Научная статья на тему 'Пример духовно-нравственной жизни русских подвижников XX века'

Пример духовно-нравственной жизни русских подвижников XX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
767
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ СВЯТЫЕ ПОДВИЖНИКИ / ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / ДОБРОДЕТЕЛИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рахова Е. Э.

В статье рассматриваются высокие примеры подвижнической жизни русских православных святых XX века, которые благодаря исполнению евангельских заповедей Христа, трудами молитвы и аскезы стяжали высокие христианские добродетели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пример духовно-нравственной жизни русских подвижников XX века»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

«Путь послушничества, или совершенного отречения от своего ума и воли и всякого управления собою чрез предание себя надежному и Богом данному руководителю-отцу, - свидетельствует епископ Феофан Затворник, - есть путь краткий и непродолжительный. Вступившие на него в истинном духе скоро востекают на совершенство и безопасно минуют все уклонения, блуждания и задержки» [3]. Ибо полным послушанием духовному отцу, указывает святитель, подсекается самость - корень страстей. А «ведущий сам собою брань все же ведет ее сам и таким образом в то время, как действует против самости, некоторым образом питает ее. При руководителе же наше я решительно исчезает в воле его с первого раза, а с тем вместе теряют опору и все страсти» [3].

Послушание воле Божией связано с благодушным терпением скорбей, благодарением за них Богу. В одном из писем епископ Феофан уверял скорбящего и унывающего в скорбях христианина: «Господь любит Вас и взял Вас в руки, чтобы вытеснить из Вас все негожее. Как прачка мнет, трет и колотит белье, чтобы убелить его, так Господь трет, мнет и колотит Вас, чтобы убелить Вас и приготовить к наследию Царствия Своего, куда не войдет ничто нечистое» [3]. И потому, советует святитель Феофан, «с радостию принимайте всякую неприятность, как врачевство, подносимое Самим Господом. На окружающих Вас смотрите как на орудия Божия во благо Вам и за ними всегда зрите руку Божию, Вам благодеющую. И за все говорите: «Слава Тебе, Господи!» Но старайтесь, чтобы это было не на языке только и в мысли, а и в чувстве» [3].

Нравственно-аскетические наставления, которые предлагали святители Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник всем ищущим христианского совершенства и спасения, они исполнили сами, руководствуясь опытом святых отцов Восточной православной церкви. Потому так убедителен пример их святой жизни и так сильно их слово в защиту Христовой истины.

Список использованной литературы:

1. Лебедев А. П. Великий и в малом. Московский митрополит Филарет/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.pagez.ru/philaret/about033.php

2. Игнатий Брянчанинов, святитель. Творения/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br

3. Феофан Затворник, святитель. Творения/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:

http://theophanica.ru/creations.php

© Е.Э. Рахова, 2015

УДК 17

Е. Э. Рахова

канд. филос. наук, доцент кафедра философии, культурологии и искусствоведения

Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург, Россия

ПРИМЕР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РУССКИХ ПОДВИЖНИКОВ XX ВЕКА

Аннотация

В статье рассматриваются высокие примеры подвижнической жизни русских православных святых XX века, которые благодаря исполнению евангельских заповедей Христа, трудами молитвы и аскезы стяжали высокие христианские добродетели.

Ключевые слова

Русские святые подвижники, христианская нравственность, добродетели.

97

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

В XX веке в России было прославлено немало православных подвижников, пример высокой духовнонравственной жизни которых важен и в наши дни, особенно в связи с разрушением нравственных идеалов в обществе.

Величайшим светильником для России в конце XIX - начале XX вв. был протоиерей Иоанн Кронштадтский, называемый «всероссийским батюшкой». Закончив духовную академию со степенью кандидата богословия, он стал священником в Кронштадтском храме. О начале своего служения отец Иоанн писал в дневнике: «С первых же дней своего высокого служения Церкви, я поставил себе за правило: сколь возможно искреннее относиться к своему делу, пастырству и священнослужению, строго следить за собою и за своею внутреннею жизнью» [2]. И это правило он не оставлял никогда.

Молодой священник начал ежедневно бывать в убогих жилищах бедных людей, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел. Не гнушаясь никем, он шел по первому зову к самым нищим и опустившимся людям, утверждая, что «нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его. Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем» [2]. Видя недостаточность личной милостыни, священник организовал Дом Трудолюбия, в котором были устроены рабочие мастерские, женские мастерские, вечерние курсы ручного труда, школа, детский сад, сиротский приют, народная столовая с небольшой платой, библиотека, бесплатная лечебница, воскресная школа, позднее еще был построен ночлежный дом и странноприимный дом.

Неустанно подвизаясь в молитвах, чтении Священного Писания и святоотеческой литературы, трудах, делах милосердия и любви, отец Иоанн сподобился получения Божественного дара чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за ее пределами. По молитвам отца Иоанна стало совершаться множество чудес, и наедине, и при большом стечении народа, а часто и заочно, по посланному письму или телеграмме. По молитвам кронштадтского священника прозревали слепые, паралитики вставали и ходили, успокаивались и исцелялись бесноватые, умирающие и безнадежно больные получали облегчение в тот момент, когда отец Иоанн молился о них.

Сербский архимандрит Иустин (Попович) писал о нем: «Кронштадтский апостол творит евангельские чудеса на наших глазах. Он даже мертвое дитя воскрешает... В чем тайна такого евангельского, апостольского чудотворства и силы? - В пережитом Евангелии, в исполнении евангельских заповедей. У него была милость для всех и вся. Эту нежную сострадательность святой получал от своей молитвенности. Можно смело утверждать: он жил и дышал молитвой» [3].

Народ со всех концов России устремился к отцу Иоанну Кронштадтскому. Ежедневно тысячи людей приезжали в Кронштадт, присылали бесчисленное количество писем и телеграмм, передавали огромные суммы денег на благотворительность. Полученные деньги отец Иоанн раздавал, на них он ежедневно кормил тысячу нищих, помогал нуждающимся, строил храмы и монастыри. Всего себя он посвятил Богу и ближним.

Ежедневно он вставал в три часа ночи и отправлялся в собор к утрени. Его встречали толпы паломников, желающих получить от него благословение, множество нищих, которым он раздавал милостыню. После службы, сопровождаемый тысячами верующих людей, отец Иоанн выходил из собора, шел в Дом Трудолюбия, затем отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. Редко он возвращался домой ранее полуночи. И так - изо дня в день, из года в год. Подвиг его поистине сверхъестественен, и невозможен был бы без помощи Божественной благодати.

Отец Иоанн Кронштадтский много писал в своем духовном дневнике «Моя жизнь во Христе» о главном для него и для всякого христианина - о соединении с Богом, достижении христианского идеала обожения, святости. Достигнуть этого можно лишь при внимательной, или трезвой духовной жизни, в борьбе со своими греховными страстями. Сам он всегда неизменно старался приближаться к Богу молитвой, постом, чтением, исполнением заповедей Божиих, делами любви и милосердия.

Отец Иоанн утверждал, что «в мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренно, а всякое зло наказывается: зло сопровождается скорбью, теснотой в сердце, а добро миром, радостью и пространством сердца. Этот закон неизменен: он закон неизменяемого, всесвятого, праведного, премудрого и вечного Бога» [2]. Это важно знать, указывал он, для выстраивания правильных христианских отношений со своими ближними и собственной благочестивой жизни. «Всякий человек, делающий какое-либо зло, удовлетворяющий какой-либо страсти, - объяснял святой отец, -достаточно наказывается совершаемым им злом, той страстью, которой он работает, а главное - тем, что он

98

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

отступает от Бога и Бог от него отступает, потому питать зло к этому человеку было бы крайне безумно и в высшей степени бесчеловечно; это значит - топить человека, уже утопающего, толкать в огонь уже пожираемого пламенем. К такому человеку, как погибающему, надо показывать сугубую любовь и с усердием молиться за него Богу, а не осуждать его, не злорадствовать о его беде» [2].

Для стяжания христианских добродетелей необходимо самопринуждение, чтобы научиться неуклонно и с любовью исполнять заповеди ради Христа. «Ни на одно мгновение, - писал отец Иоанн в дневнике, -своей воли не исполняй, а - волю Божию, которая есть любовь ко всем, - и ко врагам, - и святость наша» [2]. Чтобы исполнять Божественную волю, «носи в сердце постоянно слова: Христос есть любовь, и старайся любить всех, жертвуя для любви не только имением, но и собою», - наставлял отец Иоанн [2]. «Радуйся всякому случаю оказать ласку ближнему... Оказывай любовь просто, без всякого уклонения в помышления лукавства, без мелочных житейских корыстных расчетов, памятуя, что любовь есть Сам Бог» [2]. А потому только «тот подает истинно милостыню, кто подает от сердца и любящим сердцем. Тот истинно милостивый, кто беседует со всяким сердечно, а не умом или устами, кто отдает всякому искреннее, сердечное почтение, кто проповедует слово Божие и служит от истинного сердца, нелицемерно, - словом, кто объемлет всех и носит всех любовью в сердце своем, презирая все вещественное, что становится препятствием в любви между им и ближним, - тот истинно милостив» - утверждал святой праведный отец Иоанн Кронштадтский [2].

Протоиерей Алексей Мечев по благословению отца Иоанна Кронштадтского создал в московском храме святителя Николая на Маросейке христианскую общину, которая составилась на взаимоотношениях любви. В ней находили свое место все сословия, состояния, возрасты, степени развития, профессии, национальности. Община была тесно сплоченным целым, всякий в нее входивший добровольно нес свои труды и жертвы на общую пользу.

Отец Алексей усердно служил и молился, брал на себя чужое горе, утешал, наставлял, учил, помогал, и привлекал к Богу многих и многих своей милостью и любовью. Отец Алексей Мечев шел своим путем, высшим - путем любви. Близкий друг, настоятель Чудова монастыря в Кремле епископ Арсений Жадановский писал о нем: «Милующая любовь - вот чем богат был отец Алексей, оттого-то так много уходило от него духовно исцеленных; оттого-то немало было у батюшки случаев обращения на путь спасения людей, которые, находясь в круговороте жизни, считали себя погибшими» [5].

Отец Алексей не только видел симптомы душевных болезней и их глубокие причины, но указывал и радикальные средства к их исцелению. Прежде всего, он требовал от человека покаяния, но не формального, а искреннего, глубокого и смиренного, со слезами, способного произвести перерождение, обновление всей внутренней природы грешника.

Своей любовью и словами о любви отец Алексей пробуждал многих. «Мы должны подражать любви Божией, - убеждал он. - Случай сделать кому-нибудь добро - это есть милость Божия к нам, поэтому мы должны бежать, стремиться всей душой послужить другому. А после всякого дела любви так радостно, так спокойно становится на душе, чувствуешь, что так и нужно делать, и хочется еще и еще делать добро, а после этого будешь искать, как бы мне кого еще обласкать, утешить, ободрить. А потом в сердце такого человека вселится Сам Господь» [5]. Обращаясь к своим духовным чадам, отец Алексей писал: «Со слезами прошу и молю вас, будьте солнышками, согревающими окружающих вас» [1].

Афонский схимонах Силуан родился в России, а на Святой горе Афон он оказался по благословению отца Иоанна Кронштадтского. Прожив там 46 лет в усердных молитвенных и аскетических подвигах, отец Силуан достиг вершин духовного совершенства, обожения, святости.

Старец воздерживался во всем и от всего, что могло бы мешать стяжанию Божественной благодати: он мало спал, ограничивал себя в еде, не делал послаблений в посте, отсекал во всем свою волю, считая, что послушание приносит большую пользу для души. К старцу Силуану обращались многие люди в поисках утешения, исцеления, наставления, и он обо всех молился и всем помогал, укреплял, вразумлял, и они уходили от него умиротворенными.

В своем непрестанном молитвенном подвиге богообщения старец Силуан достиг такого внутреннего состояния, при котором провидел происходящее и прозревал будущее приходившего к нему человека, открывая глубокие тайны его души и призывая к покаянию. Молитвенный труд монаха - это главный подвиг всей его жизни, считал старец. Молитвой приобретаются и все другие добродетели, важные для спасения,

99

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

прежде всего смирение и любовь. «За то страдаем мы, - объяснял старец, - что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство» [6].

Опытно приобретя высочайшую добродетель смирения, старец Силуан указывал на благодатность этого Божественного дара. «Есть много родов смирения, - писал он. - Один послушлив и во всем себя укоряет, - и это смирение. Иной кается во грехах своих и почитает себя мерзким перед Богом, - и это смирение. Но когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется до конца. И это совсем особое смирение, и никто не может его описать, и познается оно только Духом Святым. И если бы люди Духом Святым познали - какой наш Господь, то все бы изменились: богатые презрели бы свои богатства, ученые - свои науки, а правители - свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в великом мире и любви, и на земле была бы великая радость» [6].

Мир и блаженство душе дает Божественная любовь. «Господь любит нас, как Своих детей, - уверял преподобный Силуан, - и любовь Его сильнее любви матери, потому что и мать может забыть свое дитя, а Господь никогда не забывает нас» [6]. «И я узнал, - опытно объясняет старец, - что любовь бывает разная по силе своей. Кто боится Бога, чтобы Его чем-нибудь не оскорбить - это первая любовь. Кто имеет ум чистый от помыслов - это вторая любовь, больше первой. Кто ощутимо имеет благодать в душе своей - это третья любовь, еще большая. Четвертая, совершенная любовь к Богу - это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе, и в теле. У того освящается тело и будут мощи. Так бывает у великих святых мучеников, у пророков, у преподобных. Кто достиг этого, тот неприкосновенен для плотской любви. При полноте любви Божией душа не прикасается к миру; хотя и живет человек на земле среди других, но от любви Божией забывает все в мире» [6]. Таким святым подвижником был и сам старец Силуан Афонский.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), хирург, ученый, доктор медицины, лауреат сталинской премии, в годы Советской власти претерпел многие гонения, был в тюрьмах и ссылках в течение 11 лет за свои религиозные убеждения. В годы изгнания владыка Лука активно занимался врачебной деятельностью, везде, где было необходимо, лечил, оперировал, даже в самых неблагоприятных условиях, всегда с молитвой, благословением больных и успешно. Во время Великой Отечественной войны он своей врачебной хирургической деятельностью спас тысячи жизней тяжелораненых бойцов. По свидетельству очевидцев, в последние годы жизни, теряя зрение, владыка продолжал свое архиерейское служение и помогал страждущим, консультировал, вымаливал безнадежно больных людей.

Автобиографическая книга, в которой святитель Лука проанализировал свой нелегкий жизненный путь и многочисленные испытания, которые ему пришлось перенести, называется «Я полюбил страдание...». В этих страданиях очищалась и силою Божией преображалась душа пастыря. В одной из своих проповедей архиерей говорил слушающим его христианам: «Вы спросите с недоумением, в ваше сердце, может быть, закрадется сомнение, легко ли иго Христово? А я скажу вам: «Да, да! Легко, и чрезвычайно легко». А почему легко? Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос; потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать тебя, помогать нести это бремя, этот крест. Говорю не от разума только, а говорю по собственному опыту, ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжелому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой. Тяжелое было это бремя, но вспоминаю о нем, как о светлой радости, как о великой милости Божией. Ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово. Именно потому, что бремя Христово нераздельно с благодатью Христовой, именно потому, что Христос того, кто взял крест и пошел за Ним, не оставит одного, не оставит без Своей помощи, а идет рядом с ним, поддерживая его крест, укрепляет Своею благодатью» [4].

Таким благодатным евангельским путем шли не только православные подвижники XX века, но и все русские святые, оставив в своих творениях свидетельства о его спасительных и блаженных плодах.

Список использованной литературы:

1. Великие русские старцы XX века/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:

http://lib.pravmir.ru/library/book/147

100

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

2. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/ioannkr/iokron1.htm

3. Иустин (Попович), преподобный. О рае русской души/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.pravbeseda.m/Hbrary/mdex.php?page=book&id=425

4. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. «Я полюбил страдание...»/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.wco.ru/biblio/books/luka2/main.htm

5. Московский старец отец Алексей Мечев/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/023/023-mechev.htm

6. Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан Афонский/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij

© Е.Э. Рахова, 2015

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.