ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Войнова Ж. Е. О способах интенсификации обучения практической грамматике английского языка бакалавров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76211.htm.
ART 76211 УДК 372.881.1
Войнова Жанна Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Института иностранных языков ФБГОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск [email protected]
О способах интенсификации обучения практической грамматике английского языка бакалавров
Аннотация. Настоящая статья освещает проблемы обучения английской грамматике бакалавров педагогического образования на основе моделирования учебно-речевых ситуаций различных типов. Рассматриваются способы и приемы работы с лингвистическими, информативными, аналитико-компаративными, оценочными и поведенческими речевыми ситуациями на занятии по грамматике, обобщается опыт преподавания автором курса «(Практическая грамматика» бакалаврам второго года обучения, получающим педагогическое образование по профилю «(Английский язык» в ИИЯ ПетрГУ.
Ключевые слова: обучение, иноязычное общение, английская грамматика, функциональный подход, грамматическая (лингвистическая) и коммуникативная компетенции, речевые ситуации.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Курс «Практическая грамматика английского языка» для направления подготовки «Педагогическое образование» где английский язык изучается как основной иностранный язык включает в себя темы, отражающие базовые разделы практической грамматики английского языка «Морфология» и «Синтаксис» организованные в блоки: «Имя существительное», «Артикль», «Имя прилагательное», «Местоимения», «Наречие», «Имя числительное», «Глагол: видовременные и залоговые формы и наклонения», «Неличные формы глагола», «Структура предложения».
Содержание курса на втором году обучения предполагает овладение основами морфологии английского языка, а именно, изучение следующих тем: «Систематизация материала по видовременным и залоговым формам глагола», «Систематизация материала по артиклю», «Косвенные (сослагательное и условное) наклонения глагола», «Модальные глаголы».
Изучение каждой темы включает:
- формулировку темы, введение круга ее понятий, их определение, объяснение и языковые иллюстрации; обзор текстового материала разных стилей речи, содержащего изучаемые формы и конструкции;
- распознавание, структурный и семантический анализ изучаемых форм и конструкций;
- активизацию материала в языковых упражнениях по способу достройки текста (непосредственные и преобразовательные вставки, продолжение незаконченного текста) и в переводной работе;
выполнение условно-коммуникативных и коммуникативных упражнений; письменный контрольный тест.
В состав учебно-методического комплекта по практической грамматике для второго года обучения в институте иностранных языков ПетрГУ входят отечествен-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Войнова Ж. Е. О способах интенсификации обучения практической грамматике английского языка бакалавров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76211.htm.
ные учебные пособия по грамматике для педагогических направлений и специальностей на английском [Каушанская, 2008] [3], [Кобрина, 2002] [4] и т. д., и русском языках [Резников, 2001] [2], европейские учебники британских издательств, сборники упражнений и справочники по практической грамматике, комплекс дополнительных упражнений, электронные образовательные ресурсы, Интернет- ресурсы, англоязычная пресса.
Работа с учебным пособием по практической грамматике [Резников, 2001] позволяет студентам младших курсов не только овладеть базовыми правилами английской грамматики, изложенными в первой части учебника на русском языке, но и выполнить упражнения по наиболее сложным разделам курса, частично снабженные ключами, из второй его части. В дальнейшем они смогут развивать и совершенствовать свою грамматическую компетенцию, изучая англоязычные источники по грамматике и выполняя более сложные упражнения.
Большинство отечественных учебников и сборников упражнений по практической грамматике для студентов педвузов, обучающихся по профилю «Иностранный язык», построены на принципах «грамматики слушающего» - т. е. на приписывании определенной форме определенного значения. Отечественные сборники упражнений содержат в основном упражнения на достраивание текста (раскрытие скобок) и перевод и у преподавателя возникает необходимость в разработке дополнительных упражнений. В то же время в процессе продуктивной коммуникации студенту важно не то, что значит та или иная форма, а из каких вариантов он может исходить, чтобы выразить то или иное значение.
Мы разделяем точку зрения А. Л. Резникова [2, с. 10] и Н. И. Токко [5, с. 38] о целесообразности при обучении студентов практической грамматике освещения тем и использования упражнений, построенных по функциональному принципу - т. е. ориентированных на «грамматику говорящего» - от функции к форме. Таким образом, на занятиях по практической грамматике английского языка с бакалаврами пе-добразования мы считаем необходимой функциональную отработку материала в ситуативных полифункциональных упражнениях.
Эффективным средством реализации функционального подхода к преподаванию практической грамматики в педвузе для языковых направлений подготовки является учебно-речевая ситуация - «специально смоделированная в учебных целях совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на удовлетворение учебной потребности, при этом студент представляет собой субъекта учебного поведения, при котором осуществление речевого действия связано с выполнением какой-либо учебной задачи» [1, с. 53].
Грамматические категории, изучаемые в разделе «Морфология» на втором курсе, предоставляют возможности моделирования лингвистических, информативных, аналитико-компаративных, оценочных и поведенческих УРС. Ознакомление с грамматическими структурами и выполнение ситуативных полифункциональных языковых и условно-речевых упражнений в различных режимах обеспечивает высокую активность, вовлеченность студентов в работу, постоянное их взаимодействие в процессе выполнения устных и письменных заданий. Студенты работают фронтально (преподаватель/ студент/ в идеальном случае - носитель языка - группа), в стабильных парах и парах сменного состава (когда партнеры меняются по мере выполнения задания), малых группах или индивидуально и выступают в «я-роли» или в роли носителей языка. Наличие ключей к упражнениям позволяет обеспечить функционирование механизма самоконтроля студентов.
ниегп
issn 2304-120X Войнова Ж. Е. О способах интенсификации обучения практической грамматике английского языка бакалавров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76211.htm.
научно-методический электронный журнал
Лингвистические УРС, используемые при изучении грамматических явлений, способствуют формированию и контролю сформированности грамматических навыков. Их цель - ознакомление и усвоение студентами грамматических структур АЯ, что в свою очередь способствует осознанию его особенностей. Для таких ситуаций типичны определенные лингвистические и речевые задачи.
Языковые задачи:
- создание собственного грамматического портфеля, состоящего из схем, памяток, таблиц, правил- обобщений, упражнений-карточек с ключами по изучаемым темам;
- воспроизведение скороговорок и рифмовок;
- сравнение, сопоставление и анализ грамматических конструкций в британском и американском вариантах АЯ;
- подбор дефиниций к понятиям грамматических категорий, определение понятий по дефинициям;
- разграничение грамматических конструкций по значению;
- подбор синонимичных грамматических конструкций (например, способы выражения действий, просьбы, и т. д.), их группировка по различным критериям;
- выбор правильного ответа;
- реконструкция фраз, предложений;
- перевод и поиск русских эквивалентов.
Речевые задачи:
- заполнение пропусков, исправление грамматических и фактических ошибок в текстах с последующим их пересказом;
- расположение фрагментов текста в нужной последовательности с выделением его основной идеи;
- завершение предложений;
- обсуждение грамматических конструкций, необходимых для заполнения анкет, написания эссе и т. д.;
- составление и разгадывание кроссвордов, загадок, инсценировка, рассказывание анекдотов, содержащих ключевые слова или грамматические конструкции;
- описание картин, устное сообщение, написание рассказов с использованием ключевых слов или грамматических конструкций;
- подготовка и проведение викторин на знание реалий (например, пассивный залог, артикль с именами собственными и географическими названиями) с использованием ключевых слов или грамматических конструкций.
В информативных УРС предлагаются следующие коммуникативные задачи:
- самостоятельный поиск информации о грамматической категории, в том числе, работа с электронными образовательными ресурсами, и презентация найденной информации в группе;
- расспрос «информантов»;
- разработка и проведение студентами фрагментов занятий с целью развития профессиональных умений.
В аналитико-компаративных УРС решаются следующие коммуникативные задачи:
- обобщение и анализ мнений и фактов;
- выделение аргументов «за» и «против».
Для оценочных УРС характерны следующие коммуникативные задачи: выражение мнений, оценки и ее аргументация;
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Войнова Ж. Е. О способах интенсификации обучения практической грамматике английского языка бакалавров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76211.htm.
- комментирование фактов.
Аналитико-компаративные и оценочные УРС можно предлагать, например, при изучении грамматических категорий: «Наклонения глагола», «Модальные глаголы», «Артикль».
Поведенческие УРС позволяют студентам овладеть культуро-детерминированными моделями речевого и неречевого поведения носителей иноязычной культуры, базовыми грамматическими и синтаксическими конструкциями, способами отражения культурных норм в стилях устной и письменной коммуникации. Такие ситуации направлены на формирование умений диалогической речи посредством аудирования или чтения диалога, а также просмотра видеофильма или картинки. Рациональная форма их моделирования - ролевая игра. Студенты практически овладевают грамматическими структурами и моделями поведения в типичных ситуациях инокультурного окружения.
Представленные ситуативные упражнения могут предлагаться для аудиторной, домашней и самостоятельной работы студентов над грамматическим материалом, способствуют формированию у них прочных навыков грамматически правильной устной и письменной английской речи, их ключевых компетенций.
Ссылки на источники
1. Войнова Ж. Е. Использование учебно-речевых ситуаций со страноведческой направленностью при обучении говорению студентов 2 курсов языкового факультета педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00.02 / Карельский гос. пед. университет. - Петрозаводск,1999. - 322 с.
2. Грамматика английского языка: учеб. пособие для студентов / под ред. А. Л. Резникова. - 2-е изд. - Петрозаводск: КГПУ, 2001. - 312 с.
3. Каушанская В. Л. и др. Грамматика английского языка. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 381 с.
4. Кобрина Н. А. и др. Грамматика английского языка. Морфология. Синтаксис. - СПб.: «Издательство Союз»; Лениздат, 2002. - 496 с.
5. Токко Н. И. Профилактика ксенизмов как один из факторов успешного обучения общению на иностранном языке // Тезисы докладов межвузовской научной конференции, посвященной 30-летию факультета иностранных языков КГПИ. - Петрозаводск, 1996. - С. 37-38.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 08.10.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.10.16
Принята к публикации Accepted for publication 10.10.16 Опубликована Published 18.10.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Войнова Ж. Е., 2016
www.e-koncept.ru
977230412016670