УДК 37.09(470.12) ББК 74.202(2Рос-4Вол)
© Фомина Ж.В., Попова В.И.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлена специфика технологии проблемного обучения. Перечислены ключевые характеристики данной педагогической технологии. Обозначены особенности ведения дискуссии как основной формы проблемного обучения. Раскрыто значение проведения заседаний Дискуссионного клуба «Юный экономист» в НОЦ ИСЭРТ РАН. Предложены методические и методологические обоснования данного мероприятия. Даны рекомендации для повышения уровня организации Дискуссионного клуба.
Технологии обучения, проблемное обучение, фасилитатор, дискуссия, Дискуссионный клуб, Научно-образовательный центр.
В современном российском обществе активно развиваются процессы модернизации образования. Они направлены на изменение подходов к методикам преподавания, расширение арсенала методических приёмов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поиск путей решения наиболее острых общественных проблем. Эти задачи решаются с помощью изменения вектора преподавания, ухода от информационных к личностно ориентированным и развивающим технологиям обучения. Причиной этому служит необходимость развития у школьников умений самостоятельно находить нужную информацию, обмениваться мнением по опреде-
лённой теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные социальные роли [10, с. 113].
В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, особенностях передачи или усвоения знаний, развития личности обучающихся и т. д. Наиболее теоретически обоснованные и методологически развитые из них формируют педагогические технологии. В соответствии с определением ЮНЕСКО педагогическая технология представляет собой системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса
ФОМИНА Жанна Васильевна инженер-исследователь ФГБУН ИСЭРТ РАН vologdanoc@mail.ru
ПОПОВА Вера Ивановна кандидат экономических наук, зав. отделом ФГБУН ИСЭРТ РАН vera-22vip@mail.ru
обучения и усвоения знаний путем учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования [7, с. 21]. Её основными особенностями являются:
- рациональная организация учебной деятельности;
- возможность получения желаемого результата с наименьшими затратами;
- методологический уровень рассмотрения педагогических проблем;
- внедрение системного мышления, позволяющего сделать учебный процесс управляемым, упорядоченным, гарантирующим достижение педагогических целей.
В зависимости от характера условий обучения все известные педагогические технологии можно разделить на три группы (рис. 1) [2, с. 356].
В современной образовательной ситуации авторитетной остаётся традиционная классно-урочная система, но, несмотря на это, сейчас в учебный процесс активно внедряется проблемное обучение, которое способствует развитию творческой и познавательной деятельности обучающихся. Оно направлено на такую организацию и методику учебного процесса, при которой школьники творчески ищут ответы на интересующие их вопросы и пользуются наиболее совершенными методами самостоятельного добывания знаний [1, с. 67].
При проблемном обучении преподаватель не даёт знания в готовом виде, а ставит перед школьниками задачу (проблему), заинтересовывает их, пробуждает желание найти способы решения. Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Она возникает в том случае, если:
- для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием;
- обнаруживается несоответствие между имеющимися у обучающихся знаниями и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);
- появляется необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
- имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
- имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у школьников знаний для его теоретического обоснования [7, с. 123].
Рис. 1. Виды педагогических технологий
Отличиями проблемного обучения от традиционного являются акцентирование внимания на потребностях ребёнка, привлечение его личного опыта, адресная корректировка знаний, достижение оптимального результата через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора школьника. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ребёнок чувствует себя комфортнее.
Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения представлена на рисунке 2.
Особое внимание в процессе обучения педагогическая наука уделяет воспитателю, учителю. Именно он является связующим звеном между багажом знаний и ребёнком, направляет школьника, указывая ему путь к разным наукам. В традиционном обучении педагог выступает в позиции лектора-эксперта, где излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы и т. д.
При проблемном обучении педагог выступает в позиции консультанта-фаси-литатора. Слово «фасилитация» происходит от латинского корня, обозначающего «помощь», это основополагающее понятие технологии проблемного обучения. Так отмечают особую позицию, которую занимает учитель, отказывающийся от роли эксперта в пользу роли помощника. Он обращается к личному опыту обучающихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т. д. В данном случае учитель на некоторое время выходит из роли «носителя знаний», поручая её обучающимся. Его задача - поддержать процесс выработки нового опыта, вооружить школьников инструментами для успешной работы. Результаты обучения устойчивы, когда ученик знает, как создавать их самостоятельно.
В таблице 1 представлен сравнительный анализ позиций педагога в современном процессе обучения [6, с. 93].
В самом общем виде задача фасилита-тора - направлять процесс обмена инфор-
Рис. 2. Специфика традиционного и проблемного обучения
Таблица 1. Сравнение педагогических позиций эксперта и фасилитатора
Достоинства Недостатки
Позиция эксперта
- теоретическая стройность; - чёткая структура, логика; - отшлифованность методики; - чёткость временных рамок; - готовые решения, выводы; - охват большой аудитории. - пассивность участников; - не используется опыт участников; - однообразие методики; - утомляемость участников; - навязывание мнения; - отсутствие индивидуализации.
Позиция фасилитатора
- обращение к личному опыту участников; - активность участников; - разумное сочетание теории и практики; - возможность использовать новый опыт; - лёгкость восприятия,усвоения; - творчество и взаимопонимание участников; - возможность личностного роста; - многообразие точек зрения; - шлифовка мастерства ведущего. - слабая возможность вносить готовую структуру в личный опыт; - сужение изложения теории; - сложность в соблюдении временных рамок; - сложность точного планирования; - высокие энергозатраты учителя.
мацией. В этом основное отличие от роли эксперта, задача которого - самому предоставлять информацию, выстраивать и направлять решения. Образно говоря, задача эксперта - прокладывать маршрут, задача фасилитатора - помогать движению [6, с. 93].
В целом технология проблемного обучения состоит в том, что перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Основной формой проблемного обучения является дискуссия. Она обеспечивает активное включение обучающихся в поиск истины; создаёт условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки её участников в процессе группового взаимодействия.
Дискуссию можно рассматривать как форму обучения и как особую технологию. В качестве формы она активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориен-
тирующей деятельности обучающихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приёмы обучения: «мозговой штурм», «анализ ситуаций» и т. д.
Влияние дискуссии на личностное становление обучающегося обусловлено её ценностно-ориентирующей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на ту или иную проблему, выбора своей позиции, формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения [3, с. 321]. Эта форма обучения является важнейшим мотиватором для развития творческого и познавательного потенциалов молодого поколения.
В связи с этим примечателен опыт проведения с 2006/2007 уч. г. в Научнообразовательном центре ИСЭРТ РАН заседаний Дискуссионного клуба «Юный
экономист», которые являются открытой площадкой для всестороннего обсуждения наиболее актуальных проблем социально-экономической жизни общества. Их целью являются формирование у школьников коммуникативных навыков ведения дискуссии, развитие логического мышления и расширение экономического кругозора обучающихся.
Подготовка к Дискуссионному клубу начинается за месяц до его начала. В этот период составляется регламент, утверждаются списки докладчиков из числа школьников, студентов, аспирантов и сотрудников ИСЭРТ РАН, готовятся раздаточные материалы и презентации.
Мероприятие начинается с приветствия ведущего Дискуссионного клуба, который объявляет регламент и основные дискуссионные вопросы. Затем слово предоставляется докладчикам и экспертам, представляющим материал для обсуждения. В завершение подводятся итоги дискуссии. Заседания проходят в формах круглых столов и онлайн-форумов с использованием информационных технологий [4, с. 23].
Участниками Дискуссионного клуба являются школьники НОЦ, студенты вологодских вузов (филиала СПбГЭУ в г. Вологде, ВоГТУ и т. д.), аспиранты, сотрудники ИСЭРТ РАН и представители городских организаций.
Всего проведено 33 заседания Дискуссионного клуба, в которых были задействованы 812 человек. За это время расширилась география участников
(мероприятие посещают студенты вузов и сотрудники различных организаций г. Вологды) (табл. 2).
Численность школьников НОЦ и студентов, посетивших заседания Дискуссионного клуба, за 6 лет увеличилась в 2,2 раза (с 87 до 190 участников). Это связано с ростом числа заседаний (с 4 заседаний в 2006/2007 уч. г. до 7 - в 2011/2012 -2012/2013 уч. гг.). В среднем на каждом заседании присутствовали 23 - 29 человек.
Тематика лекций выбирается в соответствии с наиболее актуальными вопросами в социально-экономической сфере современного общества. Традиционно заседания Дискуссионного клуба проводятся в преддверии следующих событий: Всемирная неделя предпринимательства, День российской науки, Всемирный день защиты прав потребителей и т. д. (табл. 3).
С 2011/2012 уч. г. проводится опрос участников Дискуссионного клуба с целью выявления отношения к его организации и рассматриваемым вопросам. Ребята заполняют бланк анкеты, оценивая по 10-балльной шкале актуальность тематики и уровень проведения мероприятия [8, с. 115].
Результаты опроса свидетельствуют о том, что участники заседаний с интересом посещают данные дискуссии (в 2012/2013 уч. г. средний балл оценивания актуальности тематики равен 9,2 балла (для сравнения: в 2011/2012 уч. г.
- 8,9 балла), организации и проведения -8,8 балла (для сравнения: в 2011/2012 уч. г. - 8,9 балла; рис. 3).
Таблица 2. Показатели деятельности Дискуссионного клуба в 2006/2007 - 2012/2013 уч. г.
Показатель 2006/2007 уч. г. 2007/2008 уч. г. 2008/2009 уч. г. 2009/2010 уч. г. 2010/2011 уч. г. 2011/2012 уч. г. 2012/2013 уч. г.
Количество заседаний (ед.) 3 3 3 4 6 7 7
Общее количество участников (чел.) 87 68 85 98 146 189 190
Количество участников на 1 заседании (чел. в среднем) 29 23 28 25 24 27 27
Таблица 3. Тематика заседаний Дискуссионного клуба «Юный экономист» в 2006/2007 - 2012/2013 уч. гг.
Тематический блок Название заседаний
Региональное развитие Экологические проблемы региона
Актуальные проблемы экономики Вологодской области
Развитие туризма в Вологодской области: проблемы и перспективы
Предпринимательская деятельность Предпринимательство: ответственность и риски
Перспективы развития предпринимательства в Вологодской области
Надо ли начинать своё дело?
Как стать предпринимателем?
Социально-экономические проблемы молодёжи Рынок и доступность высшего образования
Пропаганда здорового образа жизни: дань моде или необходимость?
Работа по найму или организация собственного бизнеса: дилемма современной молодёжи
Будущее. Молодёжь. Выборы
Проблема курения в современном обществе
Как изменилась система образования в России?
Компьютер - враг или помощник человека?
Образование будущего: куда и зачем?
Основы безопасности при использовании банковских пластиковых карт: как защитить себя?
Проблемы трудоустройства молодёжи в Вологодской области
Платное образование: за и против
Социальные сети: друг или враг?
Влияние экономики на политические настроения и СМИ Экономические платформы политических партий Вологодской области
Так ли страшен финансовый кризис?
Модернизация России: проблемы и пути их решения
Российское общество в начале нового политического цикла
Коррупция в современном российском обществе
Рекламная загруженность населения
Правда и мифы о рекламе
Экономическая политика современной России: прогресс или регресс?
Рыночная экономика. Всегда ли прав потребитель?
Наука Современный учёный: фанатик или стратег?
Роль молодых учёных в развитии современной науки
Какое будущее у российской науки?
Роль ИСЭРТ РАН в становлении молодого учёного
Научно-образовательный центр: перспективы развития в условиях современного образовательного пространства
Таким образом, деятельность заседаний Дискуссионного клуба «Юный экономист» является продуктивной. С каждым годом увеличиваются как количественные, так и качественные показатели организации данного мероприятия. Дискуссии являются активной формой образовательного процесса, которая способствует развитию у школьников компетенций, необходимых для профессионального и личностного развития. Подобная деятельность не только развивает навыки публичного выступления, но и формиру-
ет собственное представление ребят о решении актуальных социально-экономических проблем современного общества.
Для оценки эффективности организации в НОЦ ИСЭРТ РАН Дискуссионного клуба «Юный экономист» приведём несколько отзывов и мнений обучающихся об этом мероприятии:
- «Заседание Дискуссионного клуба мне понравилось. Я узнал много нового и интересного. Хотелось бы, чтобы подобных заседаний было больше, т. к. они помогают нам раскрыться, дают возмож-
8,9 8,9 8,9
8,8
9,2
-1 Уч
2011/2012
2012/2013
□ Уровень проведения и организации Дискуссионного клуба
□ Актуальность тематики Дискуссионного клуба
□ Средний балл
9
8
6
4
2
0
. г.
Рис. 3. Оценка участниками актуальности тематики и уровня проведения заседания Дискуссионного клуба
ность высказывать свою точку зрения и получать важную информацию. Данная тема, возможно, повлияет в дальнейшем на моё отношение к общению в Интернете» - Д. Соколов, 8-й класс МОУ «Лицей № 32»;
- «В ходе данного мероприятия мы обсудили много важных и интересных фактов, касающихся системы современного образования. Каждый смог высказать свою точку зрения и задать интересующие его вопросы. Вся информация понадобится мне при выборе будущей профессии» -Е. Максимук, 9-й класс МОУ «СОШ № 5»;
- «Подобные дискуссии очень помогают нам, они развивают умение отстаивать свою точку зрения и приходить к правильным выводам путём переговоров. Наиболее интересным для меня показался вопрос о качестве подготовки научных кадров в аспирантуре ИСЭРТ РАН» - Е. Красильников, 10-й класс МОУ «СОШ № 13».
Заседания Дискуссионного клуба «Юный экономист» являются эффективной формой технологии проблемного обучения, поскольку нацелены не столько на обучение, сколько на самораскрытие обучающихся. Они учатся слушать других и одновременно выражать словами соб-
ственные мысли, чувства, представления; обретают веру в себя, начинают ощущать состояние успеха.
Подводя итоги, следует отметить задачи, которые необходимо решить для повышения уровня заинтересованности участников данным видом деятельности:
1. Дополнение заседаний Дискуссионного клуба «Юный экономист» опросами по актуальной тематике, а также элементами деловых игр.
2. Прикрепление к каждому докладчику содокладчика, который помогал бы готовить речь и презентацию.
3. Участников Дискуссионного клуба следует заранее просить подготовить вопросы по тематике заседания для более активной дискуссии.
Эта форма организации учебно-воспитательного процесса положительно зарекомендовала себя в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН. В дальнейшем необходимо продолжать развивать работу в данном направлении, совершенствуя уровень организации заседаний Дискуссионного клуба «Юный экономист», тем самым расширяя познавательный и творческий потенциалы обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский. - Ростов н/Д., 1970. - 380 с.
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник для вузов по педагогическим специальностям / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 752 с.
3. Левитес, Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит [Текст] / Д.Г. Левитес. - М.: Воронеж, 2001. - 560 с.
4. Леонидова, Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст] / Г.В. Леонидова. -Вологда: ИСЭРТ РАН, 2007. - 99 с.
5. Лептина, И.А. Применение эффективных технологий обучения [Текст] / И.А. Лептина, Н.И. Семенова // Учитель. - 2003. - № 1. - С. 20-25.
6. Никишина, И.В. Интерактивные формы методического обучения [Текст] / И.В. Никишина. -М.: Просвещение, 2007. - 256 с.
7. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для пед. специальностей / под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д.: МарТ, 2006. - 336 с.
8. Попова, В.И. Экономический школьный факультатив в Научно-образовательном центре: практика и перспективы [Текст] / В.И. Попова, А.С. Кельсина // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4 (56). - С. 110-119.
9. Селевко, Г.М. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
10. Фомина, Ж.В. Исследовательская деятельность обучающихся как элемент компетентност-ного подхода в образовании (на примере НОЦ ИСЭРТ РАН) [Текст] / Ж.В. Фомина // Проблемы развития территории. - 2013. - № 2 (64). - С. 113-122.