УДК 334
И.В. Матузова
Таймырский филиал Ленинградского государственного университета имени А.А. Пушкина,
Дудинка, 647000 e-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
В условиях кризиса актуальными являются вопросы разработки методики оценки предпринимательской активности и выявление проблем ее повышения, в связи с чем в статье объектом исследования и выступает предпринимательская активность. Сформулировано понятие категории «предпринимательская активность» и определены основные принципы методологии анализа предпринимательской активности. Предпринимательская активность рассмотрена как комплексная характеристика деятельности субъектов хозяйствования. Определены ее основные составляющие, такие как предпринимательская деятельность, предпринимательский потенциал и предпринимательский климат. Проведен анализ предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования на примере МО город Норильск, направленной на удовлетворение основных потребностей населения территории в сфере торговли и общественного питания.
Ключевые слова: регион, предпринимательская активность, предпринимательский потенциал, предпринимательский климат.
I.V. Matuzova (Taimyr branch of Pushkin Leningrad State University, Dudinka, 647000) Principles for the analysis of business activity
In a crisis, the development of methods for assessing entrepreneurial activity and the identification of problems to improve it are urgent issues. Thus the object of the study in the article is entrepreneurial activity. The concept of "entrepreneurial activity" and the basic principles of the methodology to analyze entrepreneurial activity are defined. Entrepreneurial activity is considered as a complex characteristic of activity of economic entities. Its basic components such as entrepreneurship, entrepreneurial potential and business climate are determined. The analysis of business entities by the example of the city of Norilsk MO, aimed at meeting the basic needs of the population in the area of trade and public catering.
Key words: region, entrepreneurial activity, entrepreneurial potential, business climate.
DOI: 10.17217/2079-0333-2016-36-101-107
В современных условиях перехода экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития все большее значение приобретает активизация предпринимательской деятельности субъектов экономики в рамках развития региональных систем. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» заявлено, что «доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти на 40-50%, а доля инновационной продукции в объеме выпуска до 25-35%» [1].
Не случайно в настоящее время в России очень активно идет процесс разработки и внедрения региональных инновационных систем, учитывающих территориальные особенности: при-родно-ресурсный потенциал, социально-экономические характеристики региона, призванные способствовать повышению предпринимательской активности хозяйствующих субъектов региона, повышению эффективности функционирования и социально-экономического развития городов и приобретения статуса «территория опережающего развития». Все это и определило актуальность исследования.
Вопросам оценки предпринимательской активности в отечественной и зарубежной литературе уделяется достаточно много внимания. Однако, несмотря на явный интерес к проблеме анализа и оценки предпринимательской активности, в настоящее время дискуссионными остаются вопросы сущности категории «предпринимательская активность» и состава основных показателей, позволяющих оценить уровень предпринимательской активности. Оценка предпринимательской активности является одной из важных задач управления социально-экономической деятельностью региона, позволяет оценить уровень надежности региональной системы при реа-
лизации социально-экономических процессов и возможные риски, связанные с разработкой, внедрением и реализацией стратегии опережающего развития.
При оценке предпринимательской активности необходимо исходить из принципов системного подхода, позволяющего рассматривать регион как сложную социально-экономическую систему, представляющую собой совокупность следующих основных подсистем:
- местные органы власти (системообразующий комплекс);
- частный капитал (системообслуживающий комплекс);
- население.
Определяя предпринимательскую активность как комплексную характеристику деятельности субъектов хозяйствования, акцентируем внимание на ее основных характеристиках.
Во-первых, в основе предпринимательской активности лежит, прежде всего, предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребительских предпочтений насел е-ния региона.
Во-вторых, степень интенсивности предпринимательской активности напрямую зависит от уровня предпринимательского потенциала частного капитала и населения.
В-третьих, масштабность и результативность предпринимательской активности определяется состоянием предпринимательского климата.
В результате предлагается следующее определение категории «предпринимательская активность»: динамическая характеристика деятельности органов власти по планированию, организации и реализации процесса по выпуску конкурентоспособной продукции, интенсивность которой зависит от уровня предпринимательского потенциала частного капитала и населения, а результативность определяется наличием благоприятного предпринимательского климата.
Предложенное определение является универсальным ввиду возможности его широкого применения и направленности внимания на основные факторы экономической системы, оказывающие влияние на результативность процесса активизации предпринимательской деятельности. Предпринимательская активность рассматривается не только как характеристика предпринимательской деятельности, но и как средство выбора стратегии развития в зависимости от уровня предпринимательского потенциала и состояния предпринимательского климата.
На основе сформулированных особенностей, принимая во внимание, что регион - это сложная система со своими входами и выходами, определяем основные показатели предпринимательской активности региона, которые складываются из оценки предпринимательского потенциала и предпринимательского климата.
Под предпринимательским потенциалом понимается возможность осуществления предпринимательской деятельности, а предпринимательский климат рассматриваем как условия внешней среды для этой деятельности.
Сегодня Красноярский край является одним из двенадцати регионов инновационного развития, объединившихся в межрегиональную «Ассоциацию инновационных регионов России» с целью стимулирования обмена накопленным опытом по созданию благоприятной правовой, экономической, социальной, творческой среды территориального развития. Основной целью деятельности ассоциации является «содействие эффективному инновационному развитию регионов-участников, построенное на признании сложившихся различных моделей научно-технического роста регионов» [2].
Основными целями краевой инновационной политики являются [3]:
1) обеспечение населения Красноярского края высокотехнологичной продукцией;
2) стимулирование активности предприятий, обеспечивающей рост конкурентоспособности продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
3) обеспечение правового регулирования и защита интересов субъектов инновационной деятельности;
4) создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего предпринимательства;
5) формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры.
По данным статистики доля инновационно активных предприятий среди всех предприятий Красноярского края - 14%. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров инновационно активных предприятий - 5%.
В структуре численности занятого населения специалисты с высшим образованием составляют более 25%. Число аспирантов и докторантов на 100 тыс. населения - 85. Красноярский край занимает второе место в Сибирском Федеральном округе по количеству поданных заявок на изобретения, полезные модели и товарные знаки - более 800.
Красноярский край как субъект Российской Федерации относится к сырьевым регионам. Обеспеченность природными ресурсами является основой инвестиционной привлекательности региона и базой последующего его развития. В крае открыто более 6 тыс. месторождений различных видов полезных ископаемых. По хозяйственному назначению полезные ископаемые подразделяются на следующие группы: топливные (энергетические), металлургические и химические. В крае находится 70% запасов угля России, также сосредоточены основные месторождения платины, медно-никелевых руд, исландского шпата, свинца, апатитов и нефелитов, молибдена, меди, титано-магниевых руд, магнетитов, сурьмы, талька, графита и др.
При этом многопрофильность экономики края дает возможность развития инновационных технологий во многих отраслях. Так, реализация крупных проектов и меры государственной поддержки отраслей обусловили положительные тенденции по основным показателям социально-экономического развития края.
Индекс промышленного производства в 2014 г. составил 107,2% к 2013 г. (Россия - 108,2%), в том числе:
- добыча полезных ископаемых - 175,9% (Россия - 103,6%);
- обрабатывающие производства - 102,5% (Россия - 111,8%);
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды -103,6% (Россия - 104,1%) [4].
В федеральный перечень монопрофильных городов включены семь муниципальных образований, расположенных на территории Красноярского края. Это города: Норильск, Зеленогорск, Железногорск, Бородино, Шарыпово, Лесосибирск, Назарово.
Моногород - муниципальное образование на базе градообразующего предприятия [5]. Среди критериев отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных, одобренных Межведомственной рабочей группой по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах Российской Федерации, выделяют следующие [5]:
1. Наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на которых занято на основной работе более 25% экономически активного населения.
2. Наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства.
3. Дополнительные критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных:
- доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте, составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий.
Муниципальное образование город Норильск (далее МО город Норильск) - развитый индустриальный городской округ Красноярского края, на территории которого функционируют такие отрасли экономики, как горнодобывающая, цветная металлургия, энергетическая, газовая и пищевая промышленности, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и др.
Проведем анализ предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования МО город Норильск, направленной на удовлетворение основных потребностей населения территории.
Численность населения муниципального образования город Норильск на 31.12.2015 составила 176 386 человек [6].
Удельный вес занятых в экономике в 2015 г. составил 64,3 %, а удельный вес занятых в малом и среднем предпринимательстве 11,8% [6].
Превалирующее положение в экономике муниципального образования город Норильск занимает цветная металлургия, представленная Заполярным филиалом ПАО «Горнометаллургическая компания «Норильский никель». ПАО «ГМК «Норильский никель» является одним из мировых лидеров по производству цветных и драгоценных металлов.
По данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Красноярскому краю на 01.01.2015 на территории муниципального образования город Норильск
общее число субъектов малого и среднего предпринимательства составляло 7 158 единиц, из которых субъекты малого предпринимательства - 7 119 единиц.
Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск за 2011-2014 гг. представлена в табл. 1.
Таблица 1
Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск за 2011-2014 годы
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, всего 7 172 7 299 7 324 7 158
индивидуальных предпринимателей 5 588 5 710 5 164 5 104
индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства 5 586 5 708 5 163 5 102
индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам среднего предпринимательства 2 2 1 2
юридических лиц 1 584 1 589 2 160 2 054
юридических лиц малого предпринимательства 1 547 1 552 2 095 2 017
юридических лиц среднего предпринимательства 37 37 65 37
В отраслевой структуре предпринимательского сектора существенная доля принадлежит непроизводственной сфере деятельности. Прежде всего, это торговля и общественное питание - 42,5%, кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства оказывают следующие услуги [6]:
- транспортные услуги - 20,9%;
- бытовые услуги - 17,5%;
- прочие услуги - 18,4%.
- производственная сфера деятельности - 0,7%.
Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в социальной жизни населения муниципального образования город Норильск. Оно оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, предлагая товары и услуги, которые пользуются спросом населения и сравнительно доступны по ценам.
В отраслевой структуре предпринимательского сектора в последние годы остается более привлекательной непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля и общественное питание), в ней занято:
- в 2012, 2013 гг. более 50% от общего числа субъектов малого предпринимательства;
- в 2014 г. - около 42,5%.
По состоянию на 01.01.2015 на потребительском рынке МО город Норильск функционировали [6]:
- 848 предприятий торговли с торговой площадью 129 861 кв. м;
- 237 предприятий общественного питания на 18 300 посадочных мест;
- 510 предприятий сферы бытовых услуг, в которых организовано 1 213 рабочих мест;
- 1 розничный рынок на 25 торговых мест.
Инфраструктура розничной торговли МО город Норильск характеризуется разнообразием торговых объектов и форм торгового обслуживания.
На потребительском рынке происходят количественные и качественные изменения, связанные с применением современных технологий как в сфере торговли, так и в сфере предоставления услуг общественного питания и бытового обслуживания населения.
Одним из показателей развития инфраструктуры потребительского рынка является обеспеченность населения площадью торговых объектов.
Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для муниципального образования город Норильск установлены законом Красноярского края от 19.12.2013 №5-1997 «О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Красноярского края, муниципальных районов и городских округов края» на период до 31.12.2017 г.
Обеспеченность населения муниципального образования город Норильск на 01.01.2015 г. составила 120% (733,6 кв. м на 1 000 человек при нормативе обеспеченности, установленном законом Красноярского края, - 612,81 кв. м):
- по торговым объектам, реализующим продовольственные товары, - 140% (261,8 кв. м на 1 000 человек при нормативе обеспеченности - 187,02 кв. м);
- по торговым объектам, реализующим непродовольственные товары, - 111% (471,8 кв. м на 1 000 человек при нормативе обеспеченности - 425,79 кв. м).
Положительной тенденцией является и развитие сетей предприятий общественного питания. В качестве объектов, функционирующих в современном формате предоставления услуг общественного питания, могут быть названы объекты, работающие по принципу food court. Эти объекты размещены в торговом центре «Арена-Норильск», где посетителям предлагают услуги сразу несколько предприятий, имеющих общий зал для питания. Всего в торговом центре работает восемь предприятий общественного питания на 262 посадочных места. Обеспеченность посадочными местами в сети общедоступных предприятий общественного питания на территории МО город Норильск на 01.01.2015 г. составила 100%, на 1 000 жителей - 40 посадочных мест (обеспеченность рассчитана по СНиП 2.07.01.89 «Градостроение, планировка и застройка города и сельских поселений», согласно которому норматив составляет 40 посадочных мест на 1 000 жителей).
Продукция местного производства широко представлена на потребительском рынке МО город Норильск. Однако возможности местной пищевой и перерабатывающей промышленности, работающей на привозном сырье (кроме мяса северного оленя и рыбы местных водоемов), ограничены. Доля продукции местных товаропроизводителей от общего объема потребления отдельных групп продовольственных товаров составляет: около 40% молока и молочных продуктов, до 30% колбасных изделий и безалкогольных напитков, около 9% рыбы и рыбопродуктов, 8% кондитерских изделий. И только весь объем потребления хлеба на территории обеспечивается местными хлебопекарными предприятиями.
Основные виды и объемы выпускаемой продукции субъектами малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск за период 2013-2015 гг. представлены в табл. 2.
Таблица 2
Основные виды выпускаемой продукции субъектами малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск за период 2013-2015 годов, тонн
Наименование товарной продукции Объем выпуска товарной продукции
2012 г. 2013 г. 2014 г.
Молоко и молочные продукты 6 743 6 505 6 273
Хлеб и хлебобулочные изделия 4 750 4 538 4 367
Готовые мясные и колбасные изделия 1 696 1 755 1 999
Безалкогольные напитки 636 712 573
Кондитерские изделия 399 330 289
Рыбопродукты (соленые, копченые, вяленые) 393 315 330
Мясные полуфабрикаты (сырые) 381 385 459
Пиво 128 160 153
В связи со сложной экономической ситуацией в стране: снижением курса национальной валюты, торговыми ограничениями в виде санкций, стагнацией рынка потребительского кредитования, а также изменениями по уплате страховых взносов в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования, вступившими в силу в 2015 г., в период с 2015 по 2018 гг. прогнозируется снижение численности субъектов малого предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск.
Также на снижение численности субъектов малого предпринимательства могут оказать влияние такие внутренние факторы, как:
- высокая арендная плата за нежилые арендуемые помещения;
- слабая деловая активность субъектов малого и среднего бизнеса;
- высокие транспортные издержки по доставке грузов на территорию;
- сложность в получении кредитных ресурсов;
- изменения в действующем законодательстве (повышение налоговых ставок, отчислений в ФОМС и пенсионный фонд).
Для снижения риска сокращения численности субъектов малого предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск осуществляются разные виды поддержки субъектов малого предпринимательства.
При этом финансирование всех оказываемых мероприятий по поддержке и развитию малого бизнеса осуществляется из различных источников. Объем инвестиций за 2012-2014 гг., привле-
ченных из бюджетов различных уровней на реализацию мероприятий по поддержке малого бизнеса на территории муниципального образования город Норильск, представлен в табл. 3 [6].
Таблица 3
Объем инвестиций за 2012-2014 годы, привлеченных из бюджетов различных уровней на реализацию мероприятий по поддержке малого бизнеса на территории муниципального образования город Норильск, тыс. руб.
Источник финансирования 2012 г. 2013 г. 2014 г. Организации, учреждения - участники инфраструктуры поддержки
Федеральный бюджет 4 390,00 6 602,00 7 700,00 ЗП ОАО «Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса»
Краевой бюджет 5 100,00 7 590,00 3 400,00 1. КГКУ «Центр занятости населения города Норильска»; 2. Министерство экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края
Местный бюджет 2 948,48 2 981,58 1 920,00 Администрация города Норильска
Внебюджетные источники 1 838,49 2 558,70 7 540,50 1. НО «Норильский городской фонд поддержки предпринимательства»; 2. Управление благотворительных программ ПАО «ГМК «Норильский никель»; 3. Общественные организации
Следует отметить, что объем финансирования мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства, ежегодно растет. Причем с 2012 по 2014 гг. краевой и местный бюджеты заметно снизили свои уровни финансирования (более чем на 30%), а субсидии за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников выросли почти в 2,5 раза. Такое перераспределение объемов источников финансирования связано с расширением круга участников инфраструктуры поддержки предпринимательства, финансирующих мероприятия за счет внебюджетных источников: управление благотворительных программ ПАО «ГМК «Норильский никель», некоммерческая организация «Союз поддержки предпринимателей».
Уровень оказания мер по поддержке субъектов малого предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск определяется:
- оценкой эффективности реализации муниципальной программы «Развитие потребительского рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства»;
- количеством трудоустроенных безработных граждан, зарегистрированных в качестве субъектов малого предпринимательства;
- числом выданных субъектам малого предпринимательства займов и кредитов на выгодных льготных условиях;
- числом вновь созданных субъектов малого предпринимательства, появившихся благодаря мероприятиям, реализуемым градостроительным предприятием.
Стоит отметить, что все реализуемые в Норильске мероприятия по поддержке малого предпринимательства осуществляются в рамках замкнутых невзаимосвязанных между собой программ, имеющих собственные бюджеты и определенные несогласованные между собой задачи, направленные на решение одной и той же проблемы.
Таким образом, при оценке предпринимательской активности региона первостепенное значение имеет предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей населения данной территории. Оценка уровня предпринимательского потенциала в большинстве своем и будет определять степень активности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Более детального анализа требуют и показатели предпринимательского климата, которые относятся не к количественным, а скорее к качественным характеристикам региона; в связи с этим их оценка зачастую затруднена. В системе общей оценки предпринимательской активности региона предпринимательский климат трудно представить в числовом выражении в отличие от предпринимательского потенциала.
Поэтому задача дальнейшей разработки методики оценки предпринимательской активности и выявления проблем ее повышения является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006/ pdf
2. Ассоциация инновационных регионов России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.i-regions.org/association/about.php
3. Проект Закона «Об инновационной политике на территории Красноярского края» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sobranie.info/lawsinfo.php?UID=2287
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р32: стат. сб. / Росстат. -М., 2014. - 900 с.
5. Министерство экономики и регионального развития Красноярского края: сайт. - URL: http://www.econ.krskstate.ru
6. Автоматизированная информационная система мониторинга муниципальных образований (АИС ММО) предназначена для сбора данных в рамках мониторинга показателей социально-экономического развития муниципальных образований Красноярского края [Электронный ресурс] / Министерство экономики и регионального развития администрации Красноярского края. - URL: www.aismmo.ru.
Информация об авторе Information about author
Матузова Ирина Владимировна - Таймырский филиал Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; 647000, Россия, Дудинка; кандидат экономических наук; доцент; заведующая кафедрой экономики и права; [email protected]
Matuzova Irina Vladimirovna - Taimyr branch of Pushkin Leningrad State University; 647000, Russia, Dudinka; Candidate of Economic Sciences; Associate Professor; Head of Economics and Law Chair; [email protected]