А минимальная численность работников сокращаемого производства определится из выражения
у = (Ио — с — а х х) /в. (2)
В условиях экономического кризиса, отсутствия источников финансирования капитальных вложений небольшие фирмы хорошо адаптируются на выполнении мелких и разнообразных работ по повышению эксплуатационных качеств жилого фонда. По отношению к крупным фирмам здесь в меньшей мере действует известный «закон Паркинсона», в соответствии с которым задания обладают способностью расширяться и заполняют все время, необходимое для их выполнения. Сотрудники управленческого аппарата сами создают работы, в которых иначе не было бы надобности, а это, в свою очередь, вызывает необходимость в дополнительном штате, для того чтобы справиться с созданными таким путем дополнительными работами.
В целом проектно-ориентированный метод управления основывается на адаптивно-ориентированном подходе к рациональному использованию производственного потенциала, в зависимости от реально складывающейся производственной ситуации. За точку отсчета принимается момент постановки диагноза при соответствующем прибавлении информации отчетного и будущего периодов. При этом большое значение приобретают маркетинговые возможности интегрально складывающейся технологической системы. Маркетинговый потенциал фирмы зависит от инициативного поиска работниками инноваций для повышения качества своей продукции и от численности специалистов, занятых маркетинговыми исследованиями. С по-
зиций контроллинга его можно рассматривать как потенциально координирующую систему, тесно связанную с финансовым потенциалом, раскрывающую возможности сокращения времени пребывания оборотных средств на стадии реализации продукции, а также обусловившею повышение рентабельности производства. Расчетно-конструктивный метод планирования роста интенсивности производства в интегральной технологической системе, базируясь на модели интенсивного использования производственного потенциала, предусматривает:
• прирост реализации продукции за счет повышения платежеспособности населения (к = 1,05);
• повышение конкурентоспособности деревянных изделий (к = 1,04);
• укрепление доверия партнеров, более гибкой политики администрации в ценообразовании.
Взаимосвязь перечисленных условий представлена схемой на рис. 3.
В этой системе ключевое место занимает использование административного ресурса для повышения интенсивности использования производственного потенциала предприятия, так как использование именно этого ресурса наиболее вероятно при получении муниципальных заказов для нужд жилищного фонда города. Также значительное влияние на использование производственного потенциала предприятия оказывает фактор доверия партнеров в технологической цепочке, возможность регулирования договорной цены и использование прогрессивных технологий в производстве.
Литература
1. Архипов В.М. Проектирование производственного потенциала объединения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
2. Донец Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала. — Киев: Знание, 1984.
3. Родыгин А. Слияние и поглощение в корпоративном секторе // Вопр. экономики. — 2002. — №12.
4. Авдеенко В.Н., Котлов В.А. Производственный потенциал промышленного предприятия. — М.: Экономика, 1989. — 239 с.
5. Канеман Д., Смит В. Экономический анализ человеческого поведения // Вопр. экономики. — 2003. — №1. — С 4-23.
6. Кононова Г.А. Управление трудовыми ресурсами предприятия. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 137 с.
7. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга / Пер. с англ. 2-е изд. — М. — СПб.: И.Д.»Вильямс», 2000. — 944 с.
использование морфологического анализа
В ОПРЕДЕЛЕНИИ ФАКТОРОВ УПРАВЛЕНИЯ
капитализацией компании
А.В. Кушниренко,
ассистент кафедры общего менеджмента Казанского государственного финансово-экономического института
Е.Н. Кулик,
доцент кафедры общего менеджмента Казанского государственного финансово-экономического института, кандидат экономических наук [email protected]
В статье анализируется возможность использования морфологического анализа при определении факторов управления капитализацией с целью получения оригинальных инструментов повышения стоимости компании. Использование данного анализа позволяет бесконечное количество факторов, влияющих на капитализацию, структурировать, провести их классификацию и предложить практические управленческие решения.
Ключевые слова: капитализация, управление капитализацией, морфологический анализ.
УДК 658.14; ББК У291.9
Большой интерес для исследования факторов, влияющих на нальных технических решений в ракетостроении. Впоследствии
капитализацию, представляет применение морфологического данный метод использовался и в других научных областях, в том
анализа. Сущность данного метода разработана швейцарским числе и для описания экономических и управленческих явле-
астрономом Ф. Цвикки [1]. Благодаря этому методу ему удалось ний. Так, данный анализ в последнее время получил широкое
за короткое время получить значительное количество ориги- применение в области теории управленческих решений.
Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на всевозможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос [1].
С нашей точки зрения, можно выделить следующие этапы морфологического анализа в определении факторов управления капитализацией:
— формулировка задачи — определение факторов влияния;
— определение степени влияния факторов и их приоритетности;
— выделение вариантов решения наиболее весомых факторов;
— оценка ранга и шкалы для каждого из параметров (факторов);
— экспертная оценка значимости каждого из факторов в пределах выбранной шкалы (в баллах);
— сложение экспертных оценок по всем параметрам и по сумме баллов и определение, какой из вариантов нужно выбрать.
В своем исследовании в области управления капитализацией мы рассматриваем возможность использования данного метода с точки зрения его применения на практике. В частности, благодаря использованию данного метода возможны такие практические аспекты в решении задачи управления капитализацией как:
1. Формулировка задачи исследования для реализации метода морфологического анализа.
Данный этап является одним из главных для реализации морфологического анализа, поскольку от точности формулировки зависит успех решаемого вопроса.
К задаче можно отнести:
— разработку системы управления капитализацией компании по факторам, влияющим на ее изменение;
— выделение факторов, оказывающих наибольшее влияние на систему управления капитализацией компании;
— разработка системного подхода и принципов управления капитализацией компании с учетом имеющихся ресурсов и факторов, определяющих их развитие и влияние на стоимость компании.
Задача, решаемая методом морфологического анализа, формулируется следующим образом: «выделение факторов, оказывающих влияние на изменение капитализации компании с точки зрения управления ею, их группировка и классификация по выработанным критериям».
При этом под фактором будем понимать: момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении [2], то есть, те явления или процессы, которые оказывают существенное влияние на изменение капитализации компании. И в данном случае — это управленческие решения, выработка и реализация которых влечет за собой последствия изменения стоимости компании.
Под изменением капитализации (управление капитализацией) будем понимать влияние субъекта управления на изменение стоимости активов (капитала) компании в результате воздействия на факторы стоимости, результат которого можно оценить изменением уровня капитализации, применив для этого соответствующие методы оценки.
Под группировкой факторов понимается — объединение их в группы по степени влияния на уровень изменения капитализации, связанный с управлением.
2. Далее, согласно логике анализа выделим все значимые для каждого из вариантов набора факторов управления капитализацией, параметры.
Для реализации этого этапа нам потребуется заполнить некоторые формы, предложенные еще разработчиком данного подхода. Для адаптации данной модели несколько изменим разделы таблиц. (Первоначально в модели были заложены такие разделы как «функция» и «узлы»).
Из табл. 1 видно, что факторов, оказывающих влияние на капитализацию бесчисленное множество. Но по правилам морфологического анализа все параметры (а в нашем случае это факторы) должны быть примерно равнозначными с точки зрения поставленной цели. Это может являться одним из ориентиров выбора факторов для формируемой модели.
Таблица 1
Формирование параметров для реализации морфологического анализа
Фактор управления капитализацией Факт, послуживший основой для создания фактора (зафиксированный момент)
Цена продукции В 2008 г. рыночная капитализация 40 ведущих горнодобывающих компаний снизилась на 62% по сравнению с 2007 г. Главным образом это было обусловлено падением цен на сырьевые товары [3].
Структура капитала Доля собственных и заемных средств оказывает влияние на величину чистой стоимости актива.
Форма собственности Существуют факты, свидетельствующие о том, что при акционировании стоимость компании увеличивается в среднем на 40-50%.
Ожидание инвесторов и акционеров В 2008 г. рыночная капитализация 40 ведущих горнодобывающих компаний снизилась на 62% по сравнению с 2007 г. это также обусловлено и снижением уверенности акционеров в перспективах развития отрасли в результате влияния мирового экономического кризиса, так как в последнем квартале года наблюдалось резкое падение показателей рыночной стоимости в отрасли.
Можно выделить, используя данную таблицу, и другой подход в рамках морфологического анализа. В частности «факторы управления» заменим на характеристику этих факторов — управляемые, среда организации, степень воздействия, изменчивость фактора. Тогда формируемая табл.1 приобретет следующий вид (табл. 2):
Таблица 2
Расширенный подход к формированию параметров для проведения морфологического анализа
Характеристика факторов Фактор управления капитализацией
Управляемость — управляемые факторы, влияющие на капитализацию — неуправляемые факторы, влияющие на капитализацию
Среда организации — факторы внешней среды, влияющие на капитализацию — факторы внутренней среды, влияющие на капитализацию
Степень воздействия — прямого воздействия на капитализацию — косвенного воздействия на капитализацию
Изменчивость фактора — фактор меняется под воздействием времени и это изменение влияет на капитализацию — фактор не меняется под воздействием времени и это не влияет на капитализацию
Видно, что если ориентироваться на табл. 1, равнозначность влияния этих параметров оценить будет сложно. В то же время табл. 2 компенсирует этот недостаток. Однако для развития модели уточним выбранные понятия:
— управляемость — способность оказывать прямое влияние на капитализацию менеджментом компании;
— среда организации — внешняя и внутренняя среда организации, имеющая свои характеристики;
— степень воздействия — факторы, оказывающие прямое или опосредованное воздействие на капитализацию компании;
— изменчивость фактора —временная характеристика, связанная с воздействием фактора на протяжении определенного периода времени.
Комбинации фактов и факторов могут быть различными, а количество комбинаций бесконечно большим. Вот здесь то и
помогает морфологический анализ для проведения их группировки и классификации. Для дальнейшего анализа выявления факторов и их классификации используем инструмент морфологического анализа — сформируем морфологическую таблицу. Формирование морфологической таблицы осуществляется
Морфологич<
следующим образом: левый столбец заполняется наименованием параметра, а затем к каждой клетке этого столбца справа пристраивается столько клеток, сколько нужно для размещения всех вариантов реализации данного параметра.
Примерами таких таблиц могут быть:
Таблица 3
кая таблица 1
Параметр Альтернативы
А Цена продукции А1 Рост цены А2 Снижение цены А3 Стабильные цены
Б Структура капитала Б1 доля собственных средств 20% Б2 доля собственных средств 30% Б3 доля собственных средств 40%
В Форма собственности В1 Общество с ограниченной ответственностью В2 Закрытое акционерное общество В3 Открытое акционерное общество
Г Ожидание инвесторов и акционеров Г1 Ожидания завышены Г2 Ожидания занижены Г3 Ожидания инвесторов не совпадают с ожиданиями акционеров
Основываясь на табл.2, морфологическая таблица будет иметь следующий вид:
Таблица 4
Морфологическая таблица 2
Параметр Альтернативы
А Управляемость управляемый фактор 1, влияющий на капитализацию управляемый фактор 2, влияющий на капитализацию неуправляемый фактор 1, влияющий на капитализацию неуправляемый фактор 2, влияющий на капитализацию
Б Среда организации фактор 1 внешней среды, влияющий на капитализацию фактор 2 внешней среды, влияющий на капитализацию фактор 1 внутренней среды, влияющий на капитализацию фактор 2 внутренней среды, влияющий на капитализацию
В Степень воздействия фактор 1 прямого воздействия на капитализацию фактор 2 прямого воздействия на капитализацию фактор 1 косвенного воздействия на капитализацию фактор 2 косвенного воздействия на капитализацию
Г Изменчивость фактора фактор 1 меняется под воздействием времени и это изменение влияет на капитализацию фактор 2 меняется под воздействием времени и это изменение влияет на капитализацию фактор 1 не меняется под воздействием времени и это не влияет на капитализацию фактор 2 не меняется под воздействием времени и это не влияет на капитализацию
А1 А2 А3
Б1 Б2 Б1 Б2 Б1 Б2
Г1 В1
В2
В3
Г2 В1
В2
В3
Г3 В1
В2
В3
Рис. 1. Морфологическая матрица
На следующем этапе заполняется морфологическая матрица и морфологическая диаграмма.
Морфологическая матрица представляет собой прямоугольную матрицу, каждая клетка которой соответствует конкретному варианту реализации исследуемого объекта (рис. 1).
Морфологическая диаграмма строится так: выписывают в столбик все альтернативы всех параметров по порядку, затем против каждой из них проводят горизонтальную черту необходимой длины. Каждый конкретный вариант реализации объекта формируют с помощью вертикальной черты, пересекающей все горизонтальные линии, с отметкой всех реализуемых в данном варианте альтернатив (например, укрупненной точкой, как показано на рис.2).
Из перечисленных форм первые две удобнее использовать на стадии заполнения морфологического множества, последние две — на стадии его анализа [4].
Морфологическая диаграмма
А 1 • * 1 » 1
А 2 1 » » • 1 >
АЗ ? 4 » • ♦
Б 1 І 1 1 > 1» і » І ► і і > і > і
Б 2 1 » 4 > < 1
Б 3 І 1 і Ь І 1
П 1 В 2 і » і ► 4 > г 1 9 1 г
В 3
Г 1 • • • 1 » О • * 4 І 4
Г 2 • й І •
ГЗ
Рис. 2. Морфологическая диаграмма
Результатом окончания морфологического анализа должен стать сформированный набор факторов, подобранных таким образом, чтобы обеспечить наибольшее влияние на капитализацию компании в определенный период времени.
В данной статье не рассматривается построение морфологической матрицы и диаграммы, поскольку для этого требуются дополнительные исследования. Отметим только особенности, которые необходимо учитывать по рекомендации автора данной методики:
1) следует максимально точно формулировать цели морфологического исследования, снятие акцента директивности;
2) все параметры должны быть примерно равнозначными с точки зрения поставленной цели;
3) никаких оценок вариантов не следует проводить до полного оформления морфологического множества;
4) после определения полного объема морфологического множества проверить, нельзя ли морфологическую таблицу разделить на 2-3 блока, которые можно было бы анализировать не сразу, а последовательно, друг за другом.
Безусловно данный метод имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства данного метода позволят решить задачу определения факторов капитализации, провести их классификацию и предложить практические решения при управлении ею.
Литература
1. Zwicky F. Discovery Invention, Research Through the Morphological Approach. — McMillan, 1969.
2. Словарь Ожегова http://www.ozhegov.ru/
3. Обзор компании PricewaterhouseCoopers «Мировая горнодобывающая промышленность» Обзор мировых тенденций в горнодобывающей отрасли, 2009 год.
4. Титов В.В. Морфологический подход. 1990. http://www.metodolog.ru/00915/00915.html
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
в организации учета
Л.Н. Кузнецова,
доцент кафедры аудита Ростовского государственного университета «РИНХ»,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье анализируются вопросы формализации учетных процессов на основе современных информационных технологий и использования процессного подхода. Рассматриваются такие инструменты повышения эффективности организаций и совершенствования учета, как бенчмаркинг, реинжиниринг, процессно-ориентированное управление, всеобщее управление качеством, внедрение аутсорсинга.
Ключевые слова: бизнес-процесс, бухгалтерский учет, проектирование процесса, аутсорсинг, эталонное сравнение.
УДК 657; ББК 65.052.21
Современные компании, осуществляя свою деятельность, опираются на разнообразные внутренние и внешние источники информации. Тенденция укрупнения бизнеса и усложнение взаимосвязей между входящими в него элементами объективно повышают требования к качеству информации, в том числе и учетной, при принятии экономических решений различными субъектами экономической деятельности. Бухгалтерский учет
— это не только источник информации, но и элемент формирования экономической политики, инструмент бизнеса, механизм управления производством продукции, оказания услуг.
Государственное реформирование бухгалтерского учета в РФ в целом отвечает потребностям развития рыночной экономики, но недостаточно для эффективного функционирования системы управления и формирования качественной информации в предпринимательских структурах. Одним из направлений повышение качества учетной информации может стать формализация учетных процессов. В соответствии с ИСО 9000:2000, «любой вид деятельности или набор видов деятельности, в которых используются ресурсы с тем, чтобы преобразовать входы в выходы, могут рассматриваться как процесс». Построение бухгалтерского учета в виде процессов, является условием создания единой системы управления предприятиями. В российских компаниях, являющихся лидерами в своих отраслях, данное направление совершенствования менеджмента реализуется несколько лет, однако подавляющее большинство организаций
вопросами регламентации бизнес-процессов не занимаются, что еще больше отдаляет их от лидеров.
Совершенствование информационных технологий и внедрение их в учетный процесс поставило задачу разработки сквозных бизнес-процессов, включающих в себя также учетные процессы. По мнению Э.С. Хендриксена и М.Ф. Ван Бреда «в мире произошла информационная революция... на смену бухгалтерским регистрам придут базы данных, частью которых станет финансовая информация» [11, с.37].
Развитие бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Дальнейшее совершенствование учета должно ориентироваться не столько на традиционные методы фиксации произошедших фактов хозяйственной деятельности, сколько на формирование прогнозной отчетности, на инструменты взаимосвязи функций бухгалтерского учета с различными функциями финансового менеджмента. Успешное взаимодействие бухгалтерского учета и менеджмента возможно при решении определенной задачи — сочетания учетных стандартов со стандартами управления и глобальной системой управления качеством.
Как показывает отечественный и мировой опыт, недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. Однако форсирование