Научная статья на тему 'Применение рубрик для оценки мультимедийных презентаций при выполнении веб-квестов'

Применение рубрик для оценки мультимедийных презентаций при выполнении веб-квестов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ОЦЕНКА / ВЕБ-КВЕСТ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ РУБРИКИ / СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0 / PROJECT / ASSESSMENT / WEB 2.0 SERVICES / MULTIMEDIA PRESENTATION / ASSESSMENT RUBRICS / WEBQUEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Алевтина Борисовна

В статье рассматриваются вопросы оценивания мультимедийных исследовательских проектов студентов, выполненных в формате веб-квеста и представленных в виде презентации в Power Point. Раскрывается сущность и со-держание оценочных рубрик – инструмента для оценивания проектной деятельности. Описываются сервисы для создания онлайн оценочных рубрик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение рубрик для оценки мультимедийных презентаций при выполнении веб-квестов»

Климова А. Б. Применение рубрик для оценки мультимедийных презентаций при выполнении веб-квестов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76214. htm.

ART 76214 УДК 371.315

Климова Алевтина Борисовна,

старший преподаватель кафедры английского языка для гуманитарных направлений подготовки ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск alevtinaklimova@gmail.com

Применение рубрик для оценки мультимедийных презентаций при выполнении веб-квестов

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оценивания мультимедийных исследовательских проектов студентов, выполненных в формате веб-квеста и представленных в виде презентации в Power Point. Раскрывается сущность и содержание оценочных рубрик - инструмента для оценивания проектной деятельности. Описываются сервисы для создания онлайн оценочных рубрик. Ключевые слова: оценка, оценочные рубрики, проект, веб-квест, мультимедийная презентация, сервисы Веб 2.0.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Преподаватели, которые интегрируют информационно-коммуникационные технологии в процесс обучения, часто сталкиваются с проблемой оценивания проектных работ обучающихся, выполненных с применением мультимедиа. Необходимо отметить, что с одной стороны, оценка мультимедийных проектов существенно не отличается от оценки традиционных заданий, выполняемых обучающимися, например, таких, как эссе. С другой стороны, нельзя не заметить ряд важных отличий между заданиями, выполняемыми традиционным способом, и с применением ИКТ.

Эти отличия напрямую связаны с особенностями информационной среды, в рамках которой выполняется проект. Например, при создании видеоролика используются зрительные образы, звуковое и/или текстовое сопровождение, визуальные эффекты. Блог имеет уникальный набор таких возможностей, как гипертекст, встраиваемые видео, интерактивные образы. Результатом выполнения веб-квеста может стать продукт, интегрирующий практически все виды медиа.

Таким образом, появляется необходимость в определении системы оценки проектных заданий, выполняемых в мультимедийной среде.

При оценивании мультимедийных проектов важно учитывать несколько факторов. Во-первых, в процессе обучения важен не сам инструмент, с помощью которого обучающийся выполняет проект (например, Movie Maker, Power Point, Prezi и т. п.), а тот продукт, который производится с его применением. Действительно, оценивается, например, не ручка или бумага, используемые для написания эссе, а то, что написано студентом. Именно итоговый продукт, который студенты создают с применением определённого инструмента, становится предметом оценивания.

Во-вторых, оценивание выполнения различных заданий в процессе обучения иностранным языкам проходит чаще всего в двух формах - форме текущего (formative) и итогового (summative) контроля [1, c. 188]. Вне зависимости от того, какой вид оценивания используется, преподавателю необходимо уметь разграничивать возможности мультимедийного инструмента и конкретные умения студентов, применяемые (и проверяемые) при его использовании.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Климова А. Б. Применение рубрик для оценки мультимедийных презентаций при выполнении веб-квестов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76214. htm.

Рассмотрим это отличие на примере мультимедийной презентации в формате Power Point, которая часто выступает итоговым продуктом выполнения веб-квеста -исследовательского проекта, выполняемого с использованием интернет-ресурсов [3].

Для современных обучающихся не составляет особого труда создать визуально привлекательную презентацию Power Point с анимационными эффектами и встроенным аудио сопровождением, так как сама программа предусматривает эти возможности. Таким образом, чтобы оценить презентацию эффективно, преподавателю необходимо иметь доказательства применения определённых умений, которые используются для её создания и представления. Вместо того чтобы оценивать сам продукт, необходимо сосредоточиться на процессе его создания - исследовании, обработке результатов в письменной и устной форме, отборе иллюстративного материала, а также на качестве содержания. Это позволит преподавателю сконцентрироваться не столько на конечном продукте (презентации), сколько на самом процессе обучения во время выполнения проекта.

В последнее время в обучении для оценивания проектных работ стали применяться оценочные рубрики. Рубрики - это «инструмент оценивания, содержащий описание критериев и шкалу оценки результатов, который позволяет определять и описывать самые важные компоненты, входящие в состав более сложных видов деятельности или продуктов деятельности» [2, с. 8].

При составлении рубрик необходимо, во-первых, сформулировать ожидаемые результаты обучения, во-вторых, определить оценочную шкалу, и, в-третьих, ознакомить студентов, выполняющих проект, с моделью оценивания.

Рубрики для оценивания мультимедийной презентации, являющейся продуктом выполнения веб-квеста, представлены в таблице.

Критерии оценки мультимедийной презентации

Критерии 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл

Содержание презентации, понимание темы Содержание презентации соответствует теме веб-квеста. Студент демонстрирует полное понимание темы, способен ответить на вопросы, уточняя и поясняя содержание выступления Студент демонстрирует понимание темы, может ответить на вопросы, но без уточнений Студент испытывает трудности в понимании излагаемой информации, может ответить только на простые вопросы Студенту не удаётся показать понимание излагаемого материала. Студент не может ответить на вопросы

Мультимедийность Графическое оформление презентации соответствует содержанию и улучшает восприятие информации. Уместно использован разнообразный иллюстративный материал, аудио, видео, анимация Графическое оформление в основном соответствует содержанию презентации. В основном правильно подобран иллюстративный материал Графическое оформление не помогает восприятию содержания презентации. Иллюстративный материал не всегда соответствует содержанию Графическое оформлении не соответствует содержанию. Иллюстративный материал отсутствует или подобран неверно

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Климова А. Б. Применение рубрик для оценки ций при выполнении веб-квестов // Научно-журнал «Концепт». - 2016. - № S19. -koncept. ru/2016/76214. htm.

мультимедийных презента-методический электронный 0,2 п. л. - URL: http://e-

Правильность речи Речь ясная, чёткая, без лексических и грамматических ошибок Речь в основном ясная, чёткая, без лексических и грамматических ошибок Речь сбивчивая, неясная, ошибки в произношении, употреблении слов Наличие фонетических, лексических и грамматических ошибок. Аудитория испытывает трудности в слуховом восприятии информации

За выполнение проекта студент может получить максимально 12 баллов, минимально 3 балла. Для удобства оценивания преподаватель может перевести баллы оценочной рубрики в традиционную пятибалльную систему оценивания.

Несомненно, создание оценочных рубрик требует от преподавателя определённых усилий и временных затрат. Однако в настоящее время глобальная сеть предлагает бесплатные Веб 2.0 сервисы для составления электронных моделей оценивания: Teach-nology, Rubistar4teachers, Annenberg Learner и др.

Самый известный сервис, Rubistar4teachers, предлагает создание рубрик для оценивания различных проектов (классные дебаты, создание брошюры, историческая ролевая игра и др.). Сервис содержит подробную инструкцию по созданию рубрик на английском или испанском языках, что, несомненно, очень удобно для преподавателей иностранных языков. Рубрики также можно создавать на родном языке пользователя. Созданные оценочные материалы можно распечатать или сохранить в формате электронной таблицы Excel.

В заключение отметим, что рубрики помогают сделать определенными ожидания обучающихся и преподавателей, так как критерии оценки заданий заранее разрабатываются и предъявляются студентам. Рубрики также позволяют образовать более сфокусированную обратную связь со стороны преподавателя и сформировать умения самооценки у студентов.

Ссылки на источники

1. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», Cambridge University Press, 2001. - 224 с.

2. Arter A., Judith McTighe J. Scoring Rubrics in the Classroom: Using Performance Criteria for Assessing and Improving Student Performance. - Corwin Press, 2001. - 208 р.

3. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. - URL: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html.

Рекомендовано к публикации:

Борзовой Е. В., доктором педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 08.10.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.10.16

Принята к публикации Accepted for publication 10.10.16 Опубликована Published 18.10.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Климова А. Б., 2016

www.e-koncept.ru

977230412016670

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.