Л.Ю. Комарова
кандидат педагогических наук, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета
С.И. Куликова воспитатель, Детский орден милосердия А.В. Зыбина старший преподаватель, Набережночелнинский институт современных технологий и инноваций
А.А. Марченко медицинский психолог, Больница скорой медицинской помощи, Республика Татарстан
Пример внедрения интеграционных направлений в проекте «Прививка оптимизма» на базе Регионального сосудистого центра
На современном этапе волонтерская поддержка инвалидов со стороны студентов достаточна широка, однако несмотря на всевозможные попытки сформировать отношение общества к инвалидам как к равным, их не всегда воспринимают всерьез. Сложилось мнение, что люди с ОВЗ, а тем более дети-инвалиды, сами всегда требуют помощи и поддержки. В этом, несомненно, есть большая доля истины, но мы предлагаем посмотреть на этот вопрос с другой стороны. В реабилитации ребенка с ОВЗ принимают участие многие специалисты самого разного профиля, тратятся огромные средства на его образование. Многие из этих ребят имеют тяжелую патологию развития, они, с возрастом осознавая свое тяжелое положение и перспективу дальнейшей жизни, не теряют оптимизма, бодрости духа, находят себя в занятиях творчеством, литературой, спортом. Общение с детьми с ОВЗ, как это странно не звучит, многим здоровым людям помогает поверить в свои силы и способствует импульсу к действию, к движению вперед, к самосовершенствованию. Причем, в любую социально-полезную работу, инвалиды привлекаются наравне со здоровыми волонтерами.
Одним из интересующих нас направлений стала организация волонтерской помощи в больничном стационаре как студентов Набережно-челнинского института К(П)ФУ, так и инвалидов Детского ордена милосердия. В силу сложившихся партнерских отношений, территорией для реализации идеи выбран Региональный сосудистый центр БСМП в Набережных Челнах. Реабилитация не ограничивалась устранением неврологической симптоматики и была нацелена на создание для них оптимальных условий социального функционирования, повышения качества жизни, способности к самостоятельной активной деятельности.
При этом мы считаем, что в современных условиях эта проблема приобретает особую важность, поскольку в последнее время реабилитационная работа сводится к поддерживающей фармакотерапии. Социальная адаптация больных в обществе затруднена, свидетельством чему являются возрастающие уровни суицидов, социально опасных действий,
146
разводов, инвалидности, безработицы. В связи с этим остро ощущается необходимость разработки реабилитационных программ и их внедрения в практику работы медицинских учреждений.
Целью проекта являлась организация работы творческой площадки при Региональном сосудистом центре БСМП для ускорения психоэмоциональной и физической реабилитации пациентов посредством привлечения к волонтерской работе инвалидов наравне со здоровыми людьми.
В ходе проекта были реализованы следующие задачи:
1. Создание условий для оказания психоэмоциональной и физической реабилитации пациентов регионального сосудистого центра через:
• формирование инициативной группы студентов-волонтеров, способных участвовать в работе творческой площадки в больнице скорой медицинской помощи;
• организацию арттерапевтических мастер-классов совместного творчества пациентов сосудистого центра, инвалидов и волонтеров с последующей презентацией работ;
• проведение диагностики коммуникативной составляющей удовлетворенности у пациентов больницы, занятых в работе над проектом, зафиксировать динамику результатов.
2. Создание условий для реализации накопленного потенциала знаний и умений инвалидов с вовлечением их в работу творческой площадки через:
• поддержку и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;
• вовлечение инвалидов в волонтерскую работу над социальным проектом посредством непосредственного участия в мастер-классах по художественному творчеству;
• проведение диагностики удовлетворенности условиями жизни и самореализации инвалидов, занятых в работе над проектом (зафиксировать динамику результатов);
• формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья;
3. Накопление и распространение методического материала о возможностях и перспективах проведения реабилитационных программ в больничных стационарах через:
• организацию тематических мероприятий (выставки работ инвалидов, ежемесячной и итоговой выставки художественных работ участников работы творческой площадки), способствующих привлечению внимания СМИ и общественности к работе проекта;
• накопление методической базы по вопросам социализации инвалидов через применение арттерапевтических методик;
• установление контактов с медицинскими и педагогическими учреждениями в городах Республики Татарстан для передачи накопленного опыта и получения новых знаний.
Работа над проектом способствовала реализации трудовой и социальной активности инвалидов; снизила их вынужденную изоляцию. Вза-
147
имодействие с волонтерской группой раскрыло новые особенности своей жизненной ситуации, помогло по-иному, более позитивно оценить свою жизнь, в ряде случаев - в корне изменить свое мнение о ней.
В ходе работы творческой площадки для пациентов больничного стационара проводился мастер-класс (по масляной живописи, обратной аппликации пластилином и др.) студентами К(П)ФУ, педагогами, а также выпускниками, имеющими инвалидность, обладающими необходимыми знаниями и умениями.
Проведение мастер-классов имело одну особенность: все участники работали, а точнее, создавали свои картины вместе с инвалидами. В каждом мастер-классе принимало участие 10 пациентов БСМП и 10 детей и молодых людей с ОВЗ (12 лет - 33 года), в организации работы помогали 10-12 студентов. Участники работали в парах, каждый писал свою картину, но каждый пациент больницы работал за одним столом с инвалидом. Мастер-классы очень интересны по содержанию, так как проводились в стиле мастихиновой живописи. Результат просто удивительный -картины получались очень яркими!
Ребята с ОВЗ и волонтеры-студенты имеют опыт работы в этой технике, они давали ценные советы, а вместе с тем показывали пример жизненной стойкости. Работа инвалидов в проекте, по нашему мнению, это возможность быть нужным и ценным.
Во время работы проекта в Региональном сосудистом центре БСМП в Набережных Челнах осуществлено проведение выставки работ детей с ОВЗ, демонстрация шедевров, выполненных на творческой площадке, завершался проект выставкой работ всех участников творческой площадки.
Для достоверности данного исследования мы использовали следующую схему исследования: оценку нейропсихологического и речевого анамнеза. Нейропсихологическое исследовании, основанное на принципах синдромного анализа психических состояний при ОНМК, позволило сравнить нарушения ВПФ у больных в группе и оценить динамику на фоне применения «Арттерапии». Количество отобранных нейропсихологических и речевых проб не выходило за рамки временных лимитов работы с пациентом, имеющим, как правило, сниженный уровень работоспособности, инертность психических процессов, повышенную утомляемость. Нейропсихологическое исследование начиналось с определения индивидуального профиля межполушарной асимметрии.
Исследованию подлежали: гнозис, праксис, речевой статус, оценка эмоционального состояния. Для оценки эмоционального состояния использовалась госпитальная шкала тревоги и депрессии, экспертная оценка врачей и психиатра. Дополнительные компоненты оценки психического состояния пациентов: нейродинамические процессы (понимание инструкций, время выполнения), отношение к выполнению тестов (старательность, небрежность, пассивность, безразличие), эмоциональное состояние (подавленность, скорбная тоска, амимия, демонстративность, дурашливость, склонность к плоским шуткам (см. табл. 1 и 2). В невротическом статусе пациентов преобладали чувствительные, нарушения
148
нейропсихологического и эмоционального состояния. На этапах катам-нестического наблюдения (до использования «Арттерапии») у больных отмечалось статистически значимое нарастание тяжести эмоционального состояния. Для оценки межгрупповых исследований (на начало и конец исследования в контрольной и экспериментальной группе) использовался критерий Стьюдента, оценки нейропсихологического статуса непараметрический критерий Фридмена. Все результаты занесены в таблицы (на начало исследования, и на конец исследования).
Таблица 1
Динамика эмоциональных нарушений у больных в период использования арттерапии, экспериментальная группа
Показатель, баллы М±т Этапы наблюдения
1 - на начало исследов. 3 недели 5 недель 3 месяца
Тревога 12,8 ±1,3 10,1 ±0,5 * 8,8±0,4 ** 8,5±0,8***
Депрессия 15,1±1,4 12,8±0,4 9,9±0,7* 10,0±0,7**
Интегральная сумма балльной оценки функционального восстановления по шкале Бартелль и оценки эмоционального состояния после проведения курса «Арттерапии» пациентов по вышеперечисленным критериям была наилучшей и статистически значимой.
Таблица 2
Динамика эмоциональных нарушений у больных без применения «Арттерапии», контрольная группа
Показатель, баллы М±т Этапы наблюдения
1 - на начало исслед. 3 недели 5 недель 3 месяца
Тревога 13,3 ±1,2 12,1 ±0,5 11,8±0,4 10,5±0,8*
Депрессия 12,1 ±1,3 11,8±0,4 10,9±0,7 9,8±0,7*
Динамика эмоциональных нарушений по госпитальной шкале тревоги - по домене тревоги (х 2 = 3,386, n' = 3, p< 0,05) и депрессии (х 2 = 4, 376, n' = 3, p< 0,001). При сравнении балльных оценок в группах до исследования и после были получены статистически значимые различия как по домене тревоги, так и по депрессии (p<0,05). Выявлена субклинически выраженная тревога, причем показатель значим. При сравнительном изучении балльных оценок при нейропсихологическом исследовании у больных отмечаются улучшение показателей восстановления утраченных функций, статистически значимые: уровень тревоги (r=0,36) и депрессии (r=0,39). Не выявлено корреляционной связи между тяжестью инсульта и мнестическими факторами (г = - 0,19).
В результате реализации проекта мы получили следующие результаты:
• создали новое направление волонтерской работы в больничном стационаре, которое привлекло в движение милосердия новых сторонников, школьников и студентов;
149
• организовали итоговый вернисаж работ пациентов Регионального сосудистого центра БСМП в Набережных Челнах и инвалидов ДОМа (Детского ордена милосердия), студентов Набережночелнинского института К(П)ФУ созданных на творческой площадке.
• способствовали распространению информации о возможностях реабилитации методами искусства и общения;
• улучшили когнитивные функции у пациентов сосудистого центра ГАУЗ РТ БСМП;
• подняли уровень качества медицинских услуг посредством положительной динамики коммуникативной составляющей удовлетворенности предоставляемых услуг.
Литература
1. Носов Н. А. Сознание и психика (Гл. 3) // Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. - М.: Наука, 2001.
Ю.Г. Корженевская
педагог-психолог I категории, ГОУ ЛО Приморская специальная школа-интернат^Ш вида)
Опыт использования TOUCH-терапии в работе педагога-психолога школы-интерната VIII вида
Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии.
Взаимосвязь тела и психики уже давно считается известным и неоспоримым фактом. Основатель телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх описал, как в ответ на стрессовые ситуации возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц - «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный панцирь». Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям (все это причины остеохондроза, артрозов, многих соматических заболеваний), а в психической сфере не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту [4].
Методы телесно-ориентированной психотерапии работают с психикой через тело. Одной их техник телесно-ориентированной терапии является TOUCH-терапия, в котором прикосновение к телу является основным принципом работы, одним из видов контактных каналов и инструментом психологического воздействия на человека, что позволяет использовать в психокоррекции невербальные способы взаимодействия с воспитанниками. Сферы применения TOUCH-терапии: психологическое развитие личности, психотерапия психологических отношений, реабилитационная педагогика и психология, психология и педагогика при
150