Научная статья на тему 'Применение ресурсосберегающих технологий в профессиональной подготовке'

Применение ресурсосберегающих технологий в профессиональной подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СПЕЦИАЛИСТОВ / РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВМЕСТНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF SPECIALISTS / RESOURCE SAVING TECHNOLOGIES / JOINT PRACTICAL ACTIVITY / SYSTEM OF TRAINING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романченко Михаил Константинович

Потенциальная возможность создания на базе образовательного учреждения условий для получения студентами новых знаний и опыта с использованием ресурсосберегающих технологий приобретает в настоящее время особую актуальность. В статье анализируется деятельность образовательного учреждения по подготовке специалистов в области технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта с применением ресурсосберегающих технологий. Рассматривается влияние развития материально-технической базы на рост профессиональной компетентности педагогов и качество подготовки квалифицированных специалистов. Анализируется опыт применения современных технологий в образовательном процессе, а также влияние теоретической и практической подготовки педагогических работников, приобретаемой в регулярных стажировках по современным технологиям технического обслуживания и ремонта автомобилей. Деятельность педагогического коллектива исследуется с позиции эффективного применения инновационных технологий, определяющих механизм подготовки образовательным учреждением среднего профессионального образования востребованного специалиста. Значимость работы заключается в возможности обобщения опыта работы педагогического коллектива с целью использования другими образовательными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романченко Михаил Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Resource-Saving Technologies in Professional Training

The potential for creating on the basis of the educational institutions the conditions for receiving new knowledge and experience with the use of resource-saving technologies is currently of particular relevance. The article examines the operation of educational institutions for training specialists in the field of maintenance and repair of motor transport with application of resource saving technologies. It also analyzes the impact of development of logistics on the growth of professional competence of teachers and quality of training qualified specialists. The article considers the experience of application of modern technologies in the educational process and the influence of theoretical and practical training of teachers, acquired in regular training on modern technologies of maintenance and repair of vehicles. Activity of the teaching staff is investigated from the position of the effective application of innovative technologies, defining the mechanism of training a specialist in educational institutions. The significance of the work lies in the possibility of generalization of experience of the teaching staff to use by other educational institutions.

Текст научной работы на тему «Применение ресурсосберегающих технологий в профессиональной подготовке»

УДК 377.5 ББК 74.5

214

ПРИМЕНЕНИЕ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

| М.К. Романченко

Аннотация. Потенциальная возможность создания на базе образовательного учреждения условий для получения студентами новых знаний и опыта с использованием ресурсосберегающих технологий приобретает в настоящее время особую актуальность. В статье анализируется деятельность образовательного учреждения по подготовке специалистов в области технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта с применением ресурсосберегающих технологий. Рассматривается влияние развития материально-технической базы на рост профессиональной компетентности педагогов и качество подготовки квалифицированных специалистов. Анализируется опыт применения современных технологий в образовательном процессе, а также влияние теоретической и практической подготовки педагогических работников, приобретаемой в регулярных стажировках по современным технологиям технического обслуживания и ремонта автомобилей. Деятельность педагогического коллектива исследуется с позиции эффективного применения инновационных технологий, определяющих механизм подготовки образовательным учреждением среднего профессионального образования востребованного специалиста. Значимость работы заключается в возможности обобщения опыта работы педагогического коллектива с целью использования другими образовательными учреждениями.

Ключевые слова: формирование профессиональных навыков специалистов; ресурсосберегающие технологии; совместная практическая деятельность; система подготовки студентов.

THE USE OF RESOURCE-SAVING TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL TRAINING

I M.K. Romanchenko

Abstract. The potential for creating on the basis of the educational institutions the conditions for receiving new knowledge and experience with the use of resource-saving technologies is currently of particular relevance. The ar-

ticle examines the operation of educational institutions for training specialists in the field of maintenance and repair of motor transport with application of resource saving technologies. It also analyzes the impact of development of logistics on the growth of professional competence of teachers and quality of training qualified specialists. The article considers the experience of application of modern technologies in the educational process and the influence of theoretical and practical training of teachers, acquired in regular training on modern technologies of maintenance and repair of vehicles. Activity of the teaching staff is investigated from the position of the effective application of innovative technologies, defining the mechanism of training a specialist in educational institutions. The significance of the work lies in the possibility of generalization of experience of the teaching staff to use by other educational institutions.

Keywords: formation of professional skills of specialists, resource saving technologies, joint practical activity, system of training of students.

Современная экономическая ситуация в ряде регионов, в том числе в Новосибирской области, вынуждает общество требовать от образовательного учреждения увеличения интенсивности обучения, усиления напряженности деятельности в вопросах подготовки трудовых ресурсов. Сегодня предъявляются реальные требования к высокому профессионализму, выносливости и ответственности подготавливаемых специалистов.

Для среднего профессионального образования актуальной становится потенциальная возможность создания на базе образовательного учреждения условий для получения студентами новых знаний и опыта в вопросах обслуживания современных автомобилей с использованием ресурсосберегающих технологий.

Такое обучение первоначально направлено на формирование новой модели профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, преодолевающей от-

ставание в структуре, объемах и качестве подготовки трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий [1, с. 158].

В рамках образовательной деятельности студенты Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства совместно с мастерами производственного обучения и преподавателями специальных дисциплин занимаются разработкой и изготовлением различных стендов, которые в дальнейшем используются в образовательном процессе, как при теоретических занятиях, так и на ла-бораторно-практических занятиях.

Образовательное учреждение организует работу выставочного комплекса на базе колледжа для возможности «знакомства» с результатами совместной практической деятельности студентов преподавателей и мастеров производственного обучения. К примеру, стенд-макет автоматической коробки передач (АКПП) (см. рис. 1), который используется на уроках теоретического обучения студен-

215

ВЕК

216

Рис. 1. Стенд-макет автоматической коробки передач

тов по дисциплине «Устройство автомобиля».

Стенд-макет автоматической коробки передач (АКПП) заднепри-водного автомобиля Toyota, разработан педагогическими работниками: Д.Ю. Косенко (заведующий лабораторией технического обслуживания); А.В. Музыка, В.А. Сафонов, А.А. Шикалов (мастера производственного обучения) совместно со студентами группы 383 обучающимися специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Благодаря использованию такого рода макетов, у студентов колледжа появилась возможность не только посмотреть устройство данного узла, но и совместно с преподавателем произвести его разборку, посмотреть детально устройство и принцип действия различных механизмов данного узла.

Каждый изготовленный в образовательном учреждении стенд-макет позволяет производить его разборку и наглядно показать внутреннее устройство узла. Так как современное автомобилестроение характеризуется большим количеством электроники и более высокими требованиями к качеству составляющих элементов механической части, преподаватели используют в качестве макетов узлы современных автомобилей иностран-

ного производства (к примеру, стенд-макет АКПП изготовлен из коробки заднеприводного автомобиля Toyota), чтобы наглядно показывать, какие элементы узлов модернизируются и как они изготовлены.

Такой подход дополнительно позволяет выполнять при разборе узла его дефектовку (производить замеры). Студенты на уроках теоретической подготовки получают не только информацию описательного характера (устройство и принцип действия), но и имеют возможность получить исключительно техническую информацию необходимую рабочим, к примеру, при выполнении ремонтов узлов в ходе их профессиональной деятельности.

В течение 2015—2016 уч. года педагогическими работниками: А.С. Бяч-ковым, Д.Ю. Косенко, А.В. Музыка, В.А. Сафоновым, А.А. Шикаловым совместно со студентами на базе учебной станции технического обслуживания автотранспорта колледжа выполнены стенд-макеты (см. рис. 2, 3).

Кроме того, ими выполнен целый ряд других макетов, таких как: стенд-макет заднего дифференциала автомобиля БМВ (система полного привода X-drive), стенд-макет рулевой рейу

ЕК

Рис. 2. Стенд-макет раздаточной коробки автомобиля БМВ (система полного привода

X-drive). Разработчики: Д.Ю. Косенко, А.В. Музыка, В.А. Сафонов, А.А. Шикалов, студенты колледжа

ки с электроусилителем Volkswagen Tiguan, стенд-макет механической коробки передач Mercedes-Benz.

Для развития у студентов практических навыков работы с современным диагностическим оборудованием преподаватели разработали, а мастера производственного обучения совместно со студентами на занятиях по учебной практике изготовили действующие стенды двигателя внутреннего сгорания. За основу были

Рис. 3. Стенд-макет вариаторной коробки

передач Honda Civic. Разработчики: Д.Ю. Косенко, А.В. Музыка, В.А. Сафонов, А.А. Шикалов

взяты двигатели отечественного автомобилестроения (ВАЗ -21-06; ВАЗ-21-15; ВАЗ 21-08). С использованием данных стендов (см. рис. 4) осуществляется выполнение лабораторно-практических работ.

Всего в настоящее время в учебном процессе используется 5 таких стендов. Стенды представляют возможность имитации неисправностей в системах зажигания, питания, охлаждения, смазки, заряда, пуска, газораспределительного механизма. При выполнении лабораторно-прак-тических работ студенты обучаются использовать следующее оборудование: газоанализатор, мультиметр, осциллограф, компрессометр, пнев-мотестер, тестер аккумуляторных батарей, диагностический сканер. Кроме того, в ходе работ студенты

учатся использовать электрические схемы при поиске неисправностей и заполнять техническую документацию (дефектные ведомости, диагностические карты и т.д.).

Для детального изучения систем управления современного инжекторного двигателя социальными партнерами колледжа изготовлен стенд — имитация работы инжекторного двигателя с функционирующими основными элементами системы впрыска и возможностью проведения диагностирования с использованием осциллографа и диагностического сканера. Использование данного стенда на уроках позволило наглядно показывать студентам принцип работы системы управления инжекторным двигателем с влиянием каждого элемента системы управления на стабильность ее функционирования.

В рамках учебной практики на уроках производственного обучения студенты колледжа получают непосредственно навыки работы с легковыми автомобилями. Это стало возможным благодаря организации на базе колледжа учебной станции технического обслуживания легковых автомобилей (СТО). Станция оснащена самым современным оборудованием (см. рис. 5) для выполнения

217

Рис. 4. Стенд - Двигатель внутреннего сгорания ВАЗ-21-06

диагностических работ и работ по техническому обслуживанию безразборными методами. В процессе выполнения работ используются современные технологии, позволяющие с помощью специального оборудования экономить время на обслуживание автомобиля (ресурсосберегающие технологии).

При использовании современных технологий в учебном процессе преподавателями проводятся мастер-классы «Безразборное восстановление подвижности поршневых и мас-лосъемных колец двигателя Toyota» для студентов и мастеров производственного обучения. Также мастера производственного обучения учебной СТО проходят постоянные стажировки за счет социальных партнеров по современным технологиям технического обслуживания автомобилей. Так, например, в целях повышения квалификации и подготовки к проведению областного чемпионата по стандартам WorldSkills 2016 в категории «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» преподаватель 218 специальных дисциплин А. Бячков в декабре 2015 г. посетил международный семинар по машиностроению, метрологии и стандартизации, который проходил в г. Штутгарт, (Германия) [2, с. 76].

В течение учебного года студенты совместно с преподавателями и мастерами производственного обучения посетили три международных семинара, которые проводили представители японских фирм MARUICHI, GMB, ALPHAS (производители автомобильных запчастей и смазочных материалов). Участие студентов колледжа в подобных семинарах помогает им развиваться, расширять кругозор и повы-

шать уровень своих профессиональных компетенций [там же].

Теоретическая подготовка мастеров производственного обучения по современным технологиям обслуживания автомобилей позволила только в 2016 г. подготовить к публикации 42 научные публикации в сборнике научно-исследовательских работ, составленном по итогам работы V областной научно-практичет ской конференции «Инновации в технике и образовании» [3]. Кроме того, по итогам участия в VII региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Состояние и инновации технического сервиса машин и оборудования», посвященной памяти доцента М.А. Анфиногенова, подготовлены 11 публикаций в журналах, включенных в Российскую базу научного цитирования. В колледже проведен Круглый стол «Разработка программ среднего профессионального и дополнительного образования с учетом требований WorldSkiЦs», организованный в рамках Финала Новосибирской области Национального чемпионата России по стандар-

Рис. 5. Учебная станция технического обслуживания автомобильного транспорта: пост выполнения работ по установке углов

колес автомобиля с современным 3D стендом Hanter (слева красный подъемник)

и пост по техническому обслуживанию автомобилей с двухстоечным подъемником (справа синий подъемник)

там Молодые профессионалы / WorldSkills 2016 [4].

Практическая подготовка мастеров производственного обучения выполняется по современным технологиям обслуживания автомобилей (безразборное обслуживание системы питания современного дизеля на примере автомобиля БМВ). Таким образом, коллектив учебной СТО постоянно практикуется и получает новые знания и опыт в обслуживании современных автомобилей с использованием ресурсосберегающих технологий. Результат такой подготовки положительно отражается на успеваемости студентов, что подтверждается их победами на областных, региональных и всероссийских конкурсах по профессии «Автомеханик» и компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

Так, на областном конкурсе по профессии «Автомеханик» в 2015 г. студент «НКАиДХ» завоевал 1 место. В отборочных соревнованиях World-Skills Russia по Сибирскому федеральному округу 2015 г. студент колледжа также завоевал 1 место. На III Национальном чемпионате World-Skills Russia 2015 в г. Казань, студент «НКАиДХ» завоевал 2 место.

С учетом современной тенденции к увеличению часов на практическую подготовку студентов в колледже активно внедряется опыт оценивания студентов по результатам выполнения ими практического задания по модулям (электрооборудование, диагностика системы управления двигателем внутреннего сгорания, ремонт двигателя внутреннего сгорания, ремонт механических трансмиссий, ремонт ходовой части и рулевого управления, ремонт и об-

служивание тормозных систем), а также с опорой на опыт движения WorldSkills Russia и опыт участия сотрудников «НКАиДХ» в чемпионатах. В рамках федеральных государственных стандартов, профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills в колледже проводятся практические экзамены по модулям: диагностика системы управления двигателем внутреннего сгорания, ремонт ходовой части и рулевого управления, ремонт двигателя. В ходе практического экзамена студент должен проявить свое профессиональное мастерство и показать знание изучаемых модулей, таких как: диагностика электрооборудования автомобиля, электронных систем управления двигателем, проверка и диагностика подвески и рулевого управления, тормозной системы, разборка двигателя. За время, отведенное на экзамен, студент должен определить наличие неисправностей, добиться их устранения, в ходе работы показать умение производить метрологические измерения, выполнить сборку в технологически верной последовательности.

Строго ограниченный интервал времени на поиск и устранение неисправностей по каждому модулю и системный подход к выполнению заданий с учетом технологий производителя объекта ремонта или диагностирования — все это в совокупности позволяет развивать у студентов понимание важности комплексного подхода к выполнению сложных работ, связанных с обслуживанием и ремонтом автомобилей. В дальнейшей профессиональной деятельности такие навыки позволят выпускникам колледжа успешно выполнять

219

свои трудовые обязанности и производить сложные работы, соответствующие 4 разряду на предприятиях автосервиса.

Построение системы подготовки студентов с учетом современных технологий обслуживания автомобилей и практикоореинтированность занятий в колледже позволили достичь следующих результатов в 2016 учебном году:

• 1 место на соревнованиях по профессиональному мастерству по профессии «Автомеханик»;

• 1 место на региональных отборочных соревнованиях Новосибирской области чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам движения WorldSkills Russia 2016;

• 1 место на финале Сибирского Федерального округа чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам движения WorldSkills Russia 2016 (г. Красноярск);

• 1 место на финале национального чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам движения

ЧЧП WorldSkills Russia 2016 (Московская 220 обл.).

Данные достижения были бы невозможны без квалифицированных кадров — педагогов, которые обучают студентов колледжа по специальностям «Автомеханик», «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» с учетом требований профессионального стандарта, стандартов WorldSkills Russia (компетенция «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей») и современных технологий технического обслуживания, диагностирования и ремонта автомобильного транспорта. В настоящий момент в колледже работает 3 кандидата наук, 23% препода-

вателей имеют высшую квалификационную категорию, 53% преподавателей имеют первую квалификационную категорию. Такой состав педагогов позволяет осваивать не только стандартные учебные программы, но и углубленные, а также проводить мастер-классы по профессии и организовывать дополнительные кружки для комплексного и подробного изучения различных областей технической эксплуатации автомобильного транспорта — диагностика, ремонт или техническое обслуживание узлов, агрегатов или автомобиля в целом.

В продолжительной перспективе такой подход практико-ориентиро-ванного обучения позволит повысить престиж рабочей профессии «Автомеханик» и специалистов по профессии «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». При этом можно прогнозировать рост числа абитуриентов, желающих получить такую профессию.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Романченко, М.К. Опыт создания образовательного учреждения многоуровневого непрерывного профессионального образования по подготовке рабочих и специалистов [Текст] / М.К. Романченко // Образование и наука в современных условиях: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 26.06.2016. / Редкол. О.Н. Широков и др. -Чебоксары. - 2016. - № 3 (8). - С. 157-159.

2. Романченко, М.К. Опыт организации международного сотрудничества в сфере профессионального образования [Текст] / М.К. Романченко, В.А. Кориков // Международный научно-исследовательский журнал INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL. - 2016. - № 08 (50) Август. -С. 75-77 [Электронный ресурс]. - URL:

http://research-journal.org/pedagogy/opyt-organizacii-mezhdunarodnogo-sotrudnich estva-v-sfere-professionalnogo-obrazova niya/ (дата обращения: 30.08.2016).

3. Материалы V областной научно-практической конференции Инновации в технике и образовании / Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства. - Новосибирск: ИЦ НКПиИТ, 2016. - 356 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://нка-идх.рф (дата обращения: 30.08.2016).

4. Материалы VII региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Состояние и инновации технического сервиса машин и оборудования», посвященной памяти доцента М.А. Анфиногенова (10-11 ноября 2015 г.). - Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2015. - 386 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://[email protected] (дата обращения: 30.08.2016).

REFERENCES

1. Proceedings of the Voblastnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii Innovacii v tehnike i ob-razovanii, Novosibirskij kolledzh avtoservisa i dorozhnogo hozjajstva, Novosibirsk, 2016, 356 p., available at: http://nkaidh.rf (accessed: 30.08.2016). (in Russian)

2. Proceedings of the VII regionalnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i aspi-rantov "Sostojanie i innovacii tehnicheskogo servisa mashin i oborudovanija", posvjash-hennoj pamjati docenta M.A. Anfinogenova (10 - 11 nojabrja 2015 g.), Novosibirsk, Zo-lotoj kolos, 2015, 386 p., available at: http:// [email protected] (accessed: 30.08.2016). (in Russian)

3. Romanchenko M.K., Korikov V.A., "Opyt organizacii mezhdunarodnogo sotrudnich-estva v sfere professionalnogo obrazovani-ja", Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel-skij zhurnal INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL, 2016, No. 08 (50) Avgust, pp. 75-77, available at: http://research-jour-nal.org/pedagogy/opyt-organizacii-mezh-dunarodnogo-sotrudnichestva-v-sfere-professionalnogo-obrazovaniya/ (accessed: 30.08.2016). (in Russian)

4. Romanchenko M.K. "Opyt sozdanija obra-zovatelnogo uchrezhdenija mnogourovnevo-go nepreryvnogo professionalnogo obra-zovanija po podgotovke rabochih i specialis-tov", in: Obrazovanie i nauka v sovremennyh uslovijah: Proceedings of the VIIIrd International Conference, Cheboksary, 26.06.2016, ed. O.N. Shirokov, Cheboksary, 2016, No. 3 (8), pp. 157-159. (in Russian)

Романченко Михаил Константинович, кандидат технических наук, заместитель директора по 221 научно-методической работе, Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства, [email protected]

Romanchenko M.K., PhD in Technics, Deputy Director on Scientific and Methodical Work, Novosibirsk College of Car Service and Road Industry, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.