УДК 94(470.6)
ПРОБЛЕМЫ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА ТОВАРОВ В СОВЕТСКОЙ ТОРГОВЛЕ В 50-60е ГОДЫ XX ВЕКА
И.А. Мороз
В статье на основании архивных источников рассмотрены вопросы о необходимости увеличения разнообразия и повышения качества товаров в СССР. Выделены проблемы в советской торговле с реализацией продовольственных и промышленных товаров. Проанализирована деятельность Госторгинспекции РСФСР и Брянской области в борьбе за качество продаваемых товаров.
Ключевые слова: торговля, ассортимент, качество товаров, покупательский спрос, конъюнктура, Госторгинспекция, знак качества.
Анализ состояния исторической науки, рассматривающей развитие советской торговли, позволяет сделать вывод, что основные вопросы, находящиеся в поле зрения исследователей, касались состояния розничного товарооборота, наличия товарных запасов, численности работников торговли и развития сети торговых предприятий. Поэтому целью данной статьи является на основании изучения и анализа архивных документов проследить решение проблем ассортимента и качества товаров в СССР и Брянской области.
Впервые руководство страны обратилось к данному вопросу в 1952 году, когда в директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 годы подчеркивалась необходимость обеспечить дальнейшее улучшение качества и ассортимента продовольственных и промышленных товаров массового потребления[1, с.13]. Конкретизация данных вопросов нашла отражение в Постановлениях Совета Министров СССР и Центрального Комитета КПСС «О расширении производства промышленных товаров широкого потребления и улучшении их качества» от 10 октября 1953г.[2, с.1] и «О расширении производства продовольственных товаров и улучшении их качества» от 12 октября 1953г.[3, с.1], в которых особое внимание уделялось осуществлению организационных вопросов в центре и на местах. Направленные на подъем производства предметов широкого потребления и улучшение их качества, эти постановления требовали более тесной, чем это было раньше, планомерной связи между торговлей и промышленными предприятиями, производящими предметы потребления. «Если торговые организации не оказывают воздействия на промышленность, не отстаивают интересов покупателя, то это значит, что они перестают считаться с основными принципами советской торговли», - указал А.И.Микоян в докладе на Всесоюзном совещании торговых работников в октябре 1953г. [4, с.1].
В речи, произнесенной на пятой сессии Верховного Совета СССР, Г.М.Маленков указывал: «Торговля должна широко использовать имеющиеся у неё экономические рычаги для активного воздействия на производство в интересах увеличения выпуска товаров, пользующихся спросом населения, и уменьшения производства таких товаров, которые не пользуются спросом населения»[5, с.19].
Однако, несмотря на принятые решения и рост производства и продажи товаров, количество и ассортимент многих изделий не соответствовал спросу населения. Причиной этого во многих случаях был не только недостаток произведенных мощностей, сырья и оборудования для выработки отдельных товаров, но и недостатки в планировании их ассортимента из-за слабой связи между промышленными предприятиями и торговыми организациями.
Например, сотрудник Министерства торговли СССР А.Куликов после ознакомления с торговлей в Узбекской ССР в своей докладной от 21.02.1956г. характеризует состояние с наличием товаров в продаже и их ассортиментом: «В продаже отсутствуют сахар, конфеты, рыба, сельди...Из ассортимента круп имеются только рис и манная крупа. В ассортименте продовольственных товаров большое место занимают консервы, главным образом, овощные»[6, л.1]. «В республике длительное время отсутствуют многие виды пуговиц, кнопки, зеркала, зубные щетки, зонты, ремни для часов, а также дорогостоящие сорта парфюмерии и туалетного мыла»[6, л.2].
Сотрудник Министерства торговли СССР И.Серебренников после посещения Киргизской ССР в докладной записке от 22.02.1956г. обращает внимание, что в продаже нет ученических ручек, перьев, авторучек, бумажных изделий, керосиновых ламп. По продовольственным товарам: в магазинах отсутствуют в продаже мясо, рыба, сельди, крупы, овощи, карамель, масло животное, специи[6, л.7].
О ситуации с торговлей в Сталинграде 01.02.1956г. министру торговли СССР Павлову Д.В. доложил сотрудник министерства С.Трифонов. Он обратил внимание, что в продаже нет риса и бобовых. Колбаса в магазинах продается только конская и частично ливерная непостоянно и в недостаточном количестве. Мясные консервы продаются в ограниченном количестве и узком
ассортименте. Молоком магазины не торгуют. Кондитерские изделия продаются во всех магазинах, но в ограниченном ассортименте[6, л.42].
О торговле промышленными товарами сообщалось, что в магазинах испытывался недостаток, как в количестве, так и в ассортименте кожаной обуви, шерстяных тканей, хлопчатобумажных тканей, зимней одежды. Крайне недостаточно в продаже мебели и фарфоровой посуды[6, л.43].
Похожая ситуация с ассортиментом товаров в торговле и общественном питании сложилась и в Брянской области. До 1959 года здесь имелся Главный Государственный инспектор по торговле и группа торговых инспекторов в количестве 4 человек. В 1959 году данная структура была упразднена в связи с созданием Брянского областного управления Государственной инспекции по качеству товаров и торговле (Госторгинспекция) с непосредственным подчинением Главному управлению Госторгинспекции РСФСР. Её основными задачами являлись: не допускать приемки, поставки и продажи населению товаров, выработанных с нарушением ГОСТов, технических условий, утвержденных образцов; осуществление проверки качества товаров народного потребления в целях предотвращения отгрузки недоброкачественной продукции в торговую сеть.
В результате проведенных проверок были приняты решения о нарушениях ассортимента товаров в торговых предприятиях Брянской области. Например, проверкой 35 магазинов Брянского Горпромторга решением Главного государственного инспектора №29 от 29 февраля 1957 года установлено, что в 14 магазинах в продаже не было ситца, бельевого полотна, льняного полотна, шерсти, сатина, кашемира, саржи, фланели, диагонали, бортовки. В магазине №42 в продаже отсутствовали пальто демисезонные и летние мужские размеров 46, 48; куртки, толстовки, гимнастерки, полупальто зимние, плащи, пыльники. В специализированном магазине «Детский мир» не было обуви от 27 до 32 размера. В магазинах «Культтовары» №44 и 49 в продаже не было тетрадей, чертежной бумаги, гитар, радиоприемников, перьев, цветных карандашей, фотобумаги, писчей бумаги, блокнотов, альбомов, папок для бумаги. В магазине №4 «Фарфор-фаянс-стекло» нет кружек, кувшинов, солонок, стаканов, тарелок, мисок. В магазинах «Хозтовары» №40, 12, 51 в продаже отсутствовали гусятницы, ковши, мясорубки, электроутюги, электроплитки, керогазы, розетки, выключатели, кофейники, лампы, гвозди сапожные, петли, напильники[7, Д. 44. л.51].
В решении Главного государственного инспектора по торговле №164 от 8 октября 1957 года «О результатах проверки магазинов №1 и 2 Брянского управления торговли» установлено, что в магазине №1 ассортимент товаров недостаточный. В продаже отсутствовали следующие товары: макароны, вермишель, перец, овсяные хлопья, чаенапитки, дешевые конфеты, шоколад в мягкой расфасовке, жир свиной и говяжий, икра кабачковая, сельдь маринованная и копченая, свежемороженая камбала, молоко, творог, сырковая масса, сырки и т.д.
В магазине №2 отсутствовали в продаже следующие товары: соль в течение двух недель, мыло хозяйственное, вермишель, рис, мука, гречневая крупа, перец, мыло туалетное, овсяные хлопья, пирожные, торты, сырковая масса, мороженое, прохладительные напитки, дешевые сорта папирос, ливерная и чайная колбаса, мясо, свежемороженая треска, салака[7, Д. 44. л.296, 297].
После проверки торговых предприятий аптекоуправления в решении Главного государственного инспектора по торговле №9 от 13 января 1958 года отмечалось, что в аптеке №5 отсутствовали таблетки от кашля, шиповник, ромашка, вазелин, скипидар, глазные ванночки, пузыри для льда, грелки резиновые. В аптеке №2 не было: мыла туалетного, зубного порошка, вазелина, рыбьего жира, ваты. В аптеке №8 не было: зубного порошка и эликсира, мыла туалетного, термометров, бинтов и салфеток стерильных, ваты. В аптеке №7 не было: сосок-пустышек, молокоотсосов, бинтов, ваты, грелок, термометров[7, Д.45.л.18, 19].
Решением Главного государственного инспектора по торговле №54 от 6 марта 1958 года «О результатах проверки хозяйственных магазинов Горпромторга» после проверки 10 хозяйственных магазинов установлено, что в день проверки в продаже не имелось: вил железных в магазинах №63, 41, 73, 47; грабель железных в магазинах №73, 47; лопат железных - в магазинах №63, 41, 17; секаторов-ножниц - №10, 40, 63, 73, 81, 47; стекла оконного в магазинах №10, 63, 41, 73, 81, 48, 47; опрыскивателей в магазинах №10, 8, 81, 48, 47; ведер железных - магазинах №8, 63, 73[7, Д.45. л.107].
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 августа 1960 года «О мерах по дальнейшему улучшению торговли» ставилась задача - повсеместно организовать всестороннее изучение потребностей населения в разнообразных товарах и на этой основе правильно планировать производство и завоз их в города и районы страны[8, с.550].
Однако многие промышленные предприятия не учитывали изменившуюся обстановку в торговле и в погоне за увеличением производства выпускали товары без учета требований торгующих организаций и спроса населения, длительное время выпускали товары устаревших фасонов и моделей, мало проявляли заботы об освоении новых видов товаров, улучшении их ассортимента и качества. Плановые отделы, отраслевые отделы Госплана СССР и Госплана РСФСР в должной мере не занимались планированием ассортимента товаров народного потребления.
Кроме того, до принятия указанного постановления, предприятия, будучи связанными установленными для них плановыми показателями, не могли вносить изменений в ассортимент вырабатываемых товаров в соответствии со спросом населения и расходовали часть сырья и
материалов на изготовлении продукции, не пользующейся спросом.
По вновь введенному порядку планы производства товаров народного потребления должны были утверждаться промышленным предприятиям на основании заказов организаций государственной торговли и потребительской кооперации и заключенных ими с промышленностью договоров на поставку товаров.
Торгующим организациям запрещено принимать от промышленных предприятий товары, не соответствующие по ассортименту и качеству принятым промышленностью заказам от торгующих организаций. Вместе с тем промышленным предприятиям было запрещено без согласования с министерствами торговли союзных республик и управлениями торговли прекращать производство товаров народного потребления[9, с.46].
Советам Министров союзных республик было поручено систематически, с учетом изменения спроса населения, осуществлять мероприятия по расширению и обновлению ассортимента, улучшению качества товаров, а также внедрению в производство новых, более совершенных по конструкции, моделям, фасонам и внешнему оформлению товаров народного потребления, соответствующих изменившемуся спросу населения.
Однако, если материалы по изучению спроса на местах не обобщались и не использовались для правильного определения объема спроса по отдельным товарам, то это приводило к тому, что заказы торгующих организаций на товары во многих случаях оказывались необоснованными и приводили к выпуску излишних товаров, а в ряде случаев - к сокращению производства отдельных товаров.
Например, из-за неправильных заказов торгующих организаций производство электрических утюгов в 1956 году было сокращено в 4 раза по сравнению с 1955 годом. В результате начал ощущаться большой недостаток в них. Начиная с 1959 года, производство электрических утюгов начало увеличиваться, однако спрос на них до середины 60х годов не был удовлетворен[10, с.15].
Первые итоги по работе над увеличением ассортимента товаров были подведены на Всероссийском совещании работников государственной торговли, состоявшемся в Свердловске в конце июля 1963 года. В своем выступлении министр торговли РСФСР Д.В.Павлов отметил серьезные недостатки в организации розничной и оптовой торговли. В частности, в магазинах часто нет многих достаточных товаров.
Начальник Свердловского областного управления торговли А.Д.Баринов, говоря о недостатках в планировании производства товаров, отметил, что в ряде случаев отдельных изделий либо не хватает, либо обнаруживается их избыток. Начальник Главного управления торговли Ленгорисполкома А.К.Зернов анализировал имеющиеся недостатки в товароснабжении, причины невыполнения заказов торгующих организаций[11, с.56].
С целью ликвидации указанных проблем в 1962 году был создан Государственный комитет по торговле при Совете народного хозяйства СССР. На него возлагались обязанности по развитию торговли в стране, организации изучения спроса населения на товары народного потребления, определению потребности в товарах для торговли и предложений о производстве этих товаров. Комитет должен был влиять на повышение качества, улучшение ассортимента и производство новых видов товаров народного потребления[12, с.273].
Непосредственно с решением вопроса об увеличении ассортимента товаров связана проблема их качества. В ней можно выделить два взаимных требования: во-первых, преградить путь в торговлю плохим товарам и, во-вторых, постоянно улучшать их качество.
Основной причиной производства плохих товаров являлось отсутствие материальной заинтересованности предприятий в повышении качества продукции. Система плановых показателей, на основании которых оценивалась хозяйственная деятельность предприятий, была слабо связана с качеством продукции. Поэтому многие из них выдвигали идею о необходимости выделения решающего показателя работы предприятия - реализация товаров населению[13, с.79].
Главную ответственность за качество товаров несли непосредственные производители - фабрики и заводы. Большую работу по выявлению некачественных промышленных и продовольственных товаров и недопуску их в торговую сеть проводила Госторгинспекция. В обзоре по результатам проверок Госторгинспекции РСФСР за 1963 год отмечено, что в этом году на промышленных предприятиях, оптовых базах и в розничной торговой сети было проведено 187,9 тысяч проверок качества товаров.
Количество забракованных Госторгинспекцией товаров в 1963 году по сравнению с 1962 годом значительно увеличилось, особенно по трикотажным изделиям - 336,3 тысяч единиц или 42,1% от проверенного количества, против 227,7 тысяч единиц или 35%, забракованных в 1962 году, чулочно-носочных изделий соответственно 48,7 тысяч пар или 27,6% против 20,2 тысяч пар или 16,2%, кроватям металлическим - 33,4 тысяч штук или 32,4% против 26,5 тысяч штук или 26,9%, велосипедам и коляскам детским - 14,5 тысяч штук или 68,2% против 4,2 тысяч штук или 37,8%.
По ряду промышленных товаров за 1963 год, хотя и не увеличился процент забраковок, но продолжает оставаться очень высоким и составил по швейным изделиям 32,7%, обуви кожаной -29,8%, холодильникам - 25,3%, швейным машинкам - 35,8%, телевизорам - 28,7%, магнитофонам -65,8%, мебели - 34,7%, посуде алюминиевой - 92,4%, посуде стеклянной - 85,4%[14, л.2,3].
От общего количества забракованных промышленных товаров на производственных
предприятиях было забраковано 66,7%, подавляющая масса которых браковалась по причине нарушения технологического процесса производства, небрежного выполнения технологических операций и прямого нарушения государственных стандартов и технических условий.
Низкого качества швейные изделия в 1963 году поставляли в торговлю предприятия Московского, Ленинградского, Средне-Уральского, Волго-Вятского и Приокского совнархозов [14, л.8].
Таблица 1
Результаты проверки предприятий швейной промышленности _Госторгинспекцией РСФСР в 1963 году_
Наименование предприятий Кол-во проинспектированных швейных изделий в штуках % забракованных и сниженных в сортности швейных изделий от проинспектированного количества Примечание
Улан-Удэнская швейная фабрика (ВосточноСибирский совнархоз) 400 100 Приказом Бурятского управления Госторгинспекции от 7 июня 1963г. №20 прекращена приемка ватных курток
Свердловская швейная фабрика №5 (Средне-Уральский совнархоз) 162 95,6 Приказом Свердловского управления Госинспекции от 5 июля 1963г. №61 прекращена приемка мужских демисезонных пальто
Ставропольская швейная фабрика (Северо-Кавказский совнархоз) 140 88 Приказом Ставропольского управления Госинспекции от 14 ноября 1963г. №48 прекращена приемка мужских костюмов и брюк
Клинцовская швейная фабрика (Приокский совнархоз) 751 Костюмы мужские - 17%, костюмы для мальчиков - 42%, брюки мужские - 14% Материалы проверки обсуждены у Заместителя Министра торговли РСФСР тов. Шошина. Направлены письма секретарю Брянского промышленного обкома КПСС и председателю Приокского совнархоза
Основными причинами выпуска низкого качества швейных изделий являлись: нарушение технологической дисциплины, использование изношенного оборудования устаревших конструкций, низкое качество фурнитуры и отдельных материалов, снижающее эстетическое качество изделий.
За 1963 год Госторгинспекцией на промышленных предприятиях и в торговле было проведено 2279 проверок качества мебели, в результате которых проверено 702,9 тысяч единиц различной мебели и забраковано 243,8 тысяч единиц или 34,7% от проверенного количества. Результаты проведенных проверок представлены в таблице 2[14, л.25].
Таблица 2
Результаты проверки предприятий мебельной промышленности
_Госторгинспекцией РСФСР в 1963 году_
Наименование предприятий Количество проинспектированной мебели в штуках % забракованной мебели к проинспектированному количеству Примечание
Сартовальский мебельно-лыжный комбинат (Северо-Западный совнархоз) 1187 100,0 Приказом Карельского управления Госинспекции от 10 августа 1963г. №9 прекращена приемка мебели
Злынковская спичечная фабрика «Ревпуть» (Приокский совнархоз) 180 100,0 Приказом Брянского управления Госинспекции от 2 октября 1963г. №58 прекращена приемка стульев
Одинцовская мебельная фабрика (Московский совнархоз) 119 100,0 Приказом Московского управления Госинспекции от 14 октября 1963г. №169 прекращена приемка кроватей
Жуковская мебельная фабрика (Приокский совнархоз) 200 100,0 Приказом Брянского управления Госинспекции от 13 ноября 1963г. №67 прекращена приемка мебели
Среди проверяемых продовольственных товаров особое внимание уделялось качеству хлебобулочных изделий. В 1963 году было проведено 18,2 тысяч проверок и, кроме того, качество хлеба проверялось в 6643 розничных магазинах.
Качество хлеба и хлебобулочных изделий понизилось из-за переработки некондиционной муки -темной по цвету. Мякиш хлебных изделий стал более плотным и грубым, ухудшился вкус хлеба, при наличии примеси ячменной муки часто ощущался горьковатый привкус.
Особенно неблагоприятное положение с качеством хлеба было установлено на предприятиях Брянского треста хлебопечения, на которых в течение 1963 года было забраковано 76,4 тонны или 11,9% проверенных хлебобулочных изделий. Так, на Дятьковском хлебокомбинате 19 декабря 1963 года из 11,4 тонны проверенного пшеничного хлеба было забраковано 5,1 тонны. На Брянском хлебозаводе №1 8 ноября 1963 года забраковано 2900 кг или 12,2% плохо пропеченного хлеба. Для предотвращения продажи населению недоброкачественной продукции Госторгинспекцией в 1963 году прекращалась приемка отдельных видов изделий от 31 предприятия, и вводился особый режим приемки на 14 предприятиях[14, л.47, 48, 49].
Главный государственный инспектор по торговле, контролирующий качество продукции на предприятиях Брянской области, в решении №44 от 6 марта 1956 года указал, что химико-бактериологическая лаборатория Брянского мясокомбината установила, что московская летняя колбаса производства артели «30 лет Октября» имела сильное потемнение оболочки, фарш разработан плохо. Вкус и запах не соответствует данному виду колбасы, нет привкуса специй. Она имела очень повышенную влажность (57,7% вместо 40%). Говяжья колбаса имела также потемневшую оболочку, вязкую, нестандартную консистенцию, очень незначительное количество специй и повышенную влажность (61,2% вместо 54%)[7, Д.43. Л.88].
В решении Главного государственного инспектора по торговле №330 от 8 сентября 1956 года после проверки магазина №11 Дятьковского горторга установлено, что в магазин №11 из Бытошской хлебопекарни поступило 325 кг ржаного хлеба, непригодного к употреблению. Хлеб по заключению Дятьковской санбаклаборатории оказался сыропеклым, с повышенной влажностью и кислотностью, с загрязненными нижними и боковыми корками. Заведующая магазином Тараскова А.Е. приняла и пустила в реализацию заведомо некачественный хлеб[7, Д.43. Л.387].
В результате проверки 16 апреля 1957 года магазинов Дятьковского горторга Главным государственным инспектором по торговле установлено, что находящиеся в продаже пряники попорчены мышами[7, Д.44. Л.140], а при проверке 3 июля 1957 года магазина №6 Клинцовского горторга выявлено, что в продаже имелись непригодные к употреблению заплесневелые пряники[7, Д.44. Л. 208].
После проверки 15 магазинов Горпищеторга, произведенной Госторгинспекцией в марте 1958 года, установлено, что в специализированном магазине №3 картофель по цене стандартного продавался с наличием 60% мокрой, сухой и кольцевой гнили, имеющий механические повреждения и поврежденный грызунами.
В специализированном магазине №32 морковь была сильно загрязненная, имеющая 20% гнили и механических повреждений и продавалась по цене I сорта.
В магазине №56 картофель, пораженный разными вредителями и механическими повреждениями на 17%, продавался по цене стандартного[7, Д.45. Л.114].
Недостаточное внимание качеству товаров уделялось в торговых предприятиях Жуковки, о чем указано в решении Главного государственного инспектора по торговле №164 от 2 июля 1958 года. Коллективы не мобилизованы на борьбу за качество товаров, никакой разбраковки товаров не велось, поэтому в магазинах можно было встретить товары, которые населению даже неудобно было предлагать. Так, принималась очень плохого качества детская обувь с картонной не приклеенной стелькой, плохо простеганные[7, Д.45. Л.288].
Вопросам качества продукции было уделено внимание на сентябрьском (1965г.) Пленуме ЦК КПСС. В докладе А.Н.Косыгина указывалось, что повышение качества продукции в соответствии с требованиями потребителей является одной из главных задач планирующих и хозяйственных организаций, что необходимо ввести аттестацию качества продукции[15, с.442].
При этом предполагалось, что по товарам народного потребления мнение торгующих организаций о качестве товаров, их потребительском спросе должно иметь первостепенное значение при решении вопроса о присвоении знаков качества. Разрешение предприятию пользоваться знаком качества давало ему ряд преимуществ и, прежде всего, надбавки к цене. За их счет планировалось организовывать на предприятии специализированный фонд, одна часть которого должна была расходоваться на улучшение и расширение производства, а другая - на индивидуальное премирование рабочих, инженерно-технического персонала, принимавших участие в выпуске продукции. Из этого же фонда предприятие должно было оплачивать санкции за поставку товаров ненадлежащего качества. Это поставило бы интересы каждого рабочего и служащего в зависимость от результатов работы
предприятия в целом. Несмотря на положительный эффект от применения знака качества, массового характера данная мера борьбы с браком в 60е годы в СССР не получила.
То, что проблемы ассортимента и качества товаров не были решены и к середине 60х годов, говорит тот факт, что в постановлении Совета Министров СССР от 13 марта 1965 года «Об улучшении торговли и общественного питания в стране» вновь обращено внимание, что промышленность продолжает выпускать, а торговые организации принимать товары низкого качества, устаревших фасонов и моделей, пользующихся ограниченным спросом у покупателей. В то же время в торговле отсутствовали многие товары, необходимые населению[16, с.588].
Подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод о возрастании роли торговли в деле расширения ассортимента и улучшения качества товаров, о необходимости лучшего изучения спроса потребителей, чтобы товары не залеживались на полках магазинов и не теряли товарный вид. Вместе с тем, можно выделить недостаточную роль планирующих органов, Госторгинспекции СССР и республик в борьбе с браком произведенной продукции и отсутствие координирующего и компетентного центра, что тормозило решение вопроса о качестве и разнообразии выпускаемых изделий в СССР в 50-60е годы XX века.
In the article the questions of the necessity of increasing the variety and improving the quality of goods in the USSR in the 1950s and 1960s were considered on the basis of archival sources. The problems with the implementation of food and industrial goods in the Soviet trade are identified. The activity of State trade inspection of the RSFSR and the Bryansk region in the struggle for the quality of goods sold is analyzed.
Key words: trade, product range, product quality, customer demand, market conditions, State trade inspection, the sign of quality.
Список литературы
1. Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 годы. М.: Госполитиздат, 1952.
2. Правда. 1953. 28 октября.
3. Правда. 1953. 30 октября.
4. Правда. 1953. 25 октября.
5. Маленков Г.М. Речь на пятой сессии Верховного Совета СССР. М.: Госполитиздат, 1953.
6. Российский государственный архив экономики (далее - РГАЭ). Ф.7971. Оп. 1. Д.2744. Информация из городов, областей и республик о состоянии торговли за 1956 год.
7. Государственный архив Брянской области (далее - ГАБО). Ф. Р-2185. Оп. 1. Решения о нарушении правил торговли за 1956-1958 гг.
8. О мерах по дальнейшему улучшению торговли. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 августа 1960г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Сборник документов в 16 томах. Т.9. 1956-1960. М.: Издательство политической литературы, 1986.
9. Байков Б.Г. Совершенствование связей торговли с промышленностью. М.: Экономика, 1967.
10. Сапельников Я. О планировании ассортимента товаров // Советская торговля. 1960. №12.
11. Всероссийское совещание торговых работников. Хроника // Советская торговля. 1963. №9.
12. О дальнейшем улучшении организации планирования развития народного хозяйства. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 января 1963г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов в 5 томах. 1917-1967. Т. 5. 1962-1965. М.: Издательство политической литературы, 1968.
13. Павлов Д.В. Советская торговля в современных условиях. М.: Экономика, 1965.
14. РГАЭ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 411. Л. 2,3. Обзор по качеству промышленных и продовольственных товаров, составленный по результатам проверок Госторгинспекции РСФСР за 1963 год.
15. Об улучшении управления промышленностью, совершенствования планирования и ускорения экономического стимулирования промышленного производства. Постановление ЦК КПСС от 29 сентября 1965г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Сборник документов в 16 томах. Т.10. 1961-1965. М.: Издательство политической литературы, 1986.
16. Об улучшении торговли и общественного питания в стране. Постановление Совета Министров СССР от 13 марта 1965г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов в 5 томах. 1917-1967. Т. 5. 1962-1965. М.: Издательство политической литературы, 1968.
Об авторе
Мороз И.А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского,
zima.morozz@yandex. ru