ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ ПРЕДМЕТА «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
О.А. ФЕОКТИСТОВА, РГУФКСиТ (ГЦОЛИФК)
Аннотация
Разработана компьютерная программа тестирования по предмету «Правовые основы физической культуры и спорта». Проведенные испытания показали высокую эффективность проверки знаний студентов с помощью данной программы. В статье обсуждаются ее применимость в учебном процессе и проблемы, возникающие при использовании компьютерных тестовых технологий.
Abstract
The computer program of testing in a subject «Legal bases of physical training and sports» is developed. The carried out tests have shown high efficiency of examination of students with the help of the given program. In article its applicability in educational process and the problems arising at use of computer test technologies are discussed.
Ключевые слова: педагогические исследования, компьютерная тестирующая программа, «пятибалльная» система, решаемость тестов.
В настоящее время происходит компьютеризация всех сторон функционирования человека и общества. В связи с этим необходимо переосмысление педагогических основ образования. Поэтому анализ вопросов использования современных информационных технологий для оценки «правовых знаний» студентов вузов физической культуры и спорта является актуальным направлением педагогических исследований.
В учебном процессе РГУФКСиТ на кафедре СМЭиП имени В.В. Кузина была разработана и опробована компьютерная тестирующая программа в соответствии с предметом «Правовые основы физической культуры и спорта» согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [6].
В связи с этим при разработке компьютерной тестирующей программы были определены критерии, которым должна соответствовать компьютерная тестирующая программа (табл. 1).
Таблица 1
Критерии компьютерной тестирующей программы
Критерии Название тестирующей программы-оболочки
- возможность выставлять оценки на основе анализа ответов тестируемого; - возможность выбора темы тестирования; - возможность работы в сети Интернет. Macromedia flash MX
При формировании шкал оценок использовалась «пятибалльная» система. После каждого теста автоматически выставляется оценка.
При идеальном ответе на все вопросы тестов (0 ошибок) ставится оценка «5». Для получения оценки «4» допускается 1 ошибка в тестах № 1-3, 5 и 3 ошибки
в тесте № 4. Для оценки удовлетворительно «3» допускается по 2 ошибки в ответах на тесты № 1-3, 5 и 4 ошибки при ответах на тест № 4. Большее количество ошибок (более 12) при ответах на тесты предусматривает оценку «2» - неудовлетворительно.
Предполагалось, что решаемость тестовых заданий по различным темам приблизительно одинакова. С целью проверки этого утверждения были обработаны результаты тестирования «остаточных» знаний 50 студентов 5-го курса РГУФКСиТ на добровольной основе.
Тестирование проводилось в 2008 г. на кафедре СМЭ иП имени В.В. Кузина. Анализу были подвергнуты данные тестирования по темам лекционных и семинарских занятий дисциплины «Правовые основы физической культуры и спорта».
Общий объем программы компьютерных (электронных) тестов (тестовых заданий) включает пять тестов (общее количество вопросов - 54):
Тест-глоссарий № 1. Понятие и источники Российского спортивного права («Правовые основы физической культуры и спорта» как наука Российского спортивного права);
Тест № 2. Международное, национальное и региональное «физкультурно-спортивное право»;
Тест № 3. Система законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте (нормативно-правовая база в сфере физической культуры и спорта РФ и ее субъектов);
Тест-глоссарий № 4. Правовое регулирование создания, организации и юридического обслуживания физкультурно-спортивных организаций (коммерческих и некоммерческих);
Тест-глоссарий № 5. Правовое регулирование отдельных аспектов спортивной деятельности / Договорные отношения в сфере физической культуры и спорта.
Всего было обработано 250 тестов.
Под решаемостью теста (тестового задания) в настоящем исследовании понимается процент правильных ответов, данных студентами. Чем он выше, тем выше решаемость теста.
Анализ результатов показал, что решаемость тестов, предназначенных для контроля знаний студентов по различным темам, неодинакова (см. рисунок). Наиболее легко студенты справились с вопросами теста № 1: «Правовые основы физической культуры и спорта» как наука Российского спортивного права - решаемость теста 80%; теста № 3: Система законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте (нормативно-правовая база в сфере физической культуры и спорта РФ и ее субъектов) и теста № 5: Правовое регулирование отдельных аспектов спортивной деятельности / Договорные отношения в сфере физической культуры и спорта - решаемость 90%.
Трудности возникли у студентов при ответе на вопросы теста № 2: Международное, национальное и региональное физкультурно-спортивное право. Среднее значение коэффициента решаемости составило 78%.
Наиболее трудными для студентов оказались вопросы теста № 4: Правовое регулирование создания, организации и юридического обслуживания физкультурноспортивных организаций (коммерческих и некоммерческих). Среднее значение коэффициента решаемости равно 52%. Следовательно, необходимо уравнять решаемость тестов.
В технологии текущего контроля (для получения зачета) по результатам тестирования студентам необходимо набрать 78% и более правильных ответов (т.е. ответить правильно не менее чем на 42 вопроса из 54).
Если учесть, что общая «первичная» решаемость студентами 5-го курса всех тестов составила 78%, можно с уверенностью сказать, что зачет по данным дисциплинам получит не более 39 студентов из 50, причем 22% (11 чел.) получили оценку «2». При «повторном» тестировании количество получивших неудовлетворительную оценку сократилось в 7 раз (только 3% ответили неудовлетворительно).
В связи с этим рекомендуется после окончания изучения каждой темы дисциплины «Правовые основы физической культуры и спорта» использовать тесты для рубежного контроля и устанавливать начальную решаемость тестовых заданий для дальнейшей корректной оценки результатов учебной деятельности студента.
Перед внедрением тестовых технологий в учебный процесс вузов физической культуры необходимо выполнить следующие мероприятия: провести ознакомление преподавателей с правилам использования тестовых заданий; осуществлять подбор компьютерного обеспечения, наиболее адекватного задачам педагогического контроля; проводить оценку пригодности и стандартизацию тестов; проводить тестирование знаний студентов.
Шкала оценки учебных достижений студентов должна строиться на основе разности коэффициентов решаемости тестов, полученных после изучения каждой темы и в конце изучения дисциплины.
Изучались также и отношение преподавателей к тестированию, и готовность применять тестовые технологии в своей профессиональной деятельности. С этой целью на кафедре СМЭиП имени В.В. Кузина была разработана анкета, посредством которой изучалось отношение преподавателей вузов физической культуры к тестовому контролю знаний и компьютерному тестированию. Анкета состояла из 8 вопросов открытого типа. В анкетном опросе приняли участие 50 сотрудников и преподавателей РГУФКСиТ.
В результате анализа ответов на вопросы образовалось несколько групп: первая группа - респонденты с большим стажем работы (свыше 25 лет) и возрастом (старше 40 лет); вторая группа - респонденты со средним стажем работы (приблизительно 10-25 лет) и возрастом (30-45 лет); третья группа - молодые респонденты (до 30 лет) с небольшим стажем работы (до 10 лет) (табл. 2.).
В связи с этим можно сделать следующие выводы:
1. Большинство преподавателей (более 50%) РГУФКСиТ считает целесообразным применение компьютерного тестирования в текущем и периодическом контроле.
% 100 90 80 оз 70
1 60
<в
£ 50 1 40 ш 30 20 10 0
90%
90%
80% 78%
52%
3
N2 теста
Решаемость компьютерных тестов
(шт$>
Таблица 2
Отношение преподавателей вузов физической культуры к тестовому контролю знаний
и компьютерному тестированию
№ Вопросы анкеты Ответы
п/п 1 группа 2 группа 3 группа
1. Возраст Старше 40 лет 30-45 лет До 30 лет
2. Стаж работы Свыше 25 лет 10-25 лет До 10 лет
3. Отношение к тестированию 86% - положительное 64% - положительное 98% - положительное
4. Опыт использования тестирования в педагогической практике 76% - применяют; 10% - применяли 39% - применяют; 31% - применял 63% - применяют; 20% - применяли
5. Желание применять компьютерное тестирование в своей педагогической практике 61% - желает применять 46% - желают применять 81% - желает применять
6. Положительные стороны тестирования: Согласны с утверждениями:
1. Оперативность в получении результатов 2. Возможность одновременного тестирования большого количества студентов 3. Возможность быстрого выявления «пробелов» в знаниях 72% 69% 41% 54% 56% 41% 72% 76% 52%
7. Отрицательные стороны тестирования: Согласны с утверждением: «Невозможно оценить знания студентов в полном объеме»
65% 69% 83%
2. Для формирования шкал оценок теоретических знаний студентов необходимо проводить «двойное тестирование» (компьютерное тестирование) с одинаковым набором тестовых заданий. Первое - после изучения каждой темы дисциплины (ответ на один тест - тестирование по определенной теме), второе - после окончания
изучения всей дисциплины (общее тестирование - по всем пяти тестам).
3. Успех реализации тестовых технологий педагогического контроля во многом определяется применяемой компьютерной тестирующей программой-оболочкой (в данном случае использовалась программа Macromedia flash MX).
Литература
1. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям 030500 «Юриспруденция» и 032101 «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова. - 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007. - 671 с.
2. Алехина Е.О. Критерии подбора компьютерных тестирующих программ / А.В. Самсонова, Е.О. Алехина // Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 3. - С. 19.
3. Алехина Е.О. Один из аспектов организации компьютерного тестирования / Е.О. Алехина // Матер. итог. науч. конф. студентов и аспирантов «Физическая наука - физической культуре и спорту», посвященной 110-летию СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - С. 52-53.
4. Алехина Е.О. Педагогический контроль знаний студентов вузов физической культуры с использованием тестовых технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 2006. - 23 с.
5. Кузин В.В., Кутепов М.Е. Примерная программа дисциплины «Правовые основы физической культуры и спорта» федерального компонента цикла ОПД. Составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки 521900 «Физическая культура» и специальностям 022300 «Физическая культура и спорт», 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». - М.: РИО РГУФКСиТ, 2003. - 18 с.
6. Правовые основы физической культуры и спорта: учебник для вузов / под ред. С.Е. Алексеева. - М.: Юнити, 2005. - 671 с.
7. Толкачев А.Н. Тесты по предпринимательскому и хозяйственному праву. - М.: Экзамен, 2002. -224 с.
8. Тютюнник Е.О. Сравнительный анализ компьютерных тестирующих программ / В.С. Степанов, А.В. Самсонова, Е.О. Тютюнник // Матер. междунар. науч.-метод.
конф. «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий». - Уфа, 2002. - С. 317-320.
9. Тютюнник Е.О. Тестирующие программы руками студентов / А.В.Самсонова, Е.О. Тютюнник // Матер. итог. науч.-практ. конф. Академии физической культуры, посвященной 165-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта. -СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - С. 53-54.
10. Тютюнник Е.О. Система оценок при компьютерном тестировании / А.В. Самсонова, Е.О. Тютюнник // Матер. итог. науч.-практ. конф. Академии физической культуры, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. -С. 68-69.
11. Ушакова Н.А., Феоктистова О.А. Принятие нового закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации как метод совершенствования спортивного законодательства // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2007. - № 9 - С. 77.
12. Feoktistova O. Application of nonconventional (new) forms and techniques of examination of the sports legislation of students University of physical training, sports and tourism // Publication of scientific issues / The International scientific and practical conference of students and young scientist «HIGHER SCHOOL» as the center of integration of science, sports, education and culture; RSUPC. - М., 2007. - P. 150.