Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №2, Том 10 / 2022, No 2, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-2-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN222.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Баклагова, Ю. В. Применение технологии подкастинга в рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык» / Ю. В. Баклагова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN222.pdf
For citation:
Baklagova Ju.V. The usage of podcasting technology within extracurricular students' individual work in the discipline "Foreign language". World of Science. Pedagogy and psychology, 10(2): 37PDMN222. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN222.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Баклагова Юлия Викторовна
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия Заведующий кафедрой «Английского языка в профессиональной сфере»
Кандидат филологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3334-8962 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=267484
Применение технологии подкастинга в рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык»
Аннотация. Статья посвящена изучению потенциала применения технологии подкастинга в рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык». Самостоятельная работа обеспечивает целостный, системный и междисциплинарный характер учебного процесса, повышает мотивацию к обучению, усиливает навыки личностно-профессиональной самоорганизации и самодиагностики у студентов. Основной аргумент в пользу использования подкастов для самостоятельной работы заключается в том, что подкаст как информационный ресурс отвечает основным актуальным требованиям учебного контента. Он характеризуется предметным содержанием (имеет отношение к определенной социально-бытовой теме), лингвистическим содержанием (выступает источником языкового и речевого материала) и социокультурным содержанием (способствует приобретению новых лингво-культуроведческих знаний). Автор исследования предлагает эффективный алгоритм работы с подкастами, включающий три этапа. Первый этап — подготовительный, подразумевающий работу со словарем «pre-listening vocabulary». Второй этап — перцептивно-репродуктивный. Он включает задания, направленные на глобальное и детальное понимание текста, а также лексико-грамматические задания. Данные задания направлены на совершенствование слухо-произносительных навыков аудирования и рецептивных лексико-грамматических навыков. На третьем этапе работы с подкастами — продуктивно-рефлексивном — в самостоятельную работу включается дополнительная интерактивная технология (метод проектов). На этом этапе формируются умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с определенной коммуникативной задачей, умения классифицировать, обобщать, устанавливать аналогии, выводить причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений и т. д. Последовательное прохождение трех этапов обеспечивает формирование и дальнейшее развитие языковой, речевой и социокультурной компетенций, которые в совокупности образуют иноязычную коммуникативную компетенцию. Применение технологии подкастов в самостоятельной работе
способствует развитию навыков цифровой грамотности, исследовательских и творческих способностей у студентов, повышает их мотивацию к самообучению.
Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа; подкаст; подкастинг; иноязычная коммуникативная компетенция
Введение
Современное общество предъявляет новые требования к качеству высшего образования в целом, и к организации учебного процесса в высшем учебном заведении в частности. Каждая составляющая образовательного процесса должна быть направлена на формирование не только компетентности будущего специалиста и его профессионального сознания, но и на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося, который будет способствовать его саморазвитию. Идея о «непрерывном образовании», подразумевающем самосовершенствование профессиональной личности на протяжении всего жизненного пути, также вносит определенные изменения в организацию образовательного процесса.
Очевидно, что в этой новой образовательной парадигме особое значение приобретают стратегии самообучения и самообразования. В этой связи, многие ученые справедливо отмечают, что самостоятельной работе, которую студенты выполняют без прямого участия преподавателя в аудиторном или внеаудиторном режиме, отводится важная роль, поскольку именно самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков самообучения и самообразования как основы и неотъемлемой части будущих профессиональных компетенций [1-5].
Функции, которые педагогика возлагает на самостоятельную работу студентов, многочисленны и многообразны. Это — диагностическая, контролирующая, организующая, интегрирующая, мотивирующая, рефлексивная, прогностическая, информационно-аналитическая, регулятивно-коррекционная, креативная, гуманитарная, компенсаторная и технологическая функции [6]. Такой широкий спектр функций обусловлен тем, что самостоятельная работа студентов позволяет диагностировать уровень сформированности компетенций, прогнозировать возможные результаты учебно-познавательной деятельности, контролировать ее результаты, корректировать ученый процесс, осуществлять мониторинг функционирования действующей педагогической системы и моделировать предпосылки для повышения качества образования. Самостоятельная работа обеспечивает целостный, системный и междисциплинарный характер учебного процесса, повышает мотивацию к обучению, усиливает навыки личностно-профессиональной самоорганизации и самодиагностики у студентов, способствует развитию навыков практического применения инновационных технологий обучения.
Сокращение аудиторной нагрузки по дисциплине «Иностранный язык» и пропорциональное этому увеличение доли самостоятельной работы студентов выдвигают на первый план необходимость поиска новых путей активизации самостоятельной работы студентов и повышения эффективности этого вида учебной деятельности. В связи с этим, нам представляется особенно актуальным анализ обучающих инновационных технологий, которые являются эффективными средствами обучения иностранному языку, но в силу определенных причин используются не в качестве основного метода контактной учебной работы, а в большей мере в ходе самостоятельной работы студентов. К таким технологиям относится технология подкастинга. Потенциал применения технологии подкастинга в самостоятельной работе студентов не являлся предметом специальных исследований и требует всестороннего изучения.
Цель статьи — раскрыть педагогическую и методическую целесообразность применения технологии подкастинга для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по
дисциплине «Иностранный язык» в вузе. Гипотезой исследования является предположение, что технология подкастинга обладает мощным образовательным инновационным потенциалом, который целесообразно задействовать во внеаудиторной самостоятельной работе в вузе, поскольку он способствует формированию и дальнейшему развитию иноязычной коммуникативной компетенции. В соответствии с целью и гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи: разработать поэтапный механизм работы с подкастами, выявить на каждом этапе результативность использования технологии подкастинга (какие навыки и умения формируются и развиваются в результате применения данной технологии.). В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы; обобщение передового педагогического опыта (в аспекте организации внеаудиторной работы); методы эмпирического уровня (педагогические наблюдения, ретроспективный анализ).
Самостоятельная работа — один из видов учебной деятельности, обязательных для выполнения в высшем учебном заведении. Под самостоятельной работой студентов понимается «планируемая, организационно и методически направляемая познавательная деятельность студентов, осуществляемая без прямой помощи преподавателя для достижения образовательных целей» [7, с. 173].
Самостоятельная работа студентов включает в себя как аудиторные, так и внеаудиторные виды учебной деятельности, которые являются обязательным условием реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных программ высшего образования [8].
Для организации самостоятельной работы наиболее эффективными признаны методы проблемного обучения и информационные технологии с применением мультимедиа [9]. Ученые отмечают, что включение информационно-коммуникативных технологий в самостоятельную работу студентов по иностранному языку способствует формированию у них грамматических и лексических навыков [4, с. 35].
Технология подкастинга как информационная технология относится к средствам обучения, поскольку она обладает целым рядом дидактических функций: коммуникативной, образовательной, развивающей, контролирующей, интерактивной, адаптационной, функцией наглядности и интегративности [10, с. 382-383].
Термин «подкаст» был введен в обиход в 2004 году журналистом Беном Хаммерсли как способ передачи и хранения аудиофайлов на плееры Apple (путем слияния английских слов broadcasting и iPod). Несмотря на обилие дефиниций, в данной работе мы будем придерживаться определения, предложенного Б. Филлипсом: подкаст — это цифровой аудиофайл, созданный, а затем загруженный на онлайн платформе с целью совместного использования [11, с. 159]. Таким образом, подкастинг — это трансляция во всемирной сети Интернет цифровых аудиофайлов, доступных для прослушивания онлайн и скачивания в любое время. Такие аудиофайлы могут быть частью серии программ, посвященных определенной тематике, или серии жанровых блогов.
Если рассматривать подкаст как форму учебных материалов, то здесь выделяются две категории. Первая категория — информационно-популярные подкасты с аутентичным контентом, которые не предназначены для обучения. И вторая категория — обучающие подкасты, разработанные специально для изучения языка [12, с. 104].
Теоретическое обоснование проблемы исследования
Возможность использования технологии подкастинга в обучении иностранному языку в вузе рассматривалась учеными неоднократно [10-15]. Отмечается перспективность использования данной технологии с точки зрения формирования не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и ряда профессиональных компетенций. Однако изучение применения технологии подкастинга в самостоятельной работе студентов не получило должного освещения в педагогической науке.
Результаты и обсуждение
Традиционно, самостоятельная внеаудиторная работа по дисциплине «Иностранный язык» включает в себя действия обучающегося, направленные на совершенствование основных видов речевой деятельности и имеющие цель дополнить и расширить совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе аудиторной работы. Это повторение, обобщение и закрепление пройденного лексико-грамматического материала в виде выполнения лексико-грамматических упражнений и тестов, отработка навыков устной речи путем подготовки монологов и диалогов по заданной теме, работа с текстами для развития навыков чтения, написание эссе для отработки навыков письменной речи и тому подобное. Самостоятельная работа в перечисленной выше форме отнюдь не утратила своей актуальности, но новые реалии — цифровизация обучения и включение цифровых навыков в процесс формирования универсальных и профессиональных компетенций обучающихся — требует расширения используемых средств и методов обучения в ходе выполнения самостоятельной работы.
Инновационные цифровые технологии, к которым относится технология подкастов, способны значительно обогатить учебный процесс не только непосредственно на занятиях, но и в процессе выполнения самостоятельной работы. Это обусловлено тем, что цифровые технологии обеспечивают благоприятные условия для развития дополнительных навыков и умений, овладеть которыми при помощи традиционных средств обучения в силу определенных причин является затруднительным.
Мы не можем не согласиться с тем, что преимущества использования технологии подкастов для внеаудиторной самостоятельной работы связаны с высоким уровнем доступности и экономии временных ресурсов. Подкасты позволяют разработать специфическую траекторию обучения, адаптированную под конкретного студента, повысить уровень мотивации и создавать аутентичную языковую среду [13, с. 74].
Вместе с тем использование технологии подкастинга во внеаудиторном режиме требует компетентного управления процессом самостоятельной работы студентов. Высокую результативность самостоятельной работы можно обеспечить только в том случае, если она интегрирована в учебно-воспитательный процесс как часть целостной системы [16]. Поэтому комплексное использование подкастов необходимо разрабатывать в соответствии с утвержденной рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык».
Нам представляется, что основной аргумент в пользу использования подкастов для самостоятельной работы заключается в том, что подкаст как информационный ресурс отвечает основным актуальным требованиям учебного контента. Он характеризуется предметным содержанием (имеет отношение к определенной социально-бытовой теме), лингвистическим содержанием (выступает источником языкового и речевого материала) и социокультурным содержанием (способствует приобретению новых лингво-культуроведческих знаний).
Интегрирование технологии подкастинга в учебный процесс подразумевает последовательный алгоритм работы с подкастами. Разработанный нами комплекс работы с подкастами разделен на три этапа. Первый этап — подготовительный. Мы предлагаем на этом
этапе работу со словарем, так называемым «pre-listening vocabulary». Это словарь с отобранными из текста подкаста лексическими единицами (слова, словосочетания), которые могут оказаться неизвестными или представлять трудности контекстуального характера, Все лексические единицы сопровождаются определениями на английском языке. Учитывая внеаудиторный характер работы, следует отметить, что студент имеет полную свободу действий. Можно предложить студентам самостоятельно найти дополнительную информацию по новой лексике в справочной литературе, например в толковых онлайн словарях английского языка и тезаурусах.
Второй этап работы с подкастами может быть охарактеризован как перцептивно-репродуктивный, поскольку на этом этапе происходят восприятие и перцептивно-смысловая интерпретация иноязычного дискурса, извлечение ключевых слов текста и интересующего блока языкового материала, распознавание языковых единиц и речевых образцов, языковое прогнозирование по формальным признакам и контексту. Также на этом этапе происходит формирование навыков автоматического использования лексического и грамматического материала.
Мы считаем, что оптимальное количество заданий на этом этапе — три, большее количество заданий может оказаться избыточным. На перцептивно-репродуктивном этапе работы с подкастами в первую очередь выполняются задания, направленные на глобальное и детальное понимание текста. Мы предлагаем два задания. Первое задание подразумевает прослушивание подкаста и ответы на вопросы, направленные на глобальное понимание — общее понимание основного содержания подкаста (какова тема подкаста, кто ведет повествование и т. п.). Второе задание направлено на селективное понимание, то есть детальное понимание отдельных аспектов содержания. Умение отделить главное от второстепенного является важным фактором для успешного аналитико-синтетического процесса осмысления воспринимаемой на слух информации.
Оба задания, с одной стороны, направлены на совершенствование слухо-произносительных навыков аудирования — распознавание звуков, слов, грамматических конструкций, восприятие различных акцентно-ритмических моделей слов в речевом потоке (навыки распознавания фонетического кода). С другой стороны, они направлены на развитие рецептивных лексико-грамматических навыков — автоматизированных действий по узнаванию и пониманию лексических единиц и грамматических явлений. Выполнение данных заданий способствует формированию языковой и речевой компетенции через распознавание иноязычной речи в пределах лексико-грамматического уровня, заявленного в рабочей программе; владение правилами построения и оформления фраз на иностранном языке (фонетически, синтаксически, лексически и грамматически правильное оформление речи) с соблюдением узуса; способность осуществлять лингвистическое наблюдение и обобщать его результаты.
Трудности на этом этапе работы с подкастами во многом схожи с трудностями, с которыми сталкиваются студенты, выполняющие задание по аудированию в аудитории. Прежде всего, эти трудности сопряжены с условиями восприятия аудиотекста, с восприятием его языковой формы и содержательным наполнением. В то же время, выгодное преимущество самостоятельной работы с подкастом связано с тем, что несмотря на единую форму представления аудиотекста в подкасте, студенты с разным уровнем языкового опыта могут выбрать комфортный для себя стиль работы и самостоятельно определить, например, количество прослушиваний подкаста или скорость воспроизведения (эта опция часто предлагается пользователям).
Третье задание носит лексико-грамматический характер. Из текста подкаста мы выбираем два-три эпизода, в которых чаще всего встречается интересующее нас грамматическое явление (в данном учебном блоке, в соответствии с рабочей программой), и разрабатываем задание, которое в англоязычной методической литературе принято называть «gap-fill exercise» (упражнение по заполнению пробелов). Например, если текущая грамматическая тема учебного плана времена Past Simple / Present Perfect, то мы удаляем из эпизодов все глаголы, стоящие в данных временных формах, и студентам необходимо не только подобрать глагол по смыслу, но и поставить его в правильную временную форму. Работа с подкастом на этом этапе способствует расширению словарного запаса прежде всего потому, что студенты гораздо лучше запоминают контекстуально обусловленную лексику. Таким образом, такой вид задания активизирует как лексические, так и грамматические речевые навыки.
Благодаря социокультурному содержанию подкаст может служить источником экстралингвистической информации. Знакомство с речевым этикетом и национальными стереотипами речевого поведения носителей языка, с их этнической и духовной культурой способствует формированию лингвокультурологической компетенции, которая является неотъемлемым компонентом иноязычной коммуникативной компетенции.
Третий этап работы с подкастом мы обозначили как продуктивно-рефлексивный. Задания данного этапа должны быть направлены на формирование умений осознанно использовать речевые средства в соответствии с определенной коммуникативной задачей умения обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, выводить причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, делать умозаключения, выдвигать гипотезы и т. д.
Нам представляется, что на этом этапе наиболее эффективными являются задания, которые направлены на выход за рамки индивидуальной работы с подкастами. Применение интерактивных технологий в разы усиливает результативность работы с подкастами. Можно завершить работу с подкастами дискуссией, дебатами, деловой игрой или другой интерактивной формой обучения уже в аудитории. Мы предлагаем на третьем этапе включить в самостоятельную работу использование метода проектов.
Метод проектов — это интерактивный метод обучения, суть которого заключается в самостоятельном планировании и выполнении студентами работ поискового и исследовательского характера с целью решения определенной проблемы.
Если следовать алгоритму последовательных действий в проектной деятельности (постановка проблемы, формирование гипотезы, составление плана реализации проекта, реализация проекта, анализ полученных результатов и возможности их внедрения, защита проекта), то применение этой технологии может способствовать приобретению умений, которые выходят за рамки исключительно проектных умений [17]. Такие приобретенные в проектной деятельности навыки, как генерирование идеи и ее критическая оценка, прогнозирование возможности применения результатов проектирования, оценка полученных результатов, аргументация собственной точки зрения, логичное изложение результатов проектирования, подготовка презентации и ведение дискуссии являются универсальными умениями, необходимыми для осуществления любого вида учебной и профессиональной деятельности.
Включение метода проектов в работу с подкастами коррелирует с принципом доминирования креативных, исследовательских заданий над нецелесообразными заданиями, которые не способствуют активизации дидактического потенциала инновационных технологий [18]. Поскольку метод проектов представляет собой интегрированную составляющую учебного
процесса, то тема проектов должна не просто быть непосредственно связана с темой подкаста. Тема должна отражать актуальную в исследовательском плане проблему, решение которой требует интегрированного знания, а предполагаемые пути решения проблемы должны обладать познавательной и практической значимостью.
Рефлексивная деятельность, которую студент осуществляет на продуктивно-рефлексивном этапе, подразумевает формирование способности анализировать собственные достижения в процессе формирования коммуникативной иноязычной компетенции, оценивать и корректировать собственные действия в соответствии с поставленными внутренними целями. Проект выполняется в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, но его результат должен быть представлен в аудиторном формате для получения студентом внешней и внутренней обратной связи. Это поможет студенту сопоставить представления о собственной успешности/ неуспешности в своем внутреннем мире с тем, как его действия воспринимают во внешнем мире.
Также необходимо отметить, что роль мотивационной составляющей, характерной для двух первых этапов работы с подкастами, на заключительном продуктивно-рефлексивном этапе возрастает. Целенаправленная работа над проектом позволяет применить не только исследовательские, но и креативные способности через создание собственного продукта, что в целом повышает мотивацию студентов к личностной динамике.
Подведем итог исследования. Технология подкастинга обладает мощным образовательным инновационным потенциалом, который может способствовать формированию и дальнейшему развитию иноязычной коммуникативной компетенции в рамках внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык». Подкаст как информационный ресурс и как элемент комплекса учебно-педагогических заданий отвечает актуальным требованиям учебного контента благодаря своему предметному, лингвистическому и социокультурному содержанию. Максимальный эффект от применения данной технологии в рамках внеаудиторной самостоятельной работы возможен только при компетентном интегрировании ее в учебный процесс. Алгоритм самостоятельной работы с подкастами должен включать три этапа — подготовительный, перцептивно-репродуктивный и продуктивно-рефлексивный. Последовательное прохождение трех этапов обеспечит формирование и дальнейшее развитие языковой, речевой и социокультурной компетенций, которые в совокупности образуют иноязычную коммуникативную компетенцию. Применение технологии подкастов в самостоятельной работе способствует развитию навыков цифровой грамотности, исследовательских и творческих способностей у студентов, повышает их мотивацию к самообучению. Работа с подкастами также вносит свой вклад в процесс внедрения когнитивно-коммуникативного подхода в обучение иностранному языку, подразумевающего рассмотрение лингвистических феноменов в неотрывной связи с умственными процессами в сознании обучающегося, которые способствуют восприятию, закреплению в памяти и дальнейшему использованию данного феномена в речи.
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуринович Н.Н. Особенности организации самостоятельной работы студентов в вузе / Н.Н. Гуринович // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2010. — № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-v-vuze (дата обращения: 10.03.2022).
2. Леушин И.О. Некоторые проблемы организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе / И.О. Леушин, И.В. Леушина // Высшее образование в России. — 2017. — № 6. — С. 51-56.
3. Шукшина Т.И. Формирование дидактической компетентности студентов в процессе самостоятельной работы / Т.И. Шукшина, Ж.А. Мовсесян // Высшее образование в России. — 2017. — № 10(216). — С. 83-87.
4. Володарская Е.Б. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку как средство активизации самостоятельной работы студентов в неязыковом вузе / Е.Б. Володарская, Л.Г. Жук, Л.И. Печинская // Вопросы методики преподавания в вузе. — 2017. — Т. 6. № 23. — С. 30-36. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.23.4.
5. Чалова О.А. Самостоятельная работа как необходимое условие развития автономии студента в рамках дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе / О.А. Чалова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — № 4. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PDMN419.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
6. Тедорадзе Т.Г. Функции самостоятельной работы студентов / Т.Г. Тедорадзе, М.Л. Романова, В.Л. Шапошников, Т.Е. Глущенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2021. — № 2(192). — С. 312-317. — С. 312317. — DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.
7. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. — М.: Логос, 2012. — 448 с.
8. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки / под общ. ред. А.В. Меренкова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с.
9. Ваганова О.И. Образовательные технологии в организации самостоятельной работы студентов / О.И. Ваганова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN519.pdf (дата обращения: 10.03.2022).
10. Володин А.А. Володин А.А. Дидактические свойства и функции технологии подкастинга / А.А. Володин, А.А. Володин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2013. — № 2. — С. 378384.
11. Phillips, B. Student-Produced Podcasts in Language Learning — Exploring Student Perceptions of Podcast Activities / B. Phillips // IAFOR Journal Of Education. — 2017. — № 5(3). — P. 157-171.
12. Indahsari D. Using podcast for EFL students in language learning / D. Indahsari // JEES (Journal of English Educators Society). — 2020. — № 5. — p. 103-108. DOI: 10.21070/jees.v5i2.767.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Герасименко Т.Л. Опыт использования подкастов и видеокастов при интегрированном обучении профессионально ориентированному деловому английскому языку / Т.Л. Герасименко, Т.М. Гулая // Открытое образование. — 2013. — № 1. — С. 73-76.
Goldman T. The Impact of Podcasts in Education / T. Goldman // Advanced Writing: Pop Culture Intersections. — 2018. — № 29. — URL: https://scholarcommons.scu.edu/engl_176/29 (дата обращения: 20.03.2022).
Panagiotidis P. Podcasts in Language Learning. Research Review and Future Perspectives. / P. Panagiotidis // Proceedings of EDULEARN 21 Conference 5th-6th July 2021. — p. 10706-10717. DOI: 10.21125/edulearn.2021.2227.
Лалова Т.И. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов технических специальностей на занятиях по иностранному языку / Т.И. Лалова, О.М. Толстых, Е.А. Цаллагова // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 6(79). — C. 259-262. — DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10112.
Пак В.В. Метод проектов как способ формирования обобщенных проектных умений студентов инженерных вузов / В.В. Пак // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 1. — C. 68-74.
Тихонова О.В. Пути повышения качества подготовки в высшей школе на основе анализа отношения студентов к внеаудиторной самостоятельной работе / О.В. Тихонова, И.А. Азизян, Н.В. Гречушкина // Перспективы науки и образования. — 2019. — № 5(41). — С. 98-116. — DOI: 10.32744/pse.2019.5.8.
37PDMN222
Baklagova Julia Viktorovna
Kuban State University, Krasnodar, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3334-8962 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=267484
The usage of podcasting technology within extracurricular students' individual work in the discipline "Foreign language"
Abstract. The article is devoted to studying the potential of using the podcasting technology as the part of extracurricular students' individual work in the discipline "Foreign language". Individual work provides the integral, systematic and interdisciplinary character of educational process, increases students' motivation for further learning achievements, strengthens the skills of students' personal-professional self-management and self-checking. The main argument for using podcasts in the process of extracurricular individual work is that podcast as an informational resource meets the general relevant requirements for academic content. It is characterized by subject content (it refers to the specific social subject), linguistic content (acts as a source providing language and speech material) and social-cultural content (it is conducive to acquiring new linguo-culturological knowledge). The author of the study offers the effective algorithm of working with podcasts, which includes three stages. The first stage is a preparatory stage, which implies work with pre-listening vocabulary. The second stage is perceptual-reproductive. It consists of exercises aimed at global and detailed understanding of the text, as well as lexical-grammatical exercises. These exercises are aimed at developing listening skills and receptive lexical-grammatical skills. In the third — productive-reflexive — stage, the author recommends bringing in the additional interactive technology (project method). In this stage, the following skills are developed: the conscious skills to use verbal means according to a particular communicative task, abilities to classify, generalize, determine analogies, to deduce cause-and-effect relations, to form the lines of reasoning and so on. The consistent passing of every stage provides the formation and further development of language, speech and social-cultural competences which constitute the foreign language communicative competence. The usage of podcasting technology in the extracurricular individual work contributes to developing students' skills of digital literacy, investigative and creative skills, boosts their motivation for self-education.
Keywords: extracurricular individual work; podcast; podcasting; foreign language communicative competence
37PDMN222