УДК 657.1.012.1 DOI: 10.12737/16998
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Проняева Л.И., Горынин В.В.1
В условиях преобразований бюджетной сферы, повышения самостоятельности организаций общественного сектора, изменяются требования к учетно-аналитическому обеспечению, формирующему информацию для целей управления. Для реализации возложенных на учетно-аналитическое обеспечение задач существует необходимость совершенствования его подходов, методик и методов. В статье произведена систематизация учетных принципов в бюджетных организациях, основой которой стали качественные требования, предъявляемые к информации учетно-аналитического обеспечения и задачи современной системы управления. Предложена концепция развития учетно-аналитического обеспечения управления в бюджетных организациях и ее структурно-информационная модель, определяющая направления разработки новых теоретических положений, научно-методических рекомендаций, инструментария учетной системы.
Ключевые слова: учетно-аналитическое обеспечение, управление, бюджетные организации, учетные принципы, концепция, развитие.
PRINCIPLES OF FORMATION AND THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF REGISTRATION AND ANALYTICAL MAINTENANCE OF MANAGEMENT IN BUDGET ORGANIZATIONS
PRONYAEVA L. I. — Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Economy and Economic Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: pli [email protected]
GORYNIN V. V. — Postgraduate student of the Department of Economy and Economic Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
In the context of reforms of the budget sector, improving the independence of public sector organizations, the requirements for accounting and analytical support are changing, which generate information for management purposes. To implement accounting and analytical tasks there is a need of improving their approaches, methods and techniques. The systematization of accounting principles in budget organizations is made, the basis of which became the qualitative requirements for accounting information and analytical support of modern management system. The concept of registration and analytical maintenance of management in budget organizations and its structural and information model is proposed, which determines the direction of the development of new theoretical propositions, scientific guidelines, tools of accounting system.
Keywords: registration and analytical maintenance, management, budget organizations, accounting principles, concept, development.
Проняева Людмила Ивановна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и экономической безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: [email protected]
Горынин Вячеслав Викторович - аспирант кафедры экономики и экономической безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: [email protected]
Повышение эффективности деятельности является важнейшей задачей для любой организации, в том числе и для организаций общественного сектора, в составе которых выделяют казенные, бюджетные и автономные организации. Продолжающееся реформирование бюджетной сферы России направлено на расширение объема прав и повышение самостоятельности организаций общественного сектора.
Для бюджетных организаций это выражается в изменении механизмов финансового обеспечения (переход от бюджетной сметы к получению субсидий на выполнение государственного задания); в возможности распоряжения доходами от приносящей доход деятельности; в расширении прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества), по заключению гражданско-правовых договоров; в отмене субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетной организации. Основной целью реформирования является повышение эффективности функционирования бюджетных организаций за счет повышения действенности их системы управления.
Устойчивое функционирование организации напрямую зависит от эффективности системы управления, которое в общем виде представляет собой воздействие субъекта управления (органов управления) с помощью специального механизма (инструментария управления - методов, способов, приемов) на объект с целью достижения конечного результата1.
Далее, Каримова Э.Р. отмечает, что система управления в бюджетных организациях в современных условиях требует использования новых перспективных подходов с функциональными аспектами менеджмента. Эти подходы основаны на использовании управленческих технологий организаций коммерческого сектора: формулировка миссии и стратегий, использование индикаторов социальной и экономической эффективности деятельности, процедура принятия управленческих решений и др2.
Эффективность системы управления зависит от информационной поддержки. Важнейшим поставщиком информации для управления является система бюджетного учета. Как считают Кучеров А.В. и Шибилева О.В., в мировой практике государственного управления формирование надежной системы учетно-аналитической информации имеет первостепенное значение для его эффективной реализации. От качества учетной информации зависит точность анализа прошлых событий и оценки сложившейся ситуации, правильность выводов и степень обоснованности принимаемых решений3.
Система бухгалтерского учета в бюджетных организациях должна обеспечивать эффективное решение управленческих задач на том или ином этапе экономического развития. Как считают Глущенко А.В., Набойщикова Т.Ю., сложившаяся в настоящее время система бухгалтерского учета в бюджетных организациях является динамично развивающейся, так как она связана с изменениями, происходящими при проведении бюджетной реформы4. Данный фактор влечет за собой необходимость пересмотра и уточнения существующих учетных принципов в бюджетном учете.
Учетные принципы являются исходными положениями бухгалтерского учета как науки.
1 Проняева Л.И. Управленческий учет и иновационно- инвестиционная политика в АПК //Экономический анализ: теория и практика.- 2008. - №19. - С.12-22
2 Каримова Э.Р. Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс муниципального образования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - №12. - С. 22-25
3 Кучеров А.В. Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора: современное состояние и перспективы применения в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2013.- № 9. - С.110— 115.
4 Загородшй А.Г. Система облiково-аналiтичного забезпечення менеджменту шдприемства // Менеджмент та шдприемництво в Укра'шг етапи становлення та проблеми розвитку: Вюник Нац.ун-ту «Львiвська полгехшка». -2007. - № 576. - с.94-102
Они предопределяют объекты, предмет, методы бухгалтерского учета1.
По нашему мнению, развитие учетных принципов в бюджетных организациях должно быть связано с решением задач, стоящих перед системой управления, к которым относятся:
- переориентация менеджмента бюджетных организаций на достижение конкретных результатов деятельности;
- установление баланса между затраченными ресурсами и полученными результатами;
- анализ факторов, влияющих на достижение установленных результатов;
- принятие обоснованных управленческих решений по повышению эффективности функционирования бюджетной организации.
Реалии рыночной экономики, проведение бюджетной реформы диктуют новые требования к качеству учетной информации в бюджетных организациях, а именно:
- содержательность информации и степень полезности ее использования для целей управления;
- аналитичность информации, ее детализация, отвечающая потребностям анализа,
- достоверность информации, основанная на объективном отражении исследуемых явлений и процессов;
- достаточность информации, характеризующаяся полнотой описания всех процессов и явлений, а также существенностью информации для нужд управления;
- оперативность - информация должна быть подготовлена по любому запросу управленцев;
- рациональность - предполагает, что затраты на получение информации будут ниже выгод от ее использования;
- релевантность - информация должна удовлетворять конкретным информационным запросам пользователей2.
Эти качественные требования к информации, формируемой учетно-аналитическим обеспечением в бюджетных организациях, и задачи современной системы управления являются основной для определения состава учетных принципов.
Несомненно, что бухгалтерский учет в бюджетных организациях должен основываться на общих учетных принципах3. Однако, многие ученые-экономисты обосновывают необходимость выделения специфических для общественного сектора принципов. Нами предложена систематизация учетных принципов для бюджетных организаций, состоящая из основополагающих и учетных принципов организаций общественного сектора (табл. 1).
Система основополагающих учетных принципов общеизвестна, описана в научных трудах и представлена принципами-допущениями, принципами-требованиями и принципами-правилами. Учетные принципы для бюджетных организаций должны включать в себя общие учетные принципы, отражающие подходы к формированию информации в организациях общественного сектора и дополнительные учетные принципы, специфичные для бюджетных организаций.
Предложенная систематизация учетных принципов в бюджетных организациях является основой для формирования учетно-аналитического обеспечения, используемого пользователями для реализации своих целей.
По мнению Торховой А.Н., для построения качественной системы управления в бюджетных организациях необходима разработка интегрированных систем учета и анализа в целях обеспечения
1 Киченина Т. Н. Интеграция принципов бухгалтерского учета для негосударственного и государственного секторов управления //Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. — № 3. - С.78—83
2 Проняева Л.И. Управленческий учет и иновационно- инвестиционная политика в АПК//Экономический анализ: теория и практика.- 2008.- №19.- с. 12-22
3 См. подробнее: Колесников С.И. К вопросу о принципах бюджетного учета // Современные проблемы науки и образования. — 2008. — №-3— С. 84-88
всех уровней руководства необходимой и своевременной информацией для текущего управления, планирования и прогнозирования деятельности.1 Такая информация формируется учетно-аналитическим обеспечением, в рамках которого осуществляются процедуры наблюдения, сбора, регистрации информации и анализ результатов деятельности.
Таблица 1 - Систематизация принципов бухгалтерского учета в бюджетных организациях Table 1 - Systematization of accounting principles in budget organizations
Основополагающие учетные принципы
Принципы-допущения Принципы-требования Принципы -правила
Имущественная обособленность Осмотрительности Денежный измеритель
Непрерывность деятельности Полноты Документирование
Временная определенность фактов хозяйственной деятельности Приоритета содержания над формой Двойная запись на бухгалтерских счетах
Последовательность применения учетной политики Своевременности Балансовое обобщение
Непротиворечивости
Рациональности
Принцип начисления Объективности Инвентаризация
Существенности Обобщение в отчетности
Учетные принципы организаций общественного сектора
Общие учетные принципы Дополнительные учетные принципы для бюджетных организаций
Государственная прерогатива Принцип разграничения доходов и расходов между видами деятельности
Принцип централизованности
Принцип иерархичности Принцип обособленного учета имущества, полученного в рамках предпринимательской деятельности и целевого финансирования
Принцип методического единообразия
Принцип адресности
Принцип целевого характера средств бюджета Принцип использования единого методического инструментария для интеграции бухгалтерского учета в негосударственном и государственном секторе управления
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов Принцип обеспечения прозрачности бюджетной и приносящей доход деятельности
Принцип сбалансированности бюджета
Понятие учетно-аналитического обеспечения управления, его роль и значение в процессе принятия управленческих решений рассматриваются многими учеными-экономистами.
Так, М. И. Кутер определяет учетно-аналитическое обеспечение как взаимосвязь оперативного, бухгалтерского (финансового и управленческого) и статистического учетов, включая показатели прогнозирования2. Удалова З.В. рекомендует рассматривать это понятие как результат процесса сбора,
1Торхова А.Н. Учетно-аналитическая система управления в учреждениях высшего профессионального образования/ А.Н. Торхова //автореферат дисс... канд. экон. наук. - Тольятти. - 2012.
2 Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета — М.: Финансы и статистика. - 2011.
обработки, анализа и передачи финансовой и нефинансовой информации о состоянии управляемых объектов и внешней среды1.
Бахрушина М.А. определяет учетно-аналитическое обеспечение как процедуру формирования и передачи информации, используемой менеджментом организации для планирования, контроля и оценки полученных результатов деятельности2.
Загородний А.Г. под данной категорией понимает сложившуюся на основе системного подхода форму интеграции всех видов учета и анализа, целью которой является обеспечение заинтересованных лиц информацией для принятия управленческих решений3.
Акчурина Е.В., Солодко Л.П., Казин А.В. трактуют учетно-аналитической обеспечение как совокупность форм и методов коммуникационной связи между подразделениями организации, обеспечивающих информационные потребности, контроль, анализ деятельности и прогнозирование финансовой ситуации4.
Озеран В.А. и Бойчук Т.Н. рассматривают учетно-аналитическое обеспечение как многоэлементную информационную систему, суть которой заключается в согласованном сочетании учетных процедур с элементами анализа в единый процесс5.
Хоружий Л.И. понимает под рассматриваемой категорией «информационный инструментарий, позволяющий управленческому персоналу действовать, реализуя взаимосвязи между целями организации, средствами их достижения и результатами деятельности»6.
Кузьмина О.Н. уточняет, что учетно-аналитическое обеспечение интегрирует в себе различные подсистемы учета и анализа и подчиняет их достижению цели информационного обеспечения процесса управления7.
Таким образом, оценивая трактовки различных ученых понятия «учетно-аналитическое обеспечение», можно заключить, что в основном в них делается акцент на два основных функциональных аспекта данной категории - формирование и передачу информационных потоков системе управления для обеспечения выполнения ею своих функций.
Единой точкой зрения ученых является то, что на современном уровне развития экономики происходит процесс активной интеграции традиционных методов учета и анализа в единую информационную систему учетно-аналитического обеспечения. Данная система ориентируется на достижение как текущих, так и глобальных стратегических целей управления8.
1 Удалова З.В. Разработка концепции формирования учетно-аналитического обеспечения управления сельскохозяйственными организациями // Учет и статистика. - 2011. - № 1. - С.44-49
2 Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник./М.А. Вахрушина. -М.: Омега-Л.- 2010.
3 Загородшй А.Г. Система облiково-аналiтичного забезпечення менеджменту шдприемства //Менеджмент та шдприемництво в Украшк етапи становлення та проблеми розвитку: Вюник Нац.ун-ту «Львiвська полгехшка». -2007. - № 576. - с. 94-102
4 Акчурина Е.В. Управленческий учет, учебное пособие/ Е.В. Акчурина, Л.П. Солодко, А.В. Казин.-М.: Простект. -2004. - 287 с.
5 Озеран В.А. Модель учетно-аналитического обеспечения системы управления расходами периода/ В.А.Озеран, Т.Н. Бойчук//Международный бухгалтерский учет. - №15. - 2014. - с. 54-60
6 Хоружий Л.И.Проблемы теории, методологии, методики управленческого учета. Монография/ Л.И. Хоружий. -М.: Финансы и статистика. - 2004. - 497 с.
7 Кузьмина О.Н. Развитие учетно-аналитического обеспечения управления организацией на основе применения функционального принципа // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 5. - с. 33-36
8Проняева Л.И. Международный и отечественный опыт развития стратегического учета//Международный бухгалтерский учет. - 2012. — №19. — С. 2— 10
Уточняя данную категорию применительно к управлению в общественном секторе, считаем, что учетно-аналитическое обеспечение - это системный процесс регистрации, обобщения, представления и исследования экономической информации о результатах функционирования бюджетной организации, обеспечивающий информационные потребности ее управленческих структур для принятия решений, направленных на обеспечение эффективности деятельности.
Разработка современной концепции развития учетно- аналитического обеспечения управления в бюджетных организациях обусловлена реформированием бюджетной сферы страны и системы ее бухгалтерского учета с ориентацией на международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС).
Мы считаем, что для максимального удовлетворения интересов пользователей необходимо четкое формулирование основной идеи указанной концепции, которая состоит в комплексном, системном представлении учетно-аналитической информации о всех процессах, происходящих при функционировании организации.
Схематично основная идея концепции развития учетно-аналитического обеспечения управления в бюджетных организациях представлена на рис. 1.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕТНО- АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ УАО С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА МСФО ОС
Уточнение терминологии в области УАО применительно к бюджетной сфере
Определение цели и задач УАО в бюджетной организации
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УАО
Адаптация методик финансового учета для целей управления
Разработка рекоменда-ций по постановке управленческого учета
Развитие методик анализа в бюджетных организациях
РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УАО В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Совершенствование системы счетов бухгалтерского учета, методов оценки объектов учета, повышение информа-тивности бухгалтерской отчетности
Внедрение системы бюджетирования и разработ-ка формата внутренней управленческой отчетности
Разработка аналитиче-ского инструментария для оценки эффективности функционирования бюджетной организации
Рисунок 1 — Концепции развития учетно- аналитического обеспечения управления в бюджетных организациях
Figure 1 — Concepts of the development of statistical and analytical maintenance of management in budget organizations
Предложенная концепция развития учетно-аналитического обеспечения управления в бюджетных организациях определяет направления, в рамках которых существует реальная необходимость совершенствования подходов, методик и методов учета и анализа.
Предложенная концепция содержит три блока: развитие теоретических положений учетно-аналитического обеспечения с ориентацией на МСФО ОС; совершенствование методических подходов по формированию учетно-аналитического обеспечения; развитие инструментария учетно-аналитического обеспечения в бюджетных организациях.
В первом блоке исследуется понятийный аппарат научной проблемы, в частности, уточнение терминологии учетно-аналитического обеспечения, формулировка его цели и задач, обоснование его связи с задачами управления в современной бюджетной организации, систематизация учетных принципов как основы формирования учетно-аналитического обеспечения управления в бюджетных организациях. Научные разработки в рамках данного блока должны учитывать все возрастающую роль управления, которая обусловлена реформированием бюджетной сферы в нашей стране.
Второй блок в концепции представлен развитием методических подходов по формированию учетно-аналитического обеспечения в рамках финансового и управленческого учета, а также методик анализа в бюджетных организациях. Развитие методик финансового учета по формированию информации об объектах учета должно реализовываться на принципах адаптации подходов финансового учета организаций коммерческого сектора и требований международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС). Повышение самостоятельности бюджетных организаций вызывает необходимость формирования учетно-аналитической информации о внутренних процессах для эффективного управления. Поэтому разработка рекомендаций по постановке управленческого учета в бюджетных организациях, наполнение новым содержанием существующих методик соответствует экономическим реалиям и потребностям системы управления. Развитие методик экономического анализа применительно к бюджетным организациям обусловлено необходимостью формировать информацию не только о внешних, но о внутренних процессах и факторах, влияющих на эффективность деятельности.
Третий блок обусловлен необходимостью совершенствования инструментария учетно-аналитического обеспечения, используемого в целях реализации предложенной концепции. Данный инструментарий включает в себя методы финансового учета (совершенствование системы счетов бухгалтерского учета, методов оценки объектов учета, повышение информативности бухгалтерской отчетности), методов управленческого учета (внедрение системы бюджетирования, разработка формата внутренней управленческой отчетности), методов экономического анализа (разработка аналитического инструментария для оценки эффективности функционирования бюджетной организации).
Предложенная концепция развития учетно-аналитического обеспечения управления в бюджетных организациях основана на комплексном взаимодействии ее компонентов (учета и анализа), представленном последовательностью создания, обработки и использования информации, необходимой для внешних и внутренних пользователей.
Процесс подготовки информации для управления в бюджетных организациях с точки зрения ее достаточности, т.е. полного удовлетворения информационных потребностей заинтересованных пользователей, обусловлен функционированием структурных взаимосвязанных компонентов учетно-аналитического обеспечения. Эти компоненты представлены тремя блоками учетно-аналитического обеспечения управления:
- Учетно-информационный блок реализует задачу формирования информационных ресурсов, посредством учетных инструментов (документирование, группировка и обобщение с использованием учетных регистров и счетов, формирование показателей отчетности). Происходит преобразование из первичной информации в отчетную документацию. Преобразование несет качественную основу, так как
определяет достаточность информации для управленческих нужд. Здесь определяется полнота, достоверность информации, ее качество и своевременность.
- Информационно-аналитический блок реализует задачу преобразования информации, формируемой первым блоком. Это обеспечивается аналитическим инструментарием финансового, управленческого и стратегического анализа. Степень преобразования информации в данном блоке определяется потребностями пользователей.
- Информационно-управленческий блок использует подготовленную предыдущими блоками информацию для принятия управленческих решений и контроля за их выполнением. Здесь проявляются реальные информационные потребности управления (снижение или увеличение потребности в той или иной информации), формируются новые задачи анализа, обеспечивающие информационные запросы, осуществляется контроль за выполнением принятого управленческого решения и анализ его эффективности. В случае необходимости управленческое решение подвергается корректировке.
Таким образом, реализация задач учетно-аналитического обеспечения управления, представленного в виде структурно-информационной модели, способствует непрерывной циркуляции информационных потоков от источника (или преобразователя) информации к ее потребителю.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В условиях институциональных преобразований бюджетной сферы, повышения самостоятельности организаций общественного сектора изменяются требования к формированию учетно-аналитического обеспечения для целей управления ими.
Для реализации учетно-аналитическим обеспечением управления в бюджетных организациях возложенных на него задач существует необходимость систематизации используемых учетных принципов и разработки направлений его развития.
Качественные требования, предъявляемые к информации учетно-аналитического обеспечения и задачи современной системы управления являются базой для определения состава учетных принципов в бюджетных организациях. Произведенная нами систематизация учетных принципов является основой для формирования учетно-аналитического обеспечения в бюджетных организациях. Предложенная в ходе исследования концепция развития учетно-аналитического обеспечения управления в бюджетных организациях и ее структурно-информационная модель направлена на разработку новых теоретических положений, научно-методических рекомендаций и направлений практической реализации учетной системы.
Библиография I References:
1. Акчурина Е.В., Солодко Л.П., Казин А.В. Управленческий учет: учебное пособие. - М.: Проспект, 2004. - 287 с.
2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. - М.: Омега-Л, 2010. - 570 с.
3. Глущенко А.В., Набойщикова Т.Ю. Рациональная система учета в бюджетных учреждениях // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2009. - № 2 (15). - С. 214 - 220.
4. Загороднм А.Г. Система облково-аналп'ичного забезпечення менеджменту пщприемства // Менеджмент та пщприемництво в УкраМ етапи становлення та проблеми розвитку: Вюник Нац.ун-ту «Львiвська полп-ехыка». - 2007. - № 576. - С. 94 - 102.
5. Каримова Э.Р. Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс муниципального образования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - № 12. - С. 22 - 25.
6. Киченина Т. Н. Интеграция принципов бухгалтерского учета для негосударственного и государственного секторов управления // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 3. - С.78 - 83.
7. Колесников С.И. К вопросу о принципах бюджетного учета // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 1 - С. 84 - 88.
8. Кузьмина О.Н. Развитие учетно-аналитического обеспечения управления организацией на основе применения функционального принципа // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 5. - С. 33 - 36.
9. Кучеров А.В., Шибилева О.В. Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора: современное состояние и перспективы применения в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 9. - С. 110 - 115.
10.Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 592 с.
11.Озеран В.А., Бойчук Т.Н. Модель учетно-аналитического обеспечения системы управления расходами периода // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - №15. - С. 54 - 60.
12.Проняева Л.И. Управленческий учет и иновационно-инвестиционная политика в АПК // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - №19. - С. 12 - 22.
13.Проняева Л.И. Международный и отечественный опыт развития стратегического учета // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - №19. - С. 2 - 10.
14.Торхова А.Н. Учетно-аналитическая система управления в учреждениях высшего профессионального образования: Автореф. дисс.... канд. экон. наук. - Тольятти, 2012.
15.Удалова З.В. Разработка концепции формирования учетно-аналитического обеспечения управления сельскохозяйственными организациями // Учет и статистика. - 2011. - № 1. - С.44 - 49.
16.Хоружий Л.И. Проблемы теории, методологии, методики управленческого учета. Монография. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 497 с.
1. Akchurina, E.V., Solodko, L.P., Kazin, A.V. (2004) Upravlencheskii uchet [Management accounting]: uchebnoe posobie. - M.: Prospekt. - 287 p. (In Russ.)
2. Vakhrushina, M.A. (2010) Bukhgalterskii upravlencheskii uchet [Bukhgaltersky management accounting]: uchebnik. - M.: Omega-L. - 570 p. (In Russ.)
3. Glushchenko, A.V., Naboishchikova, T.Iu. (2009) Ratsional'naia sistema ucheta v biudzhetnykh uchrezhdeniiakh [Rational system of the account in the budgetary establishments] // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. - № 2 (15). - Р. 214 - 220. (In Russ.)
4. Zagorodnii, A.G. (2007) Sistema oblikovo-analitichnogo zabezpechennia menedzhmentu pidpriemstva [The system of accounting and analytical software enterprise management] // Menedzhment ta pidpriemnitstvo v Ukraïni: etapi stanovlennia ta problemi rozvitku: Visnik Nats.un-tu «Lvivs'ka politekhnika». - № 576. - Р. 94 - 102.
5. Karimova, E.R. (2007) Vnedrenie biudzhetirovaniia v biudzhetnyi protsess munitsipal'nogo obrazovaniia [Introduction of budgeting in the budgetary process of municipality] // Bukhgalterskii uchet v biudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiiakh [Accounting in the budgetary and non-profit organizations]. - № 12. -Р. 22- 25. (In Russ.)
6. Kichenina, T. N. (2015) Integratsiia printsipov bukhgalterskogo ucheta dlia negosudarstvennogo i gosudarstvennogo sektorov upravleniia [Integration of the principles of accounting for non-state and state sectors of management] // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava [Actual Problems of Economics and Law ]. - № 3. - Р. 78 -83. (In Russ.)
7. Kolesnikov, S.I. (2008) K voprosu o printsipakh biudzhetnogo ucheta [On the question of the principles of budget accounting] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education]. - № 1 - Р. 84 - 88. (In Russ.)
8. Kuz'mina, O.N. (2014) Razvitie uchetno-analiticheskogo obespecheniia upravleniia organizatsiei na osnove primeneniia funktsional'nogo printsipa [Development of registration and analytical ensuring management of the organization on the basis of application of the functional principle] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - № 5. - Р. 33 - 36. (In Russ.)
9. Kucherov, A.V., Shibileva, O.V. (2013) Mezhdunarodnye standarty finansovoi otchetnosti obshchestvennogo sektora: sovremennoe sostoianie i perspektivy primeneniia v Rossii [International Financial Reporting Standards of
public sector: a current state and prospects of application in Russia] // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of humanitarian and natural sciences]. - № 9. — P. 110 - 115. (In Russ.)
10.Kuter, M.I. (2011) Teoriia bukhgalterskogo ucheta [Theory of accounting ]. - M.: Finansy i statistika. -592 p. (In Russ.)
11.Ozeran, V.A., Boichuk, T.N. (2014) Model' uchetno-analiticheskogo obespecheniia sistemy upravleniia raskhodami perioda [Model of registration and analytical providing control system of expenses of the period] // Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet [International accounting]. - №15. - P. 54 - 60. (In Russ.)
12.Proniaeva, L.I. (2008) Upravlencheskii uchet i inovatsionno-investitsionnaia politika v APK [Management Accounting and innovation and investment policies in the agricultural sector] // Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika [The economic analysis: theory and practice]. - №19. - P. 12 - 22. (In Russ.)
13.Proniaeva, L.I. (2012) Mezhdunarodnyi i otechestvennyi opyt razvitiia strategicheskogo ucheta [International and domestic experience of development of the strategic accounting] // Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet [International accounting]. - №19. - P. 2 - 10. (In Russ.)
14.Torkhova, A.N. (2012) Uchetno-analiticheskaia sistema upravleniia v uchrezhdeniiakh vysshego professional'nogo obrazovaniia [A registration and analytical control system in institutions of higher professional education]: Avtoref. diss.... kand. ekon. nauk. - Tol'iatti. (In Russ.)
15.Udalova, Z.V. (2011) Razrabotka kontseptsii formirovaniia uchetno-analiticheskogo obespecheniia upravleniia sel'skokhoziaistvennymi organizatsiiami [Development of the concept of formation of registration and analytical ensuring management of the agricultural organizations] // Uchet i statistika [Account and statistics]. - № 1. -P.44 - 49. (In Russ.)
16.Khoruzhii, L.I. (2004) Problemy teorii, metodologii, metodiki upravlencheskogo ucheta [Problemy of the theory, methodologies, techniques of management accounting]. Monografiia. - M.: Finansy i statistika. - 497 p. (In Russ.)