ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
УДК 334.7:338.24
В.Г. Беломестнов
Принципы инновационного развития региона
Статья посвящена формированию принципов инновационного развития региона. Рассмотрены основные проблемы и направления формирования системы инновационного развития в регионе и ее государственной поддержки.
Ключевые слова: инновации, регион, государственная поддержка.
V.G. Belomestnov
Principles of regional innovative development
The article is devoted to the formation ofprinciples of region innovative development. The basic problems and directions offormation the system of innovative development in region and its state support are considered.
Keywords: innovations, region, state support.
Индустриальная экономика, уходящая в прошлое, требовала набора технологий, знаний и навыков, обеспечивающих эффективное производство массовой продукции. Информационная экономика ориентирована на инновации и эффективную инициацию идей, генерацию и реализацию новых решений.
Практика показывает, что большинство наиболее выгодных и эффективных в настоящее время видов деятельности реально уменьшают экономический потенциал территории. Уменьшение потенциала как следствие экономического процесса возникает в результате несбалансированного использования ресурсов.
ресурсно-ориентированные регионы в не такой уж далекой перспективе могут оказаться не у дел в мировом разделении труда, потеряв большую долю в структуре национального продукта. Единственным выходом для таких регионов видится проведение уже в настоящее время такой ресурсно-инновационной политики, которая может вывести регион на новый уровень экономической системы, стратегически конкурентоспособной и ориентированной на сбалансированную экономику с ростом потенциала.
Понятие «инновации» как фактор экономического роста наряду с землей капиталом и людьми возникло в начале прошлого века, когда экономисты задумались над исчерпыванием природных ресурсов.
В настоящее время существует ряд трактовок понятий инноваций. Под инновациями в целом понимают такие изменения в экономической системе, которые приводят к качественному росту
ее показателей. Инновации могут проявляться как в усовершенствовании, модернизации и реконструкции существующих систем, так и в диверсификации, изобретательстве и даже открытии новых элементов экономических и социальных систем и принципов их функционирования.
Инновации являются видом человеческой активности и экономической деятельности и существуют объективно, вне зависимости от степени их законодательного регулирования и государственного управления данными процессами. Другое дело, что наличие системы инновационного развития в регионе может ускорить данный процесс.
Объективная оценка ситуации показывает, что единственной возможностью республики Бурятия конкурировать с другими регионами является внедрение инновационных технологий и разработка инновационной, конкурентоспособной продукции. Высокие коммунальные затраты, транспортные и экологосберегающие расходы, являющиеся основными сдерживающими факторами для реализации продукции республики на других рынках, могут быть сняты с проблемы для товаров предприятий региона в случае их конкурентоспособности или инновационного характера.
Можно отметить следующие недостатки существующей системы инновационного развития в республике. Из анализа ситуации видно, что в республике, во-первых, нет законченной системы инновационного развития, во-вторых, инновации носят случайный характер и их инициация полностью отдана на откуп предпринимателям, в-третьих, вся работа сводится к простому финансированию не увязанных между собой проектов,
которые при этом не всегда отражают приоритетные проблемы развития и возможные «точки роста» и использования потенциала республики.
При создании системы инновационного развития необходимо придерживаться следующих базовых экономических принципов:
1. Генерация и отбор идей. Система генерации идей пока имеет спонтанный характер. Думается, что должен осуществляться постоянный процесс будирования творческой активности населения и бизнеса. Это должно выразится в создании не государственных институтов поддержки, учредителями которых могли бы стать крупные предприниматели республики, в рамках понимания проблемы своей ответственности за развитие республики.
разработка инновационных технологий и техники в экономике предприятий требует создания мощной системы проведения научноисследовательских и опытно-конструкторских работ. Следовательно, положительной стороной межрегиональной интеграции и глобализации могла бы стать инновационная поддержка со стороны регионов интеллектуального бизнеса, что должно выразится в организации трансферта инноваций в республику и создании институтов для этого.
2. Своевременность и регулирование темпов инноваций. Скорость разработки и внедрения инноваций определяет устойчивость и эффективность развития. Инновационное развитие региона определяется временем «опережения» реакции на изменение факторов внешней и внутренней среды. В настоящее время на большинстве предприятий республики потеряна преемственность инноваций. Отрицательный инновационный эффект связан также с «излишними» инновационными затратами на конкуренцию. Фирма. проводя политику непрерывного инновационноинвестиционного развития, загоняет себя в тупик непрерывной потребности в инвестициях.
3. Динамичность и комплексность. Инновационная стадия в нашем понимании является краткосрочным, динамичным состоянием потенциала (ресурсов и информации), стадией преобразования в новый потенциал, заменяющая привычные ресурсы общества. При этом инновационная стадия затрагивает как сущность ресурсов, так и применяемые процессы их преобразования, использования и распределения. Низкие темпы и не системность инноваций является еще одной проблемой республики.
4. Рост и диверсификация потенциала. Инновации являются экономическим процессом, позволяющим обеспечить рост экономического потенциала системы. Некоторые проекты же вносят дисбаланс в экономику. Нужна методика определения стратегической эффективности инноваций.
5. Поддержание рациональности и снижение ресурсозатратности. Инновационное развитие наряду с поступательным движением вперед имеет фазы оптимального и неоптимального роста. Не оптимальный инновационный рост происходит тогда, когда объем «тупиковых» инноваций (не имеющих перспектив для развития) превосходит объем рациональных инноваций. Эта проблема является наиболее сложной в теории инноваций, но все равно она должна учитываться при формировании инновационных программ.
6. Интересы субъектов. Инновации являются специфической формой деятельности и активности бизнеса и человека, объединяя в себе экономическую, техническую и социальную составляющие и отражая стратегические экономические и неэкономические интересы субъектов экономической системы.
Так, интенсивность инновационных процессов в основном отражает видение сегодняшней и будущей ситуации собственниками бизнеса, их желанием персонифицировать ответственность за бизнес на длительное время. Например, по прошлому году некоторые предприятия республики получили чистую прибыль, в несколько раз превосходящую стоимость основных фондов, а в целом по республике прибыль превышает стоимость активной части фондов почти в три раза. При этом коэффициент обновления фондов крайне низок.
Это связано с еще одной экономической проблемой - снижением в настоящее время рентабельности инновационных проектов, что определяется уменьшением темпов качественных (революционных) изменений в производительности оборудования и средств автоматизации, свойственных этапам смены технологических укладов в рамках научно-технического прогресса. Предприятиям выгоднее вкладывать средства в аналоговую реновацию либо в модернизацию, затрагивающую основы производственной системы, так как капиталовложения в этом случае ниже в разы.
Таким образом, следует отметить, что республика Бурятия для реализации стратегии ускоренного инновационного развития должна выстроить
новую экономическую идеологию.
Для устранения инновационных диспропорций ключевыми задачами органов власти республики являются:
- представление достоверной и полной информации об экономической привлекательности инновационного бизнеса в различных отраслях на территории, из которой потенциальный инвестор может сделать вывод привлекательности, тем самым не попадая в инвестиционный и инновационный тупик;
- создание инфраструктурных условий для перетока и выравнивания инновационной активности по всем секторам экономики за счет организационных рычагов.
Система государственной поддержки иннова-
ций должна быть ориентирована на: информационное, консультационное и маркетинговое обслуживание; ресурсное обслуживание аналитического характера, в том числе организацию финансирования, а также организационное обслуживание планового характера, в том числе первоначальной организации и обеспечения условий для реализации инноваций.
Беломестнов Виктор Георгиевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» Восточно-Сибирского государственного технологического университета. Тел.: 4347-39, 634960, e-mail: b v [email protected]
Belomestnov Viktor Georgievich, doctor of economical sciences, professor, head of department «Economy, organization and production management», East-Siberian State Technological University, tel. 8(301-2)43-47-39, 634960, e-mail: b v [email protected]
УДК 338.22.021.4 А.А. Алексеев
Развитие социально-экономической системы региона через повышение инновационного потенциала региона (на примере Республики Бурятия)
Статья посвящена анализу, обобщению и критическому осмыслению новейших тенденций развития инновационных процессов в регионах нашей страны, а также ключевых мероприятий государственной политики, нацеленных на их регулирование. В статье рассматриваются инновационные составляющие их влияния на современную экономику регионов России и на примере Республики Бурятия.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, регион, инновационное развитие.
А.А. Alekseev Development of social-economic system of region through the improvement of innovational potential of region (on the example of the Republic of Buryatia)
The article is devoted to the analysis, synthesis and critical understanding of the latest trends in innovational processes of our country regions, as well as to key activities ofpublic policy, focused on their control. The innovative components of their influence on modern economy of Russian regions, for example the Republic of Buryatia, are considered.
Keywords: social-economic development, region, innovative development.
Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г., представляющая собой систему целей, задач, основных направлений и ориентиров социально-экономического развития Республики Бурятия в современных условиях, бесспорно, является необходимым документом. Однако в условиях большого количества нерешенных социально-экономических проблем считаем необходимым отметить следующее.
Если судить по 1КРЕХ-рейтингу, включающему в себя 130 факторов, Республика Бурятия (74 место) попадает в зону низкой конкурентоспособности и низкого качества регионального развития,
нуждается в корректировке стратегии социальноэкономического развития РБ.
Становится также очевидным, что в связи с мировым финансовым кризисом, в условиях осложнившейся социально-экономической ситуации в России при планировании регионального развития, необходимо учитывать конкуренцию со стороны других регионов в борьбе за привлечение стратегических и институциональных инвесторов, конкуренцию за финансирование из федерального бюджета и необходимость привлечения молодого трудоспособного поколения к реализации проектов и др.
В социально-экономическом состоянии Респу-