УДК 378.091.398
Принципиальные особенности использования модульной сайт-технологии в системе дополнительного профессионального образования
Е. А. Калюжный, Ю. Г. Кузмичев, С. В. Михайлова, В. Ю. Маслова
Principal features of use modular website technology in the system of additional professional education
E. A Kalyuzhnyy, Yu. G. Kuzmichev, S. V. Mikhaylova, V. Yu. Maslova
Аннотация. В работе рассматривается модульная сайт-технология как относительно новая форма обучения в профессиональнопедагогическом образовании, призванная компенсировать недостатки, возникающие в условиях оптимизации и модернизации современного образования. Дается определение модульной сайт-технологии как педагогической технологии на основе модульной программы с использованием образовательного web-сайта, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования. Представлены ее структура, цели, принципы и методы, отличия и значение модульной сайт-технологии обучения; результаты эффективности ее применения в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Показано, что применение модулей, web-сайта и рабочих тетрадей в большей степени, чем при традиционном обучении, способствует формированию навыков самообразования у слушателей и студентов, а у преподавателей создаются более благоприятные условия для оптимизации научно-исследовательского компонента педагогической деятельности.
Abstract. The paper considers the modular website technology as a relatively new form of teaching in professional teacher education, designed to compensate for shortcomings arising from the optimization and modernization of contemporary education. Article provides a definition of modular website technology as educational technology based on a modular program and educational website, which concentrates on optimizing educational forms. Author presents structure of
modular website technology, its objectives, principles and methods, significance of modular website technologies in education, effectiveness of its application in “Life Safety” classes. Article shows that the use of modules, web-sites and workbook contributes more to self-education skills of students than traditional education, and provides to teachers more favorable conditions to optimize research activities.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, слушатели и студенты, учебно-воспитательный процесс, проблемы современного образования, модульная сайт-технология, эффективность обучения, рабочая тетрадь.
Keywords: additional professional education, trainees and students, the educational process, the problems of modern education, modular website technology, learning effectiveness, workbook.
Развитие Болонского процесса превращает образование и науку в сферу международной конкуренции. Именно поэтому вопрос соответствия качества подготовки и переподготовки специалистов возрастающим требованиям потребителей стоит перед высшими учебными заведениями России. Руководителями ННГУ им. Н. И. Лобачевского сформулирована Концепция развития вуза , его Миссия и Ви дение, направленные на упрочение его лидирующего положения не только на федеральном, но и на мировом уровне и построения системы управления на основе качества, обеспечивающей движение вуза в направлении создания устойчивого доверия к институту у общества и рабо-
тодателей как поставщику высокообразованных специалистов и бакалавров, научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Миссия института заключается в том, чтобы нести в мир знания и опыт, позволяющие личности, обществу и Российскому государству видеть и использовать лучшие образцы подготовки специалистов и бакалавров, способствующие эффективной реализации нововведений в сфере науки и высшего образования. Деятельность института направлена на подготовку компетентного, духовно богатого, высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста, бакалавра и магистра с необходимым комплексом гражданских, личных и профессиональных качеств, способностью к профессиональной рефлексии и самоактуализации. Реализация задач института строится в соответствии с приоритетами образовательной политики России, Приволжского федерального округа и Нижегородского региона. Ее главные направления - качество, доступность и эффективность. Реализация миссии направлена на то, чтобы Национальный исследовательский университет стал признанным региональным центром подготовки специалистов российского уровня и инноваций в области высшего образования и достижений науки [1].
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) - одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности, важный компонент системы образования, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории, реализовать принцип «образование через всю жизнь». Роль дополнительного профессионального образования определяется ответственностью за обновление и обогащение интеллектуального ресурса общества, осуществление непрерывного образования руководителей и специалистов, обеспечение кадрового потенциала, за социальную защищенность и социальную реабилитацию граждан.
Необходимость обновления системы ДПО обусловлена теми изменениями, которые происходят в образовании и предъявляют к ней новые требования. Система повышения квалификации должна работать на опережение и реально менять образовательную среду, влияющую на качественные изменения образователь-
ных систем. Изменяется специфика, меняются ожидания субъектов, определяющих ее существование (федеральные и региональные органы исполнительной и законодательной власти, выступающие, в том числе, и учредителями организаций ДПО работники системы образования).
Об этом неоднократно упоминалось в научной и методической литературе [2; 3 и др.].
Специфика современной системы ДПО связана с принципами, на базе которых она выстраивается: персонифицированного финансирования, адресности, конкуренции, индивидуализации, непрерывности.
Учредители ожидают от системы ДПО повышения мобильности дополнительных образовательных программ, эффективности расходования бюджетных средств, улучшения качества оказываемых услуг.
Работники образования, как заказчики и потребители ее услу,г ожидают от системы LGJ комфортности и безопасности условий обучения, доступности и качества информационных ресурсов и сервисов, доступности и качества «сопутствующих услуг» (проживание, питание, культурная составляющая услуг профессионального образования). Во многом изменения в системе ДПО могут быть обеспечены за счет внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и дистанционных образовательных технологий, которые строятся на их основе.
Потенциальными возможностями использования дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации являются: признание значимости современных ИКТ в обеспечении индивидуальных образовательных траекторий обучающихся на всех уровнях системы образования; ценностноцелевая переориентация системы постдипломного образования на профессиональное развитие педагога в соответствии с его актуальными образовательными потребностями; формирование современных требований к ДПО, связанных с обеспечением открытости, опережающего характера образовательной деятельности, вариативности содержания и форм обучения.
Исследование использования дистанционных образовательных технологий в ДПО педагогов показывает, что внедрение их в учебный процесс требует коренного изменения всего комплекса отношений, условий, содержания
образования, что позволяет рассматривать дистанционные образовательные технологии в качестве системообразующего элемента в организации ДПО [2].
С 01 сентября 2013 года сфера дополнительного профессионального образования регулируется Федеральным законом «Об образовании» (статья 76), согласно которой формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой. При этом допускается обучение по индивидуальному плану.
Основы образования в области охраны труда и безопасности жизнедеятельности в нашей стране были заложены еще в Х1Х столетии в образовательных учреждениях, готовивших специалистов для военных нужд, для органов безопасности и внутренних дел, промышленности и медицины, а подготовка специалистов в области БЖД начата недавно. С 01.09.91 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 14.05.91 г. № 253 введено преподавание специальной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в высших учебных заведениях России. В настоящее время ее изучение является обязательным компонентом, в т. ч. и для слушателей дополнительного профессионального образования на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Введение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Опасности для человека вызывают его собственная жизнедеятельность, разрушение духовно-нравственных основ человеческого общества в условиях искусственного комфорта. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях приводит к катастрофическим последствиям. Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятель-
ности» [3; 4; 5]. В целях совершенствования организации учебно-воспитательного процесса и выполнения требований образовательных стандартов с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и состояния здоровья слушателей и студентов активно разрабатываются и внедряются в практику инновационные формы обучения.
Одним из требований учебно-методического отдела к составлению образовательных программ является использование инновационных методов при организации учебно-воспитательного процесса, предусматривающих актуализацию творческого потенциала и самостоятельности слушателей ДПО. Это требование достигается применением модульной технологии обучения с использованием образовательного web-сайта.
Использование образовательных web-сайтов начинает заметно влиять на современное российское образование и культуру, создает условия для развития инновационных методов обучения. Образовательные web-сайты стали значимой компонентой формирующегося единого информационного образовательного пространства России [1].
Одним из направлений инновационного обучения, позволяющим совершенствовать организацию учебного процесса, активизировать самообучение, адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям, потребностям, уровню здоровья и предварительной подготовке слушателей, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала, является модульная сайт-технология, применяемая в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на кафедре МП и БЖД АФ ННГУ [6].
Модульная технология обучения, в соответствии с современными представлениями, предлагает технологию обучения, основными средствами которого являются модуль и модульная программа. Модульная система обучения одобрена и рекомендована к внедрению на предприятиях и в учебных заведениях Министерства образования РФ Постановлением Правительства Российской Федерации № 796 от 06.07.1994. Образовательный web-сайт представляет собой совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, имеющих мультисервисную структуру, навигационно и физически находящихся
на одном сервере, обеспечивающих процесс обучения и воспитания. Модульная сайт-технология - это педагогическая технология на основе модульной программы с использованием образовательного web-сайта, ставящая своей задачей оптимизацию форм образования [7; 8].
Модульная сайт-технология обучения содержит модули, объединенные в модульную программу, размещенную на web-сайте и доступную для аудиторного и самостоятельного изучения (рис. 1).
Специфические принципы: модульности, динамичности, выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанной перспективы, паритетности, интерактивности.
Сущность модульной сайт-технологии обучения состоит в том, что изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по модульной программе может осуществляться как на аудиторных групповых занятиях, так и самостоятельно, с учетом индивидуальных потребностей, возможностей и со-
Рис 1. Структура модульной сайт-технологии
Целью модульной сайт-технологии является совершенствование организации учебно-воспитательного процесса в целях выполнения требований госстандарта изучаемой дисциплины с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и состояния здоровья слушателей.
Достижение цели осуществляется на основе общедидактических и специфических для данной технологии принципов.
Общедидактические принципы: сознатель-
ности и активности, научности, систематичности и последовательности, межпредметных связей, связи теории и практики обучения с жизнью, профессиональной направленности, наглядности, доступности.
стояния здоровья, без нарушения общего плана работы.
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах-модулях (информационных блоках), усвоение которых осуществляется с поставленной дидактической целью.
Модули в процессе обучения используются в двух форматах: печатном и электронном [8].
Каждый модуль состоит из учебных элементов (УЭ) и имеет четкую структуру (рис. 2).
В процессе работы используются следующие методы: словесный, наглядный,
практический, интерактивный, работа с модулями.
Модульная программа составляется на основании ФГОС и включает в себя 18 модулей.
Отличия модульной сайт-технологии от других заключаются в следующем:
- содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах-модулях, представленных в печатном и электронном виде;
Рис. 2. Структура модуля
- в каждом модуле формулируется дидактическая цель для обучающихся и содержит в себе не только указания на необходимые знания и умения, но и на уровень сложности и необходимое время для его изучения;
- за каждый модуль обучающийся предоставляет отчет о выполненной работе, результаты заносятся в ведомость успеваемости;
- меняется форма общения, отношения между преподавателем и слушателями становятся более паритетными;
- при модульной сайт-технологии слушатель сам может оперировать рабочей программой, выбирая индивидуальный темп выполнения заданий и уровень их сложности.
Практическое и научное значение модульной сайт-технологии заключается в следующем:
- она обеспечивает возможность быстрой и адекватной коррекции рабочих программ и модулей в соответствии с изменениями социального заказа, достижениями науки и техники;
- доступность средств обучения (модулей и web-сайта) позволяет решить вопросы с обес-
печением слушателей недостающей учебной литературой, учебными фильмами и другими необходимыми средствами;
- позволяет приспособиться к индивидуальным возможностям и потребностям, психологическим особенностям и состоянию здоровья обучающихся, к уровню их предварительной подготовки по изучаемой дисциплине;
- технология позволяет полностью выполнить требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки слушателей (количество часов и содержание программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»).
В целях доказательства эффективности модульной сайт-технологии было проведено исследование в течение одного учебного семестра.
Среди обучающихся были организованы две учебные группы: контрольная (п = 33) -обучающаяся по традиционной программе, и экспериментальная (п = 120) - обучающаяся по модульной программе. В экспериментальной группе были выделены две подгруппы: первая - слушатели, пользующиеся образовательным web-сайтом в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (п = 43), вторая - слушатели, не пользующиеся web-сайтом (п = 77).
В качестве критерия эффективности модульного обучения использовались результаты трех контрольных работ, результирующих освоение образовательного стандарта по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» по типовой пятибалльной системе.
Контрольные работы показали, что слушатели, работающие по модульной технологии, по первой и второй контрольным работам показали значимо больший балл успеваемости (при р<0,05), чем слушатели группы контроля, третья контрольная работа в группе эксперимента показала лучший результат на уровне тенденции (табл. 1).
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы.
1. Слушатели, обучающиеся по модульной сайт-технологии по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», показывали значимо более высокие результаты успеваемости в течение всего курса изучения.
ЧИППКРО
Таблица 1
Успеваемость (контрольные работы), динамика фактора (М ± т) по группам эксперимента и контроля
Контр. работа № 1 Контр. работа № 2 Контр. работа № 3
M ±т M ±т M ±т
Контр. группа п = 33 3,77 0,13 4,0 0,13 3,9 0,13
Эксперт. группа п = 120 4,1 0,07 4,2 0,08 4,3 0,06
Стат. СС = 152 СС = 152 СС = 152
значимость F = 6,84 F = 2,02 F = 6,48
P = 0,009 P = 0,157 P = 0,01
Таблица 2
Результаты контрольных работ групп «Контроля» и «Эксперимента»
№ контрольной работы Форма выполнения контрольной работы Баллы выполненных работ Статистика
сс х2 р <
«2» «3» «4» «5»
№ 1 ОпНпе-тестирование 5 3 21 15 3 10,7 0,017
Письменная работа 4 - 67 26
№ 2 Оnline-тестирование - 2 28 24 2 20,19 0,000
Письменная работа - 7 53 70
№ 3 Оnline-тестирование - 24 30 16 2 8,757 0,013
Письменная работа - 21 67 42
2. Результаты исследования доказали эффективность использования образовательного web-сайта в учебно-воспитательном процессе, что предполагает его внедрение в процесс обучения и по другим дисциплинам.
3. При обучении на основе модульной сайт-технологии, как у слушателей, так и у преподавателя, представляются более благоприятные условия для оптимизации обучения и самообразования.
Задания модулей выполняются в различных форматах. Преподавателями кафедры разработана рабочая тетрадь, тематически ориентированная на формирование знаний и компетентностей безопасного типа поведения [9].
Учебный материал рабочей тетради направлен на закрепление и углубление знаний обучающихся по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»; активизацию их познавательной деятельности; выработку умений приме-
нять знания в ситуациях, моделирующих профессионально-педагогическую деятельность; формирование навыков самостоятельной работы с учебной и методической литературой.
Рабочая тетрадь включает в себя темы, содержащие:
- контрольные тесты;
- задания для самостоятельной работы (репродуктивного и продуктивного характера):
а) задания, требующие воспроизведения информации по памяти;
б) задания, требующие проявления умственных методических умений;
в) задания, требующие творческого подхода, связанного с умением применять знания в различных ситуациях, моделирующих практическую деятельность по формированию навыков безопасного типа поведения;
г) задания, содержащие проблемные ситуации с профессиональной направленностью.
Содержание рабочей тетради предусматривает выполнение учебных заданий различной сложности и предполагает разные уровни освоения слушателями теоретического и методического материала по формированию навыков безопасного типа поведения.
Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной учебной работы обучающихся в аудитории (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль знаний), а также для подготовки к зачетам по изучаемой дисциплине (самоконтроль знаний).
Рабочая тетрадь по «Безопасности жизнедеятельности» призвана формировать у обучающихся профессионально-педагогические компетенции; развитие у них устойчивого интереса к избранной специальности, усвоение научно-методических знаний, умений и навыков, необходимых для будущей практической деятельности; формирование профессионального методического мышления и творческого подхода к своей профессионально-педагогической деятельности; стимулирование научнометодического творчества и развитие исследовательских способностей.
В целях совершенствования нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности, общества, государства и актуализации задач по защите молодежи от проявлений терроризма, экстремизма и иных опасностей социально-политического и социально-экономического характера, в процессе освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» темы модулей № 10 «Проблемы национальной и международной безопасности РФ» и № 13 «Общественная опасность экстремизма и терроризма» изучаются с использованием системы опііпе-тестирования. Также в учебном процессе система опііпе-тестирования применяется для проверки полученных знаний после изучения тем модулей № 2 «Классификация чрезвычайных ситуаций» и № 3 «Действия населения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях».
Система опііпе-тестирования и обучения имеет важные преимущества:
- при создании теста преподавателем и при прохождении теста обучающимся осуществляется разделение доступа к тестовым заданиям;
- вопросы тестовых заданий могут сопровождаться теоретической частью, содержащей информацию о правильном ответе;
- отсутствие ограничений на размер тестов, количество вопросов в тесте, вариантов заданий в тесте, вариантов ответов в задании;
- несколько режимов проведения теста (проверочный, обучающий, тренировочный);
- возможность применения многообразных типов вопросов;
- каждый вопрос может иметь свой уровень сложности, что позволяет начислять пользователю больше баллов за правильные ответы на сложные вопросы и меньше баллов за ответы на легкие вопросы;
- простота и демократичность процедуры, экспрессность и независимость от индивидуальных требований преподавателей;
- автоматический подсчет баллов и выставление оценки по завершению теста.
Перечисленные возможности системы опНпе-тестирования, а также использование в учебном процессе рабочих тетрадей позволяют изучать учебный материал в новом формате и на новом более высоком и качественном уровне.
Для доказательства эффективности применения рабочих тетрадей и системы опНпе-тестирования было проведено исследование в течение весеннего семестра учебного года.
Среди слушателей были организованны две учебные группы:
1) контрольная (п = 70) - слушатели, выполняющие контрольные работы в традиционном письменном варианте;
2) экспериментальная (п = 130) - слушатели, использующие в учебном процессе рабочие тетради по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и выполняющие контрольные работы по системе опНпе-тестирования в интерактивном варианте.
В качестве критерия эффективности обучения использовались результаты трех контрольных работ, результирующих освоение ФГОС по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» по типовой пятибалльной системе.
Проведенная статистическая оценка контрольных работ с применением критерия Пирсона показала, что обучающиеся, работающие в системе опНпе-тестирования, имели значимо больший балл успеваемости во всех выполненных заданиях (р<0,05) относительно студентов группы контроля (табл. 2).
Общая успеваемость всех наблюдаемых слушателей повышается в процессе освоения
материала, предположительно они мотивируются на предмет, работая с рабочими тетрадями, и адаптируются к особенностям системы online -тестирования.
Результаты контрольной работы № 2 по теме «Проблемы национальной и международной безопасности РФ», выполненной слушателями в обучающем режиме в системе online-тестирования, показали значимо более высокий средний балл (p<0,05) относительно группы контроля, выполняющей контрольные работы в письменном варианте.
Используемый режим работы позволял обучающимся при затруднении в ответах использовать теорию тестового вопроса несколько раз (до трех попыток), что позволяет более внимательно и углубленно подойти к вопросам изучаемой темы.
Работая по модульной сайт-технологии, располагая планом рабочей программы, всеми модулями, рабочими тетрадями, контрольными заданиями и методическими рекомендациями по достижению поставленных целей обучения, слушатели могут самостоятельно и более углубленно, чем при традиционной системе, овладевать разделами учебной программы.
Следовательно, при применении модулей, web-сайта и рабочих тетрадей у обучающихся в большей степени, чем при традиционном обучении, формируются навыки самообразования, а у преподавателя представляются более благоприятные условия для оптимизации научно-исследовательского компонента педагогической деятельности. Таким образом, модульная сайт-технология, применяемая на кафедре МП и БЖД Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского, имеющая своей главной задачей совершенствование организации учебно-воспитательного процесса в целях выполнения требований образовательных стандартов с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и состояния здоровья обучающихся и решения задач системы высшего и дополнительного образования, может быть эффективным средством оптимизации процесса обучения в современных условиях модернизации образовательной среды.
Библиографический список:
1. Калюжный Е. А., Михайлова С. В., Маслова В. Ю., Пищаева М. В. Модульная сайт-технология обучения в совершенствовании ка-
чества подготовки студентов ГОУ ВПО «АГПИ им. А. П. Гайдара» при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Нижегородское образование: история и современность : материалы региональной научно-практической конференции, Арзамас, 3-4 декабря 2010 г. / под общей редакцией Е. П. Титкова ; АГПИ им. А. П. Гайдара ; Науч. -метод. центр им. В. П. Вахтерова. - Арзамас : АГПИ, 2011. -С. 365-367.
2. Ильясов Д. Ф. Повышение квалификации руководителей как педагогическая проблема // Высшее образование в России. - 2004. -№ 11. - С. 82-85.
3. Ильясов Д. Ф., Солодкова М. И. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессиональнопедагогического образования // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 64-69.
4. Лебедева М. Б., Семенова Т. В. Образовательные кейсы как основа для реализации дистанционных образовательных технологий // Научное обеспечение системы повышения квалификации. - Челябинск : Издательство «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». -№ 3. - 2012. - С. 47-53.
5. Добротворская С. Г. Факторы саморазвития и здорового долголетия человека / С. Г. Добротворская. - Казань : Центр инновационных технологий, 2007. - 132 с.
6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2006. - 320 с.
7. Рекомендации по созданию единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций в РФ / под общ. ред. Б. Ч. Месхи. - Ростов н/Д. : Изд. центр ДГТУ, 2010. - 30 с.
8. Калюжный Е. А., Михайлова С. В. Результаты применения образовательного сайта и модульной технологии в реализации БЖД в АГПИ // Мир науки, культуры, образования : Международный научный журнал. - 2010. -№ 4 [23]. - С. 172-173.
9. Михайлова С. В. Модульная сайт-технология // Проблемы и перспективы развития образования в России : материалы VI Международной научно-практической конференции. -Новосибирск, 2011. - С 87-92.
10. Модульная сайт-технология. - URL: http:// www.life-safety.ru. Дата обращения: 8.04.2014.
11. Калюжный Е. А., Михайлова С. В., Маслова В. Ю. Дидактические принципы разработки рабочих тетрадей // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - Арзамас : АГПИ, 2011. - С. 26-29.
References:
1. Kalyuzhnyy E. A., Mikhaylova S. V., Maslova V. Yu., Pishchaeva M. V. Using Modular Website Technology to Improve the Quality of Students Preparation for “Life Safety ” Classes in Arzamas State Pedagogical Institute [Modul'naya sayt-tekhnologiya obucheniya v sovershenstvova-nii kachestva podgotovki studentov GOU VPO “AGPI im. A. P. Gaydara” pri izuchenii distsipliny “Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti”]. Nizhego-rodskoe obrazovanie: istoriya i sovremennost': ma-terialy regional'noy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii, Arzamas, 3-4 dekabrya 2010 [Nizhny Novgorod Education: History and Modernity : materials of Regional Scientific-Practical Conference, Arzamas, December 3-4, 2010]. - Arzamas, 2011. - P. 365-367.
2. Ilyasov D. F. Professional development of heads as pedagogical problem // The higher education in Russia. - 2004. - № 4. - P. 82-85.
3. Ilyasov D. F., Solodkova M. I. Features of professional development of teachers in establishment of additional professional pedagogical education // Pedagogical education and science. -2010. - № 1. - P. 64-69.
4. Lebedeva M. B., Semenova T. V. Educational Cases as a Basis for Implementation of Distance Learning Technologies. Nauchnoe obes-pechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of A System of Advanced Training]. - Chelyabinsk : CIRIPS, 2012. - № 3. -P.47-53.
5. Dobrotvorskaya S. G. Faktory samorazvitiya i zdorovogo dolgoletiya cheloveka [Factors of
Self-Development and Healthy Human Longevity].
- Kazan, 2007. - 132 p.
6. Smimov N. K. Zdorov'esberegayushchie ob-razovatel'nye tekhnologii i psikhologiya zdorov'ya v shkole [Health Saving Educational Technology and Health Psychology in School]. - M., 2006. -320 p.
7. Meskhi B. Ch. Rekomendatsii po sozdaniyu edinoy sistemy obespecheniya bezopasnost obrazo-vatel'nykh, nauchnykh uchrezhdeniy i organizatsiy v RF [Recommendations to Create a Unified Security Management System of Educational, Scientific Institutions and Organizations in Russian Federation]. - Rostov-on-Don, 2010. - 30 p.
8. Kalyuzhnyy E. A, Mikhaylova S. V. Results of Applying Educational Site and Modular Technology in the “Life Safety” Classes in Arzamas State Pedagogical Institute [Rezul'taty prime-neniya obrazovatel'nogo sayta i modul'noy tekhnologii v realizatsii BZhD v AGPI]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya : Mezhdunarodnyy nauch-nyy zhurnal [World of Science, Culture, Education: International Journal]. - 2010. - № 4 (23). -P.172-173.
9. Mikhaylova S. V. Modular Website Technology [Modul'naya sayt-tekhnologiya]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii : Ma-terialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakti-cheskoy konferentsii [Problems and Pprospects of Education in Russia: Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference]. -Novosibirsk, 2011. - P. 87-92.
10. Modul'naya sayt-tekhnologiya [Modular Website Technology]. - URL: http:// www.life-safety.ru (accessed: 8.04.2014).
11. Kalyuzhnyy E. A, Mikhaylova S. V., Maslova V. Yu. Didactic Principles of Designing Workbooks [Didakticheskie printsipy razrabotki rabo-chikh tetradey].Adaptatsiya uchashchikhsya vsekh stupeney obrazovaniya v usloviyakh sovremennogo obrazovatel'nogo protsessa : materialy VII Vseros-siyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Adaptation of Students at all Levels of Education in Conditions of Modern Educational process: Materials Of VII All-Russian Scientific-Practical Conference].
- Arzamas, 2011. - P. 26-29.