УДК 330.342 ББК 65.05 Т-92
Тхакушинов Асланчерий Китович, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», т.: (8772)525124.
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
(рецензирована)
В статье рассматриваются предпосылки формирования экономики, основанной на знаниях, раскрывается ее суть. Рассмотрены предпосылки формирования экономики, основанной на знаниях. Обосновываются различные подходы к управлению знаниями.
Ключевые слова: экономика знаний, конкурентный ресурс, управление знаниями,
менеджмент знаний.
Tkhakushinov Aslanchery Kitovich, Doctor of Social Sciences, professor, professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of FSBEI HPE "Maikop State Technological University", tel.: (8772) 525 1 24.
KNOWLEDGE MANAGEMENT IN MODERN ECONOMIC SYSTEMS
(Reviewed)
The article reviews the prerequisites for the formation of an economy based on knowledge, reveals its essence. Prerequisites for the formation of an economy based on knowledge have been considered. Different approaches to knowledge management have been grounded.
Keywords: knowledge economy, competitive resource, knowledge management, knowledge management.
Конец XX века ознаменовался вступлением человечества в новую фазу развития - основную роль в экономике играет знание. Коренным образом трансформируется организация производственного процесса (стандартизированное массовое производство сменяется гибким производством, вертикально интегрированная организация - горизонтальными сетевыми взаимоотношениями) [1].
В развитых странах информационная деятельность преобладает над материальным производством, на нее направлено внимание производителей и потребителей. Информационные технологии преобразовали материальную основу современного производства и распределения, производительность теперь в большей степени зависит от использования достижений науки и техники, а также от качества информации и менеджмента.
Современная экономика приобрела глобальный характер, особенность которого заключается в отсутствии зависимости организации капитала, производства, менеджмента, рынков труда, информация и технологии от национальных границ.
В современном обществе экономика связана в большей мере с использованием знаний, нежели с традиционными ресурсами. Термин «экономика знаний» изначально использовался для обозначения сектора экономики, ориентированного на производство знаний. В настоящее время он определяет тип экономики, решающую роль в которой играют знания, а их создание и использование выступает источником повышения конкурентоспособности компаний, регионов и стран [2].
Многочисленные исследования выявили основные предпосылки формирования «экономики знаний»:
- знания, наряду с трудом, природными и материальными ресурсами, превращаются в важнейший фактор производства;
- увеличение доли сферы услуг, происходит опережающий рост знание емких услуг для бизнеса;
- возрастает значения человеческого капитала (знаний, навыков, умений) и инвестиций в системе образования и подготовки персонала;
- развиваются и широкомасштабно используются новые информационно-коммуникационные технологии;
- инновации превращаются в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.
В настоящее время повысить производительность труда, конкурентоспособность, выйти на новые рынки можно только благодаря знаниям. Способность создавать, распространять, использовать и накапливать знания - ключ к достижению высоких показателей развития экономики.
П. Друкер (P. Drucker), крупный специалист в области экономики и управления, одним из
первых отметивший признаки преображения общества и экономики [3], ввел в обращение термины «работы по созданию знания» (knowledge work) и «работник, создающий знание» (knowledge worker). В книге «Посткапиталистическое общество» он обращает внимание, что в новых экономических условиях знание является не еще одним ресурсом того же порядка, что и традиционные факторы производства, - труд, капитал и земля, а единственным имеющим значение ресурсом. Знание становится ключевым ресурсом, что делает, по мнению П. Друкера, новую экономику уникальной.
Многие отечественные и зарубежные ученые разделяют мнение П. Дракера. Так, А. Тоффлер (A. Toffler) считает, что в ближайшем будущем знание окончательно заменит остальные ресурсы [4].
На возрастающую роль знания в развитии общественного производства указывал еще К. Маркс. Он отмечал, что всеобщее общественное знание превращается в непосредственную производительную силу [5].
Дж. Бр. Куинн (J.B. Quinn) считает, что экономическая и производительная силы современных компаний определяются интеллектуальной сферой и сферой производства услуг, а не материальными активами. Он утверждает, что стоимость большинства продуктов и услуг определяется, в первую очередь, возможностью развития основанных на знании нематериальных активов, таких как технологические ноу-хау, дизайн продукции, маркетинговые исследования, способность персонала к инновациям [6].
Выше упомянутые авторы едины в том, что будущее принадлежит людям, обладающим знаниями. Единственную и величайшую ценность в обществе, основанном на знании, представляют работники умственного труда. Их деятельность связана преимущественно с информацией в процессе работы, они развивают собственные знания. Дж. Бр. Куинн утверждает, что в современных организациях единственное истинное конкурентное преимущество принадлежит тем, кто вооружен знаниями, достаточными для постановки задачи, ее решения и получения из этого выгоды.
Знания, в особенности зависящие от контекста, заключенного в сложных организационных процессах, получены в результате опыта. Они уникальны, и их, как правило, сложно имитировать. В отличие от многих традиционных ресурсов, такие знания нельзя приобрести на рынке в готовой к применению форме. Получить их можно лишь благодаря опыту. Однако приобретение знаний через опыт требует времени, конкуренты не имеют возможности ускорить этот процесс, лишь только увеличивая инвестиции [7].
В мире, характеризующимся глобализацией, усилением конкуренции и стремительно сокращающимся жизненным циклом продуктов, гибкость и адаптация являются важнейшими качествами для достижения успеха в бизнесе [8]. В ответ на требования экономики знаний, особенностей и закономерностей ее функционирования активно развивается новый раздел науки управления - «управление знаниями».
В условиях возрастающей конкуренции управление знаниями стало одним из наиболее действенных средств повышения эффективности организаций.
Знания стали стратегически важным видом активов, управление ими дает единый, интегрирующий подход к использованию новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной и творческой деятельности людей. Менеджмент знаний предполагает синергетическую связь технологических, организационных и поведенческих аспектов управления.
Разработка процедур, обеспечивающих выявление, передачу, пополнение знаний и обмен ими, становится одним из основных направлений деятельности современных организаций [9]. Этот процесс систематического активного управления всей массой имеющихся в компании знаний и их использованием называется управлением знаниями.
Следует выделить три основных процесса управления знаниями: создание знаний, распространение и обмен знаниями, использование знаний. Однако подобное разграничение носит достаточно условный характер, поскольку в основе каждого из процессов лежит одна из двух базовых задач: приращение организационных знаний или их эффективное использование [10].
Необходимо отметить, что управление знаниями является неотъемлемой частью менеджмента любой организации, а не самостоятельным видом деятельности [11]. Менеджмент знаний меняет образ мысли многих руководителей.
По мнению успешного бизнесмена Билла Гейтса [12], известного специалиста в области информационных технологий управление знаниями - это управление информационными потоками, позволяющие нужным известиям достигнуть нужных людей в нужное время, чтобы они могли своевременно предпринять необходимые действия. Конечная цель управления знаниями, как полагает Гейтс, состоит в повышении интеллектуального потенциала организации, или корпоративного коэффициента интеллекта, определяющего насколько свободно в компании распространяется информация и насколько успешно сотрудники могут пользоваться идеями друг друга в целях совместной выработки идей и воплощения их в жизнь так же эффективно и целенаправленно, как это мог бы делать один человек, сосредоточивший все свои силы на решении проблемы.
Управление знаниями существенно отличается от управления материальными активами. Знания могут перемещаться, передаваться, возможны имитация и копирование знаний. Отличительная черта знаний заключается в том, что их трудно создавать, поскольку для этого нужны высококвалифицированные, талантливые специалисты. Высокая рыночная стоимость этих ресурсов, которыми следует научиться управлять, может оправдаться лишь в будущем, когда их эффективное функционирование обеспечит компании высокую прибыль [13].
Особенность управления знаниями определяется не только количеством накапливаемой информации, но и разветвленностью сетей, обеспечивающих доступ к ней сотрудников. Управляя знаниями необходимо уделить особое внимание способам применения знания, созданию системы и организационных механизмов, призванных облегчить распространение знаний и идей. Важную роль при этом играют информационные технологии, позволяющие находить, сохранять, структурировать необходимую информацию, совместно работать над документами, общаться на профессиональных форумах и конференциях, обеспечивать организационные коммуникации, координацию деятельности и сотрудничество персонала. С их помощью осуществляется интеграция операций в единое целое. В свою очередь, организационные инструменты создают условия, при которых технологические решения эффективно работают, в коллективах происходит обмен опытом и идеями, создаются новые знания, успешно внедряются инновации.
Таким образом, организациям необходимо стремиться к формированию такого подхода к управлению знаниями, который соотносит, уравновешивает и интегрирует организационные, человеческие и технологические компоненты знаний.
Литература:
1. Мильнер Б.З. Управление знаниями в современной экономике: доклад. М.: Ин-т экономики РАН, 2008.
2. Макаров В.Л. Экономика знаний; уроки для России // Наука и жизнь. 2003. №5.
3. Drucker P. Post-capitalist society. Oxford: Butterworth Heinemann, 1993.
4. Tofflеr A. Powershift: knowledge, wealth arid violence at the edge of 21 century. New York: Bantam books, 1990.
5. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2. М.: Политиздат, 1969. Т. 46, ч. 2. С. 215.
6. Quinn J. B. Intelligent enterprise: a knowledge and service based paradigm for industry. New York: The free press, 1992.
7. Zack M.H. Developing a knowledge strategy // California management review. 1999. Vol. 41, №3. P. 125-145.
8. Стоунхаус Д. Управление организационным знанием // Менеджмент в России и за рубежом. I999. №1. С. 14-26.
9. Джанетто К., Ушлер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями. М.: Добрая книга, 2005.
10. Смирнова В. Т. Процессы и функции управления знаниями // Проблемы теории и практики управления. 2008. №8. С. 98-109.
11. Мильнер Б.З. Приобретение, усвоение и передача знаний // Кадровый менеджмент. 2008. №5.
12. Гапоненко А.Л. Управление знаниями. М., 2001.
13. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо, 2005.
References:
1. Milner B.Z. Knowledge management in the modern economy: report. M.: Institute of Economics of RAS, 2008.
2. Makarov V.L. Knowledge economy; lessons for Russia // Science and Life. 2003. No.5.
3. Drucker P. Post-capitalist society. Oxford: Butterworth Heinemann, 1993.
4. Toffler A. Powershift: knowledge, wealth arid violence at the edge of 21 century. New York: Bantam books, 1990.
5. K. Marx, F. Engels. Works. Ed. 2. M. : Politizdat, 1969. V. 46. Part 2. P. 215.
6. Quinn J.B. Intelligent enterprise: a knowledge and service based paradigm for industry. New York: The free press, 1992.
7. Zack M.H. Developing a knowledge strategy // California management review. Vol.41. №3. 1999. P.125-145.
8. Stonehouse D. Managing organizational knowledge // Management in Russia and abroad. I999.№1. P. 14-26.
9. Jeanetto K., Ushler E. Knowledge Management. Guide to the development and implementation of a corporate knowledge management strategy. M: Good Book, 2005.
10. Smirnova V.T. Processes and functions of knowledge management // Problems of the theory and practice of management. 2008. №8. P. 98-109.
11. Milner B.Z. Acquisition, learning and transfer of knowledge //Human Resource Management. 2008. №5.
12. Gaponenko A.L. Knowledge management. M., 2001.
13. Gates B. Business at the speed of thought. M.: Exmo, 2005.