ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
THE USE OF SPECIAL PHYSICAL EXERCISES ON THE PHYSICAL TRAINING
Алдошина Евгения Александровна кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Физическое воспитание» ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина», г. Орел, Россия
Aldoshina Evgenia Aleksandrovna Ph.D., associate professor of the department
« Physical education»> Orel State Agrarian Universitynamed after N. V. Parakhina,
Orel, Russia
Солукова Татьяна Андреевна
студент
ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина»>, г. Орел, Россия
Solukova Tatyana Andreevna
student
Orel State Agrarian University named after N. V. Parakhina,
Orel, Russia
Аннотация. Концептуальные основы системы физической культуры, в высших учебных заведениях, как системообразующие начала, которые отражают объективные требования профессиональной деятельности к уровню физической подготовленности студентов вуза для выполнения профессиональных задач. Задачи специальной физической подготовки студентов раскрывают и конкретизируют ее цель. В то же время каждая задача воплощает в себе соответствующую сторону целевой установки, учитывает специфические и неспецифические функции физической культуры, требования профессиональной деятельности в тех или иных условиях учебно-профессиональной деятельности.
Abstract. The conceptual framework of the system of physical culture in higher educational institutions as systemically important principles which reflect the objective requirements of professional activity the level of physical preparedness of students to perform professional tasks. The objective of the special physical preparation of students of open and konkretisiert its purpose. At the same time, each task embodies the appropriate side of the target setting takes account of specific and nonspecific functions of physical culture, requirements of professional activity in those or other conditions of teaching and professional activities.
Ключевые слова. Физические упражнения, физические нагрузки, студенты, темп, мы^шечны^/е группы.
Keywords. Physical exercise, physical exertion, students, tempo, muscle groups.
Для эффективного применения специальных физических упражнений на занятиях следует правильно дозировать физические нагрузки, регулируя, тем самым, интенсивность их воздействия на организм. Но и дозировка нагрузки при применении специальных физических упражнений сложна, требует умения и практических навыков и связана со многими факторами, которые необходимо учитывать. К ним относятся: количество повторений, величина и количество участвующих в упражнении мышечных групп, темп и др.
Чем большее число раз повторяется каждое упражнение, тем больше и
/" 'N и и /" U
нагрузка, и наоборот. Это самый простой способ изменения дозы двигательной активности.
Чем больше мышц участвует в выполнении упражнения, чем они крупнее, массивнее, тем значительнее физическая нагрузка. Это позволяет использовать принцип постепенности в дозировке: надо вовлекать в работу сначала мелкие мышцы, затем средние и крупные.
Темп выполнения упражнения может быть медленным, средним и быстрым. Однако не всегда быстрый темп означает, что студенты получают большую нагрузку. Иногда благодаря инерции упражнение выполняется легче, с меньшими мышечными усилиями, в то время как медленный темп часто требует значительного напряжения мышц для преодоления силы тяжести какой-либо части тела, а это ведет к увеличению физических нагрузок.
Быстрый темп иногда затрудняет выполнение упражнений для мелких и средних мышечных групп, тренировать же крупные мышечные группы значительно легче в быстром темпе. В тех случаях, когда студент привык выполнять определенные действия в среднем темпе, медленные ритмы оказывают более сильное воздействие на нервную систему. Так, медленная ходьба утомляет больше, чем обычная. Очень медленно встать из положения приседа значительно труднее, чем встать быстро. Быстро сесть из исходного положения - лежа с фиксированными ногами легче, чем медленно.
Следовательно, силовые упражнения в медленном темпе оказывают большее воздействие на организм: они стимулируют развитие мышечных волокон, активно влияют на сердечную мышцу, сосуды, дыхательный аппарат.
При увеличении амплитуды движения общая нагрузка на организм возрастает. Но есть и исключения, в положении лежа на спине, поднимание ног с последующим их разведением, соединением и опусканием выполняется легче под углом 90 и значительно труднее под углом 45-60 , то есть когда амплитуда движений, по сути, меньше в 1,5-2 раза. Однако общий принцип таков: тренировку силовых качеств лучше начинать с неполных амплитуд, а потом, по мере нарастания мышечной силы, увеличивать их, вплоть до физиологически возможных для суставов.
Сложность упражнения зависит от количества и вида, участвующих в упражнении мышечных групп, а также от координации их деятельности. Сложные упражнения требуют значительного внимания, то есть создают большую эмоциональную нагрузку. А это может привести к более быстрому утомлению. Поэтому начинать занятия нужно всегда с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Особенно полезно освоить упражнения на
координацию и равновесие. Координация - это согласованность движений отдельных частей тела. Упражнения на координацию всегда увеличивают интенсивность физической нагрузки. Наиболее сложными для выполнения при этом будут круговые движения рук, ног, туловища в разных плоскостях.
Степень напряжения - это выражение силы, развиваемой мышцами при упражнениях. Напряжение изменяется в зависимости от веса перемещаемой части тела, от отягощения ее различными предметами, от скорости движения. Обычно легкие, простые упражнения не требуют значительных энергетических затрат. Но при выполнении силовых упражнений значительные усилия, несомненно, увеличивают нагрузку в несколько раз. Особенно сложны для выполнения упражнения с тяжелыми гантелями, гирями, тугими эспандерами.
При максимальных напряжениях мышцы недостаточно снабжаются кислородом и питательными веществами, в результате чего накапливается «кислородный долг», быстро нарастает утомление. В коре головного мозга при этом создается очаг
/" и V V " П
возбуждения, который действует как «сильнейший». Вскоре выполнять упражнение становится невозможным.
Студенту трудно долго продолжать работу при быстрых мышечных сокращениях, когда необходима высокая подвижность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако систематическая тренировка позволяет ему расширить диапазон своих возможностей и со временем успешно осваивать работу с быстрыми «переключениями» с одного вида деятельности на другой.
Чем больше мощность мышечной работы, тем выше нагрузка, полученная тренирующимся. Мощность зависит от времени ее выполнения, от развиваемой скорости и силы при движении. Так, преодоление подъема требует от студента большой мышечной работы, чтобы получить аналогичный результат на ровной местности, студенту потребуется значительно увеличить скорость движения. Как правило, если мощность проделанной работы велика, то длительность ее кратковременна, и наоборот.
Исходное положение, из которого выполняется упражнение, также существенно влияет на степень физической нагрузки.
Исходные положения можно условно разделить на следующие группы:
а) изменяющие форму и величину опорной поверхности (лежа, сидя, стоя). К ним относятся, например, положения - лежа на спине, на боку, на животе, сидя, в упоре, на коленях и другие. Положение — лежа, самое экономное в энергетическом отношении;
б) изолирующие. Применяются для того, чтобы усилить воздействие физических упражнений на какую-либо конкретную группу мышц и исключить при этом всякого рода вспомогательные движения. Например, тренировать мышцы живота можно в положении виса на гимнастической стенке, многократно подтягивая колени к груди. В этом положении полностью исключены движения руками, плечевым поясом. Аналогичный эффект воздействия можно получить, переходя многократно из положения лежа в положение сидя, но с фиксированными голеностопными суставами. При этом исключаются вспомогательные движения ног. Упражнения в изолирующих исходных положениях всегда сопровождаются значительными физическими напряжениями;
в) изменяющие центр тяжести всего тела или его отдельных частей. Эти исходные положения особенно четко могут увеличивать или уменьшать физическую нагрузку. Например, при наклонах туловища в сторону: чем выше руки (на талии, у
плеч, за головой, вверху), тем труднее выполнять упражнение; при сгибании рук в упоре: чем выше упор, тем легче выполнять упражнение;
г) облегчающие исходные положения. Уменьшают силу тяжести конечности, снижают ее трение о поверхность, создают наиболее оптимальный угол для приложения силы мышцы к рычагу, который она приводит в движение. Применение этих исходных положений снижает нагрузку.
Но исходные положения могут и затруднять выполнение упражнений, создавая дополнительную нагрузку. Например, в исходном положении лежа переход в положение сидя выполнить труднее, если руки находятся на затылке, чем, если они свободно лежат вдоль тела. В исходных положениях для рук нужно учитывать следующее: чем выше руки подняты (на плечах, вверху, на затылке), тем упражнение сложнее для выполнения, и, наоборот, если руки на талии, перед грудью или опущены, - легче.
Увеличивают нагрузку и дополнительные усилия для поддержания статического напряжения рук и ног, например, если в исходном положении «стоя, руки в стороны» выполнять вращения в плечевых суставах прямыми руками вперед и назад.
Продолжительность пауз отдыха между упражнениями. Паузы могут быть активные и пассивные. Во время активных пауз можно выполнять легкие упражнения разгрузочного характера или упражнения в мышечном расслаблении. Вовремя же пассивных пауз можно полежать или посидеть.
Учитывая все вышеперечисленные факторы, можно увеличивать или уменьшать суммарную физическую нагрузку в одном занятии.
Во время комплексных занятий необходимо помнить о принципе рассеивания нагрузки, или широкого включения различных мышц в процесс тренировки.
Таким образом, главными факторами, определяющими высокую эффективность функционирования системы специальной физической подготовки студентов к выполнению профессиональных задач, являются: направленность на развитие общей, силовой выносливости, силы, ловкости; устойчивости организма к кислородной недостаточности; эмоциональная устойчивость, быстрота мышления, распределение и переключение внимания; кроссовая подготовка по пересеченной местности.
Список литературы
1. Заболотская Н. О. Значение физических упражнений для формирования здорового организма / Н. О. Заболотская, Л. И. Иванина //: Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях : сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. Орловский государственный аграрный университет, кафедра "Физическое воспитание". - 2013. - С. 23-25.
2. Маркин Э. В. Основы физического воспитания студентов : учебно-методическое пособие / Э. В. Маркин, А. В. Кателкин. - Орел, 2013.
3. Алдошина Е. А. Развитие рекреационной физической культуры в вузе как инструмент формирования здорового образа жизни студентов / Е. А. Алдошина, Л.
И. Иванина // Инновации в образовании : материалы VIII Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 7-11.
4. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: АО «Аспект Пресс», 2011.
References
1. Zabolotskaya N. О., Ivanin L. I. Value of physical exercises for healthy body. Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e studencheskoy molodezhi v sovremennykh usloviyakh. Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Physical culture, sport and health of the student youth in modern conditions. Collection of materials of all-Russian scientific-methodical conference]. Orel state agrarian University, Department of Physical education. 2013. pp. 23-25.
2. Markin E. V., ^telkin A. V. Osnovy fizicheskogo vospitaniya studentov [Foundations of physical education students]. Orel, 2013.
3. Aldoshina E. A., Ivanin L. I. Razvitie rekreatsionnoy fizicheskoy kul'tury v vuze kak instrument formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov [Development of recreational and physical culture in the University as a tool for the formation of healthy lifestyle of students]. Innovations in education proceedings of the VIII International scientific-practical conference. 2016. pp. 7-11.
4. Ilinich V. I. Studencheskiy sport i zhizn' [Student sport and life]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2011.