ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ (к 40-летию реформ Дэн Сяопина)
Просеков С.А.
кандидат философских наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», департамент Социологии, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: gkarbat@mail.ru
Аннотация: В статье дается анализ причин успешного построения «социализма с китайской спецификой». Показана история развития идеологии реформ, условия и этапы экономических преобразований в Китае. Отмечена роль личности в истории перманентных трансформаций в стране. Указаны проблемы, с которыми пришлось столкнуться Поднебесной в процессе реформ. Анализируются некоторые итоги XIX съезда КПК и те задачи, которые предстоит решать в перспективе.
Ключевые слова: «социализм с китайской спецификой», реформы, новая экономическая политика, идеология, трансформация, глобальные проблемы.
JEL: P21
ACHIEVEMENTS AND PROBLEMS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY CHINA (to the 40th anniversary of the reforms of Deng Xiaoping)
Prosekov S. A.,
Candidate of Philosophical Sciences,
Associate Professor of the Department of the «Financial University under the Government of the Russian Federation», Moscow, Russian Federation
Abstract: The article gives an analysis of the reasons of the successful construction of «socialism with Chinese feature». The history of development of ideology of reforms, conditions and stages of economic transformations in China is shown. The role of the individual in the history of permanent transformations in the country was noted. The problems that China faced in the reform process are indicated. Some results of the XIX Congress of the CPC and those tasks to be solved in the future are analyzed.
Keywords: «socialism with Chinese feature», reforms, new economic policy, ideology, transformation, global problems.
Китайская Народная Республика - одно из крупнейших государств с самым большим населением в мире. По данным официальной статистики, на 2016 год в Китае проживает более 1,4 млрд человек. На протяжении последних 40 лет, после начала реформ Дэн Сяопина, рост ВВП страны в некоторые годы увеличивался на 14% (например, в 2007 году). В результате этого экономика Китая стала второй в мире после экономики США. В 2016 году объем номинального ВВП КНР составил 11,2 трлн. долларов, в то время как в США в этот же период - 18,57 трлн. долларов. По паритету покупательной способности (ППС) с 2014 года Китай опережает США. Так, ВВП Китая по ППС в 2016 году составлял 21,4 трлн. долларов, в то время как американский ВВП по ППС был выше 18 трлн. долларов. C 2010 года темпы роста китайской экономики стали снижаться с 10,6% в 2010 году до 6,7% в 2016 году, среднее увеличение ВВП Китая с начала 1980-ых гг. составляет около 10% ежегодно.
Одна из причин высокого роста ВВП связана с дешевой рабочей силой и огромными инвестициями во внутреннюю инфраструктуру и промышленность страны. Начиная с 2009 года, КНР становится главным экспортером мира. В 2016 года, по данным ВТО, доля КНР в глобальном экспорте составила 2,1 трлн. долларов, а доля США - только 1,45 трлн. долларов.
В октябре 2015 года ЦК КПК принял решение о том, чтобы к 2020 году в 2 раза увеличить ВВП на душу населения страны по сравнению с 2010 годом. Была поставлена задача к 2020 году построить общество «сяокан» (общество малого благоденствия). При этом, ВВП на душу населения по плану должен вырасти до 10 000 долларов. В настоящее время на душу населения Китая приходится около 8 тыс. долларов, и по этому показателю он почти сравнялся с Россией - 8,4 тыс. долларов на человека. Средняя заработная плата в городах Китая выше, чем в России (57 тыс. рублей в месяц в Китае против 32 тыс. рублей в месяц в России). При этом, была поставлена задача к 2020 году ликвидировать бедность в сельских районах. Для этого необходимо поднять уровень жизни около 70 млн китайцев, которые живут за чертой линии бедности (примерно 2 доллара в сутки на 1 человека), реализовать мечту каждой китайской семьи - осуществить покупку 4-х основных предметов потребления: велосипеда, радиоприемника, вентилятора, швейной машины.
На XVIII съезде КПК было решено к столетию со дня основания Китая, т.е. к 2049 году построить цивилизационное богатое социалистическое демократическое государство.
Одной из главных причин успехов китайской экономики за последние 40 лет являются те реформы, которые начал Дэн Сяопин с 1978 года. Роспуск в 1978 году коммун и передача сельскохозяйственных земель в аренду китайскому крестьянину, которые сопровождались снижением налогов и уменьшением закупочных цен, способствовали мощному рывку в развитии полупатриархальной китайской семьи. Дэн Сяопин обладал огромным опытом и помнил о провале экспериментов Мао Цзэдуна в 50-70 годы: «народных коммун», «большого скачка», «культурной революции» [1].
Необходимо помнить, что Дэн Сяопин в 20-е годы XX века посетил Советскую Россию и мог наблюдать успешную реализацию НЭПа, которая спасла экономику страны в период жестокого кризиса. Вероятно, именно идеи НЭПа, а также успешные реформы в соседних с Китаем странах произвели сильное впечатление на китайского лидера и помогли ему решиться на проведение радикальных реформ, многие из которых во многом схожи с преобразованиями, проведенными во время НЭПа в Советской России.
Для того, чтобы лучше понять идеи Дэна, необходимо обратиться к его биографии. Так, в своей автобиографии, которую Дэн Сяопин написал под псевдонимом Дозоров Иван Сергеевич в Москве в 23 года во время учебы в Коммунистическом университете трудящихся Востока и Университете имени Сунь Ятсена в Москве, он отмечал: «... пока я нахожусь в России, я буду упорно учиться, чтобы получить более полные знания о коммунизме» [6, с.75-77]. Будущий руководитель Китая учился всю жизнь. Перед тем, как в 1927 году приехать в Советский Союз, он прожил несколько лет во Франции, параллельно обучаясь в Сорбонне. Однако общий теоретический уровень подготовки большинства китайских студентов, которые в то время приезжали в СССР, в том числе и у Дэн Сяопина, был невысоким: студенты имели слабые знания в области традиционной китайской философии и скудные представления о западной философии. Многие марксистские произведения они знали, но не всегда понимали их содержание.
Студенты знакомились с революционными движениями в Китае, России, с историей смены общественно-экономических формаций, диалектическим материализмом, с «Капиталом» Карла Маркса. Также слушатели проходили военную подготовку в летних лагерях и изучали военное искусство.
По просьбе руководства Компартии Китая в СССР организовали подготовку китайских революционеров, приехавших в Москву по линии Коминтерна, а Советский Генеральный Штаб принял участие в организации учебного процесса в области военного дела. Перед китайскими студентами
выступали руководители ЦК ВКП (б), в том числе Сталин, Троцкий, Бухарин, Крупская и другие [8]. Тем не менее, эффективному обучению китайских студентов мешала нехватка на китайском языке современной политико-философской и экономической литературы.
Опыт и знания, полученные Дэн Сяопином в 1927 году в Советской России, пригодились ему при подготовке теоретико-идеологической концепции предстоящих реформ. Дэн Сяопин обратился к представителям общественных наук с тем, чтобы они дали развернутый анализ предыдущего этапа развития страны, нашли ошибки, допущенные в процессе развития Китая, и разработали альтернативу культурной революции. В политическом процессе широко были представлены ученые-обществоведы. Дэн Сяопин призывал ученых и население страны «освободить сознание», найти реалистический подход к действительности, синтезировать Конфуцианское учение «об исправлении имен» и идеи Мао Цзэдуна о движении «за исправление стиля» с тем, чтобы вместо старых догм сознание наполнилось новыми идеями. Ключевым тезисом теоретическое положение Мао Цзэдуна о том, что необходимо, чтобы «китаизация» марксизма превратилась в идею социализма с «китайской спецификой» [12].
В свои 74 года Дэн Сяопин решился на очень рискованный, но продуманный эксперимент: перевести страну на рельсы рыночной экономики. Для этого ему был необходим новый идеологический инструмент, который позволил бы разговаривать с народом на понятном и близком ему языке, поэтому он решил реанимировать конфуцианство. Конфуций при Мао Цзэдуне считался «крысой, перебегающей улицу», которую надо было добить. Дэн Сяопин превратил эту «крысу» в идеологический «ключик», которым открывались сердца простых китайцев. Дэн Сяопин, не отрекаясь от марксизма, перевел страну на конфуцианские рельсы, обратившись к исторической памяти народа, так как понимал, что конфуцианство на протяжении многих сотен лет способствовало формированию менталитета китайца [4]. Более того, он прекрасно понимал, что идеи Конфуция составляют фундаментальные ценности китайской цивилизации. Конфуцианство всегда помогало в укреплении и централизации власти, повышало общую дисциплину населения Китая, способствовало подчинению младшего старшему, беспрекословному выполнению указаний старших чиновников, помогало убирать из властных структур ленивых и безынициативных людей, также способствовало искоренению коррупции как масштабного явления.
В начале 1980-х годов Дэн Сяопин создает концепцию, которая позднее получила название «теория социализма с китайской спецификой». К основным элементам данной теории относятся 4 основных принципа [9]:
- Социалистический путь развития страны.
- Демократическая диктатура народа.
- Руководство компартии.
- Марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна.
«Социализм с китайской спецификой» сделал упор на патриотизм, открытость внешнему миру, на изучение передового опыта наиболее развитых стран и на сотрудничество с ними. Одним из самых главных условий успеха реформ явилась основная цель реформ Китая, которая была понятна всему населению страны, взывала китайцев к патриотическим и национальным чувствам: призывала к возрождению нации, то есть по существу к тому, что в настоящее время Си Цзиньпин называет «китайской мечтой». Возникла национальная, мобилизующая все усилия страны, идея, которая конкретизировалась в качестве программы четырех модернизаций: промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, образования и национальной обороны. Помня завет Конфуция о том, что прежде чем поучать народ и призывать его к чему-то, сначала его необходимо «одеть и накормить», то есть достичь необходимого уровня «тепла и сытости» для удовлетворения насущных потребностей населения. Важно отметить, что в соответствии с Конфуцианской этикой, достижение личного успеха и выгоды должны сочетаться с интересами процветания своей страны, укреплять ее престиж,
содействовать гармоничному синтезу традиций и модернизаций.
Для построения «социализма с китайской спецификой» необходимо было сделать три шага, а именно удвоить с 1981 по 1990 годы доход на душу населения, и в соответствии с конфуцианской догмой, в первую очередь, «одеть и накормить народ». К концу 20 века планировалось увеличить эти показатели вдвое и поднять уровень жизни народа до средней зажиточности, а также осуществить модернизацию страны на базе раскрепощения производительных сил [9].
Концепция Дэн Сяопина сохраняла ведущую роль за общественным сектором, однако предусматривала развитие многосекторной экономики, хозяйственную самостоятельность предприятий и неравномерный рост уровня жизни различных групп населения. Центральная роль отводилась «опоре на собственные силы» и в первую очередь, развитию образования, науки, технологий, а также воспитательной работе среди молодежи.
Основной метод реализации реформ заключался в «действии обеими руками»: «одной рукой» браться за реформы и открытость, другой - пресекать хозяйственные преступления, укреплять правопорядок; «одной рукой» - развивать материальную культуру, другой - духовную. Основные задачи, которые поставил Дэн Сяопин, - максимальное развитие производительных сил, устранение большой поляризации населения, повышение всеобщей зажиточности. Эти цели и составляли на начальном этапе суть «социализма с китайской спецификой». При этом Дэн Сяопин рассматривал политическую стабильность в качестве основы для «смелых действий» по развитию реформ и открытости. Дэн Сяопин выдвинул лозунг «Обогащайтесь!».
Главной особенностью китайской реформы и создания «социализма с китайской спецификой» является то, что руководству Китая удалось на протяжении первых лет реформы в основном решить продовольственную проблему и проблему товаров широкого потребления, что резко увеличивало общенародную поддержку реформы на первых этапах реализации этой реформы. Руководство страны не стало копировать зарубежный опыт, а, учитывая специфику совей страны, стала строить «социализм с китайской спецификой».
Практика начального периода реформ показала, что самый оптимальный путь к рынку - это развитие многообразных форм собственности: коллективных, единоличных, частных, совместных и так далее). Причем экономические преобразования происходили эволюционно, постепенно, без резких скачков. В начале они отрабатывались в специальных экономических зонах с тем, чтобы проверить их эффективность. При этом, Дэн Сяопин призывал следовать принципу «практика - критерий истины», и «неважно какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей»; ставил задачи исходить из национальных особенностей страны. «Официальная идеология Китая стремится к идеалу конфуцианской «золотой середины», призванной свести воедино те идеи, которые на первый взгляд представляются несовместимыми. Такое стремление проявляется, в первую очередь, в сочетании различных форм собственности и различных политических принципов» [15, с. 57].
Развитие производительных сил руководитель Китая рассматривал как главную задачу. Исключительное значение придавалось изменению отношений собственности, т.е. развивалась разнообразная структура собственности. Так появилась новая теория собственности, в основу которой легли идеи многообразия форм собственности. Все формы собственности, в том числе, формы частной собственности были уравнены в правах с общественной собственностью. Капиталист стал рассматриваться не как классовый враг, а как равноправный партнер. Идея возрождения Китая стала общенациональной идеей. Классовая борьба была отвергнута руководством Китая во имя консолидации всего народа и построения гармоничного общества.
В 90-е годы в КНР проводилось акционирование государственных предприятий, при этом контрольный пакет создаваемого акционерного общества оставался в руках государства. Осуществлялся контроль над ценообразованием, который стал основным инструментом в сфере средств производства и предметов потребления [14, с.156]. В начале государство определяло
директивные цены на основные товары и материалы. Осуществлялись реформа системы макрорегулирования экономики, а именно, переход от административных методов регулирования к экономическим рычагам, а также установление отношений между контролем на макроуровне и рыночным механизмом.
Был разработан новый подход к распределению доходов: возможность значительного повышения доходов отдельных категорий населения, распределение доходов в зависимости от участия факторов производства при сохранении принципа распределения по труду, создание разнообразной системы социального обеспечения населения.
Во внешней политике ставилась задача проводить политику открытости к внешнему миру. Уже в конце XX века Цзян Цземинь, бывший генеральный секретарь КПК, провозгласил задачу: «Идти во вне!». Эта задача была объявлена стратегической. Китайские компании широко развернули свою инвестиционную деятельность за рубежом, используя прямые портфельные финансовые и интеллектуальные инвестиции. Избрав стратегию «идти во вне», страна добилась эффективной ее реализации и способствовала углублению процесса глобализации страны в мировой экономике. Как говорилось ранее, в разработке идеологии Дэн Сяопин использовал наряду с идеями марксизма-ленинизма Мао Цзэдуна идеи конфуцианства. Дэн Сяопин понимал, что конфуцианство базируется на фундаментальных ценностях китайской цивилизации. Учение Конфуция - достаточно гибкая система, способная к постоянному обновлению. На базе этого учения были разработаны социальные технологии, с помощью которых бюрократия осуществляла контроль над обществом, пытаясь сгладить социальные конфликты и противоречия. Идеи Конфуция эффективно использовали следующие за Дэн Сяопином руководители Китая - Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао. Ху Цзиньтао часто любил использовать в своей речи тезис Конфуция о том, что «стремление к единству через разномыслие является самым ценным» [11]. Конфуцианская концепция социальной гармонии была объявлена важным свойством «социализма с китайской спецификой».
Проанализировав взгляды Дэн Сяопина и его преемников на построение «социализма с китайской спецификой», можно выделить несколько важных положений. Так, социалистический общественный строй охватывает длительный исторический период своего формирования и последующего развития; не существует единой универсальной модели социализма; при его строительстве важную роль играют социально-экономические особенности страны, а главным противоречием в социализме является противоречие материально-культурных потребностей народа и производительных сил. Центральным вопросом при строительстве социализма является развитие экономики, в свою очередь, классовая борьба уходит на второй план. Коммунистическая партия Китая при социализме представляет интересы не только рабочего класса, но и всего населения страны.
Наличие частной собственности - неотъемлемый элемент любого социалистического общества, а развитие рыночных отношений между экономическими субъектами - нормальное явление при «социализме с китайской спецификой» [5]. Использование в экономической жизни общества таких инструментов, как ценные бумаги, биржи, которые являются элементами капиталистического общества, по мнению Дэн Сяопина и его сторонников, служит лишь техническим инструментом в экономических отношениях, а не следованием ценностям капитализма.
Построение в стране социализма и следование ему предполагает и открытость внешнему миру, и из происходящих сегодня процессов глобализации каждая страна должна выносить определенную пользу. Однако, важно помнить, что копировать политическую модель западных стран при строительстве социализма не стоит. Социализм предполагает и развитие науки, сферы образования, повышение уровня грамотности и культуры населения, увеличение качества жизни граждан.
Как полагал Дэн Сяопин, в русле «китаизированного» марксизма, интеллигенция входит в социальный состав участников модернизации китайского общества.
Тем не менее, в результате интенсивного развития промышленности и сельского хозяйства
в Китае возникли проблемы сохранения здоровой окружающей среды. К четырем направлениям государства в области модернизации страны, а именно, в экономической, политической, культурной и социальной сферах, добавилась задача формирования экологической цивилизации. В настоящее время Китай оказался «на грани экологической катастрофы». Лишь в 1% крупных китайских городов качество воздуха соответствует мировым стандартам. Более 90% грунтовых вод нельзя использовать для питья без предварительной очистки. Устья крупнейших рек Китая, таких как Янцзы и Чжуцзян, по данным ООН, отнесены к пустынным зонам Мирового океана. Это влечет за собой проблемы качества жизни населения. Неслучайно, каждый пятый случай заболевания раком в мире приходится на Китай, причем наиболее часто встречаемые раковые заболевания связаны с легкими, печенью и желудком. Густой смог в крупнейших городах Китая, по мнению специалистов, является причиной преждевременной смерти около 1,2 млн человек в год. И третья глобальная проблема, которую пытается решить Китай, - энергетическая проблема и, в первую очередь, недостаток нефти и газа, которые приходится заменять углем, что приводит к усилению экологического кризиса. Другая серьезнейшая глобальная проблема, с которой столкнулся современный Китай, и которая тормозит его экономическое развитие - это демографическая проблема. Из-за проводимой долгое время политики «одна семья - один ребенок» доля стареющего населения растет, причем большинство стариков не обеспечены пенсиями. В результате власть КНР разрешили семьям иметь двоих детей, что в перспективе снизит нагрузку на пенсионную систему.
С приходом к власти Си Цзиньпина, который выдвинул тезис о «возрождении Великого Китая», резко укрепилась личная власть Генерального секретаря. Председатель КНР Си Цзиньпин дал задание творчески развить марксистскую политэкономическую науку, для того чтобы обосновать китайские реформы. Китай, обновляя марксизм-ленинизм, подгоняет его под теорию «социализма с китайской спецификой». Председатель КНР призвал, опираясь на китайскую практику развития экономики, постоянно расширять и обновлять теорию марксисткой политэкономии. Перед XIX съездом ЦК КПК руководство партии присвоило Си Цзиньпину звание руководящего ядра Компартии Китая.
В своем выступлении на XIX съезде Компартии Китая, который собрал более 2000 делегатов со всей страны, Си Цзиньпин указал на 14 основных принципов «социализма с китайской спецификой». Два основных принципа он выделил особо, а именно, усиление влияния Китая за рубежом и борьба с коррупцией внутри страны. С самого начала своего правления в 2012 года Си Цзиньпин развернул масштабную компанию по борьбе с коррупцией, считая ее одним из ключевых направлений деятельности Компартии Китая.
На съезде партии Председатель Китайской Народной Республики выдвинул идею «китайской мечты об омоложении нации», т.к. китайская экономика нуждается в переводе на новую модель с учетом того, что рабочая сила в стране подорожала, а основой экспорта товаров долгое время являлся дешевый труд. На съезде партии председатель КНР обратил особое внимание на экологическое положение страны, отметив, что «грязное промышленное производство связано с низкой стоимостью рабочей силы». Поэтому одним из 14 тезисов Генсек КПК связал с охраной окружающей среды. Для того чтобы 14 основных принципов воплотить в жизнь, Си Цзиньпин провел кадровую перестановку, поставив во главе страны своих сторонников.
Для поиска путей решения сложившихся в современном Китае проблем важно понимать, что Китай обладает высшей степенью самоидентичности, а потому обладает большим потенциалом самообновления и саморазвития. Воспринимая чужой опыт, Китай непременно «китаизирует» его, другими словами, трансформирует его с учетом своих национальных особенностей.
«Социализм с китайской спецификой» можно рассматривать как освоение мирового социального опыта управления и развития. Это новая попытка вдохнуть жизнь в идеи социализма. Таким образом, Китай стал продолжателем новой модели социалистической цивилизации.
Таким образом, существуют довольно объективные основания считать, что в ближайшем
будущем продолжится успешное поступательное развитие Китая, что ему удастся избежать серьезных потрясений, которые, например, довелось пережить Советскому Союзу и что Китаю подобных тем, какие постигли Советский Союз, и что во второй половине XXI в. он превратится в одну из доминирующих держав мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гельбрас В.Г. Экономическая реформа в КНР. Очерки, наблюдения, размышления / В.Г. Гельбрас. М., 1990.
2. Долгополов Н.М. Китайская народная революция / Н.М. Долгополов // Российская газета. -2008. - 28 авг.
3. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. - М.: Политиздат, 1988. - 256 с.
4. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. - М., 1997. - 216 с.
5. Малявин В.В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент / В.В. Малявин. - М.: Европа,
2005.
6. Маомао. Мой отец Дэн Сяопин. М., 1995.
7. Переломов Л.С., Ломанов А.В. XXI век Китая, век конфуцианства / А.В. Ломанов, Л.С. Переломов // Проблемы Дальнего Востока. - 1998. - №3. - С. 123-129.
8. Пивоварова Э.П. Строительство социализма со спецификой Китая: поиск пути / Э.П. Пивоваров. М. 1992.
9. Полубота А. Великий китайский путь / А. Полубота // Литературная газета. - №34 (6335).
10. Портяков В.Я. Дэн Сяопин и экономическая реформа в Китае / В.Я. Портяков // Проблемы Дальнего Востока. - 1994. - №6.
11. Просеков С.А. Социально-философский анализ современных реформ Китая // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2011. - №3. - С.24-40.
12. Титаренко М.Л. Китайская народная республика в 2006 году: политика, экономика, культура / М.Л. Титаренко. - М., 2007. - 516 с.
13. Успехи и проблемы модернизации современного Китая. Сборник тезисов докладов участников III Международной научно-практической конференции «Великие экономисты и великие реформы», к 110-летию со дня рождения Дэн Сяопина / Под ред. Р.М. Нуреева, С.А. Просекова. 2014.
14. Фишмен Т. Китай INC. Восход сверхмощного глобального конкурента / Т. Фишмен. - М.: Эксмо, 2007. - 448 с.
15. Юдина Т.Н., Арутюнов Г.Б. Конфуцианство как философия хозяйства и эволюция китайской экономической мысли в ходе модернизации (конец 1970-х гг. - по наст. время) / Т.Н. Юдина // Философия хозяйства. - 2011. - №5. - С. 51-61.
16. XIX съезд КПК. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://vkpb.ru/index.php/mezhdunarodnoe-kommunisticheskoe-dvizhenie/item/2885-xix-s-ezd-kpk