Степанов Олег Васильевич
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии, политологии и права Южного федерального университета,
г. Ростов-на-Дону Кукшина Ирина Васильевна преподаватель права Российского финансово-экономического колледжа филиала Финансовой академии при Правительстве РФ,
г. Ростов-на-Дону
Примирительные процедуры как способ разрешения социальных конфликтов в социуме не доверяющему власти
В .последнее время ■ много говорится о посредничестве, примирительных процедурах в рассмотрении гражданских, административных, уголовных дел, досудебном урегулировании конфликтов, об альтернативном разрешении споров (АРС).
Актуальность обсуждения проблемы примирительных процедур очевидна. Приводятся цифры о том, что АРС широко используется в мировой практике - 95% возникающих и заявленных споров на Западе разрешаются примирением сторон. И хотя цифра эта довольно приблизительная (четких методик подсчета конфликтных ситуаций нет, понятие «Запад» очень расширенное и неконкретное), тем не менее не вызывает особых споров и возражений сам факт: очень много конфликтов разрешается в ходе примирительных процедур. Эта процедура стала достаточно эффективным способом защиты прав
и интересов граждан, разрешения социальных, экономических, правовых конфликтов в ряде стран Запада. (К сожалению, к опыту Китая, Японии, Индии в силу малого к ним интереса представителей западных либеральных ценностей мы практически не обращаемся).
Критики внедрения примирительных процедур обращают внимание на то, что в России в настоящее время нет разработанной нормативной базы, опыта организации примирительных процедур, отработанных образовательных технологий по подготовке медиаторов, средств у населения для оплаты медиационных услуг.
Действительно, с этим можно частично согласиться. Однако выгоды и преимущества примирительных процедур: скорость, экономичность, конфиденциальность, соответствие национальной ментальности в разрешении конфликтов - заставляют уделять пристальное внимание посредничеству, медиации.
Особенно эта проблема актуализируется в обществе, которое можно охарактеризовать как
191
нестабильное, наполненное рисками, с огромным социальным расслоением и где граждане стабильно не доверяют всем ветвям власти. Социально-экономические и политико-правовые преобразования в России привели к невиданному по масштабам социальному расслоению. В России возник класс «новых бедных», тех, кто желает, но в силу низких доходов, отсутствия высококвалифицированного и высокооплачиваемого труда, отсутствия доступа к качественному образованию, здравоохранению, отдыху не может вырваться из ниши субъективно-психологического дискомфорта, социальной дискриминации и духовной деградации,всасывания в воронку противоправной деятельности. «Образовалось две России, - отмечает Ю.Г. Волков - одна из которых живет по стандартам «золотого миллиарда», кичится своим богатством, связывая свое будущее с заграничной виллой и яхтами на теплых морях, другая свыкается с мыслью «выживания», озабочена, «чем и как прожить наступивший день». Теория «двух наций», представленная британским политиком Б. Дизраэли в викторианской Англии, воплощена в России в ХХ в.»1
Существуют ли базисные ценности, которые могли бы сблизить олигархию и наемных работников, бюрократию и рядовых граждан, криминальный мир и обворованных жителей России, золотую молодежь и безработных? В любом случае, найти точки для примирения, способы внесудебного и некарательного урегулирования возникающих конфликтов желательно.
Западный мир, даже в условиях либерализма и пронизывающего всю социальную жизнь духа разобщенности, стяжательства, индивидуализма находит инструменты, формы социального контроля снижения социальной напряженности, конфликтности. Этими инструментами может и должен стать закон, даже несмотря на правовой нигилизм, усиливающийся во всех слоях российского общества. В то же время примирительные процедуры смогли бы стать эффективным способом разрешения социальных конфликтов.
Власть, в первую очередь судебная власть, суд, призваны разрешать социальные конфликты. Однако доверие россиян ко всем ветвям власти невелико, более того, стабильно низко. Каждый четвертый-пятый житель, опрошенный социологами, назвал нынешнюю российскую власть «слабой», «беспомощной», «непоследо-
вательной», «недальновидной».42% респондентов полагают, что она «чужая, далекая от народа», а почти 2/3 россиян рассматривают власть, созданную Ельциным, как «криминальную», «коррумпированную». Только 7-9% граждан отзываются о сегодняшней власти как об «авторитетной, уважаемой, компетентной». «Честной и открытой» ее охарактеризовали только 3% российских граждан.
Особенно низок в глазах граждан авторитет российской милиции. Вот как выглядят результаты опросов, проведенных разными социологическими организациями (в том числе «Евробаро-метром»)
Доверие к полиции (милиции). В % от числа опрошенных:
В целом доверяют Страна В целом не доверяю т
6 6 США 2 2
7 5 Герм ания 2 0
7 1 И талия 22
3 1 Россия 5 9
В Европе и США в три с половиной раза больше граждан, доверяющих полиции, чем не доверяющих. У нас с точностью до наоборот. В целом по данным социологов Левада-центра, не доверяют правоохранительным органам 73% россиян. Чувствовали себя незащищенными от их произвола 81-83% граждан. Именно такие ощущения и заставляют россиян с теплотой вспоминать советскую власть. (Социологические исследования проведены центром Юрия Левады в 1998, 2001, 2005 гг.)2
Негативные оценки россиян по отношению ко всем трем ветвям власти не относятся к Президенту России. Одобряют деятельность главы государства 62% опрошенных и не одобряют -24%. Позитивные перемены, связанные с именем президента Путина, идут медленнее, чем хотелось бы. Не удалось снизить уровень коррупции, которая процветает на всех уровнях власти. Судебная система малоэффективна. Это сильно осложняет жизнь всем слоям населения. «Маленький человек» оказался незащищенным, отстоять свои законные права ему сегодня сложнее, чем раньше. Масштабы бедности и социального расслоения чудовищны3.
Необходимо отметить, что курс Президента РФ на защиту территориальной целостности, восстановление правового поля, экономический рост, защита национальных интересов в между-
1 Волков Ю.Г. Идентичность и гуманистическая идеология: взгляд в будущее // Социально-гуманитарные знания. 2006. С. 7.
2 См.: Головачев В. Уважают ли россияне власть? // Труд. 2006. 3 мая.
3 Там же.
_192
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2007 • №3(17)
народных отношениях, попытка реализовать национальные программы по обеспечению людей жильем, внимание к образованию поддерживают 70-80% россиян независимо от их возраста, социального статуса, положения, места проживания, достатка, профессии.
Поэтому интерес к проблеме развития и внедрения примирительных процедур актуален и своевременен. Об этом говорит и опрос, проведенный специалистами Всероссийского информационного портала Ювенальная юстиция в России и Ассоциации специалистов по проблемам судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции, с целью изучения мнения граждан о роли примирительных процедур в процессе исправления несовершеннолетних правонарушителей1. На вопрос «какова роль примирительной процедуры в процессе исправления несовершеннолетнего правонарушителя?» получены следующие ответы :
1. Чаще всего, формальная - 32.2%
2. Безусловно, это полезно - 28.8%
3. Зависит от участников - 39%
Результаты голосования говорят о том, что
примирительные процедуры, с одной стороны, интересны специалистам, занимающимся проблемами несовершеннолетних, однако процесс становления института примирения не однозначен и требует серьезной работы по формированию корпуса специалистов (медиаторов), определения организационных и правовых форм примирительных процедур.
Развитие процедур медиации, примирительных процедур требует серьезной работы по разработке нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации поставленных задач, а также статус соответствующих организаций, осуществляющих функции медиации, и регламент (процедуру) их работы. Работа в этом направлении уже идет.
Заключение № 6/20004 Консультативного Совета Европейских Судей «О справедливом судебном разбирательстве в разумные сроки и роли судьи в судебных процессах с учетом альтернативных способов урегулирования споров» стало одним из толчков для рабочей группы Торгово-промышленной палаты РФ и ВАС РФ для разработки проекта Федерального закона «О примирительной процедуре с участием посредника (посредничестве)».
Медленно, но идет процесс развития примирительных процедур в России, как и происходит осознание того, что развитие посредничества
- это вопрос стратегического развития государства в его взаимоотношении с гражданским обществом, а также развития судебной системы.
Подчеркнем еще раз: сущность, предназначение, социальная функция примирительных процедур заключается в разрешении противоречий, социальных конфликтов. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Социологи, конфликтологи, теоретики права отмечают, что конфликт есть временное состояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами. Существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт - неотъемлемая часть бытия людей, источник происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются, и порой без всякого сожаления. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов, темпы их осуществления.
Правовая (юридическая) конфликтология изучает правовые отношения, нормы и правовые институты сквозь призму конфликтов, возникающих в сфере права. Целью такого изучения является предотвращение, предупреждение, а также цивилизованное (демократическое) разрешение конфликтов. Юридический конфликт является разновидностью социального конфликта. В социологии права юридическим конфликтом называют конфликт между социальными субъектами, возникающий вследствие различия их правовых интересов и складывающийся вокруг их правового статуса. Правовой статус субъектов, таким образом, выступает предметом юридического конфликта. Однако не все юридические конфликты изначально являются таковыми. Правовой компонент может возникнуть в процессе неюридического конфликта, в ходе решения которого стороны могут совершать действия, влекущие за собой юридические последствия. Спорящие стороны, к примеру, могут не найти решения самостоятельно и оказаться вынужденными обратиться в судебные инстанции. Так происходит трансформация неюридического конфликта в правовой конфликт. Например, в ходе семейной ссоры супруги могут принять решение о разводе и обратиться в суд. По мнению В.Н. Кудрявцева и В.П. Казимирчука, юридический конфликт мож-
1 См.: http:juvenialejustice.ru
193
но определить как противоборство субъектов права в связи с применением, нарушением или толкованием правовых норм. Исследователи считают, что юридическим является «любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями), и, следовательно, субъекты, либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия». Сюда следует отнести «все трудовые, многие семейные, производственные, бытовые конфликты, а также конфликты межгосударственные и межнациональные, если они касаются заключенных сторонами соглашений и юридических норм»1.
Как особая разновидность социальных конфликтов, юридический конфликт отличается тем, что отражает правовую действительность, вскрывает существующие в обществе юридические противоречия. Он может отражать деформации правовой действительности, указывать на дефекты правовой системы, несовершенство законодательства и судебной практики, выявлять дисбаланс в организации и функционировании государственно-правовых институтов. С помощью конфликта могут выявляться и пробелы в законодательстве, а также несоответствия норм права реальной действительности. Социальный конфликт как таковой может быть стимулятором, движущей силой общественных и государственных изменений. Что же касается собственно юридического конфликта, то он может негативно либо позитивно влиять на процесс изменения правовой действительности. Противоборство сторон в конфликте может привести к ликвидации, преобразованию и созданию новых государственно-правовых институтов, что не раз происходило в истории российского государства.
Таким образом, результатами конфликтного противоборства могут оказаться изменения в законодательстве, создание новых правовых норм и обновление существующих, внесение дополнений и изменений в нормативные акты. Многие юридические конфликты могут разрешаться такими способами управленческого воздействия, как приостановление и отмена акта, что тоже изменяет законодательство. В ряде случаев юридические конфликты могут выражать справедливые притязания субъектов права на новый правовой порядок, иными словами, быть позитив-
ным явлением и обладать позитивными функциями.
В любом случае, главным смыслом разрешения юридических конфликтов должна стать защита прав, свобод и достоинства человека, причем не в ущерб группе, государству и обществу.
Многолетнее развитие посредничества в Швейцарии начиналось с семейных споров, потом распространилось на конфликты соседские, далее - на трудовые, лишь позднее - на коммерческие и экономические споры. Опыт Швейцарии в развитии АРС был озвучен на семинаре судей ВАС и Северо-Кавказского арбитражного округа с участием экспертов Совета Европы в г. Сочи (ноябрь 2005 г.).
У нас в России посредничество начинается с самого сложного - с экономических споров. Что и удивляет экспертов Совета Европы2. По их мнению, логика развития сложного социального института по разрешению социальных конфликтов нарушается полностью, отсутствует какая бы то ни было практика, организационная структура, законодательная база.
Вызывает сомнение подход к отраслям права как к «сложным» и соответственно, «менее сложным». Для человека его конфликт с другими людьми, обществом, госструктурами всегда самый важный.
В любом случае, ознакомление с опытом других стран может помочь продвижению посреднических услуг. При этом обращение к разработкам конфликтологов не будет бесполезным.
Например, в конфликтологической литературе предлагаются разнообразные варианты классификации социальных конфликтов по различным основаниям. Данные классификации могут быть применимы и по отношению к юридическим конфликтам. Так, в зависимости от состава участников, принято выделять межличностные и групповые юридические конфликты. По сфере возникновения и масштабу проявления юридические конфликты подразделяются на локальные, региональные, глобальные, а также внутриорганиза-ционные и внеорганизационные конфликты. По продолжительности юридические конфликты могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными; по интенсивности - острыми и вялотекущими. Юридические конфликты различаются по отраслям права, поскольку они связаны с различными областями законодательства: адми-
1 Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.
2 См.: Сачкова Е. Посредничество не второй сорт правосудия, а другой тип разрешения споров // Поколение LEX. 2006. № 6.
_194
нистративным, гражданским, трудовым, семейным, финансовым, уголовным правом. Бывают смешанные конфликты, которые одновременно относятся сразу к нескольким отраслям права: например, конфликты, относящиеся к сфере административного и трудового права, трудового и гражданского права. Наиболее известными и опасными для общества, безусловно, являются конфликты, относящиеся к сфере уголовного, уголовно-процессуального и исправительно-трудового права, хотя их количество и меньше числа конфликтов, относящихся к гражданскому, административному и семейному праву. Особое место занимают конфликты межнациональные, связанные с нормами международного права.
Наряду с классификацией юридических конфликтов по отраслям права, возможны и другие варианты типологии данной разновидности конфликтов, которая может проводиться по многочисленным основаниям: по структуре нормы, относящейся к конфликту;
по разновидности правоприменительного учреждения; по характеру связи с механизмом правового регулирования;
по формам реализации права; по характеру доминирующих мотивов;
по характеру конфликтных действий.
Конфликты, возникающие в ходе деятельности системы правоприменительных и правоохранительных органов, связаны с работой прокуратуры, суда, милиции, органов безопасности. Как известно, работа правоохранительных органов не застрахована от ошибок, некомпетентности, превышения служебных полномочий. Конфликты могут возникать и между отдельными правоохранительными и правоприменительными органами, например, между адвокатурой и органами следствия. Из-за противоречивости норм возникают нормативно-правовые конфликты. Здесь можно выделить противоречия между двумя или несколькими нормативными актами (например, между законами субъектов федерации и Конституцией РФ), между нормами права и правоприменительной практикой, противоречия между несколькими правоприменительными актами. Различия в понимании правовых норм также могут служить поводом для конфликтов между федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов федерации.
Вряд ли вызывает сомнение то, что формы примирительных процедур, медиации, их субъекты должны различаться в зависимости от типоло-
гии конфликтов. Роль медиаторов, технология их деятельности должна коррелировать с типом конфликта. Например, разрешение конфликта между гражданином и госсистемой или правоохранительными органами вряд ли можно отдать в руки даже самых опытных медиаторов. Медиа-ционные технологии, разрешающие конфликты с участием несовершеннолетних, отличаются от конфликтов взрослых и т. д.
Развитие посредничества, его становление как нового гуманитарного социального явления должно учитывать и то, что юридические конфликты можно различать в зависимости от характера столкновения сторон, степени посягательства на права и свободы. По мнению Ю.И. Гревцова, столкновение конфликтующих сторон может происходить в форме заявления позиций, конфронтации и агрессии. В первом случае (заявление позиций) одна или обе стороны четко заявляют о своих притязаниях, ожиданиях, целях. Заявление формулируется таким образом, чтобы заставить противоположную сторону считаться с заявленной позицией. Как отмечает Ю.И. Гревцов, значительная часть юридических конфликтов возникает, развивается и гасится (регулируется) именно в форме заявления позиций сторонами1. Такой способ является весьма полезным с точки зрения выхода из конфликта. Другой формой столкновения интересов может стать конфронтация. Конфронтация предполагает столкновение конфликтующих сторон лицом к лицу в ходе развития конфликта. Указанное обстоятельство позволяет рассматривать конфронтацию как достаточно действенный способ поведения сторон в интересах разрешения конфликта, поскольку в данном случае стороны оказываются лицом к лицу, пытаются прояснить ситуацию, найти способ решения конфликта. Конфронтация предполагает определенное сотрудничество сторон, по крайне мере, стремление к нему хотя бы одной стороны в конфликте. При таком виде конфликта не исключается навязывание своей воли другой стороне конфликта, но данная разновидность юридического конфликта также допускает и сильное стремление к миру. Подобная форма юридического конфликта охватывает значительное число конфликтов, которые возникают при подготовке, обсуждении и принятии законодательных актов, конфликтов, в основе которых лежат противоречия между нормативными правовыми актами различной юридической силы.
Авторы коллективной монографии, посвященной юридической конфликтологии, пишут, что
1 См.: Гревцов Ю.И. Социология права. СПб., 2001. С. 197-198.
195
наиболее полно правовой аспект выражается в тех конфликтах, которые развиваются в связи с объективно существующими противоречиями между двумя и более правовыми нормами, относящимися к одному и тому же предмету. Это и есть юридический конфликт в строгом смысле этого слова. Интересы или споры о праве противостоящих сторон и мотивы их поведения в таком конфликте определяются смыслами и значениями правовых норм, от которых зависят действия участников конфликта. Подобные конфликты начинаются и заканчиваются с использованием юридических средств и процедур1.
Наряду с заявлением позиций и конфронтации юридический конфликт как столкновение интересов сторон может принимать форму агрессии. Агрессия представляет собой такое поведение в конфликтной ситуации, которое имеет своей целью нанесение вреда противной стороне. Агрессия может быть и неспровоцированной, но она всегда направлена на осуществление желаний одной стороны за счет интересов или прав другой. Данный вид социальных конфликтов включает в себя юридические конфликты в виде правонарушений. Можно сказать, что все правонарушения являются юридическими конфликтами, но далеко не все юридические конфликты представляют собой правонарушения. Разнообразие юридических конфликтов, степень остроты столкновения интересов и ожиданий сторон в рамках конфликтной ситуации предполагают и разные подходы к решению конфликтов.
Посредничество есть форма разрешения юридического конфликта. Под разрешением юридического конфликта понимается то или иное положительное действие самих субъектов конфликта либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными средствами либо путем разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, либо путем согласования интересов противоборствующих сторон, либо путем императивного предписания соответствующего органа. Управляемый конфликт имеет больше шансов на разрешение. К исходным принципам разрешения социально-правового конфликта, наиболее эффективным методам, способам и формам можно отнести следующие:
отказ от стереотипов мышления, предполагающего разрешение конфликта лишь сверху и игнорирование переговоров разных сторон;
ориентация не на уничтожение конфликтующих сторон (по принципу: «нет человека - нет проблемы»), а на нахождение баланса их инте-
ресов. Основательное преодоление конфликта невозможно, когда в выигрыше оказывается лишь одна из сторон. В таком случае конфликт не разрешается, а временно «откладывается», загоняется вглубь до новой вспышки;
учет того, что отношения конфликтующих сторон всегда определяются не только взаимоисключающими интересами, но и совпадающими, общими. Область такого совпадения может быть больше или меньше, но практически всегда имеется, что делает возможным переговоры (диалог) противников,согласованность их позиций. При этом следует учитывать, что в правовом конфликте «область» совпадения интересов в значительной степени определяется действующими правовыми нормами, и ни одна из сторон не должна из них выходить;
выявление того, как стороны оценивают предмет своего противоборства, насколько он соответствует правовым нормам общества.
Иными словами, в конфликтологии есть теоретические основы для становления института посредничества. И вряд ли нужно изобретать что-либо новое.
Способ и метод разрешения конфликта зависит от того, на какой стадии развития он находится, каков его характер, напряженность и т.д. Можно выделить несколько этапов развития конфликтной ситуации, и на каждом этапе способы и методы ее разрешения будут иметь свои особенности, принимать свои специфические формы. Первая стадия конфликта носит латентный (скрытый) характер. На этой стадии можно довольно легко погасить конфликт, не дать ему разрастись, однако такое происходит крайне редко, поскольку мало кто на этой стадии оказывает конфликту должное внимание. Вторая стадия - полулатентная, в рамках которой идет формирование мотивов, что происходит, как правило, в ходе активного поиска и обмена информацией и мнениями. Третья стадия - объединение, сплочение единомышленников и их дифференциация от другой группы. Четвертая стадия - возникновение организованных социальных структур (групп поддержки). Пятая стадия - различного рода выступления (скандалы), действия направленные на активное распространение своих взглядов, поиск сторонников и сочувствующих, резкое отделение, отмежевание от соперников. Шестая стадия -предкризисная ситуация в организации и системе, когда возникают серьезные нарушения в ее функционировании. И, наконец, седьмая кризисная стадия, когда конфликт охватывает всю сис-
1 Юридическая конфликтология / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1995. С. 14.
_196
тему. Здесь нормальное функционирование уже невозможно. На этой стадии могут иметь место различные противоправные и слабоуправляемые поступки, действия, насилие становится нормой.
Поскольку конфликт предваряется длительным вызреванием, наиболее оптимальным является упреждение конфликта. В правовом конфликте в качестве профилактической меры может быть достаточным ознакомление конфликтующих сторон с законом (повышение правовой грамотности, правовой культуры). Предупреждение возникновения и развития конфликта более эффективно в социальном плане, чем разрешение конфликта уже разгоревшегося в полную силу. Поэтому именно на профилактику, предупреждение конфликтов в сфере права должны быть направлены основные усилия общества.
Одним из значимых достижений нашего общества, судебной реформы, соответствующих международным стандартам демократического общества и правового государства, является право гражданина на судебную защиту.
Закрепление Конституцией РФ права граждан на судебную защиту и конкретизация его в последующих федеральных законах, принятых в рамках судебной реформы, фактически обеспечили широкие полномочия судов в области защиты прав граждан от незаконных решений внесудебного порядка.
Не есть ли посредничество новой социальной формой разбора социальных конфликтов на «стрелках», «партсобраниях», «тройках», неизвестно кем и как назначенных (выбранных, уполномоченных)? На этот вопрос, на наш взгляд, нет
окончательного и однозначного ответа. Несомненно, есть социальные силы, которые будут пытаться формы примирительных процедур использовать в своих целях. Но ведь и конституционные, законные формы защиты прав и свобод граждан (суд, прокуратура, милиция) не свободны в желаемой нами мере от проникновения деструктивных элементов.
Внедрение внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, внедрение примирительных процедур рассматривается в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 4 августа 2006 г. № 1082-р) как дальнейшее совершенствование судоустройства, одна из форм снижения нагрузки судов, экономии бюджетных ресурсов. Целям расширения доступа к правосудию должны послужить процедуры медиации как механизм реализации положений законов РФ, предусматривающих возможность примирения сторон.
Поэтому очень важно законодательно, организационно,кадрово, процессуально с момента создания института посредничества защитить его от антисоциальных элементов.
Социальные конфликты есть и будут, но в обществе, где граждане стабильно не доверяют власти, разрешать их только в судебном порядке просто невозможно. Это объективно заставляет нас обращаться к проблеме посредничества, медиации.
197