УДК/uDC 372.853 Л. Н. Рыбина
L. Rybina
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ
APPLICATION OF THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY "DEBATES" IN THE LESSONS AND AFTER-HOURS ACTIVITIES IN PHYSICS
Введение. Технология «Дебаты» является эффективным средством развития личности, формирования качеств, способствующих успешной деятельности в условиях современного общества. Иными словами, дебаты способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков.
Основная цель технологии — адаптировать учащихся к условиям современного общества, предполагающим умения конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы. Она ориентирована на самообразование и самообучение учащихся. Эта технология по праву принадлежит открытой педагогике, в которой обучение рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает руководителем этого процесса.
Методология. В ходе работы применялись компетентностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, использовались методы обобщения и анализа педагогического опыта по использованию технологии «Дебаты» при изучении курса физики в школах города Северска.
Результаты. Обосновывается необходимость использования технологии «Дебаты» в преподавании школьного курса физики с 7-го по 11-й класс. Анализируется процесс формирования гармоничной многосторонней личности, развитие которой видится результатом использования данной технологии в преподавании предмета политехнического цикла.
Заключение. Проведенный анализ позволяет резюмировать — необходимость применения технологии «Дебаты» в преподавании физики вызвана объективной потребностью, связанной с формированием предметных, метапредметных и личностных компетенций согласно требованиям ФГОС.
Introduction. The technology "Debate" is an effective means of personal development, the formation of qualities that contribute to successful activities in the modern society. In other words, the debate contributes to the development of intellectual, linguistic, and communication skills.
The main goal of the technology is to adapt students to the conditions of modern society, which presupposes the ability to compete, to hold polemics, and to defend their interests. It is focused on self-education and self-learning of students. This technology rightfully belongs to open pedagogy, in which study is seen as a process of developing the aptitudes, abilities and personal qualities of the student, and the teacher acts as the leader of this process.
Methodology. In the course of the work, competency-oriented and system-activity approaches were applied, methods were used to generalize and analyze pedagogical experience on the use of the "Debate" technology, which was used for 10 years in studying the physics course.
Results. The necessity of using the technology "Debates" in teaching the school physics course from the 7th to the 11th grade is substantiated. The process of formation of a harmonious multilateral personality that develops as a result of using this technology in teaching the subject of the polytechnic cycle is analyzed.
The conclusion. The analysis allows us to summarize—the need to apply the technology "debates" in the teaching of physics is caused by an objective need related to the need to form subject, meta-sub-ject and personal competencies in accordance with the requirements of GEF.
Ключевые слова: физика, технология «Дебаты», информация, коммуникативные навыки, учебно-познавательная деятельность.
Keywords: physics-interest to subject, technology "Debates", information, communication skills, educational and cognitive activity.
I Международный фестиваль идей «Реализация образовательных технологий деятельностного типа: задачи, подходы, перспективы»
Человеческая цивилизация в настоящее время находится в процессе формирования новой информационной среды. Постоянно развивающиеся телекоммуникационные технологии обусловливают жесткие требования к их применению в сфере образования. В связи с этим современные выпускники для успешной социальной адаптации должны обладать набором компетенций:
— уметь самостоятельно находить нужную информацию;
— уметь работать с информацией: обобщать, систематизировать, анализировать и т. д.;
— уметь применять полученную информацию для решения поставленных задач, иметь развитое аналитическое и критическое мышление;
— уметь аргументировать собственную точку зрения, при этом обладать коммуникативной и социокультурной компетенциями в быстро меняющемся мире [4; 5].
Таким образом, в процессе обучения необходимо создавать условия для формирования активной, высокомотивированной и успешной личности. Современное образование базируется на системно-деятельностном подходе, который включает в себя ряд педагогических, личностно ориентированных технологий, одна из которых — «Дебаты». [6]
Автор рассматривает десятилетний опыт применения технологии «Дебаты» в педагогической практике школ города Северска по преподаванию физики. Доказывается эффективность данной технологии в преподавании предметов политехнического цикла. В статье также применялись методы анализа и обобщения при описании результатов работы, поскольку сложность реализации обозначенной технологии предполагает серьезную работу по дифференциации задач и осознанию их взаимодействия по достижению поставленной цели. Обозначим преимущества данной технологии.
1. Развитие интереса к предмету. Современный курс физики сложен, перегружен теорией. Большинство обучающихся к 9-му классу теряют интерес к предмету, посещают уроки из-за необходимости получить аттестат с хорошими оценками. Использование технологии «Дебаты» позволяет увлечь процессом обучения обучающихся не только с математическим складом ума, но и с гуманитарным. С 7-го класса (тема «Без силы трения невозможна жизнь на Земле») и до 11-го (тема «Использование атомной энергетики в мирных целях безопасно для цивилизации») дебаты вовлекают обучающихся в процесс самостоятельного поиска необходимых знаний.
2. Формирование творческой активности обучающихся. При использовании технологии «Дебаты» автор обратила внимание на самостоятельную подготовку обучающихся по параграфам без интереса. Однако при проведении дебатов по этой же теме ребята с интересом находят большой объем информации, выходя за рамки школьного курса. Эту информацию они детально анализируют с точки зрения «утверждения» и «отрицания», что дает возможность понять сложность и многогранность рассматриваемой проблемы. Опыт показывает, что знания, полученные с помощью данной технологии, усваиваются лучше. Так, в 11-м классе обучающиеся помнят тему о силе трения, которую они изучали в 7-м классе.
3. Формирование умения работать с информацией. В настоящее время имеется доступ к большому объему информации. В процессе подготовки к дебатам ребята учатся не только находить нужную информацию, но и анализировать ее, обобщать, формулировать тезисы для будущей защиты и т. д. Отдельно подчеркнем, что поисковая учебно-познавательная деятельность основана на личной мотивации обучающихся, а также на организации совместной партнерской работы обучающихся, обучающихся и учителей, что способствует наиболее полному усвоению учебного материала [2]. Особенно ценна работа с технической информацией, когда обучающиеся стараются самостоятельно разобраться с новыми терминами, характеристиками и прочим материалом.
4. Формирование монологической речи и навыков публичного выступления. Письменные формы работы (тестирование, мониторинг, лабораторные работы и т. д.) на физике являются основными. Устный ответ применяется достаточно редко. С одной стороны, это приводит к тому, что обучающийся знает ответ на вопрос, но не может его корректно сформулировать. У него нет навыка коммуникации с помощью терминологии по предмету «Физика». При этом психологи отмечают, что и сам вопрос, и ответ на него должны иметь вербальную формулировку для полного усвоения знаний.
С другой стороны, слабое развитие монологической речи вызывает страх перед публичным выступлением. В настоящее время многие обучающиеся неохотно отвечают у доски, т. к. это является публичным мини-выступлением. Они боятся критики со стороны своих одноклассников за неумение выстроить свой ответ.
С этой точки зрения применение технологии «Дебаты» эффективно. Дебаты позволяют развивать монологическую речь, вырабатывать навыки публичного выступления, освободиться от сдер-
202
Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (27) 2017
живающих барьеров, самоутвердиться, реализовать себя, что особенно важно в подростковом возрасте [7].
5. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде. Проблема общения в последнее время стоит особенно остро. Применение гаджетов и Интернета препятствует формированию навыков реального общения. При обучении приемам и методам проведения дебатов у обучающихся формируются: умение слушать и слышать друг друга как при работе в команде, так и непосредственно на самих дебатах; умение обмениваться идеями, делиться опытом, а самое главное — терпимость и уважение к различным взглядам, отличным от своих собственных. Именно технология «Дебаты» формирует такое важное качество, как толерантность, без которой личность никогда не будет полноценной [8].
6. Умение сформировать и отстаивать свою позицию. Дебаты учат обучающихся формулировать собственную, независимую и взвешенную позицию по определенной проблеме. При выборе темы дебатов учитывается ее актуальность для обучающихся (например, «Глобальное потепление — неизбежное будущее планеты Земля» или «Использование гаджетов вредит здоровью человека»). Важно, чтобы ребята научились не только презентовать свою позицию, но и аргументированно защищать ее, соблюдая при этом одно из основных правил дебатов: уважительное отношение к оппонентам и противоположному мнению [1].
Таким образом, учитель физики, применяя технологию «Дебаты», помогает обучающимся расширить и углубить знания по своему предмету, развить интеллектуальные способности, укрепить навыки исследовательской деятельности, применения приемов научной организации труда, эффективной работы с источниками информации; развить коммуникативные умения, умения работать в команде; развить монологическую речь и навыки публичного выступления [3].
Образовательная технология личностно ориентированного обучения «Дебаты» может успешно применяться на уроках физики как в средних, так и старших классах, особенно актуальна для внеклассной работы. Данная технология позволяет решать личностные, метапредметные и предметные задачи.
Литература
1. Тимошенко А. И., Тазетдинова Е. Н. Роль куратора в формировании гражданской идентичности обучающихся //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 122-125.
2. Польдяева О. В. Возможности технологии «Дебаты» //Школьные технологии. 2007. № 1. С. 89-92.
3. Бугакова Е. В. Творческое саморазвитие старшеклассников в креативном образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2011. 23 с.
4. Мордвинова Е. А. Использование технологии дебатов в учебном процессе вуза //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. : Ч. I, № 2. Новосибирск : СибАК. 2010.
5. Филонов Г. Н. Теория воспитания: потенциал формирующего воздействия //Педагогика. 2011. № 7. С. 12-20.
6. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе : игровые упражнения. М. : 5 за знания, 2005. С. 160-168.
7. Использование технологии «Дебаты» в преподавании учебных предметов на профильном уровне и элективных учебных предметов : сб. ст. / сост. А. Н. Логинова. Ярославль : ИРО, 2007. 32 с.
8. Технология «Дебаты» // Современные образовательные технологии / под ред. Н. В. Бордовской. М. : КНОРУС, 2011. С. 112-128.
Reference
1. Timoshenko A. I., Tazetdinova E. N. The role of the curator in the formation of the civil identity of students. Professional Education in Russia and Abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2017. № 2 (26). P. 122-125. (In Russian).
2. Poldyaeva O. V. Possibilities of technology "Debate". School technologies [Shkol'nye tehnologii]. 2007. № 1. P. 89-92. (In Russian).
3. Bugakova E. V. Creative self-development of senior pupils in creative education [Tvorcheskoe samorazvitie starsheklassnikov v kreativnom obrazovanii]: the author's abstract of the thesis ... the candidate of pedagogical sciences. Orenburg, 2011. 23 p. (In Russian).
4. Mordvinova E. A. The use of technology debates in the educational process of the university. Personality, family and society: the issues of pedagogy and psychology [Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii]: a collection of articles on the materials of the II International Scientific and Practical Conference. Part I, № 2. Novosibirsk : SibAK, 2010. (In Russian).
5. Filonov G. N. The Theory of Education: the Potential of the Forming Impact. Pedagogy [Pedagogika]. 2011. № 7. P. 12-20. (In Russian).
6. Derekleyeva N. I. Development of communicative culture of students at the lesson and in extra-curricular work: game exercises [Razvitie kommunikativnoj kul'tury uchashhihsja na uroke i vo vneklassnoj rabote : igrovye uprazhnenija]. Moscow: 5 for knowledge, 2005. P. 160-168. (In Russian).
7. Using the technology of "Debate" in the teaching of subject subjects at the profile level and elective educational subjects [Ispol'zovanie tehnologii "Debaty" v prepodavanii uchebnyh predmetov na profil'nom urovne i jelektivnyh uchebnyh predmetov]: a collection of articles. The compiler A. N. Loginova. Yaroslavl: IRO, 2007. 32 p. (In Russian).
8. Technology "Debate". Modern educational technology [Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii]. Editor N. V. Bordovskoy. Moscow: KNORUS, 2011. P. 112-128. (In Russian).