Научная статья на тему 'Педагогические возможности интеграции художественных видов деятельности в процессе формирования вокальнохоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста'

Педагогические возможности интеграции художественных видов деятельности в процессе формирования вокальнохоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ / ИНТЕГРАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VOCAL AND CHORAL SKILLS / INTEGRATION / INTEGRATION OF ARTS / INTEGRATION OF ARTISTIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова Светлана Михайловна, Зюзина Ольга Афанасьевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Анализируются вопросы интеграции искусств, интеграции музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной деятельности, даётся обоснование возможности интеграции в процессе обучения пению в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зырянова Светлана Михайловна, Зюзина Ольга Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF INTEGRATION OF ARTISTIC ACTIVITIES IN THE VOCAL AND CHORAL SKILLS FORMATION OF CHILDREN UNDER SCHOOL AGE

The article deals with theoretical aspects of the formation of vocal and choral skills of children under school age by means of the integration of artistic activities. The author analyzes the integration of arts, the integration of music, fine art, artistic, and theatrical voice activity. The author explains the rationale for the importance of its use in the course of studies in pre-school educational institution.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности интеграции художественных видов деятельности в процессе формирования вокальнохоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста»

ББК 74.10 YAK 373.212.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАУИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОУЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF INTEGRATION OF ARTISTIC ACTIVITIES IN THE VOCAL AND CHORAL SKILLS FORMATION OF CHILDREN UNDER SCHOOL AGE

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Анализируются вопросы интеграции искусств, интеграции музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной деятельности, даётся обоснование возможности интеграции в процессе обучения пению в дошкольном образовательном учреждении.

The article deals with theoretical aspects of the formation of vocal and choral skills of children under school age by means of the integration of artistic activities. The author analyzes the integration of arts, the integration of music, fine art, artistic, and theatrical voice activity. The author explains the rationale for the importance of its use in the course of studies in pre-school educational institution.

Ключевые слова: вокально-хоровые навыки, интеграция, интеграция искусств, интеграция художественных видов деятельности.

Key words: vocal and choral skills, integration, integration of arts, integration of artistic activities.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что идеи интегрированного обучения сегодня особенно востребованы, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определённых нормативными документами, а также тем, что пение в настоящее время рассматривается как один из самых сложных и в то же время наименее изученных и методически разработанных разделов музыкальной работы с детьми дошкольного возраста.

Вопросами формирования вокально-хоровых навыков у детей разного возраста занимались многие исследователи: Н.А. Метлов [2], Д.Е. Огороднов [3], Г.П. Стулова [4] и другие. В своих исследованиях учёные отмечали важность проведения работы по формированию вокально-хоровых навыков в связи с тем, что само по себе пение не приводит к формированию таких навыков, для этого необходима специальная целенаправленная работа по постановке голосового аппарата ребёнка.

Совершенствование вокально-хоровых навыков ребёнка способствует его общему развитию, становлению его личностных качеств, помогает формированию эстетического отношения к музыке и окружающей действительности. Современный подход к его организации предполагает не только разучивание песен и работу над чистотой интонирования, но и постановку детского певческого голоса, формирование элементарных певческих навыков. Это связано, прежде всего, с тем, что систематическая работа по постановке певческого голоса и формированию певческих навыков является сложным, монотонным процессом. Для того чтобы данный процесс стал наи-

C.M. ЗЫРЯНОВА, О.А. ЗЮЗИНА

S.M. ZYRYANOVA, O.A. ZYUZINA

более привлекателен для детей старшего дошкольного возраста, мы предположили, что интегрированный подход в рамках рассматриваемой работы будет особенно актуален.

В связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [6] (в соответствии с приказом Министерства образования науки России от 23.11.2009 № 655) и к условиям её реализации (приказ Министерства образования науки России от 20.07.2011 № 2151) становятся актуальными вопросы, связанные с разными аспектами интеграции образовательных областей, разных видов деятельности, преемственности различных ступеней образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования рекомендуют проектировать её с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Понятие «интеграция» является к общенаучной категорией. В отечественной науке оно стало применяться с 80-х годов XX века в политической, экономической и научно-технической областях. Термин «педагогическая интеграция» вводит В.С. Безрукова (1994) и рассматривает как разновидность научной интеграции, осуществляемую в рамках педагогической теории и практики. Назначение педагогической интеграции состоит в установлении связей и отношений педагогическими средствами и ради педагогических целей, а специфика интеграции как педагогического феномена заключается в том, что она одновременно рассматривается как процесс, как результат этого процесса и принцип развития педагогики и педагогической практики. Интеграция способствует усвоению знаний, навыков, умений и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки детей и взрослых, расширяя и углубляя их социально-нравственный и эстетический опыт.

Важным для нашего исследования являются выводы учёных А.Л. Вен-гера, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и других психологов о том, что у ребёнка, как и у взрослого, процесс познания происходит при участии всех анализаторов в ходе деятельности различного рода на основе восприятия действительности, а также через восприятие искусства. Однако познание на основе зрительного восприятия является лишь незначительной частью всего процесса познания ребёнком действительности. Необходимо включение различных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильного и других. Это положение определяет идеи обращения в образовательном процессе не к отдельным видам искусства, а к их интеграцию, которая создаёт наиболее полную картину мира в сознании детей благодаря включению различных видов анализаторов, способствующих усвоению более глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире.

Изучение трудов вышеуказанных учёных позволяет нам сделать вывод о том, что применение принципа интеграции разных видов художественной деятельности положительно влияет на процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательная область «Музыка» относится к одному из четырёх главных направлений - художественно-эстетическому. В художественно-эстетическом воспитании детей проблема интеграции изучается в ракурсе более глубокой формы взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования. По мнению учёных Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой, Д.Б. Эльконина и других, одной из главных особенностей детской художественно-творческой деятельности является её синкретичность, в широком смысле понимаемая как нераздельность, соединение видов искусства в одном целом художественном действии.

О роли процесса интеграции разных видов искусства в формировании художественно-творческих способностей и художественно-творческих видов деятельности писал А.Я. Андреев, считая искусство в этом процессе фактором формирования личности, а художественную культуру - компонентом образования. Для развития художественной культуры личности важно знать специфику каждого вида искусства и их взаимодействие. Определённое сочетание видов искусства может быть выбрано для решения тех или иных задач эстетического воспитания личности. Процесс интеграции разных видов искусства способен играть важную роль в формировании художественно-творческих способностей и художественно-творческих видов деятельностей. В нём искусство является фактором формирования личности, а художественная культура выступает как компонент образования.

В исследовании Б.П. Юсова [5] выявляются единые психолого-педагогические принципы преподавания всех искусств, определяются психологические и эстетические основания, общие для всех видов художественного творчества. При этом обнаруживается специфика каждого вида искусства. В основе такой интеграции лежит взаимосвязь элементов, имеющих изначальное родство. Именно такое понимание интеграции заложено в теории полихудожественного развития.

Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности: в литературе средство выразительности - слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры); в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы; в изобразительной деятельности - рисунок (форма, объём, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.; в музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста основывается на познании ребёнком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создаётся специфическими средствами.

Проблема взаимосвязи разных видов художественной деятельности в работе с детьми занимает особое место в исследованиях педагогов и психологов. Особого внимания в этом вопросе заслуживает дошкольная возрастная группа, так как именно в этот период детства закладываются основы будущей личности, формируется отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте велика потребность в творчестве, так как в самой природе ребёнка заложена восприимчивость и предрасположенность к нему. Ребёнок способен много фантазировать, его воображение является наивысшей формой интеллектуального развития. Л.С. Выготский отмечал, что «...творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем возрасте» [1, с. 7]. Известно, что музыкальная, танцевальная, театральная и изобразительная деятельность наиболее доступна детям. Ребёнок пытается выразить своё отношение к увиденному и услышанному.

Исследования по интеграции разрабатывались в конце 80-х и 90-х годов. Идеи интеграции нашли своё отражение в исследованиях, проводимых под руководством Т.С. Комаровой. В них подчёркивается, что интеграция является фактором всестороннего воспитания детей и развития их творчества. Сам термин определяется как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающая все виды художественно-творческой деятельности. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, мышления, воображения, эмоционально положительного отношения к деятельности, памяти и внимания) [2].

Под руководством Т.С. Комаровой появились работы, посвящённые вопросам взаимосвязи изобразительного и других видов искусства: музыки, литературы, театра, архитектуры (С.Ю. Болотова, О.А. Вепрева, С.П. Козырева, И.И. Комарова, Г.П. Новикова, Г.А. Савостина, Е.Л. Трусова и другие), непосредственно интеграции искусств, видов детской деятельности, способностей детей (М.Б. Зацепина, И.Н. Куланина, Е.А. Пелих), взаимодействия детей друг с другом, детей и взрослых (С.И. Букатина, Н.Л. Дьячкова, О.Г. Мурзакова, Э.В. Никитина, Л.Ю. Павлова, И.Ф. Слепцова и другие). В исследованиях внимание авторов обращено к проблемам сущности и значения интеграции в овладении детьми разнообразными видами художественной деятельности. Их изучение позволило создать научно-обоснованные рекомендации к проведению интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста на основе освоения произведений народного искусства (музыкального, литературного, изобразительного во взаимосвязи).

Современные исследования показали, что интеграция возможна при выполнении трёх условий:

1) объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

2) в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

3) интегрируемые предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

Именно на эти условия должны в первую очередь указывать существенные признаки интеграции, которые в каждой из областей человеческого знания будут иметь свои характерные особенности. Наше внимание направлено на интеграцию художественных видов деятельности, главной предпосылкой объединения которых послужило то, что в процессе интеграции деятельности обогащается не только собственное содержание этих видов деятельности, но и сами они реализуются на более качественном педагогическом уровне. В результате этого процесса мы получаем целостное художественно-эстетическое и, в частности, вокально-хоровое развитие детей. В ходе исследования выявлено, что интеграция в данном случае обладает большими возможностями формирования у детей целостных ориентиров, нравственно-эстетических отношений, пробуждает интерес. Яркая речь художественных текстов, хорошо выполненные произведения изобразительного искусства, образность в выполнении ритмических движений - всё это повышает эмоциональность восприятия музыкального материала, образность формируемых на его основе представлений, способствует успешному овладению детьми вокально-хоровых навыков и содействует их эстетическому воспитанию в целом.

В ходе изучения фундаментальных трудов Б.М. Теплова, Н.А. Метлова, Н.А. Ветлугиной, Г.А. Струве по развитию у детей дошкольного возраста певческих навыков были выявлены особенности и методы формирования у детей вокально-хоровых навыков с использованием разных видов художественной деятельности.

В исследованиях Б.М. Теплова было доказано, что умение интонационно точно воспроизводить мелодию зависит от степени развития музыкально-слуховых представлений, решающую роль в развитии музыкального слуха учёный отводил «вокальной моторике» - пению. Своими исследованиями он доказал, что использование метода моделирования играет большое значение в развитии музыкально-певческих навыков дошкольников.

Изучению природы детского музыкального слуха и голоса и методов их развития придавал большое значение Н.А. Метлов, о чём писал в своей работе «Обучение пению детей старшей группы детского сада». Учёный широко использовал методы моделирования ритмических и звуковых отношений: жест руки, музыкальную лесенку, графическую запись. Важную роль в активизации процесса развития координации слуха и голоса, чистоты интонирования, чувства ритма Н.А. Метлов отводил игровым приёмам обучения.

Научные исследования и практика Н.А. Ветлугиной позволили определить существенную роль координации слуха и голоса в развитии общей музыкальности дошкольников. На основе этих данных была сформирована система приёмов развития слуха и голоса, основные задачи которой заключались в развитии музыкально-слуховых дифференцировок, произвольного пения мелодических ходов, наглядных представлений о знаковых обозначениях высотных и ритмических соотношений.

Разработанная Г.А. Струве методика «Хорового сольфеджио» способствует эффективному развитию у детей активного ладового, звуковысотного, мелодического слуха, координации слуха и голоса, чистоты интонирования. Высокая результативность развития музыкального слуха и вокально-хоровых навыков у дошкольников с использованием данной методики обусловлена комплексным воздействием на организм ребёнка, а именно опорой в обучении на три важных анализатора человеческого организма - зрительного, двигательного и слухового. Движение рукой создаёт у детей наглядную картину изменения высоты звучания мелодии и помогает осознанию звуковысотности.

В XX веке широко применялась ритмодекламация, которая представляет собой синтез поэзии и музыки, её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». В современной музыкальной методике обучения дошкольников методика Т.А. Боровик, основанная на ритмодекламации, является одним из эффективных средств развития мелодического слуха, координации слуха, голоса и движения, интонационной выразительности. Опора в ритмодекламации на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации.

В рамках исследуемой темы нами проведена опытно-экспериментальная работа по использованию интеграции художественных видов деятельности в процессе формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, которая осуществлялась на констатирующем, формирующем и контрольном этапах эксперимента. На констатирующем этапе эксперимента был выявлен стартовый уровень развития у детей старшего дошкольного возраста вокального-хоровых навыков и интереса к различным видам художественной деятельности. В ходе эксперимента использованы методики, модифицированные согласно цели исследования: «Лесенка», методика В.Г. Щура, метод наблюдения за детьми в свободной деятельности. На данном этапе была разработана серия диагностических заданий по выявлению сформированности певческих навыков: звукообразования, певческого дыхания, дикции, певческой установки (диапазона), слухового навыка; навыка эмоциональной выразительности исполнения. Для определения уровней развития вокально-хоровых навыков была разработана критериально-уровневая шкала. Результаты этого этапа эксперимента таковы: количество детей, показавших высокий уровень развития вокально-хоровых навыков невелик - 32%, средний уровень - 37%, низкий уровень - 17% и критический уровень - 14% от общего числа детей. Полученные данные сориентировали нас на поиск путей интеграции художественных видов деятельности в процессе формирования вокально-хоровых навыков у детей в целостном педагогическом процессе ДОУ.

В результате анализа структурных компонентов вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста были определены основные направления развития вокально-хоровых навыков средствами интеграции художественных видов деятельности. В качестве основных критериев интеграции выступили наличие определённых умений у детей старшего дошкольного возраста в области вокально-хоровых навыков, особый интерес у дошкольников к основному виду художественной деятельности - пению и другим видам художественной деятельности, потребность детей в разноплановой музыкально-игровой деятельности, проявление эмоциональных переживаний детей в процессе восприятия и воспроизведения песен.

На основании теоретического анализа особенностей вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, специфики организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении и исходя из убеждения, что использование интеграции художественных видов деятельности в данном процессе способствует наиболее успешному развитию вокально-хоровых навыков у детей, нами разработана технология формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Она позволяет увидеть, что процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей средствами интеграции художественных видов деятельности в ДОУ происходит через три основных направления: непосредственную образовательную деятельность, нерегламентированную деятельность и деятельность ребёнка вне дошкольного учреждения, то есть в семье. Все эти направления взаимосвязаны, хотя на каждом этапе технологии решаются разные задачи.

На первом этапе решаются задачи по формированию у детей представлений о певческой деятельности, расширению их музыкально-информационного опыта. Был разработан и включён в образовательный процесс цикл бесед на тему «Песня - душа человека» с целью заинтересовать детей жанром песни. При использовании такого игрового приёма, как «Спой так, как бы спел эту песенку медведь, мышка, Дюймовочка», в котором интегрируются певческая и театрализованная деятельность, у детей повышается интерес к певческой деятельности, желание петь и слушать свой голос. Также с этой целью в ДОУ была создана «мини-студия звукозаписи», в которой педагог записывал исполнение хорошо разученных с детьми песен, а затем вместе с детьми анализировал и давал положительную характеристику тембра, громкости голоса, чистоты интонации, что способствовало снятию зажато-сти у детей, возникновению желания исполнять песни сольно и исправлять ошибки в исполнении.

На втором этапе реализуются задачи по формированию у детей потребности в певческой деятельности в разных формах организации: непосредственной образовательной деятельности, нерегламентированной деятельности, индивидуальной работе. За основу процесса формирования певческих навыков средствами интеграции художественных видов деятельности мы взяли методику работы по разучиванию песни, её последовательность, этапность. Связано это с тем, что процесс формирования певческих навыков у детей происходит в непосредственной образовательной деятельности. Задачи по формированию певческих навыков решаются не отдельно друг от друга, а параллельно, дополняя друг друга. На одном занятии музыкальный руководитель может одновременно работать над развитием дыхания, звукообразования, а также над ансамблем и выразительностью исполнения. Всё зависит от того, на каком этапе работы происходит разучивание песни. Если разучивание песни на начальном этапе, то педагогу необходимо заинтересовать детей своим выразительным исполнением, используя интеграцию художественных видов деятельности. Если разучивание песни происходит на втором этапе работы, когда педагогу необходимо разучить с детьми мелодию, ритмический рисунок песни, акценты, он использует другие игры и упражнения, умело интегрируя художественные виды деятельности. Как показывает практика, работу, проводимую непосредственно по разучиванию песни, необходимо начинать с разучивания текста или мелодии песни. Но задача по разучиванию текста не входит в перечень певческих навыков, поэтому данную задачу мы будем реализовывать в рамках работы над дикцией. При работе над чёткостью дикции можно использовать игры, в которых интегрируются певческая и художественно-речевая деятельность. Пример - игра «Вопрос - ответ» на закрепление текста песни, в которой педагог произносит фразы из песни по порядку с вопросительной интонацией, а дети хором повторяют эту фразу без изменения с утвердительной интонацией.

Работу над звукообразованием можно проводить средствами интеграции певческой и изобразительной деятельности в процессе рассматривания иллюстраций (схем), на которых изображено правильное положения рта при пении, с помощью приёма пропевания звука и рисования его продолжительности на бумаге (мольберте), выкладывания ритма широкими и узкими полосками (маленькими и большими кружками), исполнения мелодии песни на заданном (гласном или согласном) звуке по схеме: отрывисто - «стаккато», плавно - «легато» и многих других игр, разработанных нами и успешно применяемых на практике.

На третьем этапе решаются задачи по созданию условий для возникновения потребности в певческой деятельности, расширения самостоятельности детей в выборе средств, способствующих формированию устойчивых навыков и умений. Для этого на третьем этапе нами были запланированы разные формы работы с детьми в нерегламентированное время, в непосредственной образовательной деятельности. Были разработаны комплексные, интегрированные занятия, на которых дети проявляли свои вокально-хоровые возможности. Использовались разнообразные формы проведения развлечений, например, «Угадай мелодию», «Музыкальный КВН» и другие. Были разработаны и проведены доминантные занятия, во внешней структуре которых превалирует пение, например, «Путешествие в Африку», на котором у детей совершенствуются вокально-хоровые навыки, развивается активный ладовый, звуковысотный слух. Работа по созданию условий для возникновения потребности к певческой деятельности строилась не только с педагогами в ДОУ, но и с родителями. Для работы в семье была создана «Тетрадь индивидуального творческого развития детей по пению», в которой дети с родителями вместе выполняли различные творческие задания, о которых впоследствии рассказывали, делились опытом.

Таким образом, разработанная нами технология формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности позволила спланировать работу на формирующем этапе эксперимента и определить наиболее удачные формы интеграции художественных видов деятельности по формированию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проблемы формирования у детей певческих навыков средствами интеграции художественных видов деятельности выявило, что интеграция в образовательную деятельность ДОУ может быть введена и станет эффективной в том случае, если каждый педагог будет понимать значение интеграции, формы её осуществления, влияние на развитие музыкальных способностей ребёнка, становление его личности.

Литература

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.

2. Зацепина, М.Б. Основы формирования базовой культуры ребёнка в процессе интегрированных музыкальных занятий [Текст] / М.Б. Зацепина // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 6. - С. 66-72.

3. Комарова, Т.С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада : пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 65 с.

4. Метлов, Н.А. Музыка - детям : пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада [Текст] / Н.А. Метлов. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.

5. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//www. rg/ru/2 010/0 3/05/obr-dok.html.

6. Огороднов, Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе [Текст] / Д.Е. Огороднов. - Киев : Музыкальная Украина, 1989. - 65 с.

7. Юсов, Б.П. Когда все искусства вместе [Текст] / Б.П. Юсов. - М. : Просвещение, 1995. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.