новую экономическую идеологию.
Для устранения инновационных диспропорций ключевыми задачами органов власти республики являются:
- представление достоверной и полной информации об экономической привлекательности инновационного бизнеса в различных отраслях на территории, из которой потенциальный инвестор может сделать вывод привлекательности, тем самым не попадая в инвестиционный и инновационный тупик;
- создание инфраструктурных условий для перетока и выравнивания инновационной активности по всем секторам экономики за счет организационных рычагов.
Система государственной поддержки иннова-
ций должна быть ориентирована на: информационное, консультационное и маркетинговое обслуживание; ресурсное обслуживание аналитического характера, в том числе организацию финансирования, а также организационное обслуживание планового характера, в том числе первоначальной организации и обеспечения условий для реализации инноваций.
Беломестное Виктор Георгиевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» Восточно-Сибирского государственного технологического университета. Тел.: 4347-39, 634960, e-mail: [email protected]
Belomestnov Viktor Georgievich, doctor of economical sciences, professor, head of department «Economy, organization and production management», East-Siberian State Technological University, tel. 8(301-2)43-47-39, 634960, e-mail: [email protected]
УДК 338.22.021.4 А.А. Алексеев
Развитие социально-экономической системы региона через повышение инновационного потенциала региона (на примере Республики Бурятия)
Статья посвящена анализу, обобщению и критическому осмыслению новейших тенденций развития инновационных процессов в регионах нашей страны, а также ключевых мероприятий государственной политики, нацеленных на их регулирование. В статье рассматриваются инновационные составляющие их влияния на современную экономику регионов России и на примере Республики Бурятия.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, регион, инновационное развитие.
А.А. Alekseev
Development of social-economic system of region through the improvement of innovational potential of region (on the example of the Republic of Buryatia)
The article is devoted to the analysis, synthesis and critical understanding of the latest trends in innovational processes of our country regions, as well as to key activities ofpublic policy, focused on their control. The innovative components of their influence on modern economy of Russian regions, for example the Republic of Buryatia, are considered.
Keywords: social-economic development, region, innovative development.
Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г., представляющая собой систему целей, задач, основных направлений и ориентиров социально-экономического развития Республики Бурятия в современных условиях, бесспорно, является необходимым документом. Однако в условиях большого количества нерешенных социально-экономических проблем считаем необходимым отметить следующее.
Если судить по 1КРЕХ-рейтингу, включающему в себя 130 факторов, Республика Бурятия (74 место) попадает в зону низкой конкурентоспособности и низкого качества регионального развития,
нуждается в корректировке стратегии социально-экономического развития РБ.
Становится также очевидным, что в связи с мировым финансовым кризисом, в условиях осложнившейся социально-экономической ситуации в России при планировании регионального развития, необходимо учитывать конкуренцию со стороны других регионов в борьбе за привлечение стратегических и институциональных инвесторов, конкуренцию за финансирование из федерального бюджета и необходимость привлечения молодого трудоспособного поколения к реализации проектов и др.
В социально-экономическом состоянии Респу-
блики Бурятия отмечаются положительные тенденции, однако существуют отрицательные факторы, которые необходимо преодолевать:
- недостаточная инвестиционная составляющая,
- высокая безработица,
- проблема с развитием агропромышленного комплекса республики,
- высокая доля безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджета республики.
В связи с невысокой инвестиционной привлекательностью республики и существующими проблемами необходимо улучшать инвестиционный климат. Инвестиционный климат и государственная экономическая политика все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста.
На наш взгляд, решение ряда проблем может быть реализовано в рамках VI раздела «Территориальное развитие» программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 гг. и на период до 2017 г.
На современном этапе социально-экономического развития республики стоят следующие основополагающие цели:
1. В соответствии с поставленной Президентом Российской Федерации задачей по формированию в России инновационной системы необходимо создание и применение на территории Республики Бурятия новых знаний, развитие инфраструктуры информации и знаний.
2. Повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов, создание региональной экономики, основанной на знаниях.
3. Создание экономических, правовых и организационных условий для инновационно-инвестиционной деятельности.
4. Формирование жизнеспособного молодого поколения, научной молодежи - объекта национально-государственных интересов, одного из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества.
В настоящее время на долю инновационных технологий в развитых странах приходится более 70% прироста ВВП. Задача инновационного развития особенно актуальна для экономики России. Сложившаяся сегодня инвестиционная модель не обеспечивает модернизации основных фондов практически во всех отраслях промышленности. Утяжеленная структура экономики в рамках ее экспортно-сырьевой направленности и слабая инновационная активность не позволяют вырваться
на траекторию форсированного экономического роста в среднесрочной перспективе. Пока инновационные процессы ни по объему, ни по направленности не отвечают требованиям повышения конкурентоспособности национальной экономики. По доле затрат на исследования и разработке в ВВП Россия отстает от ведущих стран, таких как США, Япония, Германия, в 2-3 раза. Хотя величина инновационной продукции возрастает, ее уровень не соответствует требованиям современной экономики. Расширение производства инновационной продукции происходит в основном за счет тиражирования старых образцов, лишь слегка подвергшихся модернизации. Отсутствует массовое производство инновационной продукции.
В России из 1108 вузов 658 государственных. Численность студентов 7 461 000 человек; численность профессорско-преподавательского состава 340 400 человек, но в 2009 г. в Российской Федерации внедрено всего 126 научно-инновационных продуктов!
Серьезным сдерживающим фактором является неразвитость инфраструктуры, инновационной деятельности и механизмов распространения передовых технологий.
В свете вышеописанных событий все более важной проблемой для Республики Бурятия в целом и г. Улан-Удэ в частности становится необходимость поиска внутренних источников экономического подъема. Основу этого подъема, по нашему мнению, должно составлять повышение конкурентоспособности, рост производства и продаж продукции на внутреннем и внешнем рынках. Сделать это без научно-инновационного прорыва невозможно.
Республика Бурятия на настоящий момент обладает более низкой конкурентоспособностью в сравнении с другими регионами РФ, что вызвано удаленностью от центра, где сосредоточены финансовые ресурсы, повышением затрат, в частности на транспортные и информационные расходы, традиционной ориентацией Сибири на сырьевые отрасли, что с точки зрения тенденций развития мирового разделения труда является отсталой специализацией.
Мировой опыт свидетельствует, что готовность к инновационному развитию в большей степени проявляют депрессивные регионы, стремящиеся преодолеть кризис за счет новых технологий и создания на их основе принципиально новых товаров. В тех же регионах, где прежняя структура промышленности дает стабильный доход на
старой технологической основе, стремление к инновациям будет намного ниже.
Было бы ошибочно считать, что ресурсно-сырьевая база Республики Бурятия обречена ориентироваться на примитивную технику. Известно, что ресурсные отрасли наукоемки. Инновации не только приложимы в ресурсных отраслях, но они там необходимы, если предприятия этих отраслей хотят идти в ногу со временем.
В то же время российским ученым есть что предложить ресурсно-сырьевым предприятиям региона. Сегодня основными направлениями инновационного развития добывающих предприятий должны стать переход к комплексной переработке добытого природного сырья и производство новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке.
Первое направление означает переход на современное высокопроизводительное очистное и проходческое оборудование, модернизацию горного и транспортного хозяйства шахт, улучшение системы вентиляции, современные технологии крепления выработок, усовершенствованные напольные и монорельсовые дороги.
Второе направление предполагает использование таких современных технологий, как обогащение крупнозернистых шламов в спиральных сепараторах, гравитационное обогащение углей на винтовых сепараторах, производство топливных брикетов из влажных угольных шламов и многие другие.
Но еще большее значение будет иметь внедрение инновационных способов управления и информационных технологий.
Существуют реальные перспективы инновационного развития ресурсно-добывающих предприятий Республики Бурятия. Очевидно, что, с одной стороны, существует огромная потребность в инновациях, а с другой стороны, научные коллективы готовы предложить технологии, удовлетворяющие эти потребности.
Сейчас мы имеем неэффективную систему формирования приоритетов бюджетного финансирования науки. С одной стороны, это приводит к недооценке фундаментальной науки как базового компонента развития национальной инновационной системы. С другой стороны, в последние годы наблюдалось финансирование прикладных разработок, не имеющих спроса на внутреннем и внешнем рынках. Фактическое отсутствие частного научно-технического и венчурного секторов снижает конкуренцию и эффективность научной деятельности.
В настоящее время на региональном уровне значительная энергия тратится на мотивацию инвестиционного капитала, и без того максимально мотивированного на поиск свободных или перспективных экономических ниш. Мотивацион-ные поводы для привлечения инвестиций вступают в противоречие с целями интенсивного развития экономики. В аргументацию необходимо заложить идеологию прогрессивного развития, основанную на использовании передовых технологий, а не мощную сырьевую базу, географические особенности и постоянно растущий потребительский рынок. Главной целью региональной политики должно являться создание экономических, правовых и организационных условий для инновационно-инвестиционной деятельности. Создание условий обеспечит рост конкурентоспособности местной продукции, эффективное использование научно-технических результатов, решение задач социально-экономического развития.
Необходимо также отметить, что формирование жизнеспособного молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле научная молодежь -объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Именно сейчас необходимо стимулировать молодежь заниматься научной деятельностью, содействовать молодым академическим кадрам, обеспечить интенсификацию международного научного диалога.
Еще в начале прошлого столетия наш великий соотечественник академик В.И. Вернадский сформулировал тезис о роли человеческого интеллекта как производительной силы глобального масштаба. Он связывал дальнейшее развитие человечества с наукой, интеллектом и гуманизмом, т.е. с ноосферой. В начале нынешнего века концепция знания как источника экономического развития привела к возникновению нового понятия - «экономика знаний».
Производство идей, а не товаров становится теперь основным источником экономического роста и конкурентоспособности. В старой экономике источниками преимущества для страны были доступ к сырью, удобные транспортные маршруты, емкий потребительский рынок, дешевая рабочая сила. В новой экономике факторы успеха - это инновации, создание и применение новых знаний, развитая инфраструктура информации и знаний.
Процесс инновационного развития может идти
по-разному. Один путь хорошо известен из зарубежного опыта, это путь свободных рыночных отношений. Он предполагает, что при созданных государством благоприятных условиях будут рождаться тысячи внедренческих и венчурных предприятий; каждое будет пытаться самостоятельно довести до практического применения свои идеи. Но только единицы добьются успеха.
Есть и другой путь, на наш взгляд, гораздо более эффективный. В его основе лежит научно-практический подход, включающий, в частности, информационное и методологическое обеспечение, научное прогнозирование, развитие систем обучения и обмена опытом, механизмы страховых и государственных гарантий. Немаловажно, что в условиях нашей страны накоплен огромный практический опыт успешной целенаправленной реализации государством крупных научно-технологических проектов - атомного, космического и других. Этот опыт можно и нужно использовать в новых, современных условиях. Такой путь наиболее перспективен и реально осуществим в условиях, когда информационные и обучающие системы государств открыты, а законодательство способствует взаимовыгодному сотрудничеству как научных, промышленных и коммерческих организаций между собой, так и всех их с государством, когда есть возможность существенно расширять круг участников инновационных отношений.
На первый взгляд, конкурентные позиции региона зависят от наличия и использования конкурентных ресурсов. Как правило, перечень ресурсов в экономической науке включает традиционные природные и трудовые ресурсы, капитал, в том числе человеческий, информацию, предпринимательство. Однако в современных условиях происходит переплетение экономики и психологии настолько, что методы воздействия на потребителей, разработанные усилиями специалистов по продажам, позволяют сделать любой элемент среды потенциальным ресурсом.
Известно, что инновационная экономика строится на сочетании научных исследований, венчурного финансирования, грамотного технического воплощения идей и умелого управления. Но не менее важно при этом создать благоприятные условия для работы предпринимателей, частных предприятий. Успех базируется на балансе интересов всех участников этого сложного и во многом противоречивого взаимодействия, всемерном снижении их экономических рисков.
Одним из приоритетных направлений работы должно стать создание системы поддержки инновационного предпринимательства. При этом, учитывая особенности инновационного процесса, особое внимание должно уделяться развитию инновационной инфраструктуры и активному участию в этом процессе промышленных предприятий. Необходимо создание «Программы поддержки малого инновационного предпринимательства».
Необходимо создание технопарков, центров трансферта технологий, основными задачами которых должны стать:
- содействие во внедрении новых технологий на территории Республики Бурятия;
- популяризация науки и образования среди молодого поколения;
- создание системы менеджмента инновационных продуктов молодых ученых;
- установление сетевых связей между венчурными инвесторами и инновационным сообществом в СФО и России;
- популяризация принципов венчурного инвестирования;
- поиск в регионе динамично развивающихся компаний, демонстрирующих значительный потенциал роста;
- привлечение венчурных инвестиций;
- оказание комплексной информационной, консалтинговой и образовательной поддержки менеджерам инвестиционно-привлекательных компаний - создание новой для региона профессии - менеджер инновационных продуктов.
Финансирование инновационно-инвестиционных проектов, особенно на ранних стадиях их реализации, по определению является высокорисковым, так как помимо традиционных рисков, присущих инвестиционным проектам, накладываются другие специфические виды рисков, характерные для инновационных проектов (научно-технический, организационно-правовой, риск, связанный с правами на объекты интеллектуальной собственности и др.).
В этой связи привлечение частных инвестиций на ранних этапах инновационных проектов бывает затруднительно, и более целесообразно использование бюджетных средств либо средств, специально созданных внебюджетных фондов. Поэтому одной из главных задач, которую правительство республики должно ставить перед собой, является создание региональной системы привлечения финансовых ресурсов в сферу инно-
вационного предпринимательства.
Отдельная и очень важная тема - это вопрос о необходимости широкого вовлечения в инновационный процесс предприятий малого и среднего бизнеса. Они обладают необходимой гибкостью, оперативностью, способностью к нестандартным решениям. Эффективная инновационная деятельность невозможна без совершенствования и создания новой нормативно-правовой базы, гармонизированной с международными нормами и правилами. Она должна быть ориентирована на развитие институтов кредитования, венчурного финансирования, страхования инвестиционных рисков для малых и средних предприятий, занятых инновационным бизнесом. В этой сфере необходимо также создание правовых условий для развития рынков долгосрочного заимствования капитала, в том числе фондовых рынков и лизинга, а также совершенствование системы налоговых и других инструментов стимулирования инновационной деятельности.
Одним из ключевых направлений государственной политики должно стать вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Цель этого - повышение эффективности использования интеллек-
туальных ресурсов, создание региональной экономики, основанной на знаниях. Основа такой политики - принцип баланса интересов государственного и частного секторов экономики, независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности предприятий.
Для комплексного и эффективного решения инновационных проблем требуется организация эффективного и заинтересованного, основанного на встречной инициативе взаимодействия органов власти с организациями, работающими в сфере науки и инновационного бизнеса.
Литература
1. Акимов А.А. Системологические основы иннова-тики. - М., 2002.
2. Гамидов Г.С. Инновационная экономика. - СПб., 2007.
3. Колосов В.Г. Введение в инноватику. - М., 2002.
4. Туккель И.Л. Управление инновационными проектами. - СПб., 1999.
Алексеев Александр Александрович - кандидат экономических наук, старший преподаватель ГОУ ВПО «ВосточноСибирский государственный технологический университет», e-mail: [email protected] Alekseev Aleksander Aleksandrovich, сandidate of economical sciences, senior teacher of East-Siberian State Technological University, e-mail: [email protected]
УДК 332.1 (571.54) Д.Н. Александрова
О некоторых итогах анализа программ по комплексному планированию социально-экономического развития муниципального образования «Кяхтинский район»
Статья посвящена проблематике комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. В ходе исследования автор пришел к выводу о наличии у муниципальных органов проблемы связи практики и научных знаний в области индикативного и стратегического планирования.
Ключевые слова: муниципальное образование, комплексное социально-экономическое развитие, индикативное и стратегическое планирование.
D.N. Aleksandrova
About some results of the analysis programs on complex planning the municipality «Kyakhta district» social-economic development
The article deals with the complex programs of municipalities social-economic development. The author concludes, that
there is a lack correlation between practice and scientific knowledge in the sphere of indicative and strategic planning. Keywords: municipal formation, complex social-economic development, indicative and strategic planning.
В рамках организации и проведения мероприятий по привлечению студентов к комплексному планированию социально-экономического развития рабочая группа студентов факультета
экономики и управления осуществила выезд в Кяхтинский район Республики Бурятия с 20 по 24 сентября 2010 г.
Согласно плану мероприятий рабочей группой