САДЫМ Владимир Александрович
кандидат культурологии, вице-президент Краснодарской региональной общественной организации «Федерация космонавтики Кубани»
Краснодар, Россия Vladimir A. SADYM Cand. Sci. (Museology, Conservation and Restoration of Historical and Cultural Objects), Vice-President, Krasnodar Regional Public Organization ''Kuban Federation of Cosmonautics", Krasnodar, Russia sadymvlad@mail.ru
САДЫМ Каринэ Борисовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, психологии и педагогики Кубанского государственного медицинского университета
Краснодар, Россия Karine B. SADYM Cand. Sci. (National History), Assoc. Prof., Department of Philosophy, Psychology and Pedagogy, Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia karinakor@mail.ru
Школьные музеи космонавтики на Кубани как центры краеведческой деятельности
School Museums of Cosmonautics in the Kuban Region as Centres of Regional Studies Activities
Статья посвящена деятельности школьных музеев космонавтики на Кубани как центров краеведческой деятельности и одного из каналов трансляции историко-культурного наследия космонавтики. Исследование практического опыта школьных музеев космонавтики позволяет обозначить ряд приоритетов их деятельности в области исторического краеведения: сохранение исторической памяти; пропаганда и популяризация достижений кубанских ученых, космонавтов; формирование ценностного отношения к космическому наследию; нравственно-патриотическое
The article is devoted to the activity of school museums of cosmonautics in the Kuban as the centres of regional studies activity and one of the channels for the translation of the historical and cultural heritage of space exploration. The research of the practical experience of the school museums of astronautics allows to identify a number of priorities of their activity in the field of historical regional studies: preservation of historical memory; propaganda and popularization of achievements of Kuban scientists, cosmonauts; the formation of a value attitude to the cosmic heritage; moral and patriotic education of students on the ex-
НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ 2018 № 1
воспитание учащихся на примерах и подвигах выдающихся земляков; активизация интереса учащихся к самостоятельному изучению истории космонавтики в контексте истории родного края. Авторы воспроизводят историю формирования фондов и дают характеристику экспозиций школьных музеев, в частности, гимназии № 72 г. Краснодара, средней школы № 6 станицы Октябрьской, средней школе № 6 станицы Казанской.
Ключевые слова: Краснодарский край, школьный музей, историческое краеведение, космонавтика, культурное наследие, фонды, экспозиция, просветительская деятельность, патриотическое воспитание.
amples and exploits of outstanding countrymen; activation of pupils' interest in independent study of the history of cosmonautics in the context of the history of their native land. The authors reproduce the history of the formation of funds and describe the expositions of school museums, in particular, the gymnasium no. 72 in Krasnodar, the secondary school no. 6 of the stanitsa of Oktyabrskaya, and the secondary school no. 6 of the stanitsa of Kazanskaya.
Keywords: Krasnodar region, school museum, historical local history, astronautics, cultural heritage, funds, exposition, enlightening activity, patriotic education.
Вторая половина ХХ в. ознаменовалась бурным развитием космонавтики и ракетно-космической техники. В 1950-1960-е гг. в мире и, прежде всего, в СССР произошел качественный скачок в науке и технике, кульминацией которого стало практическое освоение космического пространства. В Советском Союзе была создана первая баллистическая ракета-носитель космических кораблей, в 1957 г. запущен первый искусственный спутник Земли, в 1961 г. летчик-космонавт Ю. А. Гагарин открыл дорогу в космос, а летчик-космонавт А. А. Леонов в 1965 г. первым вышел из корабля «Восход-2» в открытое космическое пространство. 1960-е гг. были ознаменованы первыми полетами советских автоматических межпланетных космических ракет на Луну, Марс и Венеру.
Достижения в области ракетно-космической науки и техники становились национальной гордостью. Практическое освоение космоса создает условия для формирования совершенно нового типа культурных ценностей - исторического и культурного наследия космонавтики.
Под историко-культурным наследием космонавтики подразумевается совокупность технических и научных достижений в области теоретического и практического исследования космоса, история развития космической науки и ракетно-космической техники, систем жизнеобеспечения человека в космосе и наземной инфраструктуры космической отрас-
ли, а также гуманитарная составляющая космонавтики, представляющая трансформации в мировоззрении человечества, вызванные ее развитием.
Основным институтом сохранения, систематизации и трансляции историко-культурного наследия космической науки и техники в обществе является музей.
Помимо музеев космонавтики государственного и регионального уровней, которые создавались в 1960-1970-е гг., к разряду специализированных можно отнести музеи образовательных учреждений, репрезентирующих космическое наследие. Подобные музеи существуют во всех видах образовательных учреждений: средних общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений.
В данной статье речь пойдет о школьных музеях космонавтики Краснодарского края. Школьные музеи работают на общественных началах. Сходство с государственным музеем заключается в том, что школьный музей также осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и экспонирование памятников истории и культуры, выполняет просветительскую функцию.
Очевидно, что школьные музеи, репрезентирующие космическое наследие, представляются одной из наиболее эффективных форм распространения космических знаний среди подрастающего поколения [3, с 202].
НАСЛЕДИЕ ВЕКШ 2018 № 1
В 1985 г., по данным Федерации космонавтики, в СССР насчитывался 171 школьный музей космонавтики, из них 107 - в РСФСР [5, с. 5-27]. В настоящее время, по данным общероссийской общественной организации «Ассоциация музеев космонавтики России» (АМКОС), в нашей стране насчитывается порядка 60 специализированных музеев космонавтики в средних общеобразовательных учреждениях [4, с. 49-58]. С начала 2000-х гг. проявляется устойчивая тенденция создания новых музеев и экспозиций космической тематики в образовательных учреждениях. Эта тенденция обусловлена целями и задачами государственной политики нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
По данным АМКОС, в Краснодарском крае насчитывается 14 школьных музеев космонавтики. Согласно нашему исследованию, помимо них на базе школьных краеведческих музеев в крае сегодня успешно действуют около 100 экспозиций космической тематики. Некоторые из них занимают центральное место в музеях и постепенно становятся основным, профильным направлением школьных музеев. В контексте данной статьи мы также обратим внимание на данную группу экспозиций, представляющих для нас не меньший интерес с точки зрения их историко-краеведческой направленности работы. Безусловно, приведённые данные о количестве школьных музеев космонавтики и крупных экспозиций не учитывают тематические выставки, школьные уголки, тематические стенды, витрины.
Этапы освоения космического наследия школьными музеями на Кубани тесным образом связаны с эпохальными событиями в истории практического освоения космоса и во многом схожи с историей создания подобного рода музеев в других регионах нашей страны.
Объектами образовательной, поисковой работы и экспозиционного показа школьных краеведческих музеев космонавтики чаще всего являются факты местной истории, местные жители, история родной школы, её выпускники, каким-либо образом причастные к истории космонавтики и ракетно-космической техники [8, с. 148-149].
С Кубанью связана жизнь и деятельность целого ряда отечественных ученых, лет-
чиков-космонавтов, прославившихся заслугами в области ракетостроения, практического освоения космоса. Н. Г. Чернышев (советский ученый-химик, разработчик ракетного топлива, уроженец ст. Казанской Кавказского района), Ю. В. Кондратюк (один из пионеров теоретической космонавтики, в 1920-е гг. работал на Крыловском элеваторе в станице Октябрьской Крыловского района), Г. Я. Бахчиванджи (летчик-испытатель первого советского самолета с реактивным двигателем БИ-1, уроженец ст. Бриньковской Приморско-Ахтарского района).
На Кубани родились, выросли или учились летчики-космонавты В. В. Горбатко, А. Н. Березовой, В. И. Севастьянов, Г. И. Падалка и С. Е. Трещёв, космонавт-испытатель А. В. Щукин, конструктор Д. И. Козлов.
В Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков им. А. К. Серова и Ейском авиаучилище обучались многие летчики-космонавты. Десятки космонавтов бывшего СССР, современной России и зарубежья прошли подготовку в Институте мониторинга земель и экосистем в Краснодаре. Первая группа космонавтов СССР, в числе которых был Ю. А. Гагарин, проходила предполетную практику в Краснодарском крае, о чем свидетельствует мемориальная доска на территории Краснодарского аэропорта в честь пребывания первой шестерки космонавтов на Кубани. В Адлере располагается обезьяний питомник - база научно-исследовательского института приматологии РАН, который занимается экспериментальными исследованиями в медицине, в том числе в области космической физиологии. Предприятия Краснодарского края еще в советскую эпоху работали на космическую отрасль страны. Некоторые из них, например, «Сатурн» и сегодня производит солнечные батареи, используемые в космонавтике.
К числу наиболее известных и крупных школьных музеев космонавтики в Краснодарском крае сегодня можно отнести музей авиации и космонавтики гимназии № 72 им. академика В. П. Глушко в г. Краснодаре, музей Н. Г. Чернышева СОШ № 20 им. Н. Г. Чернышева в ст. Казанской Кавказского района, музей авиации и космонавтики им. Ю. В. Кондратюка СОШ № 6 в ст. Октябрьской Крылов-
ского района, музей космонавтики СОШ № 16 им. В. В. Горбатко в п. Восход Новокубанского района, музей космонавтики в СОШ № 30 в поселке Мостовском.
Среди крупнейших экспозиций космической тематики в школьных краеведческих музеях Кубани - экспозиция по космонавтике в краеведческом музее СОШ № 7 им. Героя Советского Союза Ю. А. Гагарина в г. Хады-женск, экспозиция «Кубань и космонавтика» в школьном музее боевой славы СОШ № 7 в ст. Холмская Абинского района, уголок космонавтики СОШ № 20 поселка Красный Октябрь Темрюкского района, экспозиция «Славный сын Кубани - В. В. Горбатко» в школьном историко-краеведческом музее СОШ № 9 г. Лабинска, экспозиция, посвященная В. И. Севастьянову в гимназии № 9 г. Сочи, экспозиция «Пионеры космоса» в историко-краевед-ческом музее СОШ № 16 ст. Каладжинской Лабинского района, экспозиция по авиации и космонавтике «По стопам Г. Я. Бахчиванджи» в СОШ № 5 им. Г. Я. Бахчиванджи ст. Бринь-ковской Приморско-Ахтарского района, уголок космонавтики гимназии № 18 в г. Краснодаре, экспозиции по космонавтике «Путь к звёздам», «Вселенная открыта для тебя» в историческом музее СОШ № 4 г. Тихорецка, экспозиция, посвящённая летчику-космонавту А. Н. Березовому в музее средней школы № 2 им. Героя Советского Союза А. Н. Березового в поселке Энем Республики Адыгеи и многие другие.
Объектами музеефикации данных музеев, как правило, являются личные вещи, подаренные космонавтами, элементы космической аппаратуры, космического питания, макеты ракет и спутников, которые изготавливали сами учащиеся, фотоматериалы, документы, переписка с космонавтами и их родственниками.
Принципы исторического краеведения в школьных музеях космонавтики реализуются в следующих направлениях их деятельности: вовлечение учащихся в поисковую и собирательскую работу; научно-исследовательская и творческая работа школьников; организация и проведение тематических мероприятий на базе музеев космонавтики; кружковая, добровольческая работа.
Школьники вовлекаются в работу по поиску, хранению, изучению и систематизации памятников, предметов и документов по истории космонавтики на Кубани.
Рассмотрим опыт школьных музеев космонавтики в контексте обозначенных в данной статье вопросов.
Ярким примером специализированного школьного музея космонавтики может служить музей средней школы № 6 им. Ю. В. Кондратюка в ст. Октябрьской Крыловского района (открыт 4 октября 1973 г.). Ю. В. Кондратюк в 1925-1926 гг. работал механиком на Крылов-ском элеваторе, где завершил работу над книгой «Завоевание межпланетных пространств». Музей основан по инициативе учителя химии М. А. Косенко, предложившей учащимся сбор материалов об ученом. Идея создания «уголка Кондратюка» возникла после выхода статьи профессора Т. И. Агаповой «Штурман космических трасс» в краевой газете «Советская Кубань» в 1971 г.
Из числа учащихся старших классов был создан совет музея, который записывал воспоминания старожил станицы, вел переписку с архивами, школами Калуги, Новосибирска, Эльхотово, Москвы, где жил и работал Ю. В. Кондратюк. По запросу учащихся Академия наук СССР прислала копию страниц рукописи Ю. В. Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств», где рукою ученого был написан адрес ст. Октябрьская. В архивах школьного музея хранятся воспоминания академика, дважды Героя Социалистического труда, автора проекта Останкинской телебашни и сослуживца Ю. В. Кондратюка Н. В. Никитина. Школьники документально подтвердили, что Ю. В. Кондратюк вел переписку с К. Э. Циолковским. За установление этого факта Государственный музей космонавтики им. К. Э. Циолковского наградил коллектив школьного музея дипломом и медалью Циолковского.
Цель работы музея Ю. В. Кондратюка - создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся на уроках краеведения путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
М. А. Косенко вспоминал: «В первые годы становления нашего музея мы усиленно
оямп! «к»»'
Экспозиция школьного музея космонавтики в СОШ № 6 им. Ю. В. Кондратюка, станица Октябрьская, Крыловскойрайон Краснодарского края, 2005
занимались пропагандой знаний о Ю. В. Кондратюке и его учении у себя в станице, в районе. Мы посетили практически все колхозы, совхозы, организации, и везде нас принимали, слушали и восхищались тем, что такой человек жил здесь, у нас в станице. Так члены совета музея вместе со своими руководителями знакомили население со своим знаменитым земляком, а на всесоюзных конференциях актива школьных музеев мы знакомили делегатов разных городов страны с нашей работой... За годы работы музея было много интересных поездок в разные города, но особенно любимыми для нас были поездки в Звездный, где мы встречались с космонавтами» [1].
В 1980-1990-е гг. музей космонавтики им. Ю. В. Кондратюка не раз посещали космонавты В. В. Горбатко и А. Н. Березовой.
Академик В. П. Глушко в своем письме, адресованном Первому секретарю Краснодарского крайкома КПСС С. Ф. Медунову и председателю Краснодарского краевого Совета народных депутатов Г. П. Разумовскому в 1982 г. писал «Большую работу ведет руководитель школьного музея станицы Октябрьской директор школы М. А. Косенко. Ребята далекой кубанской станицы проводят беседы на колхозных фермах и в семьях колхозников о достижениях советской космонавтики, ведут переписку с космонавтами, вырастили и посадили 200 кустов роз в Звездном городке» [2].
В книге отзывов руководитель движения «Кубань и космонавтика», профессор Краснодарского государственного института культуры Т. И. Агапова оставила памятную запись «С огромной радостью познакомилась с экспозицией музея и активом музея Ю. В. Кон-
дратюка... От всего сердца желаю дальнейших успехов в вашем благородном деле».
При школьном музее Ю. В. Кондратюка созданы «космические экипажи юных друзей космонавтов». Ежегодно в них принимают учащихся начальных классов, которые продолжают эстафету по изучению и сохранению наследия Ю. В. Кондратюка.
Крупнейшим на сегодняшний день школьным музеем космонавтики в Краснодарском крае является музей авиации и космонавтики гимназии № 72 им. академика В. П. Глушко в г. Краснодаре. Его основные задачи: воспитание гражданственности и патриотизма, любви и уважения к своей Родине, ее истории, пропаганда научных взглядов на историю развития авиации и космонавтики в нашей стране и в мире, проведение поисковой, научной и краеведческой работы, поддержание и пополнение экспозиции.
Это один из немногих паспортизированных профильных школьных музеев на Кубани. Музей имеет собственное помещение - 200
квадратных метров, около 1000 экспонатов, из которых порядка 450 подлинных: подарки академика В. П. Глушко, родителей кубанских космонавтов, родных С. П. Королева, ученых, космонавтов, ветеранов космодромов Плесецк, Байконур, Капустин Яр, ОАО «Сатурн», МПО «Энергомаш», в том числе письма, документы, фотографии, летные костюмы, медали, коллекции значков и марок и др. [7]
Музей основан 27 октября 1977 г. к 20-летию запуска первого искусственного спутника Земли. Он создан по решению администрации школы при непосредственном участии педагогического коллектива и учащихся, при поддержке краевого общественного движения «Кубань и космонавтика», ветеранских объединений, Краснодарского высшего авиационного института им. А. К. Серова. Созданию предшествовали встречи и переписка учащихся с ветеранами ракетно-космической отрасли, космонавтами и их родственниками, планомерная работа по изучению истории космонавтики, производился поиск и сбор
Встреча учащихся краснодарской гимназии № 72 им. академика В.П. Глушко с ветеранами ракетно-космической отрасли в школьном музее
49 НАСЛЕДИЕ ВЕКШ
www.heritage-magazine.com 2018 № '
материалов из периодической печати на космическую тематику и т. д. В формировании экспозиции школьного музея большую роль сыграла помощь сотрудников (референтов) академика В. П. Глушко, личное кураторство Т. И. Агаповой.
Музей ведет военно-патриотическую, исследовательскую, поисковую работу. Проводятся торжественные мероприятия, по-свящённые космической тематике, встречи с учёными, ветеранами космической отрасли, лётчиками-космонавтами, тематические лектории, конкурсы, соревнования. При музее действует юнармейский отряд военно-патриотического клуба «Икар». Музей сотрудничает с всероссийскими и краевыми общественными и ветеранскими организациями, Краснодарским государственным исто-рико-археологическим музеем-заповедником им. Е. Д. Фелицына.
В категории школьных музеев космонавтики на Кубани особую группу составляют мемориальные музеи, которые посвящены отдельным лицам - основоположникам теоретической космонавтики, учёным, специалистам в области ракетно-космического строительства.
Изучение школьных музеев космонавтики на Кубани позволяет считать, что первым мемориальным школьным музеем космической/аэрокосмической тематики является музей Г. Я. Бахчиванджи в средней школе № 5 ст. Бриньковской Приморско-Ахтарского района. История его началась в 1964 г. с переписки учащихся станицы Бриньковской со сверстниками из средней школы № 60 г. Свердловска, которые обратились с просьбой подтвердить факт рождения Г. Я. Бахчиванджи в станице Бриньковской. В 1967 г. при поддержке учащихся ст. Бриньковской (на средства, заработанные на летней практике) был установлен бюст Г. Я. Бахчиванджи. В 1968 г. в целях совместной поисковой работы в Бриньковской был организован палаточный лагерь труда и отдыха на берегу Бейсугского лимана, гостями которого стали школьники Свердловска. В результате совместной работы и экскурсионных поездок в Свердловск учащимися ст. Бриньковской были восстановлены ранее неизвестные факты из жизни Г. Я. Бахчиванджи,
собрана коллекция экспонатов для будущего школьного музея.
Долгое время школьный музей Г. Я. Бах-чиванджи находился в одной из классных комнат. В поисковой работе были задействованы не только учащиеся школы, но и их родители. Со временем экспозиция музея расширилась, её дополнили материалы по истории станицы. Музей пополнялся старинными вещами, мебелью, посудой и т.д. Эти подлинные экспонаты школьного музея воссоздавали эпоху, в которой жил и рос Г. Я. Бахчиванджи. В 1982 г. школьному музею было выделено новое здание; он приобрел статус станичного.
Сотрудничество школы и музея продолжается в настоящее время. Школьники проходят экскурсионную практику. В школе действует объединение «Юный экскурсовод», которое выпустило несколько поколений школьных экскурсоводов. Сегодня объединение преобразовано в организацию старшеклассников «Казачата» и, по-прежнему, является центром исторического краеведения для школьников.
Бюст Г. Я. Бахчиванджи у СОШ № 5 станицы Бриньковской Приморско-Ахтарского района.
К группе мемориальных школьных музеев космонавтики также относится музей Н. Г. Чернышева в средней школе № 6 ст. Казанской Кавказского района. Его основанию предшествовала долгая работа по сбору экспонатов. Основатель и первый руководитель музея Н. Г. Подымов вел переписку с родственниками ученого, был лично знаком с его вдовой, невесткой и внуком. Музей был открыт 13 сентября 1997 г. в помещении актового зала площадью 72 м2. Сегодня фонды музея насчитывают более тысячи экспонатов, из которых около 160 подлинные. Наиболее ценные из них: фронтовой дневник Н. Г. Чернышева, написанный ученым в годы Великой Отечественной войны и переданный в дар музею его вдовой З. Г. Чернышевой-Грызловой, семейные фотографии, письма ученого, адресованные жене и детям, копии анкет, заполненных ученым в 1950-е гг. при устройстве на работу.
В зале музея размещены десятки тематических стендов, портреты космонавтов
Экспозиция школьного музея космонавтики в СОШ № 20 им. Н.Г. Чернышева, станица Казанская, Кавказский район Краснодарского края
и ученых, скульптурные портреты, мемориальная плита с барельефным изображением Н. Г. Чернышева, макет дома семьи Чернышевых, мини-планетарий, макеты ракетно-космической техники, спутников связи и погоды.
Деятельность школьного мемориального музея Н. Г. Чернышева - неотъемлемая часть педагогического процесса. Его работа организована на основе сочетания самоуправ-
А^ГвОИ^И
Уроки мужества в школьном музее космонавтики СОШ № 20 им. Н.Г. Чернышева, станица Казанская, Кавказский район Краснодарского края
ления, самодеятельности ученического коллектива, ядро которого составляет музейный актив. Руководство осуществляется представителями педагогического коллектива.
Одним из каналов трансляции историко-культурного наследия космонавтики, распространения знаний по истории ракетно-космической техники и популяризации имени Н. Г. Чернышева среди молодежи является образовательно-воспитательная деятельность музея. Учащиеся вовлечены в процесс сбора и изучения ранее накопленных материалов о жизни и деятельности ученого, создания новых экспозиций. На базе музея проходят встречи, мероприятия, посвященные памятным и знаменательным событиям из жизни Н. Г. Чернышева.
Среди существующих крупных экспозиций космической тематики при школьных музеях можно выделить экспозицию в краеведческом музее СОШ № 7 им. Героя Советского Союза Ю. А. Гагарина в г. Хадыженск
51 Наследие векш
www.heritage-magazine.com 2018 № 1
Краснодарского края. Присвоение имени летчика-космонавта данному образовательному учреждению (14 апреля 1961 г.) позволяет предположить, что это первая школа в СССР, которая стала носить имя Ю. А. Гагарина. С этого момента изучение истории космонавтики и популяризация историко-культурного наследия космической науки и техники занимают прочное место в гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков. С 1999 г. в школе действует детская общественная организация «Юные гагаринцы» «с целью воспитать у школьников активную жизненную позицию, любовь к родному краю, его истории. «Юные гагаринцы» изучают прошлое родного города, района, оказывают помощь и внимание к ветеранам Великой Отечественной войны, ухаживают за захоронениями военных лет. Традиционными в школе стали «гагарин-ские уроки». В день рождения Ю. А. Гагарина 9 марта и 12 апреля у портрета Гагарина в фойе школы выставляется почётный караул. С 2004 г. по инициативе педагогов в школе проводится городская познавательная игра «Знатоки космоса» [6].
Примеры деятельности школьных музеев космонавтики свидетельствуют о том, что наиболее распространенными формами поисково-краеведческой работа данного типа музеев остается комплектование фондов: работа учащихся с архивными документами, поиск публикаций о земляках и событиях родного края, встречи и записи воспоминаний очевидцев исторических событий, переписка с известными земляками и их родственниками, фото- и видеосъемка мероприятий, поиск предметов для музейных экспозиций.
Помимо комплектования музейных фондов, принцип исторического краеведения в работе школьного музея космонавтики реализуется в научно-просветительском и творческом направлениях его деятельности. Повышая образованность и расширяя кругозор школьников, активизируя их интерес к прошлому и настоящему своей страны, развивая их любознательность, школьный музей решает важные воспитательные задачи.
Научно-творческая работа учащихся предполагает написание тематической исследовательской работы - эссе, реферата, докла-
да, с последующим участием и выступлением в научных конференциях, чтениях. Это, как правило, ежегодные мероприятия, посвященные юбилейным и памятным датам. Например, музей авиации и космонавтики гимназии № 72 в 2000-е гг. проводил ежегодные «Гагаринские чтения» - детско-юношескую научную конференцию для учащихся Краснодарского края.
Защита ученических исследовательских работ на Гагаринских чтениях, гимназия № 72, Краснодар, апрель 2011 г.
Примером научно-исследовательской работы учащихся может служить деятельность ученического научного общества «Ad Astra» при историко-краеведческом музее средней школы № 60 г. Краснодара. Музей располагает экспозицией, посвященной жизни и деятельности космонавта-испытателя, бывшего ученика школы А. В. Щукина. Цель научного общества - объединение школьников, желающих развивать и осваивать навыки опытно-исследовательской и поисковой работы. Направлениями научных исследований учащихся является изучение фондов музея и подготовка статей к печати, подготовка докладов по различным аспектам изучения космонавтики (космонавтика и медицина, космонавтика и экология, космонавтика и культура, космическое питание и т. д.) и их защита на внутришкольных, краевых, городских и всероссийских конкурсах и конференциях космической тематики.
Поисковая и исследовательская деятельность в области истории и развития космонавтики послужили основой для создания музейной экспозиции «Кубань и космонавти-
Школьный актив Салона космонавтики в гимназии № 18 г. Краснодара на встрече с летчиками-космонавтами А. Н. Березовым и С. Е. Трещевым, 16 апреля 2011 г.
ка» в гимназии № 18 г. Краснодара в 2003 г. Преподаватель истории Г. В. Устименко стала инициатором создания «Салона космонавтики», объединив учащихся гимназии, увлеченных темой космоса. За годы работы «салона» его посетили космонавты А. Н. Березовой, С. Е. Трещев, Фам Таун, ветераны космодромов Байконур и Плесецк: М.П. Мамай, Г. Д. Белов, А. М. Кармазин, В. В. Васюк, М. И. Щуцкий, В. В. Фостенко и другие [9, с. 81-82]. Учащиеся гимназии в течение многих лет становились победителями и лауреатами городских, краевых и всероссийский детских научных и исследовательских конкурсов.
Многие школьные музеи космонавтики, а также музеи, имеющие действующие экспозиции космической тематики, сотрудничают с Краснодарской региональной общественной организаций «Федерация космонавтки Кубани». Являясь методическим и объединяющим центром для данной группы музеев, Федерация оказывает всестороннюю помощь образовательным учреждениям в реализации их образовательной и воспитательной функции.
В последние годы характерной особенностью деятельности школьных музеев
становятся интерактивность и активное использование компьютерных технологий. Посредством сети Интернет школьные музеи ведут переписку с другими музеями страны и мира, проводят видеоконференции, создают виртуальные страницы музея, делится опытом в социальных сетях. Использование современных компьютерных технологий и средств коммуникации делают репрезентацию космического наследия в школьных музеях космонавтики адекватной современным запросам социума.
Школьный музей космонавтики выступает сегодня центром краеведческой деятельности в общеобразовательном учреждении, позволяя углубиться в изучение родной истории, истории космонавтики, вовлекая учащихся в краеведческую и поисковую деятельность.
Изучение практического опыта школьных музеев космонавтики позволяет обозначить ряд приоритетов их деятельности в области исторического краеведения: пропаганда и популяризация достижений кубанских ученых, космонавтов; формирование ценностного отношения к космическому наследию
родного края; нравственно-патриотическое воспитание учащихся на примерах и подвигах выдающихся земляков; активизация интереса учащихся к самостоятельному изучению исто-
рии космонавтики. Школьными музеями космонавтики Кубани накоплен значительный теоретический и практический опыт, которой требует дальнейшего осмысления.
Использованная литература:
1. Архив Краснодарской региональной общественной организации «Федерация космонавтики Кубани». Косенко М. А. 35 лет школьному музею Ю. В. Кондратюка (автограф).
2. Архив Краснодарской региональной общественной организации «Федерация космонавтики Кубани». Письмо академика В. П. Глушко Первому секретарю Краснодарского крайкома КПСС С. Ф. Медунову и Председателю Краснодарского краевого Совета народных депутатов Г. П. Разумовскому. 1982 г.
3. Кантемиров Б. Н. Из истории создания и деятельности школьных музеев космонавтики // Гагарин-ский сборник (1994-1995). Материалы научно-общественных чтений, посвященных памяти Ю.А. Гагарина. Гагарин: б. и., 1996. С. 202-221.
4. Космонавтика в музеях России. Краткий информационный справочник / сост. Н. С. Кирдода. М.: б. и., 2013.
5. Краткий справочник музеев космонавтики и музеев других профилей, имевших экспозиции по космонавтике. Федерация космонавтики СССР. М.: б. и., 1985.
6. МБОУСОШ № 7 имени Ю.А. Гагарина [Электронный ресурс] // Управление образования администрации МО Апшеронский район Краснодарского края. URL: http:// apryo.ru/obshcheobrazovatelnye-uchrezhdeniya/115-mbousosh-7-im-yu-a-gagarina (дата обращения 07.02.18).
7. О музее. Паспорт музея образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Музей авиации и космонавтики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар. Гимназия № 72 имени академика В.П. Глушко. URL: http://school72.centerstart.ru/node/338 (дата обращения: 05.02.18).
8. Туманов Е. В. Общественные музеи // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы её совершенствования на современном этапе / Отв. ред. И. А. Антонова. М.: б. и., 1985. C. 143-152.
9. Устименко Г. В. Экспозиция «Кубань и космонавтика» в гимназии № 18 г. Краснодара // Их к звездам мужество зовет. О кубанских ученых-первопроходцах освоения космического пространства и летчиках-космонавтах. Краснодар: Диапазон-В, 2011.
References:
1. Archive of the Krasnodar Regional Public Organization "Kuban Federation of Cosmonautics" (AKROOFKK), Kosenko, M. A., 35 let shkol'nomu muzeyu Yu. V. Kondratyuka (avtograf) [35th Year Anniversary of Kondratyuk School Museum (Autograph)]
2. Archive of the Krasnodar Regional Public Organization "Kuban Federation of Cosmonautics" (AKROOFKK), Pis'mo akademika V. P. Glushko Pervomu sekretaryu Krasnodarskogo kraykoma KPSS S. F. Medunovu i Predsedatelyu Krasnodarskogo kraevogo Soveta narodnykh deputatov G. P. Razumovskomu. 1982 god [Letter of Academician V. P. Glushko to the First Secretary of the Krasnodar Regional Committee of the CPSU S. F. Medunov and Chairman of the Krasnodar Region Council of People's Deputies G.P. Razumovsky. 1982]
3. Kantemirov, B. N., Iz istorii sozdaniya i deyatel'nosti shkol'nykh muzeev kosmonavtiki [From the History of the Creation and Operation of School Cosmonautics Museums], in Gagarinskiy sbornik. Materialy nauchno-obshchestvennykh chteniy, posvyashchennykh pamyati Yu.A. Gagarina [Gagarin's collection. Materials of Scientific and Public Readings Dedicated to the Memory of Yury A. Gagarin], Gagarin: no publ., 1996, pp. 202-221.
4. Kosmonavtika v muzeyakh Rossii. Kratkiy informatsionnyy spravochnik [Astronautics in Museums in Russia. Short Information Guide], Kirdoda, N. S., Ed., Moscow: no publ., 2013.
5. Kratkiy spravochnik muzeev kosmonavtiki i muzeev drugikh profiley, imevshikh ekspozitsii po kosmonavtike. Federatsiya Kosmonavtiki SSSR [A Brief Reference Book of Museums of Astronautics and Museums of Other Profiles That Had Exhibits on Cosmonautics. Federation of Cosmonautics of the USSR], Moscow: no publ., 1985.
6. MBOUSOSh № 7 im. Yu. A. Gagarina [Municipal Budgetary General Education Institution Gagarin Secondary School no. 7], Upravlenie obrazovaniya administratsii MO Apsheronskiy rayon Krasnodarskogo kraya. http://apryo.ru/obshcheobrazovatelnye-uchrezhdeniya/115-mbousosh-7-im-yu-a-gagarina. Accessed February 7, 2018.
7. O muzee. Pasport muzeya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [About the Museum. Passport of the Museum of Educational Institution], in Muzey aviatsii i kosmonavtiki Munitsipal'nogo byudzhetnogo obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya
munitsipal'nogo obrazovaniya gorod Krasnodar. Gimnaziya № 72 imeni akademika V P. Glushko. http:// school72.centerstart.ru/node/338. Accessed February 5, 2018.
8. Tumanov, E. V., Obshchestvennye muzei [Public Museums], in Muzeynoe delo v SSSR. Muzeynaya set' i problemy ee sovershenstvovaniya na sovremennom etape, Antonova, I. A., Ed., Moscow: no publ., 1985, pp. 143-152.
9. Ustimenko, G. V., Ekspozitsiya "Kuban' i kosmonavtika" v gimnazii № 18 goroda Krasnodara [Exposition "Kuban and Cosmonautics" in the Gymnasium no. 18 in Krasnodar], in Ikh k zvezdam muzhestvo zovet. O kubanskikh uchenykh-pervoprokhodtsakh osvoeniya kosmicheskogo prostranstva i letchikakh-kosmonavtakh, Krasnodar: Diapazon-V, 2011.
Полная библиографическая ссылка на статью:
Садым, В. А. Школьные музеи космонавтики на Кубани как центры краеведческой деятельности [Электронный ресурс] / В. А. Садым, К. Б. Садым // Наследие веков. - 2018. - № 1. - С. 44-55. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2018/02/2018_1_Sadym_Sadym.pdf (дата обращения дд.мм.гг).
Full bibliographic reference to the article:
Sadym, V. A. and Sadym, K. B., Shkol'nye muzei kosmonavtiki na Kubani kak tsentry kraevedcheskoy deyatel'nosti [School Museums of Cosmonautics in the Kuban Region as Centres of Regional Studies Activities], Nasledie Vekov, 2018, no. 1, pp. 4455. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2018/02/2018_1_Sadym_Sadym.pdf. Accessed Month DD, yYYy.