Научная статья на тему 'Применение средств интерактивного обучения в области геоинформационных систем'

Применение средств интерактивного обучения в области геоинформационных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновский М. А.

В статье рассмотрены возможности применения в учебном процессе интерактивных средств обучения. Дан сравнительный анализ современных средств обучения представленных на рынке. Разработан собственный электронный учебник для обучения студентов ИКиГИС СГГА геоинформационной системе MapInfo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MALINOVSKY M.A. INTERACTIVE EDUCATION TECHNIQUES IN GIS

The opportunities for interactive techniques application in educational process are considered. The comparative analysis of the current training aids presented at the market is given. The author has developed an electronic textbook for training the students of the Institute of Cadastre and GIS SSGA for applying MapInfo GIS.

Текст научной работы на тему «Применение средств интерактивного обучения в области геоинформационных систем»

УДК 004:528.91 М.А. Малиновский СГГА, Новосибирск

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В статье рассмотрены возможности применения в учебном процессе интерактивных средств обучения. Дан сравнительный анализ современных средств обучения представленных на рынке. Разработан собственный электронный учебник для обучения студентов ИКиГИС СГГА геоинформационной системе MapInfo.

M.A. Malinovsky

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

MALINOVSKY M.A. INTERACTIVE EDUCATION TECHNIQUES IN GIS

The opportunities for interactive techniques application in educational process are considered. The comparative analysis of the current training aids presented at the market is given. The author has developed an electronic textbook for training the students of the Institute of Cadastre and GIS SSGA for applying MapInfo GIS.

«Кто владеет информацией - тот владеет миром!» - знаменитая фраза Джона Рокфеллера, сегодня как никогда актуальна. В современном мире информатизации общества, решающую роль в социальной успешности человека играет обладание им информацией, знаниями. Важнейшая проблема в связи с постоянно растущим объемом знаний, полученных человечеством, состоит в том, как сохранять, анализировать и передавать эти знания из поколения в поколение.

Эффективность обучения в современном ВУЗе напрямую связана с умением студентов пользоваться информационными технологиями, свободно ориентироваться в Интернете, обладать критическим мышлением, а значит анализировать, отбирать и систематизировать необходимую информацию. Развитие информационных технологий и появление на рынке широкого набора программных продуктов, интерактивных средств обучения и инновационных методик коренным образом изменили подход к учебному процессу.

При традиционном обучении основными активными участниками учебного информационного взаимодействия являются два компонента -обучающий и обучаемый, тогда как при использовании интерактивного средства обучения, появляется интерактивный партнер как для обучаемого, так

и для обучающего. В этом случае обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия.

Стоит отметить, что роль преподавателя, как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется (смещается в направлении кураторства или наставничества). Время, затраченное им ранее на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управляющих задач.

Роль обучаемого также меняется. Обучающийся переходит на более сложный путь поиска, выбора информации, ее обработки и передачи. Таким образом, интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе интерактивных компьютерных технологий, которые ориентированы на современные запросы обучаемого.

Интерактивные средства обучения - средства, при использовании которых, возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. В настоящее время аппаратное и программное обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Эти преимущества обусловлены использованием в электронном учебнике нового поколения мультимедийных средств, гипертекста, интерактивности.

Процесс обучения студентов по специальности «Городской кадастр» неразрывно связан с изучением геонформационных систем и получением практических навыков работы с настольными ГИС - где возможность применения интерактивных средств представления учебного материала поистине безграничен. Основным средством реализации учебных проектов является интерактивная доска SMART BOARD. С помощью приложения SMART Notebook представляется возможность создания уникальных авторских презентаций, интерактивных уроков, где в режиме реального времени можно в полной мере раскрыть функции и задачи изучаемой ГИС.

Другой способ создания электронных учебников основан на применении объектно-ориентированных языков программирования. Данный метод был использован авторами при разработке учебного пособия по ГИС MapInfo для студентов очных и заочных форм обучения по специальности «Городской кадастр». Программа написана на языке Delphi, совместима с операционной системой Windows 7, XP, Vista.

Электронный учебник «ГИС MapInfo» состоит из четырех основных частей: общие сведения о ГИС; MapInfo: теория; MapInfo: видео-уроки; тест.

Первый и второй разделы электронного учебника выполнены в виде справочника, включающего в себя основные теоретические сведения, часто -задаваемые вопросы о геоинформационных системах, их задачах и функциях.

Третий раздел содержит набор видео-уроков, подробно демонстрирующих порядок выполнения ряда лабораторных работ с применением инструментальной ГИС MapInfo.

В четвертой части электронного учебного пособия студенту предлагается проверить свои знания по дисциплине «Геоинформационные и земельноинформационные системы» База вопросов для тестирования состоит из неограниченного числа вопросов, но для тестирования программа в случайном порядке отбирает пятнадцать из них. Процесс тестирования заключается в выборе из четырех вариантов ответа на вопрос, единственно верный ответ. В зависимости от количества набранных баллов, программа выставляет итоговую оценку, также студент может просмотреть список тех вопросов, на которые были даны неверные ответы. Такой способ оперативного контроля знаний позволяет выявить сильные и слабые стороны в подготовке студентов по данной дисциплине.

Рис. 1. Главное окно электронного пособия «ГИС MapInfo»

Таким образом, электронное учебное пособие - это надежный источник систематизированной информации по геоинформационным системам, а также действенный инструмент и помощник в самостоятельной работе студентов.

© М.А. Малиновский, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.