ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Л. А. Сафронова, преподаватель ГБОУ СПО «Тяжинский агропромышленный техникум»
Преподавательское слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.
В. Ключевский
В современных условиях одной из основных задач обучения является интеллектуальное развитие обучающихся, формирование исследовательских умений, создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей будущего специалиста в процессе обучения.
Под исследовательской деятельностью обучающихся понимают процесс решения творческой задачи, не имеющей заранее известного результата, который основан на освоении особенностей окружающей действительности.
Нужно отметить, что учебно-исследовательская деятельность имеет существенные отличия
от научно-исследовательской. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Образовательный стандарт определяет следующие результаты формирования исследовательских умений обучающихся:
• ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивные и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
• постановка проблемы и аргументирование ее актуальности;
• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
• планирование исследовательских работ (и выбор необходимого инструментария);
• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
В преподавании общеобразовательных дисциплин, в частности обществознания, основная задача состоит в том, чтобы прежде всего заинтересовать обучающихся процессом познания: научить их ставить вопросы и искать ответы, объяснять результаты, делать выводы. Внедрение исследовательского подхода в обучении обществознанию способствует усилению мотивации учебной деятельности.
На уроках обществознания ставлю следующие задачи:
1. Создание условий для формирования собственной позиции в системе социальных связей.
2. Содействие развитию у обучающихся умений использовать исследовательские методы познания для формирования общих представлений о мире, обществе, социальных отношениях.
3. Организация мотивированной учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
4. Создание условий для развития умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Основными критериями дифференциации, лежащими в основе деления обучающихся на типологические группы при организации исследовательской деятельности, являются уровень познавательного интереса, а также уровень сформированности исследовательских умений и навыков.
На уроке-исследовании создаю проблемную ситуацию. Ставлю вопросы, с помощью которых побуждаю обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности.
Используя в своей практике исследовательский метод, ставлю перед обучающимися позна-
вательные и практические задачи, требующие самостоятельного творческого решения.
Для достижения цели применяю такие приемы, как сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ известных фактов, оценка, эксперимент, управление исследовательской деятельностью. При применении исследовательского метода обучающиеся учатся исследовать учебную проблему, самостоятельно выдвигать гипотезы по решению задачи, делать обобщения по проблеме в целом.
В своей практике применяю следующие формы учебных занятий: урок решения познавательных задач, урок решения проблем, урок — защита рефератов.
При отборе содержания уделяю внимание формированию понятийного аппарата как одного из инструментов учебно-исследовательской деятельности на уроке. При изложении материала обязательно использую научные понятия и термины (особенно применяемые в части исследовательской работы), обращаю внимание на их этимологию, узкий и широкий научный смысл.
Исследовательская деятельность начинается на уроке. Обучающийся, используя различные источники знаний (текст учебника, документы эпох, картины, дополнительную литературу и т. д.), осваивая различные социальные роли (семьянина, государственного деятеля, гражданина и т. п.), формулирует проблемы, выдвигает гипотезы, анализирует, сопоставляет, делает выводы.
Использование приема построения СЛС (структурно-логических схем) помогает выстроить знания в систему, обеспечивает выделение и осознание главной цели исследования. В данном случае отрабатываются умения:
- устанавливать внутренние и внешние связи, способствующие осмыслению деятельности обучающимися;
- синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или элементов, позволяющую в лаконичной форме решить поставленную задачу.
Используя данный прием, нужно помнить, что учебно-исследовательская деятельность на уроке должна опираться на рациональное или логическое мышление, позволяющее соединять понятия в суждения, находить связи между ними (закономерности) и делать умозаключения.
Интересным, на мой взгляд, является прием многоуровневого межпредметного сравнения: возможность проследить как горизонтальные, так и вертикальные линии сравнения, которые одновременно могут являться объектами сравнения. Многоуровневое межпредметное срав-
нение дает, прежде всего, целостное представление об изучаемых объектах и позволяет увидеть предмет во всех его многообразных связях, а значит, предложить несколько вариантов решения проблемы, поставленной в ходе исследовательской работы на уроке.
Предполагаемый результат систематического использования приема выражается в сформиро-ванности следующих исследовательских умений:
- проводить сравнительный анализ фактов, событий, явлений;
- устанавливать закономерности в общественном развитии сквозь призму основных научных подходов;
- находить аналогии и ассоциации в конкретной предметной области.
Прием системно-функционального анализа позволяет раскрыть смысловое значение ведущей содержательной линии курса — политикоправовой сферы жизни общества, исследовать систему с точки зрения механизмов действия, а значит, понимать сущность гражданско-правовой позиции государства, власти, общества.
Результат использования данного приема в учебно-исследовательской деятельности выражается в формировании конкретных умений у обучающихся: на основании предложенных целей урока обобщать материал, используя правовую терминологию.
В учебно-исследовательской деятельности невозможно обойтись и без дискуссионного метода обучения, который призван выявить существующее многообразие точек зрения участников дискуссии на ту или иную проблему и пути ее решения, при этом я стараюсь провести (при необходимости) всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого в соответствии с гражданско-правовыми нормами, сложившимися в обществе.
Работа в направлении развития учебно-исследовательской деятельности в значительной мере повышает мотивацию учения, ускоряет процесс формирования гражданско-правового сознания, что не может не сказаться на качестве знаний обучающихся и степени участия их в исследовательской работе, олимпиадах, общественной жизни техникума.
1. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. — Москва: Вербум, 2001.
2. Делор Ж. Образование: необходимая утопия (доклад ЮНЕСКО) // Педагогика — 1998. — № 5. — С. 3-24.
3. Кукушкин В. С. Психология делового общения.— Москва; Ростов-на-Дону, 2003.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — Москва,1997.
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ
В. А. дубровская, кандидат педагогических наук, доцент, директор ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж»
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное) рассматривает пред-школьное образование как полноправное и полноценное звено государственной системы общего образования, обеспечивающее преемственность образовательного процесса плавным переходом детей в возрасте 5-7 лет от дошкольного к начальному школьному образованию. Концептуальной основой предшкольного образования яв-
ляется сохранение уникальности, самоценности старшего дошкольного возраста и развитие естественных возрастных приоритетов этого периода детства.
В мире распространен опыт, когда несколько родителей, собрав группу ребят, изъявляют желание, чтобы их детей учили конкретным образом. И государство, приняв от родителей подобное заявление, обязано финансировать этот процесс.
В США с 1965 года функционирует национальная программа Head Start, в которой участвуют примерно 1,3 млн добровольцев и 1400 некоммерческих организаций. В рамках программы предоставляются всесторонние услуги в сфере развития детей от 3 до 5 лет.