Научная статья на тему 'Применение педагогических технологий физического воспитания в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза'

Применение педагогических технологий физического воспитания в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
860
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GAMES TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О. В.

В статье рассматриваются вопросы здоровья, здорового образа жизни студенческой молодежи, изучены педагогические, здоровьесберегающие, игровые технологии, оказывающие влияние на здоровье студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issues of health, healthy lifestyle of students, studied the pedagogical, health-preserving, gaming technology, which influence the health of students of pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Применение педагогических технологий физического воспитания в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза»

УДК 37.037.1

О.В. Ярлыкова Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, Россия

Применение педагогических технологий физического воспитания в формировании здорового образа жизни студентов

педагогического вуза

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы здоровья, здорового образа жизни студенческой молодежи, изучены педагогические, здоровьесберегающие, игровые технологии, оказывающие влияние на здоровье студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: Педагогические технологии, здоровье, здоровый образ жизни, здо-ровьесберегающие технологии, игровые технологии.

Проблема формирования здорового образа жизни всегда привлекала внимание специалистов в области физической культуры, медицины, биологии, физиологии, психологии, педагогики и других наук. Актуальность проблемы формирования здорового стиля жизни определяется новой стратегией современных педагогических исследований по проблеме здоровья человека, требующей интеграции наук о человеке, а также эффективных технологий, обеспечивающих укрепление здоровья студенческой молодежи и повышение качества подготовки специалистов [1, с. 33].

Широкое внедрение в практику обучения различного рода инновационных программ и методов, рост информационной, эмоциональной и психической нагрузки, изменение режима жизни, недостаточная двигательная активность обусловливают снижение качества здоровья студентов.

В научно-методической литературе педагогическая технология рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов и приемов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам в обучении и воспитании.

Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. Они направлены на сохранение и укрепление здоровья.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым студенты учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности обучающегося, развитие его саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной

позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающая компетенция является основополагающей в ряду профессиональных компетенций будущего учителя.

Для реализации здоровьесберегающей компетенции стали больше уделять внимания работе по формированию физической культуры, здорового образа жизни. Но большинство студентов занимаются эпизодически. В образовательных структурах отсутствует целенаправленная систематическая работа по формированию здорового образа жизни молодежи, поэтому чрезвычайно актуально для настоящего, так и для будущего России продолжает оставаться проблема сохранения, укрепления здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы в современных общеобразовательных учебных заведений.

Мы опробовали технологии физического воспитания, способные улучшить традиционное физическое воспитание, положительно влияющие на здоровье и гармонию физического развития, а также на формирование двигательных способностей.

Преподаватели физического воспитания формируют интерес к физическим упражнениям и потребность в здоровом стиле жизни, используя для их развития, совершенствования и укрепления здоровья нестандартные формы занятий: ритмика, йога, игровые. В учебно-познавательных и воспитательных целях используются различные организационные формы однодневных походов: -эколого-туристическая прогулка, эколого-туристический поход, эколого-туристическая экскурсия [2, с.131-132], а также активные методы обучения и новые оздоровительные технологии: аэробика, степ - аэробика, стретчинг -аэробика, калланетика, джампинг, шейпинг, скандинавская ходьба, дыхательная гимнастика и др.

Мы стремимся формировать у студентов стратегию поведения через актуализацию ценностно-мотивационных установок стремление к физическому совершенству, стремление к душевной психической гармонии в жизни, заботу о полноценном питании, соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма и его очищение, стремление к здоровьесберегающей профессиональной деятельности.

Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, вовлечение студентов в секции по различным видам спорта.

Занятия физической культурой, секции по видам спорта являются центром обучения здоровью, работа которых направлена на вооружение студентов необходимыми знаниями и умениями в этой области, а также профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и других форм девиантного поведения среди студенческой молодежи, оказание консультативно-методической помощи преподавателям, студентам.

При организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузе мы опираемся на следующие методы воспитания:

- методы формирования сознания личности,

- методы организации деятельности, общения и опыта общественного поведения,

- методы стимулирования и мотивации деятельности,

- методы контроля, самоконтроля деятельности и поведения.

Реализуются физкультурно-оздоровительные технологии, как на занятиях

физической культуры, так и в работе спортивных секций. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, развитие физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового тренированного человека от нетренированного.

В течение ряда лет нами изучается влияние современных игровых технологий на формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза. Их эффективность отмечается в период адаптации студентов первого курса к условиям ВУЗа. Для развития коммуникативной сферы личности студента используются коммуникативные и диагностические игровые технологии «Веревочного курса».

Развитие личности будущего педагога связано с процессами саморазвития и самопознания, раскрытие творческого потенциала, определение личностного роста. Творческий подход к педагогическому процессу включает использование игровых технологий, где проявляется креативный подход к решению оптимального решения поставленных задач [3,с.63]. Профессионально-личностное развитие будущего педагога определяется прохождением педагогической практики. Студенты обучаются организации, подготовке и проведению физкультурно-оздоровительных форм занятий, спортивно-массовых мероприятий в образовательно-воспитательном пространстве современной школы. Владея современными педагогическими технологиями, они проявляют готовность к проведению, как традиционных так и не традиционных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми и подростками: «Форт-Боярд», «Морское рандеву», «Экспресс Победы», полосы препятствий, викторины.

Многолетний педагогический опыт позволил определить тенденции применения игровых технологий. Студенты в игре проявляют смекалку, находчивость, находят неординарные решения в проблемных ситуациях. Зрелищные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия с применением творческих, профориентационных игровых технологий, несут в себе огромный воспитательный потенциал и позволяют использовать системный подход для достижения основных целей и задач физического воспитания будущих педагогов в их профессиональном самоопределении. В настоящее время является актуальной проблема становления такого педагога, который соединяет в себе личностные и профессиональные качества, проявляет потребность в непрерывном саморазвитии [3, с. 156]. Важным должно стать дальнейшее повышение

общекультурного уровня студентов, их физической культуры, стремление к самосовершенствованию, формированию здорового образа жизни, оптимально сочетать умственную и физическую нагрузки, совершенствовать комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий: активный отдых, нормализацию сна и питания, пребывание на свежем воздухе, оптимальную двигательную активность, водные процедуры, аутотренинг.

Важнейшим направлением в деятельности преподавателей физической культуры должна явиться разработка и внедрение новых физкультурно-оздоровительных технологий, предусматривающих применение широкого арсенала средств физической культуры с учетом индивидуальных особенностей каждого студента и состояния его организма в данный момент. Действенность связана с практической включенностью личности в различных аспектах своей жизни. Это качество проявляется с активностью будущего педагога в применении, по мнению Л.А.Ситак, умений и навыков в области своей педагогической деятельности [4, с.19].

Здоровьесберегающее образование становится необходимым условием подготовки студентов педагогического вуза, потому что педагог на сегодняшний день является единственной реальной личностью способной в процессе обучения сохранить здоровье детей.

Библиографический список

1. Ярлыкова О.В. Формирование физической культуры в образовательном процессе.//Профессиональная ориентация, №2, 2015, с. 32-35.

2. Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/ М., 2004.- 182с.

3. Сгонник Л.В. Профессионально-личностное развитие учителя в системе непрерывного педагогического образования («педагогический колледж-педагогический вуз») Монография. -М., 2004, 174с.

4. Ситак Л.А. Влияние экологического воспитания на формирование эколого-профессиональной готовности будущих педагогов. //Профессиональная ориентация, №2, 2015, с. 16-20.

O.V. Yarlykova

THE APPLICATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF PHYSICAL EDUCATION IN THE FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS

Abstract: the article considers the issues of health, healthy lifestyle of students, studied the pedagogical, health-preserving, gaming technology, which influence the health of students of pedagogical University.

Key words: Pedagogical technologies, health, healthy lifestyle, health saving technologies, games technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.