А. В. Кутенкова, И. Ю. Сорока
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СЕМЕЙНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ)
В статье обсуждается применение технологии тьюторского сопровождения в дополнительном образовании детей (на примере семейного краеведения). Выявленные слабые внутрисемейные связи воспитанников ЦДЮТиК побудили к созданию социально-педагогической программы «Маяк». Программа направлена на создание дружественной, позитивной, благоприятной среды посредством трех модулей: «Психология», «Семейное краеведение», «Позитивные праздники».
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, педагогическое сопровождение, технология тьюторства.
Актуальность исследования. Будущее России, ее место и перспективы в современном мире зависят от того, будут ли ее жители патриотами и ответственными гражданами своей страны, поэтому так значима проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, которому суждено построить новую Россию.
Приоритеты государственной образовательной политики в области патриотического воспитания нашли отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. В этих документах намечаются пути развития практики патриотического воспитания граждан России, обосновываются приоритетные направления воспитания в современных условиях [1].
Анализ вышеперечисленных регламентирующих документов по реализации патриотического воспитания позволил сформулировать и конкретизировать ряд положений, имеющих особую значимость для обоснования организации системы патриотического воспитания в дополнительном образовании детей.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем педагогически организованный и целенаправленный процесс развития личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, а также деятельность по формированию чувства и позиции верности своей стране, солидарности с ее народом, активной гражданской позиции и готовности к служению Отечеству.
Государственные приоритеты воспитания патриотов должны реализовываться через конкретные механизмы в практической работе образовательных организаций. Одним из таких механизмов может стать организация деятельности туристско-краеведческих детских объединений.
База исследования. Детские объединения туристско-краеведческой направленности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детского оздоровительно-образовательного центра детско-юношеского туризма и краеведения» (ЦДЮТиК) г. Читы.
Методология исследования. Большое влияние на формирование основных идей и подходов к организации патриотического воспитания в МБУ ДО «ЦДЮТиК» оказали теоретико-методологические положения, отраженные в работах ученых
© Кутенкова А. В., Сорока И. Ю., 2018
Ю. С. Константинова, Б. Е. Райкова, А. А. Остапца-Свешникова, занимающихся вопросами педагогики детско-юношеского туризма и краеведения. В их трактовке туристско-краеведческая деятельность - это социальное и педагогическое явление, которое обозначает социальную деятельность обучающихся, направленную на непосредственное предметное познание близкой, непосредственно затрагивающей душу воспитанного человека окружающей действительности родного края, и на этой основе формирование ценностных духовных качеств личности [2].
В основу организации туристско-краеведческой деятельности положен личностно-ориентированный подход, разработанный В. В. Сериковым, И. С. Якиманской и др. Психолого-дидактическая концепция И. С. Якиманской основана на принципе субъективности. Она позволяет выявить особенности обучающихся как субъектов образования и разработать индивидуальные траектории личностного развития, их субъектного опыта, рефлексии собственной деятельности. Позиционно-дидактическая концепция В. В. Серикова связана с формированием определенной позиции на основе личностно-развивающей учебной ситуации и основывается на идее реализации трех аспектов: жизненной контекстности, диалогичности и игрового (ролевого) взаимодействия ее участников, создающих ценностно-смысловое поле межсубъектного общения [3].
Патриотическое воспитание в ЦДЮТиК основано на следующих принципах человекосообразного обучения: принцип личностного целеполагания ученика; принцип выбора индивидуальной образовательной траектории; принцип метапредметных основ образовательного процесса; принцип продуктивности обучения; принцип первичности образовательной продукции учащегося; принцип ситуативности обучения; принцип образовательной рефлексии [4].
Констатирующий этап исследования. В 2016-2017 учебном году был произведен набор новых воспитанников в детские объединения. С целью выявления сформированности уровня гражданской идентичности нами было проведено анкетирование, чтобы выяснить представления детей о Родине. Количество опрошенных - 80 человек (со 2-го по 6-й класс), из них: 28 младших школьников, 52 подростка. По результатам данного анкетирования мы обратили внимание на то, что знания учащихся о стране гораздо шире, чем знания о собственной семье. Этот факт доказывают ответы детей на отдельные вопросы, например на вопрос «Как зовут твоих бабушек и дедушек?» ответили 36%, на вопрос «Когда дни рождения у мамы и папы?» ответили 47%, но в то же время на вопрос «Кто является президентом страны?» ответили 95% опрошенных. Мы полагаем, что эти данные могут свидетельствовать о слабости внутрисемейных связей.
Чтобы подробнее изучить внутрисемейные связи воспитанников, в октябре -ноябре 2016 г. нами было проведено исследование вышеназванной группы детей. Для младших школьников использовалась методика «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров), которая выявила у опрошенных отсутствие доверительных отношений с родителями (50%) и страх наказания (50%).
Для детей 5-6-х классов был использован опросник «Подростки о родителях» (Е. Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном). Результаты показали высокий уровень по шкалам директивности (45%), враждебности (70%) и непоследовательности (58%) в воспитании (рис. 1).
Из общего количества опрошенных подростков нами было выявлено 33% детей, которые воспитываются в неполных семьях, 67% - воспитываются в полных семьях. Из количества детей, которые воспитываются в неполных семьях, 53% воспитанников показали высокий уровень по шкалам директивности, враждебности, критики и автономности. В то же время этот же показатель в полных семьях составляет 32% (рис. 2).
Директивность, враждебность, критика, автономность
53'
32%
□ Неполные семьи ■ Полные семьи
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Рис. 2
Таким образом, слабые внутрисемейные связи выявлены у той значительной части подростков, которые пережили второй брак родителей и воспитываются в неполной семье.
Общей для всех опрошенных была методика «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер). Данная методика позволяет выявить положение ребенка в системе межличностных отношений в семье и определить наиболее референтных для ребенка членов семьи. Результаты исследования по методике «Семейная социограмма» показали, что 31% опрошенных испытывает эмоциональное отвержение со стороны родственников. Считают референтным членом семьи: 62% - маму; 16% - папу; 10% -бабушку или дедушку; 7% - брата или сестру; а в некоторых случаях (5%) - домашнее животное (кошка, собака, хомяк).
Проблема для решения. Мы обратили внимание на то, что проблема внутрисемейных связей является более глубокой. Была выявлена группа детей, которые имеют наибольшие затруднения в семейных взаимоотношениях и нуждаются в дополнительном внимании и педагогическом сопровождении.
Описание инновационного опыта. В рамках формирующего этапа педагогическим коллективом ЦДЮТиК был разработан проект «Технология тьюторского сопровождения в социально-педагогической деятельности МБУ ДО ЦДЮТиК»,
которому присвоен статус городской проектной площадки в январе 2017 г. (приказ Комитета образования городского округа города Чита, № 32 от 25.01.2017).
Идея проекта заключается в использовании краеведческого потенциала с целью формирования позитивного рефлексивного опыта общения и жизнедеятельности через создание дружественной, позитивной, благоприятной среды для уязвимых категорий детей, в устранении негативных влияний и создании благоприятной позитивной среды.
Понятийный аппарат исследования составляют следующие понятия: «социально-педагогическая деятельность», «педагогическое сопровождение», «технология тьюторства».
Социально-педагогическая деятельность - это процесс целенаправленного решения социальных задач, возникающих в образовательных и социальных сферах на основе приоритета потребностей и интересов детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города [5].
Педагогическое сопровождение рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, осуществляемая с различных позиций: как помощь в развитии социализации личности, как содействие организации процессов воспитания и развития и обучения ОУ, как создание комплекса средств, способствующих успешности протекания процессов развития, воспитания, обучения и социализации [6].
Технология тьюторства - педагогическая технология, основанная на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи [7].
В рамках проекта была разработана социально-педагогическая программа «Маяк», которая направлена на социальную адаптацию и повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек - общество», «человек - человек»).
Программа направлена на создание дружественной, позитивной, благоприятной среды через следующие три взаимосвязанных модуля.
Первый модуль «Личностное общение» включает в себя две части. В инвариативную часть входит оказание непосредственной помощи ребенку путем личного взаимодействия, включая установление первичных потребностей ребенка в социальной среде, изучение проблем, мотивирование необходимости социальной помощи, определение и исследование предполагаемого решения, выбор стратегического направления.
В вариативной части по результатам диагностики в ходе личностного общения на основе личностно-ориентированного подхода с целью обеспечения психолого-педагогических условий, стимулирующих у личности ребенка самоценную деятельность, саморазвитие и самовыражение, предполагается создание индивидуальной образовательной траектории, которая включает в себя реализацию следующих этапов (по А. В. Хуторскому, С. В. Марковой):
1. Диагностика (уровень развития и степени выраженности личностных качеств ребенка, его образовательные потребности, мотивы, предпочитаемые виды деятельности).
2. Проектирование деятельности (цели и задачи, средства, способы, виды деятельности, выбор мероприятий, привлечение специалистов из разных областей, разработка индивидуальной образовательной программы).
3. Реализация деятельности (проведение индивидуальных консультаций, координация действий с другими специалистами, реализация индивидуальной образовательной программы, сопровождение и участие в мероприятиях).
4. Анализ деятельности (совместная рефлексия, коррекция деятельности).
5. Демонстрация результатов деятельности (презентация, поощрение, создание ситуации успеха).
Второй модуль «Образовательная деятельность» предполагает использование позитивных социализирующих возможностей семейного краеведения через приобщение и развитие интереса учащихся к истории, традициям родной семьи, содействие укреплению внутрисемейных связей, приобщение к нравственным ценностям общества. Тематика занятий: «Моя родословная», «Герб моей семьи», «Что в имени тебе моем...», «История семьи в семейных фотографиях».
Третий модуль «Общественно значимая деятельность» содействует педагогически организованному включению ребенка в социальные реалии и решение социальных проблем с целью непосредственного воспитательного воздействия, способствующее позитивным изменениям в личности и социуме (краеведческие события, занятия, благотворительные мероприятия). Предполагает следующие мероприятия: «День матери», «День отца», «Международный день объятий», «Дни веселья и гостеприимства», «Международный день защиты детей», «День счастья», «День улыбки».
Таким образом, социально-педагогическая программа «Маяк» основана на единстве личностного, социального и образовательного модулей, которые объединены вокруг деятельности обучающихся на основе семейного краеведения. Каждый модуль содержит несколько основных мероприятий социально-педагогического и образовательного характера, реализуемых посредством современных образовательных технологий деятельностного типа (технология проектной деятельности, технология учебно-исследовательского обучения, технология психологического тренинга, игровые технологии).
Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
- проект отражает приоритетные направления государственной политики в области патриотического воспитания;
- проект направлен на создание дружественной, позитивной, благоприятной среды для воспитанников ЦДЮТиК посредством семейного краеведения;
- эффективность социально-педагогической программы «Маяк» будет обеспечена системностью работы;
- проект является открытым и для других уязвимых категорий детей (дети с ОВЗ, дети-сироты, дети «группы риска»), для которых образовательный модуль может быть вариативным, т. е. меняться в соответствии с социальной ситуацией развития ребенка;
- в 2017-2018 учебном году планируется реализовать социально-педагогическую программу на практике, разработать программу для педагогов ЦДЮТиК.
Примечания
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://rusla.ru/rsba/politic/files/5-KDNV.doc. (Дата обращения 10.09.2016); Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (Дата обращения 10.04.2017); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-Ф3. Принят Государственной думой 21 декабря 2012 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (Дата обращения: 20.10.2016).
2. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся : метод. рекомендации. М. : РМАТ, 2001. 87 с.
3. Овчинникова А. Ж., Цветанова-Чурукова Л. З. Реализация личностно-ориентированной технологии образования при использовании портфолио // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32.
4. Хуторской А. В. Принцип природосообразности и его воплощение в целеполагании ученика // Вестник Института образования человека. 2011. № 2.
5. Социально-педагогическая деятельность. URL: http://studopedia.ru/9_315 ponyatiya sotsialnopedagogicheskaya. deyatelnost.html (Дата обращения: 20.10.2016).
6. Игумнова Е. А. Подготовка бакалавров и магистрантов естественнонаучного образования к сопровождению процесса воспитания экологической культуры учащихся в региональном образовательном пространстве // Гуманитарный вектор. 2011. № 1. С. 19-24.
7. Беспалова Г. И. Этапы тьюторского сопровождения. URL: http://pandia.ru/text /77/367/ 17834.php. (Дата обращения: 20.10.2016).
О. А. Морозова, О. З. Мякишева
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОГОДЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ (6-й класс)
В статье раскрываются приемы обучения школьников в процессе учебной деятельности при изучении темы «Погода». Предлагается конспект урока, который апробирован в практике работы учителя.
Ключевые слова: погода, атмосфера, системно-деятельностный подход, комбинированный урок, творческая деятельность, конспект.
Тема «Погода» изучается во второй четверти 6-го класса на базе знаний, полученных учащимися при изучении темы «Атмосфера», следовательно, школьники владеют системой знаний о строении атмосферы, о составе атмосферного воздуха, о суточных и годовых колебаниях температуры воздуха, о влиянии атмосферного давления и осадков на жизнь и деятельность человека в разных природных условиях нашей планеты. Урок по теме «Погода» предполагает углубление знаний по теме «Атмосфера» и дает возможность определить не только уровень достижений учащихся по теме (поскольку это комбинированный урок и есть элемент контроля), но и наметить перспективы в развитии самостоятельной познавательной деятельности школьников. Изучая географические закономерности распределения тепла и влаги на Земле, а также объяснение причин различий погоды в разных регионах мира, школьники выполняют задания для самостоятельной работы. В процессе создания конспекта урока использованы методические рекомендации по моделированию современного урока Г. А. Русских, доцента Вятского государственного университета. В конспекте урока важное место занимают приемы обучения детей установлению причинно-следственных связей, обучение анализу элементов погоды и способов их определения с помощью различных источников географической информации. Поэтому важнейшим элементом урока являются групповые опережающие задания для самостоятельной работы разного уровня сложности: репродуктивные,
© Морозова О. А., Мякишева О. З., 2018 16