РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Л.Д. Абрамова Н.А. Саломатин И.Н. Храмов
ПРИМЕНЕНИЕ ПОДХОДА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗНАНИЯМИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИТ-КОМПАНИЙ
APPLICATION OF THE APPROACH OF KNOWLEDGE MANAGEMENT TO IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF THE IT-COMPANIES
Аннотация: возросшая ценность знаний в современном мире как особого актива компании обусловило возникновение концепции экономики знаний и подходов по управлению знаниями. Особое место в экономике занимают компании, чья деятельность связана с информационными технологиями, результатом которой, в основном, является нематериальный продукт или услуга. Эффективное применение специфичных подходов по управлению знаний в IT-компании позволит ей создать необходимые конкурентные преимущества.
Ключевые слова: знания, экономика знаний, управление знаниями, ИТ-компании, проект, информационные технологии
Abstracts: the increased value of knowledge in the modern world as a special asset of the company resulted in the emergence of the concept of the knowledge economy and approaches for knowledge management. Special place in the economy occupy companies, whose activity is connected with information technologies, the result of which, basically, is an intangible product or service. The effective application of specific approaches for the management of knowledge in the IT company will allow it to create the necessary competitive advantages.
Keywords: knowledge, knowledge economy, knowledge management, it-companies, project, information technologies
Отличительной чертой современного общества или, как его принято называть, информационного общества, является то, что большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. В процессе информатизации общества, который является одной из закономерностей современного социально-экономического прогресса, создаются оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [15]. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности [16].
В последние годы в мире появилась экономика нового типа, которую М. Кастельс назвал информациональной и глобальной. «Итак, информациональная -так как производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь то фирма, регион или нация) зависят в первую очередь от их
© Л.Д. Абрамова, Н.А. Саломатин, И.Н. Храмов, 2012
способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Глобальная - потому что основные виды экономической деятельности, такие как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технология, рынки) организуются в глобальном масштабе, непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающей экономических агентов. И наконец, информациональная и глобальная - потому что в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно лишь внутри глобальной взаимосвязанной сети» [4]. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а данными, информацией и знаниями [5].
Особенностями современного этапа развития экономики, по мнению Белла [8], являются:
1. Источник производительности и роста находится в знании, распространяемом на все области экономической деятельности через обработку информации.
2. Экономическая деятельность смещается от производства товаров к предоставлению услуг. За сокращением сельскохозяйственной занятости следует необратимое сокращение рабочих мест в промышленном производстве в пользу рабочих мест в сфере услуг, которые, в конечном счете, должны сформировать подавляющую долю занятости. Чем более развитой является экономика, тем больше занятость и производство должны быть сосредоточены в сфере услуг.
3. В новой экономике будет расти значение профессий, связанных с высокой насыщенностью их представителей информацией и знаниями. Занятость в менеджменте, потребность в профессионалах и техниках будет расти быстрее, чем в любых других занятиях, и составит ядро новой социальной структуры.
Таким образом, информация в информациональной и глобальной экономике отражает и обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сама является в некотором роде товаром (информационным продуктом).
Важным понятием является экономическая информация - это объективированное воплощение знаний о материальных, трудовых и стоимостных аспектах воспроизводимых в экономике процессов, устраняющих неопределенность в отношении исходов этих процессов. Важными особенностями экономической информации являются: необходимость оформления результатов обработки данных в форме, удобной для восприятия человеком; широкое распространение документов как носителей исходных данных и результатов их обработки; дискретность; организованность; неоднородность; рассредоточенность источников и принципиальная невозможность концентрации и централизации процессов сбора данных; возможность длительного хранения с воспроизведением и обновлением и т. д.
Информация и информационные процессы являются неотъемлемой частью информационного общества. Кроме того, информация и знание всегда являлись важными составляющими экономического роста, а развитие технологии во многом определило производительность общества, уровень жизни, а также социальные формы экономической организации [14]. Подытоживая сказанное, можно сказать, что именно знания - основа построения информационного общества, экономических отношений на современном этапе.
Экономикой знаний принято назвать такую экономику, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг. Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал [19].
В области макроэкономики, на стыке политики и экономической науки, термин «экономика знаний» применяется в общемировом масштабе для обозначения общества будущего, к которому сейчас идет цивилизация развитых стран. Так как основным акселератором развития экономики будущего становятся знания, то логичным стало образование концепции управления знаниями. Данная методология направлена на повышение уровня конкурентоспособности и защищенности компании за счет использования полного набора инструментов защиты, управления и экономики нематериальных активов компании; рассматривает стратегии, направленные на предоставление вовремя нужных знаний тем членам сообщества, которым эти знания необходимы для того, чтобы повысить эффективность деятельности сообщества [11]. Технология управления знаниями является универсальной и может применяться в малых, средних и крупных предприятиях [2].
Сегодня интерес к менеджменту знаний в нашей стране объясняется рядом причин, в числе основных - следующие [11]:
- объем данных в информационных системах ежегодно увеличивается более чем в два раза;
- возрастает доля контентной составляющей: до 75% информации предприятия составляет неструктурированная информация (электронные и бумажные документы, изображения, медиаданные);
- улучшается аппаратная часть (оптоволоконные линии связи способствуют повышению пропускной способности сетей);
- высокая динамика бизнеса: быстро создаются новые компании, товары, услуги; проводится реорганизация предприятий (слияние, разделение и т.д.), следовательно, необходимо быстро реагировать на события;
- текучесть кадров, проектная организация работ (люди приходят и уходят по завершении проекта);
- значительное число компаний внедрило различные информационные системы, позволяющие управлять ресурсами (однако вопрос, как управлять интеллектуальными ресурсами, по-прежнему остается открытым).
Новой экономике - экономике, основанной на знаниях, свойственен быстрый рост доли наукоемких товаров и услуг, сокращение их жизненного цикла, интеллектуализация технологий бизнеса и маркетинга. Организации, которые быстрее других находят новые знания, обеспечивают их усвоение сотрудниками и внедряют их в практическую деятельность, приобретают несомненные конкурентные преимущества. Знания, интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность получают растущее признание в качестве нового источника богатства компании.
Эта общая для различных сфер человеческой деятельности тенденция приобретает особый резонанс применительно к 1Т-отрасли, где преимущества получают те компании, которые не только должны успевать реагировать на все изменения внешней среды, но и стремиться влиять на эту среду, создавая новые знания, новые рынки. Деятельность в области информационных технологий является достаточно специфической, ведь практически всегда результатом является нематериальный программный продукт либо услуга, основанная на программном продукте (идеи, решения, интеллектуальная собственность, встроенные в компьютерные коды, реализованные аппаратно или программно). Для получения результата требуется всего два ресурса: квалифицированные специалисты и время. Причем, производительность труда и качество работы программного обеспечения сложным образом зависит от знаний, навыков, опыта и взаимопонимания в команде.
Основными причинами, приводящими к необходимости внедрения системы управления знаниями в 1Т-компаниях, являются:
1. Социально-кадровая причина. В компании материальное производство становится вторичным по отношению к нематериальному (информации и знанию). Ключевыми характеристики работника со знаниями являются:
- он безраздельно владеет средствами производства: интеллект, память, опыт, инициатива;
- его знания специфичны и могут быть применены в рамках строго определенного бизнес-процесса.
Костяк IT-компании составляют интеллектуальные работники, которые отличаются высоким уровнем мобильности и способностью работать виртуально; высоким уровнем образования и умственных способностей; полным набором навыков, необходимых для процесса трансформации знаний; уникальными индивидуальными навыками; высокой способностью к самоорганизации; пониманием собственных значения и ценности, способностью превращать эти свойства в материальную выгоду.
2. Экономическая причина. Определить экономический эффект от вложенных в IT средств просто нельзя. Было проведено исследование IT-компаний, которое показало, что если взять всю рыночную стоимость компаний, то 95%, - это нематериальный актив, это собственно знания сотрудников. Поэтому решение данного парадокса в том, что экономическая оценка от внедрения IT строится с учетом знаний, как экономического фактора; следовательно IT сами по себе не является прибыльными, прибыль формируется через операции со знаниями (данными). Для характеристики подобных фирм популярным является использование коэффициента Тобина (Tobin's q ratio), определяемого как отношение рыночной стоимости компании к балансовой [5], то есть показывающего долю нематериальных активов в стоимости компании. Сегодня для большинства компаний он колеблется от 5 до 10, а для высокотехнологичных отраслей, к которым в частности относится и IT-индустрия, может достигать нескольких сотен.
3. Технологическая причина. Заключается в эволюционном процессе развития IT: вычисление, коммуникация, поддержка мыслительной деятельности.
Ключом к созданию конкурентных преимуществ таких ИТ-компаний являются знания, причем для них важно не просто их наличие, а то, как они используются. Итак, необходимость внедрения системы управления знаниями в IT-компаниях во многом продиктована человеческим фактором. К сожалению, российская высшая школа не дает ИТ-компаниям стопроцентно подготовленных специалистов.
Поскольку компании очень нуждаются в ИТ-специалистах, выпускников-«полуфабрикатов» все равно приходится принимать на работу. Но молодой специалист, даже получивший образование в лучшем вузе страны, все равно нуждается в «доработке»: его надо доучивать практике, на что уходит от 3 до 6 месяцев, а для многих специальностей - и больше (порядка 3 лет). Нельзя не отметить также, что скорость изменений в современном мире приводит к устареванию знаний очень быстрыми темпами, поэтому, после получения высшего образования, специалисты все равно должны постоянно повышать квалификацию [3].
Анализ литературных источников по проблематике управления знаниями [7, 11, 12] обнаруживает два значительно отличающихся друг от друга подхода в построении систем управления знаниями. Первый зиждется на использовании различных комбинаций уже зарекомендовавших себя информационных технологий, реализующих отдельные функции и процессы работы со знаниями. К ним относятся, ставшие уже стандартными IT-технологии, такие как, e-mail, доски объявлений, дискуссионные форумы, web-порталы, а также технологии, использующиеся при построении экспертных систем (распознавание образов и ситуаций, автоматическое аннотирование и классификация, и т.п.). Очевидно, что данный подход, именуемый классическим, является неким развитием информационных систем компаний в части работы с неявными знаниями.
Второй подход основывается на применении семантических технологий, то есть на методах работы со смыслом и семантикой данных, на онтологических описаниях предметных областей человеческой деятельности, на использовании мета описаний, семантического поиска и логического вывода. Онтолого-семантический подход является более новым, сулящим большие перспективы в обучении современным компьютерным системам с семантикой данных и информации, в извлечении на этой основе новых знаний, в создании более эффективных средств и сред для сотрудничества специалистов и обмена знаниями. Естественно, что данный подход сталкивается с определенным дефицитом методов, средств и технологий, не только в части их разработки, но и в части приложения к конкретным предметным областям и особенностям конкретных компаний [6].
Для успешной реализации процесса управления знаниями необходимо определить для компании следующие понятия:
1. Владелец процесса управления знаниями. Следует определить человека, который более других в компании заинтересован в существовании базы знаний, в ее актуальности и качественном использовании. Скорее всего, это будет CIO или руководитель 1Т-инфраструктуры, хотя может быть и другой 1Т-руководитель. Основная забота владельца процесса - финансирование запуска и поддержки процесса и определение метрик, ключевых показателей производительности процесса и их целевые значения, т. е. то, что необходимо получить в качестве результата работы процесса.
2. Менеджер процесса управления знаниями. Необходим также сотрудник, который занимается непосредственно организацией процесса и подотчетен владельцу процесса по получению регулярных значений установленных метрик. Обычно это рядовой менеджер одного из подразделений 1Т-эксплуатации либо менеджер процесса управления инцидентами или процесса управления проблемами.
3. Формат и место размещения базы знаний.
4. Регламент доступа к базе знаний, правила ее создания и корректировки [1].
Говоря о деятельности по управлению знаниями, представители западных
компаний имеют в виду протекание в организации следующих восьми процессов [11]:
- создание новых знаний;
- обеспечение доступа к ценным знаниям за пределами организации;
- использование имеющихся знаний при принятии решений;
- воплощение знаний в процессах, продуктах и/или услугах;
- представление знаний в документах, базах данных, программном обеспечении и т. д.;
- стимулирование роста знаний посредством организационной культуры и поощрений;
- передача знаний из одного подразделения организации в другое;
- измерение ценности интеллектуальных активов (knowledge assets) или/и влияния управления знаниями на результаты бизнеса.
Управление знаниями классически включает в себя пять фундаментальных процессов [17]:
- создание - результатом является новое знание;
- поиск - поиск и представление неявных знаний в явной форме, что делает возможным сбор индивидуальных знаний для коллективного использования;
- систематизация (организация) - классификация и категоризация знаний с целью их последующего целенаправленного извлечения; поддержание целостности данных за счет реализации соответствующих процессов;
- доступ - действия, с помощью которых знания посылаются или запрашиваются конкретным пользователем;
- использование - применение знаний в работе, принятии решений и реализации возможностей.
Спецификой процесса управления знаниями в IT-компаниях является хранение и поддержание в актуальном состоянии информации, описывающей специфику работы определенной 1Т-инфраструктуры, специалистов, использования технологий, поправки к документации, практические советы по исправлению ошибок и т.п.[1].
Согласно модели открытой разработки Эрика Рэймонда (Eric S. Raymond) [13], понятие ИТ-компании (организации) заменяется понятием проекта. Проект - это совокупность работ, осуществляемых для достижения некоторых объявленных целей (с точки зрения классического менеджмента, организация определяется как совокупность предметов и людей, управляемых для достижения определенных целей). Проект является одним из ключевых понятий в высокотехнологичных компаниях. Часто бывает так, что компания создается именно для реализации какого-либо проекта, либо организация рассматривается как совокупность осуществляемых проектов. Если все проекты реализованы, а новые не возникают, то для высокотехнологичной компании это может означать конец функционирования, что может быть связано не только с субъективными причинами (достижение цели функционирования организации), но и с объективными законами рынка, на котором эти компании функционируют. Это в первую очередь постоянные нововведения, позволяющие уцелеть в условиях высокой конкуренции.
Принимая во внимание проектную основу современных ИТ-компаний, различные подходы по управлению знаниями и технологии, поддерживающие данный подход становится очевидным необходимость применения комплексной методологии построения СУЗ для ИТ-компаний. Данный подход позволит выявить значимость той или иной технологии в процессе управления знаниями, а также позволит определить степень важности тех или иных знаний и способов их выявления, распространения и сохранения для каждой стадии IT-проекта.
Подводя итоги, можно отметить, что на практике отдельными наиболее популярными направлениями внедрения системы управления знаниями в IT-компаниях являются:
- распространение передового опыта в самой компании;
- повышение эффективности обучения персонала;
- сбор идей и информации для создания новых товаров, услуг;
- формирование библиотеки выполненных работ для минимизации повторов и нерационального расходования времени;
- оптимизация информационных потоков в компании;
- сокращение уровня управления и повышение эффективности деятельности управляющей структуры; создание новых знаний и подходов;
- формирование базы знаний для регулярного пересмотра стратегии компании и т. д.
В связи с этим можно говорить об актуальности задачи создания единого концептуального подхода к формированию системы управления знаниями в IT-компаниях, учитывающей специфику протекающих в ней процессов.
Литература
1. Акмеев Р. Управление знаниями в ИТ // www.akmeev.ru.
2. Амидон Д. «Глобальный Импульс Стратегии Знаний» // I3 UPDATE Special Edition, February 1999.
3. Изместьев Д.В., Гаврилова О.А. Специфика обучения ИТ-специалистов в России // www.academy.ru/t.asp?id=115&checked=yes.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура // Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М., 2000.
5. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях: Учебное пособие // Под ред. д-ра эконом. наук, проф. Б.З. Мильнера. - М., 2006.
6. Чириков С.В. Стратегия и модели управления знаниями в IT-компании: дис. канд. техн. наук : 05.13.01. - Томск, 2006.
7. Aldea A., Banares-Alcantara R., Bocio J. An Ontology-Based Knowledge Management Platform // In Proceedings of Workshop on Information Integration on the Web, pp. 177-182, Acapulco (Mexico), 2003.
8. Bell (1976); Dordick and Wang (1993).
9. Collison C., Parcell G. Learning to Fly: Practical Knowledge Management from Leading and Learning Organizations, 2005.
10. Davies J., Fensel D., Frank van Harmelen Towards the semantic Web: Ontology-driven Knowledge Management. John Wiley & Sons Ltd, 2003.
11. Harvard Business Review - коллектив авторов Управление знаниями. - М.,
2006.
12. Maier R. Knowledge management systems: Information and communication technologies for knowledge management. Berlin Heidelberg: Springer Ver-lag , 2004.
13. Raymond E.S. The Cathedral and Bazaar // ComputerWorldRussia - Директору информационной службы, 2000. с. 19-23.
14. Rozenberg и Birdzell (1986); Mokyr (1990).
15. www.infosgs.narod.ru/27.htm.
16. www.klgtu.ru/students/literature/inf_asu/0.html.
17. www.mbschool.ru/corporate page.php?page=43.
18. www.nest-expert.ru/node/55.
С.В. Богданов В. О. Черных
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТАЛЬНОГО БИЗНЕСА PROSPECT OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN STEEL BUSINESS
Аннотация: рассмотрены особенности и дана оценка развития современного российского стального бизнеса. Показано, что отечественные металлургические предприятия в обозримой перспективе могут быть лидерами на мировом рынке стальной металлопродукции.
Ключевые слова: сталь, металлургические предприятия и холдинги, мировой и российский стальные рынки.
Abstract: the features and an assessment of the modern Russian steel business. It is shown that the domestic steel industry in the foreseeable future can be leaders in the global steel market steel products.
Keywords: steel, iron and steel enterprises and holding companies, international and Russian steel markets.
Развитие производства стали в современной России в конце XX века и начале XXI века, в целом, характеризуется поступательным ростом объемных производственных показателей, несмотря на произошедшие кризисные явления в мировой экономике в 2008-2009 гг. Эта же тенденция подтверждается трендом,
© С.В. Богданов, В.О. Черных, 2012