УДК 069 Вопросы музеологии. 2018. Т. 9. Вып. 2
Принцип антропоцентризма в проектировании музейных экспозиций: опыт Краеведческого музея Полоцка
С. В. Гаврилова
Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник, Республика Беларусь, 211400, Витебская обл., г. Полоцк, ул. Нижне-Покровская, 22
Для цитирования: Гаврилова С. В. 2018. Принцип антропоцентризма в проектировании музейных экспозиций: опыт Краеведческого музея Полоцка. Вопросы музеологии, 9 (2), 209-219. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.207
Краеведческие музеи составляют значительную часть музейной сети Республики Беларусь. Они оказывают существенное влияние на формирование исторического сознания местного сообщества, а значит, их работе должно уделяться особое внимание, поскольку именно краеведческий музей зачастую является единственным музеем в своем регионе. Изменение подходов к интерпретации и репрезентации истории второй половины ХХ в., сложность теоретического осмысления и выработки концептуального видения истории начала XXI в. привели к тому, что в подавляющем большинстве краеведческих музеев республики сегодня отсутствуют разделы по данному историческому периоду. Одним из способов ликвидации таких пробелов является создание экспозиций и выставок, построенных на принципе антропоцентризма. Жизнь и деятельность человека, ставшего героем экспозиционного рассказа, представляется в событийном контексте местной истории. Можно выделить несколько групп личностей, оказывающихся в центре внимания экспозиционеров: почетные граждане городов и районов; участники трагических событий; деятели искусства, литературы, науки, спорта. Каждая из этих групп определяет специфику подбора материала и организации экспозиции. Примером удачного раскрытия исторических событий через личность служит стационарная выставка «Почетные граждане города Полоцка», открытая в Краеведческом музее Полоцка в конце 2016 г. Это одна из немногих в Беларуси экспозиций, открытых в краеведческом музее после обретения республикой независимости и репрезентирующих историю второй половины XX — начала XXI века. Выставка, в создании которой автор данной статьи принимал непосредственное участие, рассматривается им как образец налаживания музеем коммуникации с местным сообществом, а ее концепция — как один из многих возможных вариантов интерпретации событий местной истории. Такого рода экспозиции, в которых судьба отдельно взятого человека является причиной и следствием социокультурной ситуации его времени, универсальны. Создание в краеведческих музеях экспозиций, построенных на принципе антропоцентризма, способно стать действенным средством привлечения посетителей, существенно повысить востребованность музея местным сообществом и активизировать научно-исследовательскую работу.
Ключевые слова: музей, экспозиция, стационарная выставка, краеведческий музей, принцип антропоцентризма, документирование, местное сообщество, региональная история.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018
Введение и постановка проблемы
Произошедшая в конце ХХ в. трансформация общества повлекла за собой коренные преобразования во всех сферах общественного бытия и сознания, существенно изменила социокультурную ситуацию. В контексте развития концепции новейшей истории Беларуси подверглись переосмыслению многие события ХХ-ХХ! вв., актуализировались принципиально новые области исторической науки.
Изменение методологического подхода к исследованию процесса исторического развития белорусской нации значительно повлияло на музей как институт, формирующий социально-историческую память народа, которая является обязательным условием существования общества и базируется на аккумуляции, сохранении и трансляции социально значимой информации. В большей степени изменения коснулись музеев исторического профиля, которые, осуществляя селекцию исторического материала и интерпретируя музейные предметы, представляют в своих экспозициях модель национальной истории.
Сотрудники краеведческих музеев в своей работе опираются в первую очередь на результаты исследований ученых-историков, акцентируя внимание на информации, актуальной для региона, центром культурной жизни которого и является музей. Исторические сведения дополняют результаты работы краеведов, занимающихся изучением узкого круга вопросов местной истории. Однако главным источником информации для музейных сотрудников являются музейные предметы, которые аккумулируют и ретранслируют исторические факты и события. Интерпретируя полученные из каждого отмеченного источника сведения, музейные сотрудники разрабатывают свое концептуальное видение местной истории, на основе которого моделируют процесс исторического развития региона.
С распадом Советского Союза содержание экспозиций белорусских краеведческих музеев было подвергнуто пересмотру, в результате чего созданные по типовому проекту экспозиционные комплексы, посвященные периоду социалистического развития, были демонтированы. Образовавшаяся лакуна до сегодняшнего дня не заполнена: практически во всех белорусских музеях краеведческого профиля отсутствуют экспозиции периода послевоенного восстановления и развития, а также современного этапа развития регионов.
Актуальной проблемой краеведческих музеев Беларуси является не только трансформация существующих экспозиций в соответствии с современными тенденциями в национальной историографии, но и органичное включение в них новых разделов, освещающих новейшую историю республики. Отмеченный временной промежуток — один из самых сложных для музейной репрезентации периодов. Сотрудники музеев пытаются переосмыслить события второй половины ХХ в., выявить наиболее значимые события начала XXI в. для репрезентации в музее и ищут концептуальное решение соответствующей экспозиции.
Краеведческие музеи составляют значительную часть всей музейной сети Беларуси: по данным портала Museum.by, в республике действует 156 музеев, из них краеведческими являются 701. Очень часто, будучи единственным музеем в городе или районе, краеведческий музей, бесспорно, оказывает влияние на формирование исторического сознания и гражданской позиции местного сообщества, в первую
1 Каталог музеев Беларуси. URL: http://museum.by/node/12 (дата обращения: 31.05.2018).
очередь подрастающего поколения. Он имеет широкие возможности в формировании исторической культуры посетителей, осуществляемой средствами так называемого образования наследием2.
Вопросы создания современных экспозиций по истории ХХ — начала XXI века обсуждают на республиканских и международных конференциях, семинарах, круглых столах, в специализированной периодической печати как отечественные, так и зарубежные музейные специалисты. Опыт музеев в создании соответствующих экспозиций и выставок, проблема комплектования фондов предметами современности отражены в статьях как белорусских исследователей музейного дела и музейных сотрудников М. Беспалой, Л. Володько, И. Водневой, И. Горбунова, Н. Колыма-го, О. Ладисова, И. Симаковой, А. Сташкевич3 и других, так и зарубежных В. Штеб-лера, Х.-М. Хинца, Л. Аркио-Лэйн4 и т. д. Теоретическая разработка вопросов музейной интерпретации и репрезентации истории ХХ — начала ХХ1 века представлена в трудах российских музеологов А. Мастеницы, Г. Ольшевской, Л. Скрипки-ной5 и других.
В последнее время в деле создания новых экспозиций обозначилась тенденция, на которую обратили внимание многие специалисты. В частности, в одной из своих статей российский историк и музеолог М. Каулен об этой тенденции писала следующее: «Одно из наметившихся направлений интерпретации — показ истории через индивидуального человека, через личность. Возникающая при этом коммуникация, субъектами которой являются две личности — человек иного исторического времени и современный посетитель — в значительной степени меняет характер восприятия экспозиции»6. Важность такого подхода в показе истории отметила также исследователь музейного дела И. Чувилова: «Это чувство узнавания, самоидентификации, фиксирование себя в определенной точке пространственно-временного континуума очень важно сегодня для установления полноценной коммуникации... В значительной мере это узнавание происходит благодаря отображению локальной истории через личность, когда далекие и малопонятные события обретают подлинные лица и голоса»7.
Проблема показа истории через личность стала предметом дискуссий музейных специалистов еще в 1980-х годах, что было не в последнюю очередь вызвано так называемым антропологическом поворотом в социально-гуманитарных науках. Вопрос об определении роли личности в истории и ее места в экспозиции остается актуальным. Почти в каждом краеведческом музее Беларуси есть экспозиционные комплексы, посвященные знаменитым землякам, уроженцам края и тем, кто внес значительный вклад в развитие того или иного региона.
К обозначенному выше вопросу специалисты обращаются все чаще. Отечественные музейщики, опираясь на предыдущий опыт, постепенно изменяют ракурс рассмотрения соотношения человека и истории: не личность вписывается
2 Нуттунен, 2011. С. 40-44.
3 Бяспалая, 2012. С. 5-16; Валадзько, 2003. С. 37-40; Воднева, Смирнова, 2016. С. 240-243; Гарбуноу, 2012. С. 91-101; Калымага, Ладзкау, 2006. С. 94-102; Омакова, 2011. С. 83-85; Сташкевич, 2009. С. 53-58.
4 Штеблер, 2011. С. 44-48; Хинц, 2009. С. 69-74; Аркио-Лэйн, 2001. С. 21-28.
5 Мастеница, 2009. С. 39-43; Ольшевская, 2009. С. 37-40; Скрипкина, 2002. С. 123-141.
6 Каулен, 2002. С. 219-226.
7 Чувилова, 2017. С. 24-52.
в событийный контекст, а контекст строится вокруг личности. В подобных экспозициях определяющим является принцип антропоцентризма, когда акцент делается не на экономическом развитии региона, а в центр внимания экспозиционера попадает человек с его большими и малыми достижениями. Прошлое, рассмотренное с позиций антропоцентризма, предстает как результат деятельности людей, возрастает понимание антропологической составляющей исторического процесса.
Стоит заметить, что репрезентация истории через личность не может быть расценена как полноценная замена музейной модели исторического времени в целом, но может значительно увеличить аттрактивность экспозиции, обогатить ее эмоционально и сделать доступной для различных категорий посетителей. Соотнесение общего и частного, а также внимание к индивидуальности (так называемая персонификация местной истории8), которая является субъектом социокультурных процессов, происходящих в регионе и стране, является основой создания востребованной местным сообществом экспозиции. Выбор личности для музейной репрезентации отражает представление местного сообщества о ее роли в социокультурном развитии региона.
В советское время содержание экспозиции определялось специально разработанными документами, а идеология определяла достойных представления в музее (Герои Социалистического Труда, передовики, рационализаторы, делегаты съездов и пленумов, занятые в разных сферах народного хозяйства участники Октябрьской революции, гражданской и Великой Отечественной войн и т. д.). Сегодня музеи свободны в выборе тех личностей, на примере которых будет воспитываться молодое поколение.
Анализ фактического материала
Распределение материала по группам
Анализ практики белорусских краеведческих музеев по созданию экспозиций, отражающих послевоенную и современную историю регионов, позволяет выделить несколько групп личностей, материалы о которых демонстрируются в экспозициях:
1) почетные граждане городов и районов;
2) участники трагических событий (военный конфликт, техногенная катастрофа);
3) выдающиеся уроженцы города и района — деятели сфер искусства, литературы, науки, спорта и других.
Презентация предметов каждой группы в экспозиции имеет свои особенности.
Первая группа представлена в экспозициях довольно однотипно: фотопортреты удостоенных звания почетного гражданина города/района, документ (а чаще всего — копия), заверяющий факт присвоения звания, — удостоверение, почетная грамота, приветственный адрес и т. д. Такие комплексы, не претерпевшие коренных изменений, можно встретить в основном в музеях, созданных еще в советское
8 Кандаурова, 2002. С. 227-233.
время. Своим оформлением они напоминают Доску почета. Отмеченными почетным званием были в большинстве своем представители партийных органов, руководители крупных предприятий и учреждений, рядовые труженики (но обязательно ударники, передовики).
Традиция присвоения звания почетного гражданина продолжается и в современный период, однако далеко не каждый краеведческий музей имеет возможность пополнять экспозицию новыми материалами. Одним из путей, по которому пошли отдельные музеи, стало размещение в экспозиции информационно-справочных терминалов, представляющих соответствующую информацию в электронном виде. Такое решение, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ: расширение информационного поля музея, предоставление посетителю выбора способов получения интересующих его сведений, возможность представления разных видов информации, а также оперативное размещение актуальных данных. Из недостатков стоит в первую очередь отметить отсутствие мемориальных предметов, что влияет на уровень аттрактивности музейной экспозиции.
Вторую группу личностей представляют воины-интернационалисты и участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Экспозиционные комплексы, представляющие первую подгруппу, отличаются использованием большого количества мемориальных предметов. В отдельных музеях эти комплексы построены на контрасте: вещи «из мирной жизни» — вещи «войны». За счет такого приема посетитель более эмоционально воспринимает экспозицию.
Представление материалов о личностях второй подгруппы характерно для краеведческих музеев районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В таких комплексах представлено гораздо меньше мемориальных предметов, что объясняется рядом факторов: среди ликвидаторов аварии было много приезжих из других регионов и даже республик, установить связь с их семьями часто затруднительно, а экспонировать использовавшуюся ими одежду и приборы вообще невозможно.
В отборе личностей, отнесенных нами к третьей группе (выдающиеся уроженцы города/района), музеи не ограничены, единственным критерием является выбор сотрудников. Эта группа самая многочисленная и включает как заслуженных врачей, учителей, ученых, так и известных в стране и за рубежом писателей, художников, спортсменов. Объединяющим факторов в данном случае выступает прием, использующийся при построении экспозиции. Он заключается в презентации наград или работ (в том числе произведений искусства) по видам профессиональной/ творческой деятельности меморируемой личности: кубки и медали спортсменов, грамоты заслуженных учителей, картины художников, книги писателей и поэтов, монографии ученых. Зачастую эти комплексы дополняются фотопортретами и биографическими сведениями о знаменитых земляках.
В некоторых краеведческих музеях соответствующие разделы экспозиций построены на презентации материалов личностей одной из отмеченных выше групп, но часто можно наблюдать их комбинирование, что объясняется стремлением охватить как можно большее количество меморируемых лиц. Такое решение экспозиции можно видеть, к примеру, в Лепельском районном краеведческом музее. В 1983 г. в нем была открыта современная экспозиция, последний раздел которой назывался «Зал культурного строительства» и был посвящен послевоенному раз-
витию региона. Среди личностей, материалы о которых были представлены в этом разделе, — почетные граждане города Лепеля, Герои Социалистического Труда, заслуженные врачи и учителя БССР, через призму деятельности которых рассказывалось о развитии образования, медицины и сельского хозяйства в районе. Позже экспозицию дополнили экспонаты, представлявшие развитие местного театрального искусства, науки, литературы, искусства и спорта.
Особое внимание краеведческие музеи уделяют развитию культуры своего региона, дополняя экспозиции материалами о местных ремесленниках, художниках, поэтах, писателях. Через рассказ о выдающихся земляках музеи вписывают историю малой родины в контекст общегосударственной.
Стоит отметить, что при отборе личностей для репрезентации в экспозиции музеи придерживаются принципов, заложенных в советское время (отмеченные почетными званиями, государственными наградами); в центре внимания оказываются лишь заслуги человека, а его жизнь и деятельность часто рассматриваются в отрыве от контекста местной истории.
Обсуждение реализации результатов исследования
Одной из самых успешных, на наш взгляд, экспозиций, построенных на принципе антропоцентризма, является открывшаяся в декабре 2016 г. в Краеведческом музее (филиал Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника) стационарная выставка «Почетные граждане города Полоцка», приуроченная к 50-летию установления звания «Почетный гражданин города Полоцка». Необходимость создания подобной экспозиции назрела давно: последний раздел, который знакомил посетителя с историей города, был посвящен межвоенному периоду 1917-1941 гг. Послевоенное время, а тем более современность не были репрезентированы вообще.
Цель создания выставки — представить жизнь и деятельность людей, удостоенных звания почетного гражданина, в событийном контексте местной истории второй половины XX — начала XXI века. Помимо этого, она решала такие задачи, как расширение временных рамок репрезентации истории Полоцка и организация на базе музея площадки для проведения мероприятий, встреч представителей разных поколений, что способствовало бы пополнению фондов материалами о послевоенном и современном развитии города.
Экспозиция выставки органически связана со всей экспозицией музея. Для ее размещения выделен зал площадью 38 м2. Научная концепция разработана заведующим музеем И. П. Водневой и автором статьи, архитектурно-художественное решение — дизайнерами из Минска. В структуре экспозиции были выделены четыре раздела: «Звание "Почетный гражданин города Полоцка"», «С фронта военного на фронт трудовой», «На пути великих свершений», «Возрождение памяти — пробуждение души».
Первый раздел посвящен истории появления звания «Почетный гражданин города Полоцка» (1967 г.), развитию традиции почитания полочан за выдающиеся заслуги перед городом (с 2003 г.).
Во втором разделе — «С фронта военного на фронт трудовой» — представлены материалы о первых награжденных, людях разных профессий, сражавшихся за
освобождение Полоцка в годы Великой Отечественной войны. Они участвовали в послевоенном восстановлении города, налаживании мирной жизни, вели активную общественную работу и внесли вклад в «дело коммунистического воспитания молодежи».
Третий раздел — «На пути великих свершений» — объединил тех, кто получил почетное звание в мирное время, когда Полоцк превратился в крупный промышленный центр. Это люди, занятые в различных сферах: железнодорожники, рабочие, медики, учителя, писатели.
Материалы последнего раздела экспозиции — «Возрождение памяти — пробуждение души» — рассказывают о полочанах, получивших звание в период независимой Беларуси и ставших примером нового понимания роли человека в жизни города.
Каждый предмет, который экспонируется на выставке, имеет большой информационный потенциал и способен не только представлять личность, но и моделировать исторический контекст. Информационное поле экспозиции расширяют небольшие по продолжительности видеофильмы, записи интервью, фотографии и другие материалы, в том числе представленные в электронном виде посредством информационного терминала. Электронный контент периодически дополняется. Для проведения мероприятий в выставочном зале установлен экран и видеопроектор, выделено пространство для размещения аудитории.
За время, прошедшее с момента открытия выставки, ее посетило более 2000 человек. Проведено свыше 30 мероприятий, установлены связи с родными и близкими почетных граждан города Полоцка. Возросло количество посетителей музейных мероприятий из числа местных жителей всех возрастов. Привлечению новой аудитории способствует живое общение как с героями экспозиции, так и с непосредственными свидетелями исторических событий недавнего прошлого. Фонды Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника пополнились новыми музейными предметами (не считая тех, что приняты в фонды на этапе подготовки экспозиции), активизировалась научно-исследовательская работа сотрудников музея по документированию послевоенной и современной жизни города.
Заключение
Современные краеведческие музеи Беларуси находятся на этапе переосмысления исторических событий второй половины ХХ — начала ХХ1 века. Эти события возможно представить в музее с позиций антропоцентризма. Подобное осуществимо при условии глубокого анализа исторического развития региона, определении места и роли каждой выбранной для репрезентации личности в этом процессе. Репрезентация истории через личность является одним из действенных способов построения исторической экспозиции. Анализ практического опыта, накопленного современными музеями, позволяет выделить несколько групп меморируемых личностей и констатировать наличие особенностей презентации материалов при работе с каждой конкретной группой. Коммуникация, которая происходит между посетителем и героем музейного рассказа, позволяет сделать экспозицию аттрактивной, а ее восприятие — эмоционально окрашенным, до-
ступным посетителям различных категорий. На наш взгляд, создание в краеведческих музеях экспозиций, построенных на принципе антропоцентризма, имеет большой потенциал, способно ощутимо содействовать осуществлению культурно-образовательной деятельности музеев и повысить их востребованность местным сообществом.
Литература
Аркио-Лэйн Л. 2001. Серия экспозиций по трилогии «Память — Время — Чувство» в Xельсинкском городском музее. Музейная интерпретация исторических процессов. Модели ХХ1 века: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. началу III тысячелетия. М.: 21-28. Бяспалая М. А. 2012. Сучасныя тэндэнцьп у камплектаванш фондау рэпянальных музеяу як працяг традыцый Я. i К. Тышкевiчау. Чацвёртыя Тышкевщтя чытанш: матэрыялы чытанняу. Мшск: 5-16.
Валадзько Л. I. 2003. Агляд паступленняу па сучаснай исторып перыяду 1997-2002 гг. Да пытання аб
камплектаваннi калекцый. Музейны весшк 1: 37-40. Воднева И. П., Смирнова Т. Р. 2016. Коллекция музейных предметов по теме «Почетные граждане города Полоцка» как средство формирования гражданской позиции личности в процессе музейной коммуникации. Вщебст край: матэрыялы Мiжнар. навук.-практ. канф., прысв. 170-годдзю з дня нараджэння М. Я. НШфароускага 1. Минск: 240-243. Гарбуноу I. В. 2012. Новыя тэндэнцып у стварэнш музейна-выставачных экспазщый на Беларуа (20042010 гг.). Весщ Нацыянальнай акадэми навук Беларуа. Серыя гумаштарных навук 2: 91-101. Калымага Н. У, Ладзкау А. I. 2006. Навуковая канцэпцыя экспазщып i перасоунай выстаую «Сучасная
Беларусь. Этапы культурнага будаунщтва». Музейны веснж 3: 94-102. Кандаурова Т. Н. 2002. К вопросу о проблемах построения исторических экспозиций. Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам круглого стола, состоявшегося 18 мая 2001 года в г. Орле. М.: 227-233. Каулен М. Е. 2002. Проблема личности в исторической экспозиции. Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам круглого стола, состоявшегося 18 мая 2001 года в г. Орле. М.: 219-226. Мастеница Е. Н. 2009. Музейная интерпретация истории как культурологическая проблема. Вопросы культурологии 9: 39-43. Нуттунен Е. А. 2011. Музей в системе формирования исторической культуры. Человек и образование 3: 40-44.
Ольшевская Г. К. 2009. Задачи трансформации экспозиций по новейшей истории в региональных музеях. Исторические экспозиции региональных музеев в постсоциалистический период: сб. материалов Междунар. семинара, проведенного в 2003-2004 гг. в России, Белоруссии и Германии. СПб.: 37-40.
Омакова I. М. 2011. Экспазщыйнае праектаванне у этнаграфiчных музеях Беларуа у канцы XX — пачатку XXI ст. Беларусь: история и современность: Междунар. науч.-практ. конф.: доклады и сообщения. Мшск: 83-85. Скрипкина Л. И. 2002. Эволюция влияния исторической науки на научную адекватность содержания экспозиций. Роль историко-краеведческих музеев в коммуникации исторических знаний в конце XX — начале XXI в. Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам круглого стола, состоявшегося 18 мая 2001 года в г. Орле. М.: 123-141.
Сташкевич А. Б. 2009. Белорусские музеи на рубеже веков. Из опыта экспозиционных трансформаций. Исторические экспозиции региональных музеев в постсоциалистический период: сб. материалов Междунар. семинара, проведенного в 2003-2004 гг. в России, Белоруссии и Германии. СПб.: 53-58.
Xинц X.-М. 2009. Представление истории в немецких музеях. Исторические экспозиции региональных музеев в постсоциалистический период: сб. материалов Междунар. семинара, проведенного в 2003-2004 гг. в России, Белоруссии и Германии. СПб.: 69-74. Чувилова И. В. 2017. Местный музей как ключевой элемент развития идентичности. Новации в музейном мире. На пути к музею локальной истории нового типа: сб. науч. ст. Новосибирск: 24-52.
Штеблер В. 2011. «Трудные темы» современной истории в баварских музеях. Музей 10: 44-48.
Статья поступила в редакцию 10 апреля 2018 г.; рекомендована в печать 16 июня 2018 г.
Контактная информация:
Гаврилова Славина Вячеславовна — соискатель; slav-post2@yandex.ru
The principle of anthropocentrism in the design of museum expositions: the experience of the Local History Museum of Polotsk
S. V. Gavrilova
Polotsk National Historical and Cultural Museum-Reserve,
22, ul. Nizhne-Pokrovskaya, Polotsk, 211400, Vitebsk region, Republic of Belarus
For citation: Gavrilova S. V. 2018. The principle of anthropocentrism in the design of museum expositions: the experience of the Local History Museum of Polotsk. The Problems of Museology, 9 (2), 209-219. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.207 (In Russian)
Local history museums make up a significant part of the museum network of the Republic of Belarus. Since a local history museum is the only museum in many cities and districts, it undoubtedly influences the formation of historical consciousness and civic position of the local community. However, not every museum presents a complete model of the history of the region. Many local museums have no exposition sections on the history of the second half of the 20th — early 21st centuries. To fill the gap, museums have increasingly begun to create permanent and temporary expositions built on the principle of anthropocentrism — the representation of history through personality. Analysis of the exposition creation practice in Belarusian local history museums allows us to identify several groups of individuals, that are presented in museums: honorary citizens of cities and districts; participants of the tragic events (military conflict, man-made disaster); prominent natives of the city and district — artists, writers, scientists, sportsmen and others. According to the author, one of the most successful expositions built on the principle of anthropocentrism is the permanent exhibition Honorary Citizens of Polotsk, opened in the Local History Museum of Polotsk in December 2016. The number of locals of all ages who attend museum events has increased. In addition, the research work of the museum staff on documenting the post-war and modern life of the city has intensified. The communication that takes place between the visitor and the hero of the museum's story makes the exhibition more attractive, and its perception becomes emotionally colored and accessible to the visitors of various categories. Expositions built on the principle of anthropocentrism have a great potential in the implementation of cultural and educational activities of local history museums, which makes them the sociocultural centres of the region demanded by the local community.
Keywords: museum, exposition, permanent exhibition, local history museum, a principle of anthropocentrism, documentation, local community, regional history.
References
Arkio-Lein L. 2001. Seriia ekspozitsii po trilogii «Pamiat' — Vremia — Chuvstvo» v Khel'sinkskom gorod-skom muzee [A series of expositions on the trilogy "Memory — Time — Feeling" in the Helsinki City Museum]. Muzeinaia interpretatsiia istoricheskikh protsessov. Modeli KhKhl veka: Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: 21-28. (In Russian)
Biaspalaia M. A. 2012. Suchasnyia tendentsyi y kamplektavanni fonday regiianal'nykh muzeiay iak prat-siag tradytsyi Ia. I K. Tyshkevichay [Modern trends in gathering funds of regional museums as a continuation of traditions of E. and K. Tyszkiewicz]. Chatsvertyia Tyshkevitskiia chytanni: materyialy chytanniay. Minsk: 5-16. (In Belarusian) Chuvilova I. V. 2017. Mestnyi muzei kak kliuchevoi element razvitiia identichnosti [Local museum as a key element of identity development]. Novatsii v muzeinom mire. Naputi k muzeiu lokal'noi istorii novogo tipa: sbornik nauchnykh trudov: 24-52. (In Russian) Garbunoy I. V. 2012. Novyia tendentsyi y stvarenni muzeina-vystavachnykh ekspazitsyi na Belarusi (20042010 gg.) [New trends in the creation of museum expositions in Belarus (2004-2010)]. Vestsi Natsyianal'nai akademii navuk Belarusi. Seryia gumanitarnykh navuk. Minsk. 2: 91-101. (In Belaru-sian)
Khints Kh.-M. 2009. Predstavlenie istorii v nemetskikh muzeiakh [The view of history in German museums]. Istoricheskie ekspozitsii regional'nykh muzeev v postsotsialisticheskii period: sbornik materialov Mezhdunarodnogo seminara, provedennogo v 2003-2004 gg. VRossii, Belorussii i Germanii: 69-74. (In Russian)
Kalymaga N. U., Ladzisay A. I. 2006. Navukovaia kantseptsyia ekspazitsyi i perasoynai vystayki «Suchas-naia Belarus'. Etapy kul'turnaga budaynitstva» [The scientific concept of the exhibition and the traveling exhibition "Modern Belarus. Stages of cultural development"]. Muzeiny vesnik 3: 94-102. (In Belarusian)
Kandaurova T. N. 2002. K voprosu o problemakh postroeniia istoricheskikh ekspozitsii [On the issue of the problems of building historical expositions]. Sovremennaia istoriografiia i problemy soderzhaniia istoricheskikh ekspozitsii muzeev. Po materialam kruglogo stola, sostoiavshegosia 18 maia 2001 goda v gorode Orle. 227-233. (In Russian) Kaulen M. E. 2002. Problema lichnosti v istoricheskoi ekspozitsii [The problem of personality in historical exposition]. Sovremennaia istoriografiia i problemy soderzhaniia istoricheskikh ekspozitsii muzeev. Po materialam kruglogo stola, sostoiavshegosia 18 maia 2001 goda v g. Orle: 219-226. (In Russian) Mastenitsa E. N. 2009. Muzeinaia interpretatsiia istorii kak kul'turologicheskaia problema [Museum interpretation of history as a cultural problem]. Voprosy kul'turologii 9: 39-43. (In Russian) Nuttunen E. A. 2011. Muzei v sisteme formirovaniia istoricheskoi kul'tury [Museum in the system of formation of historical culture]. Chelovek I obrazovanie 3: 40-44. (In Russian) Ol'shevskaia G. K. 2009. Zadachi transformatsii ekspozitsii po noveishei istorii v regional'nykh muzeiakh [The tasks of transformation of expositions on the latest history in regional museums]. Istoricheskie ekspozitsii regional'nykh muzeev v postsotsialisticheskii period: sb. materialov Mezhdunar. seminara, provedennogo v 2003-2004 gg. V Rossii, Belorussii I Germanii: 37-40. (In Russian) Shtebler V. 2011. «Trudnye temy» sovremennoi istorii v bavarskikh muzeiakh ["Difficult themes" of modern
history in Bavarian museums]. Muzei 10: 44-48. (In Russian) Simakova I. M. 2011. Ekspazitsyinae praektavanne y etnagrafichnykh muzeiakh Belarusi y kantsy XX — pachatku XXI st. [Expositional design in ethnographic museums of Belarus at the end of XX — beginning of XXI century]. Belarus': istoriia i sovremennost': Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia: doklady i soobshcheniia: 83-85 (in Belarusian) Skripkina L. I. 2002. Evoliutsiia vliianiia istoricheskoi nauki na nauchnuiu adekvatnost' soderzhaniia ekspozitsii. Rol' istoriko-kraevedcheskikh muzeev v kommunikatsii istoricheskikh znanii v kontse XX — nachale XXI v. [Evolution of the influence of historical science on the scientific adequacy of the content of expositions. The role of historical and local history museums in the communication of historical knowledge in the late 20th — early 21st century]. Sovremennaia istoriografiia I problemy soderzhaniia istoricheskikh ekspozitsii muzeev. Po materialam kruglogo stola, sostoiavshegosia 18 maia 2001 goda v Orle: 123-141. (In Russian) Stashkevich A. B. 2009. Belorusskie muzei na rubezhe vekov. Iz opyta ekspozitsionnykh transformat-sii [Belarusian museums in the turn of the century. From the experience of exhibition transformations]. Istoricheskie ekspozitsii regional'nykh muzeev v postsotsialisticheskii period: sbornik materialov Mezhdunar. seminara, provedennogo v 2003-2004 gg. V Rossii, Belorussii I Germanii: 53-58. (In Russian)
Valadz'ko L. I. 2003. Agliad pastuplenniay pa suchasnai gistoryi peryiadu 1997-2002 gg. Da pytannia ab kamplektavanni kalektsyi [Overview of revenues on the modern history of the period of 1997-2002. To a question on gathering of collections]. Muzeiny vesnik 1: 37-40. (In Belarusian) Vodneva I. P., Smirnova T. R. 2016. Kollektsiia muzeinykh predmetov po teme «Pochetnye grazhdane goroda Polotska» kak sredstvo formirovaniia grazhdanskoi pozitsii lichnosti v protsesse muzeinoi kommunikatsii [Collection of museum items on the topic "Honorary citizens of the city of Polotsk" as a means
of forming a civic position of the individual in the process of museum communication]. Vitsebski krai: Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 170-goddziu z dnia naradzhennia M. Ia. Nikifaroyskaga 1: 240-243. (In Russian)
Received: April 10, 2018 Accepted: June 16, 2018
Author's information:
Slavina V. Gavrilova — Applicant; slav-post2@yandex.ru