Научная статья на тему 'Организация дополнительного школьного экономического образования'

Организация дополнительного школьного экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SCIENCE AND EDUCATION CENTRE / SUPPLEMENTARY ECONOMIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорихина Светлана Юрьевна, Попова Вера Ивановна

В статье представлен опыт организации дополнительного образования школьников в рамках экономического факультатива Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН, приведены результаты деятельности данного факультатива в 2007/2008 – 2011/2012 учебных годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisation of supplementary school economic education

The article describes the experience in organizing supplementary education of schoolchildren within the framework of the optional subject ‘Economics’ taught at ISEDT RAS Science and Education Centre. The performance results in the given optional subject for the 2007/2008 – 2011/2012 academic years are presented.

Текст научной работы на тему «Организация дополнительного школьного экономического образования»

Гуманитарные науки

© Егорихина С.Ю., Попова В.И.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен опыт организации дополнительного образования школьников в рамках экономического факультатива Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН, приведены результаты деятельности данного факультатива в 2007/2008 - 2011/2012 учебных годах.

Научно-образовательный центр, дополнительное экономическое образование.

Современное экономическое образование осуществляется в условиях перехода российского государства к экономике рыночного типа, что вызывает острую потребность в развитии экономического мышления, экономической культуры, предприимчивости, инициативы, экономической грамотности, основы которых нужно закладывать уже со школы. Возрастающая конкуренция на рынке труда предъявляет высокие требования к сформированным во время обучения экономическим компетенциям будущего специалиста, поэтому проблема экономического образования затрагивает интересы как обучающихся, родителей и педагогов, так и всего общества, а с возникновением

в стране особой социально-экономической ситуации, переходом к условиям рынка труда и рынка образовательных услуг, экономическое образование становится всё более актуальным. Появляется необходимость в формировании у обучающихся новой экономической позиции, нового стиля мышления, востребованного временем [11].

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи [8].

ПОПОВА Вера Ивановна кандидат экономических наук, зав. отделом ФГБУН ИСЭРТ РАН vera-22vip@mail.ru

Рассматривая сущность дополнительного образования, прежде всего следует обратить внимание на понятийный аппарат, который отражает современные подходы к определению данного понятия (табл. 1).

Таким образом, единого определения понятия «дополнительное образование» не существует, но, по нашему мнению, его можно рассматривать как образование, направленное на удовлетворение интересов личности, её склонностей и способностей, а также способствующее самореализации и профессиональному самоопределению ребёнка.

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Поэтому основное (школьное) и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, т. к. по отдельности они односторонни и неполноценны. В то же время принципиальным различием «вкладов» дополнительного и школьного образования является то, что обучающийся в каждом из них проходит разные образовательные пути. В процессе дополнительного научного образования происходит «великое восстановление наук»: когда ребёнок исследует какую-либо область научной картины

мира, приобретает умения и навыки, оценивает полученный результат, он получает возможность выбирать и осваивать свой выбор [4].

Система дополнительного экономического образования характеризуется следующими особенностями:

1. Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребёнка, что даёт возможность естественным образом выделить детей с различными потребностями в образовании и профессиональной ориентацией. Это позволяет предлагать образовательные услуги всем детям безо всякого принуждения, на основе свободного выбора.

2. Преподавание экономики в системе дополнительного образования определяет доступность качественного экономического образования для всех учащихся региона независимо от того, преподаётся или нет этот предмет в их школе.

3. Организация дополнительного образования решает проблему внедрения курса экономики в общеобразовательных школах региона.

4. Сфера дополнительного образования в большей степени, чем общеобразовательная школа, даёт возможность инновационной деятельности в образовании, его программно-методическом обеспечении, экспериментальной и органи-

Таблица 1. Подходы к понятию «дополнительное образование»

Источник/автор Определение

Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года Дополнительное образование - мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно [8].

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства [9].

В.А. Березина Дополнительное образование - это процесс свободно избранного ребёнком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, её склонностей, способностей и содействующих самореализации и культурной адаптации, выходящих за рамки стандарта общего образования [1].

зационной работе, а также в подготовке кадров, что весьма актуально в новом для нашей страны направлении образования школьников - развитии экономического мышления.

Дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализации и социальной адаптации, формирования здорового образа жизни, профилактики безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, оздоровления российского общества в целом.

Таким образом, ценность дополнительного образования школьников как части общего образования заключается в такой организации образовательной среды, при которой создаются внешние и внутренние условия для обучения и воспитания, способствующие формированию качеств личности школьников (самостоятельности, инициативности, трудолюбия), обеспечивающих возможность их успешной адаптации в изменившихся социально-экономических условиях [12].

Согласно Перечню Министерства образования Российской Федерации, в системе дополнительного образования детей выделены 10 видов учреждений (дворцы, дома и центры детского творчества, станции юных техников, туристов, натуралистов, центры дополнительного образования детей, традиционной культуры, народных ремёсел, школы, оздоровительные лагеря, клубы).

В Вологодской области в 2000 году насчитывалось 85 учреждений дополнительного образования, а к 2010 году идёт постепенное их уменьшение (табл. 2).

Характеризуя систему дополнительного образования, В.А. Березина рассматривает важный принцип классификации направлений в дополнительном образовании. В соответствии с ним дополнительное образование развивается по таким основным направлениям, как художественно-эстетическое, техническое творчество, физкультурно-оздоровительное, эколого-биологическое, туристско-краеведческое и культурологическое [6].

Распределение объединений дополнительного образования детей по направлениям в Вологодской области в 2000 - 2010 гг. представлено в таблице 3. Следует отметить, что отдельно дополнительное экономическое направление не выделяется, оно включено в раздел «Другие» наряду со спортивно-техническим, военно-патриотическим, социально-педагогическим направлениями.

Таблица 2. Число учреждений дополнительного образования детей в Вологодской области в 2000 - 2010 гг. (ед.)

Вид учреждения 2000 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Всего 85 87 88 83 82 78

В том числе

Центры 22 25 25 23 26 28

Дворцы 2 2 2 2 2 2

Дома 22 21 21 21 21 22

Станции 5 5 5 5 4 3

Школы 34 31 32 29 29 23

Оздоровительно-образовательные лагеря - 2 2 2 - -

Клубы - 1 1 1 - -

Таблица 3. Число объединений учреждений дополнительного образования детей в Вологодской области в 2000 - 2010 гг. (ед.)

Вид учреждения 2000 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Всего 3302 4669 4866 4257 3829 3437

В том числе

Технического творчества 84 144 151 136 113 114

Спортивно-технические 56 99 49 56 61 35

Эколого-биологические 143 252 311 220 173 147

Туристско-краеведческие 221 262 262 272 233 219

Спортивные 895 1054 1064 889 736 717

Художественного творчества 1159 1734 1845 1600 1532 1207

Культурологические 102 293 314 308 226 201

Другие 642 831 870 776 755 797

Однако в современной социально-экономической ситуации становятся востребованными экономические знания, наблюдается ярко выраженная ориентация каждого человека на экономику знаний, осуществляется переориентация экономики на потребителя, на производство товаров и услуг. Интересы работодателей, прежде всего экономические, связаны с их желанием получить квалифицированные кадры специалистов и работников с универсальными компетенциями, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, к корпоративной культуре, менять технологии, умеющих быстро обучаться.

В Вологодской области программы дополнительного экономического образования школьников 5 - 11 классов реализует Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий РАН (НОЦ ИСЭРТ РАН).

Здесь сложилась комплексная система работы со школьниками, в структуре которой можно выделить два основных блока: учебная и внеучебная деятельность.

I. Учебная деятельность в рамках экономического школьного факультатива включает в себя учебные занятия по экономике и участие школьников в научных конференциях, конкурсах и олимпиадах.

Экономический школьный факультатив объединяет обучающихся 19 классов школ г. Вологды (Лицея № 32, Гимназии № 2) и Экономическую интернет-школу, в которой дистанционно проходят подготовку по экономике обучающиеся 8 - 11 классов Вологодской и Ростовской областей Российской Федерации и Минской области Республики Беларусь [10; 2].

За период существования очного факультатива по экономике численность его обучающихся ежегодно увеличивалась и на конец 2011/2012 уч. г. составила 460 человек (табл. 4).

Организация образовательного процесса в НОЦ ИСЭРТ РАН осуществляется в соответствии с утверждённым учебным планом по основному предмету -экономике, элективным и специальным курсам. В 2011/2012 уч. г. учебный план НОЦ включал 14 дисциплин: 1 основной предмет, 10 элективных курсов и 3 специальных курса (рис. 1; для сравнения: в 2007/2008 - 2008/2009 уч. гг. преподавалось 7 дисциплин, в 2009/2010 -2010/2011 уч. гг. - 12).

Педагогический коллектив НОЦ ИСЭРТ РАН с момента его образования формируется из аспирантов и научных сотрудников Института. В 2011/2012 уч. г. учебный процесс осуществляли 25 преподавателей, из них 12 человек -аспиранты и 13 человек - сотрудники

Рис. 1. Учебные дисциплины, преподаваемые в НОЦ ИСЭРТ РАН в 2011/2012 уч. г.

ИСЭРТ РАН (в т. ч. 2 кандидата экономических наук(для сравнения: в 2007/2008

- 2009/2010 уч. гг. - кандидаты наук к преподаванию не привлекались, в 2010/2011 учебном году - 1 кандидат экономических наук).

Для анализа результативности деятельности обучающихся НОЦ ИСЭРТ РАН используется балльно-рейтинговая система1 оценивания, выявляющая уровни их успешности, основными критериями которой являются итоговая отметка по экономике и участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях.

Благодаря данной системе появляется возможность обнаружить обучающихся с отличным и хорошим уровнями успешности, набравшими наибольшее количество баллов. Так, в 2011/2012 уч. г. выделено 44 «рейтинговых лидера», которые ведут активную научно-исследовательскую работу, способствующую достижению высоких результатов.

1 Под балльно-рейтинговой системой понимается форма интегрального контроля качества учебно-познавательной деятельности, направленного на стимулирование активной и заинтересованной работы обучающихся [8, с. 113].

Наряду с анализом итоговой успеваемости школьников в НОЦ ИСЭРТ РАН, начиная с 2010/2011 уч. г., производится расчёт степени обученности по методике, разработанной В.П. Симоновым [5].

Согласно данной методике, высчитывается показатель СОК - степень обученности класса - по следующей формуле:

^ТЛ 1 х X + 0,64 х У + 0,36 х г + 0,16 х Т

СОК =-------- -------- -------- ----х 100,

N

где: X, Y, Z, Т - общее количество итоговых отметок «5», «4», «3», «2» в классе;

N - количество учащихся данного класса.

В соответствии с формулой выделяют три степени обученности:

- от 75 до 100% - высокая степень обученности;

- от 45 до 75% - средняя степень обученности;

- ниже 45% - низкая степень

обученности.

Так, степень обученности классов НОЦ ИСЭРТ РАН в 2011/2012 уч. г. имеет средний уровень и составляет 69,4% (табл. 4).

Таблица 4. Степень обученности классов НОЦ ИСЭРТ РАН за 2010/2011 - 2011/2012 уч. гг.

Класс Степень обученности, %

2010/2011 уч. г. 2011/2012 уч. г.

Общегородской факультатив 82,9 80,1

МОУ «Лицей № 32» 62,7 63,2

МОУ «Гимназия № 2» 68 61,1

В целом по НОЦ ИСЭРТ РАН 74,4 69,4

Рис. 2. Система подготовки школьников НОЦ ИСЭРТ РАН к участию в конкурсах и олимпиадах по экономике

Одним из приоритетных направлений деятельности Научно-образовательного центра в сфере работы со школьниками является активное привлечение их к участию в научных конкурсах, олимпиадах, в т. ч. всероссийских и международных. Цель его состоит в самореализации школьников, а также в предоставлении учащимся возможности проверить на практике уровень полученных на занятиях знаний. Для её достижения разработана система подготовки школьников к участию в конкурсах и олимпиадах (рис. 2).

Результатом введения данной системы является увеличение в 2011/2012 уч. г. по сравнению с предыдущими годами количества как мероприятий, так и участвующих в них школьников (рис. 3). Так, за 2007/2008 - 2011/2012 уч. гг. количество проведённых конференций, конкурсов и олимпиад, в которых приняли участие обучающиеся Научно-образовательного центра, увеличилось в 2,3 раза.

В 2011/2012 уч. г. школьники НОЦ ИСЭРТ РАН участвовали в 21 научном мероприятии: 3 - международного уровня, 8 - всероссийского уровня, 3 -регионального уровня, 3 - городского уровня, 4 - организованных НОЦ ИСЭРТ РАН (для сравнения: в 2007/2008 уч. г. ребята участвовали в 9 мероприятиях: 4 - всероссийского уровня, 1 - регионального уровня, 2 - городского уровня, 2 -организованные НОЦ ИСЭРТ РАН). Вместе с тем увеличилось и количество участников данных мероприятий в 3,7 раза (со 170 чел. до 628 чел. - соответственно).

Общее количество призовых мест в 2011/2012 уч. г. по сравнению с 2007/2008 уч. г. возросло в 4 раза. При этом рост призовых мест по итогам внутренних мероприятий увеличился в 5,6 раза. Это обусловлено организацией с 2008/2009 уч. г. Открытой олимпиады по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН и с 2011 года - Летней интернет-олимпиады по экономике. Количество призовых мест по результатам внешних мероприятий возросло в 2,3 раза.

Рис. 3. Количество мероприятий и участвующих в них школьников НОЦ ИСЭРТ РАН в 2007/2008 - 2011/2012 уч. гг.

По результатам участия школьников Научно-образовательного центра в конкурсах и олимпиадах в 2011/2012 уч. г. можно отметить положительные тенденции, свидетельствующие об эффективности существующей системы подготовки школьников к участию в научных мероприятиях.

II. Помимо учебной деятельности обучающиеся активно принимают участие в различных внеучебных мероприятиях. Для них проводятся такие мероприятия, как Дискуссионный клуб «Юный экономист», экскурсии на предприятия г. Вологды, тематические недели, факультативы во время каникул.

Заседания Дискуссионного клуба проводятся в НОЦ ИСЭРТ РАН с 2006/2007 уч. г. с целью развития у участников навыков ведения дискуссии по вопросам современной социально-экономической ситуации, расширения их кругозора.

За 2006/2007 - 2011/2012 уч. гг. проведено 26 заседаний Дискуссионного клуба, в которых приняли участие 673 человека. В 2011/2012 уч. г. численность участников Дискуссионного клуба соста-

вила 189 человек, что в 2,2 раза больше, чем в 2006/2007 уч. г., и в 1,3 раза больше, чем в 2010/2011 уч. г. (табл. 5).

Тематика заседаний выбирается в соответствии с наиболее значимыми проблемами социально-экономической сферы. В 2011/2012 уч. г. затронуты такие темы, как образование, бизнес, банковская система, трудоустройство молодёжи, туризм и др.

Следующим направлением внеучеб-ной работы с обучающимися НОЦ ИСЭРТ РАН является организация экскурсий на различные предприятия и учреждения г. Вологды, цель которых - расширение и углубление знаний об особенностях социально-экономического развития региона.

В 2011/2012 уч. г. в Научно-образовательном центре разработана и апробирована система организации экскурсий, согласно которой график экскурсий составляется с учётом тематики учебных курсов (каждая экскурсия соответствует определённой теме урока). Посещения предприятий могут предварять или завершать изучение темы/раздела курса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5. Количество заседаний Дискуссионного клуба «Юный экономист» в 2006/2007 - 2011/2012 уч. гг.

Показатель 2006/2007 уч. г. 2007/2008 уч. г. 2008/2009 уч. г. 2009/2010 уч. г. 2010/2011 уч. г. 2011/2012 уч. г.

Количество заседаний 3 3 3 4 6 7

Общее количество участников (чел.) 87 68 85 98 146 189

Рис. 4. Количество экскурсий за 2007/2008 - 2011/2012 уч. гг.

За 2007/2008 - 2011/2012 уч. гг. количество организованных экскурсий увеличилось в 4,6 раза. Численность школьников, посетивших экскурсии в 2011/2012 уч. г., составила 370 человек (для сравнения: в 2010/2011 уч. г. -290 чел.; рис. 4).

В 2011/2012 уч. г. расширен спектр экскурсий школьников. Впервые состоялись экскурсии в музей-деревню «Вологодская слобода», Вологодскую областную детскую библиотеку. Также в рамках программы по поощрению лидеров НОЦ ИСЭРТ РАН была организована поездка школьников в г. Ярославль.

В течение года для обучающихся Научно-образовательного центра прошли тематические недели: «Неделя предпринимательства», «Неделя науки», «Неделя дорожной безопасности», «Неделя психологии» и «Неделя здоровья» (табл. 6).

В целом в ходе мероприятий участники показали высокий уровень знаний и проявили интерес к самым разным сферам предпринимательства, науки, психологии, здоровья, безопасности.

Во время каникул в НОЦ ИСЭРТ РАН проводятся факультативные занятия. В 2011/2012 уч. г. прошло 2 таких мероприятии: во время летних и осенних каникул (табл. 7).

Таким образом, организуя обучение школьников экономике, НОЦ ИСЭРТ РАН предпринимает попытки решения проблемы недостаточности школьного экономического образования в регионе. Так, в 2011/2012 уч. г. было привлечено к изучению экономики 555 школьников, большую часть из которых составили обучающиеся Вологодской области. В итоге они добились высоких показателей участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Таблица 6. Мероприятия, проводимые со школьниками в рамках тематических недель в 2011/2012 уч. г.

Название мероприятия Цель Содержание

1. Неделя предпринимательства Формирование предпринимательской культуры и развития предпринимательского потенциала в молодёжной среде 1. Заседании Дискуссионного клуба на тему «Современный предприниматель: какой он?». 2. Участие школьников в областной выставке-ярмарке школьных компаний «Юный предприниматель - 2011». 3. Участие школьников в конкурсе «Лучший предпринимательский проект - 2011».

2. Неделя науки Привлечение внимания обучающихся к проблеме развития науки в России 1. Занятие «Что такое наука?» (5 - 7 класс). 2. Написание эссе на тему «Что значит для меня наука» (5 - 7 класс). 3. Рисунок «Символ науки» (5 - 7 класс). 4. Игра «Ломоносовский турнир» (8 - 11 класс). 5. Встреча школьников Научно-образовательного центра с директором ИСЭРТ РАН д.э.н., профессором В.А. Ильиным.

3. Неделя дорожной безопасности Предупреждение дорожно-транспортных происшествий, активизация интереса и внимания школьников к данной проблеме 1. Встреча школьников с сотрудниками ДПС ГИБДД. 2. Просмотр и обсуждение фильмов по данной тематике (в рамках курсов психологических дисциплин).

4. Неделя психологии Знакомство школьников с историей возникновения психологии как науки, её персоналиями, интересными фактами 1. Проведение игровых занятий «Психология для НАС!» (5 - 7 класс). 2. Проведение тренинговых занятий «Воздушный шар» (8 - 11 класс). 3. Организация творческого проекта «Личные и профессиональные качества психолога».

5. Неделя здоровья Привитие практических навыков здорового образа жизни, повышение двигательной активности, улучшение работоспособности, снятие мышечного напряжения, углубление теоретических знаний в области здорового образа жизни 1. Здоровье - это здорово!» (мероприятие на свежем воздухе). 2. Проведение командной игры «На страже здоровья!». 3. Демонстрация тематических фильмов на экране НОЦ.

Таблица 7. Факультативные занятия во время каникул в НОЦ в 2011/2012 уч. г.

Время проведения Тематика Мероприятия

Летние каникулы: 15 - 19 августа 2011 г. «Увлекательный мир знаний» 1. Участие в отборочном туре Всероссийского чемпионата «Эрудиты планеты -лето - 2011». 2. Психологические тренинги («Командообразование», упражнение с элементами арт-терапии «Образ экономики», «Пойми меня»). 3. Игра «Спортивная экономика».

Осенние каникулы: 1 - 3 ноября 2011 г. «Наш первый университет» 1. Подготовка к Всероссийской олимпиаде по экономике. 2. Психологические тренинги («Командообразование», «Образ учёного», «Ода российской науке»). 3. Мероприятия, посвящённые 300-летию М.В. Ломоносова («Гений российской науки»).

За период существования деятельность экономического школьного факультатива Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН носит результативный характер. Выпускники факультатива, получая разносторонние знания

и участвуя в различных мероприятиях, имеют конкурентные преимущества при поступлении в вузы и - в последующем -на рынке труда. В 2011/2012 уч. г. 93% выпускников стали студентами вузов, более 40% из них - экономических специальностей (табл. 8).

Таблица 8. Результативность деятельности экономического школьного факультатива в 2003/2004 - 2011/2012 уч. гг.

Показатель 2003/2004 уч. г. 2006/2007 уч. г. 2009/2010 уч. г. 2010/2011 уч. г. 2011/2012 уч. г.

Численность выпускников экономического школьного факультатива, чел. 34 49 41 12 62

Доля выпускников, поступивших в вузы, % 53 98 100 92 93

Доля выпускников, поступивших на экономические специальности, % 28 45 41 33 43

Таким образом, организация дополнительного экономического образования школьников направлена прежде всего на повышение интеллектуального потенциала региона за счёт создания комплекс-

ной системы работы с талантливой молодёжью, о чём свидетельствуют и показатели результативности экономического школьного факультатива в 2003/2004 -2011/2012 уч. гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития [Текст]: дис. на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук / В.А. Березина. - М., 2002.

2. Гарманова, О.Ю. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения [Текст] / О.Ю. Гарманова // Проблемы развития территории. - 2012. - № 5. - С. 93-103.

3. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб. пособие / под ред. С.В. Сальцевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 135 с.

4. Ермилин, А.И. Интеллектуальное воспитание одарённых школьников в условиях дополнительного образования [Электронный ресурс] / А.И. Ермилин, Е.И. Перфильева. - Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2012/02/27/1266002661

5. Зябкина, О.Ю. Балльно-рейтинговая система оценки достижений учащихся НОЦ ИСЭРТ РАН [Текст] / О.Ю. Зябкина, В.И. Попова // Проблемы развития территории. - 2012. - № 1 (57]. -С. 111-118.

6. Карпов, А.О. К проблеме создания системы поиска и развития талантливых детей и молодёжи: аналитическая записка [Электронный ресурс] / А.О. Карпов. - Режим доступа: http:// www.step-into-the-future.ru/publik_kao/ publik_kao_2.pdf

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=90601

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ofinf/nd_fao/6662

9. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ocrdo.pioner-samara. ru/docs/metod/mo-001.shtm]

10. Попова, В.И. Экономический школьный факультатив в Научно-образовательном центре: практика и перспективы [Текст] / В.И. Попова, А.С. Кельсина // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4 (56]. - С. 110-119.

11. Сергеева, М.Г. Педагогические концепции непрерывного экономического образования / М.Г. Сергеева. - Курск: Изд-во РФЭИ, 2010. - 249 с.

12. Силкина, Н.В. Педагогические основы дополнительного экономического образования школьников [Электронный ресурс]: автореф. дис. на соиск. уч. ст. д.пед.н.: 13.00.01 / Н.В. Сил-кина. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsЮ1000000000/rsЮ1000196000/rsЮ1000196358/ rsl01000196358.pdf

13. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: учебное пособие [Текст] / В.П. Симонов. - М.: МПА, 1995. - С. 164-174.

14. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. № 504. - Режим доступа: http://www.binfocom.ru/content/zakon/view/600.html

15. Шеремет, Г.Г. Система дополнительного образования «от оригами к различным геометриям» [Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук / Г.Г. Шеремет. -Ярославль, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.