УДК - 947.087/088
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРЕССИВНЫХ ФОРМ ТОРГОВЛИ В СССР В 50-60е ГОДЫ XX ВЕКА
И.А.Мороз
В статье на основании архивных источников и материалов периодической печати рассматривается использование прогрессивных форм торговли в СССР в 50-60е годы XX века. Проанализированы достоинства и недостатки данных форм, трудности и последствия их внедрения.
Ключевые слова: торговля, прогрессивные формы торговли, самообслуживание, фасованные товары, торговля по образцам, магазины-автоматы.
В первые послевоенные годы перед советской торговлей стояла задача минимально обеспечить людей продуктами питания и предметами первой необходимости. По мере восстановления народного хозяйства, подъёма экономики страны, увеличения количества выпускаемой продукции в партийных директивах по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР предусматривалось широкое применение прогрессивных методов торговли, отвечающих требованиям растущего товарооборота и повышающих культуру торговли, что должно было позволить значительно улучшить обслуживание покупателей, сократить трудовые затраты в торговле и снизить издержки обращения [1, с.70]. Здесь явно прослеживается противоречие, т.к. достаточного количества товаров и разнообразия его ассортимента ещё не было. Кроме того, торговая сеть была развита слабо, а специализация практически отсутствовала.
В данной работе мы попытались проанализировать процесс внедрения прогрессивных форм торговли, успехи и проблемы, с которыми пришлось столкнуться при их использовании в различных регионах страны.
Директивы ставили задачу увеличить в течение шестой пятилетки розничный товарооборот примерно на 50%. Эта задача могла быть успешно решена не только за счет роста производства товаров народного потребления и денежных доходов населения, но и за счет повышения производительности труда торговых работников. Чтобы восполнить в возможно короткие сроки недостаток торговых предприятий, необходимо было наряду с открытием новых магазинов увеличить пропускную способность действующих магазинов путём внедрения новых, более быстрых приёмов обслуживания. К числу прогрессивных форм, проверенных практикой, относились самообслуживание; магазины фасованных товаров; торговля по образцам с последующим отмером и оплатой в столе выдачи покупок; торговле одеждой по образцам с последующей примеркой и оплатой покупки в столе контроля; торговля различными товарами с открытой их выкладкой. Динамика количества магазинов, переведенных на прогрессивные формы торговли по СССР, представлена в таблице 1 [2, с.88].
Таблица 1
Число магазинов, переведенных на прогрессивные формы торговли по СССР (на конец года)
Год Государственная торговля Всего по СССР
Число магазинов В них рабочих мест Число магазинов В них рабочих мест
1. Продовольственные магазины самообслуживания 1955 131 - - -
1958 1798 6720 - -
1961 4029 14511 4780 17460
1964 5067 17661 10637 27670
2. Продовольственные магазины фасованных товаров 1955 126 452 - -
1958 600 2482 600 2482
1961 363 1235 363 1235
1964 248 743 248 743
3. Магазины-автоматы 1960 233 693 233 693
1962 355 1002 355 1002
1964 334 1005 334 1005
4. Непродовольственные магазины самообслуживания 1955 79 - -
1961 610 2611 6423 11755
1964 936 4378 13544 22917
5. Непродовольственные магазины торговли по образцам и с открытой выкладкой товаров 1957 973 6045 - -
1961 5858 47266 12119 63037
1964 10879 91174 31297 134234
6. Продовольственные магазины, имеющие отделы самообслуживания 1961 2623 - - -
1962 3516 - - -
1963 3970 - - -
1964 4531 - - -
7. Непродовольственные магазины, имеющие отделы, торгующие по прогрессивным формам 1961 4625 - - -
1962 5262 - - -
1963 5799 - - -
1964 6171 - - -
Таким образом, дело внедрения прогрессивных форм торговли в ряде областей РСФСР заметно продвинулось вперёд. Если в среднем по государственной торговле Российской Федерации удельный вес предприятий такого типа в общей сети магазинов увеличился с 9,6% на 1 января 1959г. до 13,5% на начало 1960г., то в отдельных областях рост был много выше как по темпу, так и в количественном выражении.
Например, в Куйбышевской области удельный вес предприятий прогрессивных форм торговли в общей сети магазинов возрос в течение года с 4,9 до 17,7%, в Брянской - с 2,8 до 15,5%, Ленинградской - с 6 до 18,7%, Горьковской - с 12,3 до 21%, Челябинской - с 10,4 до 21,2% [3, с.4].
Рассматривая преимущества новых форм торговли, необходимо проанализировать три вопроса:
1) характеристика новых форм торговли;
2) народнохозяйственное значение новых форм торговли;
3) основные недостатки в организации новых форм торговли и пути их устранения.
В продовольственной торговле следует различать два основных прогрессивных направления в организации продажи товаров:
1) магазины самообслуживания,
2) магазины фасованных товаров.
Обе эти формы торговли давали для потребителя значительный выигрыш во времени, затрачиваемом на покупку товаров. Данные хронометража показали, что если время, затрачиваемое потребителем в среднем на одну покупку, в магазине обычного типа принять за 100%, то покупка в магазине фасованных товаров требовала затраты только 70-85%, а в магазине самообслуживания 4555% этого времени [4, с.3].
Первый магазин с самообслуживанием покупателей был открыт в Лос-Анжелосе (США) в 1912 году, но заметное распространение такие магазины получили в 30х годах. После второй мировой войны магазины самообслуживания получили быстрое распространение в Западной Европе. В СССР первый продовольственный магазин самообслуживания был открыт в декабре 1954 года в Ленинграде. Там, где торговля по методу самообслуживания организовывалась правильно, открытие таких магазинов встречалось населением с большим одобрением [5, с.139].
Помимо ускорения обслуживания покупателей, магазины самообслуживания имели и другие преимущества:
1. Покупатель лучше знакомится с товаром, так как сам может взять каждый предмет. Очень часто при таком методе продажи оказывалось, что товар, считавшийся неходовым, на самом деле пользовался немалым спросом.
2. В магазине самообслуживания требовался меньший штат работников. При правильной организации работы магазина самообслуживания расходы на зарплату значительно сокращались, и высвобождалось немалое количество людей.
3. Поскольку потребитель обслуживал себя сам, быстрая покупка товаров была обеспечена при любом потоке покупателей.
4. На меньшей торговой площади оборот делался больше, чем в обычных магазинах, так как высвобождалось место, которое в обычных магазинах было занято прилавками и проходами для продавцов.
5. Оборудование магазина самообслуживания обходилось дешевле, на его изготовление требовалось меньше материала, так как отпадала надобность в устройстве прилавков.
Наиболее актуальной в середине 50х годов была задача как можно быстрее развернуть сеть магазинов самообслуживания. Её рост в разрезе союзных республик хорошо виден в таблице 2 [6, с.90].
Таблица 2
Число продовольственных магазинов самообслуживания в государственной торговле по
союзным республикам
1955 Чис. маг. 1958г. 1964г. 1964г. в %% к
Чис. маг. В них раб. мест Чис. маг. В них раб. мест 1958г. | 1960г. | 1963г.
по числу магазинов
СССР 131 1798 6720 5067 17661 281,8 158,9 101,3
РСФСР - 1107 4455 3519 12905 317,9 169,7 102,3
Украинская ССР - 418 1407 909 2646 217,5 130,0 101,3
Белорусская ССР - 56 169 135 477 241,0 201,4 103,0
Узбекская ССР - 23 64 64 202 278,3 177,8 98,5
Казахская ССР - 32 74 79 156 246,9 105,3 71,8
Грузинская ССР - 22 74 54 225 245,5 158,8 81,8
Азербайджанская ССР - 15 56 16 54 106,7 66,7 106,7
Литовская ССР - 25 103 80 266 320,0 160,0 106,6
Молдавская ССР - 12 43 50 162 416,7 312,6 104,2
Латвийская ССР - 41 126 76 279 185,4 143,4 115,2
Киргизская ССР - 8 38 6 31 75,0 40,0 66,7
Таджикская ССР - 2 7 7 23 3,5 р. 3,5 р. 87,5
Армянская ССР - 11 23 4 8 36,4 40,0 57,1
Туркменская ССР - 11 39 5 15 45,5 55,5 71,4
Эстонская ССР - 15 42 43 186 286,7 179,2 100,0
В первые годы создания в основном открывались магазины самообслуживания, торгующие смешанным ассортиментом продовольственных товаров, таких, как бакалея, кондитерские изделия, винно-гастрономические товары, мясо и рыбопродукты. Наряду с этим имели успех специальные хлебо-кондитерские магазины самообслуживания.
При торговле фасованными товарами процесс отпуска ускорялся в значительной степени. В этом случае создавалась также возможность значительного улучшения санитарно-гигиенических условий торговли. Эта сторона дела требовала особого внимания; в ряде случаев нужны были специальные меры для создания лучших санитарно-гигиенических условий при продаже товаров, особенно при продаже штучного хлеба [7, с.38].
Торговля фасованными товарами позволяла резко снизить естественную убыль продуктов, что создавало экономию продуктов и снижало издержки обращения. Однако не везде новые формы торговли внедрялись быстро и успешно. К концу 1955 года в Министерстве торговли Белорусской ССР и торговых организациях этой республики полгода велись разговоры о магазинах фасованных товаров, но ни одного такого предприятия в республике так и не было открыто. Очень мало было открыто предприятий такого типа на Украине. В Москве Главное управление торговли медленно развивало сеть предприятий нового типа, а организованные хлебобулочные магазины без продавцов пришлось даже закрыть из-за плохой постановки дела, в то время как в Ленинграде подобные предприятия работали с успехом.
Главной проблемой в подобных магазинах была организация фасовки товаров. Как правило, более трети всех поступающих товаров фасовалось в подсобных помещениях самого магазина, и содержание штата фасовщиков приводило к его дополнительным расходам. В это время рассматривалась необходимость увеличить фасовку товаров на промышленных предприятиях, на оптовых базах и холодильниках, на распределительных складах. Между тем Министерство заготовок СССР, Главмясомаслоторг и Главбакалея не проявляли в этом деле необходимой активности и ссылались на разного рода объективные причины. В целом процесс изменения количества магазинов фасованных товаров представлен в таблице 3 [8, с.92].
Таблица 3
Число продовольственных магазинов фасованных товаров в государственной торговле
1955 Чис. маг. 1958г. 1964г. 1964г. в %% к
Чис. маг. В них раб. мест Чис. маг. В них раб. мест 1958г. 1960г. 1963г.
по числу магазинов
СССР 126 600 2482 248 743 41,3 54,6 81,8
РСФСР - 381 1675 155 487 40,7 44,4 77,1
Украинская ССР - 121 438 43 137 35,5 62,3 91,5
Белорусская ССР - 14 46 6 13 42,9 40,0 85,7
Узбекская ССР - 6 24 9 15 150,0 42,9 60,0
Казахская ССР - 7 13 6 10 85,7 46,2 300,0
Грузинская ССР - 7 15 14 20 200,0 50,0 116,7
Азербайджанская ССР - - - 1 2 - 16,7 -
Литовская ССР - 16 71 2 21 12,5 22,8 16,7
Молдавская ССР - 15 71 3 18 25,0 60,0 300,0
Латвийская ССР - 11 53 4 7 36,4 66,7 133,3
Киргизская ССР - 1 1 - - - - -
Таджикская ССР - 6 11 1 3 16,7 - -
Армянская ССР - 7 29 1 2 14,3 11,1 -
Туркменская ССР - - - - - - - -
Эстонская ССР - 11 35 2 5 18,2 40,0 -
Одной из разновидностей торговли фасованными товарами являлись магазины-автоматы. Вопрос об их открытии был поставлен в начале 60х годов, но реальная попытка воплощения в жизнь относится к середине 60х. В магазине-автомате необходимо было определить производственные функции и выбрать:
- ассортимент товаров, подлежащих реализации;
- точные параметры по весу, форме, фасовке и ценам товаров;
- температурные режимы при хранении и отпуске товаров;
- схему механизации и автоматизации перемещения товаров и их загрузки в автоматы;
- систему диспетчерского оперативного контроля хода реализации товаров и их учёта, а также порядок расчёта с поставщиками;
- штаты обслуживающего персонала;
- размеры и планировку торгового зала и подсобных помещений в соответствии со стоимостью строительства [9, с.29].
Компоновка магазина-автомата должна была обеспечить наиболее удобные для покупателя условия покупки товаров; точность, надежность и устойчивость работы автоматов и средств автоматизации; удобство их наладки и обслуживания; возможность автоматической загрузки товаров в автоматы.
К середине 60х годов было разработано три варианта магазинов-автоматов, которые различались количеством автоматов и пропускной способностью. Но недостаток и низкое качество выпускаемого оборудования, отсутствие необходимого количества запасных частей, нехватка квалифицированных кадров по обслуживанию автоматов привели к тому, что подобные типы магазинов не получили широкого распространения. Распространение магазинов-автоматов можно проследить в таблице 4 [10, с. 94].
Таблица 4
Число продовольственных магазинов-автоматов в государственной торговле
1960 год 1963 год 1964 год 1964г. в %% к 1960г. по числу магазинов
Число магаз. В них раб. мест Число магаз. В них раб. мест Число магаз. В них раб. мест
СССР 233 693 344 1026 334 1005 143,3
РСФСР 109 388 143 497 141 484 129,3
Украинская ССР 75 161 111 230 113 232 150,6
Белорусская ССР 21 56 19 48 18 44 85,7
Узбекская ССР - - 4 3 3 8 -
Казахская ССР 4 18 12 30 11 29 275,0
Грузинская ССР 2 4 2 4 2 4 -
Азербайджанская ССР 1 4 21 117 25 142 25 раз
Литовская ССР 7 17 12 29 5 11 71,4
Молдавская ССР 2 10 5 19 5 19 250,0
Латвийская ССР 6 17 8 23 5 10 83,3
Киргизская ССР 1 6 2 8 1 6 -
Таджикская ССР - - 1 2 - - -
Армянская ССР 4 9 - - - - -
Туркменская ССР - - 2 8 2 8 -
Эстонская ССР 1 3 3 7 3 8 300,0
В промтоварной торговле в 50-60е годы в стране сложилось два основных направления
прогрессивной организации продажи товаров:
1) торговля с открытой выкладкой товаров;
2) торговля по методу самообслуживания покупателей.
Для более широкого распространения данного передового опыта торговли управлением организации торговли Министерства торговли СССР были разработаны, обсуждены и рекомендованы мероприятия по улучшению размещения и выкладки промтоваров, о продаже товаров по образцам с отпуском в торговом зале магазина и с доставкой на дом, об опыте торговли отрезами тканей с самообслуживанием, о новых формах торговли одеждой и обувью [11, с.16]. О распространении метода с открытой выкладкой товаров и увеличении числа магазинов, применяющих данную форму торговли, говорит таблица 5, представленная Министерством торговли СССР [12, с.97].
Таблица 5
Число непродовольственных магазинов государственной торговли, работающих по образцам с
открытой выкладкой товаров
1958 год 1964 год 1964г. в %% к (по числу магазинов)
Число магаз. В них раб. мест Число магаз. В них раб. мест 1958г. 1963г.
СССР 1960 14294 10879 91174 5,5 раза 117,9
РСФСР 1066 9749 6426 61730 6 раз 116,8
Украинская ССР 329 2016 2275 14720 6,9 раза 119,0
Белорусская ССР 56 360 368 3840 6,6 раза 119,0
Узбекская ССР 26 249 125 934 4,8 раза 111,6
Казахская ССР 19 96 347 2412 18,3 раза 155,6
Грузинская ССР 54 530 244 1976 4,5 раза 111,9
Азербайджанская ССР 13 44 129 726 10 раз 135,7
Литовская ССР 21 70 140 877 6,7 раза 103,7
Молдавская ССР 3 11 67 536 16,7 раза 111,7
Латвийская ССР 38 163 203 1356 5,3 раза 120,1
Киргизская ССР 5 31 37 171 7,4 раза 112,1
Таджикская ССР 30 181 48 338 1,6 раза 111,6
Армянская ССР 19 82 67 387 3,5 раза 113,6
Туркменская ССР 7 35 16 68 2,3 раза 84,2
Эстонская ССР 40 118 110 492 2,7 раза 108,9
Прочие организации 234 559 277 611 1,2 раза 115,9
Широкое распространение получила торговля промтоварами с самообслуживанием покупателей [13, с.12]. В виду очевидной экономической выгоды её поддержали директора многих магазинов. Например, директор ГУМа Строгов на совещании при заместителе Министра торговли СССР о новых формах торговли, состоявшемся 22 ноября 1955 года, привел такие примеры: «Эта форма способствует повышению продажи таких товаров, которые обычно не идут: деревянные молотки, которые лежали на полках и продаются не более 10 штук, в этой секции [самообслуживания] продаются по 60 штук; терки из белой жести - обычно их продают 20-30 штук, а эта секция продает не менее 100 штук. Различные детали для мясорубок мы продавали на 50, на 25 рублей, а теперь эта секция продаёт их на 150 рублей, и мы вынуждены заказать промышленности их несколько тысяч штук» [14, с.4].
Коллегу по данному вопросу поддержала директор ЦУМа Богданова: «Положение с мужскими сорочками очень плохо - мы затоварились. Мы открыли киоск сорочек с запонками, галстуками. Что же дал нам этот киоск? В целом универмаг торгует 70-80 штук сорочек, и специальная секция [самообслуживания], этот маленький киоск, 30-40 штук, т.е. 50%» [15, с.5].
Повсеместно, где новые формы торговли были правильно организованы, кроме неоспоримых выгод, которые получало от их внедрения население, значительный экономический эффект имело государство. Увеличивалась пропускная способность магазинов, в связи с чем на той же площади можно было делать большой товарооборот. Благодаря большей специализации персонала магазина значительно возрастала производительность труда, уменьшался штат работников, снижались издержки обращения.
Наряду с положительной стороной организации торговли по новым формам в этом важном деле имелись и серьёзные недостатки. Успех работы магазинов самообслуживания и их высокие экономические показатели зависели, прежде всего, от широты ассортимента, правильной планировки торгового зала, простого и четкого построения процесса продажи [16, с.17].
Однако некоторые магазины самообслуживания имели более узкий ассортимент товаров, чем был в них до перехода на новую форму торговли. Например, из ассортимента многих киевских магазинов после перевода их на торговлю с самообслуживанием были исключены такие товары, как свежемороженая рыба, сыры, растительное масло, колбаса и некоторые кондитерские изделия.
Директора некоторых продовольственных магазинов самообслуживания произвольно сокращали доступ покупателей в торговый зал, что снижало пропускную способность магазинов и часто порождало очереди. Пропускная способность магазинов самообслуживания зачастую сокращалась также неправильной их планировкой, когда устраивались групповые, а не индивидуальные рабочие места контролёров-кассиров, что создавало сутолоку при расчёте за товар и затрудняло контроль за оплатой стоимости товаров всеми выходящими из магазина покупателями. В ряде магазинов самообслуживания допускались большие штатные излишества, вызываемые назначением в торговый зал большого количества контролёров для надзора за покупателями.
Противники магазинов самообслуживания чаще всего выдвигали такой довод, что при подобной системе продажи нельзя обеспечить сохранность товаров. Директор ГУМа Строгов
описывал ситуацию в ноябре 1955 года следующим образом: «Преимущества для покупателей очевидны, отзывы очень хорошие... Но есть одно «но». Секции эти [самообслуживания] молодые, мы второй месяц ими занимаемся, и всё время непрерывно ими приходится заниматься - крадут товар, и трудно за этим делом уследить. Мы их переучитываем каждые 10 дней. Мы ищем лучших условий контроля за материальными ценностями. На всех предметах теперь ставим штамп «продано» [17, с.3].
Многих руководителей торговых организаций волновал вопрос о материальной ответственности продавцов и способах борьбы с недостачами из-за хищения товаров. Они в первый месяц делали скидку, а во второй - заставляли оплачивать недостачи. Но любая проверка ревизоров могла счесть это за растрату.
Директор ГУМа Строгов предложил предоставить директорам право в секциях самообслуживания производить списание в пределах от 0,01% или 0,15%, иначе ни одно материально-ответственное лицо не заставить туда идти [18, с.4]. В рассматриваемый период данный вопрос решён не был, и это в определенной мере тормозило распространение форм самообслуживания в торговле.
Главная задача к середине 60х годов заключалась в том, чтобы устранить недостатки, допущенные при организации торговли по новым формам. Основное внимание при этом должно было уделяться расширению ассортимента товаров в магазинах с прогрессивными формами торговли, простому и четкому построению процесса продажи, правильной планировке и оборудованию магазинов.
Таким образом, можно сформулировать следующие итоги внедрения прогрессивных форм торговли в 50 - 60е годы:
1. В стране была предпринята попытка совершенствования обслуживания покупателей.
2. Новые формы торговли в процессе внедрения испытывали определенные трудности и требовали их разрешения.
3. На первый план выходит расширение регионов применения, разнообразие прогрессивных форм торговли и подготовка квалифицированных кадров, способных работать в новых условиях.
Практическое решение всех этих вопросов должно было облегчить и ускорить выполнение важной задачи в торговле в 50-60е годы - широкого применения прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей.
In the article the use of progressive forms of trade in the USSR in the 50-60s of the XX century are considered on the basis of archivai sources and materials of periodicals. The advantages and disadvantages of these forms, the difficulties and consequences of their implementation are analyzed.
The key words: trade, progressive forms of trade, self-service, packed goods, specimens trade, automated shops
Список литературы
1. Директивы XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960гг. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.9. М., 1986.
2. Российский государственный архив экономии (далее - РГАЭ). Ф.195. Оп. 1. Д. 357. Л. 88.
3. Курнин Д. Широко внедрять прогрессивные формы торговли // Советская торговля. 1960. №11.
4. Соколов И. Смелее внедрять передовые формы обслуживания // Советская торговля. 1955. №9.
5. Павлов Д.В. Советская торговля в современных условиях. М., 1965.
6. РГАЭ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 357. Л. 90.
7. Игуменцев В.М., Кононов Н.Н. Советская культурная торговля. М., 1952.
8. РГАЭ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 357. Л. 92.
9. Советов К.В., Гончаров Н.Н. Комплексная автоматизация торговли. М., 1966.
10. РГАЭ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 357. Л. 94.
11. РГАЭ. Ф. 7971. Оп. 5. Д. 79. Л. 16.
12. РГАЭ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 357. Л. 97.
13. Виноградов В., Широков А. Прогрессивные формы торговли - универмагам // Советская торговля. 1962. №10.
14. РГАЭ. Ф. 7971. Оп. 1. Д. 2479. Л. 4.
15. Там же. Л. 5.
16. Кирсанов Н. Из опыта внедрения прогрессивных методов торговли в
универмагах // Советская торговля. 1957. №3.
17. РГАЭ. Ф. 7971. Оп. 1. Д.2479. Л.3.
18. Там же. Л. 4.
Об авторе
Мороз И.А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, [email protected]
тел. 8-961-107-40-01
241050 г. Брянск, пр. Ленина, д.24, кв.42
APPLICATION OF PROGRESSIVE FORMS OF TRADE IN ТНЕ USSR in 50-60s OF ТНЕ XX CENTURY I.A.Moroz