УДК 372.882
М. Ю. Садыкова
Коммуникационные технологии как средство формирования компетентности в общении учащихся в процессе школьного литературного образования
Коммуникационные технологии в процессе литературного образования находят успешное применение в рамках проведения пролонгированных дискуссий и интернет-дебатов, поскольку их использование позволяет расширить пространство учебного диалога, создать наиболее благоприятные условия для самореализации школьников, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.
Ключевые слова: коммуникационные технологии, литературное образование, пролонгированные дискуссии, интернет-дебаты, учебный диалог, коммуникативная компетентность.
М. Ju. Sadykova
Communication Technologies as a Means of Forming the Competence in Pupils' Communication in the Course of School Literary Education
Communicative technologies are successfully applied in prolonged discussions and the Internet-debates in teaching Literature because their use enables to enhance the space of dialogue with students and create the best conditions for students' realization and their mental activities activation.
Keywords: сcommunicative technologies, prolonged discussions, the Internet-debates, teaching Literature, a communicative competence.
Формирование коммуникативной компетентности учащихся в процессе школьного литературного образования предполагает, что старшеклассники должны овладеть «умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных отношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности» [6, с. 44]. Осуществление данной задачи невозможно без использования компьютерных технологий (мультимедийных, информационных и в значительной степени коммуникационных). Дело в том, что компьютер в современных условиях стал не столько вычислительной, сколько коммуникационной машиной, поскольку использование ресурсов Интернета позволяет обогатить непосредственное общение людей, придает ему черты, недостаточно реализуемые в условиях обычного взаимодействия. К их числу относятся «гибкие возможности организации диалога, включения в дискуссии, использования различных информационных ресурсов при составлении своих сообщений, обращения к информации, размещенной ранее» [5]. Благодаря применению коммуникационных технологий появляются «возможности организации коммуникаций на основе не только текстов, но и материалов мультимедийного характера, а также средств организации обратной связи, таких как опросы, рейтинги, баллы и др.»
[5].
Благодаря коммуникационным технологиям значительно увеличивается поле взаимодействий участников образовательного процесса, осуществляется выход в пространство широких социальных контактов. Возможность высказать свои мысли и увидеть, как на них реагируют люди из других социальных групп, побуждает школьников к самосовершенствованию, помогает преодолеть коммуникативные барьеры. Вместе с тем использование данных технологий приводит к освобождению коммуникативных процессов от внешних ограничений, в результате чего возрастает ответственность участников сетевого общения, которые сами устанавливают для себя моральные и культурные рамки, а значит, особенно важной становится целенаправленная работа по подготовке обучающихся к коммуникации, традиционной и опирающейся на компьютерные технологии. Следует развивать базу «речевого общения, которая предполагает: наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; логичность построения и изложения высказывания; точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректно ставить вопросы; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров» [3, с. 81]. Обогащению словарного запаса школьников при использовании коммуникационных технологий способствует доступность
© Садыкова М. Ю., 2013
60
М. Ю. Садыкова
различных словарей, а также знакомство с образцовыми текстами, однако, сетевое общение может привести и к нежелательным последствиям в случае бесконтрольного участия подростков в форумах и чатах. Необходимо, чтобы обучающиеся под руководством педагога выработали четкие критерии оценки высказываний, подходили к выбору круга общения в соответствии с данными критериями и следовали им в своей коммуникативной практике.
Наряду с развитием речи следует формировать у обучающихся социально ценные установки: отношение «к партнерам по взаимодействию как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия; интерес к самому процессу взаимодействия, а не только к его результату, понимание того, что взаимодействие - это диалог, требующий терпимости и к идеям, и к мелким недостаткам партнера, умения слушать и умерять свой «монологический пыл» [3, с. 81]; ориентацию на то, что в ходе взаимодействия надо не только получать, но и как можно больше давать другим. Коммуникативное поведение обучающихся, в том числе и в условиях Интернета, должно осуществляться с гуманистической позиции, которая находит выражение в доверии, оптимистическом отношении к собеседникам, сотрудничестве с ними, учете их индивидуальных свойств, интересе и уважении к уникальности, самобытности личности собеседника, собственному «Я», «предоставлении коммуникату необходимого пространства свободы для творчества, принятия самостоятельных решений» [8, с. 58].
Для достижения данных целей уроки русского языка и литературы предоставляют наиболее благоприятные условия, поскольку именно в процессе изучения словесности подростки получают возможность совершенствовать свою речевую культуру, знакомиться с текстами, обладающими высокой нравственной и эстетической ценностью, вступать в диалог, направленный на постижение художественных образов, авторской позиции, восприятия суждений о прочитанном других участников учебного диалога, осознание своих личностных особенностей.
Формирование культуры общения учащихся старших классов осуществляется посредством постепенно усложняющихся заданий. Вначале школьники должны найти информацию о писателе на сайтах, рекомендованных учителем, затем они переходят к составлению аннотаций сайтов, посвященных творчеству писателей, и в
итоге - к выбору наиболее интересных высказываний участников сетевого общения и их оцениванию с точки зрения содержания и речевого оформления. Предварительная подготовка позволяет старшеклассникам создавать собственные варианты ответов, вступать в общение, отвечая на комментарии, совпадающие с их мнением или содержащие противоположную точку зрения, то есть участвовать в диалоге по поводу прочитанного и увиденного.
По мнению В.И. Тесленко и С.В. Латынцева, формированию коммуникативной компетентности способствуют различные виды деятельности учащихся, в том числе проведение дискуссий, поскольку в их ходе школьники учатся «внимательно и заинтересованно слушать каждого выступающего; понимать суть того, что было сказано другими участниками дискуссии; быстро реагировать на изменения в коммуникативной ситуации; занимать лидирующую или подчиненную позицию; конструктивно вести диалог; принимать объективные решения» [8, с. 110-111]. Использование компьютерных технологий при проведении дискуссий предоставляет возможность оперативного поиска сведений, которые могут быть необходимы для решения вопросов, возникших в ходе обсуждения той или иной проблемы, а также позволяет сделать выступление более ярким и убедительным благодаря продуманному иллюстративному ряду, включающему в себя визуальные, звуковые и видеоматериалы. Эффективность «живых» дискуссий возрастает благодаря применению информационных технологий: составление коллажей из высказываний одноклассников, сделанных в ходе обсуждения той или иной проблемы, сопоставление двух или нескольких высказываний побуждают участников диалога быть более внимательными к мнениям товарищей, благожелательно относиться к суждениям собеседников, независимо от своего согласия или несогласия, уметь видеть ценность и значимость высказываний оппонентов. Таким образом создаются условия для формирования толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.
В литературном образовании коммуникационные технологии находят применение при организации пролонгированной дискуссии в формате web-форума [4]. Пролонгированная дискуссия позволит учащимся рассмотреть различные направления в исследовании, подробнее обсудить вопросы, возникающие на уроке, обратиться к новым проектам. Для ее осуществления не-
Коммуникационные технологии как средство формирования компетентности в общении учащихся в процессе школьного литературного образования
обходима организация web-форума, включающая несколько этапов: подготовительная работа учителя (учеников) по созданию web-форума; регистрация участников (выбор логина и пароля, ключевого слова темы может стать важным этапом в постижении учащимися содержания произведения, той или иной проблемы и т.д.); создание темы; ведение виртуальной дискуссии; подведение итогов (посредством web-голосования). Модераторы могут предложить участникам форума разнообразные вопросы, касающиеся духовных исканий героев художественных произведений и мотивации их поступков: «Почему Андрей Болконский переживает разочарование в своих кумирах - Наполеоне и Сперанском?», «Можно ли строить жизнь по теории, как это пытается сделать Евгений Базаров?», «Проходит ли «испытание любовью» Дмитрий Ионович Старцев?»
Особой формой дискуссии является проведение интернет-дебатов, которые основываются на формате, предложенном К. Поппером и получившем распространение во всем мире. Интернет-дебаты, изначально проходившие в режиме офф-лайн, в настоящее время могут иметь форму видеоконференции и осуществляются с помощью программ Skype или Mail.Ru Агент. Л.Н. Вахрушева и С.В. Савинова подчеркивают, что технология дебатов является «эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию» [1]. Дебаты представляют собой форму «проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога» [1]. Так, например, при обращении к курсу литературы XIX века учащимся для дебатов может быть предложена тема «Что главное для героев русской литературы: бунт или смирение?» В процессе спора команды должны отстаивать то утверждение, которое досталось им по жребию, что способствует формированию умения взглянуть на вопрос с точки зрения другого человека, встать на его позицию. Возможность рассматривать вопрос с противоположных точек зрения,
каждая из которых имеет как сильные, так и слабые стороны, позволяет осознанно вырабатывать собственную жизненную позицию с учетом различных вариантов решения проблемы. Этап обмена вопросами особенно важен в ходе ведения дебатов, так как, именно отвечая оппонентам, школьники учатся более тщательно выстраивать аргументацию. Например, в ходе дебатов по теме «Что главное для героев русской литературы: бунт или смирение?» противникам были предложены следующие вопросы:
- Кто из героев русской литературы пытался достичь своих целей с помощью бунта? Согласны ли вы с определением А.С. Пушкина, назвавшего бунт «бессмысленным и беспощадным»? В трудах каких российских философов развивается идея бунта? К каким итогам приводил бунт в русской истории?
- Кто из героев русской литературы в кризисные моменты своей жизни предпочитал смирение бунту? К каким итогам приводил отказ от борьбы? Какое влияние оказали идеи русских религиозных философов на ход отечественной истории первой половины XX века?
Подготовка и проведение дебатов проходят по определенной схеме, а оценивание результатов осуществляется по ряду критериев, которые помогают обучающимся обратить внимание на содержательность выступлений, формулировку вопросов, культуру общения. Б. Зельцерман и Д. Нетунахин предостерегают от того, чтобы следование правилам игры становилось важнее содержательной работы. Дебаты должны продвигать школьников в понимании обсуждаемой темы, а не создавать ситуацию для публичного столкновения мнений. Задача участников дебатов - понять предположения и установки оппонентов, а не просто опровергнуть их. Перекрестные вопросы должны направляться на прояснение позиции противоборствующей стороны, а не на то, чтобы «поймать» ее на противоречии или уличить в некомпетентности [2].
Таким образом, коммуникационные технологии в процессе литературного образования находят успешное применение в рамках проведения пролонгированных дискуссий и интернет-дебатов, поскольку их использование позволяет расширить пространство учебного диалога, создать наиболее благоприятные условия для самореализации школьников, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.
62
М. Ю. Садыкова
Библиографический список
1. Вахрушева, Л. Н. Технология подготовки и проведения дебатов / Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова [Электронный документ]. - Режим доступа : Шр://к1а55. resobr.ru/archive/year/articles/253/ (дата обращения: 28.05.2008)
2. Зельцерман, Б. Некоторые аспекты развития программы «Дебаты» / Б. Зельцерман, Д. Нетунахин [Электронный документ]. - Режим доступа : http://experiment.lv/ rus/debate/conf/artic1e_1.htm (дата обращения: 14.24.2008)
3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2000. - 200 с.
4. Мухаметшина, Р. Ф. Интегрированный урок литературы и новые информационные технологии: web-форум как прием пролонгированной дискуссии [Текст] / Р.Ф. Мухаметшина // Интеграция образования. - 2006. - № 2. - С. 114-116.
5. Сергеев, А.Н. Эволюция взглядов на информатизацию образования: Развитие личности и обучение в сообществах [Электронный документ] / А. Н. Сергеев // Грани познания - 2008. - № 1. - Режим доступа : http://grani.vspu.ru/ page/home (дата обращения: 15.10.2009)
6. Тесленко, В. И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание [Текст] : монография / В. И. Тесленко, С. В. Латынцев. - Красноярск : КГПУ, 2007. - 255 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Vahrusheva, L. N. Tehnologiya podgotovki i prov-edeniya debatov / L. N. Vakhrusheva, S. V. Savinova [Elektronny'j dokument]. - Rezhim dostupa : http://klass. resobr.ru/archive/year/articles/253/ (data obrashcheniya: 28.05.2008)
2. Zel'cerman, B. Nekotory'ye aspekty' razvitiya pro-grammy' «Debaty'» / B. Zel'cerman, D. Netunahin [Elektronny'j dokument]. - Rezhim dostupa : http://experiment.lv/ rus/debate/conf/article_ 1.htm (data obrashcheniya: 14.24.2008)
3. Mudrik, A. V. Social'naya pedagogika [Tekst] : ucheb. dlya stud. ped. vuzov / pod red. V. A. Slastenina. -M. : Akademiya, 2000. - 200 s.
4. Muhametshina, R. F. Integrirovanny'j urok litera-tury i novy'ye informacionny'ye tehnologii: web-forum kak priyem prolongirovannoj diskussii [Tekst] / R.F. Mukhametshina // Integratsiya obrazovaniya. - 2006. - № 2. - S. 114-116.
5. Sergeyev, A.N. Evolyuciya vzglyadov na informa-tizaciyu obrazovaniya: Razvitiye lichnosti i obucheniye v soobshchestvah [Elektronny'j dokument] / A. N. Sergeyev // Grani poznaniya - 2008. - № 1. - Rezhim dostupa : http://grani.vspu.ru/ page/home (data obrashcheniya: 15.10.2009)
6. Teslenko, V. I. Kommunikativnaya kompetentnost': formirovaniye, razvitiye, otsenivaniye [Tekst] : mono-grafiya / V. I. Teslenko, S. V. Latyntsev. - Krasnoyarsk : KGPU, 2007. - 255 s.
Коммуникационные технологии как средство формирования компетентности в общении учащихся в процессе школьного литературного образования