Следующим шагом политической реформы Путина стало принятие 5 августа 2000 года, федерального закона РФ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Новым законом отменялся порядок формирования Совета Федерации Российской Федерации «по должности», то есть губернаторы, и спикеры региональных парламентов уже не могли быть “сенаторами”. Теперь верхняя палата российского парламента формировалась из представителя законодательного собрания и представителя руководителя региональной администрации. Кандидатура представителя от законодательного органа власти вносилась на рассмотрение местного парламента спикером и утверждалась простым большинством. Кандидатура представителя от исполнительного органа власти назначалась губернатором, утверждалась указом, который направлялся в региональный парламент и там утверждался.
Сам Путин так объяснил логику производимой реформы тем, что губернаторы и руководители республик являются институтами исполнительной власти. А будучи членами Совета Федерации - одновременно парламентариями, то есть соавторами законов, которые сами же должны исполнять. Это фактически нарушение принципа разделения властей.
Такое изменение принципа формирования Совета Федерации внесло ощутимые поправки в вертикальную структуру элиты. Губернаторы теперь не имели возможности регулярно собираться вместе для обсуждения актуальных проблем и выработки согласованных подходов. Территориальные ассоциации губернаторов, которые в последние годы ельцинского правления играли все более заметную роль, распались. Коалиция сенаторов, представлявших регионы-доноры, которая осмелилась ставить условия Кремлю и считала себя всемогущей, теперь была рассеяна. Губернаторы лишились не только возможности согла-
Библиографический список
1. Крыштановская, О. Анатомия российской элиты. - М., 2005.
2. Маркс, К. Немецкая идеология // Собр. соч.: в 3 т. - М., 1983. - Т. 1.
3. Заславская, Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. - М., 2004.
4. Мигранян, А. Осень патриарха // Независимая газета. - 1997. - 14 окт.
5. Гаман-Голутвина, О.В. Политические элиты России: вехи исторической эволюции. - М., 2006.
6. Перегудов, С.П. Корпорации, общество, государство. - М., 2003.
7. Гаман-Голутвина, О.В. Бюрократия или олигархия? // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. - М., 2000.
8. Ашин, Г.К. Элитология. - М., 2005.
9. Здравомыслов, А.Г. Интерес социальный / Российская социологическая энциклопедия. - М., 1998.
10. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М., 1999.
11. Миронов, Б.Н. Социальная история России // Собр. соч.: в 2 т. - СПб., 2000. - Т. 1.
Bibliography
1. Krihshtanovskaya, O. Anatomiya rossiyjskoyj ehlitih. - M., 2005.
2. Marks, K. Nemeckaya ideologiya // Sobr. soch.: v 3 t. - M., 1983. - T. 1.
3. Zaslavskaya, T.I. Sovremennoe rossiyjskoe obthestvo: socialjnihyj mekhanizm transformacii. - M., 2004.
4. Migranyan, A. Osenj patriarkha // Nezavisimaya gazeta. - 1997. - 14 okt.
5. Gaman-Golutvina, O.V. Politicheskie ehlitih Rossii: vekhi istoricheskoyj ehvolyucii. - M., 2006.
6. Peregudov, S.P. Korporacii, obthestvo, gosudarstvo. - M., 2003.
7. Gaman-Golutvina, O.V. Byurokratiya ili oligarkhiya? // Kuda idet Rossiya? Vlastj, obthestvo, lichnostj. - M., 2000.
8. Ashin, G.K. Ehlitologiya. - M., 2005.
9. Zdravomihslov, A.G. Interes socialjnihyj / Rossiyjskaya sociologicheskaya ehnciklopediya. - M., 1998.
10. Konstituciya Rossiyjskoyj Federacii: ofic. tekst. - M., 1999.
11. Mironov, B.N. Socialjnaya istoriya Rossii // Sobr. soch.: v 2 t. - SPb., 2000. - T. 1.
Статья поступила в редакцию 11.09.13
УДК 165
Menyaeva M.P. THE CONCORD PRINCIPLE IN THE CONTEXT OF NOOSPHERE CONCEPT BY V.I. VERNADSKIY. The article deals with conceptualization of the concord principle in the context of noosphere concept
by V.I. Vernadskiy. The concord principle is considered as an initial concept in V.I. Vernadskiy's reflections about
interaction between human and the space, and correlations between biosphere and noosphere.
Key words: concord, unity, harmony, integrality, biosphere, noosphere, coevolution.
М.П. Меняева, доц. каф. философских наук Челябинской гос. академии культуры и искусств,
г. Челябинск, Е-mail: kaf-fil@chgaki.ru
ПРИНЦИП СОГЛАСИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ НООСФЕРЫ В.И. ВЕРНАДСКОГО
Целью настоящей статьи является осмысление принципа согласия в контексте концепции ноосферы В.И. Вернадского. Принцип согласия в статье рассматривается как исходное положение в размышлениях В.И. Вернадского о взаимодействии человека и космоса, о взаимосвязи биосферы и ноосферы.
Ключевые слова: согласие, единство, гармония, целостность, биосфера, ноосфера, коэволюция.
сованно вырабатывать решения и оказывать давление на центр, но и возможности апеллировать лично к президенту. Теперь они должны были решать все возникающие вопросы с полпредами и их аппаратом. Федеральные инспектора приобрели больше полномочий, нежели бывшие представители президента, и теперь они то и дело внедрялись в сферу компетенции губернаторов, ощущая уверенность в поддержке их действий федеральными структурами.
Можно констатировать, что структурная трансформация элит в постсоветский период прошла определенный путь своего развития, она стала более плюралистична, хотя все еще в структуре власти доминирует политическая элита. При этом вертикальная модель структуры власти во многом уже исчерпала себя, а задачи демократического транзита и создания гражданского общества не удается решить должным образом, они все еще стоят на повестке дня. Так как важной особенностью структуры гражданского общества должен быть баланс интересов, который имеет первостепенное значение при характеристике структуры общества и должен носить, по преимуществу, горизонтальный характер.
Эти выводы можно подкрепить мнением элитолога Г.К. Аши-на, который определяет стабильность государства, через поддержание динамического равновесия между различными группами элит, поскольку складывающийся российский истеблишмент заинтересован в социальной стабильности. Доминирование одной элиты должно уступить место диалогу элит, учету интересов других социально-динамических групп, горизонтальными связями между элитами, а еще лучше, если они преобладают над вертикальными. Не следует сохранять жесткие вертикальные связи, задача наладить плодотворный диалог между группами, найти баланс сил между различными элитами.
В наше время в связи с процессом глобализации, осуществляющемся на основе технико-технологического совершенствования, и обострением общепланетарных проблем, в частности экологических, возникла необходимость рассмотреть основные положения концепции ноосферы В.И. Вернадского. В своей концепции известный ученый и крупнейший мыслитель предлагал созидание ноосферы с целью сохранения и приумножения возобновляемых ресурсов планеты. Концепция ноосферы В.И. Вернадского предполагает объединение усилий всего человечества, развитие диалога и сотрудничества между разными странами, а также установление отношения согласия людей между собой и с природой.
Согласие есть «специфическая форма взаимодействия предметов и процессов, отражающая стихийное и сознательное соединение противоположностей, их соотнесение друг с другом, достижение гармонии, симметрии и пропорциональности частей и целого в определенных соотношениях» [1, с. 589].
Действительно, эта форма имеет специфику. Взаимодействия - это действия, которые взаимны по отношению друг к другу, значит, они могут осуществляться на равных и являются общими для обеих сторон, связывают одно с другим и обусловливают друг друга. Однако разные стороны могут быть противопоставлены друг другу, положены друг против друга, образуя противоположности - «взаимодополняющие стороны конкретного единства» [1, с. 589]. Противоположности «взаимопо-лагают друг друга и в целом, и в ряде свойств совпадают между собой, так как имеют одинаковую сущность и принадлежат общему для них целому» [1, с. 589]. Целое представляет собой сложное единство взаимоувязанных частей. При этом части могут или подавляться целым, или они начинают господствовать над целым, что приводит его к распаду. Противоположности могут находиться в состоянии равновесия, или, направленные друг против друга, в момент взаимодействия они порождают противоречие. Противоречия могут быть антагонистическими (противоположные стороны не имеют корневой общности) и неантагонистическими (иметь общий корень). В целом противоречие есть проявление несогласия, т.е. отношения отсутствия согласия.
В более узком смысле согласие означает принятие противоположностями друг друга в тех или иных свойствах и взаимодействиях [1, с. 589]. В сравнении с известным диалектическим единством противоположностей согласие предполагает единство как толерантное приятие друг друга, сосуществование любых различий, имеющих не только характер противоположностей. Диалектическое единство отличается от согласия, которое не возникает спонтанно, а требует осмысления, рефлексии, осознания необходимости самоконтроля.
На праксиологическом уровне согласие понимается как единомыслие, - одинаковые с кем-либо мысли и чувства, намерения и убеждения; как духовное, психологическое состояние тех, кто не только соглашается на общее дело, но и принимает в его осуществлении практическое участие.
Согласие основывается на презумпции доверия, равнозначности, равноценности другой стороны, трактуемой не в качестве объекта, а в качестве наделенного автономным статусом субъекта. Субъект-объектному принципу принуждения и насилия философия согласия противопоставляет субъект-субъектный, диалоговый принцип [1, с. 589]. В справочной литературе по философии отмечается, что «согласие продуктивнее понимать не как априорно заданное единодушие, а как процедуру взаимного открытия сторонами все новых и новых смыслов кооперации и сотрудничества, совместного ответа на внешние вызовы [1, с. 589]. Кроме того, согласие требует совместной ответственности.
Согласие является культурно-опосредованной формой отношения, поскольку его установление требует работы человеческой мысли. Согласие, возведенное в принцип, лежит в основе учения В.И. Вернадского о ноосфере.
Ученый исследовал социальные процессы на Земле в тесной связи с космическими процессами. Его работы по биогеохимии выдвинули на первое место понятие жизни как организованной многоуровневой совокупности живого в единстве со средой обитания. Жизнь есть существенная составная часть мира. Согласно В.И. Вернадскому, «человек неразрывно связан в одно целое с жизнью всех живых существ, существующих или когда-либо существовавших» [2, с. 291]. Однако в последние века, по мнению ученого, человеческое общество всё более выделяется по своему влиянию на среду, причем не во всём позитивному. В.И. Вернадский пишет: «...общество становится в биосфере, т.е. в верхней оболочке нашей планеты, единственным в своем
роде агентом, могущество которого растет с ходом времени со всё увеличивающейся быстротой. Оно одно изменяет новым образом и с возрастающей быстротой структуру самых основ биосферы» [2, с. 291].
Мыслитель отмечал колоссальные изменения порядка вещей, которые происходят от вторжения человека в природу с помощью техники. «Силой человека стало именно умение создавать и использовать могучую технику, ведь непосредственная геологически-масштабная работа на планете осуществляется техникой, созданной и управляемой человеком» [3, с. 391]. В.И. Вернадский считал, что неблагоприятное отношение общества к природе противоречит изначальному качеству людей как общественных существ, способных и имеющих право жить благодаря гармонии, солидарности и единению. Учитывая, что человек разумный - это сила невиданного масштаба, В.И. Вернадский полагал необходимым осознать, что именно человек обязан совершенно иначе осмыслить природные процессы и свое отношение к природе.
В современную научную картину мира ученый ввел понятие о живом веществе как планетарно-космической целостности - биосфере. Последняя, по В.И. Вернадскому, есть «тонкая оболочка планеты», рождаемая жизнью и поддерживающая жизнь, и в силу этого имеющая космическое значение. С точки зрения мыслителя, биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу, организованную разумной деятельностью человека сферу взаимодействия природы и общества, в которой люди в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход важных жизненных процессов. Ноосфера, по В.И. Вернадскому, возникает в результате усилий научной мысли и труда. Он пишет: «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние -ноосферу» [4, с. 60.].
Формирование ноосферы, согласно В.И. Вернадскому, определяется разными условиями. Среди них:
- заселение человеком всей планеты;
- планетарный характер человеческой деятельности;
- резкое преобразование средств связи и усиление обмена между всеми странами Земли;
- равенство людей всех рас и религий, развитие демократических форм человеческого общежития и стремление к миру всех народов планеты, отказ от войн.
В целом, ноосфера формируется сознательно, совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
В структуре ноосферы в качестве ее составляющих выделяются научные знания, техника и технология, общественные системы и всё человечество в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры ноосферы образует основу ее устойчивого существования и развития.
В.И. Вернадский считал, что зародившись на планете, ноосфера имеет тенденцию постоянного расширения, превращаясь, таким образом, в особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы. Становление ноосферы предполагает процесс сознательного гуманистического преобразования человеком условий своего естественного, природного окружения. В качестве основной силы в строительстве ноосферы В.И. Вернадский рассматривал науку, воспринимая ее «сознанием рода» (Л. Фейербах), проявлением совокупности человеческой мысли. Научные открытия, являясь продуктами творческой мысли, становятся родовым знанием, достоянием человечества. В.И. Вернадский понимал созидание ноосферы как согласованное с данными науки преобразование природы. Концепция В.И. Вернадского интегрировала исследования разных форм бытия материи и охватила взаимодействия общества и природы в контексте новейших достижений естественных, технических и общественных наук. Это позволило представить универсум как определенную взаимосвязанную и взаимообусловленную сверхсистему, проследить динамику и вскрыть тенденции и перспективы развития ее как целостности.
Заметим, что возникновение ноосферы у В.И. Вернадского предполагает принцип согласия, который связан с осознанием гармонии во всём универсуме. Ученый размышлял о том, каким должно быть проявление человечества как единого целого, чтобы взаимодействие природы и общества могло стать оптимальным. Он считал, что оно может быть воплощено в едином для всей планеты всемирном государстве (гуманном, действующем на научной основе и из лучших побуждений).
Проведя анализ процесса трансформации биосферы в ноосферу, В.И. Вернадский приходит к следующим обобщениям.
1. Ход научного творчества представляет собой ту силу, при помощи которой человек меняет биосферу. Изменения биосферы после появления в ней человека неизбежны, они сопутствуют росту научной мысли.
2. Изменение биосферы не зависит от человеческой воли, оно стихийно, как природный естественный процесс.
3. Научная работа человечества есть природный процесс, сопровождаемый переходом биосферы в новое, более упорядоченное состояние - ноосферу.
4. Такой переход выражает собой «закон природы». Поэтому возникновение в биосфере рода Homo sapiens (человека) есть начало новой эры в истории планеты.
5. Человек может рассматриваться как определенная функция биосферы в определенном ее пространстве-времени. Во всех своих проявлениях человек составляет определенную закономерную часть биосферы.
6. Взрыв научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Биосфера же неизбежно, рано или поздно, перейдет в ноосферу. И в истории народов, населяющих планету, произойдут нужные для этого события, а не события, этому противоречащие.
В.И. Вернадский считал процесс трансформации биосферы объективным процессом. Переход к ноосфере происходит постепенно, длительное время и, в соответствии с идеями ученого, осуществляется за счет коллективных и когерентных взаимодействий всех людей и их целостного влияния на природу. При этом решающим фактором является деятельность человека, которая носит не стихийный, а глубоко осознанный и организованный характер.
Ноосфера представляет собой такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно в связи с деятельностью людей в интересах совместного развития человека и природы. Необходимость гармонизации отношений между человеком и природой - такова одна из ведущих идей концепции ноосферы В.И. Вернадского. «Мы переходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная научная мысль как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих
Библиографический список
обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь» [5, с. 65].
Следует отметить, что в основе концепции ноосферы В.И. Вернадского лежит принцип согласия. Ученый рассматривает ноосферу как сферу, гармонично соединяющую природные и социально-культурные начала в человеческом существовании, образуя их целостность. Думается, что ноосферу можно представить сферой голосов разума, объединенных в общество людей, взывающих к согласию, а также воспринимать в качестве ступени развития, на которой созидается «второй» космос, новый порядок, обеспечивающий совместное развитие человечества со всем универсумом.
Таким образом, В.И. Вернадский исходит из положения о единстве природных и антропо-социальных законов эволюции, их коэволюции. В его воззрениях на взаимоотношения между обществом и природой утверждается принцип согласия, который определяет мышление, поведение и деятельность человека как разумного существа. Принцип согласия способствует преобразованию самого человека, в результате чего он осознает себя микрокосмосом - гармоничным существом.
В.И. Вернадский создал концепцию ноосферы - сферы разума в единстве его форм: индивидуальной, коллективной, природно-родовой и космической. В контексте этой концепции развивается принцип согласия, без которого невозможна гармония в социальной жизни, соответствующая гармоническому порядку в космосе. Совместная разумная деятельность всех людей на нашей планете, основанная на развитии науки и техники, является условием возникновения ноосферы, которая не противопоставляется сфере жизни, а дополняет ее, образуя вместе с ней гармоническую целостность.
Взгляды В.И. Вернадского содержат в себе подлинно гуманистический смысл - жить в согласии со всем миром. Ученый мыслил о необходимости гармонизации отношений между человеком, обществом и природой в планетарно-космическом масштабе. Его размышления, теоретически неожиданные для первой половины XX века, и сегодня воспринимаются в качестве руководства к действию: всем людям Земли следует вместе заботиться об общем для них мироздании и отвечать за судьбу общей для них планеты.
1. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. - М., 2001. - Т. 3.
2. Вернадский, В.И. Автотрофность человечества // Русский космизм: антология философской мысли. - М., 1993.
3. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.
4. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991.
5. Вернадский, В.И. Размышления натуралиста: в 2 т. - М., 1975-1977. - Т. 2.
Bibliography
1. Novaya filosofskaya ehnciklopediya: v 4-kh t. - M., 2001. - T. 3.
2. Vernadskiyj, V.I. Avtotrofnostj chelovechestva // Russkiyj kosmizm: antologiya filosofskoyj mihsli. - M., 1993.
3. Vernadskiyj, V.I. Filosofskie mihsli naturalista. - M., 1988.
4. Vernadskiyj, V.I. Nauchnaya mihslj kak planetnoe yavlenie. - M., 1991.
5. Vernadskiyj, V.I. Razmihshleniya naturalista: v 2 t. - M., 1975-1977. - T. 2.
Статья поступила в редакцию 11.09.13
УДК 101.1:316
Glukhova O.G. IDEAL IMAGE OF PERSONA: NARRATION APPROACH AS A IMMANENT FORM OF THE COGNITIVE LANGUAGE. This article considers a philosophical problems of ideal image in the narration context. Author reseachers social and cultural reasons of ideal images, its collective nature. Ideal image is a level of cognitive development of persona and methodological basis of science cognitive.
Key words: images, ideal images, narrative character, personal history, culture image.
О.Г. Гпухова, преп. каф. философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, г. Донецк, E-mail: kulikova2307@ukr.net
ИДЕАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ЛИЧНОСТИ: НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД КАК ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА ЯЗЫКОВ ПОЗНАНИЯ
В данной статье рассматриваются философские проблемы идеального образа в нарративном контексте. Автор изучает социокультурные причины идеальных образов, и общественную природу. Идеальный образ есть уровень когнитивного развития личности и методологическая основа научного познания.