направленности на успех на основе развития личностносмысловой рефлексии.

Библиографический список

1. Бондаревская, Е.В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа // Педагогика. -2010. - № 9.

2. Энциклопедия социологии / под ред. А.А. Грицанова. - М., 2003.

3. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы исследования / С.Ю. Степанов, И.Н.Семенов // Вопросы психологии. - 1985. - № 3.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2004.

5. Блинов, Л.В. Аксиологические аспекты постдипломного образования педагогов. монография. - М.: МПГУ, 2001.

6. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991. - № 3.

7. Давыденко, Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1996.

Bibliography

1. Bondarevskaya, EV Methodological problems in the formation of teacher education of university type, Pedagogy. - 2010. - № 9.

2. Encyclopedia of Sociology / Ed. AA Gritsanova. M., 2003.

3. Stepanov, S., I. Semenov. Psychology of reflection: problems of research / / Questions of psychology. - 1985. - № 3.

4. Zimnjaja I.A. Key competencies as efficiently-hoc basis competency approach to education. Series: Proceedings of the methodological seminar "Russia in the Bologna process: problems, challenges, prospects ". - M., 2004.

5. Blinov, L.V. Axiological aspects of postgraduate education teachers. Monograph. - Moscow: Moscow State Pedagogical University, 2001.

6. Zinchenko, V.P. Worlds of consciousness and the structure of consciousness // Questions of psychology. - 1991. - № 3.

7. Davydenko, T.M. Theoretical foundations of reflexive control school: Dis. ... Dr. Ped. Science. - Moscow, 1996.

Статья поступила в редакцию 01.04.11

УДК 37.0

Zhuravleva L.V. SEVEN BASIC PRINCIPLES GOVERNING INSTITUTE RESEARCH METHODOLOGY APPLICABLE AS INNOVATIVE EDUCATION. The article describes seven principles governing research methodology within modern Russian society (education).The seven methodological tools guides the development of education procedures relevant to the Institute's system of it's values. The theoretical model of the Institute of Dialogue encourages applications to develop education techniques in intercultural education but it can be applied to increase the generalizability of the studies in other fields.

Key words: Anthropocentrism through the process of dialogue, system of values, relevant to culture, meaningful education techniques, the system approach, model as the generalizability, integration.

Л.В. Журавлева, соискатель МПГУ, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРИНЦИПЫ МЕТОДОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ТЕОРИИ-МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ИНСТИТУТ ДИАЛОГА КУЛЬТУР»

Данная статья описывает принципы построения теории-модели образовательной организации в общественном климате России, возникшем при переходе от субъектно-объектных взаимоотношений к ценностно-смысловым. Предложена методология исследования, состоящая из семи принципов, которые являются основой организации истинно культуросообразного профессионального образования. Теория-модель Института диалога культур и её методологические инструменты могут быть использованы как для повышения квалификации специалистов иноязычного образования, так и других сфер, работающих или желающих выйти в область внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: диалогический антропоцентризм, система ценностей, культуросообразность, деятельностный

подход, системный подход, моделирование, интеграция.

2З0

Рубеж ХХ-ХХ1 веков ознаменовался возникновением принципиально новой социальной ситуации, налагающей неизбежный отпечаток на существование и дальнейшее развитие всех общественных институтов и, не в последнюю очередь, на образование. По словам М.С. Кагана, «...впервые в истории опасность самоуничтожения человечества заставляет его осознать себя единым субъектом социального и культурного бытия, то есть порождает понимание человека как человечества. Такое понимание означает осмысление им себя не естественно-научным способом - как биологический род, и не социально-организационным - как общество, со своим базисом и надстройкой, но аксиологическим способом - как носителя единых, фундаментальных ценностей, объединяющих землян в одно целенаправленно-действующее целое, при всех различиях частных ценностей отдельных народов, слоёв общества, религиозных культов, профессиональных групп, поколений и полов» [1]. При этом чрезвычайно важно для выживания и дальнейшего развития человечества распространение принципа диалога на отношения человека к культуре, обществу и природе. Мы это называем готовностью субъекта к диалогу или диалогом культур.

Готовность быть субъектом диалога культур как достижение личностью некой общекультурной нормы бывает трёх уровней: на уровне восприятия (познавательное значение знаний), на уровне социальном (прагматическое значение знаний), на уровне личностного смысла (ценностное значение знаний). Третий уровень готовности специалиста-профессионала к диалогу является самым желательным, так как именно он предполагает способность и желание человека совершать профессиональную деятельность творческого характера, то есть проявлять конструктивную самостоятельность жизнетворчества («субъектность») [2]. Мы опираемся на вышеописанную позицию Е.И. Пассова, и на её основе строим теорию-модель Института диалога культур (далее ИДК). Теория-модель ИДК будет рассмотрена применительно к области иноязычного образования, но может быть применима в условиях глобализации и к другим предметным и отраслевым областям.

В статье реализуется междисциплинарный подход. Исходя из этого, мы считаем допустимым использование терминов из разных наук, описывающих родственное, по сути, явление. Данный характер статьи поддерживается общей тенденцией исследований искать - и находить ответы на сложные вопросы жизни на стыке наук. Интеграция знания социологической, образовательной (педагогической), экономической предметности является актуальной задачей при переподготовке и повышении квалификации управленцев-менеджеров, специалистов, работающих в области иноязычного образования, а также специалистов, работающих или желающих выйти в область внешнеэкономической деятельности в других предметных областях. Мы использовали термины не только отечественных, но и зарубежных авторов, т.к. в зарубежной литературе имеется полезный материал по затронутой тематике, который мало известен отечественной научной общественности, и который мы хотели бы внести в отечественный научный оборот.

Итак, представим краткое обоснование каждого принципа методологии построения инновационной образовательной организации под названием «Институт диалога культур» (далее ИДК) [3].

Принцип первый. Диалогический антропоцентризм как современное проявление гуманистической философии в образовании.

Принятие принципа диалогического антропоцентризма как одного из ключевых в XXI веке принципов позволит преодолеть сегодняшний кризис взаимоотношений человек - человек, человек - общество, человек - природа, поскольку, в соответствии с этим принципом, человек должен стать вооружённым высоким уровнем научного сознания и общечеловеческими ценностями, способным регулировать свои отношения и с отчуждёнными от него плодами его деятельности, и с социальными институтами, и с самой природой. Помочь со-

временному человеку понять, что он не является пассивным инструментом того или иного бога, игрушкой космических сил, рабом общественных институтов или жертвой созидаемой им самим культуры сегодня берётся ИДК. Задача такой сложности и важности не может быть решена только образованием, эту задачу должно взять на себя и общество. Но образовательные организации могут внести свою лепту в такую подготовку человека, и весьма существенную.

Знание родного и изучение иностранного языков как бы естественно направлено на диалог с другими культурами, но современная действительность дает нам примеры поступков людей, знающих родной и овладевших иностранными языками, но не склонных к учёту особенностей, принятию условий и преодолению трудностей диалога. В лучшем случае происходит межкультурная коммуникация. По этим причинам диссертант опирается на термин «иноязычное образование» вместо термина «обучение иностранным языкам», следуя в этом за Е.И.Пассовым (Е.И.Пассов, 1998, 2003, 2007) [4].

Мы разделяем мнение М.С.Кагана о большом отличии понятий «общение», которое диалогично по природе, и «коммуникация», которая монологична (М.С.Каган, 1996) [5]. Как следствие, видим большую разницу результатов образовательной деятельности, построенной на разном понимании цели. Если мы выбираем стратегию выживания, то вслед за М.С.Каганом считаем, что человечество просто приговорено к диалогу.

Принятие этого принципа позволяет избавиться от технократической парадигмы образования, которой мы категорически противостоим.

Принцип второй. Аксиология как философское учение о ценностях и её значение для образования.

Несмотря на то, что в последнее десятилетие в сфере образования накоплен богатый опыт внесения в его содержание ценностной компоненты, образовательный процесс всё еще остаётся системой передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира и ещё далеко не в полной мере ориентирован на общее развитие личности и становление её ценностного сознания. В дополнение к этому XX век подверг серьезному испытанию триединство Истины, Добра и Красоты. Но именно эти вечные ценности представляют собой содержание, обеспечивающее гармонию духовнонравственного человека.

В развитие аксиологии как философского учения о ценностях внесли свой вклад такие мыслители как Н.А. Бердяев, Г. Зиммель, И.Кант, Ф. Ницше, Э. Фромм, С.Л. Франк, К. Юнг, и др. Но, к сожалению, не удалось обнаружить достаточно убедительных рассуждений о том, как этими ценностями человек овладевает. Мы полагаем, что главное средство овладения ценностями это создание образовательной среды, содержанием которой являются ясные ценности. Таким образом, проблема заключается в том, чтобы определить, что есть ценность для современного человека, общества и государства и как ими овладеть.

Соприкосновение с другой культурой, как другой системой ценностей, может и должно способствовать развитию индивидуальности, что и провозглашается нами, когда речь идет об иноязычном образовании. Иноязычное образование направлено на развитие индивидуальности в диалоге культур. Познание иной системы ценностей требует её диалогического сопряжения с собственными ценностями. Познание и признание (при определённых условиях технологии) иной системы ценностей как источника собственного развития и ведет к личностному росту человека.

В современный период задачи предупреждения возникновения ксенофобии и национализма как следствия неготовности к диалогу культур выходят на первый план для общества и образования [6].

Принцип третий. Культуросообразность как парадигма создания образовательной модели.

Диссертант пользуется понятием «культуросообраз-ность», которое было сформулировано Ф.А. Дистервегом в статье «О природосообразности и культуросообразности в

обучении». Он в частности писал: «всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно» (Ф.А.Дистервег, 1832) [7, с.17].

Принцип культуросообразности имплицитно присутствует в большинстве отечественных педагогических концепций, но содержание принципа культуросообразности оказалось недостаточно изученным в педагогической теории. Автор диссертационного исследования связывает свои надежды не со всяким культуросообразным образованием, а только с тем, содержанием которого является культура как система ценностей. Социальные и культурные детерминанты образования, отражающие тип общественных связей и тип культуры, должны составлять социокультурный контекст образования (А.П.Булкин, 2003) [8, с. 44].

Обращение к принципу культуросообразности может быть весьма продуктивным для разрешения стоящих на пути развития общества противоречий. Им определяется в образовании главное - его содержание и соответствующая методическая технология.

Принцип четвёртый. Деятельностный подход как методология, обеспечивающая взаимодействие компонентов модели.

Выдвижение деятельностного подхода в качестве одного из ведущих методологических принципов построения современной теории-модели ИДК в исследовании обусловлено несколькими причинами, вытекающими из реализации рассматриваемого принципа. Деятельностный подход обеспечивает развитие в человеке:

1) личностного смысла в деятельности всех участников взаимодействия (ректората и преподавателей, преподавателей и учащихся и т.д.), основанного на выделенных ценностных ориентирах, на понимании общественных идеалов. При наличии личностного смысла человек рефлексивно выделяет свои «работающие» ценности; это оказывается возможным, поскольку на деятельностном подходе выстроена методическая концепция «Развитие индивидуальности в диалоге культур», лежащая в основе коммуникативной методики, используемой в системе образовательного процесса;

2) целенаправленности действий всех участников, кто обрёл смысл деятельности и ощущение себя субъектом. Это важно потому, что человек обязательно повторяет свой положительный опыт из образовательной деятельности в реальном межкультурном диалоге вне ИДК;

3) психологической готовности к диалогу с представителем другой культуры. Готовность будет обеспечена только в том случае, если в методической технологии заложена модель, близкая к реальному межкультурному диалогу с участием представителей разных культур;

4) роста зрелости личности, что возможно только в деятельности. Если преподаватели и слушатели получают удовлетворение от взаимодействия, если умение вести диалог имеет положительную динамику, то это является подтверждением динамики развития субъекта.

Все эти положения подтверждаются теорией деятельности А.Н. Леонтьева (А.Н. Леонтьев, 1975) [9]. Опираясь на этот принцип, мы надеемся внести свою лепту в поиск образовательной смыслогенерирующей образовательной технологии дополнительного иноязычного образования.

Принцип пятый. Системный подход как методология исследования и описания познавательного объекта.

Институт диалога культур является сложной системой, состоящей из не менее сложных подсистем социального, экономического и методической, знания, границы и состав которых не очевидны и требуют специального подхода в каждом отдельном случае. Исследовать такой объект, а потом и описать можно, но только если учтены все элементы и обстоятельства его существования, то есть, соблюдена его целост-

ность как важнейший параметр любой системы. Отслеживая применение системного подхода мы руководствуемся использованием постулата Аристотеля - Важность целого превыше важности его составляющих и постулатом Галилея - Целое объясняется свойствами его составляющих.

При отборе аспектов теории-модели ИДК (в теории систем- «элементов») мы соблюдали методологический принцип системной идеологии: «идти в процессе познания не от частей к целому, а от целого к частям». При этом мы выделили три ступени исследования: первая - определение целого - «большой системы», частью которой является интересующий нас объект. Под большой системой нами понимается общество с его культурой, его потребностями, национальная система образования с входящей в нее системой дополнительного иноязычного образования. Вторая ступень - выделение «малой системы» - т.е. системы ИДК. Приведение большой и малой систем в непротиворечивое взаимодействие обусловлено системообразующим фактором ИДК достижения цели - подготовки личности к взаимопониманию в процессе диалога. Достижение цели зависит от системной организации, в которой категории системного подхода «вещь и свойства», «субстанция и атрибуты» очень важны для создания содержательного аспекта теории-модели ИДК - процесса образования. Третья ступень - описание поведения и свойств интересующего объекта с точки зрения его функций в обществе. Функционирование системы происходит согласно формуле: вход, процесс, выход. При этом важно при планировании функционирования ИДК (вход - организовать соответствующий целям приём учащихся) и изначально определить стандарт результата образования (выход - выявление наличия в выпускниках запрограммированных качеств). Если результат (выход) ниже заданного стандарта, то согласно закономерности системного подхода какая-то часть системы «искажает» свойства целого. Другими словами, применяемая образовательная технология или ошибочна, или реализована неверно.

Принцип шестой. Моделирование как методология описания познавательного объекта, адекватного цели.

Моделирование как метод исследования и модель как одна из форм научного знания служат нам для конструирования объекта ИДК, изучения и описания его в более сжатом виде. В работе представлена реально существующая организация-прототип, элементы которой смоделированы на принципах ИДК. Этот прототип в свою очередь служит практической основой для конструирования оригинала теории-модели ИДК, а также преобразования её. Таким образом, поскольку моделирование есть вид эксперимента, то мы проводили модельный эксперимент. От обычного эксперимента он отличается тем, что в процессе познания включается «промежуточное звено» - модель, которая является одновременно и средством и объектом экспериментального исследования, заменяющего оригинал.

Метод моделирования позволяет получить междисциплинарный синтез научных знаний. Теория-модель ИДК как новое знание в обозначенной нами совокупности целей, аспектов, их характеристик и межаспектных связей есть система, готовящая к взаимопониманию людей. Это даёт право презентовать ИДК как инновационную структуру.

Обращаем внимание читателя на то, что в названии нашего исследования употреблён термин не просто «модель», а «теория-модель», что требует некоторого пояснения.

В результате исследований автор заключает, что теория есть целостность выстроенных конструктов, опирающихся на определённую совокупность исходных положений. «Сила» теории заключается в объяснительно-прогностическом потенциале. Для любой теории очень важным фактором является её конкурентоспособность. (Новейший философский словарь, 2001) [10].

По своему характеру данная теория-модель является ги-потетико-дедуктивной, во-первых, потому что выведена, или мысленно построена на основе научных знаний о предмете исследования с построением непротиворечивой методологии; во-вторых, она выражена в модельном эксперименте.

Принцип седьмой. Интеграция как методология, обеспечивающая новизну образовательного продукта.

Интегративность свойственна такой системе, в которой структура обладает особыми связями, в результате чего «сумма» знаний даёт новые, ранее не существовавшие системные качества. Роль качественных изменений в структуре связей свидетельствует о достижении новой фазы развития системы. Термин «интеграция» используется часто не по праву. Некоторые склонны назвать интеграцией любое объединение элементов. По нашему мнению, «интеграция» не есть сумма исходных элементов, поэтому далеко не каждая сложная система обладает качествами интегративности.

При истинной интеграции обеспечивается:

• новая структура элементов;

• новые более сложные связи между элементами;

• взаимоувязывание элементов под новые цели;

• изменение («вырастание» из старых) качеств элементов;

• возрастание взаимозависимости элементов;

Библиографический список

1. Каган, М.С. Человек как проблема современной философии [Э/р]. - Р/д: http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/man.html

2. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. - Мн.: Лексис, 2003.

3. Журавлёва, Л.В. Теория-модель инновационной образовательной структуры «Институт диалога культур» в системе дополнительного образования: монография. - Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2010.

4. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: Концепция развития индивидуальности в Диалоге культур: 5-11 классы. - М.: «Просвещение», 2000.

5. Каган, М.С. Философия культуры. - СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996.

6. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

7. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956.

8. Булкин, А.П. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII-XX вв.: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003.

9. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздт, 1975.

10. Новейший философский словарь. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.

11. Журавлёва, Л.В. Теория-модель инновационной образовательной структуры «Институт диалога культур» в системе дополнительного образования: монография. - Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2010.

Bibliography

1. Kagan, M.S. A personality as philosophy issue [on-line resource]. - access mode http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/man.html

2. Passov, E.I. Communicative “inoyazichnoe” education: make ready for cultures dialogue: The manual for the secondary school teachers. -Minsk: Lexis, 2003.

3. Zhuravleva, L.V. The theoretical model of the innovative educational organization “Institute for Cultures Dialogue” in Russian education system: monograph. - Elets: publishing house “Tipographia” 2010.

4. Passov, E.I. The curriculum-concept Communicative “inoyazichnoe” education. The concept: a personality development through a cultures dialogue: 5-11 grades of secondary education, 2000.

5. Kagan, M.S. Culture philosighy. - St. Petersburg: publishing house Petropolis, 1996.

6. Gershunski, B.S. The philosophy of education for XXI century. (Searching result-oriented educational conceptions). - Mosco, 1998.

7. Disterveig, A. The selected works. - Moscow, publishing house “Uchpedgis”, 1956.

8. Bulkin, A.P. The culture oriented education. The Russian teachers’ experience in XVIII-XX centuries: the dissertation on the doctoral degree in education. - Moscow, 2003.

9. Leontiev, A.N. The conscious activity of people, consciousness, personality. - Moscow, publishing house “Politizdat”, 1975.

10. The new philosophy dictionary: the second edition. - Minsk: publishing house “Interpresservis”, 2001.

11. Zhuravleva, L.V. The theoretical model of the innovative educational organization “Institute for Cultures Dialogue” in Russian education system: monograph. - Elets: publishing house “Tipographia” 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 12.04.11

УДК 373.1.02

Kuznetsova L.N. PERSONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS OF THE OPEN REPLACEABLE COMPREHENSIVE SCHOOL (ORCS). In article theoretical aspects of personal self-determination and pedagogical conditions of personal self-determination of teenagers ORCS are considered. Results of the concrete empirical research directed on formation of personal self-determination of teenagers are resulted.

Key words: adaptation, disadaptation, communicative competence, personal self-determination.

Л.Н. Кузнецова, ст. преп. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: kuznetsova.l @mail.ru

ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ОТКРЫТОЙ СМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ОСОШ)

В статье рассматриваются теоретические аспекты личностного самоопределения и педагогические условия личностного самоопределения подростков ОСОШ. Приведены результаты конкретного эмпирического исследования, направленного на формирование личностного самоопределения подростков.

• новая фаза развития системы.

Интеграция знаний различных наук в системе теории-модели ИДК рассматривается как способ, обеспечивающий у выпускников гармонизацию эмоционального и рационального отношения к культуре. Интегративным эффектом гуманитарного образования в ИДК является гармонизация отношения человека с миром, формирование целостного образа жизни человека в ситуации неопределённого, быстро меняющегося мира. Это в свою очередь позволяет воспитывать культуру чувств, снимать давление бессознательного на жизнь. Описанная в диссертации гуманитарная (смыслогенерирующая) система направлена на взаимопонимание, т.е. на готовность к диалогу культур. Весь комплекс принципов будет наблюдаться во всех аспектах теории-модели ИДК.

Описание семи методологических принципов построения (исследования и преобразующей деятельности) подробно представлено в монографии «Создание тории-модели Института диалога культур» [11].

2ЗЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.