УДК/UDC 377.5 М. К. Романченко
M. Romanchenko
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION THROUGH EFFECTIVE SCIENTIFIC AND METHODICAL WORK
В статье освещен опыт работы методической службы профессионального образовательного учреждения, входящего в число ведущих региональных колледжей, обеспечивающих подготовку кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями на региональном уровне. Данная статья призвана способствовать дальнейшему совершенствованию деятельности методической службы, направленной на реализацию идей новой профессиональной образовательной организации.
Автор надеется, что методический опыт, приобретенный колледжем, найдет доброжелательные отзывы и окажет помощь в решении педагогических проблем любого другого современного профессионального образовательного учреждения.
The article highlights the experience of methodical services and professional educational institutions, which is one of the leading regional colleges providing training in 50 most popular and promising occupations and occupations in accordance with international standards and advanced technologies at the regional level. This article is intended to contribute to the further improvement of the methodical service aimed at realization of ideas of the new professional educational institutions.
The author hopes that the methodological experience acquired by the College will elicit friendly feedback and will help in solving pedagogical problems of any other modern professional educational institution.
Ключевые слова: повышение качества образования, научно-методическая работа, комплексный подход к организации деятельности, профессиональное образование.
Keywords: improving the quality of education, scientific and methodical work, integrated approach to the organization of activities, professional education.
Одним из основных условий развития современного профессионального образования является повышение уровня квалификации всего педагогического коллектива [1]. Решением педагогического совета в качестве основного принципа коллективной формы методической работы преподавателей в колледже принята стратегия портфеля проектной деятельности. Коллектив образовательного учреждения с 2011 года выстраивает свою деятельность в соответствии с разработанной долгосрочной программой перспективного развития образовательного учреждения на 2011-2016 годы. Данная стратегия позволила коллективу колледжа за указанный период выиграть грантовую поддержку в рамках Комплексной региональной программы развития профессионального образования региона (более 93 млн рублей). Планомерная деятельность позволяет в перспективе выявлять возможности педагогического коллектива, которые затем анализируются и оформляются как один из стратегических проектов. Результаты реализации этих проектов успешно применяются в дальнейшей деятельности коллектива, а успехи, достигнутые в ходе управленческой проектной работы, учитываются при ежегодной корректировке стратегической линии образовательного учреждения. Портфель проектов образовательного учреждения содержит несколько направлений:
— участие в конкурсе, проводимом Национальным фондом подготовки кадров, в соответствии с приказом Министерства труда России «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» от 2.11.2015 № 831 по наиболее востребованным профессиям: автомеханик и, в ожидаемом будущем, специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей [2];
— создание базовой экспериментальной площадки для обучения преподавателей
в сфере транспорта и дорожного хозяйства, работающей над темой «Опережающая подготовка научно-педагогических и инженерно-технических кадров среднего профессионального и высшего образования в сфере автосервиса и дорожного хозяйства» и участие в региональном конкурсе «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» (Новосибирская область, 2017), проводимом Российским гуманитарным научным фондом;
— создание межрегиональной стажиро-вочной площадки по приоритетным для регионов Сибири компетенциям в соответствии со стандартами движения «Молодые профессионалы» ^ог^У^ Russia).
Работа педагогического коллектива одновременно по нескольким проектам помогает мотивировать повышение познавательного и деятельностного уровня профессиональной компетенции преподавателя, сформировать в коллективе инициативную группу, работающую над эффективным опережающим развитием педагогического работника.
В структуре формируемой в образовательном учреждении модели методической работы педагогический работник колледжа является центральной фигурой. Развиваемая деятельность коллектива включает:
— постоянно действующие проблемно-методические семинары для работников образовательного учреждения и проводимые на базе колледжа семинары для педагогов системы среднего профессионального образования региона в целом;
— работу предметно-цикловых комиссий;
— деятельность творческих инициативных групп;
— индивидуальную работу каждого отдельного педагогического работника.
Опытно-экспериментальная работа ориентируется на совершенствование подго-тавки специалистов в области автотранспортной и дорожно-строительных отраслей региона в части инновационного развития современной техники и технологий. Путем развития индивидуальных профессиональных образовательных траекторий колледж способствует формированию всесторонне развитой личности обучающегося. Например, тема одного из проектов — «Влияние эффективного выбора методических решений на формирование компетенций квалифицированных рабочих и специалистов автотранспортного и дорожно-строительного направления
на базе образовательного учреждения в условиях создания ресурсного центра» [3].
Современный преподаватель должен соединять в себе качества профессионала и личности одновременно. Ему необходимо владеть таким педагогическим опытом, к которому он практически не готов. По роду своей деятельности педагог постоянно совмещает практику с теорией, обогащая свой педагогический опыт преимущественно практическими умениями.
Работа преподавателя — деятельность практика, основанная на творчестве. И преподаватели с опытом, и студенты педагогических образовательных учреждений, пока еще планирующие связать свою жизнь с педагогической деятельностью, знают, что деятельность педагога — это способность преподавателя объединить свои возможности выражать личностное отношение к обучающимся, преподаваемым дисциплинам, творческой деятельности студентов.
Но часто в текущей деятельности преподавателя остается разрыв теоретических знаний и практических умений. Преодолеть его поможет повышение профессионального педагогического опыта, основанного на знании структуры и методов методической работы. В целях достижения поставленной задачи преподаватель должен осмыслить основные причины, приведшие к расхождению теории и практики и отставанию последней:
— склонность преподавателя к освоению отдельных методик, некоторых методов изложения обособленных тем, изолированных частей урока подразумевает эту деятельность как методическую работу. Данное несоответствие превосходит важность овладения методической деятельностью педагога и воспринимается лишь составной частью;
— информационная составляющая работы преподавателя в части овладения методикой часто создается потоком информации о внедрении новейших технологий без привязки к практической деятельности преподавателя.
Требования, предъявляемые к современному образованию, в свою очередь обозначают приоритеты в отношении к организации работы методистов в образовательном учреждении.
Классическая работа методиста включает в себя работу по повышению уровня профессионализма преподавателя путем планомерного увеличения знаний о применении новых методик преподавания, приемов и техно-
логий. Данные умения достигаются преподавателем путем внедрения элементов новизны в свою педагогическую деятельность. До последнего времени уровень научно-методической работы, опирающийся на данные положения, соответствовал предъявляемым требованиям. Но в период изменения требований к повышению профессионального педагогического опыта, основанного на знании основ методической работы, определяется новая цель, устанавливаются новые задачи, выстраивается новая модель деятельности преподавателя на основе эффективной научно-методической работы.
При разработке темы «Повышение качества образования на основе эффективной научно-методической работы» коллектив колледжа проанализировал возможные проблемы, оказывающие существенное влияние на организацию работы методической службы и формирование эффективной модели образовательного процесса, влияющего на подготовку квалифицированного специалиста. Из ряда проблем были выделены наиболее существенные для образовательного учреждения:
— большая вариативность тематики работ педагогов, направленных на повышение самообразования, ведущая к уменьшению потенциальной вероятности скрупулезного исследования проблематики образовательного процесса и определения единых методов, применяемых в коллективе;
— превалирование существующих частных ситуативных проблем над проблемами организации профессионального образования в целом, непрерывностью его содержания, развитием необходимых компетенций в индивидуальных планах работы;
— непродуманность эффективного решения проблем, связанных с повышением качества образования, ориентированного на повышение квалификационного уровня педагогов, отсутствие дифференциации педагогического общества, опирающейся на уровень их мотивированности на обучение.
Отличие предложенных коллективом требований к построению структурированной схемы деятельности методического отдела заключалось в важности следующих позиций:
— новизна и оригинальность в смысловом наполнении научно-методической работы, в осуществлении укрепления позиций важности вопроса опережающей профессиональной деятельности педагога;
— необходимость организации исследовательской, научной и методической составляющих работы педагогов в команде при осуществлении учебных, методических, исследовательских, научных проектов;
— эффективная творческая деятельность в созданных на базе колледжа лаборатории по стандартам WS «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей», межрегионального специализированного центра компетенций WSR-Сибирь;
— участие в профессиональном управлении проектной деятельностью образовательного учреждения;
— участие в Приоритетном национальном проекте «Образование»;
— участие в работе экспериментальной площадки, созданной на базе колледжа, совместно с Институтом педагогических исследований одаренности детей Российской академии образования по обеспечению опережающей подготовки научно-педагогических и инженерно-технических кадров среднего профессионального образования в автотранспортной и дорожно-строительной отраслях;
— участие в работе учебного центра профессиональных квалификаций автосервиса и дорожного хозяйства, созданного на базе колледжа;
— осмысление педагогами структуры методической работы в качестве единого механизма повышения квалификации педагогического работника;
— оценивание результативности педагогической работы по конечному результату;
— формирование у педагога новых, востребованных временем компетенций как основы профессионального мастерства;
— расширение круга вопросов к построению созидательного творчества, способствующему постоянному опережающему образованию педагога;
— развитие процесса обновления содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, гармонизация требований ФГОС, профессиональных стандартов и требований WS [4].
Создавая обновленную модель эффективной деятельности педагогического коллектива колледжа автосервиса и дорожного хозяйства, педагогический совет определил краеугольные положения:
— мотивация педагогических работников на освоение профессионального управления
проектной деятельностью образовательного учреждения;
— мотивация педагогических работников на успешность;
— информационное освещение положительных результатов конкретных работников;
— долгосрочное перспективное планирование основных достижений;
— мониторинг качества образовательных услуг, основанный на аналитическом, направляющем, диагностическом принципах;
— способствование созданию в коллективе творческих микрогрупп с учетом обеспечения межпредметных связей, решения проблемных вопросов;
— организация оптимальных форм взаимодействия с образовательными учреждениями в рамках сетевого взаимодействия и созданного образовательного кластера;
— создание в образовательном учреждении условий для рефлексии [5].
Актуальность определенного образовательным учреждением направления развития научно-методической работы основана на том, что только педагогические работники, владеющие определенным уровнем профессионализма, способны подготовить специалиста с современным уровнем мышления, реализующего свой творческий потенциал. Это положение включает в группу к педагогическим, предметным, методическим и дидактическим знаниям и умения педагогического работника, и уровень его творческих возможностей, и системные требования к имеющимся профессиональным ценностям педагога. В целях формирования профессионализма педагога необходимо внедрение комплексного подхода к организации деятельности методической службы образовательного учреждения. Перед образовательным учреждением стоит многогранная задача (табл. 1.)
Таблица 1
Формирование деятельной модели методической службы
В сфере диагностической деятельности: — определение уровня востребованности педагогическими кадрами повышения квалификации; — мотивация успешности педагогов; — материальное стимулирование педагогов, достигших высокого качества образовательных услуг; — обеспечение ресурсного материально-технического оснащения образовательной деятельности
В сфере содержания образовательных программ: — обучение педагогов навыкам освоения планов непрерывного профессионального, вариативного обучения, освоение образовательных стандартов, учебной литературы новейшего современного поколения, инновационных технологий, овладение компонентами, внесенными колледжем в вариативную часть образовательных программ, утвержденных отраслевым советом
В сфере применения инновационных технологий и проведения экспериментально-исследовательских работ: — эффективное управление проектами; — освоение навыков выполнения экспертной оценки разрабатываемых программ
В сфере работ, основанных на прохождении аттестации педагогическими кадрами: — методическое сопровождение подготовки преподавателей, мастеров производственного обучения, тьютеров к аттестации, самооценке педагогической деятельности
В сфере формирования структуры деятельности: — формирование общей методической темы, имеющей реальную важность для педагогического коллектива; — продвижение прогрессивного опыта в коллективе; — введение механизма аттестации в целях мотивирования самообразования педагогов, мастеров производственного обучения, тьюторов посредством методического сопровождения; — внедрение системы мониторинга образовательного процесса; — разработка тестовой и диагностической баз; — поддержка педагогических работников в информационном пространстве, сопровождение просветительской деятельностью; — система мониторинга эффективности педагогического работника, демонстрации лучших результатов
Результаты внедрения комплексного подхода к организации деятельности методической службы предполагают:
— востребованное повышение квалификации педагогов и, как следствие, эффективное увеличение кадрового потенциала;
— обеспечение стабильной динамики роста качественных показателей деятельности педагогических работников и педагогического коллектива колледжа в целом;
— снижение среднего возраста педагогических работников за счет закрепления молодых педагогов, обладающих творческим личностным потенциалом;
— трансформирование роли педагогического работника с воззрения «часодателя» в положение эффективного управляющего образовательным процессом менеджера, методиста, исследователя.
Повышение квалификации призвано помочь педагогическому работнику уйти от изживших себя убеждений, найти новые личностные возможности для самообразования, способные повысить его статус в обществе, способствовать реализации его творческого потенциала. Формы повышения квалификации педагогических работников должны быть использованы во всей своей многоплановости (табл. 2.)
Таблица2
Формы повышения квалификации педагогических работников
Формы повышения квалификации
Целевое повышение квалификации Практико-ориентированное повышение квалификации Корпоративное повышение квалификации
Ресурсный центр НКАиДХ Деятельность: — аналитическая; — научно-методическая; — инновационная; — информационная; — учебно-методическая Курсы повышения квалификации — Педагогические советы; — тематические методические совещания; — проблемные семинары, практикумы, круглые столы; — работа предметно-цикловых комиссий; — школа передового опыта, мастер-класс, открытые уроки, предметные декады, публичные отчеты; — профессиональные конкурсы различного уровня, конкурсы «Мастер года», «Преподаватель года», «Инженер года» и другие; — научные конференции разного уровня (от уровня колледжа до конференций с международным участием), в том числе научно-практические; — публикации в изданиях разного уровня (от уровня колледжа до всероссийского); — предметные творческие микрогруппы; — всероссийские и международные проекты; — руководство научно-исследовательскими и экспериментальными работами обучающихся; — школа молодого преподавателя и наставничество; — консультации педагогов-экспертов Самообразование
Экспериментальная площадка. Деятельность, обеспечивающа опережающее профессиональное образование: — прогностически-технократический подход; — общественный, экономически ориентированный подход; — личностный, экономически детерминированный подход Стажировка на ведущих предприятиях автотранспортного и дорожно-строительного направления
Профессиональное управление проектной деятельностью
В колледже приняты основные локальные акты и нормативные документы, регламентирующие методическую работу. Все документы размещены на сайте образовательного учреждения.
1. Емельянова О. Н. Повышение квалификации учителя как условие для повышения качества образования [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-povishenie-kvalifikacii-uchitelya-kak-uslovie-povisheniya-kachestva-obrazovaniya-872843.html (дата обращения: 14.09.2016).
2. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года N 831.
3. Романченко М. К. Совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности // Новая наука: теоретический и практический взгляд. Ижевск, 2016. С. 81-83.
4. Чекалина Т.А., Кагакина Е.А., Устимова О.В. Синерге-тические основания формирования компетенций и качество образования: постановка проблемы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 4 (17-2). С. 105-109.
5. Повышение педагогического мастерства, как фактор повышения качества подготовки специалистов / М. К. Романченко, С. В. Крашенинников, А. Н. Куба-шев, А. М. Романченко // INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL. 2016. № 09 (51).
6. Шаранова В. В. Совершенствование научно-методической работы как фактор повышения качества образования [Электронный ресурс]. URL: http:// festival.1september.ru/articles/310759/ (дата обращения: 14.09.2016).
УДК/UDC 378.147 Т. В. Тимохина, И. А. Телина
T. Timokhina, I. Telina
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ
COMPETENCE-BASED FRAMEWORK OF STUDENTS' MOTIVATION FOR WORK WITH DIFFERENT CATEGORIES OF CHILDREN
В статье представлены система и компетентностью основы мотивации бакалавров и магистрантов педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки к работе с различными категориями детей.
The article presents the competence-based framework of bachelors and masters of pedagogical and psycho-pedagogical training directions motivation for work with different categories of children.
Ключевые слова: компетентность, мотивация, образовательная система, профессиональная адаптация, добровольчество (волон-терство).
Keywords: competence, motivation, educational system, professional adaptation, volunteerism, volunteering.
Актуальность развития мотивации бакалавров и магистрантов к работе с различными категориями детей в учебное и внеучеб-ное время не вызывает сомнений. Исследованию данной проблемы в различные годы были посвящены научные труды В. Г Асеева,
В. К. Вилюнас, Л. С. Выготского, И. А. Зимней, Т. А. Ильиной, А. К. Марковой, И. А. Сыромиц-кой, Т. В. Тимохиной, П. М. Якобсона и др.
Данный факт связан прежде всего с возрастными особенностями студентов. Студенческий возраст «составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития», — отмечает И. А. Зимняя [1]. Студенчество характеризуется периодом индивидуализации личности и кризисом юности, обусловленным самоопределением, активным вхождением в самостоятельную жизнь, приобщением к ценностно-значимым общественным формам деятельности и выбранной профессии.
Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, который определяется совокупностью мотивов. В своих исследованиях Т. А. Ильина подчеркивает, что мотив достижения и познавательный мотив характеризуют преимущественно учебную деятельность студентов. Именно познавательный мотив являет собой основу учебно-познавательной деятельности студента, соответствуя природе его