Научная статья на тему 'Принцип интеграции в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста'

Принцип интеграции в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
740
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ / ИНТЕГРАЦИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / INTEGRATION / INTEGRATION OF ARTS / INTEGRATION OF EXPRESSIVE MEANS / INTEGRATED LESSONS / MUSIC / ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зырянова Светлана Михайловна

В статье рассматривается основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями принцип интеграции. Особое внимание уделяется интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в практике работы дошкольного образовательного учреждения в рамках музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Зырянова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF INTEGRATION IN MUSIC AND AESTHETIC EDUCATION OF PRE-SCHOOL CHILDREN

The article discusses the basic principle of modern preschool education proposed by the Federal government requirements the principle of integration. Special attention is paid to the integration of expressive means of music and art in the practice of pre-school educational institutions in the musical and aesthetic education of children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Принцип интеграции в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

ББК 74.100.544 YAK 373.24

С.М. ЗЫРЯНОВА

S.M. ZYRYANOVA

ПРИНиИП ИНТЕГРАУИИ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE PRINCIPLE OF INTEGRATION IN MUSIC AND AESTHETIC EDUCATION OF PRE-SCHOOL CHILDREN

В статье рассматривается основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями - принцип интеграции. Особое внимание уделяется интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в практике работы дошкольного образовательного учреждения в рамках музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

The article discusses the basic principle of modern preschool education proposed by the Federal government requirements - the principle of integration. Special attention is paid to the integration of expressive means of music and art in the practice of pre-school educational institutions in the musical and aesthetic education of children of preschool age.

Ключевые слова: интеграция, интеграция искусств, интеграция выразительных средств, интегрированное занятие, музыкальное искусство, изобразительное искусство.

Key words: Integration, integration of arts, integration of expressive means, integrated lessons, music, art, art.

Интеграционные процессы, протекающие во всех сферах человеческой общественной жизни, оказываются сегодня чрезвычайно существенными для развития отдельных регионов, стран и всего человечества. Они входят в современное мировоззрение, активно воздействуют на способы решения актуальных проблем нашего времени, во многом определяют стиль мышления, характерный для XXI века. Всестороннее изучение проблемы интеграции в образовании подтвердило её значимость и положительное влияние на педагогический процесс.

Одним из основополагающих в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждённых приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655) выдвигается принцип интеграции, под которым понимается состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса. При этом подчёркивается значимость не только интеграции содержания образования, но и организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

Являясь дидактическим принципом, интеграция требует преднамеренного и последовательного включения межпредметных взаимосвязей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения. Данное преобразование возможно посредством интеграции в содержании учебного материала с целью раскрытия сущности научных понятий; интеграции методов обучения с целью всестороннего изучения понятий и явлений; интеграции теории и практики с целью практического использования теоретических знаний.

По мнению Т.Г. Рубан, популярность направления интегративного обучения связана с тем, что оно способствует созданию у детей целостной картины окружающего мира, обогащает их представления о разных областях действительности, сохраняет здоровье. Интеграция, с одной стороны, позволяет взаимообогащать целостность восприятия содержания различных областей действительности, с другой - не нарушает собственной внутренней логики освоения каждой из областей.

Тенденция к интегрированию содержания педагогического процесса наблюдается в теории и практике дошкольного образования, где накоплен богатый опыт решения проблем образования, воспитания и развития подрастающего поколения с помощью взаимодействия искусств. Приобщение детей к различным видам искусства в ФГТ выделяется в качестве важной задачи художественно-эстетического развития дошкольников.

В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения детей. В качестве таковой выступает интеграция выразительных средств искусств, представленная в разных современных образовательных программах, экспериментальных технологиях. В психолого-педагогических исследованиях интеграция искусств рассматривается в нескольких аспектах: как средство художественно-эстетического развития личности ребёнка, как творческий процесс, как проблема художественного восприятия (А.Л. Андреев, Е.В. Квятковский, Н.И. Киященко, Е.Н. Колокольцев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и другие).

Определение интеграции с позиции искусствоведческого подхода даёт в своём исследовании Н.П. Шишлянникова [5], которая отмечает, что интеграция - это взаимопроникновение элементов, находящихся в разрозненном состоянии, но изначально имеющих генетическое родство, не только горизонтальные, но и вертикальные связи наук, искусств, знаний и представлений о мире. Это «... раскрытие внутреннего родства, разнообразного художественного проявления и перевод, перенос, преображение данной художественной формы в другую модальность - цвета в звук, звука - в пространство, пространство - в мерность строки стихотворения, проведение данного искусства по всему диапазону полифонии.» [5, с. 26]. Целью является ребёнок, его мировосприятие, мироощущение, миропонимание через разные языки описания (язык музыки, язык живописи и т.д.).

Процесс интеграции разных видов искусства способен играть важную роль в формировании художественно-творческих способностей и художественно-творческих видов деятельностей. В этом процессе искусство является фактором формирования личности. Художественная культура выступает как компонент образования. Для развития художественной культуры личности важно знать специфику каждого вида искусства и их взаимодействие.

Процесс интеграции осуществляется на уровне пространственно-временных закономерностей, свойственных каждому виду искусства, раскрывающих различные стороны содержания художественного произведения при гибком взаимодействии выразительных средств. Исследуя данную проблему, Б.П. Юсов [6] отмечает, что в общем художественном развитии дети становятся свидетелями и участниками живого формообразования, когда слово, звук, цвет, движение возникают у ребёнка в живом явлении.

В процессе интеграции различных видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрализованной) заложен огромный потенциал творческого развития ребёнка и, прежде всего, формирующейся личности. Как отмечает Е.Ф. Корой, все виды художественной деятельности объединяются художественным образом. Это позволяет детям понять, как один и тот же художественный образ реализуется различными выразительными средствами искусств, и тем глубже вникнуть в художественное содержание. Это особенно важно, так как не всегда содержание музыкального произведения может непосредственно восприниматься детьми, в то время как картина своими выразительными средствами помогает восприятию, дополняет художественный образ.

Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Дошкольник легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять разными видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).

В настоящее время реальная картина педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения характеризуется преобладанием рационально-логических способов познания, в которых доминирующим является анализ, классификация, опора на понятийное мышление. Художественно-образные методы познания, лежащие в основе искусства и опирающиеся преимущественно на интеграцию, представлены недостаточно. В связи с этим целостно-интегративный подход к педагогическому процессу в области искусства должен предполагать сотворение эмоционального, образного, культурного мира ребёнка с помощью разных видов искусства и их взаимодействия с различными знаниями из областей наук, развития общества, природы и культуры; формирование осмысленного отношения к искусству, к направлениям творческой деятельности и выбор оптимального вида художественного творчества для выражения собственного «Я»; развитие восприимчивости, отзывчивости к искусству, к особенностям авторской индивидуальности, своеобразию каждого произведения искусства; формирование способности критически оценивать художественные явления, произведения искусства, творчество сверстников и собственную художественную деятельность; понимание художественного произведения как продукта осмысления художником (писателем, композитором) своего представления о мире.

Ориентируясь на все многообразие искусств, в дошкольном образовательном учреждении традиционно используют изобразительное искусство и музыку, так как данные виды искусства воплощают особенности зрительного и синтетического отражения действительности, а также лежат в основе других видов искусства. Обладая спецификой, изобразительно- выразительные средства имеют тенденцию к объединению и слиянию. В качестве интегрирующего начала должна выступать музыка, природа которой состоит в познании внутреннего и внешнего изнутри познающего. Музыка становится смыслообразующим стержнем, организующим творчество детей, является ключом к проникновению в образно-смысловое содержание художественных произведений. При наличии одновременно слухового и зрительного восприятия музыка выступает как способ оживления живописи, как символ одухотворённости.

В связи с этим встаёт вопрос о необходимости последовательного изучения общих для данных видов искусства средств художественной выразительности, на основе которых дети ищут параллели в различных видах искусства, раскрывая художественный образ. При этом важное значение приобретают такие выразительные средства, как композиция, ритм, гармония, динамика, тембр и другие. В результате происходит подлинная художественная интеграция музыкального и изобразительного искусства как на основе содержания, так и на основе художественного языка каждого из них.

Как показывают разные исследования, дети дошкольного возраста могут проанализировать и сравнить произведения по одному из средств художественной выразительности: динамизму образов, насыщенности звучания, по тональной окраске, ритмической и метрической организации. Привлечение разных видов искусства способно возбудить в ребёнке широкий круг представлений, связанных с жизненным и культурным опытом.

Интересный аспект проблемы затронут в исследованиях И.П. Манако-вой [1], Н.Г. Салминой [1], посвящённый формированию у детей первоначальной ориентировки в музыке. Авторы рассматривают музыку и другие вида искусства как знаково-семиотические системы и отмечают, что освоение му-

зыки как семиотической системы должно осуществляться через сопоставление знаково-символических средств музыки и других семиотических систем (изобразительного искусства и литературы). Умение выделить и дифференцировать выразительные средства других видов искусства обогащает понимание музыки.

В сложном процессе сопоставления двух языков - музыки и живописи - у дошкольников возникают представления, понятия, отражающие музыкальную образность. Расширяя круг задач, связанных с интеграцией выразительных средств разных видов искусства, О.П. Радынова [2] подчёркивает особое значение комплексных и интегрированных занятий, цель которых -дать детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях по-разному выразить мысли, настроение в различных видах художественной деятельности. Сложно проводить комплексные занятия, темой которых является само искусство, особенности его выразительных средств. В связи с этим О.П. Радынова предлагает такие темы занятий, как «Язык искусств», «Настроения и оттенки в художественных произведениях», где будут сравниваться краски живописи с тембрами различных музыкальных произведений или другими средствами выразительности (регистром, динамикой и их сочетаниями). Очень важно не просто констатировать выразительные средства разных видов искусства, а выявить их роль в создании единого художественного образа.

Для внедрения интегративного подхода в ДОУ необходимо найти оптимальные приёмы, условия и соответствующее содержание, способствующее эстетическому воспитанию дошкольников через занятия интегрированного характера, целью которых является возможность развивать ребёнка всесторонне, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер. Подобные занятия позволят гибко реализовать в режиме дня различные виды музыкально-художественной деятельности, в которых можно выделить общие психические процессы:

- образы восприятия, постепенно накапливаясь, формируют сенсорный опыт, являющийся основой развития способностей как художественно-эстетических, так и интеллектуальных;

- эстетически окрашенные образы восприятия формируют представления;

- сопровождение процесса восприятия цветовыми, музыкальными характеристиками позволяет развивать наглядно-образное мышление дошкольников.

К педагогическим условиям можно отнести общность целей интегрированных занятий; отбор учебного материала с точки зрения его доступности, наглядности; применение эффективных и технологических методов и приёмов, способствующих комплексному воздействию на мысли и чувства ребёнка; при знакомстве с явлениями искусства сохранение специфических особенностей каждого из видов искусства; обеспечение образовательной, развивающей и воспитывающих функций педагогического процесса на интегрированных занятиях.

Интегрированные занятия должны отличаться, прежде всего, предельной чёткостью, взаимосвязанностью и большой информативностью учебного материала; способствовать формированию целостного эстетического восприятия и ассоциативного мышления; формировать ценностное отношение к культуре и искусству, человеку-творцу, к культурному наследию человечества.

В нашем исследовании в процессе реализации принципа интеграции искусств мы решали задачи по формированию у детей умений интегрировать выразительные средства музыкального и изобразительного искусства в создании представлений о художественном образе в процессе вокальных, двигательных, игровых импровизаций, через различные типы специально организованных синтезированных видов художественно-эстетической деятельности

на интегрированных занятиях. Для этого мы использовали творческие методы, осуществляли органическое слияние и одномоментное воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия, что обеспечивало более глубокое погружение ребёнка в мир цвета, звука.

Наиболее эффективным оказался практический метод, позволяющий выразить во внешних проявлениях свои переживания о музыке («пропустить музыку через себя»). Б.М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, движениями пальцев и т.д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приёмов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения, средств музыкальной выразительности.

Двигательно-пластические задания-импровизации «Создаём музыкально-сценический образ», связанные с перевоплощением, уподоблением конкретному образу, были использованы в контексте раскрытия темы, а также предполагали научить детей творческим способам действий, предусматривающих самостоятельное нахождение выразительно-изобразительных средств в исполнении, передаче в движениях задуманного характера. Данные задания позволяли детям пропустить образ через себя, вжиться в него. Движение помогало проследить за развитием образа, мобилизовало детей на вслушивание в музыкальную ткань, различать смену её формы, средства музыкальной выразительности. Большое значение имела словесная установка вместе со звучащей музыкой, которые побуждали детей к поиску образной пластики движений для выражения представлений о художественном образе. Двигательная импровизация дошкольников соответствовала музыкальному и живописному образу, что включало в себя адекватность поиска выразительно-изобразительных средств для передачи музыкально-сценического образа, оригинальность созданных образов.

Широко использовались творческие задания, где дети при помощи звуковых импровизаций (голосом, хлопками, постукиванием и т.д.) стремились отобразить характер природных явлений, увиденных в репродукциях пейзажной живописи. Задания носили более сложный характер и проводились в сочетании с проблемной и воображаемой ситуацией. Они помещали ребёнка в ситуацию активного действия, поиска на интуитивно-чувственном уровне тех выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, которые необходимы для создания представлений о художественном образе в творческой деятельности.

В процессе выполнения творческого задания «Сочиняем мелодии на контрастные по настроению поэтические тексты к пейзажным репродукциям» мы решали задачи на формирование способов сочинения детьми простейших попевок контрастного характера на заданный текст, развитие художественно-творческого воображения в процессе вокальной импровизации, подбор адекватных живописному образу элементов музыкального языка. Как отмечает Л.В. Школяр, чем глубже дети постигают словесно-поэтический образ, тем легче создают образ музыкальный. После выразительного прочтения четверостиший дети соотносили их с определённой картиной, соответствующей по настроению. Рассматривание контрастных репродукций помогало детям сравнивать их по цвету, колориту, ритму, линиям, форме, что в дальнейшем способствовало осознанию мелодии контрастного характера в своих собственных сочинениях. Действуя совместно со взрослыми, дети получали представление о том, что музыка может так же, как и картина, выражать различные чувства. Перед сочинением мелодий внимание детей обращалось на яркие средства выразительности: краски, выбранные художником для характеристики живописных образов, ритм цветовых пятен, композиционное построение. Анализируя вокальные импровизации, можно сказать, что тёмная палитра красок в репродукции И. Левитана «Дождь» отражала в музыке детей мрачный, грустный характер образа картины. Это выражалось в умеренно-громкой динамике, восходящей или нисходящей

мелодии, в быстром темпе, упругом ритме, минорном ладе. Светлая яркая палитра репродукции В. Ван-Гога «После дождя» отражала в музыке детей весёлое, радостное настроение образа картины. Это выражалось за счёт громкой динамики, волнообразной мелодии, умеренного темпа, равномерного ритма, мажорного лада. Положительным представляется наличие в большинстве импровизаций определённой смысловой связи между музыкальными интонациями и живописным образом; в импровизациях была отмечена оригинальность созданных мелодий, яркое выражение в них соответствующего настроения, точность и выразительность вокального интонирования.

Такие творческие задания, составленные на основе музыкального и изобразительного искусства, стимулировали восприятие художественной образности песенного творчества, позволяли лучше ориентироваться в творческой деятельности: подбирать необходимую мелодическую линию, разнообразную ритмическую сторону песни, использовать при исполнении нюансы (громко, тихо, протяжно, легко и т.д.) в соответствии с характером и настроением картины, а также развивали творческую активность детей.

Таким образом, интеграция искусств в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребёнком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими средствами. Кроме того, интеграция искусств обладает значительными педагогическими возможностями, заключающимися в активизации развития музыкального восприятия, продуктивного воображения, художественно-образного мышления, а также способов творческого самовыражения дошкольников, их способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных занятий. Введение интеграционной системы в дошкольное образование будет эффективным при условии учёта возрастных особенностей детей, целей и задач образования, различных факторов интеграции, а также необходимости создания специальной системы подготовки педагогов и детей.

Литература

1. Манакова, И.П. Дети. Мир звуков. Музыка [Текст] / И.П. Манакова, Н.Г. Салмина. - Свердловск : Изд-во Уральского ун-та, 1991. - 256 с.

2. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О.П. Радынова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 223 с.

3. Ребёнок в мире культуры [Текст] / под общ. ред. Р.М. Чумичевой. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 1998. - 558 с.

4. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. - Екатеринбург : Деловая книга, 2001. - 141 с.

5. Шишлянникова, Н.П. Интеграция искусств на уроках [Текст] / Н.П. Шишлянникова // Начальная школа. - 1999. - № 10. - С. 25-30.

6. Юсов, Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии [Текст] / Б.П. Юсов // Теория эстетического воспитания. - М. : Знание, 1975. - С. 213-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.