9. Егорышева С. В. и Линкевич А. Е. Из истории tion of public order and public security. Moscow, 2006. взаимодействия правоохранительных органов с ин- 9. Egorisheva S. V., Linkevich A. E. From the his-ститутами гражданского общества и населением в tory of cooperation between law enforcement agen-Российской Федерации // Вестник ВЭГУ. 2014. № 5. cies and civil society institutions and the population in
10. Указ Президента Российской Федерации the Russian Federation // Herald VEGU. 2014. № 5. от 23.05.2011 № 668 «Об общественных советах 10. Presidential Decree of23.05.2011 № 668 «On при Министерстве внутренних дел Российской the Public Council under the Ministry of Internal Af-Федерации и его территориальных органах». URL: fairs of the Russian Federation and its territorial bod-http: // cousultant.ru. ies». URL: http: // cousultant.ru.
11. Приказ ФСИН России от 01.10.2013 № 542 11. Order of the Federal Penitentiary Service of «О создании Общественного совета при Феде- Russia from 01.10.2013 № 542 «On the establishment ральной службе исполнения наказаний по пробле- of the Public Council of the Federal Penitentiary Ser-мам деятельности уголовно-исполнительной сис- vice on the activities of the penal system and the ap-темы и утверждении его состава» . URL: http: // proval of its composition». URL: http: // cousultant.ru. cousultant.ru. 12. Order of the Russian Ministry of Justice on
12. Приказ Минюста России от 25.12.2009 25.12.2009 № 435 (ed. By 12.25.2014) «On the Pub-№ 435 (ред. от 25.12.2014) «Об Общественном lic Council under the Ministry of Justice of the Rus-совете при Министерстве юстиции Российской sian Federation». URL: http: // cousultant.ru. Федерации» // . URL: http: // cousultant.ru. 13. Order IC Russia from 30.03.2011 № 43 (rev.
13. Приказ СК России от 30.03.2011 № 43 (с on 21.02.2012) «On the formation ofthe Public Coun-изм. от 21.02.2012) «Об образовании Обществен- cil under the Investigative Committee of the Russian ного совета при Следственном комитете Россий- Federation». URL: http: // cousultant.ru.
ской Федерации» // . URL: http: // cousultant.ru. 14. Aliyev Y. L., Salnikov P. P. The legal reality
14. Алиев Я. Л., Сальников П. П. Правовая ре- and the formation of traditional police // Disclaimer альность и формирование традиций полиции // Пра-modern economy. 2012. № 7.
вовое поле современной экономики. 2012. № 7. 15. Aliyev Y. L., Salnikov P. P., Reuf V. M. Le-
15. Алиев Я. Л., Сальников П. П., Реуф В. М. gal ideology in the context of the cumulative and pre-Правовая идеология в контексте кумулятивной и dictive functions of traditional police // Disclaimer прогностической функций традиций полиции // Пра-modern economy. 2012. № 8.
вовое поле современной экономики. 2012. № 8. 16. Tikhomirov L. A. Monarchical state. Mos-
16. Тихомиров Л. А. Монархическая госу- cow, 1998.
дарственность. М., 1998. 17. Rodin V. V., Yadzhin N. V. Pretrial agree-
17. Родин В. В., Яджин Н. В. Досудебное согла- ment and «plea bargaining»: pragmatism without con-шение и «сделка с правосудием»: прагматизм без flict with morality? // Jurisprudence and law enforce-конфликта с нравственностью? // Юридическая нау- ment practice. 2014. № 4.
ка и правоохранительная практика. 2014. № 4. 18. The jury will be more: Vladimir Putin instructed
18. Присяжных станет больше: Владимир Пу- to prepare proposals for the judiciary // Rossiyskaya тин поручил подготовить предложения по судебной Gazeta January 23. 2015.
системе // Российская газета от 23 января 2015. 19. Business newspaper «Vzglyad». URL: http://
19. Деловая газета «Взгляд». URL: http://vz.ru/ vz.ru/news/2014/12/10/719609.html. news/2014/12/10/719609.html.
УДК 343.12 ББК 67.411
© 2015 г. А. А. Истратов
ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
В статье рассматриваются основные формы и принципы взаимодействия следователя с общественными организациями на стадии досудебного производства по уголовным делам. По мнению автора, анализ такого взаимодействия, его обоснование и эффективность представляют несомненный научный и практический интерес.
Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 5 (72)_
Ключевые слова: следователь, общественная организация, взаимодействие, формы и принципы взаимодействия.
PRINCIPLES AND FORMS OF INTERACTION WITH THE PUBLIC ORGANIZATIONS
OF THE INVESTIGATOR DURING THE PRE-TRIAL PROCEEDINGS
IN CRIMINAL MATTERS
In article the author analyzes the basic forms and principles of interaction of the investigator with public organizations at the stage of pre-judicial manufacture on criminal cases. In this regard, some scientific interest in the analysis of this interaction, its validity and effectiveness.
Keywords: investigator, social organization, interaction, forms and principles of interaction.
Следователь как основной процессуальный субъект стадии досудебного производства по уголовным делам обладает довольно значительными полномочиями при осуществлении своих функций. Часть 2 статьи 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [1] содержит открытый перечень полномочий следователя, реализуемых в процессуальной и непроцессуальной формах. Свои полномочия следователь реализует, вступая в правоотношения и взаимодействуя с другими участниками уголовного процесса, среди которых традиционно выделяются суд, участники уголовного судопроизводства как со стороны обвинения, так и со стороны защиты.
Следует отметить, что взаимоотношения следователя с участниками со стороны обвинения носят, как правило, характер соподчиненности, поскольку все субъекты указанной стороны находятся друг с другом если не в прямом подчинении, то обладают в отношении следователя надзирающе-указывающими полномочиями, как у прокурора, или же, наоборот, следователь обладает схожими полномочиями в отношении сотрудников, осуществляющих оперативно-разыскное сопровождение уголовного дела.
В то же время взаимоотношения следователя с участниками со стороны защиты или иными лицами лишены подобного элемента взаимодействия. Но это отдельный аспект правомочии следователя, который не является предметом исследования в настоящей статье.
Вопрос о взаимодействии следователя с различными субъектами уголовно-процессуальных отношений активно обсуждался в юридической литературе [2; 3, с. 48-60; 4, с. 19-24] и не раз становился предметом специальных научных исследований [5]. Основной акцент в данных работах ставился на анализе взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, экспертами-криминалистами, специалистами, привлекаемыми к участию в деле, а также органами прокуратуры и органами дознания, отношения с которыми, как правило, строятся на принципе соподчиненности, властной уполномо-ченности. Гораздо меньшее освещение получил
вопрос взаимодействия следователя с представителями стороны защиты [6, с. 10-13].
При этом вопрос о взаимодействии следователя с иными лицами, не указанными в уголовно-процессуальном законодательстве, в настоящее время практически не разработан, что, в свою очередь, обусловливает необходимость его детального анализа.
Крайне мало, на наш взгляд, исследован аспект взаимодействия следователя с таким субъектом, как общественные организации, в связи с чем следует упомянуть о статье Р. Г. Аксенова и Ф. А. Симанцова, посвященной взаимодействию следователя с общественными организациями при расследовании экономических преступлений [7, с. 80-85].
Само понятие «общественная организация» определяется нормами гражданского права, и в качестве таковой обычно признается какое-либо добровольное объединение граждан, основанное на членстве и преследующее общие для объединившихся граждан цели и интересы [8; 9].
Если обратиться к нормам международного права, то в 1945 году Уставом Организации Объединенных Наций [10, с. 14-47] был введен термин «неправительственные организации» (НПО). Им обозначаются общественные объединения, деятельность которых не преследует политических целей и которые не финансируются правительствами своих стран. Этот термин был впоследствии закреплен в целом ряде международных документов и воспринят внутренним законодательством многих государств.
Понятие «общественные организации» (объединения) в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации используется только два раза - в ч. 3 ст. 86 «Собирание доказательств», где речь идет о том, что адвокат-защитник вправе истребовать необходимые ему документы в различных инстанциях, в том числе и у общественных объединений и организаций; ч. 1 ст. 392 «Обязательность приговора, определения, постановления суда», согласно которой вступившие в законную силу приговор или иное решение суда обязательны для общественных объединений,
равно как и для других организаций и должностных лиц.
Как бы это парадоксально ни звучало, но истребовать сведения и документы у общественных организаций следователь, в отличие от адвоката, не может. Обосновать данный тезис можно следующими обстоятельствами.
Согласно ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен на совершение следственных и иных процессуальных действий. Данная норма корреспондируется с ч. 1 ст. 86 УПК РФ, в соответствии с которой такой этап процедуры доказывания, как этап собирания доказательств, осуществляется всеми уполномоченными субъектами, в том числе и следователем, путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом Российской Федерации. Это требование названо в абзаце 2 пункта 16 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 [11, с. 2-5], где отмечено, что должны признаваться полученными с нарушением закона доказательства, собирание и закрепление которых осуществлено в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.
В связи с выделением процессуального аспекта или более правильно - процессуальной формы, взаимодействия следователя с общественными организациями возникает вопрос о том, возможна ли непроцессуальная форма взаимодействия.
Все действия органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, связанные с возбуждением, предварительным расследованием, судебным рассмотрением и разрешением уголовных дел, а также судебная деятельность по исполнению приговора и иных решений подчиняются установленной законом процедуре, «обрядовым» условиям и последовательности; иначе говоря, осуществляются в определенной процессуальной форме, которая представляет собой совокупность установленных законом условий совершения определенных действий и является обязательной для всех без исключения участников уголовного процесса [12, с. 7]. Представляется, что для уяснения характера взаимодействия необходимо обратиться и к подзаконным нормативным актам, регламентирующим особенности деятельности следователя.
При этом следует отметить такой нормативный акт, как приказ Следственного комитета Российской Федерации от 04.05.2011 № 74 «Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации» [13], которым утверждается институт общественных помощников следо-
вателя, представляющий собой «одну из форм взаимодействия с общественностью». И хотя здесь не указаны общественные организации, по нашему мнению, в понятие «общественность» включены и различного рода общественные организации, которые ставят своей целью усиление правопорядка в целом и содействие органам предварительного расследования в частности. Само понятие общественности означает одно или несколько физических или юридических лиц, с которыми осуществляется контакт как внутри социальной организации (служащие, сотрудники, работники, члены общественных организаций и пр.), так и за ее пределами (избиратели, налогоплательщики, партнеры, потребители и др.).
Непроцессуальное взаимодействие следователя с общественными организациями регулируется в основном ведомственными нормами. В настоящее время основным нормативным актом ведомственного характера, регламентирующим профилактическую деятельность следователя органов внутренних дел, является приказ МВД России от 17 января 2006 года № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» [14], предусматривающий, помимо внесения представления профилактического характера, также иные предупредительные меры.
В качестве способа непроцессуального взаимодействия следователя с общественными организациями можно выделить представления, выносимые в адрес общественных организаций профилактического характера, а также участие следователя в проводимых общественными организациями мероприятий научного характера, таких как диспуты, круглые столы, конференции, симпозиумы [15].
Надо отметить, что передача информации органам предварительного расследования является устоявшейся и одной из самых распространенных непроцессуальных форм взаимодействия следователя с представителями иных государственных органов или общественных организаций. В ходе расследования преступлений передача информации может осуществляться при личных встречах, по телефону, письменно, причем с использованием как подлинных документов, так и копий или составлением на их основе справок, обзоров и меморандумов. Это зависит от важности информации и возможности ее использования при решении конкретных задач [16]. Общественные объединения в настоящее время - это активно развивающийся институт гражданского общества, серьезная общественная сила, способная достигать социально полезных целей [17].
По мнению С. А. Васильева, правоохранительными органами являются государственные и не-
Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 5 (72)
государственные формирования, на которые законодатель прямо возлагает государственные функции по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. При этом данные органы и организации должны формироваться и функционировать в установленном законом порядке и обладать правом применения юридических мер воздействия и комплексом специальных полномочий, сил и средств.
Как отмечается в юридической литературе, возможно взаимодействие следователя с различными общественными организациями, «комитетами против пыток» и другими организациями, которыми зачастую проводятся собственные общественные расследования. В них может накапливаться полезная и нужная для следователя информация как общего характера (о жалобах на определенных должностных лиц), так и по конкретному преступлению.
Подобная информация может послужить основанием для возбуждения уголовного дела, а также стать доказательством после ее закрепления путем совершения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством следственных действий.
Литература
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 13.07.2015). URL: http:// base.garant.ru/ (дата обращения: 15.09.2015).
2. Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс России: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
3. Сагиндыкова А. Н. К проблеме взаимодействия полиции с частными охранными организациями в сфере охраны общественного порядка // Российский юридический журнал. 2012. № 3.
4. Скобелин С. Ю. Взаимодействие следователя и суда в рамках изучения личности подсудимого // Уголовное судопроизводство. 2014. № 2.
5. Садыкова Л. А. Взаимодействие следователя и прокурора в обеспечении прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
6. Сероштан В. В. Конструктивное взаимодействие следователя и защитника как гарантия соблюдения прав и интересов подозреваемых, обвиняемых и подсудимых // Адвокатская практика. 2010. № 6.
7. Аксенов Р. Г., Симанцов Ф. А. К вопросу о принципах и формах взаимодействия следователя с общественными организациями и контроли-
В настоящее время деятельность общественных правозащитных организаций в уголовно-процессуальном производстве принимает все более обширный характер. Согласно данным старейшей правозащитной организации в России - Московской Хельсинской группы, в 2014 году в адрес МХГ поступило более 500 обращений и заявлений от граждан. В зависимости от типа и содержания обращения они либо перенаправлялись в профильные организации, либо получали консультацию.
Таким образом, по нашему мнению, вопрос о взаимодействии следователя с общественными организациями недостаточно урегулирован в процессуальном законодательстве, что является сдерживающим фактором в развитии взаимодействия между правозащитниками и органами следствия на стадии предварительного расследования. Полное и всестороннее исследование форм взаимодействия общественных организаций со следователем, а также преодоление существующих проблем в данной области общественных отношений могут придать дополнительные возможности для вышеуказанных субъектов процесса в реализации уголовно-процессуальных задач.
Bibliography
1. Criminal procedure code of the Russian Federation of18 December 2001 № 174-FZ, With amendments and additions from: 13.07.2015. URL: http:// base.garant.ru/ (accessed: 15.09.2015).
2. Bezlepkin B. T. Criminal process of Russia: textbook allowance. 2-e izd., rev. and extra. Moscow, 2004.
3. Sagyndykova A. N. The problem of interaction of police with private security organizations in the sphere of protection of public order // The Russian legal magazine. 2012. № 3.
4. Skobelin S. Yu. The interaction of the investigator and court in the study of the personality of the defendant // Criminal proceedings. 2014. № 2.
5. Sadykova L. A. Interaction of the investigator and Prosecutor in ensuring the rights and lawful interests of individuals at the pre-trial stages of criminal proceedings: dis. ... cand. the faculty of law sciences. Moscow, 2005.
6. Seroshtan V. V. Constructive interaction between the investigator and the defender as a guarantee of observance of rights and interests of suspects, accused and defendants // Law practice. 2010. № 6.
7. Aksenov R. G., Sementsov F. A. To the question about the principles and forms of interaction of the investigator with public organizations and regulatory authorities in the investigation of economic
рующими органами при расследовании экономических преступлений // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. № 3.
8. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 08.03.2015). Ст. 8 // Собрание законодательства Российской Федерации.1995. № 21. Ст. 1930.
9. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 13.07.2015). Ст. 6 // Собрание законодательства Российской Федерации.1996. № 3. Ст. 145.
10. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1956. Вып. XII.
11. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 1996. № 1.
12. Безлепкин Б. Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя. М., 2011.
13. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 04.05.2011 № 74 «Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 14.09.2015).
14. Приказ МВД России от 17 января 2006 года № 19 (в ред. от 30.12.2011) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений». URL: https: //base.consultant.ru. (дата обращения: 11.09.2015).
15. Данилова С. И. Проблемы законодательной регламентации и особенности непроцессуального взаимодействия при расследовании насильственных преступлений, совершаемых в отношении малолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 1.
16. Федотов И. С. Особенности непроцессуального взаимодействия при расследовании насильственных преступлений, совершаемых в отношении малолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 1.
17. Васильев С. А. Основные этапы становления конституционно-правовых основ взаимодействия общественных объединений с правоохранительными органами России // История государства и права. 2014. № 22.
crimes // Legal science and law enforcement practice. 2010. № 3.
8. On public associations Article 8 of the Federal law of 19.05.1995 № 82-FZ the current edition from 08.03.2015 // Collected legislation of the Russian Federation. 1995. № 21. Art. 1930.
9. On non-profit organizations article 6 of the Federal law from 12.01.1996 № 7-FZ the current edition from on 13.07.2015 // collected legislation of the Russian Federation.1996. № 3. Art. 145.
10. The Charter of the United Nations (Adopted in San Francisco 26.06.1945) // Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign States. Moscow, 1956. Vol. XII.
11. The resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated October 31, 1995 № 8 «About some questions of application by courts of the Russian Federation Constitution in the administration ofjustice» // Byull. the Supreme Court of the Russian Federation. 1996. № 1.
12. Bezlepkin B. T. A short guide for the investigator and investigator. Moscow, 2011.
13. On the organization of work with public assistants to the investigator in the Investigative Committee of the Russian Federation the Order of the Investigative Committee of the Russian Federation dated 04.05.2011 № 74. URL: http://base.garant.ru/ (accessed: 14.09.2015).
14. On the activities of internal Affairs bodies for the prevention of crime. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from January 17, 2006 № 19 (as amended on 30.12.2011). URL: https: // base. consultant.ru. (reference date: 11.09.2015).
15. Danilova S. I. the Problems of legal regulation and Especially non-procedural interactions during the investigation of violent crimes committed against minors // Problems of juvenile justice. 2008. № 1.
16. Fedotov I. S. Features non-procedural interactions during the investigation of violent crimes committed against minors // Problems of juvenile justice. 2008. № 1.
17. Vasilyev S. A. The Main stages of formation of the constitutional-legal bases of interaction of public associations with the law enforcement bodies of Russia // History of state and law. 2014. № 22.