Научная статья на тему 'Применение программно-целевого подхода в решении проблем повышения эффективности военно-экономического обеспечения войск радиационной, химической и биологической защиты'

Применение программно-целевого подхода в решении проблем повышения эффективности военно-экономического обеспечения войск радиационной, химической и биологической защиты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / MILITARY-ECONOMIC SUPPORT / EFFICIENCY / MILITARY-ECONOMIC RESOURCES / PROGRAM-TARGET PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубцов К. А.

В статье анализируются основные проблемы военно-экономического обеспечения войск радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты Вооруженных Сил Российской Федерации. Автор разделяет проблемы на две части: практические и научные. Особое внимание автор уделяет рассмотрению направлений программно-целевого планирования в решении проблем повышения эффективности военно-экономического обеспечения войск РХБ защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голубцов К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

АPPLICATION OF THE PROGRAM-TARGET APPROACH IN RESOLVING THE PROBLEMS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE MILITARY-ECONOMIC SUPPORT OF THE RADIATION, CHEMICAL AND BIOLOGICAL PROTECTION TROOPS

The main problems of military-economic support of the troops of the radiation, chemical and biological (RCB) protection of the Armed Forces of the Russian Federation are analyzed in the article. The author divides the problems into two parts: practical and scientific. The author pays special attention to the consideration of the directions of program-targeted planning in solving the problems of increasing the effectiveness of military and economic support for the troops of the RCB protection.

Текст научной работы на тему «Применение программно-целевого подхода в решении проблем повышения эффективности военно-экономического обеспечения войск радиационной, химической и биологической защиты»

УДК 338.245

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Голубцов К.А., адъюнкт кафедры «Экономические теории и военная экономика», Военный университет Минобороны России, e-mail:

golubtsov-kostya@mail.ru

В статье анализируются основные проблемы военно-экономического обеспечения войск радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты Вооруженных Сил Российской Федерации. Автор разделяет проблемы на две части: практические и научные. Особое внимание автор уделяет рассмотрению направлений программно-целевого планирования в решении проблем повышения эффективности военно-экономического обеспечения войск РХБ защиты.

Ключевые слова: военно-экономическое обеспечение, эффективность, военно-экономические ресурсы, программно-целевое планирование.

АPPLICATION OF THE PROGRAM-TARGET APPROACH IN RESOLVING THE PROBLEMS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE MILITARY-ECONOMIC

SUPPORT OF THE RADIATION, CHEMICAL AND BIOLOGICAL PROTECTION

TROOPS

Golubtsov K., adjunct, Economic theories and military economics, Military University of the Ministry of Defense of Russia

The main problems of military-economic support of the troops of the radiation, chemical and biological (RCB) protection of the Armed Forces of the Russian Federation are analyzed in the article. The author divides the problems into two parts: practical and scientific. The author pays special attention to the consideration of the directions ofprogram-targeted planning in solving the problems of increasing the effectiveness of military and economic support for the troops of the RCB protection.

Keywords: Military-economic support, efficiency, military-economic resources, program-target planning.

В Военной доктрине Российской Федерации определена основная задача военно-экономического обеспечения обороны страны: создание условий для устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов государства на уровне, необходимом для реализации военной политики и надежного удовлетворения потребностей военной организации [1].

В современных экономических условиях уровень готовности войск РХБ защиты к выполнению задач по предназначению напрямую зависит от эффективности использования финансовых ресурсов, выделяемых на развитие вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты (В и С РХБЗ). Особую значимость для успешного выполнения задач войсками РХБ защиты приобретают вопросы развития, совершенствования и технического оснащения войск современными образцами вооружения, военной и специальной технике (ВВСТ).

В связи с этим, совершенствование системы вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты реализуется путем обоснования ее перспективного облика не от требуемого состава задач и уровня их решения, а исходя из выделяемых объемов финансирования. Влияние объемов финансовых ресурсов на развитие В и С РХБЗ определяет необходимость поиска новых путей повышения эффективности их использования.

Таким образом, незначительная доля ассигнований в общем объеме финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), приходящаяся на поддержание системы В и С РХБЗ в бое-готовом состоянии, свидетельствует о крайней сложности развития этой составляющей системы вооружения ВС РФ.

Исходя из вышеизложенного, в современных условиях особую, значимость приобретает научный анализ проблем повышения эффективности использования военно-экономических ресурсов в системе военно-экономического обеспечения войск РХБ защиты и ВС РФ в целом. Для обеспечения наращивания научно-технического и производственно-технологического потенциалов сегмента оборонно-промышленного комплекса (ОПК), связанного с созданием перспективных образцов В и С РХБЗ, необходимо задействовать все возможные для этого ресурсы.

Проблемы военно-экономического обеспечения войск РХБ защиты разделим на две части: практические, которые диктует жизнь, и научные, без решения которых, практические проблемы решаются с огромным трудом.

О практических проблемах. Их много, остановимся лишь на некоторых.

Первая проблема порождена противоречием между потребностями силовых министерств и ведомств и возможностями государства по их удовлетворению. Оно наиболее остро проявляется в ходе разработки бюджета и организации текущего финансирования.

Вторая проблема - несовершенство финансово-экономического механизма, проявляющееся в мучительных поисках путей перехода к рыночным преобразованиям, казначейской системе исполнения бюджета, введению стоимостного и бухгалтерского учёта.

Третья - несовершенство системы управления экономикой военного строительства, отсутствие не только единого руководства военно-экономической системой государства, но и межведомственной координации, поиск организационных форм управления в сочетании с решением задач информатизации, качества управленческих решений, подготовки кадров и развития науки [2,5].

Эти и некоторые другие проблемы рассмотрим с точки зрения роли науки в решении практических проблем. В чём недоработка нашей науки и что она должна делать для нормализации ситуации. Что недоработала наша военно-экономическая наука? Как не бывает одной причины того или иного явления, так не может быть одного рецепта выхода из трудного положения. К их числу, по мнению автора, относятся следующие:

1. Слабость прогностики, малый горизонт исследований на макроэкономическом уровне, уровне военной экономики и экономики Вооружённых Сил. Раньше мы цитировали выражение о том, что нельзя решить частные вопросы не решив общих. В военно-экономической сфере это проявляется в том, что у нас не развиты перспективные, фундаментальные исследования. Только один факт - до последних лет в планах фундаментально-поисковых исследований военно-экономические исследования занимали менее 2%. Да и то они имели одно направление - обеспечение исследований в интересах программ оснащения вооружением и военной техникой (ВВТ), что не покрывает все аспекты научного обоснования путей экономического обеспечения военного строительства.

Долгие годы наиболее перспективная методология программно-целевого планирования и управления не находила себе места в военно-экономических исследованиях. Сейчас необходимость активного введения программно-целевого принципа в финансовую практику нашла отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Применительно к финансово - экономической сфере это

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2017 | 21

нашло отражение в документах, которые отражают пути совершенствования системы финансового обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации. Хотя и там сделана оговорка, что особенно задача внедрения программно-целевого метода относится к ВВСТ.

Поэтому полагаю, что одним из центральных направлений развития военно-экономической науки является разработка научных основ создания программ развития военной организации России, а в рамках этой проблемы - программирование развития силовых министерств и ведомств, в свою очередь внутри этих подпрограмм - программы развития военной и специальной техники, программы социального обеспечения военнослужащих, программы развития служб. (Программа развития военной организации России. Программа «Военный человек». Программа развития вооружения, военной и специальной техники. Программа развития Вооружённых Сил. Программа развития пограничных войск. Программа развития внутренних войск. Программы развития других войск. Программы утилизации ВВТ и уничтожения химоружия).

2. Разработка комплекса проблем, относящихся к созданию балансовой модели, которая позволит проводить исследования и готовить рекомендации по компромиссным решениям в противоречии «военные потребности - экономические возможности». К сожалению, эта проблема носит не чисто экономический характер, она больше относится к сфере политических решений.

Характерный пример - в частности, что не решается главный вопрос

доктрины - оценка внутренних и внешних угроз и опасностей. Иначе говоря: есть у нас внешние враги или нет. Если есть, то кто они, как нужно готовиться к ликвидации угроз, а следовательно -какие должны быть задействованы ресурсы и сколько их нужно. Это одна сторона проблемы. Вторая часть состоит в оценке динамики возможностей экономики России. Следом возникает третья и сложнейшая задача оптимизации распределения ресурсов по направлениям обеспечения национальной безопасности России.

3.Концепцией государственной политики Российской Федерации по военному строительству предусмотрен переход к рациональным (единым, общим, объединённым) системам технического и тылового обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов на основе целесообразной интеграции и взаимного делегирования при необходимости их полномочий с учётом специфики структуры, состава и решаемых задач. Может ли сегодня наша военно-экономическая наука сказать, что она осветила путь практике своими проработками? К сожалению - нет. Причин, по меньшей мере, две. Первая - у нас пока нет органа, который бы объединял усилия военно-экономической науки в рамках всей военной организации России. Основная причина - у нас нет методик, точнее - моделей, которые позволяли бы проводить оценки эффективности создания единых систем тылового обеспечения. А до тех пор, пока не будут проведены модельные оценки таких сложных преобразований, нельзя идти даже на эксперимент. Отсутствие таких моделей - задолженность военно-экономической науки.

4.У нас нет научных проработок по развитию механизма финансово-экономического обеспечения войск, строительства Вооружённых Сил и военного строительства в целом. В этом одна из причин - почему так мучительно идёт переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета в части военных расходов. Много лет мы говорили о создании новой системы стоимостного учёта, но серьёзных научных разработок не было выполнено. Такого рода «белых пятен» у нашей военно-экономической науки много.

В их числе: - исследование оптимальной классификации военных расходов. Принят федеральный закон о бюджетной классифика-

ции, но выполняется не полностью. А это значит, что классификатор несовершенен. По вопросу детализации, а значит, прозрачности расходов при планировании и финансировании, идут жесточайшие споры между ведомствами;

- оптимизация оборонно-промышленного комплекса, включая задачи ценообразования, структуризации ОПК, улучшения управляемости ОПК;

- разработка экономики военной экологии. Исследования в этом направлении начаты в последние годы, но это только начало;

- новое и очень важное направление исследований, где практически успехи нулевые - это военно-финансовая региональная политика. В связи с усилением автономизации субъектов федерации проблема финансово-экономической зависимости войск от регионов становится проблемой политической и затрагивает интересы национальной безопасности;

- научное сопровождение мероприятий по привлечению внебюджетных средств [3,4].

Таким образом, для постановки и решения упомянутых актуальных задач сейчас создаётся принципиально новая ситуация, которая должна способствовать активизации военно-экономических исследований. В Министерстве обороны наконец-то создано научное подразделение военно-экономических обоснований. Это безусловно положительное явление, хотя нужен не межвидовой, а межведомственный центр военно-экономических исследований, который мог бы вести исследования в интересах всей военной организации России.

Другими словами, задачи в области радиационной, химической и биологической защиты на программном периоде меняются незначительно, в то время как организационная структура заказывающих органов, также как и предприятий ОПК, является крайне нестабильной, что необходимо учитывать, поскольку от этого зависит степень достижения конечной цели ВС РФ - обеспечение военной безопасности Российской Федерации.

Однако это только начало. Активизация военных экономистов, поддержка военно-экономической тематики заказчиками НИР позволит решить наиболее острые практические проблемы военно-экономического обеспечения войск РХБ защиты и в целом военного строительства в Российской Федерации. [5,6].

Литература:

1. Военная доктрина Российской Федерации (Утверждена Указом Президента РФ от 25.12.2014г. № Пр-2976)

2. Викулов С.Ф. Экономика военного строительства: эволюция взглядов на проблемы, методы, решения.- М.: Издательская группа «Граница».

3. Г.А. Лавринов, А.А. Косенко, Г.В. Бабкин Экономические аспекты военно-технической политики Российской Федерации на современном этапе-М.: Издательская группа «Граница».

4. М.Н. Козин, А.Х. Курбанов, А.Н. Калинин Участие частных военных компаний в ведении вооруженной борьбы: военно-экономическое обеспечение и управление: Монография / ВАМТО. - СПб: ООО « Р-КОПИ», 2015.

5. Полушкин С.А. Совершенствование методологии планирования развития системы вооружения войск радиационной, химической и бактериологической защиты с точки зрения процессов в оборонно-промышленном комплексе страны. Проблемы военной науки. - М.: ЦВНИ, 2005.

6. Хрусталев Е.Ю. Экономические проблемы военной безопасности. М.: Наука, 2005.

22 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №3 2017 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.