нированному человеку, тренированный может совершать ее более длительное время без утомления.
Третья черта тренированности: тренированный организм способен достигать при максимальных нагрузках такого уровня функционирования физиологических систем, который невозможен для нетренированного организма. При предельно напряженной работе в тренированном организме происходит значительно большая мобилизация систем кровообращения, дыхания и большая трата энергии по сравнению с нетренированным. Так, при максимальной работе потребление кислорода у тренированного человека может возрастать до 5-6 л/мин, а у нетренированного не превышает 3 л/мин, минутный объем крови может возрастать до 45-47 л, а ударный объем - до 200 мл, тогда как у нетренированного максимальное значение этих показателей соответственно -20-25 л и 140-145 мл; легочная вентиляция может достигать 150 л/мин, а частота дыхания - 60 дых./мин.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что физиологические сдвиги в организме спортсмена в ответ на совершаемую мышечную работу различной продолжительности и интенсивности значительно отличаются от наступающих изменений в организме нетренированного человека в ответ на эту же работу. Разница между ними характеризует разницу между функциональными возможностями тренированного и нетренированного организма. Иными словами, уровень работоспособности спортсмена в значительной мере определяется величиной функциональных резервов организма.
Таким образом, с позиции теории функциональных систем сущность адаптации к физическим нагрузкам заключается в следующем. При поступлении сигнала о предстоящем выполнении физической нагрузки в организме формируется специфическая функциональная система, обеспечивающая данную двигательную реакцию. В ответ на действие сигнала возникает возбуждение соответствующих моторных и вегетативных центров, активация функции эндокринных желез, что приводит к мобилизации скелетной мускулатуры, непосредственно осуществляющей данную двигательную реакцию, а также органов кровообращения и дыхания, обеспечивающих энергией работающие мышцы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кондратов, Н.Н. Скоростно-силовая подготовка лыжников-гонщиков в соревновательный период / Н.Н. Кондрашев / Государственный комитет по физической культуре и спорту СССР.- М., 1989.- с. 24.
2. Аграновский, М. А. Лыжный спорт / Учебник для ИФК: М. А. Аграновский / Физкультура и спорт.- М., 1980. - с.117-135.
3. Сапин, М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии) / П.К. Лысов, Д.Б. Никитюк, М.Р. Сапин // Медицина.- М., 2003. - с. 384 -395.
ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 10-11 ЛЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА
К.Ю. Крохалев
Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся двигательных функций предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.
Занятия физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человека - влечениям его к движениям (кинезофилии). Широкие возможности использования физических упражнений определяется ведущим значением локомоторного аппарата во всей жизнедеятельности человека. Необходимым условиям нормаль-
ного функционирования и совершенствования всех важнейших систем организма, в том числе внутренних органов, является моторная активность.
Органическая связь между психикой и моторикой была отмечена в работах И.М. Сеченова, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна и многих других специалистов в этой области.
Цель работы: показать эффективность применения сенсомоторных упражнений при формировании у учащихся СКОУ VIII координационных способностей
Задачи:
• - сформировать группы для проведения коррекционно-развивающей работы;
• - провести тесты для определения уровня координационных способностей учащихся;
• - показать эффективность формирования двигательных навыков с применением сенсомоторных упражнений.
Работа проводилась по формированию у учащихся, следующих сложно координационных действий:
- смешанные упоры;
- челночный бег 3 Х 10 м;
Эксперимент проводился на базе СКОУ №111. Для проведения коррекционной работы были сформированы две группы учащихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет - одна контрольная, одна экспериментальная. Предварительно были проведены тестовые пробы. Результаты показателей КДП приводятся в таблице 1.
По результатам первого тестирования, группы показали примерно одинаковые показатели. Большинство показателей учащихся находятся за пределами отметки удовлетворительно - т.е. неудовлетворительные. Несколько учащихся показали удовлетворительные результаты. Низкие результаты КДП были обусловлены большим количеством ошибок, которые учащиеся допускали в момент выполнения упражнений:
- школьники не добегают до черты;
- добегая до черты, школьники не уменьшают скорость бега перед чертой - не готовят себя заранее к предстоящему развороту и пролеганию следующего отрезка;
- ошибки на старте приводят к потере времени во время выполнения упражнения.
При выполнении КДП смешанные упоры:
- не до конца принимают положения упор присев, упор лежа, основная стойка;
- выпрыгивают при переходе из упора присев в основную стойку, что ведет к потере времени;
- ошибки на старте.
Когда учащиеся допускали ошибки во время КДП, педагог указывал им на это, требуя качественного выполнения, что влияло на временные показатели испытуемых.
Во время проведения коррекционно-развивающей работы, учащиеся выполняли координационные упражнения с опорой на цветовые раздражители, звуковые раздражители, в то время, как в контрольной группе занятия физической культурой проводились по традиционной методике. Во время занятий в экспериментальной группе были использованы карточки трех цветов: кранного, зеленого, желтого. На полу, перед учащимися мелом были обозначены ориентиры. Перед выполнением каждого упражнения учащиеся получали словесно-логическую инструкцию:
- прыжки с продвижением вперед по ориентирам. Увидев зеленую карточку, необходимо прыгнуть до первого ориентира, красную - до второго, желтую - до третьего;
- прыжки по ориентирам. Увидев зеленую карточку, необходимо прыгнуть до ориентира находящегося впереди, красную - до ориентира справа, желтую - до ориентира слева;
- прыжки по ориентирам. Увидев зеленую карточку, необходимо прыгнуть до
ориентира находящегося впереди, красную - до ориентира находящегося за учеником, желтую - остаться на месте;
Те же упражнения выполняются с опорой на звуковые дифференцировки, применялись два свистка разного тона и хлопок в ладоши:
- прыжки по ориентирам. Услышав свисток, необходимо прыгнуть до первого ориентира, свисток другого тона - до второго, хлопок в ладоши - до третьего;
- прыжки по ориентирам. Услышав свисток, необходимо прыгнуть до ориентира впереди, свисток другого тона - до ориентира слева, хлопок в ладоши - до ориентира справа;
- прыжки по ориентирам. Услышав свисток, необходимо прыгнуть до ориентира находящегося впереди, свисток другого тона - до ориентира, находящегося за учеником, хлопок в ладоши - стоять на месте.
Те же упражнения выполняются с опорой на цветовые и звуковые дифференци-ровки, по выбору учителя, например: две цветовые карточки и один звуковой раздражитель, одна цветовая карточка и два звуковых раздражителя.
Те же упражнения выполняются с опорой на цветовые и звуковые дифференци-ровки, с предъявлением провокационных, иррелевантных (не оговоренных инструкцией цветовые и звуковых раздражителей).
Бег с изменением направления движения. Учащиеся получают словеснологическую инструкцию:
- медленный бег в обход по залу. Услышав хлопок выполнить упор присев, следующий хлопок - продолжить бег;
- медленный бег в обход по залу. Услышав хлопок необходимо развернуться на 180 градусов и продолжить бег спиной вперед, второй хлопок - развернуться и продолжить бег лицом вперед;
- медленный бег в обход по залу. Услышав хлопок необходимо присесть, достать ладонями пол, развернуться и побежать в обратную сторону;
- медленный бег в обход по залу. Услышав хлопок, необходимо выполнить упор присев, свисток одного тона, продолжить бег в прежнем направлении, свисток другого тона продолжить бег в противоположном направлении.
- медленный бег в обход по залу. Услышав свисток одного тона необходимо продолжать движение в заданном направлении приставным шагом , правым боком, свисток другого тона - приставным шагом - левым боком, хлопок в ладоши - обычный бег;
- медленный бег в обход по залу. Свисток одного тона - движение по часовой стрелке, свисток другого тона - движение против часовой стрелки, хлопок в ладоши -развернуться и продолжить бег спиной вперед, два хлопка - выполнить упор присев.
После проведения четырехмесячной коррекционно-развивающей работы были проведены вторые исследования КДП, результаты которых представлены в таблицах
2, 3.
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
• большинство показателей КДП экспериментальной группы находятся в пределах отметки удовлетворительно, в то время, как показатели КДП контрольной группы остались на прежнем уровне; это обусловлено снижением количества ошибок у учащихся экспериментальной группы в момент выполнения упражнения. Снижение количество ошибок у учащихся обусловлено лучшим усвоением характера двигательной деятельности;
• при выполнении координационных упражнений смена одного действия другим у учащихся экспериментальной группы осуществляется быстрее, чем у учащихся контрольной группы, что влияет на результат тестов КДП;
• из вышесказанного следует, что в основе увеличения результатов КДП и уменьшении ошибок при выполнений экспериментальных действий в экспериментальной группе, лежит развитие координационных способностей.
В целом можно отметить, что при работе с умственно отсталыми школьникам, координационные способности учащихся развиваются лучше, если деятельность по-
строена с опорой на качественную разномодальную работу анализаторов. _______________________________________________________________________Таблица 1
—циплинаоценка Мальчики 10 лет Мальчики 11 лет Девочки 10 лет Девочки 11 лет
3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5
Челночный бег 3 х 10 м 9,5 8,5 8 9,2 8,2 8 10,7 10 9 10,3 9,2 8,5
Смешанные упоры за 30 сек 15 17 20 15 18 22 14 16 18 15 20 22
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии. М.: Медицина, 1962 - 210 с.
2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. - М.: Изд-во «Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997, - 608с.
3. Вайзман Н.П. Психомоторика детей - олигофренов. М.: Педагогика, 1976 -
100 с.
4. Головей Л. А. Опыт изучения психомоторной организации человека. Л.: Педагогика, 1973 - 100 с.
5. Гончаров В.И. Формирование двигательных умений. Л.: ФиС, 1983 - 230 с.
6. Дмитриев А. А.Физическая культура в специальном образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 176 с.
7. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. М.: Питер, 2003 - 379 с.
8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., изд-во Московского университета, 456с.
9. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс, 2002 -
297 с.
10. Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. Л.: Наука, 1970 - 230 с
11. Серова Л.А. Коррекция двигательных нарушений детей - олигофренов. Сб.н..ст. Психофизиологическое состояние и характер различных двигательных нарушений у аномальных детей. Издательство Свердловского государственного педагогического института, 1974 - 116 с.
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В.В. Мироненко
Одним из эффективных методов государственного регулирования социальноэкономических процессов является определение задач, разработка мероприятий и утверждение необходимых средств для осуществления расходов, производимых в рамках федеральных и региональных целевых программ развития отраслей экономики и социальной сферы. Такие программы выступают инструментом экономической политики государства и представляют собой форму системного перераспределения финансовых и материальных ресурсов для решения приоритетных социальных задач с четким определением адресата получения средств. При формировании и реализации целевых программ государство (регион) концентрирует внимание общества на необходимости решения именно данной проблемы в среднесрочной и долговременной перспективах. При этом ставятся конкретные цели и задачи; определяются сроки, объемы ресурсов, исполнители; просчитывается результативность прогнозируемых мероприятий по установленной группе показателей.
В современных условиях физическая культура и спорт являются одними из претендентов на получение бюджетного финансирования, а приоритетными бюджетными