радиотехнике, связи, автоматике и управлении: Серия. Радиотехническая/ Ю.Б. Мельников / Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005, № 17(69), С.195-200.
8. Мельников Ю.Б. Стратегия как система создания и преобразования планов// Проблемы подготовки учителя математики к преподаванию в профильных классах: Материалы XXV Всерос. семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов, 20-22 сентября 2006 г./ Ю.Б. Мельников / Киров; М.: ВятГГУ, МГПУ, 2006, С. 117-118.
9. Мельников Ю.Б. Формально-конструктивное определение модели как основа системных исследований// Актуальные проблемы математики, механики, информатики: материалы Международной научно-методической конференции, посвященной 90-летию высшего математического образования на Урале/ Ю.Б. Мельников / Перм. гос. ун-т; под ред. Л.Н. Лядовой, В.И. Яковлева, Л.Н. Ясницкого.- Пермь, 2006, С. 66-68.
10. Мельников Ю.Б. Основы векторного анализа. Интегралы в теории поля// Ю.Б. Мельников, Н.В. Мельникова,
Ю.Ю. Мельникова / Издательство УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2006г. http://study.ustu.ги/у|еш/а!с1_у1сш.а8рх?А1с11с1 = 368
11. Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: Учебник для классов с углубленным изучением математики./ А.Г. Мордкович / М.: Миемозина, 2002, 256 с.
МЕЛЬНИКОВ Юрий Борисович, кандидат физико-математических наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания математики УрГПУ. ВАГАНОВА Галина Васильевна, преподаватель Уральского института государственной противопожарной службы.
МАТВЕЕВА Елена Петровна, учитель математики МОУ С0ш№170 г. Екатеринбурга.
Дата поступления статьи в редакцию: 26.10.06 г. © Мельников Ю.Б., В.пан' аа Г.В., Матвеева Е.П.
УДК 332.62:336.22(571.13)
Т. А. ФИЛИППОВА
Омский филиал Федерального государственного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля»
ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В работе представлен анализ применения результатов государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения по районам Омской области.
Работы по кадастровой оценке земель Омской области выполнялись Омским филиалом ФГУП ФКЦ «Земля» в период с 2000 по 2005 год во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.99 года №945 «О государственной кадастровой оценке земель» и Указа Губернатора Омской области №262 от 06.12.01 г. «О государственной кадастровой оценке земель Омской области», в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.00 года №31 б «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
Объектом государственной кадастровой оценки земель поселений являлись земельные участки кадастровых кварталов в границах населённых пунктов, утверждённых в соответствии с Приказом руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству (ныне Управление Роснедвижимо-сти по Омской области). В процессе оценки были определены удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений Омской области по 14 видам функционального использования земель в разрезе кадастровых кварталов.
По другим категориям земель - землям промышленного и иного специального назначения, землям особо охраняемых территорий и объектов, землям водного и лесного фондов - кадастровая стоимость земель определялась для каждого объекта, состоящего на учёте в земельно-кадастровой документации на момент проведения оценки. Оценка сельскохозяйственных угодий проводилась в границах хозяйств и других землепользователей, установленных на момент оценки.
Государственная кадастровая оценка явилась подготовительным этапом работ для перехода к новой системе налогообложения за землю. Закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» № 141 -ФЗ от 29.11.2004 г. утвердил положение о налоговой базе земельных участков (ст.390) и налоговой ставке (ст.394). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговые ставки устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муници-
пальных образований в размере 0,1 - 1,5 % от кадастровой стоимости участка в зависимости от категории земель или вида функционального использования.
Работы по подготовке сведений, необходимых для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков, явились логическим завершением работ по кадастровой оценке и определили возможность применения результатов оценки для целей налогообложения.
В ходе этих работ по Омской области была получена информация о земельных участках, находящихся на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненно наследуемого владения, праве аренды из следующих источников:
- государственный реестр земель (в виде выписок из государственного земельного кадастра);
- архив ранее учтенных земельных участков (в виде инвентаризационных описей);
- материалы инвентаризации;
- похозяйственные книги;
- списки налогоплательщиков.
На основе собранных данных были сформированы в электронном виде оценочные описи, в которых информация по земельным участкам была систематизирована и по каждому учтённому земельному участку установлена его кадастровая стоимость. Эти базы данных передавались в Единый государственный реестр земель, а затем уже на основании данных реестра формировались списки налогоплательщиков для передачи их в налоговую инспекцию.
Объектом экономического анализа результатов государственной кадастровой оценки земель являлись территории административных районов Омской области, без учёта земель в черте города Омска. Для проведения анализа использовались сведения о фактическом поступлении земельного налога в разрезе административных районов Омской области за 2004 г. По оцененным земельным участкам рассчитывалась суммарная кадастровая стоимость земель в разрезе категорий и видов их функционального использования но каждому району Омской области. По землям поселений для анализа были выделены земельные участки в границах районов и проведён расчёт по удельным показателям кадастровой стоимости в разрезе видов функционального использовании земель. Результаты Государственной кадастровой оценки земель использовались для дифференциации ставок земельного налога, рассчитанных в следующих процентах от кадастровой стоимости:
- для земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования в поселениях, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства - 0,1%, 0,2% и 0,3%;
- в отношении прочих земельных участков — 0,5%, 1,0% и 1,5%.
Анализ показал, что в Омской области при налогооблагаемой площади равной 69 344 96,9 га и действующим в 2004 г. ставкам земельного налога, рассчитанным в соответствии с Федеральным законодательством, потенциальная сумма налога должна составлять примерно 642 651,2 тысячи рублей. Следует учесть, что эта величина условная, т.к. из неё не исключена сумма налога, от которой освобождены различные группы льготников. Кадастровая стоимость всех земель по Омской области составляет 115 653 400,9 тысячи рублей, при этом стоимость по некоторым районам различается в десятки раз.
Так, например, в пригородном Омском районе средняя кадастровая стоимость 1 кв.м земель поселений составляет 50,14 рубля, сельскохозяйственных угодий - 0,17 рубля, земель промышленности и иного специального назначения - 1,71 рубля, для сравнения в Усть-Ишимском районе соответственно: 1,96 руб.; 0,08 руб. и 0,22 руб.
Общая по области сумма земельного налога за 2004 г., переданная налогоплательщиками в бюджет, составляет 119 663,7 тысяч рублей. Эта цифра фактическая и соответствует денежным поступлениям в бюджет с учётом льготников и неплательщиков земельного налога. Расчёты процентных ставок для исчисления земельного налога от кадастровой стоимости по видам функционального использования земель показали, что при минимальных процентах 0,1% и 0,5% (для соответствующих видов использования), сумма налога составит 167 542 тысячи рублей, т.е. 140% от собранной в 2004 г., при среднем уровне ставок 0,2% и 1,0% сумма налога составит 335 084 тысячи рублей, т.е. 280% от уровня 2004 г., а при максимальных процентах 0,3% и 1,5% сумма налога составит 502 625 тысяч рублей, т.е. 420% от собранной в 2004 г. и составит 78% от потенциальной суммы земельного налога, рассчитанной без учёта льготников.
В таблице 1 приведены: площади земельных участков, внесённых в Единый государственный реестр земель Омской области (на 1.01.2006 г.); кадастровая стоимость земель (по всем категориям и видам использования) в разрезе административных районов; фактические суммы налоговых поступлений за пользование земельными участками в 2004 г.; процентное соотношение потенциальной суммы земельного налога к фактической.
Результаты анализа показывают, что в большинстве районов потенциальная сумма налога за землю начинает превышать фактическую при среднем проценте (0,2-1%), при расчёте по максимальной ставке (0,3-1,5%) собираемость налога увеличивается: от 128% в Полтавском районе до 1727% в Омском районах. Только в одном Азовском районе наблюдается снижение суммы потенциального налога по сравнению с фактической на 2%. В районах северной зоны Омской области - Болыиеуковском, Знаменском, Тевриз-ском, Тарском, Усть-Ишимском, значительные площади заняты землями лесного фонда, земельный налог с которых в настоящее время очень незначителен. До введения в действие нового Лесного кодекса вопрос о налогообложении этой категории земель от кадастровой стоимости остаётся в декларированном виде. Если не учитывать сумму потенциального налога с этой категории земель, то увеличение сбора по всем районам будет в пределах от 1,2 до 8 раз, за исключением Омского района. Значительное увеличение налогооблагаемой базы наблюдается в районах, где имеются посёлки и города, т.к. кадастровая стоимость земель в таких поселениях выше, чем в сельских населённых пунктах. На рисунке 1 наглядно отображены соотношения величины фактически собираемого земельного налога и потенциально возможных сумм, рассчитанных от кадастровой стоимости в соответствующих процентах. При этом следует учесть, что потенциальная сумма налога рассчитывалась от налогооблагаемой базы — кадастровой стоимости земельных участков и из неё не исключена сумма налога, от которой освобождены различные группы льготников. С переходом на новую систему налогообложения количество льготников существенно уменьшится, т.е. сумма собираемых налогов будет стремиться к увеличению.
Анализ поступлений земельного налога по районам Омской области
Таблица
Районы Площадь, га Кадастровая стоимость, млн руб. Земельный налог за 2004 год, тыс.руб. Отношение суммы потенциального земельного налога, рассчитанного от кадастровой стоимости при уровнях ставок:
мин средн. макс.
Азовский район 29 437,4 624,1 2 093,2 33% 66% 98%
Большереченский район 275 509,2 2 829,2 1 549,1 267% 534% 801%
Большеуковский район 567 130,5 561,1 76,1 3480% 6961% 10441%
Горьковский район 200 621,2 1 802,2 1 162,9 161% 322% 483%
Знаменский район 196 031,2 428,9 55,0 1891% 3783% 5674%
Исилькульский район 250 011,1 6 502,4 8 731,0 135% 269% 404%
Калачинский район 270 062,1 5 427,0 8 042,4 120% 240% 359%
Колосовский район 3 383,4 96,5 242,4 96% 191% 287%
Кормиловский район 234 128,2 4 508,8 2 939,7 160% 320% 481%
Крутинский район 292 892,8 1 308,1 1 704,8 120% 239% 359%
Любинский район 227 933,9 5 786,5 6 354,3 194% 387% 581%
Марьяновский район 119 944,7 2 925,5 3 415,9 115% 230% 345%
Москаленский район 259 1 71,5 7 724,4 4 473,0 273% 547% 820%
Муромцевский район 223 139,0 2 290,7 2 776,5 99% 197% 296%
Называевский район 600 687,7 1 459,6 1 789,0 120% 240% 360%
Нижнеомский район 39 134,7 342,4 222,3 178% 356% 535%
Нововаршавский район 220 232,6 3 384,3 6 687,4 56% 111% 167%
Одесский район 165 650,8 2 863,6 5 382,8 56% 113% 169%
Оконешниковский район 150 474,4 1 650,5 2 238,1 76%' 152% 227%
Омский район 132 728,6 29 322,7 6 116,9 576% 1151% 1727%
Павлоградский район 27 1 528,2 4 205,3 7 364,4 59% 119% 178%
Полтавский район 219 961,8 3 777,2 II 937,8 43% 85% 128%
Русско-Полянский район 364 311,3 5 379,6 4 215,6 140% 280% 420%
Саргатский район 268 705,9 1 766,8 2 157,1 91% 182% 273%
Седельниковский район 7 058,6 90,6 230,9 48% 95% 143%
Таврический район 222 126,3 4 714,8 7 841,8 88% 176% 264%
Тарский район 162 317,9 2 605,0 3 849,7 204% 409% 613%
Тевризский район 150 900,0 1 479,1 1 221,9 580% 1159% 1739%
'Гюкалинский район 211 044,5 1 399,2 2 251,4 86% 172% 258%
Устъ-Ишимский район 46 337,4 153,8 114,8 156% 313% 469%
Черлакский район 22 8 748,0 2 379,7 5 102,6 78% 156% 234%
Щербаку льский район 323 152,0 5 863,7 7 322,9 82% 164% 246%
Итого по Омской области 6 934 496,9 115 653,4 19 663,7 308% 616% 924%
Результаты анализа показывают, что наиболее правильным будет дифференцированное по видам функционального использования участка установление ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости. С переходом на новую систему налогообложения существенно уменьшится количество льготников и порядок установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, т.е. фактическая сумма налогов будет стремиться к увеличению.
Следует отметить, что если в целом по землям административных районов возможно повышение собираемости земельного налога, то по отдельным муниципальным образованиям, в ведении которых в основном находятся земли поселений возможно снижение суммы земельного налога.
Снижение собираемости налога в некоторых муниципальных образованиях Омской области может быть связано с рядом причин;
-качество ведения учета и регистрации земель в районах;
-полнота и качество предоставленной оценщикам информации;
-несовершенство методик по оценке земель; -развитие рынка земли и других объектов недвижимости;
-изменение уровня рыночных цен за периоде 2001 по 2005г;
-старение информации.
Оценка земель поселений проводилась в 2001 -2002 гг., когда рынок земельных участков и других объектов недвижимости в Омской области только начинал формироваться, а в некоторых районах области находился просто в депрессивном состоянии. В районах наблюдался спад производства, как сельскохозяйственного, так и других отраслей. Покупательная способность населения, проживающего в сельских поселениях, посёлках и городах районного подчинения, особенно в удалённых районах, была гораздо ниже средних показателей по Омской области, наблюдалась миграция населения в областной центр и более благополучные районы. В связи с этим и рыночные цены на жилые дома с земельными участками были низкими. Эти цены повлияли на расчёты удельных показателей кадастровой стоимости земель сельских поселений. За период прошедший с момента проведения государственной кадастровой оценки земель поселений до настоящего времени изменилась экономическая ситуация как в стране, так и в регионе. Заметно снизился уровень инфляции, увеличились инвестиции в сельское хозяйство и другие отрасли производства, развиваются и совершенствуются земельные отношения. Рыночные цены на объекты недвижимости, в том числе и на земельные участки в Омской области выросли, но изменение цен проис-
Диаграмма соотношения суммы земельного налога за 2004г. и суммы потенциального земельного налога, рассчитанного от кадастровой стоимости по районам Омской области
Шербокульекмй район ЧерлакскиЛ pailón Усть-ИшнмскиЛ раЛон ТюкалннскнЛ раЛон ТевршскнЛ раЛон ТарскиЛ раЛон Таврический район Седсльнпковскпй раЛон Саргатскмй район Русско-ПолянскнЛ район ПолтавскиЛ район ПаалоградскнЛ раЛон Омский раЛон Оконешннковский ряГюн Одесский район Нововаршавскнй район Ннжнеомскнй район На1ываевскнй район Муромцевскнй район МоскаленскнЛ район Мярьяновекнй район Любннскнй район Крутннскнй район Кормнловскнй район Колосовскпй район Калачннскнй район Иснлькульский район Знаменский район ГорьковскнЛ раЛон БольшеуковскиЛ район БольшереченскнЛ раЛон АювскнЛ район
5 ООО I000U 15 ООО 10 ИМ 25«lOO J0 ООП ООО JO ООО 45 000 50 000 55 000 60000 05 000 70000 75 000 N0 000 115 ООО 90 ООО 95 ООО ЮОООО 105 000
■ Земельный налог за 2004 год, тыс.руб 0 Налоговые поступления,тыс.руб. (сред%)
ходит неравномерно по районам. Учитывая всё вышесказанное, возникла необходимость актуализировать результаты ГКОЗП с учётом развития локальных рынков земли и других объектов недвижимости.
В соответствии с действующим земельным законодательством, с 1 января 2006 г. вступила в силу новая система земельного налогообложения. Практически во всех районах Омской области местными органами власти были установлены максимальные процентные ставки по всем категориям земель и всем видам функционального использования. Это позволило в какой-то мере учесть изменения в экономической ситуации региона и муниципальных образований, произошедшие с момента проведения оценки до времени проведения анализа, сформировать бюджеты муниципальных образований, но фактический уровень рыночных цен на земельные участки остался не учтённым.
Земельный налог выражает отношения между обществом и земельным собственником по поводу владения землёй как государственного и общественного достояния. Ставки земельного налога должны отражать единый процесс рентообразования, то есть устанавливаться с учётомдифференциальной, абсолютной и монопольной земельной ренты и их рентообразующих факторов. Однако в период перехода к рынку, когда частная собственность на землю ограничена, ставки земельного налога в средних и относительно лучших условиях определяют в основном на базе дифференциальной земельной ренты. Земельный налог должен поступать в распоряжение субъектов Федерации и муниципальных образований и использоваться для обустройства их территорий, проведения землеустроительных и земельно-кадастровых работ, повышения плодородия почв, развития производственной и социальной инфраструктуры [ 1 ].
Кадастровая оценка земель для установления ставок земельного налога — это первое приближение к реализации принципа платности земельных ресурсов с учётом свойств земли как экономического ресурса.
S Налоговые поступления, тыс.руб. (мин%) □ Налоговые поступления, тыс.руб. (макс%)
Новая система налогообложения направлена на изъятие вклада земли в общий результат хозяйственной деятельности, одновременно стимулируя при этом эффективное использование труда и капитала. В дальнейшем с развитием рыночных отношений будет накапливаться информация о реальных рыночных ценах объектов недвижимости, зафиксированная в Едином государственном реестре земель, что позволит впоследствии проводить массовую оценку для целей налогообложения на базе реальной рыночной стоимости. Для того чтобы существующая система формирования налогооблагаемой базы объектов недвижимости работала и дальше, необходимо законодательно укрепить её стабильность, повысить уровень информированности общества о проводимой работе, развивать услуги для налогоплательщиков. Эффективное администрирование системы позволит создать более широкую налоговую базу, увеличить налоговые сборы, капитал, сборы для финансирования общественных услуг и улучшит общественное восприятие к обязанности платить налоги с недвижимости.
Библиографический список
1. Государственное регулирование земельных отношений: Учебник для вузов/ Варламов A.A., КомовН.В., Шаманаев B.c., Хлыстун В Н.: Под ред. A.A. Варламова, B.C. Шамаева. - М.: Колос, 2000. - 264 с.
ФИЛИППОВА Татьяна Анатольевна, руководитель сектора отдела оценки объектов недвижимости, Омского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля».
Дата поступления статьи в редакцию: 26. 10. 06 г. © Филиппова Т.А.