Методика
преподавания
С. А. Севенюк, Т. А. Парфенова
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»
УДК 387.1 ББК 74.489.025.4
В статье представлен вариант модульно-рейтинговой системы при подготовке студентов по дисциплине «История образования и педагогической мысли в России и за рубежом», анализируются принципы модульного обучения, особенности его применения в подготовке будущих педагогов.
Ключевые слова: история образования и педагогической мысли; модульное обучение; рейтинговая технология; подготовка будущих педагогов.
Module-rating training of future
teachers in the discipline «history of education and pedagogical throught in russia and abroad»
This article is devoted modular and rating training of students on discipline «History of education and pedagogical thought in Russia and abroad». The principles of modular training, his feature in training of future teachers are considered.
Key words: history of education and pedagogical thought; modular training; rating technology; training of future teachers.
S. A. Sevenyuk, T. A. Parfyonova
Система образования является основой инновационного развития экономики, промышленности и культурного потенциала страны. Система высшего образования в современной России активно реформируется и модернизируется: пересматриваются как фундаментальные аспекты подготовки будущих профессионалов, так и прикладные технологии и методики обучения студентов. Повышение доступности качественного образования является стратегической целью государственной политики, в рамках которой разработаны и активно реализуются многие государственные программы: «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы»1; «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года»2, изменен и дополнен Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»3, утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты4.
На сегодняшний день используется целый ряд инноваций в развитии российской образовательной системы, к которым можно отнести такие,
как реализация компетентностного и системно-деятельностного подхода; введение дистанционно-тьюторского образования; многоаспектная реализация принципов непрерывности и преемственности в образовании и т. д. Особый интерес для системы образования по направлению подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» представляет модуль-но-рейтинговая система.
Модульное обучение возникло в 60-х гг. XX столетия и активно применялось в США, ФРГ, Англии, Российской Федерации как средство систематизации учебной деятельности студентов, помогающее достичь четко определенных целей. Семантический смысл термина «модульное обучение» связан с понятием «модуль», одно из значений которого — функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации. Теория модульного обучения широко освещена в исследованиях А. А. Вербицкого5, В. М. Гареева6, П. Юцявичене7 и др.
Модуль, от латинского modulus — «мера», предназначен развивать
1 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. URL: http://government.ru/docs/16479/ (дата обращения 05.07.2016).
2 Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. URL: http:// www.stgau.ru/cuko/docs/koncepcijal620.pdf (дата обращения 05.07.2016).
3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 05.07.2016).
4 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования URL: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения 05.07.2016).
3 Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
6 Гареев В. М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1997. № 8. С. 30-33.
7 Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 272 с.
мышление, осознание человека, воспитать способность и готовность к самостоятельному изучению. Модуль — это автономная организационно- методическая структура учебной дисциплины, включающая в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля1.
Принципы модульного обучения были сформулированы Д. В. Чер-нилевским2, а также уточнены И. Л. Дульчаевой3:
1. Принцип модульности. Построение учебного процесса согласно данному принципу обеспечивает вариативность подготовки студентов в зависимости от уровня усвоения программы, что отображает главным образом индивидуализацию образования.
2. Принцип структурирования. Учебная программа разбивается на определенные модули, которые соответствуют системе взаимосвязанных целей. Каждый студент четко осознает, к какой цели он идет, осваивая тот или иной модуль дисциплины.
3. Принцип гибкости. Стержень технологии модульного обучения — мобильность и способность адаптироваться к меняющимся условиям образовательного процесса.
1 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000. 176 с.
2 Чернипевский Д. В. Педагогика высшей школы. М : Машиностроение, 2005. 702 с.
3 Дулъчаева И. Л. Модель развития учебно-познавательной компетентности будущих педагогов профессионального обучения на основе модульно-рейтингового обучения // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 15. С. 35-38.
4 Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б Слагаемые технологии модульного обучения: учеб,-метод. пособие. Барнаул : изд-во АГУ, 1994. 128 с.
5 Юцявичене П. А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. 1990. № 1. С. 55-60.
4. Принцип оперативности. Своевременный контроль и оценка эффективности модуля являются залогом успешной обратной связи корректировки учебной программы дисциплины.
5. Принцип паритетности. Данный принцип обеспечивает осуществление учебного процесса на основе субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом.
Основным существенным отличием модульного обучения от традиционного является содержание образования, которое определяется современными потребностями рынка труда и личности будущего профессионала.
Вопросам модульного обучения в высшей школе и профессиональной подготовке в 90-е годы были посвящены работы Г. В. Лаврентьева и Н. В. Лаврентьевой4, а П. А. Юцявичене разработана концепция модульного обучения, а также проведен сравнительный анализ подготовки студентов в вузах на основе модульной системы5. Проведенный анализ демонстрирует вариативность в понимании сути модульного обучения, однако большинство исследователей сходятся во мнении, что модуль — это логическая завершенность обучения, сегмент самостоятельной работы студента и ее тьюторское сопровождение.
Модульное обучение имеет свои особенности:
1. Студент — активный субъект своей учебной деятельности. Каждый студент самостоятельно осуществляет все этапы познания той или иной учебной дисциплины: от целеполагания до анализа собственных результатов и корректировки методов и приемов учебной работы. Преподаватель выполняет функцию тьютора: сопровождает и консультирует, тогда как главным ориентиром в процессе познания является сам модуль.
2. Обеспечение самостоятельной подготовки студентов по дисциплине, что позволяет формировать активно развивающуюся личность.
3. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), дидактическая цель формируется для студента и содержит в себе не только указания на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый студент получает информацию, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал; каждый компонент дидактической системы (цели, содержание, способы управления учебным процессом) проработан и наглядно представлен в модульной программе.
4. Содержание четко структурировано, теоретический материал изложен последовательно, учебный процесс оснащен методическими материалами, а также системой контроля и
оценки учебных достижений, которая позволяет своевременно корректировать процесс обучения.
5. Процесс обучения адаптирован к индивидуальным возможностям и запросам учащихся1.
Модульное обучение развивает самостоятельность студентов, прозрачные дидактические цели повышают мотивацию студентов, развитая система контрольно-измерительных материалов снижает стрессовую нагрузку, студенты становятся активными субъектами в построении собственной модели профессионального роста.
К главным достоинствам модульного обучения относятся:
1. Создание психологически безопасной среды в образовательном пространстве вуза за счет изменения функций преподавателя с коррекци-онно-оценочной на консультационно-координирующую.
2. Развитие самостоятельности студента как залога профессионального самосовершенствования.
3. Варьирование модулей учебной программы, позволяющие интегрировать и дифференцировать содержание учебного материала, группировать модули в полном, сокращенном или углубленном вариантах.
4. Стимулирование учебно-позна-вательной активности студентов.
Неотъемлемой частью модульного обучения признан рейтинговый контроль знаний, обеспечивающий квалиметрическую оценку уровня обученности студентов. Рейтинговая
1 Дульчаева И. Л., Мешаное И. А. Роль модульного обучения в развитии самостоятельной деятельности студентов // Вестник Бурятского государственного университета 2014. № 1-3. С. 26-30.
система контроля — суммарная (накопительная) количественная система оценивания качества обученности студента по отдельному предмету, группе предметов, изучаемых в семестре, и в целом по дисциплинам1. В вузовской практике рейтинг — это интегральная оценка в баллах всех видов деятельности студентов, являющаяся количественной характеристикой качества учебной работы. Целью рейтинговой системы оценки успеваемости студентов является комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ. Главная задача рейтинга заключается в повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы, а также в повышении уровня организации образовательного процесса2.
Рейтинговая технология не отменяет и не противоречит традиционной системе зачетов и экзаменов. Полный рейтинг дисциплины определяется ее трудоемкостью (аудиторные занятия, самостоятельная учебная работа студентов), а работа преподавателей и студентов в условиях рейтинговой технологии регламентируется положением о рейтинговой подсистеме и организационно-методическими ре-
комендациями. Рейтинговая система включает два взаимосвязанных процесса: организацию обучения и систематический контроль за его ходом во время учебных занятий.
Высокий рейтинг — это «...оценка не только учебной деятельности студента, но и его самого, проявившего необходимые качества характера. Этот момент обучения нужно всегда акцентировать, выделять и широко рекламировать среди студентов». Одно из достоинств рейтинговой подсистемы — свобода самостоятельного изучения материала на уровне собственных возможностей студента без психофизических перегрузок. Рейтинг — это не только способ оценивания и контроля успеваемости, он представляет собой систему организации учебного процесса3.
Рейтинговая система в управлении самостоятельной учебно-познаватель-ной деятельностью студентов имеет ряд положительных моментов:
1. Контроль самостоятельной работы студентов становится систематическим: осуществляется текущая, рубежная и итоговая оценка.
2. Оценка знаний — более объективной, итоговая отметка отражает адекватный уровень обученности студента, значительно меньшее влияние оказывают случайные факторы,
1 Абрамов Я. Б., Головина И. В., СущенкоМ.И. Опыт использования модульно-рейтинговой системы в СКФ МТУСИ // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2014. С. 2805-2809.
2 Ваганова В. И. Рейтинговая система контроля: Теория и методика обучения физике: учебное пособие. Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2004. 72 с.
3 Дульчаева И. Л. Развитие учебно-познавательной компетентности студентов при обучении инженерной графике на основе модульно-рейтингового обучения // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 1-1. С. 81-84.
стрессовая ситуация экзамена, личностные отношения с преподавателем, сравнение с ответом более подготовленного студента.
3. Работа студента оценивается по всем темам и видам деятельности, поэтому самостоятельное учение становится регулярным; активизируется познавательная деятельность студентов.
4. У студентов формируется самоконтроль, самооценка.
5. Значительно повышается дисциплина, снижаются пропуски занятий.
В Самарском государственном социально-педагогическом университете уже несколько лет ведется подготовка студентов с использованием модуль-но-рейтинговой системы.
Согласно Положению о модуль-но-рейтинговой системе подготовки студентов СГСПУ, цель модульно-рейтинговой системы — повышение качества образования в условиях двухуровневой системы подготовки студентов при реализации требований ФГОС высшего образования по соответствующим специальностям (направлениям подготовки). К основным задачам модульно-рейтинговой системы в СГСПУ относятся: обеспечение качества обучения студентов через определение образовательных результатов и создание системы оценочных средств контроля результатов обучения; повышение качества образования за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы профессорско-преподавательского состава по обновлению и совершенствованию методов обучения, создания
условий, обеспечивающих осознанность студентами процесса обучения; осуществление регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения студентов при освоении ими основной образовательной программы по специальности (направлению подготовки); обеспечение объективности в восприятии студентами оценки их образовательных результатов по дисциплине.
Модульно-рейтинговая система в СГСПУ предполагает три вида контроля студентов: входной, текущий и промежуточный. Студент изучает дисциплину посредством трех видов деятельности: аудиторная, самостоятельная обязательная, а также самостоятельная на выбор студента. Информационной основой является балльно-рейтинговая карта, которую студент получает до начала занятий. Количество модулей в дисциплине зависит от образовательных результатов, однако иногда определяется спецификой дисциплины. Модульно-рейтинговая система СГСПУ предполагает развернутую консультационную работу преподавателя, что обеспечивает контроль всех видов деятельности студентов. Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами. Перевод баллов в академическую оценку осуществляется по следующей схеме: оценка «удовлетворительно» 56—70 % баллов, «хорошо» 71—85 % баллов, «отлично» 86—100 % баллов. Сумма минимальных границ диапазонов всех дисциплинарных модулей должна составлять 56 % баллов, а максимальных 100 % баллов.
Модульно-рейтинговую подготовку по дисциплине «История образования и педагогической мысли в России и за рубежом» студентов, обучающихся по профилям «Начальное образование и информатика»; «Начальное образование и иностранный язык»; «Начальное образование и дошкольное образование»; «Начальное образование и организация внеурочной деятельности»; «Психология и социальная педагогика» в Самарском государственном социально-педаго-гическом университете осуществляет профессорско-преподавательский состав кафедры психологии и социальной педагогики. Таким образом, кафедра реализует подготовку по данной дисциплине согласно двум направлениям подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого -педагогическое образование».
Дисциплина «История образования и педагогической мысли в России и за рубежом» относится к базовой части учебного плана и реализуется на первом курсе в течение одного семестра. Основой реализации данной дисциплины является рабочая программа учебной дисциплины, ежегодно пересматриваемая и дополняемая. Трудоемкость данной дисциплины в зачетных единицах по направлению подготовки «Педагогическое обра-
зование» составляет 2 единицы (72 часа), по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» 3 единицы (108 часов) и предусматривает такие формы отчетности, как зачет в первом случае и экзамен во втором1.
Целью данной дисциплины является формирование системы истори-ко-педагогических знаний, способности осознания студентами глубинных связей педагогических идей, явлений и фактов в их целостности и взаимодействии.
В качестве образовательных результатов по данной дисциплине формируются следующие:
— по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»:
ОК.-2 — способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
ОПК-4 — готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов2;
— по направлению подготовки «Педагогическое образование»:
1 Основные образовательные программы высшего образования СГСПУ URL: http://www. pgsga.ru/academy/structure/administration/ex_serv/educational-and-methodical/the_basic_ educational_programs/index.php (дата обращения 07.07.2016).
2 ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». URL: http://fgosvo.ru/uploadflles/fgosvob/440302.pdf (дата обращения 07.07.2016).
ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». URL: http:// fgosvo.ru/uploadflles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения 07.07.2016).
ОК-2 — способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;
ОПК-4 — готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования.
Дисциплина «История образования и педагогической мысли в России и за рубежом» состоит из двух логически завершенных блок-модулей: «История образования и педагогической мысли за рубежом» и «История отечественной педагогики». В процессе освоения дисциплины определяется рейтинг студента за качественное выполнение различных видов учебно-познавательной аудиторной и самостоятельной деятельности в рамках каждого модуля. Рейтинг студентов складывается из результатов учебной аудиторной работы, самостоятельной обязательной работы, самостоятельной работы на выбор студента, а также контрольных мероприятий. По каждому из этих видов работ осуществляется текущий и промежуточный контроль. Каждый модуль предусматривает контрольное мероприятие. Перед началом занятий студенты получают наглядное схематическое руководство по изучению дисциплины, методические рекомендации, балльно-рейтинговую карту.
По модулям дисциплины «История отечественной педагогики» используются такие образовательные технологии, как лекция-визуализация, мультимедийная лекция, проблемная лекция, семинар-дискуссия, семинар-
конференция, брейнг-ринг, педагогическое проектирование. Освоение дисциплины предполагает следующие образовательные продукты: конспекты лекций, конспекты первоисточников и хрестоматийных материалов, сравнительные таблицы, хронологические таблицы, рабочие тетради, учебный проект, доклады с мультимедийным сопровождением, публикация статей по историко-педагогической тематике.
По модулю дисциплины «История образования и педагогической мысли за рубежом» текущий контроль складывается из следующих видов аудиторной работы: брейн-ринг по темам «Педагогика Античности», «Идеалы воспитания в эпоху Средневековья и Возрождения», участие в семинаре-дискуссии «Утопическая педагогика», участие в семинаре-конференции «Становление научной педагогики», «Педагогика Просвещения», защита учебных проектов на тему «Зарубежная педагогика XX века»; что в совокупности позволяет набрать студентам до 10 % баллов за освоение дисциплины. Самостоятельная обязательная работа по данному модулю дисциплины предполагает выполнение таких видов учебной работы, как сравнительный анализ воспитательных систем Древней Греции, конспектирование хрестоматийных материалов («Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Протагор» Платона, «Политика» Аристотеля, «О воспитании оратора» М. Ф. Квинтилиана, «Утопия» Т. Мора, «Великая дидактика» Я. А. Коменского, «О воспитании джентльмена» Дж. Локка,
«Эмиль, или О воспитании» Ж. -Ж. Руссо и др.), сравнительный анализ педагогических теорий эпохи Просвещения, подготовка докладов на различные темы модуля, подготовка учебного проекта на тему «Зарубежная педагогика XX века»; что в совокупности позволяет набрать студентам до 15 % баллов за освоение дисциплины.
Самостоятельная работа на выбор студентов предполагает выполнение таких заданий, как подготовка доклада с мультимедийным сопровождением, публикация статей по историко-педагогической тематике в региональных и всероссийских науч-но-исследовательских конференциях. Выполнение студентами самостоятельной работы на выбор позволяет набрать до 15 % баллов по модулю, и до 30 % по дисциплине в целом, что отвечает требованиям Положения СГСПУ о модульно-рейтинговой системе. Промежуточный контроль по данному модулю осуществляется в форме итогового тестирования и позволяет студентам набрать до 5 % баллов. Таким образом, по данному модулю дисциплины студент может набрать до 50 баллов, однако для успешного окончания освоения данной дисциплины студенту необходимо набрать 28 баллов.
По модулю дисциплины «История отечественной педагогики» текущий контроль складывается из следующих видов аудиторной работы: брейн-ринг по темам «Просвещение в Киевской Руси», «Просветительские реформы начала XVIII века», «Развитие педагогической мысли в России во
второй половине XVIII века», участие в семинаре-дискуссии по теме «Создание системы школьного образования в Советской России», участие в семинаре-конференции на тему « Революционно-демократические педагогические идеи», защита учебных проектов на тему «Воспитание и система народного образования в России в XX веке»; что в совокупности позволяет набрать студентам до 10 % баллов за освоение дисциплины.
Самостоятельная обязательная работа по данному модулю дисциплины предполагает выполнение таких видов учебной работы, как выполнение хронологической таблицы на тему «Поэтапное развитие школьного дела в России», сравнительный анализ педагогических взглядов И. И. Бецкого, Н. И. Пирогова, Н. А. Добролюбова, Н. К. Крупской и др., конспектирование первоисточников («О народности в общественном воспитании» К. Д. Ушинского, «Опыт яснополянской школы» Л. Н. Толстого), подготовка докладов на различные темы модуля, подготовка учебного проекта на тему «Воспитание и система народного образования в России в XX веке»; что в совокупности позволяет набрать студентам до 15 % баллов за освоение дисциплины. Самостоятельная работа на выбор студентов предполагает выполнение таких заданий, как подготовка доклада с мультимедийным сопровождением на тему «Социальное воспитание в Советской России», публикация статей по историко-педагогической тематике в региональных и всероссийских научно-исследова-
тельских конференциях. Выполнение студентами самостоятельной работы на выбор позволяет набрать до 15 % баллов по модулю и до 30 % по дисциплине в целом. Промежуточный контроль по данному модулю также осуществляется в форме итогового тестирования и позволяет студентам набрать до 5 % баллов.
Рейтинговый контроль студентов осуществляется в течение всего семестра и доступен для каждого студента в онлайн системе ЬМБ Моос11е РСБвА1, а также на официальном сайте СГСПУ в разделе «Балльно-рейтинговая система оценки знаний»2. Таким образом, каждый студент может отслеживать и корректировать успеваемость по дисциплине, а также планировать свое время с учетом индивидуального графика освоения целей и задач учебной дисциплины. В модульно-рейтинговой подготовке студентов по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли в России и за рубежом» функционирует система поощрений и штрафных баллов. Поощрение в виде дополнительных баллов студенты могут получить за активное участие и победу в историко-педагогических Олимпиадах и конференциях факультета, университета, а также других научно-исследовательских мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней. Система
штрафных распространяется на те образовательные продукты студентов, уровень плагиата которых превышает 50 %. Однако штрафные баллы не могут превышать более 10 % от суммы баллов, набранных студентом за время освоения дисциплины.
Таким образом, опыт модульно-рейтинговой подготовки студентов по дисциплине «История образования и педагогической мысли в России и за рубежом» позволяет выделить значимые акценты в организации образовательного процесса: индивидуальный подход к итогам работы каждого студента; возможность дифференцированной оценки всех видов работ студента; учет систематической и последовательной работы студента; контроль за степенью усвоения материала.
Модульно-рейтинговая подготовка позволяет развить у студентов организационные навыки, обучить методам учебно-исследовательской деятельности, способствует развитию способности к решению позна-вательно-практических задач, при этом процесс обучения становится более интересным, так как позволяет студентам реализовать свои возможности, самостоятельно достигать конкретных целей в удобном для себя темпе. Совершенствование работы по подготовке будущих педагогов с использованием модульно-рейтинговой
1 Электронный ресурс дисциплины «История образования и педагогической мысли в России и за рубежом». URL: http://lms.pgsga.ru/enrol/index.php?id=16 (дата обращения 07.07.2016).
2 Балльно-рейтинговая система оценки знаний СГСПУ URL: http://www.pgsga.ru/academy/ structure/administration/ex_serv/educational-and-methodical/rating_system/ (дата обращения 07.07.2016).
системы по дисциплине «История образования и педагогической мысли в России и за рубежом» предполагает дальнейшую разработку методического инструментария, а также внедрение
новых информационно-коммуникаци-онных технологий, позволяющих осуществлять подготовку по дисциплине не только в очной форме, но и дистанционно.
Список литера1уры
1. Балльно-рейтинговая система оценки знаний СГСПУ. URL: http: //www. pgsga.ru/academy/structure/administra-tion/ex_serv/educational-and-methodi-cal /rating_system/ (дата обращения
07.07.2016).
2. Ваганова, В. И. Рейтинговая система контроля: Теория и методика обучения физике: учебное пособие / В. И. Ваганова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2004. — 72 с
3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М. : Высшая школа, 1991. - 207 с.
4. Дульчаева, И. Л. Развитие учебно-познавательной компетентности студентов при обучении инженерной графике на основе модульно-рейтингового обучения / И. Л. Дульчаева / / Вестник Бурятского государственного университета. — 2014.— № 1-1. - С. 81-84.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. URL: http://
government.ru/docs/16479/ (дата обращения 05.07.2016)
6. Положение о текущем, промежуточном контроле, промежуточной и итоговой аттестации студентов в условиях рейтинговой системы оценивания результатов обучения. URL: http: / / ximgeosamara. ru/doc/eduproc/pol_con.pdf (дата обращения 07.05.2016).
7. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагоги-ческое образование». URL: http://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (дата обращения 07.07.2016).
8. Чернилевский, Д. В. Педагогика высшей школы / Д. В. Чернилевский. — М. : Машиностроение, 2005. — 702 с
9. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. — Каунас: Швиеса, 1989. - 272 с.
10. Юцявичене, П. А. Принципы модульного обучения / П. А. Юцявичене // Советская педагогика. — 1990. — № 1. - С. 55-60.