ПРИНЦИП "СЯОКАН" В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЭН СЯОПИНА: ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ
В.А. Никитюк, канд. истор. наук, доцент
Московский педагогический государственный университет (МПГУ) (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10698
Аннотация. В статье рассматривается роль принципа сяокан в деятельности Дэн Сяопина и создание им особой системы - социализма с китайской спецификой. Автор анализирует идейные истоки этой системы: опыт, который Дэн Сяопин получил, изучая экономические реформы в Сингапуре и на Тайване, основанные на конфуцианских принципах. Также, рассмотрена стратегия построения среднезажиточного общества в Китае и её результаты в сельскохозяйственной и промышленной сферах в 1970-1980-ых гг. в КНР. Особое внимание уделено экономическим принципам социализма с китайской спецификой.
Ключевые слова: сяокан, среднезажиточное общество, социализм с китайской спецификой, Дэн Сяопин, социально-экономические реформы, конфуцианство.
Несколько последних десятилетий Китай прочно занимает место одной из самых сильных стран в мировой экономике. Успехи Китая, а главное - путь к ним - вызывают огромный интерес в Европе, США и России. Одной из причин столь быстрого скачка в экономическом развитии КНР стали реформы, проводившиеся под руководством Дэн Сяопина.
В данном исследовании автор ставит перед собой цель - определить роль принципа сяокан в реформах Дэн Сяопина и построении социализма с китайской спецификой.
Для того, чтобы понять принципы экономических и социальных преобразований в Китае, необходимо учесть одну из важных особенностей китайского менталитета - относительно высокий уровень исторического самосознания. Л. С. Переломов, который исследовал институт "история-политика" в Китае, объясняет это тем, что в Поднебесной всегда были сильны культы древности и истории. Даже малограмотный крестьянин получал знания об истории своей страны с помощью выступлений бродячих театральных труп. Неудивительно, что Дэн Сяопин, окончивший традиционную китайскую школу, базировал своё мировоззрение на конфуцианских принципах.
Несмотря на то, что к началу первой половины XX в. официальная идеология Китая основывалась на марксистко-ленинской теории, среди широких слоёв населения по-прежнему были сильны конфуцианские традиции. Мао Цзэдун, желавший укрепить авторитет собственных идей, часто говорил, что если "у руководителя нет собственного "изма", то ещё при жизни его могут свергнуть другие, да и после смерти он может подвергнуться нападкам" [1, с. 15]. По этой причине, его целью было не только создание определённых маоистских концепций, но и уничтожение, традиционной конфуцианской школы. Результатом этого стала кампания "Критики Линь Бяо и Конфуция" (19731974 гг.) в годы китайской "культурной революции", которая была направлена не только против Великого Учителя, но и других идеологических оппонентов Мао, одним из которых был Дэн Сяопин.
Результатом политических репрессий для Дэн Сяопина была ссылка на юг. Там он начал изучать опыт Сингапура, правительство которого сумело превратить страну без каких-либо природных ресурсов в сильную экономическую державу. Особую роль в этом процессе сыграла деятельность Ли Каун Юя, который, проводя реформы в стране, опирался на конфуцианские принципы.
Стоит сказать несколько слов о традициях конфуцианства. Это философское учение, возникшее в V-IV вв. до н.э., стало ответом на ломку китайского общества и его перехода от общинного к государственному строю. Конфуцианство базировалось на традиционных китайских моральных принципах: принципы сыновей почтительности (сяо), человеколюбия (жэнь) и законности (ли). Принцип сяокан, являющийся философской категорией конфуцианского учения, частично отражает вопросы справедливого государственного устройства. Сам Конфуция трактовал данное определение следующим образом: сяокан - это общество, в котором долг (и) и ритуал (ли) являются определяющими при назначении должностей в правительстве, выборе режима правления, в семейных и экономических вопросах.
На рубеже XIX-XX вв. конфуцианство было реформировано, и лидер этой реформации, Кан Ювэй, в своей интерпретации учения о трех эрах исторического развития трактовал сяокан "как «эру малого спокойствия», или «эру становления», после которой наступает «эра великого единения» (датун)" [2, с. 497]. Термин сяокан также подразумевает под собой строительство среднезажиточного общества. Мэн-цзы, один из видных представителей конфуцианской школы, касаясь этого вопроса, на первое место материальной благополучие народа. Истинный правитель, по его мнению, "даст возможность народу самому заниматься собственным благополучием, не чиня ему препятствий" [3, C. 112].
К практической реализации этих теоретических принципов приступил на Тайване Чан Кайши и другие лидеры Гоминьдана. Большое влияние на составление социально-экономической программы оказал конфуцианец Чэнь Лифу.
В ноябре 1972 г. члены Гоминьдана обнародовали «План сяокан, или Программу ликвидации бедности в провинции Тайвань», основные положения которого были направлены на социальное и экономическое развитие острова. Особое внимание в плане уделялась трудоустройству, профессиональному обучению, образованию, строительству жилья для малоимущих и
другим социальным программам [4, с. 92]. Неудивительно, что Мао Цзэдуна всегда употреблял термин сяокан в сугубо негативном ключе, как символ богатства и частнособственнического интереса.
После смерти Мао "культурная революция" подверглась критике, с "бандой четырёх" было покончено, а Дэн Сяопин был восстановлен на своих должностях (заместитель председателя ЦК КПК, заместитель председателя Военного совета ЦК КПК и начальником Генерального штаба НОАК). Несомненно на него повлиял сингапурский и тайванский опыт, поэтому в 1978 г. на III пленуме ЦК Дэн Сяопин объявил следующий лозунг: "Практика - критерий истины". Это означало, что с этого момента единственным мерилом любой деятельности станет её результат: улучшение жизни общества и рост могущества государства. По этой причине на пленуме была выработана установка на проведение "четырех модернизаций" - сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники.
Через год Дэн Сяопин сформулировал следующий вывод: "Социализм также должен заниматься рыночной экономикой" [5, с. 68]. В отличие от других стран данного региона (Сингапур, Япония) Дэн Сяопин планировал построить "конфуцианский социализм", а не "конфуцианский капитализма". По этой причине ставка в экономических преобразованиях делалась, в первую очередь, на крестьянские хозяйства. Конфуцианская аграрная политика подразумевала сохранение мелкой частной собственности, и "китайцы выбрали социализм как альтернативу капитализму потому, что они увидели в капитализме реальную угрозу для мелкого крестьянского хозяйства, - основе основ их экономики" [6, с. 267]. Крестьяне теперь рассматривались не только как "представители передовых производительных сил деревни, но и представители передовой морали среди современного крестьянства" [7, с. 206].
Основное внимание в осуществлении экономических реформ уделялось созданию "среднего уровня зажиточности". Президент Академии общественных наук КНР Ма Хун разработал программу для
достижения этого уровня, и она включала в себя следующие постулаты:
1. Весь народ будет жить, имея в обилии одежду, в достатке пищу, в мире и спокойствии... должно возрасти производство на душу населения потребительских благ и услуг.
2. Жизнь народа будет комфортной, но не расточительной. Мы не только в производстве изо всех сил стремимся к экономии, но и в потреблении также стремимся к реальной пользе. При капитализме осуществляется принцип «высокий уровень потребления — высокие расходы». Мы не можем и не должны допускать такую модель потребления. Мы будем стремиться при не очень высоком уровне доходов сравнительно хорошо удовлетворять потребности населения, непрерывно и постепенно увеличивать доходы населения, побуждать его создавать социалистическую модель потребления, китайский сяокан [8, с. 84].
Следует учитывать, что принцип сяокан как одна из категорий конфуцианства были понятен широким слоям населения, которое, несмотря на почти тридцатилетнее правление Мао Цзэдуна и культурную революцию, чтили традиционное учение. По этой причине многие поддерживали преобразования Дэн Сяопина.
После того, как в аграрном секторе экономики наметились улучшения, Дэн Сяопин принялся за проведение реформы в городе, которая подразумевала рост производства товаров широкого и наращивание темпов развития промышленности.
Шаги, предпринятые правительством, дали результат: в этот период Китай добился значительных успехов, и во многих сферах изменения был зафиксирован если не рост, то хотя бы здоровая стабильность. Следует также учесть и то, что Дэн Сяопин, начавший и успешно проводивший политику открытости улучшил взаимоотношение между КНР и саранами Запада. Благодаря этому, Китаю стали доступно передовые технологии.
Дэн Сяопин, целью которого стало построение в Китае социализма, прекрасно понимал, что слепое следование марксисткой теории приведёт к вестернизации страны, а опора на сугубо маоистскую концепцию означает вечные идеологические и догматические споры без какого-либо практического результата. По этой причине, социализм в КНР, так называемый "социализм с китайской спецификой", основы которого заложил Дэн Сяопин, базируется не только на учении К. Маркса, но и на традиционных для Китая концепций.
Для Дэн Сяопина тезисы социализма сводились к тому, что он есть «раскрепощение производительных сил, уничтожение эксплуатации, устранение поляризации и в конечном счете достижение всеобщей зажиточности»[9, с. 24].
Экономический прорыв, который совершил Китай на протяжении последних десятилетий, во многом стал следствием его деятельности. По этой причине, в 2002 г. на XVI съезде КПК было принято решение продолжить следование идеям Дэн Сяопина, которые подразумевал построение «общества среднего достатка» (сяокан). Учитывая возрастающую роль конфуцианства в идеологии Китая, этот принцип останется одним из центральных на протяжении ещё долгих лет.
Таким образом, принцип сяокан стал одним из ключевых принципов экономического развития Китая. Этот термин означает "общество среднего достатка", и путь к этому обществу невозможен без частного производства, основой которого в КНР в 1970-1980-ые гг. являлось мелкое крестьянское хозяйство. Улучшение в аграрном секторе экономики дало толчок для развития производительных сил в промышленности. Помимо этого, политика открытости позволила КНР восстановить и укрепить отношения со странами Запада, что, несомненно, повлияло на научно-технический прогресс в Китае. Это не могло не принести результатов и в социальной сферу: значительно улучшилось положение широких слоёв населения.
Библиографический список
1. Ван Мин. Полвека КПК и предательство Мао Цзэдуна: 2-е изд. М.: Политиздат, 1979. 302 с.
2. Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н.э. - XXI в.). М.: Стилсервис, 2009. 704 с.
3. Лисевич И. С. Мировоззренческие категории // Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 томах. Том 1: Философия. М.: Восточная литература, 2007. 887 с.
4. Барский К. М. Что такое сяокан? // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 1992. №5. С. 91-95.
5. Бинда Юань. Поиски истоков теоретической системы социализма с китайской спецификой — от теории Дэн Сяопина к концепции научного развития. СПб. : Нестор-История, 2013. 292 с.
6. Фомина М. Р. Из истории экономической мысли: конфуцианство и капитализм // Исторические события в жизни Китая и современность. Материалы Всероссийской научной конференции. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 265-269.
7. Смирнов Д.А. Идейно-политические аспекты модернизации КНР: от Мао Цзэдуна к Дэн Сяопину. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2005. 324 а
8. Наумов И. Н. Понятие «сяокан» и проблемы подъема народного благосостояния // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 6. С. 81-85.
9. Тельбизов В.В. Дэн Сяопин. Принципы политической теории и практики / Под ред. А.Г. Сытина. М.: БИНН, 2006. 120 с.
PRINCIPLE "XIAOKAN" IN DENG XIAOPINGS PRACTICE: CREATING SOCIALISM WITH CHINESE CHARACTERISTICS
V.A. Nikityuk, candidate of historical sciences, associate professor Moscow pedagogical state university (MPSU) (Russia, Moscow)
Abstract. The article deals role of principle xiaokan in Deng Xiaopings practice and creating him new system which calls socialism with Chinese characteristics. Author analyzes ideological beginning of this system: Singapore's and Taiwan's economic experiences, which based on Confucian principles. The article deals strategy of creating moderately prosperous society and results of it for agricultural and industrial areas in 1970-1980 years in PRC. The article deals principles socialism with Chinese characteristics.
Keywords: xiaokan, moderately prosperous society, socialism with Chinese characteristics, Deng Xiaoping, social-economic reforms, Confucianism.